Введение 5
Глава 1. Теоретические основы обучения письменной речи на иностранном языке на старшей ступени 6
1.1. Обучение письменной речи в трудах отечественных и зарубежных методистов 6
1.2 Письмо как вид речевой деятельности. Трудности в овладении
письменной речью 14
1.3 Методика обучения письменной речи как одной из форм коммуникации 20
Вывод по Главе 1 30
Глава 2. Особенности обучения письменной речи на старшей ступени обучения 32
2.1 Психологические особенности обучающихся старших классов 32
2.2 Система упражнений для формирования иноязычной письменной речи
на старшей ступени обучения 35
2.3 Методические рекомендации по формированию письменной речи на
старшей ступени обучения 49
Вывод по главе 2 55
Заключение 56
Список использованной литературы
На старшем этапе обучения изучение письменной речи является обязательным, как и другие виды речевой деятельности. Можно с уверенностью сказать, что письменная речь перестала исполнять только вспомогательную функцию в обучении иностранному языку. Отныне в новых стандартах среднего общего образования требуется умение обучающихся заполнять анкеты, формы, подписывать открытки, составлять личные письма, излагать содержание прочитанного, писать эссе на иностранном языке наравне с умением говорить на нем, излагать свои мысли и чувства, рассказывать об определенных событиях своей жизни. Соответственно, педагог должен подготавливать учащихся к формированию письменных сообщений различной функционально - коммуникативной направленности, содержания, композиционной структуры и языковой формы.
Для обучающихся владение английской письменной речью является одним из важнейших критериев для установления международных контактов, для обучения в высших учебных заведениях заграницей, и в дальнейшем работы в местных и зарубежных компаниях.
Но необходимо отметить в таком случае, что в УМК, которая существует в настоящий момент этой сфере изучения английского языка почти не уделяется внимания, в лучшем случае, кроме темы сочинения учебник дает план работы по ней.
Остается много нерешенных вопросов психолого-педагогических действий, когда обучение английской письменной речи рассматривается как вид речевой деятельности - не разрешена проблема необходимости письменной речи в существующих методических разработках; дидактическая эффективность приемов и способов избегания ошибок в письме остается невысокой; крайне не легко найти действенные советы и рекомендации по устранению пробелов в знаниях обучающихся старших классов.
Данные проблемы определили тему этого исследования. Они действительно актуальны на сегодняшний день, так как долгое время обучение современной англоязычной письменной речи было обделено достаточным вниманием, даже в школах углубленным изучением иностранных языков.
Итак, значимость темы этой работы определяют:
1. Требования, которые предъявляются к письменной речи обучающихся, возросли;
2. Письменная речь имеет большой потенциал для увеличения уровня обладания англоязычной речью;
3. Обучение творческой письменной речи нуждается в разработанной системе упражнений.
Цель исследования состоит в изучении отличительных черт методической организации обучения английской письменной речи на старшем этапе.
Данная цель исследования поможет решить следующий ряд задач:
1. Определить письменную речь как тип речевой деятельности;
2. Проанализировать работы методистов об обучении письменной речи;
3. Исследовать психологические особенности обучающихся старших классов;
4. Составить систему упражнений, направленных на формирование навыков письменной речи для обучающихся 11 классов;
5. Сформировать методические рекомендации для развития умений письменной речи на старшей ступени обучения.
Объектом исследования является процесс обучения иностранного языка в средней образовательной школе на старшей ступени.
Предмет исследования - процесс формирования английской письменной речи на старшем этапе.
Г ипотеза исследования предполагает, что развитие умений описания и рассуждения будет результативнее, если:
• представить и поэтапно проработать с обучающимися структуру написания личного письма и эссе;
• перед написанием личного письма и эссе предоставить обучающимся речевые памятки и опоры.
Выбор методов исследования обозначили вышеупомянутые цель и задачи данной работы. Сюда вошли изучение и анализ методической, психологической и лингвистической литературы по обучению иноязычной письменной речи.
Новизна исследования объясняется тем, что в данной выпускной квалификационной работе предложен разработанный комплекс упражнений для обучения англоязычной письменной речи на старшем ступени обучения.
В данной работе обобщен научно-методический материал об англоязычной письменной речи и о проблемах его обучения на старшем этапе, чем обуславливается теоретическая значимость исследования.
Практическая значимость работы заключается в разработке комплекса упражнений, направленный на обучение англоязычной письменной речи на старшем этапе обучения. Так же в ней предоставляются методические рекомендации по совершенствованию письменной речи для обучающихся старших классов.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Подводя итоги данной выпускной квалификационной работы, нужно отметить, что анализ литературы, посвященных проблеме развития умений письменной речи и исследование теоретических материалов продемонстрировали, что проблема определения и характеристики использования письменных материалов в процессе обучения детей иностранному языку продолжает оставаться актуальной и далеко не решена. Требуется больше внимания со стороны нынешних методистов, хотя на сегодняшний день ведутся активные исследования в этой области.
Образовательный процесс должен стимулировать имеющиеся у каждого обучающегося интеллектуальные способности, речь и знания, его чувства и настроения, должен развивать данные личностные параметры. Следовательно, важно строить образовательный процесс так, чтобы обучаемый, выполняя те или иные коммуникативные задачи, испытывал потребность и мог реализовать собственные цели.
Личностно-ориентированная схема представляет собой первичный концептуальный подход к обучению и воспитанию, нацеленный на формирование личности школьника, на его самореализацию и социальную адаптацию. На старшей ступени данная устремленность становится очень значимой.
Благодаря личностной направленности образования и принципам индивидуализации обучения старшеклассники вовлекаются в процесс целеполагания и имею возможность выбрать для себя подходящий их желаниям, потребностям, потенциалу уровень обученности по английскому языку и направленность образования, соответствующую их профессиональным стремлениям и планам на будущее, связанных с использованием иностранного языка.
Деятельностная основа преподавания предмета выражается в наружной и внутренней (умственной) активности обучающегося. Способы обучения, нацеленные в первую очередь на изучение системы языка, следует заменить новыми, интерактивными формами обучения, организовывающий учащихся - субъектов образовательного процесса и придающими обучению поистине деятельностный образ.
Стоит отметить, что надлежащее обучение письменной речи мотивирует изучение иностранного языка, способствует эффективному пониманию лексического, грамматического и языкового материала, служит средством контроля и закрепления полученных знаний, представляет собой, как отмечают многие исследователи, необходимое средство установление языкового материала в письменной форме.
Анализ научно-педагогических ресурсов указывает на наличие разнообразных подходов к определению возможностей, которые актуализируются в ходе создания письменного текста.
На почве результатов изучения проблемы в теории и итогов процедуры отбора научных материалов, непосредственно была создана система упражнений для формирования навыков, обеспечивающих выражение своих мыслей в письменной форме, куда вошли четыре группы упражнений:
- нацеленные на совершенствование умений написания предложений;
- нацеленные на усовершенствование умений написания абзацев;
- нацеленные на совершенствование умений и навыков написания личного письма;
- нацеленные на совершенствование умений и навыков написания эссе «за и против»
Для решения поставленного задания - составить методические рекомендации, направленные на формирование навыков письменной речи, мы разработали модель организации учебной деятельности обучающихся старших классов. Собственно, придерживаясь рекомендованного метода действий, старшеклассники имеют все шансы на успех при сдаче любых экзаменов по иностранному языку.
Итак, представленная модель организации процесса формирования письменной речи легла в основу обучения с целью проверки эффективности для усвоения знаний, непосредственно формирования навыков и развития умений письменной речи, организации самоконтроля и работающего механизма в управлении образовательным процессом. Таким образом, достижение хорошего коэффициента усвоения знаний подтверждает результативность разработанных методических рекомендаций обучения письменной речи как компонента подготовки к ЕГЭ по иностранному языку.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических требований и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
2. Афанасьева О.В., Дж.Дули, Михеева И.В., Оби Б., Эванс В., Английский в фокусе /Spotlight 11 класс для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2007.
3. Баяндин, Д.В. О некоторых проблемах информатизации образования: тр. IV Междунар. научно-метод. конф. преподавателей вузов, ученых и специалистов. Нижний Новгород: ВГИПА - 2003. 140 с.
4. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение. -1965. 118 с.
5. Бим, И.Л. Обучение иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Коллективная монография под редакцией академика РАО Миролюбова А.А.- М.: Титул, 2010. 464с.
6. Блонский П.П. Память и мышление. М.: ВЛАДОС, 1964.
7. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. - М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1963.
8. Васильева М.М., Синявская Е.В. Методика преподавания иностранных языков за рубежом. 1967.
9. Вербицкая М.В. ЕГЭ 2019. Английский язык. 20 вариантов. Типовые
экзаменационные варианты. - М: Национальное образование, 2019. 384 с.
10. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Нечаева Е.Н. Я сдам ЕГЭ-2019! Английский язык. Письмо. Говорение. Типовые задания М: Просвещение, 2019., 179 с.
11. Воронина, А. В. Обучение иноязычному общению старших школьников в команде с применением технологии проектной
деятельности: на материале французского языка как второго
иностранного. Моск. пед. гос. ун-т.- М., 2010.193 с.
12. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя-3-е изд., перераб. и доп.- М.: АРКТИ, 2004. 163 с.
13. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: АР - КТИ, 2000. 215 с.
14. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учебное пособие. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2006. 336 с.
15. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2003. 192 с.
16. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник. М.: Высшая школа, 1982. 373 с.
17. Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учебное пособие - 3-е изд., стер. М.: Академия, 2006. 336 с.
18.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991.
19. Искрин, С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку. Иностранные языки в школе, 2004, №2.
20. Кащеева А.В. Современные подходы к обучению письму на
иностранном языке // Социально-экономические явления и процессы . 2013. №6 (052). 194 с.
21. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический
справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ: Cambridge University Press, 2001. 224 с.
22. Корчажкина О.М. Английский язык. 10-11 класс. Сочинение- рассуждение на ЕГЭ: практика аргументации. М:Легион, 2018. 176 с.
23. Кузьмина Л.Г. Вариативность современных подходов к развитию иноязычной письменной речи // Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в школе и вузе. - Воронеж. - 1999. 141с.
24. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д.Хомской. - Ростов н/Д, 1998. 260-276 с.
25. Мазунова Л.К. Письмо как методическая категория // Иностр. языки в школе. - 2004. 15-21 с.
26. Мильруд Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи // Иностранные языки в школе. 1997. № 2.
27. Мильруд, Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи. Иностранные языки в школе, 2001.
28. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.». М.: Просвещение, 1990. 224 с.
29. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения иностранному языку. - М.: Просвещение, 1990. 243 с.
30. Мусницкая Е.В. Обучение письму (отрывок) // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. М.: 1991. 271 с.
31. Пассов Е.И., Кузнецова Е.С. Обучение письму: Учебное пособие. - Воронеж: НОУ «Интерлингва». - 2002. 40 с.
32. Пассов Е.И. Обучение письму: учебное пособие. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. 70 с.
33. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус.Яз., 1989. 276 с.
34. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. - М.: Просвещение, 1967.
35. Соловова Е.Н. Обучение письму. ELT, Dintemal, 2010. 343 с.
36. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. [Текст] / Базовый курс лекций. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: Просвещение, 2002. 239 с.
37. Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения 12.05.2019).
38. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования (10-11 кл.). URL:
http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения 12.05.2019).
39. Черкасова Л.Н. ЕГЭ 2019. Английский язык. Теория и практика. М.: 2018. - 288 с.
40. Шубин Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1972. 187 с.
41. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 226 с.
42. Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам (Лингводидактические основы): Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. М.:ВК, 2002. 336 с.
43. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке: Учебное пособие для преподавателей языковых вузов. М.: Издательство Икар, 2011. 454 с.
44. Ягудена А. Р. Английский язык. Лексический минимум для ЕГЭ и ОГЭ М.:Феникс, 2019. 206 с.
45. Ягудена А. Р. Эссе по английскому на"отлично". Новые темы. М.:Феникс, 2019. 106 с.
46. Flower L., Hayes J.R. A Cognitive Theory of Writing // College Composition and Communication. Vol. 32, № 4 (Dec., 1981), 387 р.
47. Grabe W., Kaplan R.B. Theory and practice of writing. An applied linguistic prospective. Routlege, 2014. 488 р.
48. Horowitz D. Process, not product: Less than meets the eye // TESOL Quarterly, Vol. 20, №. 1 (Mar., 1986). 141-144 р.
49. Horvath J. Advanced writing in English as a foreign language: a corpus- based study of processes and products. Lingua Franca Csoport, 2001. 194 р.
50. Matsuda P.K. Process and post-process: A discursive history // Journal of Second Language writing, 2003, №12. 83 p.
51. Parker Jr. R. Focus in the teaching of writing: on process or product? // The English Journal. Vol. 61 № 9 (Dec. 1972). 1333 р.
52. Reid J. Writing // The Cambridge guide to Teaching English to speakers of other languages / edited by Ronald Carter and David Nunan. Cambridge University Press, 2001. 34 р.