Учебно-методический комплекс по географии для учащихся общеобразовательных учреждений
|
Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - Учебно-методический комплекс по географии по Щербакульскомуй райоу Омской области
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ 5
1.1 Сущность понятия «учебно-методический комплекс» 5
1.2 Компоненты и особенности построения учебно-методического комплекса 10
1.3 Обоснование разработки учебно-методического комплекса по региональной географии 18
2. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ ЩЕРБАКУЛЬСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 27
2.1 Содержание методического пособия по региональной географии Щербакульского района Омской области 27
2.2 Рабочая тетрадь 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Объект исследования - Учебно-методический комплекс по географии по Щербакульскомуй райоу Омской области
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ 5
1.1 Сущность понятия «учебно-методический комплекс» 5
1.2 Компоненты и особенности построения учебно-методического комплекса 10
1.3 Обоснование разработки учебно-методического комплекса по региональной географии 18
2. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ ЩЕРБАКУЛЬСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 27
2.1 Содержание методического пособия по региональной географии Щербакульского района Омской области 27
2.2 Рабочая тетрадь 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Актуальность исследования. Методика обучения географии переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания образования, новые учебно-методические комплексы, основная цель которых предоставить обучающемуся полный комплект учебно-методических материалов для изучения дисциплины. Учебно-методический комплекс обеспечивает накопление новых знаний, новаторских идей и разработок, а также стимулирует развитие творческого потенциала педагогов.
Изучение природы страны и всего мира должно строиться на основе сравнения с природой своего края, поэтому важным аспектом в преподавании географии в школе является привлечение местного краеведческого материала. Использование краеведческого материала способствует формированию более глубоких и прочных знаний обучающихся, помогает детям понять и осознать историю родной земли, познать красоту окружающей природы, будит их творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. Одной из проблем в изучении географии родной местности является отсутствие учебных пособий, методических указаний и атласов отдельных районов, которые могли бы значительно улучшить качество краеведческой работы, помочь учителю организовать самостоятельное, поисково-исследовательское освоение материала обучающимися. Сказанное обуславливает актуальность темы исследования.
Цель исследования – разработка учебно-методического комплекса по географии Щербакульского района Омской области.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность понятия «учебно-методический комплекс».
2. Ознакомиться с основными функциями учебно-методических комплексов и принципами их разработки.
3. Рассмотреть содержание этапов разработки учебно-методических комплексов по региональной географии.
4. Охарактеризовать структуру современных учебно-методических комплексов.
5. Разработать структуру и содержание учебно-методического комплекса по географии Щербакульского района Омской области.
Объект исследования – учебно-методический комплекс.
Предмет исследования – учебно-методический комплекс по географии Щербакульского района Омской области.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, методы сравнения и классификации, методы аналогии, синтез и обобщение, методы проектирования и моделирования (разработка учебно-методического комплекса).
Методологическую основу исследования составили научные труды ведущих отечественных ученых-практиков. Сущность понятия «учебно-методический комплекс» раскрыта в работах Н.Г. Паневиной, И.В. Фоминых и др. А.В. Макаров, Т.Г. Назаренко, И.Л. Шишкова и др. определили структуру и основные компоненты учебно-методического комплекса. В трудах А.И. Жук, А.С. Калякина, В.С. Кукушина и др. охарактеризованы этапы разработки учебно-методического комплекса, в том числе и учебно-методического комплекса по региональной географии.
Практическая значимость исследования. В настоящее время по географии Щербакульского района Омской области пока еще не создан ни один учебно-методический комплекс, поэтому данная выпускная квалификационная работа определенно обладает новизной, а также представляет большой интерес и практическую значимость для учителей географии, прежде всего, Щербакульского района Омской области.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы.
Изучение природы страны и всего мира должно строиться на основе сравнения с природой своего края, поэтому важным аспектом в преподавании географии в школе является привлечение местного краеведческого материала. Использование краеведческого материала способствует формированию более глубоких и прочных знаний обучающихся, помогает детям понять и осознать историю родной земли, познать красоту окружающей природы, будит их творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. Одной из проблем в изучении географии родной местности является отсутствие учебных пособий, методических указаний и атласов отдельных районов, которые могли бы значительно улучшить качество краеведческой работы, помочь учителю организовать самостоятельное, поисково-исследовательское освоение материала обучающимися. Сказанное обуславливает актуальность темы исследования.
Цель исследования – разработка учебно-методического комплекса по географии Щербакульского района Омской области.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность понятия «учебно-методический комплекс».
2. Ознакомиться с основными функциями учебно-методических комплексов и принципами их разработки.
3. Рассмотреть содержание этапов разработки учебно-методических комплексов по региональной географии.
4. Охарактеризовать структуру современных учебно-методических комплексов.
5. Разработать структуру и содержание учебно-методического комплекса по географии Щербакульского района Омской области.
Объект исследования – учебно-методический комплекс.
Предмет исследования – учебно-методический комплекс по географии Щербакульского района Омской области.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, методы сравнения и классификации, методы аналогии, синтез и обобщение, методы проектирования и моделирования (разработка учебно-методического комплекса).
Методологическую основу исследования составили научные труды ведущих отечественных ученых-практиков. Сущность понятия «учебно-методический комплекс» раскрыта в работах Н.Г. Паневиной, И.В. Фоминых и др. А.В. Макаров, Т.Г. Назаренко, И.Л. Шишкова и др. определили структуру и основные компоненты учебно-методического комплекса. В трудах А.И. Жук, А.С. Калякина, В.С. Кукушина и др. охарактеризованы этапы разработки учебно-методического комплекса, в том числе и учебно-методического комплекса по региональной географии.
Практическая значимость исследования. В настоящее время по географии Щербакульского района Омской области пока еще не создан ни один учебно-методический комплекс, поэтому данная выпускная квалификационная работа определенно обладает новизной, а также представляет большой интерес и практическую значимость для учителей географии, прежде всего, Щербакульского района Омской области.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы.
Важной проблемой в изучении географии родной местности является отсутствие учебных пособий, методических указаний и атласов отдельных районов Омской области, которые могли бы значительно улучшить качество краеведческой работы, помочь учителю организовать самостоятельное, поисково-исследовательское освоение материала. Нехватка подобного рода публикаций остро ощущается в сельской местности на фоне общей низкой обеспеченности географической литературой, поэтому проблема создания учебно-методических комплексов по географии своей местности остается актуальной и сегодня.
Современный учебно-методический комплекс выступает в роли навигатора в образовательной среде, показывая педагогам и школьникам взаимосвязь образовательных ресурсов, которые могут быть привлечены для изучения темы, раздела, учебного курса в целом. Инструментами этих взаимосвязей являются прямые ссылки и указатели в учебных пособиях на другие элементы учебно-методического комплекса.
В ходе проведенного исследования было разработано методическое пособие по региональной географии «География Щербакульского района Омской области». Данное пособие направлено на формирование представлений учащихся о территориальных особенностях изучаемого региона, на развитие системы знаний об основных географических характеристиках региона. В дополнение к методическому пособию разработана рабочая тетрадь, включающая задания проблемного и поискового характера по темам, представленным в методическом пособии.
Содержание учебного пособия связано с темами авторской рабочей программы «География Щербакульского района Омской области» соответствует цели и основным задачам ее освоения. Авторская рабочая программа «География Щербакульского района Омской области» и данное учебное пособие составлены для обучающихся основной общеобразовательной школы.
Рабочая тетрадь на печатной основе является вторым элементом учебного компонента учебно-методического комплекса. Рабочая тетрадь по географии Щербакульского района Омской области является комплексной (многофункциональной). В ней размещен набор вопросов и заданий разного уровня сложности, на закрепление полученных на уроке знаний, отработку практических умений (через практические действия с картами, построение схем, картосхем, заполнение контурных карт, таблиц и т.д.), проверку знаний по темам, творческие задания. Предложенные в рабочей тетради задания могут быть использованы как на уроках, так и во внеурочное время. Задания рабочей тетради дают возможность учителю значительно расширить и углубить самостоятельную работу обучающихся с различными источниками информации, удовлетворять индивидуальные познавательные интересы и развивать творческие способности школьников.
Учебно-методический комплекс по географии Щербакульского района Омской области имеет общую для всех его компонентов ценностно-целевую установку, общие объекты изучения, общие целевые, структурно-содержательные связи учебных и методических элементов с авторской рабочей программой, общее содержание и задания, направленные на формирование универсальных учебных действий, единый подход к оформлению учебных материалов.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
Современный учебно-методический комплекс выступает в роли навигатора в образовательной среде, показывая педагогам и школьникам взаимосвязь образовательных ресурсов, которые могут быть привлечены для изучения темы, раздела, учебного курса в целом. Инструментами этих взаимосвязей являются прямые ссылки и указатели в учебных пособиях на другие элементы учебно-методического комплекса.
В ходе проведенного исследования было разработано методическое пособие по региональной географии «География Щербакульского района Омской области». Данное пособие направлено на формирование представлений учащихся о территориальных особенностях изучаемого региона, на развитие системы знаний об основных географических характеристиках региона. В дополнение к методическому пособию разработана рабочая тетрадь, включающая задания проблемного и поискового характера по темам, представленным в методическом пособии.
Содержание учебного пособия связано с темами авторской рабочей программы «География Щербакульского района Омской области» соответствует цели и основным задачам ее освоения. Авторская рабочая программа «География Щербакульского района Омской области» и данное учебное пособие составлены для обучающихся основной общеобразовательной школы.
Рабочая тетрадь на печатной основе является вторым элементом учебного компонента учебно-методического комплекса. Рабочая тетрадь по географии Щербакульского района Омской области является комплексной (многофункциональной). В ней размещен набор вопросов и заданий разного уровня сложности, на закрепление полученных на уроке знаний, отработку практических умений (через практические действия с картами, построение схем, картосхем, заполнение контурных карт, таблиц и т.д.), проверку знаний по темам, творческие задания. Предложенные в рабочей тетради задания могут быть использованы как на уроках, так и во внеурочное время. Задания рабочей тетради дают возможность учителю значительно расширить и углубить самостоятельную работу обучающихся с различными источниками информации, удовлетворять индивидуальные познавательные интересы и развивать творческие способности школьников.
Учебно-методический комплекс по географии Щербакульского района Омской области имеет общую для всех его компонентов ценностно-целевую установку, общие объекты изучения, общие целевые, структурно-содержательные связи учебных и методических элементов с авторской рабочей программой, общее содержание и задания, направленные на формирование универсальных учебных действий, единый подход к оформлению учебных материалов.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Разработка и использование учебно-методического комплекса по географии (Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2021 - Учебно-методический комплекс «География Омского района» (Омский государственный педагогический университет)
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - ИСТОРИЯ МИРОВОГО СПОРТА В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках
географии при проведении практических работ в 7 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Особенности формирования теоретических знаний на уроках географии (Методика преподавания географии, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Организация курса Отечественной истории на основе нового УМК (6 кл.) (Нижневартовский Государственный Университет0
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ШКОЛЬНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020 - Методические рекомендации к изучению предмета «История» в школе. Всеобщая история. История Нового времени. Часть 4. Материалы к преподаванию темы «Проблема социально-политического реформирования в трудах Роберта Оуэна» в школьном курсе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТА «ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ КРАСНОЯРСКОГО
КРАЯ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ 7 КЛАССА.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2015



