СУБЪЕКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ 3-4 КУРСОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА 8
1.1. Социально - психологические особенности переживания состояния одиночества
1.2. Концептуальные основы исследования одиночества 11
1.3. Индивидуально - психологическая характеристика студентов 3 - 4 курсов 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 755
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА 8
1.1. Социально - психологические особенности переживания состояния одиночества
1.2. Концептуальные основы исследования одиночества 11
1.3. Индивидуально - психологическая характеристика студентов 3 - 4 курсов 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 755
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современном и развитом мире, все большую тенденцию приобретает проблема одиночества. Данный феномен можно
интерпретировать как тяжелое психическое состояние, как правило, сопровождающимся негативным настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Данная проблема постоянно беспокоила общество, занимая многих ученых, писателей, философов. В последние годы создаются все новые труды, изучающие природу одиночества, причины его возникновения, свойственные особенности и влияние на разные категории людей в разный жизненный отрезок времени.
Понимание концепции одиночества были рассмотрены в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как С.Г.Корчагина, Ж.В.Пузанова, С.В.Духновский, Д.Перлман, Л.Э.Пепло, Д.Зилбург, К.Боумен, И.Ялом и др.
Одиночество - это тяжелое, психологическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны. Что же такое одиночество? Когда мы слышим слово «одиночество», ни у кого из нас не возникает вопроса: «А что, собственно, это такое?». Каждый человек в той или иной степени понимает, о чем идет речь. Феномен одиночества является одной из серьезных проблем современного общества. Он связан с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых человеком как нежелательный дефицит общения и положительных отношений с окружающими людьми. Нередко переживание одиночества проявляется в форме желания быть включенным в какую-то группу или потребности быть в контакте с кем- либо. Проявления и последствия субъективного одиночества человека становятся все более наболевшими и значимыми. Становиться очевидным необходимость анализа природы и сущности этого состояния, специфики и характера его переживания и проявлений в жизни человека.
Вместе с тем, актуализацию проблемы одиночества ряд исследователей связывает с усложнившимися процессами адаптации. Общество стало более сложным, динамичным, человеку приходится адаптироваться гораздо чаще к изменяющейся социальной среде. Все чаще человек сталкивается со стрессовыми ситуациями, адаптационными проблемами и дезадаптацией.
Человек, не вписавшийся в социальную реальность, испытывает чувство одиночества. Проблемы адаптации активно изучались отечественными и зарубежными авторами Ю.А.Милославским, А.И.Жмыриковой, А.Л.Журавлевой, Ю.К.Роджерсом, Р.Даймондом, К.Левиным, З.Фрейдом и др.
Актуальность исследования. Изучение феномена одиночества имеет практическую актуальность, поскольку это состояние влияет на эффективность деятельности человека, а в молодом возрасте на формирование его личности. В современной науке недостаточно теоретических и практических исследований, которые позволили бы составить достаточно полное представление об особенностях восприятия и переживания одиночества юношами и девушками.
Степень разработанности проблемы. Большинство исследований направлено на изучение личностной и эмоциональной сферы Таким образом, феномен одиночества с позиции его структурных и динамических характеристик остается не изученным.
Проблемой исследования является попытка разрешения противоречия между относительно разработанными в различных направлениях психологической науки проблемами одиночества и недостаточной дифференцированностью его видов, отсутствием их конкретизации, в частности в возрастном аспекте: их особенностей, связей со статусами идентичности в юношеском возрасте.
Цель исследования: изучить структурно-динамическую организацию и взаимосвязи особенностей видов одиночества.
Объект исследования: состояние одиночества студентов.
Предмет исследования: особенности видов одиночества и их связь между собой.
Гипотеза исследования
1. Мы предполагаем, что не все виды одиночества по С.Г.Корчагиной (отчуждающее, диффузное, диссоциированное, уединенность) подразумевают одиночество как недифференцированный феномен (то есть различаются связями с общими показателями одиночества, измеряемыми, в частности, наиболее известной методикой Ucla и методикой Е.Н.Осина, Д.А.Леонтьева).
2. Виды одиночества различаются мерой позитивности их переживания.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выявить взаимосвязи видов одиночества с другими его характеристиками.
2. Выявить структуру видов одиночества с других его характеристик.
3. Установить группы студентов, различающихся выраженностью видов одиночества.
Теоретико - методологическая база исследования:
- сложившиеся в рамках философии и психологии личности идеи о взаимодействии человека с окружающим миром, обществом и культурой (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, К.Роджерс, Ж. - П.Сартр, З.Фрейд, Э.Фромм, К.Хорни, К.Г. Юнг и др.);
- положения современной психологии о возрастных особенностях процесса социализации личности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон, Г.Крайг, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн, П.Фресс, Д.Б.Эльконин и др.);
- социально-психологические теории и концепции общения и формирования межличностных отношений между людьми (Г.М.Андреева, Э.Берн, А.А.Бодалев, В.Н.Куницына, Б.Д.Парыгин, Л.Фестингер, Р.Х.Шакуров, У.Шюц и др.);
- теоретические разработки отечественных и зарубежных психологов в области исследования психических состояний, эмоций и переживаний личности (Л.М.Аболин, Л.И.Божович, Ф.Е.Василюк, В.К.Вилюнас, Ю.Б.Гиппенрейтер, К.Изард, А.О.Прохоров и др.).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: анкетирование, диагностическое тестирование с использованием таких методик как:
1. Дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева[13]
2. Опросник для определения вида одиночества С.Г. Корчагиной[39].
3. Модифицированная шкала измерения одиночества UCLA В. Рассела, Л. Пепло, М. Фергюсона.
Результаты методик обрабатывались с помощью критерия корреляции Пирсона, факторного анализа (метод главных компонент) Г.Хотеллинга, Кластерный анализ центров K-Mean Cluster (SPSS Statistics 6.0).
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 83 студента, учащихся на 3 - 4 курсов Казанского (Приволжского) Федерального Университета в возрасте от 20 до 23 лет (средний возраст - 22 года)
Этапы исследования.
На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводились: проверка гипотезы исследования, тестирование;
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, что эта работа, в которой рассматриваются виды одиночества.
Теоретическая значимость. Проведенное исследование может быть полезно при разработке концепции одиночества и его преодоления в современном российском обществе.
Практическая значимость. Полученные результаты представляют интерес не только для социальных философов, но и для социологов, психологов, специалистов по социальной работе, а также всех, кто теоретически и практически решает задачи формирования целостного, гуманитарного подхода к проблеме одиночества в современном обществе.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
интерпретировать как тяжелое психическое состояние, как правило, сопровождающимся негативным настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Данная проблема постоянно беспокоила общество, занимая многих ученых, писателей, философов. В последние годы создаются все новые труды, изучающие природу одиночества, причины его возникновения, свойственные особенности и влияние на разные категории людей в разный жизненный отрезок времени.
Понимание концепции одиночества были рассмотрены в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как С.Г.Корчагина, Ж.В.Пузанова, С.В.Духновский, Д.Перлман, Л.Э.Пепло, Д.Зилбург, К.Боумен, И.Ялом и др.
Одиночество - это тяжелое, психологическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны. Что же такое одиночество? Когда мы слышим слово «одиночество», ни у кого из нас не возникает вопроса: «А что, собственно, это такое?». Каждый человек в той или иной степени понимает, о чем идет речь. Феномен одиночества является одной из серьезных проблем современного общества. Он связан с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых человеком как нежелательный дефицит общения и положительных отношений с окружающими людьми. Нередко переживание одиночества проявляется в форме желания быть включенным в какую-то группу или потребности быть в контакте с кем- либо. Проявления и последствия субъективного одиночества человека становятся все более наболевшими и значимыми. Становиться очевидным необходимость анализа природы и сущности этого состояния, специфики и характера его переживания и проявлений в жизни человека.
Вместе с тем, актуализацию проблемы одиночества ряд исследователей связывает с усложнившимися процессами адаптации. Общество стало более сложным, динамичным, человеку приходится адаптироваться гораздо чаще к изменяющейся социальной среде. Все чаще человек сталкивается со стрессовыми ситуациями, адаптационными проблемами и дезадаптацией.
Человек, не вписавшийся в социальную реальность, испытывает чувство одиночества. Проблемы адаптации активно изучались отечественными и зарубежными авторами Ю.А.Милославским, А.И.Жмыриковой, А.Л.Журавлевой, Ю.К.Роджерсом, Р.Даймондом, К.Левиным, З.Фрейдом и др.
Актуальность исследования. Изучение феномена одиночества имеет практическую актуальность, поскольку это состояние влияет на эффективность деятельности человека, а в молодом возрасте на формирование его личности. В современной науке недостаточно теоретических и практических исследований, которые позволили бы составить достаточно полное представление об особенностях восприятия и переживания одиночества юношами и девушками.
Степень разработанности проблемы. Большинство исследований направлено на изучение личностной и эмоциональной сферы Таким образом, феномен одиночества с позиции его структурных и динамических характеристик остается не изученным.
Проблемой исследования является попытка разрешения противоречия между относительно разработанными в различных направлениях психологической науки проблемами одиночества и недостаточной дифференцированностью его видов, отсутствием их конкретизации, в частности в возрастном аспекте: их особенностей, связей со статусами идентичности в юношеском возрасте.
Цель исследования: изучить структурно-динамическую организацию и взаимосвязи особенностей видов одиночества.
Объект исследования: состояние одиночества студентов.
Предмет исследования: особенности видов одиночества и их связь между собой.
Гипотеза исследования
1. Мы предполагаем, что не все виды одиночества по С.Г.Корчагиной (отчуждающее, диффузное, диссоциированное, уединенность) подразумевают одиночество как недифференцированный феномен (то есть различаются связями с общими показателями одиночества, измеряемыми, в частности, наиболее известной методикой Ucla и методикой Е.Н.Осина, Д.А.Леонтьева).
2. Виды одиночества различаются мерой позитивности их переживания.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выявить взаимосвязи видов одиночества с другими его характеристиками.
2. Выявить структуру видов одиночества с других его характеристик.
3. Установить группы студентов, различающихся выраженностью видов одиночества.
Теоретико - методологическая база исследования:
- сложившиеся в рамках философии и психологии личности идеи о взаимодействии человека с окружающим миром, обществом и культурой (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, К.Роджерс, Ж. - П.Сартр, З.Фрейд, Э.Фромм, К.Хорни, К.Г. Юнг и др.);
- положения современной психологии о возрастных особенностях процесса социализации личности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон, Г.Крайг, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн, П.Фресс, Д.Б.Эльконин и др.);
- социально-психологические теории и концепции общения и формирования межличностных отношений между людьми (Г.М.Андреева, Э.Берн, А.А.Бодалев, В.Н.Куницына, Б.Д.Парыгин, Л.Фестингер, Р.Х.Шакуров, У.Шюц и др.);
- теоретические разработки отечественных и зарубежных психологов в области исследования психических состояний, эмоций и переживаний личности (Л.М.Аболин, Л.И.Божович, Ф.Е.Василюк, В.К.Вилюнас, Ю.Б.Гиппенрейтер, К.Изард, А.О.Прохоров и др.).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: анкетирование, диагностическое тестирование с использованием таких методик как:
1. Дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева[13]
2. Опросник для определения вида одиночества С.Г. Корчагиной[39].
3. Модифицированная шкала измерения одиночества UCLA В. Рассела, Л. Пепло, М. Фергюсона.
Результаты методик обрабатывались с помощью критерия корреляции Пирсона, факторного анализа (метод главных компонент) Г.Хотеллинга, Кластерный анализ центров K-Mean Cluster (SPSS Statistics 6.0).
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 83 студента, учащихся на 3 - 4 курсов Казанского (Приволжского) Федерального Университета в возрасте от 20 до 23 лет (средний возраст - 22 года)
Этапы исследования.
На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводились: проверка гипотезы исследования, тестирование;
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, что эта работа, в которой рассматриваются виды одиночества.
Теоретическая значимость. Проведенное исследование может быть полезно при разработке концепции одиночества и его преодоления в современном российском обществе.
Практическая значимость. Полученные результаты представляют интерес не только для социальных философов, но и для социологов, психологов, специалистов по социальной работе, а также всех, кто теоретически и практически решает задачи формирования целостного, гуманитарного подхода к проблеме одиночества в современном обществе.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Была проведена исследовательская работа на тему «Субъективные состояния одиночества у студентов 3-4 курсов». Поставленные цели и задачи были достигнуты, гипотеза подтверждена, были получены следующие результаты:
1. В теоретической части настоящего исследования был проведен анализ литературы по проблеме одиночества. Под одиночеством в нашей работе понимается тяжелое психологическое состояние, сопровождающееся тяжелыми эмоциональными переживаниями человека попавшего в непривычные для него условия изоляции, может проявляться в потребности быть включенным в какую- либо группу.
Были рассмотрены и проанализированы различные подходы к пониманию феномена одиночества, а именно: психодинамическое направление, социологический подход, когнитивное направление, экзистенциальное направление, интеракционистский подход, интимный подход и теоретико-системный подход.
Также были изучены виды одиночества по Корчагиной: отчуждающее одиночество, диффузное одиночество, диссоциированное одиночество и уединенность.
При анализе психолого - педагогической литературы были рассмотрены особенности студенческого возрастного периода, причины одиночества в данной социальной группе.
2. Подобраны адекватные методики исследования для достижения поставленной цели, которые позволили выявить и определить уровень, общее состояние, глубину переживания состояния одиночества, его положительное и негативное проявление,
3. Проведен сравнительный анализ характеристик преобладающего вида одиночества среди данной юношеской группы: диффузное и отчуждающее. Далее удалось разделить испытуемых на 3 группы по степени ощущения состояния одиночества: высокую, среднюю, низкую.
4. При помощи корреляционного анализа выявили свойства каждого вида одиночества, а также определили факторы, в зависимости от каких условий возникает данное состояние
1. В теоретической части настоящего исследования был проведен анализ литературы по проблеме одиночества. Под одиночеством в нашей работе понимается тяжелое психологическое состояние, сопровождающееся тяжелыми эмоциональными переживаниями человека попавшего в непривычные для него условия изоляции, может проявляться в потребности быть включенным в какую- либо группу.
Были рассмотрены и проанализированы различные подходы к пониманию феномена одиночества, а именно: психодинамическое направление, социологический подход, когнитивное направление, экзистенциальное направление, интеракционистский подход, интимный подход и теоретико-системный подход.
Также были изучены виды одиночества по Корчагиной: отчуждающее одиночество, диффузное одиночество, диссоциированное одиночество и уединенность.
При анализе психолого - педагогической литературы были рассмотрены особенности студенческого возрастного периода, причины одиночества в данной социальной группе.
2. Подобраны адекватные методики исследования для достижения поставленной цели, которые позволили выявить и определить уровень, общее состояние, глубину переживания состояния одиночества, его положительное и негативное проявление,
3. Проведен сравнительный анализ характеристик преобладающего вида одиночества среди данной юношеской группы: диффузное и отчуждающее. Далее удалось разделить испытуемых на 3 группы по степени ощущения состояния одиночества: высокую, среднюю, низкую.
4. При помощи корреляционного анализа выявили свойства каждого вида одиночества, а также определили факторы, в зависимости от каких условий возникает данное состояние
Подобные работы
- Исследование агрессивности и субъективного ощущения одиночества у студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Исследование субъективного ощущения одиночества и фрустрации у студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Социально-психологические факторы субъективного переживания одиночества в студенческом возрасте (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2016 - Исследование взаимосвязи субъективного переживания одиночества и акцентуаций характера у студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2021 - Исследование субъективного ощущения одиночества и психологической зависимости от интернета и социальных сетей у студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ И СУБЪЕКТИВНОГО ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА В ПРОБЛЕМНОМ ИНТЕРНЕТ-ПОВЕДЕНИИ
ЛИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Исследование субъективного ощущения одиночества и личностной тревожности у студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2021 - Исследование субъективного ощущения одиночества и мотивации к достижениям у студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Исследование психологического одиночества и копинг-стратегий у студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



