Порядок и условия исполнения и отбывания наказания в воспитательных колониях
|
Выпускная квалификационная работа.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЦЕЛЯХ ИСПРАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ 6
1.1. Становление и развитие воспитательных учреждений для несовершеннолетних 6
1.2. Воспитательная работа, как основное средство исправления несовершеннолетних осужденных 14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЙ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, НАЗНАЧАЕМОГО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ 23
2.1. Понятие и особенности правового режима отбывания наказания несовершеннолетними в виде лишения свободы 23
2.2. Специфика отбывания наказания назначаемого несовершеннолетним 31
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ И ПРОБЛЕМ ИХ РАЗДЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ, КАК ОСНОВНОГО ТРЕБОВАНИЯ РЕЖИМА В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ 40
3.1. Охрана прав несовершеннолетних осужденных: российский и зарубежный опыт 40
3.2. Проблемы раздельного содержания несовершеннолетних осужденных, как основное требование режима в воспитательных колониях 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЦЕЛЯХ ИСПРАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ 6
1.1. Становление и развитие воспитательных учреждений для несовершеннолетних 6
1.2. Воспитательная работа, как основное средство исправления несовершеннолетних осужденных 14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЙ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, НАЗНАЧАЕМОГО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ 23
2.1. Понятие и особенности правового режима отбывания наказания несовершеннолетними в виде лишения свободы 23
2.2. Специфика отбывания наказания назначаемого несовершеннолетним 31
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ И ПРОБЛЕМ ИХ РАЗДЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ, КАК ОСНОВНОГО ТРЕБОВАНИЯ РЕЖИМА В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ 40
3.1. Охрана прав несовершеннолетних осужденных: российский и зарубежный опыт 40
3.2. Проблемы раздельного содержания несовершеннолетних осужденных, как основное требование режима в воспитательных колониях 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
Актуальность темы настоящей работы не вызывает сомнений и обусловлена тем, что в настоящее время в России наблюдается рост преступности среди несовершеннолетних, вследствие возникновения новых социальных проблем современности. Отметим, что каждое двадцать третье преступление (4,3%) совершается несовершеннолетними или при их соучастии.
Как известно, уголовно-исполнительная система, неотъемлемой частью которой являются учреждения для исполнения наказания в виде лишения свободы, в том числе и воспитательные колонии (далее ВК), представляет собой сложный противоречивый организм, не подлежащий однозначной оценке.
Государственные органы, осуществляющие исполнение наказаний в условиях изоляции осужденных от общества, криминальная субкультура, состав осужденных, их взаимоотношения друг с другом и с администрацией учреждений - все это специфичные феномены, нуждающиеся в тщательном исследовании с позиций криминологической профилактики преступлений.
Одной из задач, определенных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 1772-р , является сокращение преступлений, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам.
Кроме того, указанным нормативно-правовым актом поставлена задача обеспечения гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы, ее подконтрольности институтам гражданского общества, а также создания условий для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач.
Определяя степень разработанности исследуемых вопросов в научной литературе, можно отметить наличие значительного количества публикаций по проблемам, непосредственно касающимся правового положения осужденных к лишению свободы. Различные аспекты данной проблематики достаточно полно раскрыты в работах таких авторов, как О.И. Бажанов, В.И. Басков, В.Н. Брызгалов, А.И. Зубков, А.С. Михлин, А.Е. Наташев, Е.В. Про-копович, В.И. Селиверстов, О.В. Старков, Н.А. Стручков, В.А. Уткин, И.В. Шмаров и многих других. Огромное значение имеют научные труды В.А. Авдеева, И.И. Карпеца, И.В. Каретникова, Г.М. Миньковского, Ю.М. Ткачевского, В.М. Трубникова, Г.Ф. Хохрякова и других, касающиеся проблем преступности несовершеннолетних и совершенствования исполнения и отбывания наказаний в отношении указанной категории лиц.
В целом, констатируя определенные достижения в исследовании названной проблемы, нельзя не признать, что ее разработка должна быть продолжена.
Таким образом, актуальность изучения данной проблемы с точки зрения ее научной и практической значимости сомнений не вызывает, что и обусловило интерес к исследуемым в настоящей работе вопросам.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением правового положения несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях.
Предмет исследования включает в себя: действующее уголовно-исполнительное законодательство РФ, регулирующее вопросы реализации несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в воспитательных колониях, их прав, а также имеющиеся проблемы и пути их решения.
Целью настоящей работы является исследование отбывание наказания несовершеннолетними осужденными.
Исходя из намеченной цели, в настоящей работе поставлены следующие основные задачи:
рассмотреть историю развития воспитательных учреждений для несовершеннолетних и важность воспитательной работы в целях исправления несовершеннолетних осужденных;
исследовать особенности отбывания наказания в виде лишения свободы, назначаемого несовершеннолетним;
проанализировать актуальные вопросы в области охраны прав несовершеннолетних осужденных и проблем их раздельного содержания, как основного требования режима в воспитательных колониях.
Методология исследования определяется современными методами теории познания, в числе которых были использованы общенаучные (исторический, диалектический, формально-логический, системно-структурный) и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы познания. Применение указанных методов позволило всесторонне и целостно исследовать объект и предмет работы в их взаимосвязи и взаимозависимости.
В нормативно-правовую основу исследования вошли международные правовые акты, Конституция РФ, федеральные законы, отраслевое законодательство. В работе также использованы определения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда РФ.
Структура работы сформирована согласно целям и задачам исследования и состоит из: введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения и библиографического списка использованных в работе источников.
Как известно, уголовно-исполнительная система, неотъемлемой частью которой являются учреждения для исполнения наказания в виде лишения свободы, в том числе и воспитательные колонии (далее ВК), представляет собой сложный противоречивый организм, не подлежащий однозначной оценке.
Государственные органы, осуществляющие исполнение наказаний в условиях изоляции осужденных от общества, криминальная субкультура, состав осужденных, их взаимоотношения друг с другом и с администрацией учреждений - все это специфичные феномены, нуждающиеся в тщательном исследовании с позиций криминологической профилактики преступлений.
Одной из задач, определенных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 1772-р , является сокращение преступлений, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам.
Кроме того, указанным нормативно-правовым актом поставлена задача обеспечения гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы, ее подконтрольности институтам гражданского общества, а также создания условий для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач.
Определяя степень разработанности исследуемых вопросов в научной литературе, можно отметить наличие значительного количества публикаций по проблемам, непосредственно касающимся правового положения осужденных к лишению свободы. Различные аспекты данной проблематики достаточно полно раскрыты в работах таких авторов, как О.И. Бажанов, В.И. Басков, В.Н. Брызгалов, А.И. Зубков, А.С. Михлин, А.Е. Наташев, Е.В. Про-копович, В.И. Селиверстов, О.В. Старков, Н.А. Стручков, В.А. Уткин, И.В. Шмаров и многих других. Огромное значение имеют научные труды В.А. Авдеева, И.И. Карпеца, И.В. Каретникова, Г.М. Миньковского, Ю.М. Ткачевского, В.М. Трубникова, Г.Ф. Хохрякова и других, касающиеся проблем преступности несовершеннолетних и совершенствования исполнения и отбывания наказаний в отношении указанной категории лиц.
В целом, констатируя определенные достижения в исследовании названной проблемы, нельзя не признать, что ее разработка должна быть продолжена.
Таким образом, актуальность изучения данной проблемы с точки зрения ее научной и практической значимости сомнений не вызывает, что и обусловило интерес к исследуемым в настоящей работе вопросам.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением правового положения несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях.
Предмет исследования включает в себя: действующее уголовно-исполнительное законодательство РФ, регулирующее вопросы реализации несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в воспитательных колониях, их прав, а также имеющиеся проблемы и пути их решения.
Целью настоящей работы является исследование отбывание наказания несовершеннолетними осужденными.
Исходя из намеченной цели, в настоящей работе поставлены следующие основные задачи:
рассмотреть историю развития воспитательных учреждений для несовершеннолетних и важность воспитательной работы в целях исправления несовершеннолетних осужденных;
исследовать особенности отбывания наказания в виде лишения свободы, назначаемого несовершеннолетним;
проанализировать актуальные вопросы в области охраны прав несовершеннолетних осужденных и проблем их раздельного содержания, как основного требования режима в воспитательных колониях.
Методология исследования определяется современными методами теории познания, в числе которых были использованы общенаучные (исторический, диалектический, формально-логический, системно-структурный) и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы познания. Применение указанных методов позволило всесторонне и целостно исследовать объект и предмет работы в их взаимосвязи и взаимозависимости.
В нормативно-правовую основу исследования вошли международные правовые акты, Конституция РФ, федеральные законы, отраслевое законодательство. В работе также использованы определения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда РФ.
Структура работы сформирована согласно целям и задачам исследования и состоит из: введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения и библиографического списка использованных в работе источников.
Лишение свободы с отбыванием наказания в колонии соответствующего типа (вида) представляет собой уголовно-правовую санкцию со стороны государства, обусловленную совершением лицом уголовного преступления. При этом, помимо восстановления социальной справедливости, такая мера имеет важнейшее предназначение, связанное с исправительным воздействием на осужденного в целях предупреждения совершения им новых преступлений. Именно такое воздействие осуществляется должностными лицами органов и учреждений ФСИН России в течение срока отбывания осужденными назначенного наказания.
При этом среди основополагающих принципов уголовно-исполнительного законодательства – дифференциация исполнения наказания и рациональное применение средств исправления осужденных. Очевидно, что лицо, признанное особо опасным рецидивистом, требует совершенного иного исправительного подхода, чем лицо, являющееся «случайным», «ситуационным преступником».
Для каждой из категорий осужденных, с учетом особенностей их личности и степени закоренелости криминальных установок в их поведении, требуется свой, специальный подход к исправлению. Особой когортой в данном случае выступают несовершеннолетние преступники. Зачастую такие лица, даже совершив особо тяжкие преступления, а равно ранее неоднократно привлекавшиеся к уголовной ответственности, в силу особенностей своего психоло-нравственного развития еще не являются закоренелыми преступниками, и исправить их, устранить девиантное поведение и сделать их законопослушными членами социума, намного проще и – главное – важнее, чем совершить аналогичные действия в отношении «взрослого» преступника. Безусловно, ни один криминолог или специалист в области уголовно-исполнительного права никогда не признает, что существуют «неисправимые» преступники, поскольку при должном подходе «исправить» можно каждого человека, совершившего преступление.
Однако, можно условно представить и сопоставить двух лиц - первое, пребывая в возрасте за 50 лет, совершает шестое (седьмое, восьмое) преступление в своей жизни и вновь отправляется в исправительную колонию. Второе в возрасте 17 лет по приговору суда первый раз направляется в воспитательную колонию.
Следует задаться двумя вопросам – какое из данных лиц более восприимчиво к исправительному воздействию и, как бы циничен данный вопрос ни был – какое из них более ценно для общество – то, которое со всей очевидностью вновь совершит преступление и до конца своей жизни будет обузой для общества, или то, которое в силу юного возраста может быть исправлено и стать полноценным членом общества? Если сознание закоренелого взрослого преступника по сути представляет собой гранит, то сознание несовершеннолетнего преступника – это пластилин, из которого, при должном и добросовестном подходе сотрудников исправительных учреждений можно «вылепить» законопослушного гражданина, оступившегося в юном возрасте и осознавшего недопустимость девиантного социального поведения. Именно по причине существенных отличий несовершеннолетних преступников от «взрослых» уголовное и уголовно-исполнительное право выделяют их в особую категорию, в отношении которой применяются специальные меры исправительного воздействия, поскольку слишком жесткий подход уголовного и уголовно-исполнительного закона, с учетом специфики подростковой психологии, может не снизить, а, наоборот, усилить криминальные установки в сознании несовершеннолетних.
В результате исследования сделан вывод о том, что именно дифференцированное содержание несовершеннолетних осужденных – притом по таким неиспользуемым в настоящее время основаниям, как род (вид) совершенного преступления, возраст и социальные характеристики семьи подростка представляется наиболее оптимальным способом повышения эффективности исправительного воздействия на несовершеннолетних преступников. Идеальной, безусловно, была бы ситуация, при которой воспитательные колонии в системе ФСИН России представляли бы собой систему, позволявшую содержать в различных учреждениях несовершеннолетних в зависимости от социального статуса их семьи, возраста и рода (вида) совершенного преступления. Однако, со всей очевидностью это потребует от государства значительных материальных ресурсов, которых в настоящее время попросту не имеется. Соответственно, данную проблему необходимо решать на уровне конкретных воспитательных колоний посредством поотрядного разделения указанных категорий осужденных и дифференциации принимаемых в отношении них мер исправительно-воспитательного воздействия.
При этом среди основополагающих принципов уголовно-исполнительного законодательства – дифференциация исполнения наказания и рациональное применение средств исправления осужденных. Очевидно, что лицо, признанное особо опасным рецидивистом, требует совершенного иного исправительного подхода, чем лицо, являющееся «случайным», «ситуационным преступником».
Для каждой из категорий осужденных, с учетом особенностей их личности и степени закоренелости криминальных установок в их поведении, требуется свой, специальный подход к исправлению. Особой когортой в данном случае выступают несовершеннолетние преступники. Зачастую такие лица, даже совершив особо тяжкие преступления, а равно ранее неоднократно привлекавшиеся к уголовной ответственности, в силу особенностей своего психоло-нравственного развития еще не являются закоренелыми преступниками, и исправить их, устранить девиантное поведение и сделать их законопослушными членами социума, намного проще и – главное – важнее, чем совершить аналогичные действия в отношении «взрослого» преступника. Безусловно, ни один криминолог или специалист в области уголовно-исполнительного права никогда не признает, что существуют «неисправимые» преступники, поскольку при должном подходе «исправить» можно каждого человека, совершившего преступление.
Однако, можно условно представить и сопоставить двух лиц - первое, пребывая в возрасте за 50 лет, совершает шестое (седьмое, восьмое) преступление в своей жизни и вновь отправляется в исправительную колонию. Второе в возрасте 17 лет по приговору суда первый раз направляется в воспитательную колонию.
Следует задаться двумя вопросам – какое из данных лиц более восприимчиво к исправительному воздействию и, как бы циничен данный вопрос ни был – какое из них более ценно для общество – то, которое со всей очевидностью вновь совершит преступление и до конца своей жизни будет обузой для общества, или то, которое в силу юного возраста может быть исправлено и стать полноценным членом общества? Если сознание закоренелого взрослого преступника по сути представляет собой гранит, то сознание несовершеннолетнего преступника – это пластилин, из которого, при должном и добросовестном подходе сотрудников исправительных учреждений можно «вылепить» законопослушного гражданина, оступившегося в юном возрасте и осознавшего недопустимость девиантного социального поведения. Именно по причине существенных отличий несовершеннолетних преступников от «взрослых» уголовное и уголовно-исполнительное право выделяют их в особую категорию, в отношении которой применяются специальные меры исправительного воздействия, поскольку слишком жесткий подход уголовного и уголовно-исполнительного закона, с учетом специфики подростковой психологии, может не снизить, а, наоборот, усилить криминальные установки в сознании несовершеннолетних.
В результате исследования сделан вывод о том, что именно дифференцированное содержание несовершеннолетних осужденных – притом по таким неиспользуемым в настоящее время основаниям, как род (вид) совершенного преступления, возраст и социальные характеристики семьи подростка представляется наиболее оптимальным способом повышения эффективности исправительного воздействия на несовершеннолетних преступников. Идеальной, безусловно, была бы ситуация, при которой воспитательные колонии в системе ФСИН России представляли бы собой систему, позволявшую содержать в различных учреждениях несовершеннолетних в зависимости от социального статуса их семьи, возраста и рода (вида) совершенного преступления. Однако, со всей очевидностью это потребует от государства значительных материальных ресурсов, которых в настоящее время попросту не имеется. Соответственно, данную проблему необходимо решать на уровне конкретных воспитательных колоний посредством поотрядного разделения указанных категорий осужденных и дифференциации принимаемых в отношении них мер исправительно-воспитательного воздействия.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ И ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ
ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Особенности исполнения и отбывания наказания в
виде лишения свободы несовершеннолетними
Дипломные работы, ВКР, . Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (социально-правовая природа, понятие, проблемы применения) (Московский Университет МВД России)
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - РЕЖИМ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Исполнение наказания в виде пожизненного лишения свободы
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Воспитательная колония как вид исправительного учреждения для несовершеннолетних
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2024 - Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2018 - Порядок и условия исполнения отбывания лишения свободы в колонии
строго режима
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2018 - Актуальные вопросы изучения проблемы условно-досрочного освобождения
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



