СОЗДАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ "ОБЫКНОВЕННЫЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ И ИХ СИСТЕМЫ" НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКМ MAPLE
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ГЛАВА 1. Обыкновенные дифференциальные уравнения и их системы 7
1.1 Обыкновенные дифференциальные уравнения первого порядка 7
1.1.1 Основные понятия и определения 7
1.1.2 Дифференциальные уравнения с разделенными и разделяющимися переменными 9
1.1.3 Однородные дифференциальные уравнения и приводящиеся к ним 11
1.1.4 Линейные дифференциальные уравнения первого порядка. Уравнение Бернулли 13
1.1.5 Уравнения в полных дифференциалах. Интегрирующий множитель 17
1.1.6 Уравнения Лагранжа и Клеро 19
1.2 Обыкновенные дифференциальные уравнения высших порядков 21
1.2.1 Основные понятия и определения 21
1.2.2 Дифференциальные уравнения, допускающие понижение порядка 22
1.2.3 Линейные дифференциальные уравнения высших порядков 25
1.2.4 Линейные однородные уравнения высших порядков с постоянными коэффициентами 27
1.2.5 Линейные неоднородные уравнения высших порядков с
постоянными коэффициентами 28
1.3 Системы дифференциальных уравнений 35
1.3.1 Основные определения и понятия 35
1.3.2 Метод исключения 37
1.3.3 Метод интегрируемых комбинаций 40
1.3.4 Метод Эйлера 41
1.3.5 Метод Лагранжа 45
1.3.6 Метод неопределенных коэффициентов 48
Выводы по первой главе 51
2 ГЛАВА 2.Перевод научно-технической литературы с русского языка на английский 52
2.1 Характеристика научно-технического текста 52
2.2 Понятие перевода и его основные виды 53
2.3 Научно-технический перевод и его специфика 56
2.4 Основные трудности перевода научно-технической литературы 59
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Библиографический список 64
Приложения
1 ГЛАВА 1. Обыкновенные дифференциальные уравнения и их системы 7
1.1 Обыкновенные дифференциальные уравнения первого порядка 7
1.1.1 Основные понятия и определения 7
1.1.2 Дифференциальные уравнения с разделенными и разделяющимися переменными 9
1.1.3 Однородные дифференциальные уравнения и приводящиеся к ним 11
1.1.4 Линейные дифференциальные уравнения первого порядка. Уравнение Бернулли 13
1.1.5 Уравнения в полных дифференциалах. Интегрирующий множитель 17
1.1.6 Уравнения Лагранжа и Клеро 19
1.2 Обыкновенные дифференциальные уравнения высших порядков 21
1.2.1 Основные понятия и определения 21
1.2.2 Дифференциальные уравнения, допускающие понижение порядка 22
1.2.3 Линейные дифференциальные уравнения высших порядков 25
1.2.4 Линейные однородные уравнения высших порядков с постоянными коэффициентами 27
1.2.5 Линейные неоднородные уравнения высших порядков с
постоянными коэффициентами 28
1.3 Системы дифференциальных уравнений 35
1.3.1 Основные определения и понятия 35
1.3.2 Метод исключения 37
1.3.3 Метод интегрируемых комбинаций 40
1.3.4 Метод Эйлера 41
1.3.5 Метод Лагранжа 45
1.3.6 Метод неопределенных коэффициентов 48
Выводы по первой главе 51
2 ГЛАВА 2.Перевод научно-технической литературы с русского языка на английский 52
2.1 Характеристика научно-технического текста 52
2.2 Понятие перевода и его основные виды 53
2.3 Научно-технический перевод и его специфика 56
2.4 Основные трудности перевода научно-технической литературы 59
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Библиографический список 64
Приложения
Обыкновенные дифференциальные уравнения являются одним из традиционных и ведущих разделов высшей математики. Они находят важнейшие применения в самых разнообразных областях современной науки и техники. Кроме приложений в механике, физике, технике и астрономии, все большее место дифференциальные уравнения занимают в химии, биологии, экологии, метеорологии, медицине, экономике и социологии.
Дифференциальным уравнением называют уравнение, связывающее независимые переменные, неизвестную функцию и производные (или дифференциалы) этой функции. Наивысший порядок производной, входящей в дифференциальное уравнение, называют порядком дифференциального уравнения. Дифференциальные уравнения делят на две группы в зависимости от количества входящих в них независимых переменных. Если переменная одна, то уравнение называют обыкновенным, если переменных две или больше, то уравнение называют дифференциальным уравнением в частных производных.
Тема выпускной квалификационной работы «Создание учебно-методического пособия «Обыкновенные дифференциальные уравнения и их системы» на английском языке с использованием СКМ Maple».
Актуальность темы. Методическое обеспечение учебного процесса является одной из важнейших составляющих учебного процесса, особенно в части самостоятельной работы студентов. Связь между преподавателем и студентом не должна обрываться в тот момент, когда студент покидает аудиторию. Методические пособия, указания к выполнению лабораторных и самостоятельных работ, разработанные как дополнение к лекционному материалу, призваны осветить вопросы, встающие перед студентами в процессе выполнения ими самостоятельной работы.
Современная научная картина мира все более ориентирована на интернациональное образование. Также с каждым годом растет количество иностранных студентов в российских университетах, следовательно, растет потребность в обеспечении методическим комплексом на иностранном (английском) языке.
Выбранная тема работы «Создание учебно-методического пособия «Обыкновенные дифференциальные уравнения и их системы» на английском языке с использованием СКМ Maple» актуальна, поскольку потребность в такой методической разработке неоспорима, тогда как данного типа пособий по этой дисциплине либо не существует, либо недостаточны.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка учебно-методического пособия по теме «Обыкновенные дифференциальные уравнения и их системы» на английском языке, включающего в себя рекомендации к решению обыкновенных дифференциальных уравнений и их систем в пакете СКМ Maple.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить и проанализировать научную учебно-методическую литературу по теме «Обыкновенные дифференциальные уравнения и их системы»;
- Изучить специфику перевода научно-технического текста на примере математического;
- Выполнить обзор пакета СКМ Maple для решения обыкновенных дифференциальных уравнений и их систем.
Объект исследования: процесс создания методического пособия на английском языке.
Предмет исследования: обыкновенные дифференциальные уравнения и их системы.
Основными методами исследования являются: метод теоретического анализа учебно-научной литературы по теме исследования; подбор методически обоснованных упражнений.
Научная и практическая ценность работы. Научная и практическая ценность работы заключается в том, что разработанный материал можно использовать при обучении иностранных студентов математического факультета и студентов, обучающихся на билингвальной основе, а также для физико-математических классов в полилингвальных школах. В пособии есть возможность рассмотреть каждую тему, каждый алгоритм более подробно, оговорить моменты, не прибегая к переводу, поиску методических пособий или рекомендаций на иностранном языке.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждым главам, заключения, списка использованных источников и приложений. В введении отражены цели и задачи, актуальность и научная ценность работы. В первой главе представлен теоретический материал по теме «Обыкновенные дифференциальные уравнения и их системы». Во второй главе рассмотрен вопрос о специфике перевода научно технических тестов. В приложении представлен обзор пакета СКМ Maple по решению обыкновенных дифференциальных уравнений и их систем.
Дифференциальным уравнением называют уравнение, связывающее независимые переменные, неизвестную функцию и производные (или дифференциалы) этой функции. Наивысший порядок производной, входящей в дифференциальное уравнение, называют порядком дифференциального уравнения. Дифференциальные уравнения делят на две группы в зависимости от количества входящих в них независимых переменных. Если переменная одна, то уравнение называют обыкновенным, если переменных две или больше, то уравнение называют дифференциальным уравнением в частных производных.
Тема выпускной квалификационной работы «Создание учебно-методического пособия «Обыкновенные дифференциальные уравнения и их системы» на английском языке с использованием СКМ Maple».
Актуальность темы. Методическое обеспечение учебного процесса является одной из важнейших составляющих учебного процесса, особенно в части самостоятельной работы студентов. Связь между преподавателем и студентом не должна обрываться в тот момент, когда студент покидает аудиторию. Методические пособия, указания к выполнению лабораторных и самостоятельных работ, разработанные как дополнение к лекционному материалу, призваны осветить вопросы, встающие перед студентами в процессе выполнения ими самостоятельной работы.
Современная научная картина мира все более ориентирована на интернациональное образование. Также с каждым годом растет количество иностранных студентов в российских университетах, следовательно, растет потребность в обеспечении методическим комплексом на иностранном (английском) языке.
Выбранная тема работы «Создание учебно-методического пособия «Обыкновенные дифференциальные уравнения и их системы» на английском языке с использованием СКМ Maple» актуальна, поскольку потребность в такой методической разработке неоспорима, тогда как данного типа пособий по этой дисциплине либо не существует, либо недостаточны.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка учебно-методического пособия по теме «Обыкновенные дифференциальные уравнения и их системы» на английском языке, включающего в себя рекомендации к решению обыкновенных дифференциальных уравнений и их систем в пакете СКМ Maple.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить и проанализировать научную учебно-методическую литературу по теме «Обыкновенные дифференциальные уравнения и их системы»;
- Изучить специфику перевода научно-технического текста на примере математического;
- Выполнить обзор пакета СКМ Maple для решения обыкновенных дифференциальных уравнений и их систем.
Объект исследования: процесс создания методического пособия на английском языке.
Предмет исследования: обыкновенные дифференциальные уравнения и их системы.
Основными методами исследования являются: метод теоретического анализа учебно-научной литературы по теме исследования; подбор методически обоснованных упражнений.
Научная и практическая ценность работы. Научная и практическая ценность работы заключается в том, что разработанный материал можно использовать при обучении иностранных студентов математического факультета и студентов, обучающихся на билингвальной основе, а также для физико-математических классов в полилингвальных школах. В пособии есть возможность рассмотреть каждую тему, каждый алгоритм более подробно, оговорить моменты, не прибегая к переводу, поиску методических пособий или рекомендаций на иностранном языке.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждым главам, заключения, списка использованных источников и приложений. В введении отражены цели и задачи, актуальность и научная ценность работы. В первой главе представлен теоретический материал по теме «Обыкновенные дифференциальные уравнения и их системы». Во второй главе рассмотрен вопрос о специфике перевода научно технических тестов. В приложении представлен обзор пакета СКМ Maple по решению обыкновенных дифференциальных уравнений и их систем.
Цель данного исследования - разработка учебно-методического пособия по теме «Обыкновенные дифференциальные уравнения и их системы» на английском языке, включающего в себя рекомендации к решению обыкновенных дифференциальных уравнений и их систем в пакете СКМ Maple достигнута.
В процессе выполнения исследования были выполнены следующие задачи:
1. Изучена и проанализирована научная учебно-методическая литература по теме "Обыкновенные дифференциальные уравнения".
Все поставленные задачи были решены, была достигнута цель исследования. На основе данных были сформулированы основные темы, входящие в содержание методического пособия.
2. Изучена специфика перевода научно-технической литературы с русского языка на английский.
Рассмотрены характерные особенности научно-технических текстов. Основными отличительными чертами текстов данного вида являются четкая структуризация, строгость и ясность, высокая информативность, логичность и содержание специализированной терминологии. Определено понятие перевода, его сущность. Были выделены основные виды перевода. Рассмотрены основные трудности перевода научно-технических текстов. Большое внимание было направлено на перевод конкретных математических терминов.
Одной из основных проблем, которая выявлена в процессе написания второй главы, явилась крайняя недостаточность литературы, посвященной вопросу перевода научно-технических текстов с русского языка на английский.
3. Выполнен обзор пакета СКМ Maple для решения обыкновенных дифференциальных уравнений и систем.
Результатом исследования является учебно-методическое пособие, которое представлено в виде приложения к выпускной квалификационной работе.
В процессе выполнения исследования были выполнены следующие задачи:
1. Изучена и проанализирована научная учебно-методическая литература по теме "Обыкновенные дифференциальные уравнения".
Все поставленные задачи были решены, была достигнута цель исследования. На основе данных были сформулированы основные темы, входящие в содержание методического пособия.
2. Изучена специфика перевода научно-технической литературы с русского языка на английский.
Рассмотрены характерные особенности научно-технических текстов. Основными отличительными чертами текстов данного вида являются четкая структуризация, строгость и ясность, высокая информативность, логичность и содержание специализированной терминологии. Определено понятие перевода, его сущность. Были выделены основные виды перевода. Рассмотрены основные трудности перевода научно-технических текстов. Большое внимание было направлено на перевод конкретных математических терминов.
Одной из основных проблем, которая выявлена в процессе написания второй главы, явилась крайняя недостаточность литературы, посвященной вопросу перевода научно-технических текстов с русского языка на английский.
3. Выполнен обзор пакета СКМ Maple для решения обыкновенных дифференциальных уравнений и систем.
Результатом исследования является учебно-методическое пособие, которое представлено в виде приложения к выпускной квалификационной работе.



