Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ личностных особенностей
подростков в различных типах образовательной среды 7
1.1. Теоретический анализ понятий образовательная среда, типы
образования, модели образования 7
1.2. Типы и модели образовательных систем 12
1.3. Теоретический анализ современных исследований влияния
образовтельной среды на психологические особенности подростков 20
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования личностных особенностей подростков в различных типах образовательной среды 25
2.1. Описание выборки исследования 25
2.2. Методы исследования 26
ГЛАВА 3. Исследование личностных особенностей подростков в различных типах образовательной среды 39
3.1. Анализ количественных параметров экспертизы образовательной
среды 39
3.2. Определение влияния образовательной среды на личностные
особенности подростков 41
3.3. Определение влияния образовательной среды на способность
самоуправления подростков 48
Заключение 55
Литература 58
Приложения
Актуальность темы исследования определяется как житейскими практическими задачами (выбора подходящей / оптимальной, развивающей школы для ребенка), так и научно-теоретическими задачами выявления влияния тех или иных особенностей воздействия образовательной среды на ребенка, его личностные качества, способности и т.д.
В основе исследования лежат концепции и подходы к образовательной среде как источнике психического развития личности (Л.С.Выготский,
A. Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков, В.А.Ясвин и др.); системно- средовой подход в образовании (И.А.Баева, В.В.Рубцов, В.И.Слободчиков,
B. А.Ясвин, А.Бандура, К.Роджерс и др.); положения о развитии психики и становлении личности как субъекта развития в деятельности (К.А.Абульханова, Б.Г.Ананьев, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,
C. Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.).
Проблемой влияния образовательной среды на психологические особенности детей и подростков задавалось множество как зарубежных (М. Кле. Ф. Райс, Х. Ремшмидт, Д. Шэффер, Э. Эриксон и др.), так и отечественных исследователей (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.) [23; 30], которые при анализе становления детей подросткового возраста изучали в том числе и влияние среды на личность подростков [14; 15]. А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, Л.П. Кезина, А.А. Леонтьев, В.В. Рубцов, Е.В. Ткаченко, Е.А. Ямбург активно изучали и реализовывали положения вариативного образования управленцами и учеными в сфере управления образованием и образовательной политики [3; 13; 16; 31]. Вариативное образование, которое пробует нестандартные пути преодоления проблем в культуре и дает возможность выбора направления развития. Положительный отклик и поддержку данные идеи встретили у широкого круга практических деятелей - многих учителей инновационных школ и большого количества руководителей управления образования регионов [2; 4; 7; 9; 29; 31].
Однако, как отмечает Т.В. Шрейдер, что изучение вопросов влияния образовательных систем на личностное развитие выявляет, что научные работы в основном ограничиваются только теоретическими вопросами, в то время как практически отсутствуют эмпирические исследования [27].
Таким образом, пристальное внимание множества современных исследователей подтверждает, что социальная и образовательная среда оказывают колоссальное влияние на становление и формирование личностных особенностей подростков. Однако, проблема влияния образовательной среды на личностные особенности подростков остается малоизученной. Соответственно, возникает потребность в дополнительном исследовании характера влияния образовательной среды на личностное становление подростков. Системное изучение ключевых компонентов качества образовательной среды во взаимосвязи с личностными характеристиками подростка не нашло достаточного отражения в теоретико-экспериментальных психолого-педагогических исследованиях.
Объект исследования - личностные особенности подростков.
Предмет исследования - личностные особенности подростков в различных типах образовательной среды.
Цель исследования - выявить влияние образовательной среды и ее развивающего психолого-педагогического потенциала на личностные особенности подростков.
Гипотеза исследования - образовательная среда оказывает влияние на личностные особенности подростков.
В соответствии с целью, предметом и объектом в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научных исследований по вопросам влияния образовательной среды на личностные особенности подростков и выявить актуальную проблему для исследования.
2. Проанализировать научные публикации и выявить феноменологическое содержание понятий: образовательная среда, типы образования, модели образования.
3. Разработать программу исследования, выбрать необходимое теоретико-методологическое обоснование и методики исследования.
4. Осуществить сбор и обработку эмпирических данных и определить характер влияния образовательной среды на личностные особенности подростков.
Методологической основой данной работы являются концепции социальной обусловленности развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон); теории и концепции о влиянии социальной ситуации (О.А. Карабанова) и образовательной среды (А.А. Бодалев, В.А. Караковский, Л.И. Новикова) на развитие ребенка; положение о «средовых» влияниях на развитие личности (У. Бронфен- бреннер), Д. Брунер, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, М. Мид, А.Н. Перре- Клермон, В.В. Рубцов, Ж. Пиаже и др.); принципы построения и роль образовательного пространства в развитии личности (В.А. Козырев, С.В. Кривых, В.П. Лебедева, В.А. Орлова, В.И. Панов, В.И. Слободчиков, А.Н. Тубельский, А.В. Хуторской, И.К. Шалаев, В.А. Левин и др.); концептуальные представления об образовательной среде, ее роли в становлении и развитии человека (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, A.C. Макаренко, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, С.Т. Шацкий и др.).
В теоретическом и эмпирическом изучении влияния образовательной среды и ее развивающего психолого-педагогического потенциала на личностные особенности подростков использовались следующие методы: теоретические методы исследования, которые позволяют осуществить интерпретацию данных, построить правильную логическую цепочку доказательств; эмпирические методы измерения; статистические методы обработки результатов исследования (качественный анализ, однофакторный дисперсионный анализ).
В диагностических целях были применены следующие методики:
1. Методика векторного моделирования образовательной среды (В.А. Ясвин) [31].
2. Подростковая версия личностного теста Кеттелла 14PF / HSPQ2 [12].
3. Методика способности самоуправления Н.М. Пейсахова (тест ССУ)
[12].
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования профессиональной подготовки студентов психолого-педагогических специальностей, повышения квалификации педагогов и психологов, а также служить ориентирами для оптимизации образовательной деятельности в образовательных учреждениях.
База исследования - МАОУ СОШ №18 с углубленным изучением английского языка, МАОУ Физико - математический лицей №131, МБОУ СОШ №126.
Выборка - учащиеся 8-9 классов (средний возраст 14,2 лет) в количестве 105 человек, из которых 61 девочек 44 мальчиков.
Проведенное исследование заполняет пробелы в исследованиях проблем влияния образовательной среды на личностные особенности подростков. Это позволит обогатить теоретические исследования, внесет вклад в более глубокое понимание подростковой психологии и психологии образования, поэтому, данная работа несет большую практическую и теоретическую значимость.
Область применения результатов исследования: педагогическая психология, социальная психология, возрастная психология, семейная психология, клиническая психология.
Развивающая образовательная среда как психолого-педагогическая реальность определяет комплекс специально организованных психолого-педагогических условий, включенных в социальное и предметно-развивающее
пространство, в результате взаимодействия с которыми происходит развитие и
становление личности. Именно пространственно-предметное содержание среды, организация времени, взаимодействия детей и взрослых и качество взаимосвязей между социальным, пространственно-предметным и психодидактическим компонентами среды определяют качество образовательной среды и являются ключевыми факторами развития личности.
Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие
выводы:
1. Анализ полученных данных позволил выявить параметрические особенности образовательной среды трех учебных заведений и определить влияние
типа образовательной системы на психологические особенности подростков.
Так, образовательная среда способствует развитию субъектных качеств подростков, становлению активной позиции, освоению навыков эффективного общения, формированию эмоциональной и поведенческой саморегуляции, проявлению способности к выходу на самостоятельную постановку задач, самостоятельное целеполагание и адекватное оценивание собственного вклада в деятельность. Субъектная позиция в деятельности развивает способности к самостоятельному целеполаганию и мотивации, умению оперировать освоенными
способами действий в изменяющихся условиях, способности самостоятельно
оценить результат деятельности.
2. Образовательная среда в лингвистической и физико-математической
школах карьерного типа модальности, характеризуется относительно низким
показателем широты, и в то же время – высокой интенсивностью; высокой степени доминантности и мобильности, но более низкой устойчивостью. Образовательная среда общеобразовательной школы – это среда догматического типа.56
Данная среда имеет такие показатели как широта, интенсивность, осознаваемость, когерентность, активность и мобильность на низком уровне. В то же
время такие показатели как обобщенность и доминантность находятся на более
высоком уровне.
3. Образовательные системы школы №18 и лицея №131 были отнесены к
карьерному типу модальности, которые характеризуются низкой широтой образовательной среды, т.е. достаточной ограниченностью социальных контактов с
другими субъектами образовательных систем и высокой интенсивностью образовательной среды, обусловленной углубленным изучением некоторых предметов. Также данные образовательные системы характеризуются высокой степенью доминантности, т.е. высоко значимы в развитии личности учащихся, в высокой степени мобильны, т.е. имеют способность к динамичным, эволюционно
необходимым, психолого-педагогическим изменениям. Однако, в то же время
данные образовательные системы имеют низкую устойчивость, что может быть
объяснено высокой текучкой кадров.
4. Общеобразовательная школа согласно данному исследованию имеет
догматический тип модальности образовательной системы, который характеризуется высокими значениями обобщенности, доминантности и при этом низкими значениями широты, интенсивности, осознаваемости, когерентности, активности и мобильности. То есть деятельность образовательной организации обеспечивается наличием четкой концепции, характеризуется высокой значимостью
в развитии учащихся и в то же время слабо ориентирована на экспансию в социальную среду обитания. Рассматриваемая образовательная организация
обособлена в среде обитания личности, не способна к органичным эволюционным изменениям, слабо организует включенность в нее всех субъектов образовательного процесса и имеет низкую степень интенсивности образовательной
среды.
5. Учащиеся карьерного типа образовательных систем имеют более высокое значение интеллекта и более высокое значение целеполагания и принятия
решения по сравнению с учащимися догматического типа образовательной си57
стемы. т.е. образовательная среда, ориентированная на развитие внешней активности, ловкости и в то же время дисциплины, в большей степени способствует развитию абстрактного мышления, быстрой обучаемости, оперативности
при решении задач, способствует лучшему управлению такой ментальной деятельностью человека, в результате которой возникает модель желаемого, либо
должного и способствует формированию лучших навыков по осуществлению
перехода от плана действий к непосредственным действиям, от потенциальной
возможности в реальность.
Однако, имеются также и различия в психологических особенностях
учащихся двух образовательных систем карьерного типа. Так, наибольшее значение доминантности имеют учащиеся лингвистической школы, а наименьшее
учащиеся физико-математической школы, т.е. ученики первой организации чаще выступают в качестве руководителей (что может и не коррелировать с истинным лидерством), ориентируются на самоутверждение и могут проявить
упорство против установок и норм в случае, когда их что-то не устраивает.
6. В то же время догматический тип образовательной системы позволяет
сохранять учащимся более высокое, по сравнению с учащимися карьерного типа образовательной системы, значение эмоциональной устойчивости. То есть
авторитарный способ воспитания, строгая дисциплина, культ порядка и приверженность традициям приводит к тому, что учащиеся такой организации чаще других проявляют зрелость и адекватное отношение к жизни, невозмутимость, и легкость в следовании групповым моральным нормам, гибкость в
стрессовых ситуациях, принятие при нерешенности проблемы без отрицательных эмоций и неудовлетворенности.
Проведенное исследование заполняет пробелы в исследованиях проблем
влияния образовательной среды на личностные особенности подростков.
Белинская Е.П. Человек в изменяющемся мире - социальнопсихологическая перспектива. Монография. М.: Прометей, 2005. – 250 с.
2. Бодалев А.А., Малькова З.А. Новикова Л.И. Концепция воспитания
учащейся молодежи в современном обществе. М.: АСТ, 1991. - 98 с.
3. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. М. : Междунар.
пед. акад., 1995. – 209 с.
4. Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во
Дальневосточного университета, 2004. - 134с.
5. Бодалева А.А. В мире подростка М., Медицина,1999.- с.15-28, 170-
282.
6. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. — 304 с.
7. Блум, Ф. Мозг, разум и поведение / Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер. - М.: Мир, 1988. - 248 c.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред.Давыдов В.В.
М.: АСТ 2006-307с.
9. Громыко Ю.В. От экспериментальных площадок к инновационным
сетям и к построению новой модели национальной школы на экспериментальных площадках Москвы / Организация деятельности экспериментальных площадок. Выпуск 5. / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. М.: Медиа, 2001. - С.18 - 29.
11. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Сборник статей.-
Томск: «Пеленг»,1995.-144с.
12. В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред.А. В.
Петровского Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов
пед. институтов. 2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 2012.- с.125-133.12.
Ермакова Т. М. Особенности социализации учащихся средней школы в период59
общего реформирования системы образования. - М.: МГАПИ-МИПК, 1998. - 20
с.
13. Ермакова Т.М. Проблемы социализации школьников в условиях социальной нестабильности российского общества. М.,РУ-Медиа, 1999. - 26с.
14. Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура / Новое педагогическое мышление. М.:, АСТ, 1989.- 90—103с..
15. Ильенко Л., Кротова Л. Оценка и прогноз формирования нравственных качеств школьников. / Директор школы. 2001. - №4. - С. 36-39.
16. Ильин B.C. Формирование личности школьника: Целостный процесс. М., 1984. - 144 с.
17. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. - Ростов на Дону:, Феникс, 2003. - 390с.
18. Ковалёв Г. А. Психическое развитие ребёнка и жизненная среда /
Вопросы психологии. 1993 №1. С 13-23.
19. Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики. / Я.А. Коменский.
М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 224 с.
20. Кларин М.В. Инновационные модели обучения. Исследования мирового опыта. М.: Луч 2016-638с.
21. Крупская Н.К. О политическом образовании, трудовом воспитании и
обучении. М.: Просвещение, 1982.-276с.
22. Крылова, Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого Классный
руководитель. - 2000 - № 3 - с. 92-104.
23. Кон И.С. Психология юношеского возраста/ проблемы формирования личности/.- М.: Просвещение,2013.- с.93-96, 101-110.
24. Константинов Н.А/ Е.Н. Медынский, М. Ф. Шабаева.. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982. - 447 с.
25. Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Политиздат, 1990. – 415с.
26. Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии //Вопросы психологии. - 1984. -№4. - С.15-30.60
27. Пригожин А.И. Методы развития учеников. М.: МЦФЭР, 2003-863 с.
28. Практическая психология образования./ Под ред. И.В. Дубровиной:
Учебник для студентов высших и средних учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. - 342с.
29. Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе
школьного психолога. Научно-методические основы использования в школьной
психологической службе конкретных психологических методик. - М., 1988. - С-
110-118.
30. Психология личности. Учебное пособие. / под. Ред.проф. П.Е. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2013. – 653 с.
31. Психология развития / под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Academia,
2005. - 300с.
32. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. Дубровиной И. В. -
М.: Просвещение, 1991. - 228с.
33. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. -
СПб.: Питер, 2002. - 432 с.
34. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 416 с.
35.Роджерс К.Р. Становление личности. М.: Издательство ЭКСМОПресс, 2001.
36. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: Культурные
модели школ. - М.,1997. - С.177-185.
37. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические
рекомендации. / Под ред. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128 с.
38. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.2, М.: Педагогика, 1999. - 456
с.
40. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. - Воронеж, 2002. - 432 с.61
41. Филиппов В.Б. Воспитание и образование математика // Математика
в образовании и воспитании / Сост. В.Б.Филиппов. М.: ФАЗИС, 2000. С. 228-
245.
42. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение,2015.- с.28-40
43. Черноушек М. Психология жизненной среды. - М., 1989. - 418 с.
44. Шрейбер Т.В. Роль различных типов образовательных учреждений в
формировании индивидуально-психологических особенностей старшеклассников Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2008. №2. – с.41-55