Введение 3
1. Теоретические основы ключевых показателей эффективности (KPI) 7
деятельности коммерческих банков
1.1. Сущность и описание систем ключевых показателей эффективности 7 (KPI) деятельности коммерческих банков
1.2. Методические основы ключевых показателей эффективности (KPI) 14 деятельности коммерческих банков
1.3. Зарубежный опыт применения ключевых показателей эффективности 22 (KPI) деятельности коммерческих банков
2. Анализ эффективности коммерческих банков в Российской Федерации 30
2.1. Обзор показателей эффективности банковского сектора Российской 30
Федерации
2.2. Анализ по основным ключевым показателям эффективности (KPI) 44 деятельности на примере отдельных российских банков
3. Развитие ключевых показателей эффективности (KPI) коммерческих 55
банков в современных условиях
3.1. Основные направления повышения эффективности деятельности 55
коммерческих банков
3.2. Прогнозирование рентабельности активов банковского сектора 65
Российской Федерации на основе корреляционно - регрессионной модели Заключение 74
Список использованных источников 77
Приложения 84
В настоящее время банковский сектор, пройдя кризисы, достиг некоторого уровня стабильности и развития, но ситуацию в банковской сфере нельзя назвать определенной.
Российская экономика в целом и банковская система России в частности испытывают влияние кризисов (финансовые кризисы 1998, 2008, 2014 гг.). Под их натиском развивающаяся банковская система временами оказывалась неустойчивой без активной поддержки Центрального банка Российской Федерации. Кризисы в банковском секторе усилили проблемы с ликвидностью, с качеством активов, снизили темпы кредитной активности и существенно сузили ключевые направления кредитования.
На данном этапе банки начинают все более взвешенно подходить к оценке всех рисков, в том числе к риску активных межбанковских операций, к которым относятся: межбанковское кредитование, открытие депозитных счетов в других банках, операции с ценными бумагами других банков и т.д. С другой стороны, клиенты банков, как юридические, так и физические лица, сейчас стали, более ответственно и обдуманно относится к обслуживающему банку. Все эти факторы обуславливают актуальность анализа и развития деятельности коммерческих банков и их финансовые результаты в процессе этой деятельности.
Анализ эффективности состояния банка в современных условиях является основой принятия управленческих решений в банке и установления доверительных и взаимовыгодных отношений между банками и их клиентами.
Овладение наукой стратегического планирования в сложившихся экономических условиях стало как никогда актуально. Новые условия требуют от руководителей банковского бизнеса и нового подхода к управлению, и новых умений ставить и решать задачи.
Важной стратегической задачей социально-экономического развития России является создание конкурентоспособной банковской системы, которая, с одной стороны, определяет финансовый фундамент национальной экономики, с другой - служит показателем эффективности банковского менеджмента.
Основной элемент такой системы - оценка конкурентоспособности, направленная на определение факторов, способствующих увеличению эффективности деятельности банка. Несмотря на вариативность исследований, проводимых учеными и практиками в области оценки эффективности банковской деятельности, большинство вопросов этой сферы остаются дискуссионными. Отсутствие унифицированных стандартов, общепринятой и согласованной методики оценки эффективности деятельности банка доказывает недостаточную изученность данной проблематики. В подтверждение актуальности темы необходимо отметить следующее. Сложность формирования рыночных отношений, высокие темпы концентрации и централизации капитала, изменение систем управления приводят к изменениям эффективности деятельности банков, которые требуют новых подходов и методов в оценке и управлении. Актуальность выпускной квалификационной работы определяется необходимостью решения научно-практической задачи обеспечения эффективной деятельности коммерческих банков.
В мировой практике существует множество методов и технологий управления кредитной организацией, значительное распространения получила система ключевых показателей деятельности.
Данный метод основывается на стратегии коммерческого банка и процессе выбора стратегических целей организации, их четкого формулирования и разработки способов достижения этих целей с помощью ключевых показателей деятельности. Ключевые показатели эффективности деятельности (KPI - Key Performance Indicators) - это система оценки, позволяющая организации определить достижение стратегических и тактических (операционных) целей.
В задачи системы KPI входят обеспечение целевой направленности всей деятельности банков; учет влияния внешней среды; определение параметров оценки персонала; выявление взаимосвязей и мотивация персонала, формирование внутренней среды, благоприятствующей эффективной деятельности сотрудников.
Таким образом, система KPI- одновременно теоретическая, научноисследовательская и проектная работа.
Анализ литературных источников показал, что теоретически немного разработок в области формирования системы KPI. Данный метод в России заимствован из стран Европы и Америки и носит преимущественно прикладной характер. Если в системе Российской Федерации ключевые показатели деятельности применяется не более десяти лет, то зарубежные специалисты внедряют данную систему в организации уже несколько десятков лет. На сегодняшний момент разработчики пришли к выводу, что не может быть универсальной, четкой и однозначной структуры, однако некоторые пункты должны присутствовать в каждой системе KPI.
Проблемы развития ключевых показателей эффективности деятельности коммерческого банка в научной литературе достаточно исследуемый вопрос. Фундаментальные основы его сущности и функционирования исследованы такими ученными, как: Лозовский Л.Ш., Ефремова Т.Ф., Ушаков Д.Н., Прохоров А.М., Стародубцева Е.Б.
Среди зарубежных авторов, работы которых посвящены вопросам совершенствования эффективности коммерческих банков с учетом определения роли ключевых показателей эффективности, следует выделить: Райзберг Б.А., Букато В.И., Каплан Р., Нортон Д., Катькало В.С., Матлин А.М., Портер М.
Постоянно возрастающий интерес к проблемам ключевых показателей эффективности коммерческого банка, а также их недостаточная научная разработанность определили цель и задачи выпускной квалификационной работы.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является изучение основ деятельности коммерческих банков и показателей, обеспечивающих её эффективность.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты KPI, уточнить понятие «ключевые показатели эффективности»;
2) Проанализировать виды KPI и систему ключевых показателей деятельности;
3) Провести анализ банковской системы Российской Федерации;
4) Спрогнозировать показатель рентабельность активов банковского сектора Российской Федерации на основе экономико-математического моделирования;
5) Предложить рекомендации повышения эффективности деятельности коммерческих банков.
Объектом исследования в настоящей выпускной квалификационной работе является коммерческие банки Российской Федерации.
Предметом исследования являются процессы и банковские операции, в результате которых формируется конечный финансовый результат и определяется эффективность деятельности.
Методологической основой выпускной квалификационной работы является системный подход к формированию ключевых показателей деятельности.
Теоретической базой являются исследования отечественных и зарубежных ученых, бизнесменов, специалистов в области менеджмента, управления персоналом, финансового анализа, предпринимательского дела.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка использованной литературы, иллюстрирована таблицами и рисунками.
Банковский сектор России является кровеносной системой всей экономики страны. В таком роде толчок для роста и капитализации отечественного рынка, от которого во многом зависит стабильность и финансовая устойчивость экономики в целом. Перераспределение финансовых потоков не может происходить, минуя банковский сектор, поэтому оценка и повышение эффективности банковской деятельности в современных условиях межбанковской конкуренции представляется одним из приоритетных направлений изучения.
Одним из наиболее известных методов оценки эффективности деятельности банка является метод KPI. Он заключается в исследовании банковского бизнеса с позиции соответствия достигнутых результатов деятельности банка его стратегическим целям и задачам. KPI позволяет провести глубокий анализ всех сторон деятельности банка с точки зрения их подчиненности стратегии развития банковского бизнеса, интересам
акционеров, менеджеров и других связанных групп, а также соответствия полученных результатов, финансовых и нефинансовых, поставленным целям и задачам, имеющемуся потенциалу развития.
Особенность системы показателей эффективности KPI состоит в том, что все они ориентированы на стратегические цели и задачи банка, а также взаимосвязаны и сгруппированы по определенным признакам, и только достижение всей совокупности критериев позволит говорить об эффективности деятельности коммерческого банка.
В работе изучены теоретические основы эффективности деятельности банков, сформулировано авторское определение ключевых показателей эффективности деятельности коммерческого банка - наиболее важные показатели деятельности кредитной организации и последствия этой деятельности, которые предоставляют информацию о продвижении к стратегической цели коммерческого банка на основе тактических управленческих решений с использованием разработанных промежуточных операционных показателей.
Были рассмотрены методики, влияющие на эффективность коммерческого банка. На сегодняшний день все более актуальным становится переход на более современные формы оценки эффективности не только отдельного банка, но и банковской системы в целом. Одним из инновационных подходов к оценке эффективности деятельности коммерческого банка принято считать систему показателей KPI, которая была разработана нами на основании нормативного документа Банка России.
Проведенное в данной работе исследование методического обеспечения оценки эффективности банковской деятельности в условиях межбанковской конкуренции требует комплексного анализа деятельности кредитной организации.
Выявлены современные тенденции и обоснованы наиболее важные направления развития эффективности банковской деятельности. Оценены KPI банковского сектора Российской Федерации в целом, а именно основные параметры сектора: рентабельность собственного капитала, рентабельность активов, ликвидность, доходность, процентные риски банков и риски концентрации . Также были рассмотрены показатели KPI по направлениям в разрезе российских банков и банков с участием иностранного капитала.
Результаты проведенной работы свидетельствуют о потенциале повышения эффективности деятельности банка, а применение предлагаемых аналитических решений поможет в развитии банковского менеджмента. Это, в свою очередь, окажет положительное влияние на возможность повышения рентабельности банковской деятельности и позволит увеличить внутрибанковские резервы для поддержания стабильности банковской отрасли без помощи государства. Предложенные нами рекомендации в области управления эффективности банковской деятельности в условиях межбанковской конкуренции формируют аналитическую основу, которая, возможно, задаст нужный вектор дальнейшей исследовательской деятельности по повышению эффективности деятельности российского банковского сектора.
Спрогнозирован KPI российских коммерческих банков на ближайшую перспективу по показателю рентабельности активов. В результате анализа по банковскому сектору становится, очевидно, что на фоне недостаточности качественных заемщиков и уровня капитала для покрытия растущих рисков, расходов банка идет на спад рентабельность активов коммерческих банков, это означает, что банки не эффективно используют активы.
Проведенный корреляционно-регрессионный анализ показал, что банковский сектор будет развиваться умеренными темпами и в целом прогнозируется увеличение рентабельности активов к 2021 году.
Понятие эффективности деятельности коммерческого банка многоаспектно, и в качестве критериев эффективности банка можно рассматривать как сами финансовые результаты его деятельности, так и результативность, а также всю совокупность показателей финансового состояния достигнутых банком с учетом их ценностной или целевой значимости. Поэтому эффективность деятельности коммерческого банка это не только результаты его деятельности, но и система управления, построенная на формировании научно обоснованной стратегии деятельности банка и контроле за ее реализацией.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации Ч. 1, 2, 3, 4: офиц. текст. - Москва : Омега-Л, 2014. - 592 с.
2. О Центральном банке Российской Федерации [Электронный ресурс] : (федер. закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года) // СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 10.05.2018).
3. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс] : (федер. закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 - ФЗ Принят Государственной Думой 7 июля 1995 года) // СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения:
10.05.2018) .
4. О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс] : (федер. закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года)// СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения:
10.05.2018) .
5. О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности [Электронный ресурс] : (положение Банка России от 28 июня 2017 г. № 590-П)// СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 10.05.2018)
6. Об оценке экономического положения банков [Электронный ресурс] : (указание Банка России от 3 апреля 2017 г. № 4336-У)// СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 10.05.2018)
7. Об обязательных нормативах банков [Электронный ресурс]: (инструкция Банка России от 28 июня 2017 г. №180-И)// СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 10.05.2018)
8. Астрелина, В.В. Управление ликвидностью в российском коммерческом банке / В.В. Астрелина, П.К. Бондарчук, П.С.Шальнов. - Москва: Форум: ИНФРА-М, 2012. - 175 с.
9. Афанасьева, О.Н. Банковское дело: современная система
кредитования: учеб. пособие / О.Н. Афанасьева, О.И. Лаврушин, С.Л. Корниенко. - 4-е изд. - Москва : КноРус, 2011. - 264 с.
10. Балабанов, И.Т. Банки и банковское дело: учеб. для вузов. -2-е изд. / И.Т. Балабанов, И.А. Савинская. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 448 с.
11. Батракова, Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка / Л.Г. Батракова. - Москва : Логос, 2007. - 368 с.
12. Белоглазова, Г.Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка / Г.Н. Белоглазова. - Москва : Юрайт, 2012. - 604 с.
13. Белотелова, Н.П. Деньги. Кредит. Банки / Н.П. Белотел ова, Ж. С. Белотелова. - Москва : Дашков и Ко, 2012. - 400 с.
14. Вайн, С. Оптимизация ресурсов современного банка / С. Вайн. - Москва : Альпина Паблишер, 2013. - 194 с.
15. Васильева, Д.Н. Репутация банка в условиях кризиса/ Д.Н. Васильева. - Москва : Дашков и Ко, 2012. -120 с.
16. Волков, А. А. Управление рисками в коммерческом банке : практ. руководство / А.А. Волков. - Москва : Омега-Л, 2014. - 160 с.
17. Ефремова, Т.Ф. Современный словарь русского языка. Три в одном. Орфографический. Словообразовательный. Морфемный [Текст] / Т.Ф. Ефремова. - Москва : АСТ, 2010. - 704 с.
18. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» / Е.П. Жарковская. - 6-е изд.; испр. - М.: Омега-Л, 2013. - 476с.
19. Клочков, А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов - Москва: Эксмо, 2010. - 55 с.
20. Лаврушин О.И. Управление деятельностью коммерческого банка - М: Юристь, 2014.- 765 с.
21. Лаврушин О.И. Банковское дело: современная система
кредитования: учебное пособие. - М. : КНОРУС, 2010. - 264 с.
22. Развитие рискориентированных подходов в банковском
регулировании и надзоре: монография / С.Е. Дубова, А. С. Кутузова. - Москва : Флинта : Наука, 2012. - 177 с.
23. Тавасиев, А.М. Антикризисное управление кредитными
организациями / А.М. Тавасиев. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 543 с.
24. Толковый словарь экономических терминов. - Москва :
Просвещение, 1998. - 178 с.
25. Усоскин, В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции / В.М. Усоскин. - Москва : Ленанд, 2014. - 328 с.
26. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция / Д.Н. Ушаков. - Москва : Дом Славянской книги, 2011. - 960 с.
27. Щербакова Г.В. Анализ и оценка банковской деятельности (на основе отчетности, составленной по российским и международным стандартам) - М.: Вершина, 2010. - 464с.
28. Эффективность деятельности банков с государственным участием: критерии, оценка и направления повышения: монография / кол. авт. ; под ред. И.В. Ларионовой. - Москва : РУСАЙНС, 2015. - 248 с.
29. Bessis, J. Risk Management in Banking / J. Bessis. - 3-d ed. - New York : John Wiley and Sons, Ltd., 2012. - 840 p.
30. Андреева, О.В. Кредитование как основной фактор деятельности кредитных организаций России / О.В.Андреева // Вестник экономики, права и социологии. - 2012. - № 3. - С. 8-12.
31. Ахмадуллина А.А. Пути повышения показателей эффективности российских кредитных организаций. Сборник научных трудов. Выпуск №18. Журнал «Высшая школа», 2016. - c. 12-15.
32. Ахметова, Г.З. Оценка уязвимости банковского сектора: финансовые результаты деятельности кредитных организаций РФ / Г.З.Ахметова // Казанский экономический вестник. - 2012. - № 2. - С. 81-85.
33. Белоусов, А.С. К оценке финансового результата деятельности коммерческого банка [Текст] / А.С. Белоусов, С.А. Вадимова // Инновационное развитие экономики. - 2012. - № 4 (10). - С. 93-98.
34. Ведев, А. Актуальные проблемы развития банковской системы в Российской Федерации / А. Ведев, С. Синельников-Мурылев, М. Хромов // Экономическая политика. - 2014. - № 2. - С. 7-24.
35. Заров, И.К. Система показателей внешней и внутренней оценки эффективности коммерческого банка / И.К. Заров // Вестник Самар. гос. экон. ун-та. - 2011. - № 1. - С. 20-23.
36. Иванов, В. Особенности применения CAMEL методов для оценки финансового состояния российских банков / В. Иванов // Банк. - 1998. -№ 15. -
С. 4 -7.
37. Ковалев В.В. Финансовый анализ: метод и процедуры// -
М.Финансы и статистика. - 2001. - с.123.
38. Лаврушин, О.И. Банки в современной экономике: необходимость перемен / О.И. Лаврушин // Банковское дело. - 2013. - № 4. - С. 6-13.
39. Лаврушин, О. И. Эффективность банковской деятельности: методология, критерии, показатели, процедуры / О.И. Лаврушин, Т.Н. Ветрова // Банковское дело. - 2015. - № 5. - С. 38-42.
40. Ларионова, И.В. Направления повышения эффективности деятельности банков с государственным участием / И.В. Ларионова // Банковские услуги. - 2015. - № 1. - С. 20-26.
41. Парусимова, Н.И. К вопросу о методах управления банковскими рисками в контексте Базельских соглашений / Н.И. Парусимова, Е.Г. Князева // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 3. - С. 173-180.
42. Парусимова, Н.И. Этапы развития посредничества российских банков / Н.И. Парусимова // Вестник Оренбург. гос. ун-та. - 2013. - № 8 (157). - С. 202-207.
43. Тосунян, Г.А. К вопросу об укреплении банковского сектора в текущей экономической ситуации / Г.А. Тосунян // Деньги и кредит. - 2016. - № 3. -С.7-11.
44. Тосунян, Г.А. О перспективах банковской системы России: взгляд банковского сообщества / Г.А. Тосунян // Деньги и кредит. - 2014.- № 5.- С.5-7.
45. Трофимова, Е.А. К вопросу о деятельности коммерческих банков: оценка эффективности и перспективы сотрудничества/ Е.А.Трофимова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 12, ч. 1. - С. 208-213.
46. Трофимова, Е.А. Критический анализ методологических подходов коценке финансового положения кредитной организации [Текст] / Е.А. Трофимова, Т.В. Бакунова // Российские регионы в фокусе перемен : Х Междунар. конф. - Екатеринбург, 2016. - С. 766-770.
47. Банк России : офиц. сайт ЦБ РФ [Электронный ресурс]. - Москва, 2010-2018. - Режим доступа: http://www.cbr.ru (дата обращения 11.06.2018).
48. ИТАР-ТАСС : офиц. сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/3491395 (дата обращения 06.06.2018).
49. Министерство финансов РФ : офиц. сайт [Электронный ресурс]. - Москва, 2010-2018. - Режим доступа: http: //www.minfin.ru.
50. Федеральная служба государственной статистики : офиц. сайт ФСГС [Электронный ресурс]. - Москва, 2010-2018. - Режим доступа: http://www.gks.ru. (дата обращения 04.04.2018).
51. Обзор банковского сектора Российской Федерации [Электронный
ресурс]: Годовой обзор за 2015 год - Режим доступа:
http://www.cbr.ru/analytics/bank system/obs 1601.pdf (дата обращения
14.06.2018) .
52. Обзор банковского сектора Российской Федерации [Электронный
ресурс]: Годовой обзор за 2016 год - Режим доступа:
http://www.cbr.ru/analytics/bank system/obs 1701.pdf (дата обращения
14.06.2018) .
53. Обзор банковского сектора Российской Федерации [Электронный
ресурс]: Годовой обзор за 2017 год - Режим доступа:
http://www.cbr.ru/analytics/bank system/obs 183.pdf (дата обращения
14.06.2018) .
54. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82134/ (дата
обращения 04.06.2018).
55. Англо-русский экономический словарь // Key performance indicator
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://economy en ru.academic.ru/35620/key performance indicator (дата
обращения 21.02.2018).
56. Показатель результативности // Словарь терминов антикризисного
управления [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/anticris/72758 (дата обращения 20.02.2018).
57. Алексеева С. Что такое KPI и как с ними работать [Электронный ресурс] / С. Алексеева // Экономическая социология. - 2013. - Т. 6, № 4. - С. 14-38. - Режим доступа: https://lobanov-logist.ru/library/352/58910 - (Дата обращения: 23.01.2018).