Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА

Работа №42175

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы122
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
689
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА В КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 8
1.1 Содержание культуроведческой функции русского языка
как школьного предмета 8
1.2 Культуроведческая функция русского языка в требованиях
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) 19
1.3 Констатирующий эксперимент по определению уровня
сформированности у учащихся культуроведческой компетенции 25
1.3.1 Описание эксперимента 25
1.3.2 Обработка результатов эксперимента 27
Глава 2. СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 33
2.1 Культуроведческая функция русского языка в учебных пособиях по
русскому языку 6 классов 33
2.2 Культуроведческая функция русского языка в программах по русскому
языку для 6 классов 37
2.3 Пути реализации культуроведческой функции русского языка в
методической литературе 41
2.4. Обучающий эксперимент по формированию культуроведческой компетенции учащихся 6 классов 54
2.5 Контрольный эксперимент по определению уровня сформированности
у учащихся культуроведческой компетенции 70
2.5.1 Описание эксперимента 70
2.5.2 Обработка результатов эксперимента 72
2.6 Методические рекомендации по формированию культуроведческой
компетенции учащихся 6 классов 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ


Настоящее исследование посвящено культуроведческой функции русского языка как школьного предмета.
Сегодня сфера школьного образования в России претерпевает принципиальные, качественные изменения, в которых особая функция и роль по- прежнему принадлежит русскому языку, поскольку он одновременно выступает и предметом изучения, и явлением национальной культуры.
Прежде всего, без знания русского языка в российской школе невозможно изучение других предметов школьной программы, отсюда именно русский язык выступает инструментом изучения основных предметов школьной программы. В связи с этим его роль в школе как предмета обучения значительно расширяется: в обновленном учебном процессе необходимо достичь уровня восприятия русского языка именно как национального явления, воплотившего в себе историческую и культурную память народа, а также как источника знаний национальной и мировой культуры.
Актуальность темы исследования связана с переосмыслением подходов к целям школьного обучения, происходящим в последние годы, которые основываются на внедрении в школьное образование принципа неразрывности связи языка и культуры в развитом обществе. Отсюда необходимость формирования и развития у школьников системы культуроведческих знаний в процессе изучения русского языка становится особенно очевидной.
В частности, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) указывает, что «достижение основных целей изучения русского языка реализуется посредством совершенствования языковой и лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций», тем самым формирование культуроведческой компетенции понимается как одно из основополагающих, ключеных направлений в процессе обучения русскому языку.
Именно культуроведческая компетенция выступает способом осознания языка как важнейшей части национальной культуры, средством постижения ее самобытности и уникальности, а также помогает уяснить роль языка в ее формировании и последующем развитии.
Сегодня развитие методики преподавания русского языка в школе сопровождается изменением подхода к пониманию роли этого школьного предмета, который осознается не только и не столько как средство общения и познания мира, но, прежде всего, как способ приобщения к национальной культуре.
Таким образом, в преподавании русского языка особую значимость приобретает именно национально-культурный компонент, который становится сегодня одним из наиболее эффективных инструментов формирования духовно-нравственного мира школьника с соответствующей системой ценностей, развития его национального самосознания, что, в конечном счете, служит формированию русской языковой личности.
Целью исследования выступает определение путей и способов реализации культуроведческой функции русского языка как школьного предмета.
Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:
1. Раскрыть содержание культуроведческой функции русского языка как школьного предмета.
2. Проанализировать требования ФГОС к реализации культуроведческой функции русского языка.
3. Рассмотреть, каким образом реализация культуроведческой функции русского языка представлена в программах по русскому языку 6 классов, учебных пособиях и методической литературе.
4. Провести констатирующий эксперимент по определению уровня сформированности у учащихся культуроведческой компетенции.
5. Провести обучающий эксперимент, направленный на повышение уровня сформированности у учащихся культуроведческой компетенции, для чего разработать соответствующую систему упражнений.
6. Провести контрольный эксперимент, направленный на определение уровня сформированное™ культуроведческой компетенции у учащихся после прохождения ими обучающего эксперимента.
7. Разработать методические рекомендации по реализации культуроведческой функции русского языка как школьного предмета.
Объектом исследования выступает культуроведческая функция русского языка.
Предметом исследования являются пути и способы реализации культуроведческой функции русского языка как школьного предмета в 6 классах.
Теоретической основой работы выступили исследования отечественных ученых: лингвистов, методистов и педагогов.
В частности, разработкой подхода к преподаванию русского языка во взаимосвязи с культурно-историческими особенностями развития общества занимались такие российские лингвисты и педагоги, как Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, А.А. Шахматов, Л.В. Щерба.
Проблемы взаимосвязи русского языка и русской национальной культуры, а также роль языка и культуры в формировании русской языковой личности рассматривались в работах Е.М. Верещагина, Ю.Н. Караулова, В.Г. Костомарова, Е. В. Падучевой и других исследователей.
В современной методике преподавания русского языка проблема реализации культуроведческой функции русского языка разрабатывается Е.А. Быстровой, Т.М. Бойновой, А.Д. Дейкиной, В.И. Капинос, С.И. Львовой, М.Р. Львовым, С.В. Мамаевой, Н.Л. Мишатиной, Т.Ф. Новиковой, Н.М. Сергеевой, Л.В. Феоктистовой, Л.А. Ходяковой, Л.С. Шмульской, Л.В. Юлдашевой и другие ученые-методисты.
Методологической основой выступили следующие методы исследования: - теоретические: анализ программных и нормативных документов;
сравнительно-сопоставительный анализ учебных пособий программ, методической литературы по проблеме исследования; методы обобщения и конкретизации, метод моделирования, проектирования, описательный метод и др.;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование;
констатирующий и контрольный эксперимент;
- статистические: статистический анализ и содержательная интерпретация результатов исследования, их математическая обработка, группировка и др.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что автором была разработана система обучающих блоков, содержащих культуроведческий материал, которые могут быть интегрированы в ход уроков русского языка по основным разделам: «Фонетика», «Лексика», «Фразеология», «Культура речи», «Словообразование», «Морфология», «Синтаксис». Блоки объединяют материал нескольких разделов, а также могут использоваться как целиком, так и частями, что предоставляет широкие возможности при планировании уроков, позволяет избежать перегруженности культуроведческой информацией, предполагает различные виды учебной деятельности.
Экспериментальная база исследования. Обучающий эксперимент проводился в 6А классе МБОУ «Гимназия №2 17». Класс состоит из 16 учащихся. Обучение русскому языку происходит по учебнику «Русский язык. 6 класс» М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.
Этапы исследования. Исследование включило в себя три этапа: констатирующий эксперимент, целью которого было определение уровня сформированности культуроведческой компетенции учащихся; обучающий эксперимент, направленный на повышение уровня, объема и качества культуроведческих знаний, контрольный эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности культуроведческой компетенции учащихся после прохождения обучающего эксперимента.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы при изучении проблем реализации культуроведческой функции русского языка как школьного предмета.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что разработанная система упражнений, направленных на формирование и развитие культуроведческой компетенции учащихся, может быть использована при подготовке и проведении уроков русского языка в шестых классах. Также результаты исследования могут быть использованы при разработке методик повышения культуроведческой компетенции учащихся в процессе изучения русского языка.
Апробация работы прошла на Итоговой студенческой конференции Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ (5 апреля 2019 г.), доклад занял III место, тезисы по материалам выступления были рекомендованы к публикации.
Структура работы подчинена выполнению поставленной цели и выделенных задач. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и источников, приложений.
Во введении описывается актуальность темы исследования, определяется цель, ставятся задачи, определяется объект и предмет исследования, выделяется теоретическая и методологическая основа, определяется новизна исследования, теоретическая и практическая значимость его результатов. Основная часть состоит из двух глав. Первая глава посвящена теоретическим основам изучения русского языка как школьного предмета в культурологическом аспекте. Вторая глава рассматривает пути реализации культуроведческой функции русского языка как школьного предмета. В заключении излагаются основные выводы исследования. Приложение содержит материал, который использовался в ходе обучающего эксперимента.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Культуроведческая функция русского языка заключается в усвоении в процессе изучения языка культуры народа: его системы ценностей, религиозных представлений, традиций, жизненного опыта. Эта функция направлена на формирование у учащихся не только системы знаний о культуре, воплощенной в русском языке, но и на создание представлений о языке как достоянии народа, понимания взаимосвязи языка народа с его историческим развитием, на формирование бережного отношения к родному языку, а также на усвоение школьниками норм и правил речевого этикета, овладение культурой общения.
Реализация культуроведческой функции русского языка как школьного предмета включает в себя совокупность знаний о материальной и духовной культуре русского и других народов, знания произведений искусства, отражающих менталитет русского народа, представления о развитии языка и культуры во взаимосвязи с историей народа.
Прежде чем планировать работу по формированию и развитию культуроведческой компетенции у учащихся, необходимо определить состояние ее сформированности. С этой целью в ходе исследования был проведен констатирующий эксперимент, который позволил сделать вывод о недостаточно глубоких знаниях, составляющих культуроведческую компетенцию у учащихся.
В ходе исследования были рассмотрены особенности реализации культурологической функции русского языка в учебных пособиях и программах по русскому языку для 6 классов. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что рабочие программы по русскому языку, реализующиеся в российских школах в настоящее время, уделяют недостаточное внимание реализации культуроведческой функции русского языка. Поэтому учителю необходимо интегрировать материал, непосредственно связанный с формированием культуроведческой компетенции, с другими темами, предлагаемыми программами.
При изучении путей реализации культуроведческой функции русского языка в методической литературе был проанализирован перечень пособий, которые может использовать учитель для подготовки к урокам по реализации культуроведческой функции русского языка в 6 классах.
Анализ программ, учебников и методических пособий показал, что культуроведческая функция русского языка как учебной дисциплины в 6 классах реализуется такими способами, как формирование у учащихся взгляда на родной язык как на ценность, национальное достояние; интеграция в ход урока материалов по истории, философии, искусствоведения; использование на уроках экстралингвистического материала; анализ произведений художественной литературы; знакомство с правилами речевого этикета и развитие навыков по их применению в жизни вне учебного процесса.
На повышение уровня культуроведческой компетенции был направлен обучающий эксперимент, в ходе которого был разработан метод обучающих блоков, содержащих культуроведческую информацию. Преимуществом данного метода является то, что блоки объединяют в себе материал, который может использоваться при изучении разных разделов языка, а также возможность использовать обучающие блоки как целиком, так и частями.
Контрольный эксперимент выявил значительное повышение уровня культуроведческих знаний у учащихся после прохождения обучающего эксперимента. На основе результатов обучающего эксперимента было сформированы методические рекомендации.
Мы можем сделать общий вывод, что, исходя из важности культуроведческой функции русского языка, длительности и сложности процесса ее реализации, а также ограниченности рамками учебной программы, учителю необходимо заинтересовывать учащихся, создавать мотивацию для самостоятельного изучения ими дополнительного культуроведческого материала.



1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Информационно-правовая база «ГАРАНТ». - Режим доступа:
http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/ (дата обращения: 21.01.2019) .
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». С изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г. [Электронный ресурс] // Информационно-правовая база «ГАРАНТ» - Режим доступа:
http://base.garant.ru/55170507/#ixzz5f2FJUdbs (дата обращения: 21.01.2019).
3. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 637-р) [Электронный ресурс] // Информационно-правовая база «ГАРАНТ». - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71280432/#ixzz5f2Gcs7kN
(дата обращения: 21.01.2019).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс] // Информационно-правовая база «ГАРАНТ». - Режим доступа:
http://ivo.garant.rU/#/document/55170507/paragraph/592:0 (дата обращения:
21.01.2019) .
5. Федеральный компонент государственного стандарта общего, основного образования по русскому языку// Народное образование. - 2004. - С. 256-274.
Учебники, пособия, программы
6. Агеева И.: 500 загадок про слова для детей. - Сфера, 2019. - 96 с.
7. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д. Русский язык. 6-7 классы. Сборник заданий. 9-е изд., стер. - М.: 2011. - 320 с.
8. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе. - учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 368.
9. Безденежных Н. Новые олимпиады по русскому языку. - Феникс, 2015. - 285 с.
10. Бройде М. Занимательные упражнения по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС. - Вако, 2015. - 304 с.
11. Васильевых И. Уроки русского языка. 6 класс. Пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова. ФГОС. - Мнемозина, 2015. - 326 с.
12. Егорова Н. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. ФГОС. - Вако, 2018. - 416 с.
13. Козлова Р.П., Чеснокова Н.В.: Тесты по русскому языку. 5-7 классы. - Вако, 2010. - 160 с.
14. Львова С. Этимологический анализ на уроках русского языка. Пособие для учителя. - Мнемозина, 2013. - 144 с.
15. Малюгина В. Олимпиады по русскому языку. 5-6 классы. ФГОС. - Вако, 2018. - 224 с.
16. Назаров Р. Несекретные секреты: беседы о родной речи. - Лицей, 1998. - 240 с.
17. Образовательная программа «Школа-2100» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school2100.com/school2100/concepciya/ (дата обращения: 17.03.2019)
18. Пастухова Л.: Ученье без мученья, или Маленькие методические хитрости. В помощь учителю-словеснику. - Нижняя Орианда, 2015. - 232 с.
Пименова С. Русский язык. 6 класс. Учебно-методическое пособие к УМК В.В. Бабайцевой, Г.К. ФГОС. - Дрофа, 2014. - 320 с.
20. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 112 с.
21. Разумовская, Львова, Капинос: Русский язык. 6 класс. Мет. пособие к уч. под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. ФГОС. 3-е изд., стер. - М.: 2015. - 224 с.
22. Русский язык. 6 кл.: учеб, для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2013. - 335, [1] с.: ил., 8 л. цв. вкл.
23. Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 ч. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. [и др]. 5-е изд., дораб. - М.: 2015. Ч. 1 - 191с., Ч.2 - 175с.
24. Русский язык. 6 класс. В 2-х кн. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. [и др]. 3- е изд., перераб. - М.: 2014. - Кн.1. - 224с., Кн.2 - 144с.
25. Русский язык. Практика. 6 класс. Лидман-Орлова Г.К., Пименова С.Н. [и др.] 2-е изд., стер. - М.: 2014 - 320 с.
26. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников
Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов,
Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др.]. - 12-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с.
27. Русский язык. 6 класс. Учебник. Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. - М.: 2013 - 336с.
28. Русский язык. Русская речь. 6 класс. Никитина Е.И. 22-е изд., стер. - М.: 2013. - 160 с.
29. Тростенцова Л.А., Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс. Пособие для учителей / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М.М. Стракевич. - Просвещение, 2016. - 175 с.
30. Филипченко Н.П. Грамоте учиться всегда пригодится. 5-9 класс. Дополнительные материалы к урокам русского языка. - Учитель, 2008. - 332 с.
31. Цветкова, Чермашенцева: Русский язык. 6 класс. Технологические карты. По учебнику Баранова М.Т. и др. I полугодие. ФГОС. - Учитель, 2018. - 211 с.
Литература
32. Александрова О.М., Львова С.И. К проблеме определения целей обучения русскому (родному) языку в контексте современного социума // Русский язык в национальной школе. - 2011. - №3. - С. 4-11.
33. Архипова Е.В. О дискурсивном подходе в обучении русскому языку и типологии учебных текстов // Коммуникативно-деятельностный подход в обучении русскому языку: теория и практика: материалы междунар. заоч. науч.- практ. конф. (к 85-летию В.И. Капинос). - М.: Экон-Информ, 2013. - С. 156-160.
34. Богин Г.И. Языковая личность школьника как формат для определения успешности его филологической подготовки: Пособие для методиста и учителя. Выпуск 1. - Тверь, 1998. - 82 с.
35. Бойнова Т.М. Изучение лексики на материале пословиц и поговорок // Русский язык в школе. - 2002. - № 3. - С. 44-47.
36. Бойнова Т.М. Русские пословицы с архаическими компонентами как дидактический материал // Русская словесность. - 2002. - № 3. - С. 52-55.
37. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Учебное пособие для педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература». - М.: Просвещение, 1992. - 511 с.
38. Быстрова Е.А. Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания // Обучение русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.А. Быстова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. - М.: Дрофа, 2004. - 342с.
39. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках // Русская словесность. - 2012. - №1. - С. 11-15.
40. Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. [и др.] Обучение русскому языку в школе / под ред. Е.А. Быстровой. - Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2004. - 240 с.
41. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. - М.: Индрик, 2005. - 1038 с.
42. Вержбицкая А. Язык. Культура. Познание. Пер. с англ., отв. ред. М. А. Кронгауз, вступ. ст. Е.В. Падучевой. -М.: Pусские словари, 1996. - 416 с.
43. Воителева Т.М. Культуроведческий подход к обучению русскому языку как способ формирования ценностных ориентаций школьников // Филологические науки. - 2014. - № 3.- С. 98-103.
44. Воробьев В.В. Лингвокультурология: учебное пособие. - М.: Издательство РУДН, 2006. - 112 с.
45. Гац И.Ю. Лингвистическое образование школьников в современной языковой ситуации. - М.: Изд-во МГОУ, 2012. - 202 с.
46. Гумбольдт В. Язык и философия культуры / Пер. М.И. Левиной [и др.]. - М.: Прогресс, 1985. - 452 с.
47. Дейкина А.Д. Историко-культурный подход в преподавании русского языка // Русский язык в школе. - 1993. - № 5. - С. 5-13.
48. Дейкина А.Д. Методика преподавания русского языка в развитии отечественного образования / А.Д. Дейкина, Л.А. Ходякова // Русский язык в школе. - 2011. - № 3. - С. 3.
49. Дейкина А.Д. Тенденции в отечественной методике преподавания русского языка / А.Д. Дейкина, Л.А. Ходякова // Русский язык в школе. - 2011. - № 6. - С. 3.
50. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1990. - 176 с.
51. Днепров Э.Д. [сост.] Сборник нормативных документов. Русский язык и литературе в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007. - 253с.
52. Добротина И.Н. Реализация требований ФГОС и формирование
культуроведческой компетенции на уроках русского языка в свете когнитивно-лингвистических исследований // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 2(32). URL:
http://7universum.com/ru/psy/archive/item/4182 (дата обращения: 09.02.2019).
53. Доманский В.А Культуроведческий подход к изучению словесности в школе: учебное пособие. - Москва: Флинта, 2002. - 368с.
54. Донская Т.К. Методика преподавания русского языка: научнометодические материалы. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2011. - 327 с.
55. Донская Т.К. Учебник русского языка: традиции и современность // Русский язык в школе. - 2011. - №9. - С. 3-6.
56. Захарова Е.А., Морозов Д.Л. О важности культуроведческого
подхода в современном лингвообразовании // «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки»: Сборник статей по материалам XVII студенческой международной научно-практической конференции. -
Новосибирск: Изд. «СибАК». - 2014. - № 2 (17). - С. 133-139.
57. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Издательство ЛКИ, 2010. - 264 с.
58. Колшанский Г.В. Логика и структура языка. 3-е изд. - М.: Либроком, 2012. - 240 с.
59. Концепция школьного филологического образования: русский язык и литература: проект. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015. - 112 с.
60. Кошарная С.А. Лингвокультурологическая реконструкция мифологического комплекса человек - природа в русской языковой картине мира: Автореф. дисс. ... докт. филол. наук: 10.02.01. Белгород, 2002. - 46 с.
61. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Вестник Института образования человека - 2011.
- №1. [Электронный ресурс] - URL: http://tfO4^/joumal/Eidos-Vestnik2011-104- Kraevskiy_Khutorskoy. pdf
62. Кусова М.А., Чиликова И.А. Оценка уровня сформированности культуроведческой компетенции младших школьников // Вестник Суоргутского государственного педагогического университета. - 2015. - № 1 (34). - С. 34-39.
63. Куровская Ю.Г. Потенциал творческих разработок когнитивной лингвистики в педагогике / Ю.Г. Куровская // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - №1 (16). - С.72-78.
64. Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 512 с.
65. Львов М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности (Опыт моделирования) // Русский язык в школе. - 2001. - № 4. - С. 38.
66. Мамаева С.В. [и др.] Методика обучения русскому языку: формирование культуроведческой компетенции / С.В. Мамаева, Л.С. Шмульская, М.В. Веккессер, И.А. Славкина, Т.А. Бахор, О.Н. Зырянова/ под общ. ред. С.В. Мамаевой, Л.С. Шмульской. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015. - 108 с.
67. Мельков А.С. А.Х. Востоков. Фонетическая природа юсов // Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых. Материалы Всероссийской конференции молодых ученых. - М. - Ярославль, 2006. - С. 438-442.
68. Мишатина Н.Л. Лингвокультурологические задачи на уроках русского языка // Русский язык в школе. - 2005. - №4. - С. 11-14.
69. Мишатина Н. Л. Современная методика: инновационный путь развития // Русский язык в школе. - 2011. - №2. - С.6-8.
70. Мишатина Н.Л., Цыбулько И.П. Тексты, которые мы выбираем: в поисках идеального проекта методики XXI в. // Педагогика. - 2013. - № 9. - C. 21-28.
71. Наследие академика И.И. Срезневского и славянский мир: языки, культура, образование (к 200-летию со дня рождения ученого): сб. науч. тр.
Междунар. науч. симпозиума, 22 - 23 мая 2012 г. / отв. ред. Е.В. Архипова, О.Е. Воронова; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2012. - 328с.
72. Новикова Т. Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка: от теории к практике// Русский язык в школе. - 2006. - №3. - С. 12-15.
73. Новикова Л.И. Проблема диагностики уровня культуроведческой компетенции учащихся // Русская словесность, 2005. - № 7. - С. 49 - 57.
74. Пахнова Т. М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре // Русский язык в школе. - 2013. - №4. - С.8-16.
75. Плотникова С.В., Чиликова И.А. Формирование культуроведческой компетенции младших школьников в процессе обучения русскому языку // Педагогической образование в России. - 2013. - № 5. - С. 170-175.
76. Потебня А.А. Мысль и язык. - Киев, 1993. - 192 с.
77. Ромеро Интриаго, Д.И., Кравченко, О.Н. Взаимодействие языка и культуры в процессе обучения русскому языку как иностранному // Научные ведомости. Серия: Философия. Социология. Право. - 2013. - № 9. - С. 335-339.
78. Семенова Е.Е. Национально-региональный компонент в обучении русскому языку в якутской школе (На материале глагола): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02: М., 2004. - 22 с.
79. Сергеева Н.М. Русские народные загадки на школьных уроках [Электронный ресурс] // Русский язык. - 2007. - № 13. - Режим доступа: https://rus.1sep.ru/article.php?ID=200701303 (дата обращения: 13.03.2019).
80. Серебренников Б.А. [и др.] Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира / Под ред. Б.А. Серебренникова М.: Наука, 1988. - 216 с.
81. Срезневский И.И. Замечания о первоначальном курсе русского языка. Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии наук, 1899. - 36 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/2638633/ (дата обращения: 03.01.2019).
82. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. - М.: Наука, 1975. - 313 с.
83. Тарасов Е.Ф. О формах существования языка // Язык и сознание: парадоксальная рациональность / Под ред. Е.Ф Тарасова. - М.: Институт языкознания, 1993. - С. 116-125.
84. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово/Slovo, 2000. - 624 с.
85. Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии / Пер. с английского. - Общ. ред. и вступ. ст. М.А. Кисселя. - М.: Прогресс, 1990. - 720 с.
86. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 4. - М.: Педагогика, 1989. - 528 с.
87. Феоктистова Л.В. Музыка на уроках грамматики [Электронный
ресурс] // Русский язык в школе. - 2007. - Режим доступа:
http://naukarus.com/muzyka-na-urokah-grammatiki (дата обращения: 14.03.2019)
88. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 320 с.
89. Харитонова Е.И. [сост.] Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. / сост. Е.И. Харитонова. - М.: Дрофа, 2008. - С. 3-47.
90. Ходякова Л.А. Культуроведческий подход в преподавании русского языка: монография. - М.: Изд-во МГОУ, 2012. - 291 с
91. Чернявская Ю.В. Народная культура и национальная традиция. - Минск: Беларусь, 2000. - 142 с.
92. Чиликова И.А. Формирование культуроведческой компетенции младших школьников в процессе языкового образования: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Екатеринбург, 2016. - 251 с.
93. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики / Под ред. И.В. Рахманова. - 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1974. - 112 с.
94. Шахматов А.А. К вопросу об историческом преподавании русского языка в средних учебных заведениях // Текучев А.В. Хрестоматия по методике русского языка. М.: Просвещение, 1982. - С. 74-90.
95. Шевченко И.А. Работа по формированию культуроведческой компетенции при обучении русскому языку в 5, 6, 9-х классах: учебное пособие. - Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011. - 90с.
96. Шор Р. О. Язык и общество / предисл. В.М. Алпатова. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Либроком, 2010. - 160 с.
97. Юлдашева Л.В. Методологические и методические аспекты проблемы языка как культурно-исторической среды // Русский язык в школе. - 1990. - № 4. - С. 41-47.
98. Юсупова З.Ф. Компетентностный подход к обучению русскому языку в школе. - Казань: Казанский университет, 2015. - 68 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ