ВВЕДЕНИЕ 4
1 ГЛАВА 1. Обыкновенные дифференциальные уравнения и их системы 7
1.1 Обыкновенные дифференциальные уравнения первого порядка 7
1.1.1 Основные понятия и определения 7
1.1.2 Дифференциальные уравнения с разделенными и разделяющимися переменными 9
1.1.3 Однородные дифференциальные уравнения и приводящиеся к ним 11
1.1.4 Линейные дифференциальные уравнения первого порядка. Уравнение Бернулли 13
1.1.5 Уравнения в полных дифференциалах. Интегрирующий множитель 17
1.1.6 Уравнения Лагранжа и Клеро 19
1.2 Обыкновенные дифференциальные уравнения высших порядков 21
1.2.1 Основные понятия и определения 21
1.2.2 Дифференциальные уравнения, допускающие понижение порядка 22
1.2.3 Линейные дифференциальные уравнения высших порядков 25
1.2.4 Линейные однородные уравнения высших порядков с постоянными коэффициентами 27
1.2.5 Линейные неоднородные уравнения высших порядков с
постоянными коэффициентами 28
1.3 Системы дифференциальных уравнений 35
1.3.1 Основные определения и понятия 35
1.3.2 Метод исключения 37
1.3.3 Метод интегрируемых комбинаций 40
1.3.4 Метод Эйлера 41
1.3.5 Метод Лагранжа 45
1.3.6 Метод неопределенных коэффициентов 48
Выводы по первой главе 51
2 ГЛАВА 2.Перевод научно-технической литературы с русского языка на английский 52
2.1 Характеристика научно-технического текста 52
2.2 Понятие перевода и его основные виды 53
2.3 Научно-технический перевод и его специфика 56
2.4 Основные трудности перевода научно-технической литературы 59
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Библиографический список 64
Приложения
Обыкновенные дифференциальные уравнения являются одним из традиционных и ведущих разделов высшей математики. Они находят важнейшие применения в самых разнообразных областях современной науки и техники. Кроме приложений в механике, физике, технике и астрономии, все большее место дифференциальные уравнения занимают в химии, биологии, экологии, метеорологии, медицине, экономике и социологии.
Дифференциальным уравнением называют уравнение, связывающее независимые переменные, неизвестную функцию и производные (или дифференциалы) этой функции. Наивысший порядок производной, входящей в дифференциальное уравнение, называют порядком дифференциального уравнения. Дифференциальные уравнения делят на две группы в зависимости от количества входящих в них независимых переменных. Если переменная одна, то уравнение называют обыкновенным, если переменных две или больше, то уравнение называют дифференциальным уравнением в частных производных.
Тема выпускной квалификационной работы «Создание учебно-методического пособия «Обыкновенные дифференциальные уравнения и их системы» на английском языке с использованием СКМ Maple».
Актуальность темы. Методическое обеспечение учебного процесса является одной из важнейших составляющих учебного процесса, особенно в части самостоятельной работы студентов. Связь между преподавателем и студентом не должна обрываться в тот момент, когда студент покидает аудиторию. Методические пособия, указания к выполнению лабораторных и самостоятельных работ, разработанные как дополнение к лекционному материалу, призваны осветить вопросы, встающие перед студентами в процессе выполнения ими самостоятельной работы.
Современная научная картина мира все более ориентирована на интернациональное образование. Также с каждым годом растет количество иностранных студентов в российских университетах, следовательно, растет потребность в обеспечении методическим комплексом на иностранном (английском) языке.
Выбранная тема работы «Создание учебно-методического пособия «Обыкновенные дифференциальные уравнения и их системы» на английском языке с использованием СКМ Maple» актуальна, поскольку потребность в такой методической разработке неоспорима, тогда как данного типа пособий по этой дисциплине либо не существует, либо недостаточны.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка учебно-методического пособия по теме «Обыкновенные дифференциальные уравнения и их системы» на английском языке, включающего в себя рекомендации к решению обыкновенных дифференциальных уравнений и их систем в пакете СКМ Maple.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить и проанализировать научную учебно-методическую литературу по теме «Обыкновенные дифференциальные уравнения и их системы»;
- Изучить специфику перевода научно-технического текста на примере математического;
- Выполнить обзор пакета СКМ Maple для решения обыкновенных дифференциальных уравнений и их систем.
Объект исследования: процесс создания методического пособия на английском языке.
Предмет исследования: обыкновенные дифференциальные уравнения и их системы.
Основными методами исследования являются: метод теоретического анализа учебно-научной литературы по теме исследования; подбор методически обоснованных упражнений.
Научная и практическая ценность работы. Научная и практическая ценность работы заключается в том, что разработанный материал можно использовать при обучении иностранных студентов математического факультета и студентов, обучающихся на билингвальной основе, а также для физико-математических классов в полилингвальных школах. В пособии есть возможность рассмотреть каждую тему, каждый алгоритм более подробно, оговорить моменты, не прибегая к переводу, поиску методических пособий или рекомендаций на иностранном языке.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждым главам, заключения, списка использованных источников и приложений. В введении отражены цели и задачи, актуальность и научная ценность работы. В первой главе представлен теоретический материал по теме «Обыкновенные дифференциальные уравнения и их системы». Во второй главе рассмотрен вопрос о специфике перевода научно технических тестов. В приложении представлен обзор пакета СКМ Maple по решению обыкновенных дифференциальных уравнений и их систем.
Цель данного исследования - разработка учебно-методического пособия по теме «Обыкновенные дифференциальные уравнения и их системы» на английском языке, включающего в себя рекомендации к решению обыкновенных дифференциальных уравнений и их систем в пакете СКМ Maple достигнута.
В процессе выполнения исследования были выполнены следующие задачи:
1. Изучена и проанализирована научная учебно-методическая литература по теме "Обыкновенные дифференциальные уравнения".
Все поставленные задачи были решены, была достигнута цель исследования. На основе данных были сформулированы основные темы, входящие в содержание методического пособия.
2. Изучена специфика перевода научно-технической литературы с русского языка на английский.
Рассмотрены характерные особенности научно-технических текстов. Основными отличительными чертами текстов данного вида являются четкая структуризация, строгость и ясность, высокая информативность, логичность и содержание специализированной терминологии. Определено понятие перевода, его сущность. Были выделены основные виды перевода. Рассмотрены основные трудности перевода научно-технических текстов. Большое внимание было направлено на перевод конкретных математических терминов.
Одной из основных проблем, которая выявлена в процессе написания второй главы, явилась крайняя недостаточность литературы, посвященной вопросу перевода научно-технических текстов с русского языка на английский.
3. Выполнен обзор пакета СКМ Maple для решения обыкновенных дифференциальных уравнений и систем.
Результатом исследования является учебно-методическое пособие, которое представлено в виде приложения к выпускной квалификационной работе.
[1] Алексеева И. С. Введение в переводоведение / И. С. Алексеева. - СПб.: Издательский центр «Академия», 2004. - 352 с.
[2] Алексеева Л.М. Специфика научного перевода (антропоцентрический аспект): учеб. пособие / Л.М. Алексеева. - Пермь: Перм. гос. нац. иссл. ун-т., 2013. - 189 с.
[3] Алимов В.В. Теория перевода: пособие для лингвистов-переводчиков: учебное пособие. Изд. 2-е / В.В. Алимов. - М.: ЛЕНАНД, 2015. - 240 с.
[4] Бархударов Л. С. Язык и перевод/Л.С. Бархударов. - М.: Междунар. отношения, 1975. - 240 с.
[5] Бреус Е.В. Основы теории и практики перевода с русского языка на английский/Е.В. Бреус. - М.: Изд-во УРАО, 2001. - 208 с.
[6] Вельмисов П. А. Дифференциальные уравнения: учебное пособие / П. А. Вельмисов, Ю. В. Покладова, Т. Б. Распутько. - Ульяновск: УлГТУ, 2013. - 90 с.
[7] Гарбовский Н.К. Теория перевода: Учебник/Н.К. Гарбовский. - М.: Изд- во Моск. ун-та, 2004. - 544 с.
[8] Гарипов И.Б. Обыкновенные дифференциальные уравнения: учеб.- методич. пособие/И.Б. Гарипов, Н.В. Зайцева, Р.М. Мавлявиев. - Казань: Казан. ун-т, 2018. - 49 с.
[9] Гредина И.В. Перевод в научно-технической деятельности: учебное пособие / И.В. Гредина. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. - 121 с.
[10] Гриншпон Я.С. Геометрические, физические и экономические задачи, сводящиеся к дифференциальным уравнениям: учеб. пособие / Я.С. Гриншпон. - Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2011. - 74 с.
[11] Гунько В.Д. Дифференциальные уравнения. Примеры и типовые задания: Учебное пособие / В.Д. Гунько, Л.Ю. Суховеева, В.М. Смоленцев. - Краснодар: КубГАУ, 2005. - 105 с.
[12] Демидович Б.П. Дифференциальные уравнения / Б.П. Демидович, В.П. Моденов. - СПб.: Издательство Лань, 2008. - 288 с.
[13] Жарова Н.Р. Дифференциальные уравнения: Учебное пособие / Н.Р. Жарова, Л.Г. Кузнецова. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 147 с.
[14] Зголич М.В. Дифференциальные уравнения/М.В. Зголич, Т.А. Шалыгина. - Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2014. - 32 с.
[15] Имас О.Н. Лекции по дифференциальным уравнениям: учебное пособие / О.Н. Имас, Е.Г. Пахомова, С.В. Рожкова, И.Г. Устинова. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. - 193 с.
[16] Казакова Т. А. Практические основы перевода. Учебное пособие / Т. А. Казакова. - СПб.: Издательство «Союз», 2005. - 320 с.
[17] Киясов С. Н. Дифференциальные уравнения. Основы теории, методы решения задач: Учебное пособие/С.Н. Киясов, В.В. Шурыгин. - Казань: Казанский федеральный университет, 2011. - 112 с.
[18] Коняева Л.А. О некоторых трудностях научно-технического перевода / Л.А. Коняева // Перевод и сопоставительная лингвистика. - 2016. - Выпуск № 11. - 50-54 с.
[19] Краснов М.Л. Обыкновенные дифференциальные уравнения: задачи и примеры с подробными решениями / М.Л. Краснов, А.И. Киселев, И.Г. Макаренко. - Изд. 4-е, испр. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 256 с.
[20] Куликов Г.М. Дифференциальные уравнения. Тестовые задания: учебное пособие / Г.М. Куликов, И.В. Жигулина, А.Д. Нахман. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО ТГТУ, 2011. - 80 с.
[21] Мельникова А.И. Научно-технический перевод и его виды / А.И. Мельникова//Язык и культура. - 2015. - № 17. - 116-120 с.
[22] Михеев А. В. Сборник задач по дифференциальным уравнениям: учеб. пособие [Текст] / А. В. Михеев. - СПб.: Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». - Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2012. - 68 с.
[23] Рецкер Я.И. Методика технического перевода [Текст] /Я.И. Рецкер - М.: Дрофа, 2009. - 216 с.
[24] Рябцева Н.К. Научная речь на английском языке / Н.К. Рябцева. - М.: Наука, 1999. - 600 с.
[25] Соболев С.К. Дифференциальные уравнения. Методические указания к решению задач/С.К. Соболев. - Москва: МГТУ им. Баумана, 2008. - 25 с.
[26] Сосинский А. Б. Как написать математическую статью по-английски / А.Б. Сосинский. - М.: Изд-во «Факториал Пресс», 2000. - 112 с.
[27] Сосинский А.Б. Тонкости перевода математических текстов/А.Б. Сосинский//Троицкий вариант. - 2014. - № 5. - 10 с.
[28] Треногин В.А. Обыкновенные дифференциальные уравнения / В.А. Тре- ногин. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2009. - 312 с.
[29] Хоменко С. А. Основы теории и практики перевода научно-технического текста с английского языка на русский: Учеб. пособие / С.А. Хоменко, Е.Е. Цветкова, И.М. Басовец. - Мн.: БНТУ, 2004. - 204 с.
[30] Филиппов А.Ф. Сборник задач по дифференциальным уравнениям / А.Ф. Филиппов. - Ижевск: НИЦ Регулярная и хаотическая динамика, 2000. - 176 с.
[31] Якобсон Р. О лингвистических аспектах перевода / Р. Якобсон // Вопросы теории перевода в зарубежной лингвистике. - 1978. - 16-24 с.
[32] Яшина Н. К. Учебное пособие по переводу научно-технической литературы с английского языка на русский / Н. К. Яшина. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. - 112 с.
[33] Лобанова Н.И. Элементы теории дифференциальных уравнений в системе дополнительного образования/Н.И. Лобанова//Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Том 4. - №6. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/32PDMN616.pdf (Дата обращения 16.02.2019)
[34] Интернет-ресурс http://net.knigi-x.ru/24tehnicheskie/9503-
1-o-nekotorih-trudnostyah-perevoda-nauchno-tehnicheskoy- literaturi-galeckaya-dlya-kazhdogo-tvorcheski- rabotayuscheg.php (Дата обращения 20.12.2018)
[35] Интернет-ресурс
http://old.exponenta.ru/educat/systemat/SAVOTCHENKO/6 l.asp
(Дата обращения 11.02.2019)