Выпускная квалификационная работа.
Практическая часть сделана на примере Омской области.
Проведен анализ развития предпринимательства в РФ и Омской области за 2016-2019 годы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования предпринимательства в современных условиях 5
1.1. Понятие и сущность предпринимательской деятельности 5
1.2. Формы и виды предпринимательской деятельности 10
1.3. Особенности реализации предпринимательской деятельности в современных условиях 14
Глава 2. Основные направления, цели и содержание предпринимательства в России 20
2.1. Анализ тенденций развития предпринимательства в РФ 20
2.2. Анализ социально-экономических показателей предпринимательской деятельности в Омской области 34
Глава 3. Характеристика основных направлений развития регионального предпринимательства 43
3.1. Основные проблемы функционирования предпринимательской деятельности в регионе 43
3.2. Тенденции развития предпринимательской деятельности в Омской области 54
Заключение 63
Список использованных источников и литературы 66
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В современных экономических условиях предпринимательская деятельность представляет собой один из наиболее важных элементов рыночной экономики, так как посредством предпринимательской деятельности осуществляется качественное и количественное удовлетворение потребностей населения в продукции (работах, услугах), снабжение финансовыми ресурсами, способствование экономическому росту. Бизнес, как таковой, обладает и высоким уровнем эффекта синергии, как следствие идентификации функций собственника и предпринимателя, эффективной системы мотивации трудовой деятельности, а также совокупности принципов организационного единства, что оказывает существенное влияние на уровень экономической безопасности, как регионов, так и государства в целом. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что актуальность данной темы исследования обусловлена значимостью предпринимательской деятельности для экономики страны.
Данная тема исследования находит свое отражение в работах следующих авторов: Баканов М.И., Бочаров В.В., Абдукаримов И.Т., Головачева М.А.
Цель работы заключается в исследовании проблем и определении перспектив развития предпринимательской деятельности на примере Омской области.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты функционирования предпринимательства в современных условиях;
провести анализ тенденций развития предпринимательства в РФ;
провести анализ социально-экономических показателей предпринимательской деятельности в Омской области;
охарактеризовать основные направления развития регионального предпринимательства.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются субъекты предпринимательской деятельности в России.
Предметом исследования выступают особенности регионального предпринимательства.
При проведении исследования в данной выпускной квалификационной работе были использованы следующие приемы и методы: метод сравнения, метод синтеза, метод финансовых коэффициентов (относительных показателей), сравнительный анализ, методы дедукции, метод индукции.
Теоретической основой исследования послужили труды ведущих ученых по изучаемой проблеме, нормативно-справочные материалы, рекомендации научно-исследовательских учреждений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для совершенствования деятельности субъектов регионального предпринимательства. Структура работы включает в себя введение, 3 главы, заключение, список литературы.
Предпринимательская деятельность представляет собой вид деятельность, ключевая цель которой заключается в систематическом получении прибыли от реализации продукции собственного производства, товаров для перепродажи, услуг, работ, управления имуществом (как собственным, так и арендованным). Сущность предпринимательской деятельности проявляется через функции (общеэкономическая, ресурсная, социальная и так далее). Наиболее общей классификацией бизнеса является: крупный, средний, малый.
На основании проанализированных трактовок различных авторов, можно сделать вывод, что малый и средний бизнес представляет собой одну из форм предпринимательства, организация которого осуществляется кругом лиц, объединенных или не объединенных родственными связями, а основной целью которого, является получение прибыли. Основными угрозами деятельности предпринимательского сектора являются налоговые риски, кадровые риски, старение основных фондов, а также информационная безопасность.
В свою очередь, информация, представленная во второй главе работы, позволяет сделать вывод о том, что основной тенденцией предпринимательства в целом по РФ является устойчивый рост основных показателей, а наибольшую долю в структуре предпринимательства занимают предприятия торговли. Объем инвестиций в основной капитал имеет устойчивую тенденцию к снижению, что является негативным фактором, оказывающим влияние на уровень экономического роста государства в целом.
При этом, необходимо отметить, что наибольшую долю в структуре инвестиций в основной капитал средних предприятий занимают инвестиции в машины, оборудование и транспортные средства. На втором месте в структуре находятся инвестиции в жилые здания и помещения.
Самым значительным фактором, препятствующим инвестиционной активности, выступает неопределенность экономической ситуации. На втором месте недостаток собственных средств, инвестиционные риски. На третьем месте находится уровень инфляции, высокий процент по кредиту, а также сложный механизм получения инвестиционных кредитов.
В отношении регионального предпринимательства сохраняются общероссийские тенденции. Кроме того, доля населения, неофициально занятого на основной работе, увеличилась в 2019 году до показателя 2016 года и составила 13%. Кроме того, по состоянию на 01.03.2019 года количество самозанятых в целом РФ составляет 3652 чел. В Омской области данный показатель составляет 98 человек (официально получивших статус самозанятого).
На основании результатов анализа, проведённого во второй главе данной выпускной квалификационной работы, был сделан вывод о том, что основной тенденцией регионального предпринимательства является рост основных показателей деятельности после кризиса 2014-2015 годов. При этом, существуют определенные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели при осуществлении своей деятельности. Одной из таких проблем являются налоговые риски.
Следующая проблема развития малого и среднего бизнеса в регионе заключается в том, что большое количество предпринимателей испытывает трудности с получением кредитов или займов у банковских организаций. Согласно статистике, только 30% заявителей из сферы малого бизнеса получают одобрение у банков. Да и при положительном решении о предоставлении средств, предприниматель рискует, в случае банкротства предприятия, своим имуществом.
В соответствии с результатами проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что самыми существенными факторами, являются: финансовое состояние, надежное обеспечение, а также кредитная история заемщика-юридического лица.
Основной проблемой, препятствующей кредитованию малого и среднего бизнеса, является проблема высоких рисков кредитования. На втором месте находится проблема, связанная с отсутствием надежных заемщиков.
На основании информации, представленной в третьей главе данной выпускной квалификационной работы, можно сделать вывод о том, что в целях обеспечения эффективности деятельности, а также дальнейшего развития субъектов малого и среднего бизнеса, необходимо принимать меры, направленные на совершенствование налогового законодательства, а также реализовывать муниципальные программы, направленные на повышение уровня инвестиционной привлекательности регионов, посредством деятельности субъектов малого предпринимательства.
1. Российская Федерация. Законы. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая): [федер. закон №117-ФЗ от 05.08.2000. в ред. 03.08.2019]. – [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://base.consultant.ru/ – Загл. с экрана (дата обращения: 18.12.2019).
2. Абина С.В. Особенности малого бизнеса в современных условиях: интерпретация взглядов авторов / С.В. Абина, П.В. Мухин. – Молодой ученый №5. – 2019. – С. 15-18.
3. Авдотченко П.Г. Понятие и сущность малого бизнеса / П.Г. Авдотченко. – Российское предпринимательство №11. – 2019. – С. 11-14.
4. Аникина Ю.Ю. Малое и среднее предпринимательство: ключевые особенности функционирования / Ю.Ю. Аникина. – Российское предпринимательство №25. – 2019. – С. 5.
5. Антонова П.Г. Анализ малого предпринимательства в РФ / П.Г. Антонова. – Бизнес-среда №3. – 2018. – С. 4.
6. Бекерев С.К. Понятие малого и среднего бизнеса / С.К. Бекерев. – Налоги и учет № 3. – 2019. – С. 87.
7. Борисенко Т.Ю. Предпринимательство: история развития, особенности функционирования / Т.Ю. Борисенко. – Экономика № 4. – 2019. – С. 10.
8. Борисова Ю.О. Экономическая безопасность субъектов малого бизнеса в современных условиях хозяйствования / Ю.О. Борисова. – Экономика № 7. – 2018. – С. 45.
9. Буканова Ж.Г. Предпринимательская деятельность и ее классификация / Ж.Г. Буканова. – Бизнес в РФ № 25. – 2019. – С. 30.
10. Ваганов Т.В. Экономика и предпринимательство: учебное пособие / Т.В. Ваганов. – Москва : ИНФРА-М, 2017. - 312 с.
11. Ветров В.С. Экономика и предпринимательство: учебное пособие / В.С. Ветров. – Москва : ИНФРА-М, 2018. - 203 с.
12. Головачева М. А. Налогообложение и налоговые риски малого бизнеса в РФ: анализ и оценка // Вестник БГЭУ. – 2018. – № 1. – С. 54-76.
13. Ефимова О.В. Малый и средний бизнес : учебник / О.В. Ефимова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва : Издательство «Бухгалтерский учет». – 2017. – 320 с.
14. Зверев А.В. Регионы России: проблемы совершенствования : учебное пособие / А.В. Зверев. – Москва : Статистика России , 2017. - 207 с
15. Золотов А.А. Малый и средний бизнес: учебное пособие / А.А. Золотов. – Москва : ИНФРА-М , 2017. - 624 с.
16. Золотухина В.Н. Экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями : учебное пособие / В.Н. Золотухина. – Москва : ИНФРА-М, 2017. – 624 с.
17. Канаев В.О. Эффективность деятельности предприятий малого бизнеса : учебное пособие / В.О. Канаев, Е. А. Буракова. – Тамбов: Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2017. – 80 с.
18. Ковалев Н.В. Признаки и виды малого бизнеса / Н.В. Ковалев, В.А. Плотников // Экономика и управление. – 2018. – № 12. – С. 46-51.
19. Королев А.А. Признаки и виды малого бизнеса // Современный фермер, 2018. – С. 29-33.
20. Котов Д.В. Инновационное состояние социально-экономических систем: теория, практика, управление развитием : монография / Д.В. Котов. – Уфа: Издательство «Нефтегазовое дело», 2018. – 253 с.
21. Конюхов А.В. Малый и средний бизнес / А. В. Конюхов. // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая, 2018. – № 1. – С. 30.
22. Кузнецова А.И. Эффективность деятельности предприятий / А.И. Кузнецова, А.Г. Чепик // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, – 2017. – № 2 (38). – С. 36.
23. Лаврентьева Н.Д. Малый и средний бизнес / Н.Д. Лаврентьева // автореф. канд. экон. наук, Нижний Новгород, 2017. – 258 с.
24. Лахметкина Н.И. Инновационная стратегия региона : учебное пособие / Н.И. Лахметкина. – Москва: КноРус, 2017. – 235 с.
25. Лексин В.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития : учебник для бакалавров / В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. – Москва : Либроком, 2017. – 394 с.
26. Лексин В.Н. Реформы и регионы. Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становление федерализма и местного самоуправления : учебник / В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. – Москва : Ленанд, 2017. – 295 с.
27. Лившиц В.Н. Макроэкономические теории, реальные инвестиции и государственная российская экономическая политика : учебное пособие / В.Н. Лившиц, С.В. Лившиц. – Москва : Изд. ЛКИ, 2017. – 325 с.
28. Лилев Н.В. Проблемы и перспективы малого бизнеса в части налоговых рисков : монография / Н.В. Лилев. – Москва : Лаборатория книги, 2017. – 121 с.
29. Гитман Л.Дж. Эффективность деятельности предприятий : учебник / Л.Дж. Гитман, М.Д. Джонк. – Москва : Дело, 2017. – 362 с.
30. Лукасевич И.Я. Малый и средний бизнес : учебное пособие / И.Я. Лукасевич. – Москва : Вузовский учебник, 2018. – 258 с.
31. Федосова Р.Н. Инвестиционная стратегия развития региона на основе социальных приоритетов. – Владимир: Собор, 2016. – 125 с.
32. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – с. 503.
33. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2017. – с. 87.
34. Финансовый ландшафт территории / ред. кол.: Татаркин А.И. (рук.) и др. – М.: Экономика, 2016. – с. 105.
35. Фокин Г. Эффективность деятельности предприятий / Г. Фокин // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. – 2014. – № 10. – С. 14-23.
36. Деловой еженедельник Expert Online [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://expert.ru. – Загл. с экрана (дата обращения: 18.12.2019).
37. Региональная служба государственной статистики: Омская область [Электронный ресурс] / Региональная служба государственной статистики. – Режим доступа: http://omskstat.gks.ru – Загл. с экрана (дата обращения: 18.12.2019).
38. Федеральная служба государственной статистики: Российская Федерация [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru – Загл. с экрана (дата обращения: 18.12.2019).