Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СУБЪЕКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ 3-4 КУРСОВ

Работа №42229

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
638
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА 8
1.1. Социально - психологические особенности переживания состояния одиночества
1.2. Концептуальные основы исследования одиночества 11
1.3. Индивидуально - психологическая характеристика студентов 3 - 4 курсов 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 755
ПРИЛОЖЕНИЕ

В современном и развитом мире, все большую тенденцию приобретает проблема одиночества. Данный феномен можно
интерпретировать как тяжелое психическое состояние, как правило, сопровождающимся негативным настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Данная проблема постоянно беспокоила общество, занимая многих ученых, писателей, философов. В последние годы создаются все новые труды, изучающие природу одиночества, причины его возникновения, свойственные особенности и влияние на разные категории людей в разный жизненный отрезок времени.
Понимание концепции одиночества были рассмотрены в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как С.Г.Корчагина, Ж.В.Пузанова, С.В.Духновский, Д.Перлман, Л.Э.Пепло, Д.Зилбург, К.Боумен, И.Ялом и др.
Одиночество - это тяжелое, психологическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны. Что же такое одиночество? Когда мы слышим слово «одиночество», ни у кого из нас не возникает вопроса: «А что, собственно, это такое?». Каждый человек в той или иной степени понимает, о чем идет речь. Феномен одиночества является одной из серьезных проблем современного общества. Он связан с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых человеком как нежелательный дефицит общения и положительных отношений с окружающими людьми. Нередко переживание одиночества проявляется в форме желания быть включенным в какую-то группу или потребности быть в контакте с кем- либо. Проявления и последствия субъективного одиночества человека становятся все более наболевшими и значимыми. Становиться очевидным необходимость анализа природы и сущности этого состояния, специфики и характера его переживания и проявлений в жизни человека.
Вместе с тем, актуализацию проблемы одиночества ряд исследователей связывает с усложнившимися процессами адаптации. Общество стало более сложным, динамичным, человеку приходится адаптироваться гораздо чаще к изменяющейся социальной среде. Все чаще человек сталкивается со стрессовыми ситуациями, адаптационными проблемами и дезадаптацией.
Человек, не вписавшийся в социальную реальность, испытывает чувство одиночества. Проблемы адаптации активно изучались отечественными и зарубежными авторами Ю.А.Милославским, А.И.Жмыриковой, А.Л.Журавлевой, Ю.К.Роджерсом, Р.Даймондом, К.Левиным, З.Фрейдом и др.
Актуальность исследования. Изучение феномена одиночества имеет практическую актуальность, поскольку это состояние влияет на эффективность деятельности человека, а в молодом возрасте на формирование его личности. В современной науке недостаточно теоретических и практических исследований, которые позволили бы составить достаточно полное представление об особенностях восприятия и переживания одиночества юношами и девушками.
Степень разработанности проблемы. Большинство исследований направлено на изучение личностной и эмоциональной сферы Таким образом, феномен одиночества с позиции его структурных и динамических характеристик остается не изученным.
Проблемой исследования является попытка разрешения противоречия между относительно разработанными в различных направлениях психологической науки проблемами одиночества и недостаточной дифференцированностью его видов, отсутствием их конкретизации, в частности в возрастном аспекте: их особенностей, связей со статусами идентичности в юношеском возрасте.
Цель исследования: изучить структурно-динамическую организацию и взаимосвязи особенностей видов одиночества.
Объект исследования: состояние одиночества студентов.
Предмет исследования: особенности видов одиночества и их связь между собой.
Гипотеза исследования
1. Мы предполагаем, что не все виды одиночества по С.Г.Корчагиной (отчуждающее, диффузное, диссоциированное, уединенность) подразумевают одиночество как недифференцированный феномен (то есть различаются связями с общими показателями одиночества, измеряемыми, в частности, наиболее известной методикой Ucla и методикой Е.Н.Осина, Д.А.Леонтьева).
2. Виды одиночества различаются мерой позитивности их переживания.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выявить взаимосвязи видов одиночества с другими его характеристиками.
2. Выявить структуру видов одиночества с других его характеристик.
3. Установить группы студентов, различающихся выраженностью видов одиночества.
Теоретико - методологическая база исследования:
- сложившиеся в рамках философии и психологии личности идеи о взаимодействии человека с окружающим миром, обществом и культурой (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, К.Роджерс, Ж. - П.Сартр, З.Фрейд, Э.Фромм, К.Хорни, К.Г. Юнг и др.);
- положения современной психологии о возрастных особенностях процесса социализации личности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон, Г.Крайг, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн, П.Фресс, Д.Б.Эльконин и др.);
- социально-психологические теории и концепции общения и формирования межличностных отношений между людьми (Г.М.Андреева, Э.Берн, А.А.Бодалев, В.Н.Куницына, Б.Д.Парыгин, Л.Фестингер, Р.Х.Шакуров, У.Шюц и др.);
- теоретические разработки отечественных и зарубежных психологов в области исследования психических состояний, эмоций и переживаний личности (Л.М.Аболин, Л.И.Божович, Ф.Е.Василюк, В.К.Вилюнас, Ю.Б.Гиппенрейтер, К.Изард, А.О.Прохоров и др.).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: анкетирование, диагностическое тестирование с использованием таких методик как:
1. Дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева[13]
2. Опросник для определения вида одиночества С.Г. Корчагиной[39].
3. Модифицированная шкала измерения одиночества UCLA В. Рассела, Л. Пепло, М. Фергюсона.
Результаты методик обрабатывались с помощью критерия корреляции Пирсона, факторного анализа (метод главных компонент) Г.Хотеллинга, Кластерный анализ центров K-Mean Cluster (SPSS Statistics 6.0).
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 83 студента, учащихся на 3 - 4 курсов Казанского (Приволжского) Федерального Университета в возрасте от 20 до 23 лет (средний возраст - 22 года)
Этапы исследования.
На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводились: проверка гипотезы исследования, тестирование;
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, что эта работа, в которой рассматриваются виды одиночества.
Теоретическая значимость. Проведенное исследование может быть полезно при разработке концепции одиночества и его преодоления в современном российском обществе.
Практическая значимость. Полученные результаты представляют интерес не только для социальных философов, но и для социологов, психологов, специалистов по социальной работе, а также всех, кто теоретически и практически решает задачи формирования целостного, гуманитарного подхода к проблеме одиночества в современном обществе.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Была проведена исследовательская работа на тему «Субъективные состояния одиночества у студентов 3-4 курсов». Поставленные цели и задачи были достигнуты, гипотеза подтверждена, были получены следующие результаты:
1. В теоретической части настоящего исследования был проведен анализ литературы по проблеме одиночества. Под одиночеством в нашей работе понимается тяжелое психологическое состояние, сопровождающееся тяжелыми эмоциональными переживаниями человека попавшего в непривычные для него условия изоляции, может проявляться в потребности быть включенным в какую- либо группу.
Были рассмотрены и проанализированы различные подходы к пониманию феномена одиночества, а именно: психодинамическое направление, социологический подход, когнитивное направление, экзистенциальное направление, интеракционистский подход, интимный подход и теоретико-системный подход.
Также были изучены виды одиночества по Корчагиной: отчуждающее одиночество, диффузное одиночество, диссоциированное одиночество и уединенность.
При анализе психолого - педагогической литературы были рассмотрены особенности студенческого возрастного периода, причины одиночества в данной социальной группе.
2. Подобраны адекватные методики исследования для достижения поставленной цели, которые позволили выявить и определить уровень, общее состояние, глубину переживания состояния одиночества, его положительное и негативное проявление,
3. Проведен сравнительный анализ характеристик преобладающего вида одиночества среди данной юношеской группы: диффузное и отчуждающее. Далее удалось разделить испытуемых на 3 группы по степени ощущения состояния одиночества: высокую, среднюю, низкую.
4. При помощи корреляционного анализа выявили свойства каждого вида одиночества, а также определили факторы, в зависимости от каких условий возникает данное состояние



1. Авдуевская Е.П. Проблема одиночества с позиций гуманизма / Е.П. Авдуевская, Л.А. Петровская // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. - С. 179-181
2. Артамонова А.А. Переживание одиночества как фактор развития личностного потенциала студентов - первокурсников: автореф. дис. канд. психологических наук: 19.00.01 / А.А. Артамонова - Рос. гос. гуманитар. ун - т. - М., 2008. - 27 с.
3. Бакалдин С.В. Одиночество и его связь с функциями "Я": дис. канд. психологических наук: 19.00.01 / С.В. Бакалдин - Кубан. гос. ун-т. - Краснодар, 2008. - 170 с.
4. Безюлева Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов / Г. В. Безюлева. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 320 с.
5. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - Санкт- Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 666 с.
6. Вербицкая С.Л. От описания особенностей восприятия одиночества - к его определению / С.Л. Вербицкая // Прикладная психология. - 2001. - №5. - С. 21-26
7. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования: учебное пособие для вузов / науч. ред. В.С. Волков. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, - 2010. - 352 с.
8. Георгиевский А.Б. Эволюция адаптации: историко -
методологическое исследование / А. Б. Георгиевский. - Л.: Наука, 1989. - 189 с.
9. Долгинова О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена/ О.Б. Долгинова // Прикладная психология, 2000. -№4. -с. 28-36
10. Зинченко Е.В. Одиночество / Е.В. Зинченко // Психология общения. Энциклопедический словарь. - М.: Когито-Центр, 2015. - С.98-99
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер. 2001. - 752 с.
12. Карпенко Л. А. Психология. Словарь / Л.А.Карпенко. - М.: Политиздат, 1990. - 496 с.
13. Киселева В. Подростковое одиночество / В.Киселева // Школьный психолог. -2002. -№8. -с.8-16
14. Колесникова Г.И. Феномен одиночества: понятие,
классификация, экзистенциальный смысл / Г.И. Колесникова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-9. - С. 2024-2027
15. Кон И.С. Многоликое одиночество / И.С. Кон. //Знание - сила. - 1986. - №12. - С. 15-42
16. Кон И.С. Социализация личности / И. С. Кон. - М.: Политиздат, 1967. - 383 с.
17. Конева Е.В. Психология общения / Е.В. Конева. - Ярославль: ЯрГУ, 1992. - 72 с.
18. Корчагина С.Г. Генезис, виды и проявления одиночества / С.Г.Корчагина. - М.: МПСИ, 2005. - 196 с.
19. Корчагина С.Г. Психология одиночества / С.Г. Корчагина. -М.: МПСИ, 2008. - 228 с
20. Крайг Г. Одинокие люди: мифы и реальность / Г. Крайг //Психология развития. - СПб.: Питер, 2003. - С.704-705.
21. Красникова О.М. Одиночество / О.М. Красникова. - М.: Никея, 2015. - 208 с.
22. Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох / С.В.Кривцова и др. - М.: Генезис, 1997. -280 с.
23. Кузнецов О.Н. Психология и психопатология одиночества /
О.Н Кузнецов, В.И. Лебедев. - М., 1972. -158 с.
24. Куницина В.Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного общения / В.Н. Куницина // Актуальные проблемы психологической теории и практики: сб.статей /под ред. А. А. Крылова. - СПб., 1995. - с 25-39
25. Лабиринты одиночества / под ред. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - 624 с.
26. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения/ В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. - М., 2001. -355c.
27. Лисовский В.Т. Личность студента / В.Т. Лисовский, А.В. Дмитриев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. - 184 с.
28. Любякин А.А. Особенности переживания психологического одиночества студентами-первокурсниками / А.А. Любякин, Л.В. Оконечникова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2016. - № 2. - С. 108 - 115
29. Любякин А.А. Психология одиночества и проблемы адаптации личности / А.А. Любякин // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. -2015. - № 4 (144). - С. 122-127.
30. Любякин А.А., Исследование одиночества у студентов / А.А. Любякин, Л.В. Оконечникова // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 2. - С. 149- 156
31. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход / Б. Мисюкович // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс. 1989. - С.27-68
32. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. - Москва: КноРус, - 2014. - 718 с.
33. Неумова Е. В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте./ Неумова Е. В. -М.: Прогресс- 2005.-364 с.
34. Опросник для определения вида одиночества С.Г. Корчагина -
URL: http://www.gurutestov.ru/test/446/ (дата обращения на ресурс 07.09.2018 г)
35. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства/ Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. -Т. 10. - № 1. - С. 55-81
36. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности/ А.К. Осницкий //Вопросы психологии. - №1. - 1996. -С. 26
37. Основы теоретической психологии [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов и фак. психологии ун-тов / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 528 с.
38. Отрывок из Rogers, Carl R., and Rosalind F. Dymond, eds. Psychotherapy and Personality Change: Coordinated Research Studies in the Client-Centered Approach. Chicago: University of Chicago Press, 1954.
39. Пепло Л. Одиночество и самооценка / Л Пепло, М. Мицелии, Б. Мораш // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989. - С. 169-192
40. Перлман Д. Теоретические подходы к одиночеству / Д. Перлман, Л. Пепло // Лабиринты одиночества. / сост., и ред. Н. Е. Покровского. -М.,1989. -516 с.
41. Петровский А.В. Основы теоретической психологии: учебное пособие для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: ИНФРА - М, 1998 - 528 с.
42. Покровский Н.Е., Иванченко Г.В. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки / Н.Е. Покровский, Г.В. Иванченко. - М.: Логос, 2008. - 408 с.
43. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М: Педагогика-Пресс, 1996. - 440с.
44. Психология одиночества / П.Г. Г асанова, М.К. Омарова - Киев: Финансовая Рада Украины, 2017. - 76 с.
45. Пузанова Ж. В. Проблема одиночества (социологический аспект) / Ж.В. Пузанова. - М., Издательство Российского университета дружбы народов, 1998. — 58 с.
46. Пузанова Ж.В. «Одиночество» как предмет эмпирического
анализа / Ж.В. Пузанова // Социология: методология, методы,
математические модели. -2009. - № 29. -С. 132-154
47. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах - М, 2001. — 672 с.
48. Роджерс К. Вест и одиночество / К. Роджерс, Д. Эллен// Московский психотерапевтический журнал. - 1993. - № 3. - 39-45 с.
49. Романова Н.П. Градация одиночества в контексте современных исследований / Н.П. Романова // Вестник ЧитГУ. -2010 - № 2 - С.153 - 160
50. Росляков, А. Е. Социально-психологическая адаптация студентов в условиях вуза МПС: автореф. дис. канд. психол. наук / А.Е. Росляков. - Ярославль, 2003. - 16 с.
51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
52. Рузова Л.А. Социально-философские аспекты проблемы одиночества в современном обществе / Л.А. Рузова // Проблемы гуманизации вуз. образования. - 2000. -Вып. 6. - ч. 3. -с. 85-88.
53. Садлер У.А. От одиночества - к аномии / У.А.Садлер, Т.Б. Джонсон // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989. - С. 21-51
54. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г.Е. Селье - М.: Медгиз,1960. -254 с.
55. Слободчиков И.М. Современные исследования переживания одиночества / И.М. Слободчиков // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 3. -С. 27 - 35
56. Словарь - справочник по возрастной и педагогической психологии / под ред. М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2001. -128 с.
57. Словарь практического психолога. /Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997. -650 с.
58. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностического исследования / Л.Н. Собчик. - М.: Ин-т прикладной психологии, 1997. - 480 с.
59. Тихонов Г. М. Феномен одиночества: теоретические и эмпирические аспекты: автореф. дис. докт филос. наук / Г. М.Тихонов. - Нижний Новгород, 2006. -47 с.
60. Трубникова С.Г. Психология одиночества: Генезис, виды, проявления: дис. канд. психологических наук: 19.00.01 / С.Г. Трубникова. - М., 1999. - 195 с.
61. Фетискин Н.П. Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В Козлов, Г.М. Мануйлов — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - C. 193-197
62. Фурманова Н. В. Динамика показателей психосоциальной
адаптации личности на различных возрастных этапах периода ранней
взрослости / Н. В. Фурманова // Журнал практического психолога: науч. - практ. журнал. - 2006. - № 6. - С. 148-156.
63. Хараш А. У. Психология одиночества/ А.У Хараш. - М., 1995. - 523 с.
64. Хорни К. Собрание сочинений в 3-х томах/ К. Хорни. - М., 1997 - 605 с.
65. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами: Монография / Г.Р. Шагивалеева. - Елабуга: Изд-во ОАО "Алмедиа", 2007 -157 с.
66. Швалб Ю.М. Одиночество: социально - психологическая проблема / Ю. М. Швалб, О. В Данчева. - Киев: Украина, 1991. -216с.
67. Ялом И. Экзистенциальная псхотерапия / И. Ялом. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999.-576 с.
68. Янг Д.И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение / Дж.И. Янг // Лабиринты одиночества: сборник статей / Под ред. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - 552 - 593с.
69. Haan N. Coping and defending / N. Haan. - N.-Y.: The free press, 1977. - 237p.
70. Koch Ph.J. Loneliness without objects // The Southern joymal of philosophy. - Mtmphis, 1983. - vol. 21. - № 2. - p. 193 - 209.
71. Young J. E. An instrument for measuring loneliness // Paper presented at the annual meeting of the American Psychological association. New York. - 1979. - p. 75-90.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ