БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ПО ЦЕНТРАМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 3
1. Теоретические и методологические аспекты бюджетирования 7
1.1. Понятие центра ответственности и их классификация 7
1.2. Экономическая сущность бюджетирования 12
1.3. Классификация бюджетов 19
2. Особенности формирования и планирования бюджета в КФУ 25
2.1. Структура и специфика деятельности организации и их влияние на
процесс бюджетирования 25
2.2. Методы бюджетирования 31
2.3. Порядок осуществления бюджетирования в КФУ 36
3. Контроль за исполнением бюджета 44
3.1. Оценка качества финансового менеджмента КФУ через систему
бюджетирования 44
3.2. Особенности системы бюджетирования в условиях автоматизации 56
Заключение 61
Список использованных источников 68
1. Теоретические и методологические аспекты бюджетирования 7
1.1. Понятие центра ответственности и их классификация 7
1.2. Экономическая сущность бюджетирования 12
1.3. Классификация бюджетов 19
2. Особенности формирования и планирования бюджета в КФУ 25
2.1. Структура и специфика деятельности организации и их влияние на
процесс бюджетирования 25
2.2. Методы бюджетирования 31
2.3. Порядок осуществления бюджетирования в КФУ 36
3. Контроль за исполнением бюджета 44
3.1. Оценка качества финансового менеджмента КФУ через систему
бюджетирования 44
3.2. Особенности системы бюджетирования в условиях автоматизации 56
Заключение 61
Список использованных источников 68
В течение многих лет компании рассматривали свои бюджеты как обязательную оценку предстоящих годовых доходов и расходов. Сейчас это отношение быстро меняется, поскольку рынок требует большей конкурентоспособности и динамики в развитии. Успешные компании постоянно повышают точность своих прогнозов относительно будущих операций и связанных с ними потребностей в ресурсах. Рассмотрим эти соображения с точки зрения учреждений высшего образования.
В процессе развития российских ВУЗов на сегодняшний день можно проследить тенденцию восприятия образовательного учреждения как компанию, которая предлагает на рынке образовательные и научные услуги, то есть другими словами продукты интеллектуальных трудов своих сотрудников. Это происходит потому, что на уровне закона ВУЗы наделяются некой самостоятельностью в части внутреннего управления, финансового менеджмента, а также определения основных направлений своей деятельности. Происходит это благодаря активной работе образовательного учреждения по привлечению внебюджетных средств.
Одним из важнейших функций финансового управления образовательным учреждением является планирование, которая заключается в выявлении количественных целевых значений его развития и разработки стратегий их достижения. Иными словами, организация финансового планирования является средством достижения поставленных целей. Процесс бюджетного планирования называют бюджетированием.
Современный рынок образовательных услуг характеризуют такие тенденции, как стремительность, глобальность, оперативность, конкурентоспособность и востребованность специалистов. Они обусловливают все возрастающую роль финансового планирования, бюджетирования. С помощью грамотно поставленной системы бюджетирования можно прогнозировать изменения конъюнктуры рынка, планировать финансовые результаты деятельности организации.
Бюджетирование является важной ступенью в разработке системы регулярного экономического управления, способствующего оптимизации финансовых потоков предприятия, что позволяет повысить конкурентоспособность.
Процедуру бюджетирования в образовательном учреждении следует рассматривать как комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов эффективного управления финансовыми потоками, чтобы повысить финансовую устойчивость и рациональность использования ограниченных финансовых ресурсов, координировать усилия подразделений ВУЗа. Условия рыночных отношений говорят о том, что грамотное управление финансовыми ресурсами гарантирует успешную деятельность любого высшего учебного заведения.
Наличие в ВУЗе системы бюджетирования и финансового планирования способствуют созданию качественного финансового плана. Применение в процессе бюджетирования инструментария финансовой аналитики способствует выявлению направлений оптимизации расходов, определению возможных «точек роста» доходов из бюджетных и внебюджетных источников. Все вышесказанное обуславливает актуальность выбора темы для данной выпускной квалификационной работы.
Говоря об аспектах бюджетирования по центрам ответственности в учреждениях высшего образования, прежде всего, следует рассмотреть его роль и значимость в КФУ. Таким образом, объектом исследования стало федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (далее - КФУ).
Предметом исследования выступает бюджетирование по центрам ответственности в учреждениях высшего образования.
Цель работы - обобщение и систематизация системы бюджетирования по центрам ответственности в учреждениях высшего образования.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие «центр ответственности» и провести его классификацию;
- определить экономическую сущность бюджетирования, ее функции и принципы;
- провести классификацию бюджетов;
- изучить структуру и специфику деятельности КФУ, и их влияние на процесс бюджетирования;
- описать методы бюджетирования;
- изложить порядок осуществления планирования бюджетирования в КФУ;
- дать оценку качества финансового менеджмента КФУ по итогам мониторинга в сфере финансового менеджмента;
- выявить особенности системы бюджетирования в условиях автоматизации.
На разных этапах работы над выпускной квалификационной работой будут использованы следующие методы исследования:
- изучение экономической литературы, документов нормативно-законодательной базы РФ в области бюджетирования, бухгалтерского учета и контроллинга по теме исследования;
- анализ материалов организации, по данным которой проводилось исследование;
- обобщение теоретических аспектов по теме исследования;
- сравнение определение и свойств понятий;
- описание и критический анализ системы планирования и бюджетирования в КФУ.
Вопросы бюджетирования остаются актуальными на протяжении многих лет. Теоретические аспекты, а также практическая значимость процесса бюджетирования отражены в работах зарубежных экономистов,
Г. Андерсон, Р. Брейли, Ч. Гаррисон, Э. Джонс, Д. Ирвин, Т. Карлин, Н. Майерс, Р. Манн и др.
Среди отечественных специалистов стоит отметить профессора КФУ В.Б. Ивашкевич, М.М. Алексееву, И.Т. Балабанову, И.А. Бланка, В.В. Бурцева, М.И. Бухалкова, В.В. Гамаюнова, В.Н. Самочкина, Т.В. Сизову, Е.С. Стоянову, O.A. Хвостенко и др., которые также внесли свою лету в изучение бюджетирования.
В процессе развития российских ВУЗов на сегодняшний день можно проследить тенденцию восприятия образовательного учреждения как компанию, которая предлагает на рынке образовательные и научные услуги, то есть другими словами продукты интеллектуальных трудов своих сотрудников. Это происходит потому, что на уровне закона ВУЗы наделяются некой самостоятельностью в части внутреннего управления, финансового менеджмента, а также определения основных направлений своей деятельности. Происходит это благодаря активной работе образовательного учреждения по привлечению внебюджетных средств.
Одним из важнейших функций финансового управления образовательным учреждением является планирование, которая заключается в выявлении количественных целевых значений его развития и разработки стратегий их достижения. Иными словами, организация финансового планирования является средством достижения поставленных целей. Процесс бюджетного планирования называют бюджетированием.
Современный рынок образовательных услуг характеризуют такие тенденции, как стремительность, глобальность, оперативность, конкурентоспособность и востребованность специалистов. Они обусловливают все возрастающую роль финансового планирования, бюджетирования. С помощью грамотно поставленной системы бюджетирования можно прогнозировать изменения конъюнктуры рынка, планировать финансовые результаты деятельности организации.
Бюджетирование является важной ступенью в разработке системы регулярного экономического управления, способствующего оптимизации финансовых потоков предприятия, что позволяет повысить конкурентоспособность.
Процедуру бюджетирования в образовательном учреждении следует рассматривать как комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов эффективного управления финансовыми потоками, чтобы повысить финансовую устойчивость и рациональность использования ограниченных финансовых ресурсов, координировать усилия подразделений ВУЗа. Условия рыночных отношений говорят о том, что грамотное управление финансовыми ресурсами гарантирует успешную деятельность любого высшего учебного заведения.
Наличие в ВУЗе системы бюджетирования и финансового планирования способствуют созданию качественного финансового плана. Применение в процессе бюджетирования инструментария финансовой аналитики способствует выявлению направлений оптимизации расходов, определению возможных «точек роста» доходов из бюджетных и внебюджетных источников. Все вышесказанное обуславливает актуальность выбора темы для данной выпускной квалификационной работы.
Говоря об аспектах бюджетирования по центрам ответственности в учреждениях высшего образования, прежде всего, следует рассмотреть его роль и значимость в КФУ. Таким образом, объектом исследования стало федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (далее - КФУ).
Предметом исследования выступает бюджетирование по центрам ответственности в учреждениях высшего образования.
Цель работы - обобщение и систематизация системы бюджетирования по центрам ответственности в учреждениях высшего образования.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие «центр ответственности» и провести его классификацию;
- определить экономическую сущность бюджетирования, ее функции и принципы;
- провести классификацию бюджетов;
- изучить структуру и специфику деятельности КФУ, и их влияние на процесс бюджетирования;
- описать методы бюджетирования;
- изложить порядок осуществления планирования бюджетирования в КФУ;
- дать оценку качества финансового менеджмента КФУ по итогам мониторинга в сфере финансового менеджмента;
- выявить особенности системы бюджетирования в условиях автоматизации.
На разных этапах работы над выпускной квалификационной работой будут использованы следующие методы исследования:
- изучение экономической литературы, документов нормативно-законодательной базы РФ в области бюджетирования, бухгалтерского учета и контроллинга по теме исследования;
- анализ материалов организации, по данным которой проводилось исследование;
- обобщение теоретических аспектов по теме исследования;
- сравнение определение и свойств понятий;
- описание и критический анализ системы планирования и бюджетирования в КФУ.
Вопросы бюджетирования остаются актуальными на протяжении многих лет. Теоретические аспекты, а также практическая значимость процесса бюджетирования отражены в работах зарубежных экономистов,
Г. Андерсон, Р. Брейли, Ч. Гаррисон, Э. Джонс, Д. Ирвин, Т. Карлин, Н. Майерс, Р. Манн и др.
Среди отечественных специалистов стоит отметить профессора КФУ В.Б. Ивашкевич, М.М. Алексееву, И.Т. Балабанову, И.А. Бланка, В.В. Бурцева, М.И. Бухалкова, В.В. Гамаюнова, В.Н. Самочкина, Т.В. Сизову, Е.С. Стоянову, O.A. Хвостенко и др., которые также внесли свою лету в изучение бюджетирования.
На современном этапе развития высших учебных заведений наблюдается тенденция рассмотрения образовательного учреждения как предприятия, создающего и продающего на рынке продукт интеллектуального труда его сотрудников - образовательные и научные услуги. Прежде всего это связано с тем, что федеральные законы наделяют ВУЗы существенной самостоятельностью в области внутривузовского управления, проведения финансовой политики и определения основных направлений развития. Результатом этого является активная работа ВУЗов по привлечению внебюджетных средств. Как известно, средства, полученные от приносящей доход деятельности, расходуются университетом самостоятельно и не имеют строго целевого характера в отличие от средств, выделяемых из федерального бюджета. Следовательно, для эффективного использования внебюджетных поступлений и предотвращения кассовых разрывов, вузу необходимо создание такой информационной системы, которая бы демонстрировала направления эффективного вложения внебюджетных средств. Такая система получила название бюджетирование.
В современных условиях ВУЗ выступает субъектом на конкурентном рынке образовательных услуг и при этом имеет отличительные особенности в плане финансирования, которые необходимо учитывать и строго соблюдать. Финансовый менеджмент университета включает важный элемент бюджетного планирования, процесс которого строится путем последовательного выделения ЦФО, разработки системы взаимосвязанных бюджетов, контроля за их исполнением и анализа возникающих отклонений с выявлением причин этих отклонений и персональной ответственности руководителей ЦФО за конкретные целевые показатели. Данный сценарий позволяет выстроить систему бюджетирования для повышения финансовой эффективности деятельности ВУЗа, однако он имеет и ряд проблем и ограничений, что позволяет сделать вывод о необходимости разработки новых методов бюджетирования или совершенствования уже существующих и непосредственно применяемых на практике. В процессе выполнения работы решены следующие задачи.
Рассмотрено понятие центр ответственности и проведена его классификация. Управленческий учет часто определяют как учет по центрам ответственности. Концепцию учета по центрам ответственности впервые выдвинул американский ученый Джон Хиггинс в 1952 г. Он писал, что учет по центрам ответственности - это система бухгалтерского учета, которая перекраивается организацией так, что затраты аккумулируются и отражаются в отчетах на определенных уровнях управления. Следует отметить, что в мировом бухгалтерском учете широко используется правило Хиггинса, согласно которому построение и определение результатов и ответственности в рамках теории центров ответственности сводится к тому, что надо учитывать и контролировать лишь доходы и расходы, зависящие от соответствующего центра.
В СССР теорию центров ответственности развивал В. Б. Ивашкевич. Он определял центр ответственности как «область деятельности наделенного правами и обязанностями руководителя определенного уровня управления». Профессор Я. В. Соколов в теории центров ответственности связывает их функционирование с местами возникновения затрат.
В настоящее время в управленческом учёте под центром ответственности понимается структурное подразделение внутри предприятия, возглавляемое конкретным лицом, принимающим управленческие решения и несущим за них ответственность. Существуют различные классификации центров ответственности. Наиболее распространённой является классификация в зависимости от направления контроля. В соответствии с данным признаком принято выделять следующие четыре типа центров ответственности:
- центр затрат;
- центр доходов;
- центр прибыли;
- центр инвестиций.
В современных условиях ВУЗ выступает субъектом на конкурентном рынке образовательных услуг и при этом имеет отличительные особенности в плане финансирования, которые необходимо учитывать и строго соблюдать. Финансовый менеджмент университета включает важный элемент бюджетного планирования, процесс которого строится путем последовательного выделения ЦФО, разработки системы взаимосвязанных бюджетов, контроля за их исполнением и анализа возникающих отклонений с выявлением причин этих отклонений и персональной ответственности руководителей ЦФО за конкретные целевые показатели. Данный сценарий позволяет выстроить систему бюджетирования для повышения финансовой эффективности деятельности ВУЗа, однако он имеет и ряд проблем и ограничений, что позволяет сделать вывод о необходимости разработки новых методов бюджетирования или совершенствования уже существующих и непосредственно применяемых на практике.
Определена экономическая сущность бюджетирования, описаны методы бюджетирования. Сущность бюджетирования состоит в том, чтобы исходя из стратегических и тактических целей организации, планировать процесс деятельности организации, воплощая полученный плановый результат в конкретные показатели бюджетов, и при этом каждый показатель привязан к конкретной задаче и к ответственному лицу.
Бюджетирование позволяет руководству организации с очень сильной вероятностью оценить эффективность принимаемых решений, оптимальным образом распределить ресурсы предприятия, намечать пути развития персонала и предприятия, а также избегать кризисных ситуаций. В процессе бюджетирования цели (задачи) системы бюджетирования определяют исходя из целей организации.
Отечественный и зарубежный опыт показывают, что до сих пор не выработано четких принципов и методов разработки эффективной системы вузовского бюджетирования, подготовки полной и достоверной информации о разнообразных экономических и финансовых показателях. В этой связи формирование системы бюджетирования в университете требует всестороннего изучения и анализа, что предопределяет актуальность настоящего исследования, его теоретическую и практическую значимость. Система вузовского бюджетирования - это комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых элементов эффективного управления финансовыми потоками в целях повышения его финансовой устойчивости и рационального использования ограниченных финансовых ресурсов. Рассматривая бюджетирование как процесс, можно выделить такие его составляющие:
- технологию бюджетирования, в которую входят инструментарий финансового планирования (виды и форматы бюджетов, система целевых показателей и нормативов), порядок консолидации бюджетов различных уровней управления и функционального назначения;
- организацию бюджетирования, включающую финансовую структуру ВУЗа, бюджетный регламент и механизмы бюджетного контроля (процедуры составления бюджетов, их представления, согласования и утверждения, порядок последующей корректировки, сбора и обработки данных об исполнении бюджетов), распределение функций в аппарате управления (между функциональными службами и структурными подразделениями различного уровня) в процессе бюджетирования, систему внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций), а также систему поддержки и стимулирования бюджетного процесса;
- автоматизацию финансовых расчетов, предусматривающую не только составление финансовых прогнозов, включая сценарный анализ и расчет различных вариантов финансового состояния, но и постановку сплошного управленческого учета, в рамках которого в любое время можно получать оперативную информацию о ходе исполнения ранее принятых бюджетов (о движении денежных средств), в том числе по отдельным образовательным программам и структурным подразделениям ВУЗа.
Обычно используют два основных методических подхода к бюджетированию:
а) построение бюджетов на основе финансовой структуризации - бюджетирование по ЦФО, или по-другому традиционное бюджетирование;
Традиционно учреждениями высшего образования используется модель бюджетирования, построенная на основе их финансовой структуры. Использование данной методики позволяет ответить на важные вопросы: кто и сколько зарабатывает и тратит в учреждении, а также, какова эффективность этих расходов. Методика бюджетирования на основе финансовой структуры заключается в формировании финансовой структуры на базе организационной с закреплением финансовой ответственности и полномочий за руководителями центров финансовой ответственности.
б) построение бюджетов на основе выделения бизнес-процессов (видов деятельности) - АВВ-метод.
ABB-метод, предполагает построение бюджетирования на базе выделения бизнес-процессов компании с закреплением полномочий и ответственности за ресурсы. Ее особенность в том, что структурирование деятельности организации проводится не по функциям, а по выполняемым бизнес-процессам, с закреплением ответственных за каждый бизнес-процесс. Данная методика также требует четкого определения границ отдельных бизнес-процессов и предполагает назначение лиц, ответственных за результаты работы отдельных бизнес-процессов, с наделением их полномочиями и ответственностью за потребляемые этими бизнеспроцессами ресурсы.
Изучена структура и специфика деятельности КФУ, их влияние на процесс бюджетирования, а также изложен порядок осуществления бюджетирования в КФУ. Система бюджетирования в КФУ является одним из эффективных инструментов управления ФХД образовательного учреждения. Одним из основных элементов системы вузовского бюджетирования выступает финансовая структура. Финансовая структура - это иерархическая система ЦФО. Финансовая структура ВУЗа определяет порядок формирования, использования финансовых ресурсов университета, а также распределение ответственности за достижение общего финансового результата. Ее наличие необходимо, во-первых, для более точного определения показателей доходов и расходов сводных бюджетов, а также для установления ответственности за исполнение ключевых параметров деятельности за соответствующими подразделениями. Процесс планирования и бюджетирования в КФУ осуществляет ДБКиРО согласно приложению к настоящему регламенту планирования и бюджетирования ФХД.
Дана оценка качества финансового менеджмента КФУ. В условиях рыночных отношений успешная деятельность любого высшего учебного заведения во многом зависит от грамотного управления финансовыми ресурсами. Финансовый менеджмент высшего учебного заведения включает в себя следующие аспекты управления финансовыми ресурсами: планирование, прогнозирование, внутренний учет, мониторинг, оценка эффективности. Повышение качества организации финансового менеджмента ВУЗа во многом определяется построением системы мониторинга. Мониторинг в сфере финансового менеджмента осуществляется в рамках контрольной функции и представляет собой регулярное наблюдение за финансовыми показателями. В КФУ с каждым годом отслеживается положительная динамика финансового менеджмента по каждому показателю.
Выявлены особенности системы бюджетирования в условиях автоматизации. Создание информационной системы АСУ ФХП позволило повысить качество и эффективность управления процессом финансово-хозяйственной деятельности КФУ путем комплексной автоматизации операций на всех стадиях: при составлении, исполнении плана ФХД, осуществлении учета поступлений и выплат, формировании отчетности.
Система бюджетирования является одним из эффективных инструментов управления ФХД КФУ, которая устанавливает горизонты планирования; систематически анализирует рынок труда с целью разработки востребованных образовательных программ; более рационально распределяет финансы учреждения по структурным подразделениям и обеспечивает прозрачность денежных потоков; разрабатывает эффективные мероприятия, которые направлены на улучшение финансового состояния ВУЗов; документально подтверждает и экономически обосновывает эффективность принятых управленческих решений.
В современных условиях ВУЗ выступает субъектом на конкурентном рынке образовательных услуг и при этом имеет отличительные особенности в плане финансирования, которые необходимо учитывать и строго соблюдать. Финансовый менеджмент университета включает важный элемент бюджетного планирования, процесс которого строится путем последовательного выделения ЦФО, разработки системы взаимосвязанных бюджетов, контроля за их исполнением и анализа возникающих отклонений с выявлением причин этих отклонений и персональной ответственности руководителей ЦФО за конкретные целевые показатели. Данный сценарий позволяет выстроить систему бюджетирования для повышения финансовой эффективности деятельности ВУЗа, однако он имеет и ряд проблем и ограничений, что позволяет сделать вывод о необходимости разработки новых методов бюджетирования или совершенствования уже существующих и непосредственно применяемых на практике. В процессе выполнения работы решены следующие задачи.
Рассмотрено понятие центр ответственности и проведена его классификация. Управленческий учет часто определяют как учет по центрам ответственности. Концепцию учета по центрам ответственности впервые выдвинул американский ученый Джон Хиггинс в 1952 г. Он писал, что учет по центрам ответственности - это система бухгалтерского учета, которая перекраивается организацией так, что затраты аккумулируются и отражаются в отчетах на определенных уровнях управления. Следует отметить, что в мировом бухгалтерском учете широко используется правило Хиггинса, согласно которому построение и определение результатов и ответственности в рамках теории центров ответственности сводится к тому, что надо учитывать и контролировать лишь доходы и расходы, зависящие от соответствующего центра.
В СССР теорию центров ответственности развивал В. Б. Ивашкевич. Он определял центр ответственности как «область деятельности наделенного правами и обязанностями руководителя определенного уровня управления». Профессор Я. В. Соколов в теории центров ответственности связывает их функционирование с местами возникновения затрат.
В настоящее время в управленческом учёте под центром ответственности понимается структурное подразделение внутри предприятия, возглавляемое конкретным лицом, принимающим управленческие решения и несущим за них ответственность. Существуют различные классификации центров ответственности. Наиболее распространённой является классификация в зависимости от направления контроля. В соответствии с данным признаком принято выделять следующие четыре типа центров ответственности:
- центр затрат;
- центр доходов;
- центр прибыли;
- центр инвестиций.
В современных условиях ВУЗ выступает субъектом на конкурентном рынке образовательных услуг и при этом имеет отличительные особенности в плане финансирования, которые необходимо учитывать и строго соблюдать. Финансовый менеджмент университета включает важный элемент бюджетного планирования, процесс которого строится путем последовательного выделения ЦФО, разработки системы взаимосвязанных бюджетов, контроля за их исполнением и анализа возникающих отклонений с выявлением причин этих отклонений и персональной ответственности руководителей ЦФО за конкретные целевые показатели. Данный сценарий позволяет выстроить систему бюджетирования для повышения финансовой эффективности деятельности ВУЗа, однако он имеет и ряд проблем и ограничений, что позволяет сделать вывод о необходимости разработки новых методов бюджетирования или совершенствования уже существующих и непосредственно применяемых на практике.
Определена экономическая сущность бюджетирования, описаны методы бюджетирования. Сущность бюджетирования состоит в том, чтобы исходя из стратегических и тактических целей организации, планировать процесс деятельности организации, воплощая полученный плановый результат в конкретные показатели бюджетов, и при этом каждый показатель привязан к конкретной задаче и к ответственному лицу.
Бюджетирование позволяет руководству организации с очень сильной вероятностью оценить эффективность принимаемых решений, оптимальным образом распределить ресурсы предприятия, намечать пути развития персонала и предприятия, а также избегать кризисных ситуаций. В процессе бюджетирования цели (задачи) системы бюджетирования определяют исходя из целей организации.
Отечественный и зарубежный опыт показывают, что до сих пор не выработано четких принципов и методов разработки эффективной системы вузовского бюджетирования, подготовки полной и достоверной информации о разнообразных экономических и финансовых показателях. В этой связи формирование системы бюджетирования в университете требует всестороннего изучения и анализа, что предопределяет актуальность настоящего исследования, его теоретическую и практическую значимость. Система вузовского бюджетирования - это комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых элементов эффективного управления финансовыми потоками в целях повышения его финансовой устойчивости и рационального использования ограниченных финансовых ресурсов. Рассматривая бюджетирование как процесс, можно выделить такие его составляющие:
- технологию бюджетирования, в которую входят инструментарий финансового планирования (виды и форматы бюджетов, система целевых показателей и нормативов), порядок консолидации бюджетов различных уровней управления и функционального назначения;
- организацию бюджетирования, включающую финансовую структуру ВУЗа, бюджетный регламент и механизмы бюджетного контроля (процедуры составления бюджетов, их представления, согласования и утверждения, порядок последующей корректировки, сбора и обработки данных об исполнении бюджетов), распределение функций в аппарате управления (между функциональными службами и структурными подразделениями различного уровня) в процессе бюджетирования, систему внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций), а также систему поддержки и стимулирования бюджетного процесса;
- автоматизацию финансовых расчетов, предусматривающую не только составление финансовых прогнозов, включая сценарный анализ и расчет различных вариантов финансового состояния, но и постановку сплошного управленческого учета, в рамках которого в любое время можно получать оперативную информацию о ходе исполнения ранее принятых бюджетов (о движении денежных средств), в том числе по отдельным образовательным программам и структурным подразделениям ВУЗа.
Обычно используют два основных методических подхода к бюджетированию:
а) построение бюджетов на основе финансовой структуризации - бюджетирование по ЦФО, или по-другому традиционное бюджетирование;
Традиционно учреждениями высшего образования используется модель бюджетирования, построенная на основе их финансовой структуры. Использование данной методики позволяет ответить на важные вопросы: кто и сколько зарабатывает и тратит в учреждении, а также, какова эффективность этих расходов. Методика бюджетирования на основе финансовой структуры заключается в формировании финансовой структуры на базе организационной с закреплением финансовой ответственности и полномочий за руководителями центров финансовой ответственности.
б) построение бюджетов на основе выделения бизнес-процессов (видов деятельности) - АВВ-метод.
ABB-метод, предполагает построение бюджетирования на базе выделения бизнес-процессов компании с закреплением полномочий и ответственности за ресурсы. Ее особенность в том, что структурирование деятельности организации проводится не по функциям, а по выполняемым бизнес-процессам, с закреплением ответственных за каждый бизнес-процесс. Данная методика также требует четкого определения границ отдельных бизнес-процессов и предполагает назначение лиц, ответственных за результаты работы отдельных бизнес-процессов, с наделением их полномочиями и ответственностью за потребляемые этими бизнеспроцессами ресурсы.
Изучена структура и специфика деятельности КФУ, их влияние на процесс бюджетирования, а также изложен порядок осуществления бюджетирования в КФУ. Система бюджетирования в КФУ является одним из эффективных инструментов управления ФХД образовательного учреждения. Одним из основных элементов системы вузовского бюджетирования выступает финансовая структура. Финансовая структура - это иерархическая система ЦФО. Финансовая структура ВУЗа определяет порядок формирования, использования финансовых ресурсов университета, а также распределение ответственности за достижение общего финансового результата. Ее наличие необходимо, во-первых, для более точного определения показателей доходов и расходов сводных бюджетов, а также для установления ответственности за исполнение ключевых параметров деятельности за соответствующими подразделениями. Процесс планирования и бюджетирования в КФУ осуществляет ДБКиРО согласно приложению к настоящему регламенту планирования и бюджетирования ФХД.
Дана оценка качества финансового менеджмента КФУ. В условиях рыночных отношений успешная деятельность любого высшего учебного заведения во многом зависит от грамотного управления финансовыми ресурсами. Финансовый менеджмент высшего учебного заведения включает в себя следующие аспекты управления финансовыми ресурсами: планирование, прогнозирование, внутренний учет, мониторинг, оценка эффективности. Повышение качества организации финансового менеджмента ВУЗа во многом определяется построением системы мониторинга. Мониторинг в сфере финансового менеджмента осуществляется в рамках контрольной функции и представляет собой регулярное наблюдение за финансовыми показателями. В КФУ с каждым годом отслеживается положительная динамика финансового менеджмента по каждому показателю.
Выявлены особенности системы бюджетирования в условиях автоматизации. Создание информационной системы АСУ ФХП позволило повысить качество и эффективность управления процессом финансово-хозяйственной деятельности КФУ путем комплексной автоматизации операций на всех стадиях: при составлении, исполнении плана ФХД, осуществлении учета поступлений и выплат, формировании отчетности.
Система бюджетирования является одним из эффективных инструментов управления ФХД КФУ, которая устанавливает горизонты планирования; систематически анализирует рынок труда с целью разработки востребованных образовательных программ; более рационально распределяет финансы учреждения по структурным подразделениям и обеспечивает прозрачность денежных потоков; разрабатывает эффективные мероприятия, которые направлены на улучшение финансового состояния ВУЗов; документально подтверждает и экономически обосновывает эффективность принятых управленческих решений.
Подобные работы
- ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2021 - ФИНАНСОВЫЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ЗАТРАТЫ НА ОБУЧЕНИЕ В МЕХАНИЗМЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Затраты на обучение в механизме финансовой политики государственного учреждения высшего профессионального образования
Диссертации (РГБ), финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Ценообразование в автономном образовательном учреждении
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ
ПТИЦЕВОДСТВА
Магистерская диссертация, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМ УНИВЕРСИТЕТОМ: ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Авторефераты (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2011 - Оптимизация финансового планирования
Дипломные работы, ВКР, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2019



