Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 7
1.1 Роль и место грамматики при обучении иностранным
языкам 7
1.2 Деятельностный подход при обучении грамматическим навыкам
школьников начальных классов 12
1.3 Психолого-педагогические особенности школьников начальных
классов 20
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 27
2.1 Методы формирования грамматических навыков и умений у
учащихся начальных классов 27
2.2 Система упражнений для формирования иноязычных
грамматических навыков 40
2.3 Методические рекомендации по формированию грамматических
навыков учащихся начального звена 54
Выводы по 2 главе 58
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложения
Грамматические навыки являются важнейшим аспектом обучения иностранному языку, а также неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности, благодаря которым происходит успешное овладение языком. Особенно важен данный аспект на начальном этапе обучения, в период которого происходит закладка основных языковых норм, формируется языковое понимание. Для правильной формулировки и построения предложения необходимы грамматические навыки. «Грамматика является структурой языка и превращает его в речь» считал известный переводчик и преподаватель Р. К. Миньяр-Белоручев [Миньяр-Белоручев, 2014, с. 152].
Освоение грамматических навыков является довольно сложным процессом. Если сравнивать грамматику родного языка с грамматикой английского языка, то здесь имеются значительные отличия, что вызывает дополнительную сложность при освоении иностранного языка на начальном этапе. Этот этап характеризуется ознакомлением с ключевыми правилами грамматики, изучаются грамматические времена и особенности их применения. Все это подтверждает важность и необходимость пристального внимания к формированию грамматических навыков в начале изучения английского языка.
Рассматривая формирование грамматических навыков как одного из главных аспектов обучения иностранному языку, а также как структурного подразделения методики преподавания, нельзя забывать тесную взаимосвязь данного процесса с педагогикой и психологией. Под данным взаимодействием подразумевается возраст учащихся и характерные к нему психолого- педагогические характеристики. Такие ученые как Е.И.Пассов, Е.Н.Соловьева, В.Г. Гак отмечают тесную взаимосвязь возраста и обучения иностранному языку, в частности грамматическим навыкам. Ученые отмечают, что в младшем школьном возрасте ребенок решает важнейшие пути развития, формируются его мировоззрение, манеры и характер.
Учащийся может поменять свою позицию, если у одних возникает интерес к обучению, то у других он принимает чисто формальный вид. Поэтому этот период является переломным и необходим более тщательный и комплексный подход к каждому учащемуся.
Объясняя новый материал учащимся, учителю необходимо применить такие формы и методы, которые бы не только способствовали освоению учебного материала, но и сохраняли интерес к изучению иностранного языка на долгое время. При традиционном подходе к обучению грамматике, остаются недостигнутыми большинство образовательных и развивающих целей, все это служит причиной того, что учащиеся не осознают практической значимости изучаемых грамматических понятий и терминов. Использование таблиц с грамматическими формами или заучивание списка неправильных глаголов, является неэффективным и монотонным, следовательно, преподавателю необходимо находиться в постоянном творческом поиске при планировании уроков, применять современные и разнообразные приёмы, методы и подходы.
На сегодняшний день в методике преподавания иностранных языков актуальным и эффективным является деятельностный подход, применение которого вызывает интерес школьников к занятиям, вовлекает их в игровую, проектную деятельность, обеспечивает свободный поиск ответов на возникающие вопросы и т.д.
Все это обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование иноязычных грамматических навыков на основе деятельностного подхода на ступени начального общего образования».
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что формирование грамматических навыков на ступени начального общего образования вызывает значительную сложность, которая усугубляется большим числом грамматических терминов, правил и бесконечным количеством исключений, что требует пересмотра методов и форм их освоения.
Объектом изучения в данной работе является обучение грамматическим навыкам на этапе начального общего образования.
Предметом исследования является особенности обучения грамматическим навыкам в начальной школе.
Целью данной работы является теоретическое обоснование эффективности использования деятельностного подхода при формировании иноязычных грамматических навыков на ступени начального общего образования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных авторов по данной теме;
2. Исследовать особенности деятельностного подхода при формировании грамматических навыков;
3. Рассмотреть психолого-педагогические особенности младших школьников;
4. Ознакомиться с методикой формирования грамматических навыков и умений у учащихся начальных классов;
5. Выявить эффективные методы работы по формированию грамматических навыков учащихся начального звена.
Для достижения поставленных задач, в соответствии с объектом и предметом исследования, были использованы следующие методы исследования:
1) анализ литературных источников, поднимающих проблему обучения грамматическим навыкам на начальной ступени обучения;
2) изучение и обобщение педагогического опыта работы по обучению грамматическим навыкам;
3) методический обзор наиболее приемлемых для школьников младших классов методов и средств формирования грамматических навыков.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что представленный в ней материал направлен на обучение грамматическим навыкам на основе деятельностного подхода, а также нацелен на сохранение интереса и положительной мотивации к урокам иностранного языка.
Гипотеза исследования - методы системно-деятельностного подхода оказывают эффективное влияние на повышение уровня знаний иноязычных грамматических навыков учащихся.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материал работы посвящен изучению особенностей, форм и методов формирования грамматических навыков на основе деятельностного подхода.
Практическая значимость работы определяется тем, что в ней представлены практические рекомендации по особенностям формирования грамматических навыков в начальной школе, которые могу быть применены как педагогами английского языка на уроках, так и в качестве дополнительного материала во внеурочной деятельности.
Методологическую основу исследования составили труды таких ученых, как: Н.Д. Гальскова, С.Г. Воркачев, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, И.В. Верещагина, А.С. Комаров и других, а также статьи из периодических изданий, интернет- ресурсы.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Обучение грамматике является одной из главных аспектов изучения иностранного языка в школе. Основой языкового развития является грамматика, без которой невозможно овладеть иностранным языком в целом. Невозможно построить правильное предложение, выразить свое мнение или точку зрения, не зная основ грамматики. Особенно важно и в тоже время сложно обучение и освоение грамматики на начальном этапе.
Относительно эффективным подходом в формировании грамматических навыков является деятельностный подход, благодаря которому на основе различных приемов и методов учащиеся самостоятельно находят интересующий материал, что дает положительный результат при освоении и формировании навыков английского языка. Отечественные и зарубежные методисты считают необходимым использовать деятельностный подход на практике в начальной школе.
Проделанная работа, исследование трудов отечественных и зарубежных методистов, ознакомление с методами и приемами обучения грамматике младших школьников позволяет сделать следующие выводы:
1) Обучение грамматике на начальной ступени имеет ряд особенностей, характеризующихся, прежде всего, психологическим развитием младших школьников, которым трудно сконцентрировать внимание на чем - либо в течении долгого времени. Характерный для большинства школ традиционный подход в обучении не позволяет реализовать все образовательные задачи урока, а сам процесс становится для учащихся скучным и малоэффективным.
2) Системно-деятельностный подход к обучению грамматике
предполагает использование неординарных методов и средств, которые позволяют сделать урок интересным и запоминающимся для младшего школьника.. Для этого введение и закрепление грамматического материала должно сопровождаться игровыми технологиями, грамматическими сказками, вымышленными персонажами, грамматической наглядностью и т.д.
3) Младший школьный возраст в силу своих возрастных психологических особенностей имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны, оказывающие влияние на общий процесс усвоения иностранного языка. Младшие школьники обладают особой в своем роде способностью быстро и надолго запоминать что- то новое. Следовательно, задача учителя так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся смогли усвоить максимальное количество информации и умело принимать ее на практике.
На базе МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа №3 Зеленодольского муниципального района РТ» было организовано эмпирическое исследование, которое состояло из трех этапов:
констатирующий, формирующий и контрольный. На основе
констатирующего эксперимента мы пришли к выводу, что учащиеся имеют низкий, средний и высокий уровень грамматических навыков.
При освоении грамматических навыков иностранного языка в начальной школе на одно из первых мест выходит метод игровых технологий. Поэтому в ходе формирующего эксперимента нами были применены различные игровые технологии, как метод системнодеятельностного подхода для развития грамматических навыков. Следует отметить, что в их выполнении были задействованы все учащиеся.
Последний этап эксперимента был направлен на сравнение грамматических навыков группы с первоначальным этапом проведения эксперимента. Было обозначены положительные тенденции в формировании грамматических навыков, что указывает на эффективность использованных методов. Кроме этого, подобный результат подчеркивает грамотную разработку данных методов как с точки зрения методики преподавания, так и психологии.
Проделанная работа позволяет судить о достоверности гипотезы, поставленной в начале исследования, которая доказывает, что методы системно-деятельностного подхода оказывают эффективное влияние на повышение уровня знаний иноязычных грамматических навыков учащихся.
1. Андрющенко Е.П. Волшебная грамматика английского языка для малышей / Е.П. Андрющенко. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 71 с.
2. Ануфриева Р.А. Игры как средство развития интереса к изучаемому языку // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 9. - 113 с.
3. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика/ - 2009. - №4 - С.18 - 20.
4. Бархударов, Л.С. Грамматика английского языка / Л.С. Бархударов, Д.А. Штелинг. - М.: Книжный дом Либроком, 2013. - 424 с.
5. Берштейн В.Л. Некоторые приемы развития умения неподготовленной речи //Иностранные языки в школе. - 2004. - №7. - 138 с.
6. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И.Л.Бим. - М.: Наука, 2007. - 221 с.
7. Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П.Блонский. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012. - 575с.
8. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - 2 -е издание перераб. - М.: 2000. - 220 с.
9. Бурдина М.И. Обучающие игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - 2006. - № 7. - 143 с.
10. Вайсбург М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке / М.Л.Вайсбург. - Обнинск: Титул, 2011. - 263 с.
11. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С.Выготский. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.
12. Гак В.Г. К типологии функциональных подходов к изучению языка /
В.Г.Гак. // В кн.: Проблемы функциональной грамматики. - М.:
Просвещение, 2000. - 101 с.
13. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: «Академия». - 2009. - 350 с.
14. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ. - 2015. - 213 с.
15. Г орлова Н.А. Современные дети и их возможности / Н.А.Горлова. - М.: Просвещение, 2012. - 500 с
16. Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2013. - № 6. - 111 с.
17. Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку/ Л.Г.Денисова // Иностранные языки в школе. -
2014. - №4. - 90 с.
18. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика: искусство
овладения иностранным языком / А.А. Деркач, С.Ф. Щербак. - М.:
Педагогика, 1991. - 224 с.
19. Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2014. - № 6. - С. 30 - 39.
20. Дронов В.В. Психологические и методические основы обучения иностранным языкам детей младшего возраста / В.В. Дронов - СПб.: Наука,
2015. - 350 с.
21. Загребин И.В. Особенности обучения младших школьников английскому языку на начальном этапе / И.В. Загребин. // Начальная школа. - 2007. - №10. - 102 с.
22. Как спроектировать обучение грамматике в начальной школе / под. ред. Т.И. Рудневой. - М.: Просвещение, 2014. - 150 с.
23. Каушанская В.Л. Обучение грамматике английского языка / В.Л. Каушанская, Р.Л. Ковнер, О.Н. Кожевникова. // Под ред. Е.В. Иванова. - М.: Айрис - пресс, 2012. - 384 c
24. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. - СПб.: Академия, 2008. - 367 с.
25. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии: Библиотека диретора школы. - М.: Просвещение, 1972. - 253 с.
26. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. - 2011. - №4. - 119 с.
27. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - 4-е изд., стер. - М.: КомКнига, 2017. - 214с.
28. Мачхелян Г.Г. Современную английскую лексику в учебный процесс // Иностранные языки в школе. - 1999 - № 2. - 101 с.
29. Мильруд Р. П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology / Р.П. Мильруд. - М.: Дрофа, 2015. - 256 с.
30. Миньяр - Белоручев Р.К. Примитивная грамматика для изучающих иностранный язык в школе / Р.К. Миньяр- Белоручев. - М.: Наука, 2014. - 231 с.
31. Никитенко З.Н. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе / З.Н. Никитенко, Н.Д. Гальскова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. - 322 с.
32. Негневицкая Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети / Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнарович. - М.: Наука,1981. - 111 с.
33. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И.Пассов. - М: Русский язык, 1998. - 214 с.
34. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М., 2006. - 98 с.
35. Поршнева, Е. Р. Грамматические концепты и способы их построения при изучении иностранного языка (на материале зарубежных исследований) / Е. Р. Поршнева, О. В. Спиридонова // Иностранные языки в школе. — 2008. — № 6. — С. 73-77.
36. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед.вузов. - 2-е изд., дораб. / Г.В.Рогова, И.Н. Верещагина. - М: Просвещение, 2008. - 232 с.
37. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Библиотека учителя иностранного языка. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
38. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М.: Астрель, 2008. - 238 с.
39. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. Переводы с французского языка по ред. А.А.Холодовича. - М.: Прогресс, 2003. - 695 с.
40. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развиваюшем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. - 254 с.
41. Урунтаева Г. А. Развитие игровой деятельности в школьном возрасте/ Г.А. Урунтаева. - СПб.: Академия, 2015. - 211 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) по предмету «Иностранный язык». Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373. Введен в действие с 1 января 2010 года.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.
44. Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранному языку: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / С.Ф. Шатилов. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2012. - 223 с.
45. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика / А.Н. Щукин. - М. Филоматис, 2014. - 300 с.
Литература на иностранном языке:
46. Macmillan English Dictionary for Advanced Learners. - Macmillan
Education, 2007. - 1854 р.
47. Penny Ur. A Coursy in Language Teaching. Cambridge University Press,
2012. - 336 p.
48. Ur P. Grammar Practice Activities. A practical guide for teachers / P. Ur. - New York: Cambridge University Press, 1999. - 148 p.
49. Thornbury, S. How to Teach Grammar / S. Thornbury. - Edinburgh: Pearson, 1999. - 189 p.
Интернет-ресурсы:
50. Системно-деятельностный подход в обучении. - URL: http://chel-
siao.narod.ru/ (дата обращения: 15.03.2019)
51. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. - URL:
http://schooll884.ru/ (дата обращения: 09. 10. 2019)