СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СМИ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СМИ «НОВЫЙ ЗАЙ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие «современная журналистика» и рассмотрение современных проблем в России 7
1.1 Современные российские СМИ и их классификации 7
1.2 Современные и социальные проблемы современного российского
общества и их классификации 14
Глава 2. Освещение социальных проблем в газете «Новый Зай» 21
2.1 Общая характеристика регионального издания «Новый Зай» 21
2.2 Анализ социальных материалов 29
Заключение 44
Список использованной литературы 47
Приложение 1
Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7
Глава 1. Понятие «современная журналистика» и рассмотрение современных проблем в России 7
1.1 Современные российские СМИ и их классификации 7
1.2 Современные и социальные проблемы современного российского
общества и их классификации 14
Глава 2. Освещение социальных проблем в газете «Новый Зай» 21
2.1 Общая характеристика регионального издания «Новый Зай» 21
2.2 Анализ социальных материалов 29
Заключение 44
Список использованной литературы 47
Приложение 1
Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7
Современная Россия сталкивается с множеством проблем в различных сферах деятельности. Это и вымирание населения, и проблемы здоровья и здорового образа жизни, и проблемы образования и науки, и экономические проблемы, и проблемы культуры и искусства, и, конечно же, внешне- и внутриполитические проблемы. Страна переживает социально-экономический кризис. Россия оказалась изолированной в мире, осталась без союзников и столкнулась с международными санкциями со стороны всех развитых стран, что лишило страну притока новых технологий и инвестиций.
Опыт повседневной жизни свидетельствует о том, что современное общество насыщено социальными проблемами: бедность, безработица, преступность, коррупция, наркомания, распространение ВИЧ-инфекции, угроза техногенных катастроф - это далеко не полный перечень тех явлений, которые вызывают у населения тревогу и беспокойство. Социальные проблемы нашли свое отражение и в системе средств массовой информации.
Социальными проблемы становятся тогда, когда они противоречат общественным целям или ценностям, и это противоречие осознается обществом. Для этого осознания и для самого существования социальной проблемы необходимо наличие публичных пространств, в которых могла бы происходить работа по конструированию проблем, их причин и способов решения. В этой связи СМИ играют ведущую роль: от того, что в СМИ считается проблемой, как она освещается, какие решения предлагаются, во многом будут зависеть действия разных важных социальных факторов.
Социальная журналистика в современном мире является неотъемлемой частью публичного пространства.
От социальной журналистики ожидают внимания к человеку, отражения злободневных аспектов его повседневной жизни, отстаивания прав человека, развития гражданских качеств личности. Не случайно социальную журналистику называют журналистикой соучастия, сопричастности, ставящей задачу помогать реальным людям.
Печатные издания являются наиболее массовыми СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других медиа.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обуславливается тем, что средства массовой информации с каждым годом все больше направлены на освещение и решение социальных проблем. Поэтому необходимо выявить соответствие современных и социальных проблем, освещенных на страницах региональной газеты, и реально существующих.
Объект исследования: печатное издание «Новый Зай».
Предмет исследования: освещенные социальные проблемы в газете «Новый Зай» в 2016 и 2018 гг.
Цель работы: определить место и роль социальной проблематики в современной системе средств массовой информации, а именно в печатном издании «Новый Зай».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть социальные проблемы и темы, освещаемые в районной газете «Новый Зай»;
-изучить печатное издание «Новый Зай» как инструмент решения социальных проблем в городе и районе.
-проанализировать социальные материалы за два года: 2016 и 2018.
-провести сравнительный анализ материалов.
Практическая значимость работы в том, что она содержит исходный материал для написания выпускной квалификационной работы и статей о социальной проблематике начинающими журналистами.
Методы, применяемые в ходе исследования: наблюдение, анализ, мониторинг, анкетирование. Они обусловлены задачами работы: статистический анализ применяется для учета публикаций по социальной проблематике, сравнительный анализ используется для сопоставления подходов разных выпусков газеты; стилистический анализ текстов необходим, чтобы выявить эмоциональный фон статей на социальную тематику; контент-анализ нужен для составления полной картины того, как представлена социальная проблематика на примере отобранных нами выпусков газеты «Новый Зай».
Эмпирическая база исследования - это публикации на социальную тему в местной газете «Новый Зай» за 2016 и 2018 гг. Всего исследовано 192 выпуска местной газеты.
Теоретическо-методологическое исследование данной работы составили следующие работы исследователей журналистики: М.В. Шкондина, И. М. Дзялошинского, М.Н. Кима, С. Г. Корконосенко, Г.В. Лазутиной, Г.В. Чевозеровой, Т.И. Фроловой, М. Гессен, а также исследования по истории, теории и практике журналистики.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Первая глава посвящена теоретическому освещению проблем социальной направленности в современных российских СМИ.
Во второй главе исследуется печатное издание как инструмент для освещения социальных проблем. Она содержит обзор социальных проблем в газете «Новый Зай», глава носит творческий характер и содержит социальный обзор статей газеты за 2016 год, 2018 год, общий анализ социальных материалов за два года, сравнительный анализ социальных материалов, оформление материалов в местной газете «Новый Зай».
В заключении сформулированы основные выводы и положения о проделанной работе. К работе прилагается список использованной литературы.
Опыт повседневной жизни свидетельствует о том, что современное общество насыщено социальными проблемами: бедность, безработица, преступность, коррупция, наркомания, распространение ВИЧ-инфекции, угроза техногенных катастроф - это далеко не полный перечень тех явлений, которые вызывают у населения тревогу и беспокойство. Социальные проблемы нашли свое отражение и в системе средств массовой информации.
Социальными проблемы становятся тогда, когда они противоречат общественным целям или ценностям, и это противоречие осознается обществом. Для этого осознания и для самого существования социальной проблемы необходимо наличие публичных пространств, в которых могла бы происходить работа по конструированию проблем, их причин и способов решения. В этой связи СМИ играют ведущую роль: от того, что в СМИ считается проблемой, как она освещается, какие решения предлагаются, во многом будут зависеть действия разных важных социальных факторов.
Социальная журналистика в современном мире является неотъемлемой частью публичного пространства.
От социальной журналистики ожидают внимания к человеку, отражения злободневных аспектов его повседневной жизни, отстаивания прав человека, развития гражданских качеств личности. Не случайно социальную журналистику называют журналистикой соучастия, сопричастности, ставящей задачу помогать реальным людям.
Печатные издания являются наиболее массовыми СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других медиа.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обуславливается тем, что средства массовой информации с каждым годом все больше направлены на освещение и решение социальных проблем. Поэтому необходимо выявить соответствие современных и социальных проблем, освещенных на страницах региональной газеты, и реально существующих.
Объект исследования: печатное издание «Новый Зай».
Предмет исследования: освещенные социальные проблемы в газете «Новый Зай» в 2016 и 2018 гг.
Цель работы: определить место и роль социальной проблематики в современной системе средств массовой информации, а именно в печатном издании «Новый Зай».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть социальные проблемы и темы, освещаемые в районной газете «Новый Зай»;
-изучить печатное издание «Новый Зай» как инструмент решения социальных проблем в городе и районе.
-проанализировать социальные материалы за два года: 2016 и 2018.
-провести сравнительный анализ материалов.
Практическая значимость работы в том, что она содержит исходный материал для написания выпускной квалификационной работы и статей о социальной проблематике начинающими журналистами.
Методы, применяемые в ходе исследования: наблюдение, анализ, мониторинг, анкетирование. Они обусловлены задачами работы: статистический анализ применяется для учета публикаций по социальной проблематике, сравнительный анализ используется для сопоставления подходов разных выпусков газеты; стилистический анализ текстов необходим, чтобы выявить эмоциональный фон статей на социальную тематику; контент-анализ нужен для составления полной картины того, как представлена социальная проблематика на примере отобранных нами выпусков газеты «Новый Зай».
Эмпирическая база исследования - это публикации на социальную тему в местной газете «Новый Зай» за 2016 и 2018 гг. Всего исследовано 192 выпуска местной газеты.
Теоретическо-методологическое исследование данной работы составили следующие работы исследователей журналистики: М.В. Шкондина, И. М. Дзялошинского, М.Н. Кима, С. Г. Корконосенко, Г.В. Лазутиной, Г.В. Чевозеровой, Т.И. Фроловой, М. Гессен, а также исследования по истории, теории и практике журналистики.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Первая глава посвящена теоретическому освещению проблем социальной направленности в современных российских СМИ.
Во второй главе исследуется печатное издание как инструмент для освещения социальных проблем. Она содержит обзор социальных проблем в газете «Новый Зай», глава носит творческий характер и содержит социальный обзор статей газеты за 2016 год, 2018 год, общий анализ социальных материалов за два года, сравнительный анализ социальных материалов, оформление материалов в местной газете «Новый Зай».
В заключении сформулированы основные выводы и положения о проделанной работе. К работе прилагается список использованной литературы.
Целью выпускной квалификационной работы являлось изучение освещения социальной проблематики в современных российских СМИ на примере местной газеты «Новый Зай».
В ходе работы были решены следующие задачи: определили понятия «социальных проблем» и их классификации, СМИ и их виды, достоинства и недостатки, формы и функции социальной журналистики, рассмотрели отражение социальных проблем в различных типах СМИ, рассмотрели актуальные проблемы общественности на страницах районной газеты «Новый Зай» за 2016 и 2018 гг., сравнили социальные материалы за 2 года.
В ходе исследования была изучена научная и специальная литература, законодательство РФ, рассмотрены газетные статьи на социальную тему за 2 года, проведены исследования рейтинга конкретного печатного издания.
Существенными результатами и выводами проведенного исследования являются следующие.
Огромная социальная значимость СМИ, и газет в частности, в современном обществе определяет актуальность их всестороннего изучения, включающего анализ языка, стиля, адресности газетного текста, особенностей подачи материала в газетных статьях.
Художественно-публицистические жaнры, такие как зaрисовка, фельетон и эссе, в силу своей сложности и масштабности не находят отражения в материалах газеты «Новый Зай», а это значит, что ^ета, скорее, фиксирует и отражает, чем проблемaтизирует и решает жизненные явления.
Большинство статей в газете публикуются в жанре информационных заметок. Статьи написаны простым, понятным языком, доступным для широкой аудитории. В статьях активно используются иллюстративные материалы (фотографии, рисунки), чаще всего за 2018 год иллюстрации занимают большую часть на полосе, чем статья. Большинство материалов имеют местную локальность и подаются в информационном аспекте.
Трансформация социальной сферы широко отражается на страницах печатных СМИ. Опыт повседневной жизни, сообщения средств массовой коммуникации и данные социологических исследований свидетельствуют о том, что современное общество насыщено социальными проблемами в гораздо большей степени, нежели общество конца 20 века. Бедность, безработица, преступность, коррупция, наркомания, распространение ВИЧ-инфекции, угроза техногенных катастроф - это далеко не полный перечень тех явлений, которые вызывают у населения тревогу и беспокойство.
Доля проблемных материалов в газете «Новый Зай» невелика (в 2016 году - 20, в 2018 году - 16 материалов) ) - 1% от всех материалов за год, что свидетельствует о некоторой неконструктивности критики. Были рассмотрены следующие социальные проблемы (Приложение №2): проблема молодежи, проблема наркомании, алкоголизма, венерических заболеваний, проблема пожилого человека, экологическая проблема, проблема бомжевания и проблема транспортного обеспечения. Проведенные исследования показывают, что социальные проблемы освещаются недостаточно полно. Также газета не решает эти проблемы, а только отображает их.
В 2016 году всего было опубликовано 20 материалов на различные социальные проблемы: большую часть из них (20%) занимает проблема наркомании. В 2018 году всего было опубликовано 16 материалов (на 4 меньше, чем в 2016 г) на различные социальные проблемы: большую часть из них (более 31%) занимает проблема пожилого человека.
Таким образом, местная газета «Новый Зай» , а с 2017 года - информационное агентство «Зай-Информ» отображает социальные проблемы города и района неполно, недостаточно. Решения данных проблем нет. Для местной прессы характерен высокий интерес к отдельным историям их региона или его жителей и низкий интерес к освещению способов решений и особенно причин проблем; при освещении способов решения проблем обычно транслируется дискурс официальных лиц.
В ходе работы были решены следующие задачи: определили понятия «социальных проблем» и их классификации, СМИ и их виды, достоинства и недостатки, формы и функции социальной журналистики, рассмотрели отражение социальных проблем в различных типах СМИ, рассмотрели актуальные проблемы общественности на страницах районной газеты «Новый Зай» за 2016 и 2018 гг., сравнили социальные материалы за 2 года.
В ходе исследования была изучена научная и специальная литература, законодательство РФ, рассмотрены газетные статьи на социальную тему за 2 года, проведены исследования рейтинга конкретного печатного издания.
Существенными результатами и выводами проведенного исследования являются следующие.
Огромная социальная значимость СМИ, и газет в частности, в современном обществе определяет актуальность их всестороннего изучения, включающего анализ языка, стиля, адресности газетного текста, особенностей подачи материала в газетных статьях.
Художественно-публицистические жaнры, такие как зaрисовка, фельетон и эссе, в силу своей сложности и масштабности не находят отражения в материалах газеты «Новый Зай», а это значит, что ^ета, скорее, фиксирует и отражает, чем проблемaтизирует и решает жизненные явления.
Большинство статей в газете публикуются в жанре информационных заметок. Статьи написаны простым, понятным языком, доступным для широкой аудитории. В статьях активно используются иллюстративные материалы (фотографии, рисунки), чаще всего за 2018 год иллюстрации занимают большую часть на полосе, чем статья. Большинство материалов имеют местную локальность и подаются в информационном аспекте.
Трансформация социальной сферы широко отражается на страницах печатных СМИ. Опыт повседневной жизни, сообщения средств массовой коммуникации и данные социологических исследований свидетельствуют о том, что современное общество насыщено социальными проблемами в гораздо большей степени, нежели общество конца 20 века. Бедность, безработица, преступность, коррупция, наркомания, распространение ВИЧ-инфекции, угроза техногенных катастроф - это далеко не полный перечень тех явлений, которые вызывают у населения тревогу и беспокойство.
Доля проблемных материалов в газете «Новый Зай» невелика (в 2016 году - 20, в 2018 году - 16 материалов) ) - 1% от всех материалов за год, что свидетельствует о некоторой неконструктивности критики. Были рассмотрены следующие социальные проблемы (Приложение №2): проблема молодежи, проблема наркомании, алкоголизма, венерических заболеваний, проблема пожилого человека, экологическая проблема, проблема бомжевания и проблема транспортного обеспечения. Проведенные исследования показывают, что социальные проблемы освещаются недостаточно полно. Также газета не решает эти проблемы, а только отображает их.
В 2016 году всего было опубликовано 20 материалов на различные социальные проблемы: большую часть из них (20%) занимает проблема наркомании. В 2018 году всего было опубликовано 16 материалов (на 4 меньше, чем в 2016 г) на различные социальные проблемы: большую часть из них (более 31%) занимает проблема пожилого человека.
Таким образом, местная газета «Новый Зай» , а с 2017 года - информационное агентство «Зай-Информ» отображает социальные проблемы города и района неполно, недостаточно. Решения данных проблем нет. Для местной прессы характерен высокий интерес к отдельным историям их региона или его жителей и низкий интерес к освещению способов решений и особенно причин проблем; при освещении способов решения проблем обычно транслируется дискурс официальных лиц.
Подобные работы
- ФЕНОМЕН ПРОЯВЛЕНИЯ МИГРАНТОФОБИИ И НЕОРАСИЗМА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕТСВЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - ЯЗЫК ВРАЖДЫ В РОССИЙСКИХ И ИСПАНСКИХ ИНТЕРНЕТ-СМИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ О МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Практические аспекты продвижения бренда территории в практике российских
регионов (на примере Республики Татарстан)
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА ФАНДРАЙЗИНГОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ СМИ НА ПРИМЕРЕ «ПЕРВОГО КАНАЛА»
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ОНЛАЙН-ЖУРНАЛИСТИКИ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ РАЙОННЫХ ИЗДАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА ”100 ЛИЦ ЗАИНСКА" ГАЗЕТЫ ’НОВЫЙ ЗАЙ”)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ОНЛАЙН-ЖУРНАЛИСТИКИ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ РАЙОННЫХ ИЗДАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА ”100 ЛИЦ ЗАИНСКА" ГАЗЕТЫ ’’НОВЫЙ ЗАЙ”
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - «Мягкая сила» во внешней политике Японии на рубеже XX-XXI веков
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - СТРАТЕГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - Формирование современного имиджа российских регионов
(на примере ЯНАО)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016



