Выпускная квалификационная работа
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗАЩИТНИК И ЕГО РОЛЬ В ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАЧ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 6
1.1. Понятие и цели деятельности защитника в уголовном судопроизводстве 6
1.2. Процессуальный статус адвоката – защитника в уголовном судопроизводстве 16
1.3. Адвокатская тайна, как гарантия права на защиту 23
ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ ЗАЩИТНИКА В ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 28
2.1. Участие защитника на стадии возбуждения уголовного дела 28
2.2. Участие защитника в стадии предварительного расследования 35
2.3. Собирание и представление доказательств, необходимых для оказания юридической помощи 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Уголовный процесс имеет своим назначением не только защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, но и защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Последнее имеет своими истоками положения части 1 ст. 45 Конституции РФ , в соответствии с которыми в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
И как раз нормы уголовно-процессуального законодательства, ограждающие личность от неправомерного уголовного преследования, выступают одними из механизмов такой государственной защиты. В соответствии со ст. 48 Конституции России, каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Соответственно, защитник выступает одним из важнейших участников уголовного судопроизводства, обеспечивая реализацию основополагающих конституционных прав лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении уголовного преступления.
При этом, с учетом вышеозначенного назначения уголовного судопроизводства, любой проблемный аспект, связанный с участием защитника в уголовном процессе, по сути, посягает на «дух» уголовно-процессуального закона, соответственно, тем самым и обуславливается значимость и актуальность углубленного исследования института защитника в уголовном процессе.
В целом проблематика, связанная с участием защитника в уголовном процессе, обусловлена взаимоотношением адвокатской тайны и норм общечеловеческой морали в случаях, если сохранение такой тайны со всей очевидностью может привести к смерти человека, ограничением прав адвоката на собирание доказательств и обращение к общественности под предлогом соблюдения следственной тайны и т.д.
Вопросы, связанные с участием защитника в уголовном процессе достаточно глубоко изучены отечественной наукой, в частности, можно отметить таких авторов, как А. Кучинская, И. Насонова, Г. Сибирцев, А. Смирнов и др.
Вместе с тем, значимость и проблематика исследуемых вопросов обуславливает необходимость новых работ в данном направлении.
Объектом исследования выступают урегулированные правом общественные отношения в сфере уголовного преследования.
Предмет исследования – защитник как участник уголовного судопроизводства.
Целью исследования выступает выявление проблем, связанных с реализацией роли защитника в уголовном процессе.
Задачи исследования:
определить понятие и цели деятельности защитника в уголовном судопроизводстве;
изучить процессуальный статус адвоката – защитника в уголовном судопроизводстве;
охарактеризовать адвокатскую тайну как гарантию права на защиту;
проанализировать участие защитника на стадии возбуждения уголовного дела;
изучить участие защитника в стадии предварительного расследования;
рассмотреть вопросы собирания и представления доказательств, необходимых для оказания юридической помощи.
Методологию работы составляют такие методы, как формально-юридический метод, метод правового моделирования, анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в его рамках систематизируются основные представления о роли защитника в уголовном судопроизводстве.
Практическая значимость исследования связана с тем, что его результаты могут быть использованы для совершенствования уголовно-процессуального законодательства.
Структурно исследование состоит из введения, двух глав, включающих в себя в общей сложности шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
1) Уголовно-процессуальное законодательство, если сопоставлять его с законодательством об адвокатуре, приводит неудачное определение защитника, и в целом такие важные институты, как «защита», «юридическая помощь» на уровне законодательства не раскрыты, что обуславливает проблематику понимания сущности и целей данного участника уголовного процесса. Представляется, что «защита» - это объективная, длящаяся деятельность, направленная на обеспечение прав и законных интересов лица, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, а «юридическая помощь» - это конкретное действие защитника (консультация, заданный в рамках следственного действия вопрос, конкретное замечание на нарушение уголовно-процессуального закона при производстве следственного действия и т.д.), так же направленная на обеспечение прав лица и предупреждение их нарушения. Таким образом, защитник – это как профессиональный (адвокат), так и непрофессиональный (общественный защитник) участник уголовного судопроизводства, наделенный специальным процессуальным статусом, позволяющим обеспечивать права и законные интересы лица, в отношении которого осуществляется уголовное преследование как объективно, посредством предупреждающего нарушения закона факта своего участия в деле, так и субъективно, посредством оказания конкретной юридической помощи.
2) Процессуальный статус адвоката – защитника включает в себя права и ответственность, предусмотренные статьей 53 УПК РФ для защитника в уголовном процессе. Так же в процессуальный статус такого защитника следует включать специальные нормы, предусмотренные законодательством об адвокатуре. Проблематика процессуального статуса адвоката – защитника во многом связана с тем, что априори обладая более глубокими юридическими познаниями и опытом, чем иные лица, осуществляющие защиту (общественный защитник, законный представитель несовершеннолетнего), адвокат формально равен с такими лицами в своих правомочиях, не является «руководителем» стороны защиты и даже не может ставить перед следователем или судом вопрос об отстранении указанных лиц от участия в деле.
3) Адвокатская тайна является важнейшим институтом, обеспечивающим конфиденциальный характер взаимодействия адвоката и подзащитного, доверие к адвокату со стороны последнего и в конечном итоге эффективность всей профессиональной (процессуальной) деятельности адвоката. Вместе с тем, адвокатская тайна не должна носить абсолютный характер, и в число сведений, подлежащих сохранению в тайне, не должны входить такие сведения, разглашение которых со всей очевидностью необходимо для спасения человеческой жизни, даже если такая информация была получена в ходе доверительной беседы адвоката и подзащитного.
4) Отечественное уголовно-процессуальное законодательство развивается по пути расширения перечня моментов, с которых защитник допускается к участию в уголовном деле, а также к «приближенности» таких моментов к началу совершения процессуальных действий, затрагивающих права и законные интересы граждан.
В частности, если УК РСФСР 1960 года в своей первоначальной редакции предусматривал допуск защитника лишь в момент окончания предварительного следствия, а с момент предъявления обвинения правом пользоваться помощью защитника обладали только лица, которые в силу возраста, психических или физических недостатков неспособные осуществлять свою защиту самостоятельно, то в настоящее время защитник может быть допущен даже к участию в проверке сообщения о преступлении.
Вместе с тем, существует проблема, в соответствии с которой в последнем случае лицо может пригласить защитника исключительно за свой счет, возложение оплаты его труда на федеральный бюджет невозможно.
5) Среди основных проблем, препятствующих эффективной деятельности защитника в ходе расследования уголовного дела – необоснованное ограничение прав стороны защиты посредством использования института «тайны следствия». Это препятствует получению защитником информации (сведений), необходимых для оказания надлежащей юридической помощи подозреваемому или обвиняемому, а также обращению стороны защиты к общественности, которая может выступать действенным механизмом контроля за деятельностью органов предварительного расследования. Очевидно, что необходимо законодательное уточнение института «разглашения данных предварительного расследования», придания ему качественных характеристик, когда можно будет четко определить – в каких случаях необходимость соблюдения «тайны следствия» действительно носит объективный характер, а в каких недобросовестно используется органами предварительного расследования для ограничения прав защитника.
6) Решить проблему ограничения права защитника (адвоката) на собирание доказательств можно путем конкретизации института «разглашения данных предварительного расследования» в УПК и УК России.
Необходимо уточнить, что разглашение данных предварительного расследования недопустимо и уголовно-наказуемо только в тех случаях, когда создает угрозу безопасности участников уголовного судопроизводства, связано с попыткой оказания давления на следствие или иным путем препятствует достижению назначения уголовного судопроизводства.
Безусловно, такое уточнение не решит проблему полностью, поскольку используются слишком субъективные категории, оценивать которые, по сути, так же будет следователь.
Однако, наличие такого определения позволит в конкретных случаях освобождать защитника (адвоката) от ответственности, когда, например, разглашение данных расследования явилось необходимым условием для собирания стороной защиты доказательств.
Кроме того, очевидна необходимость закрепления формы процессуальных документов, используемых адвокатом при собирании и предоставлении доказательств. Сделать это можно на уровне приказа Генеральной прокуратуры РФ как органа, осуществляющего надзор в сфере предварительного расследования.
1. Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. – 1993. - № 237.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Российская газета. – 2001. - № 249.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Российская газета. – 1996. - № 113-115, 118.
4. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Российская газета. – 2002. - № 100.
5. Приказ Минюста России № 174, Минфина России № 122н от 05.09.2012 (в ред.от 12.08.2019) «Об утверждении порядка расчета вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела» // Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. – 2012. - № 5.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 29 «О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2015. - № 7.
7. Кодекс профессиональной этики адвоката, принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года // Библиотечка Российской газеты. – 2003. – вып.4
8. Методические рекомендации по реализации прав адвоката, приняты Федеральной палатой адвокатов РФ 22 апреля 2004 г. протокол № 5 // Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. – 2004. - № 3.
9. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27.10.1960 года // Ведомости ВС РСФСР. – 1960. - № 40. – Ст. 592 (утратил силу).
10. Абрамян А.К. Проблемы реализации полномочий адвоката в уголовном судопроизводстве / А.К. Абрамян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2019. - № 3. – С. 201-205.
11. Авраменко С.Н. К вопросу о процессуальном статусе защитника – неадвоката в уголовном судопроизводстве / С.Н. Авраменко // Судебная власть и уголовный процесс. – 2018. - № 2. – С. 103-107.
12. Адвокат в уголовном процессе / под ред. П.А Смирнова. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 411 с.
13. Баева К.М. Собирание доказательств адвокатом – защитником: основные проблемы и пути их разрешения / К.М. Баева // Судебная власть и уголовный процесс. – 2018. - № 5. – С. 74-78.
14. Васильевой запретили гулять и общаться с прессой // Российская газета. - 19.12.2013. - № 268. - С. 2.
15. Гальков К.В. К вопросу об абсолютности адвокатской тайны / К.В. Гальков // Молодой ученый. – 2019. - № 50. – С. 490-493.
16. Кучинская А.В. Особенности участия защитника и законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в стадии предварительного расследования / А.В. Кучинская // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2018. - № 5. – С. 140-145.
17. Мазитов Р.Р. В защиту защиты / Р.Р. Мазитов // Российский адвокат. – 2018. - № 5. – С. 112-116.
18. Насонова И.А. К вопросу о юридической природе уголовно-процессуальной защиты / И.А. Насонова // Вестник Воронежского юридического института МВД России. – 2018. - № 6. – С. 131-135.
19. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, под ред. В.М. Лебедева и В.П. Божьева. 6-е издание. М. – Юрайт, 2018. – 856 с.
20. Окруадзе Г. М. К проблеме реализации прав адвоката-защитника на собирание доказательств в уголовном процессе / Г.М. Окруадзе // Молодой ученый. - 2018. - №3. – С. 632-636.
21. Пилипенко Ю.С. Адвокатская тайна: теория и практика реализации / Ю.С. Пилипенко // Российский адвокат. -2018. - № 1. – С. 36-40.
22. Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). – М.: Юрайт, 2018. – 451 с.
23. Салов А.А. Институт тайны следствия: проблемы злоупотребления / А.А. Салов // Вестник Ивановского государственного университета. – 2019. - № 1. – С. 47-50.
24. Семенов А.Н. Оплата труда адвоката, участвующего в уголовном деле по назначению следователя, дознавателя или суда / А.Н. Семенов // Российский адвокат. – 2018. - № 5. – С. 102-106.
25. Сибирцев Г.И. Обеспечение и реализация независимости адвоката – защитника в уголовном процессе / Г.И. Сибирцев. – Автореферат дисс…канд.юр.наук. – Саратов, 2018. - .31 с.
26. Смирнов А.С. Законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого: уголовно-процессуальный статус и роль / А.С. Смирнов // Вестник Пермского университета. – 2018. - № 6. – С. 202-206.
27. Смирнов О.В. Проблема обеспечения права на защиту на первоначальной стадии расследования уголовного дела / О.В. Смирнов // Вестник Удмуртского государственного университета. – 2018. - № 2. – С. 101-104.
28. Сойма Т.В. Защитник в уголовном процессе: проблемы уголовно-процессуальной регламентации и практики / Т.В. Сойма // Молодой ученый. – 2018. №39. – С. 127-131.
29. Спицын И.В. Защитник в уголовном процессе / И.В. Спицын. – М: КноРус, 2018. – 240 с.
30. Ульянова Л. Т. Предмет доказывания и доказательства в уголовном процессе России / Л.Т. Ульянова. – М.:Городец, 2018. – 284 с.