Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Учебно-методический комплекс по географии для учащихся общеобразовательных учреждений

Работа №42269

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы62
Год сдачи2020
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
528
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - Учебно-методический комплекс по географии по Щербакульскомуй райоу Омской области
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ 5
1.1 Сущность понятия «учебно-методический комплекс» 5
1.2 Компоненты и особенности построения учебно-методического комплекса 10
1.3 Обоснование разработки учебно-методического комплекса по региональной географии 18
2. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ ЩЕРБАКУЛЬСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 27
2.1 Содержание методического пособия по региональной географии Щербакульского района Омской области 27
2.2 Рабочая тетрадь 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57


Актуальность исследования. Методика обучения географии переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания образования, новые учебно-методические комплексы, основная цель которых предоставить обучающемуся полный комплект учебно-методических материалов для изучения дисциплины. Учебно-методический комплекс обеспечивает накопление новых знаний, новаторских идей и разработок, а также стимулирует развитие творческого потенциала педагогов.
Изучение природы страны и всего мира должно строиться на основе сравнения с природой своего края, поэтому важным аспектом в преподавании географии в школе является привлечение местного краеведческого материала. Использование краеведческого материала способствует формированию более глубоких и прочных знаний обучающихся, помогает детям понять и осознать историю родной земли, познать красоту окружающей природы, будит их творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. Одной из проблем в изучении географии родной местности является отсутствие учебных пособий, методических указаний и атласов отдельных районов, которые могли бы значительно улучшить качество краеведческой работы, помочь учителю организовать самостоятельное, поисково-исследовательское освоение материала обучающимися. Сказанное обуславливает актуальность темы исследования.
Цель исследования – разработка учебно-методического комплекса по географии Щербакульского района Омской области.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность понятия «учебно-методический комплекс».
2. Ознакомиться с основными функциями учебно-методических комплексов и принципами их разработки.
3. Рассмотреть содержание этапов разработки учебно-методических комплексов по региональной географии.
4. Охарактеризовать структуру современных учебно-методических комплексов.
5. Разработать структуру и содержание учебно-методического комплекса по географии Щербакульского района Омской области.
Объект исследования – учебно-методический комплекс.
Предмет исследования – учебно-методический комплекс по географии Щербакульского района Омской области.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, методы сравнения и классификации, методы аналогии, синтез и обобщение, методы проектирования и моделирования (разработка учебно-методического комплекса).
Методологическую основу исследования составили научные труды ведущих отечественных ученых-практиков. Сущность понятия «учебно-методический комплекс» раскрыта в работах Н.Г. Паневиной, И.В. Фоминых и др. А.В. Макаров, Т.Г. Назаренко, И.Л. Шишкова и др. определили структуру и основные компоненты учебно-методического комплекса. В трудах А.И. Жук, А.С. Калякина, В.С. Кукушина и др. охарактеризованы этапы разработки учебно-методического комплекса, в том числе и учебно-методического комплекса по региональной географии.
Практическая значимость исследования. В настоящее время по географии Щербакульского района Омской области пока еще не создан ни один учебно-методический комплекс, поэтому данная выпускная квалификационная работа определенно обладает новизной, а также представляет большой интерес и практическую значимость для учителей географии, прежде всего, Щербакульского района Омской области.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Важной проблемой в изучении географии родной местности является отсутствие учебных пособий, методических указаний и атласов отдельных районов Омской области, которые могли бы значительно улучшить качество краеведческой работы, помочь учителю организовать самостоятельное, поисково-исследовательское освоение материала. Нехватка подобного рода публикаций остро ощущается в сельской местности на фоне общей низкой обеспеченности географической литературой, поэтому проблема создания учебно-методических комплексов по географии своей местности остается актуальной и сегодня.
Современный учебно-методический комплекс выступает в роли навигатора в образовательной среде, показывая педагогам и школьникам взаимосвязь образовательных ресурсов, которые могут быть привлечены для изучения темы, раздела, учебного курса в целом. Инструментами этих взаимосвязей являются прямые ссылки и указатели в учебных пособиях на другие элементы учебно-методического комплекса.
В ходе проведенного исследования было разработано методическое пособие по региональной географии «География Щербакульского района Омской области». Данное пособие направлено на формирование представлений учащихся о территориальных особенностях изучаемого региона, на развитие системы знаний об основных географических характеристиках региона. В дополнение к методическому пособию разработана рабочая тетрадь, включающая задания проблемного и поискового характера по темам, представленным в методическом пособии.
Содержание учебного пособия связано с темами авторской рабочей программы «География Щербакульского района Омской области» соответствует цели и основным задачам ее освоения. Авторская рабочая программа «География Щербакульского района Омской области» и данное учебное пособие составлены для обучающихся основной общеобразовательной школы.
Рабочая тетрадь на печатной основе является вторым элементом учебного компонента учебно-методического комплекса. Рабочая тетрадь по географии Щербакульского района Омской области является комплексной (многофункциональной). В ней размещен набор вопросов и заданий разного уровня сложности, на закрепление полученных на уроке знаний, отработку практических умений (через практические действия с картами, построение схем, картосхем, заполнение контурных карт, таблиц и т.д.), проверку знаний по темам, творческие задания. Предложенные в рабочей тетради задания могут быть использованы как на уроках, так и во внеурочное время. Задания рабочей тетради дают возможность учителю значительно расширить и углубить самостоятельную работу обучающихся с различными источниками информации, удовлетворять индивидуальные познавательные интересы и развивать творческие способности школьников.
Учебно-методический комплекс по географии Щербакульского района Омской области имеет общую для всех его компонентов ценностно-целевую установку, общие объекты изучения, общие целевые, структурно-содержательные связи учебных и методических элементов с авторской рабочей программой, общее содержание и задания, направленные на формирование универсальных учебных действий, единый подход к оформлению учебных материалов.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



1. Алтайцев, А. М. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения [Текст] / А. М. Алтайцев // В кн. : Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Москва, 1-3 марта 2001 г.) / Московский государственный университет. Центр проблем развития образования. – Москва : МГУ, 2002. – 288 с.
2. Артемьева, Л. А. Мониторинг создания и внедрения инновационных учебно-методических комплексов [Текст] / Л. А. Артемьева, А. С. Бурмистрова, Н. А. Куторго // Научные исследования в образовании. – 2010. ‒ № 4. – С. 31‒42.
3. Байбородова, Л. В. Обучение географии в средней школе [Текст] : метод, пособие / Л. В. Байбородова, А. В. Матвеев. – Москва : Владос, 2008. – 563 с.
4. Батурина, Г. И. Дидактика педагогического процесса [Текст] / Г. И. Батурина. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 522 с.
5. Беловолова, Е. А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе : Монография [Текст] / Е. А. Беловолова. – Москва : Прометей, 2013. – 144 с.
6. Беловский, Г. Г. Проектирование учебного модуля [Текст] / Г. Г. Беловский // Электронный журнал РФ «Познавательный». ‒ 2013. – № 11. ‒ С. 20–41.
7. Блаженов, В. А. Приемы развивающего обучения географии [Текст] / В. А. Блаженов. – Волгоград : Учитель, 2015. – 145 с.
8. Гакаев, Р. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы [Текст] / Р. А. Гакаев, М. А. Иразова // Образование и воспитание. – 2015. – № 3(3). – С. 4–7.
9. Гакаев, Р. А. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева // Научное мнение. –2014. – № 4. – С. 156–159.
10. Гезеев, В. В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС [Текст] / В. В. Гезеев. – Москва : НИИ школьных технологий, 2016. – 208 с
11. География. Начальный курс. 5-6 классы [Текст] / И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – Москва : Просвещение, 2012. – 254 с.
12. География. Физическая география. 6 класс [Текст] / Е. М. Домогацких, Е. Домогацких. – Москва : Родное слово, 2016. – 258 с.
13. География. Землеведение. 5 класс / В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой. [Текст]. – Москва : Дрофа, 2016. – 180 с.
14. География. Начальный курс. 6 класс [Текст] / Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. – Москва : Дрофа, 2016. – 241 с.
15. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс [Текст] / И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев и др. / под ред. В. П. Дронова. – Москва : Дрофа, 2015. – 354 с.
16. Горбатова, О. Н. Методика преподавания географии : учеб. пособие [Текст] / О. Н. Горбатова. – Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. – 242 с.
17. Домогацких, Е. М. География. 8 класс [Текст] / Е. М. Домогацких, Е. Е. Домогацких. – Москва : Родное слово, 2016. – 210 с.
18. Домогацких, Е. М. Учебник для 9 класса [Текст] / Е. М. Домогацких, Н. И. Алекссевский. – Москва : ООО «Русское слово – учебник» 2010. – 224 с.
19. Еремина, В. А. Физическая география. Интересные факты : моногр. [Текст] / В. А. Еремина, Т. Ю. Притула. – Москва : Илекса, 2008. – 112 c.
20. Ермолаева, Л. М. Фитопланктон некоторых озер степной и лесостепной зон Омской области [Текст] / Л. М. Ермолаева // Водоемы Сибири и перспективы их рыбохозяйственного использования. – Томск : Изд-во Томск. ун-та, 1973. –С. 159-160.
21. Зверева, О. С. Опыт рекогносцировочного обследования озер по Омскому и Славгородскому округам Сибкрая [Текст] / О. С. Зверева // Труды Сиб. науч. рыбохоз. станции. – Красноярск, 1930. Т. 5. Вып. 2. – 90 с.
22. Зензин, В. В. Краеведение Омского Прииртышья [Текст] / В. В. Зензин ; ред. В. Н. Русаков. – Омск : [б. и.], 2016. – 526 с.
23. Зенюк, Т. И. К характеристике фитопланктона озера Салтаим Омской области [Текст] / Т. И. Зенюк // Вопросы гигиены : труды Омск. мед. ин-та. – Омск, 1968. № 86. – С. 44-49.
24. Зенюк, Т. И. Фитопланктон озер Салтаим и Тенис Омской области в осенний период 1965 г. [Текст] / Т. И. Зенюк // Вопросы гигиены : труды Омск. мед. ин-та. – Омск, 1967. – № 77. – С. 27-31.
25. Жук, А. И. Учебно-методические комплексы (из опыта разработки) : Методическое пособие [Текст] / А. И. Жук. – Москва : МГУ, 2011. – 47 с.
26. Жукова, Г. Т. Основные компоненты структуры учебного предмета [Текст] / Г. Т. Жукова // Педагогические исследования. – 2014. – №2. – С. 46-49.
27. Зинченко, Н. Н. География. Интерактивные формы работы с учащимися 6-8 классов. Продуктивный уровень [Текст] / Н. Н. Зинченко. – Москва : Учитель, 2014. – 180 c.
28. Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии [Текст] / Ю. А. Иванов. – Брест, 2012. – 306 с.
29. Иванов, А. Н. Охраняемые природные территории : учеб. пособие для студ. вузов [Текст] / А. Н. Иванов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 187 с.
30. Известия Омского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» [Текст] : сб. науч. ст. – Омск : Амфора. – Вып. (13) 22 : Город, в котором мы живем : из истории и географии Омска (к 300-летнему юбилею) / ред. О. В. Мезенцева. – 2016. – 276 с.
31. Интернет-проект «Омская область на карте» [Текст]. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rgo.ru/ru/omskoe-regionalnoe-otdelenie/proekty/geograficheskaya-socialnaya-set-omskaya-oblast-na-karte (Дата обращения: 26.11.2019 г.)
32. Интерактивный клуб путешествий по Омской области – GEO [Текст]. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://posleurokov.ru/omsk/71406 (Дата обращения: 20.11.2019 г.)
33. Калякин, А. С. О создании современного учебно-методического комплекса по направлению подготовки [Текст] / А. С. Калякин // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2009. ‒ № 2. ‒ С. 70‒74.
34. Карты Омской области [Текст]. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hge.spbu.ru/mapgis/subekt/omskaya/omskaya.html (Дата обращения: 25.11.2019 г.)
35. Кукушин, В. С. Современные педагогические технологии [Текст] / В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону : Издательство «Феникс», 2004. – 379 с.
36. Ляшенко, Д. Современные проблемы преподавания картографии в школе [Текст] / Д. Лященко // География и основы экономики в школе. – 2002. – № 3. – С. 11-17.
37. Макаров, А. В. Учебно-методический комплекс [Текст] : модульная технология разработки : Учебно-методич. пособие / В. В. Макаров, З. П. Трофимова. – Минск : РИВШ БГУ, 2011. – 118 с.
38. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях : Учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / И. В. Душина, В. Б. Пятунини и др. – Москва : Дрофа; 2007. – 509 с.
39. Методика преподавания региональной географии в школе [Текст] / под ред. М. А. Никоновой. – Москва : Аст: Астрель. 2003. – 354 с.
40. Назаренко, Т. Г. Электронные карты и методика работы с ними на уроках географии [Текст] / Т. Г. Назаренко // География: научно-методический журнал. – 2009. – № 9 (133). – С. 3-9.
41. Низовцев, В. Л. Межпредметные связи в профильном обучении географии [Текст] / В. А. Низовцев // Образование через века. – Великий Новгород, 2007. – С. 114-119.
42. Паневина, Н. Г. Учебно-методический комплекс в открытой информационно-образовательной среде [Текст] / Н. Г. Паневина // Просвещение. Общественные науки. Интернет-издание для учителя, октябрь 2012. – С. 14-19.
43. Пакулова, В. М. Современные аспекты преподавания географии в основной школе [Текст] / В. М. Пакулова // Педагогика. – 2015. – №8. – С. 26-32.
44. Пальчевский, Б. В. Понятие «Инновационное развитие» : логико- герменевтический анализ его сущности и значения в образовании [Текст] / Б. В. Пальчевский // Институт повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы». ‒ Гродно, 2013. ‒ 66 с.
45. Особо охраняемые природные территории Омской области. Информационные очерки : информ. Очерки [Текст] / М-во природ. ресурсов и экологии Ом. обл. ; ред. Л. Е. Трутнев. –Омск : Золотой тираж, 2016. – 60 с.
46. Охрана окружающей среды в Омской области : стат. сб. [Текст] / Федерал. служба гос. статистики, Территор. орган Федерал. службы гос. статистики по Омской обл. ; пред. ред. Совета Е. В. Шорина. – Омск : Омскстат, 2018. – 83 с.
47. Памятники природы Омского региона. [Электронный ресурс]. Режим доступа: 300.omskportal.ru (Дата обращения: 27.11.2019 г.)
48. Пахомова, Л. С. Школьный компонент географического образования (теория и опыт) [Текст] : монография / Л. С. Пахомова. – Москва – Берлин : Директ- Медиа, 2014. – 193 с.
49. Петрова, Е. Ю. Теория и методика обучения географии : учебно-методический комплекс для студентов географических специальностей педагогических университетов [Текст] / Е. Ю. Петрова. – Томск : Издательство ТГПУ, 2010. – 168 с.
50. Природа и экология Омского Прииртышья [Текст] / сост. Е. А. Смирнова [и др.]. – Омск : ИРООО, 2007. – 193 с.
51. Рабочие программы. География. 5-9 классы : учебно-методическое пособие [Текст] / сост. С. В. Курчина. – Москва : Дрофа, 2014. – 241 с.
52. Ряховский, С. В. География. Физическая география. 6 класс. Контрольно-измерительные материалы. Текущий и итоговый контроль по курсу [Текст] / С. В. Ряховский. – Москва : Русское слово, 2014. – 260 c.
53. Скавронский, П. Содержание и структура понятия «картографическая компетенция» [Текст] / П. Скавронский // География и основы экономики в школе. –2009. – № 6. – С. 32-37.
54. Скаткин, М. Н. Развивающая педагогика [Текст] / М. Н. Скаткин. – Москва : АСТ, 2012. – 248 с.
55. Соколова, Ф. П. Современный образовательный процесс [Текст] / Ф.П. Соколова // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 58-59.
56. Солонько, А. В. Теория и практика моделирования при обучении географии в средней школе [Текст] / А. В. Солонько. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПЦ им. А.И. Герцена, 2008. – 240 с.
57. Стецив, И. В. Памятники природы Омской области [Текст] / И. В. Стецив // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. – 2002. – № 9. – С. 233–238.
58. Сухоруков, В. Д. Методика обучения географии : учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / В. Д. Сухоруков, В. Г. Суслов. – Москва : Издательство Юрайт, 2016. – 359 с.
59. Теория и методика геоэкологического образования [Текст] : учеб, пособие. Часть I / под ред. Н. Ф. Винокуровой, Н. Н. Демидовой. – Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. – 369 с.
60. Трайнев, В. А. Информационно-коммуникативные технологии в образовании [Текст] / В. А. Трайнев // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 36-39.
61. Учебно-образовательный проект : География Омской области [Текст]. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://bongeo.ru/p204aa1/p47aa1.html (Дата обращения: 20.11.2019 г.)
62. Шарапова, Н. В. Педагогические технологии на уроках географии / Н. В. Шарапова. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 236 с.
63. Шишкова, И. Л. Современные педагогические технологии [Текст] / И. Л. Шишкова. – Волгоград : Учитель. 2015. – 362 с.
64. Шатных, А. В. Современный урок географии: метод, разработки уроков географии [Текст] / А. В. Шатных // Библиотека «География в школе». – 2012. – № 6. – С. 4.
65. Щенёв, В. А. Урок географии в системе личностно-ориентированного обучения [Текст] / В. А. Щенёв // География в школе. – 2015. – № 5. – С. 37-39.
66. Шульгина, О. В. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии [Текст] / О. В. Шульгина // География в школе. – 2013. – № 8. – С. 45-49.
67. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
68. Фенько, Ю. В. Учебный процесс по географии : сотворчество педагога и учащегося [Текст] / Ю. В. Фенько // Педагогика. – №3. – 2016. – С. 40-44.
69. Фоминых, И. В. Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества образования [Текст] / И. В. Фоминых // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. – С. 307-309.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ