Выпускная квалификационная работа (введение, две главы и список).
В качестве примера взята биография А. С. Пушкина.
Нет заключения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД, КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ТВОРЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ АВТОРА 6
1.1. Основы биографического метода изучения текста 6
1.2. Способы и приемы реализации биографического метода на уроках литературы в школе 14
ГЛАВА 2 БИОГРАФИЯ А.С. ПУШКИНА КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МОМЕНТЫ ЕГО ТВОРЧЕСТВА 24
2.1. Доминанты биографии и творчества А.С. Пушкина 24
2.2. Анализ лирических и лироэпических произведений автора с позиции биографического метода изучения литературы 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Одним из важнейших вопросов литературоведения является вопрос о взаимосвязи и взаимовлиянии личности автора, литературного произведения и культурно-исторической эпохи, в которую оно было создано. По сути, от ответа на этот вопрос зависит не только вектор литературоведческого исследования, но и его результат. Представление о неразрывной связи личности автора и его произведения лежит в основе биографического подхода или метода в литературоведении.
На протяжении нескольких столетий вопрос о пределах использования биографического метода при анализе литературных произведений и его корректности в целом решался критиками и литературоведами по-разному. Однако неоспоримым является факт, что изучение жизненного пути писателя относится к числу тех проблем, которые всегда вызывали живой интерес не только филологов, но и методистов, и учителей-практиков.
В настоящее время обращение к роли биографического метода изучения литературы является актуальным по нескольким причинам. Во-первых, с усилением антропоцентричности в современных гуманитарных дисциплинах закономерно вырос интерес к личности творца, что находит яркое отражение в популярности и востребованности мемуарных жанров, биографических описаний. Во-вторых, гуманизация школьного образования, его ориентация на личностное развитие обучающихся обнаружили недостатки в методике преподавания литературы, накопленные за советский период истории нашей страны, в частности в методике изучения биографии писателей и поэтов, что обуславливает необходимость разработки новых методов и приёмов. В-третьих, несмотря на то, что обращение к биографии писателя является традиционным для отечественной методики преподавания литературы в школе, до сих пор не в полной мере используется его потенциал для развития интереса обучающихся к чтению художественных произведений.
Цель исследования – проанализировать и систематизировать принципы изучения биографии писателя на уроках литературы в средней школе как способа развития интереса учащихся к чтению художественных произведений на примере жизни и творчества А.С. Пушкина.
Объект исследования – методика преподавания литературы в школе.
Предмет исследования –изучение биографии писателя на уроках литературы в средней школе как способ развития интереса учащихся к чтению художественных произведений на примере жизни и творчества
А.С. Пушкина.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить и систематизировать работы литературоведов и методистов по проблеме применения биографического метода в литературоведении.
2. Систематизировать методы, формы и приемы изучения биографии писателя на уроках литературы.
3. Выявить доминанты биографии и творчества А.С. Пушкина.
4. Провести анализ лирических и лироэпических произведений автора с позиции биографического метода изучения литературы.
5. Проанализировать изучение биографии писателя как способ формирования интереса обучающихся к чтению.
6. Описать нетрадиционные подходы в изучении биографии А. С. Пушкина в 6 классе средней школы.
7. Составить технологическую карту урока-биографии А. С. Пушкина.
Научная новизна работы заключается в анализе методов изучения биографии писателя как способ развития интереса обучающихся к чтению художественной литературы.
Теоретико-методологической базой исследования стали труды
Б.Г. Ананьева, Г.М. Анохиной, В.Г. Белинского, Г.О. Винокура,
В.В. Голубкова, В.Н. Дробот, Н.А. Котляревского, С.А. Леонова,
В.Г. Маранцмана, З.Я. Рез, Ш.О. Сент-Бёва, В.А. Сластенина, И. Тэна,
Ф. Шлейермахера и других.
Для реализации поставленной цели использованы следующие методы: системный анализ литературоведческих, педагогических, дидактических источников; изучение, анализ и обобщение опыта; анализ документов, регламентирующих преподавание литературы в школе, критическое изучение методического наследия; в области литературоведения – биографический и культурно-исторический методы; для создания технологической карты урока-биографии использовался метод моделирования.
Теоретическая значимость исследования состоит в анализе современных методов изучения биографии писателя как способа развития интереса школьников к чтению художественных произведений.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в процессе подготовки к проведению уроков литературы по творчеству А. С. Пушкина в школе, а также для факультативных занятий и элективных курсов по литературе XIX века.
Структура состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
1. Активные формы преподавания литературы : Лекции и семинары на уроках в ст. классах / Сост. Р. И. Альбеткова. – М.: Просвещение, 1991. – 174 с.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современногочеловекознания. – М.: Наука, 1977. – 380 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд.-во ЛГУ, 1968. – 337 с.
4. Анненков, П.В. А. С. Пушкин: материалы для его биографии и оценки произведений : [12+] / П.В. Анненков. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 554 с.
5. Анненков, П.В. А. С. Пушкин: материалы для его биографии и оценки произведений : [12+] / П.В. Анненков. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 554 с.
6. Анненков, П.В. Пушкин в Александровскую эпоху : документально-художественная : [12+] / П.В. Анненков. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 487 с.
7. Анненков, П.В. Пушкин в Александровскую эпоху : документально-художественная : [12+] / П.В. Анненков. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 487 с.
8. Балашова, И.А. Творчество русских романтиков (К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев) : учебник / И.А. Балашова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», Факультет филологии и журналистики. – Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2011. – 222 с.
9. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста : учебное пособие / Н.С. Болотнова. – 5-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2016. – 520 с.
10. Бураковский, С.З. А.С. Пушкин / С.З. Бураковский. – 5-е изд. – Санкт-Петербург : Тип. и лит. В. А. Тиханова, 1900. – 97 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=105870 (дата обращения: 30.01.2020)
11. Витковская, Л.В. Когниция и образ автора в интерпретации смысла: Литературоведение XXI века / Л.В. Витковская. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 333 с.
12. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 тт. М.: Искусство, 1968-1973. – Т. 1. – 312 с.
13. Горобец, Н.И. Интерпретационная деятельность учащихся на уроках литературы : учебное пособие / Н.И. Горобец ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Гуманитарный институт. – 2-е изд., исправл. – Архангельск : САФУ, 2012. – 208 с.
14. Дробот, В. Н. Изучение биографии писателя в школе : Пособие для учителя.– Киев : Рад. шк., 1988. – 189 с.
15. Дубровская, В.В. Литературоведение: поэтический мир / В.В. Дубровская ; авт. примеч. Т.А. Богумил. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 123 с.
16. Зинченко, В.Г. Литература и методы ее изучения: системный и синергетический подход / В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе. – 3-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2017. – 279 с.
17. Косиков Г. К. Зарубежное литературоведение и теоретические проблемы науки о литературе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. – М.: Изд-во МГУ 1987. – С. 5–38.
18. Крупчанов, Л.М. Теория литературы : учебник / Л.М. Крупчанов. – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2017. – 360 с.
19. Лавлинский, С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход : учебное пособие / С.П. Лавлинский. – Москва : Прогресс-Традиция, 2003. – 195 с.
20. Левкович Я. Л. Автобиографическая проза и письма Пушкина / Отв. ред. С. А. Фомичев; АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1988. – 328 с.
21. Лотман Ю. М. Биография – живое лицо // Новый мир. – 1985. – № 2. – С.228-236.
22. Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования. СПб.: Искусство, 1997. – 847 с
23. Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература»// Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992. - С. 203-216.
24. Материалы для биографии А. С. Пушкина. Письма его к Рылееву, Бестужеву и другим : документально-художественная литература / . – Лейпциг : Э. Л. Каспарович, 1875. – 112 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=131983 (дата обращения: 01.02.2020).
25. Медведева В. В. О культурологической составляющей литературного образования старшеклассников // Гуманизация образования. – 2016. – №2. – С.32-39.
26. Никольский, В. А. Методика преподавания литературы в средней школе: для пед. ин-тов по специальности 2101 "Рус. яз. и литература" / В. А. Никольский. - М. : Просвещение, 1971. - 256 с.
27. Полевой, П.Н. История русской литературы в очерках и биографиях : публицистика / П.Н. Полевой. – Изд. 5-е, доп. Репр. изд. 1899 г. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – Ч. II. Новый и новейший периоды: от Кантемира и до нашего времени. – 365 с.
28. Пушкин А. С. Стихотворения. – М.: Художественная литература, 1991. – 319 с.
29. Пушкин, А.С. Переписка 1815-1825 : документально-художественная / А.С. Пушкин. – Москва : Директ-Медиа, 2015. – 258 с.
30. Пушкин, А.С. Переписка 1826-1837 : документально-художественная / А.С. Пушкин. – Москва : Директ-Медиа, 2015. – 1053 с.
31. Сент-Бёв Ш.О. Литературные портреты. Критические очерки / Сост., вступ. статья, коммент. М. Трескунова. – М.: Художественная литература, 1970. – 583 с.
32. Современная литературная теория: антология / сост., пер., прим. И.В. Кабанова. – 3-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2016. – 344 с.
33. Сомова Л. А. Моделирование слова учителя в современной образовательной парадигме // Преподаватель ХХI век. – 2008. – №2. – С. 167-171.
34. Сырица Г.С. Филологический анализ художественного текста: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 344 с.
35. Томашевский Б. Пушкин: [В 2 кн.] / Отв. ред. В. Г. Базанов; АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом). – М; Л.: Изд-во АН СССР, 1956–1961. Кн. 2. Материалы к монографии (1824–1837). – 1961. – 575 с.
36. Хализев В.Е. О составе литературоведения и специфике его методологии // Наука о литературе в ХХ веке: (История, методология, литературный процесс): Сб. ст. – М., 2001. – С. 7–30.
37. Хрусталева А. В. М. О. Гершензон и проблема научно-исследовательского метода // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. – 2011. – Т. 11. – Вып. 3. – С. 97-102.
38. Хрусталева А.В. Медленное чтение М. О. Гершензона: у истоков метода // Вестник ТГУ. – 2009. – №6. – С.288-298.
39. Царева О. И. Изучение биографии писателя как методическая проблема// Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / Белорус.гос.ун-т; в авт. ред. – Минск, 2007. –
Вып. 8. – 62 с.
40. Черкасов В. А. Проблема биографической значимости художественных произведений в советской науке 1920-1930-х годов // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – №4. – С.66-72.
41. Черкасов В.А. Державин и его современники глазами Ходасевича: моногр.– Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. – 336 с.
42. Ярхо, Б.И. Методология точного литературоведения. Избранные труды по теории литературы : монография / Б.И. Ярхо. – М.: Языки славянской культуры, 2006. – 962 с.
43. Frederick M. Combellack BIOGRAPHY AND LITERARY CRITICISM // The Journal of General Education. – Vol. 7, No. 3 (April 1953), pp. 170-175.