Введение 3
1. Теоретические основы партнёрских отношений в исламском праве 11
1.1. Определение партнерских отношений в исламском праве 1 1
1.2. Классификация партнерских взаимоотношений в исламском праве 18
1.3. Принципы партнёрских отношений в исламском праве 4 1
1.4. Общие условия партнёрских отношений в исламском праве 46
2. Роль партнёрских отношений в традиционных финансовых отношениях 51
2.1. Основные особенности инструментов мушарака и мудараба,
применяемые в финансовой деятельности исламских банков 5 1
2.2. Доля участия инструментов мушарака и мудараба в финансовой деятельности исламских банков по сравнению с другими инструментами 57
2.3. Причины малой доли участия инструментов мушарака и мудараба в
финансовой деятельности исламских банков 58
3. Средства, уменьшающие риски в договорах мушарака и мудараба 66
3.1. Правовые методы уменьшения рисков 6 6
3.2. Технические методы уменьшения рисков 7 4
Заключение 82
Список использованных источников 86
Приложения
В современном мире вопросы поиска оптимальных источников и средств финансирования заботят практически любого предпринимателя и большое число потребителей. Потребность в стабильном экономическом развитии отражается в нехватке денежных ресурсов для масштабирования производств и открытия новых предприятий. Информационное поле способствует тому, чтоб люди думали о постоянном потреблении, при этом приобретаемые товары и услуги на потребительском рынке имеют все более и более короткий срок жизни ввиду постоянного технологического прогресса или искусственно создаваемых стереотипах о моральном устаревании товаров. Сложившаяся ситуация не может развиваться без постоянных источников финансирования, преобладающим из которых в наши дни стали банковские кредиты на процентных условиях.
Однако, система торговли деньгами, что, по сути, представляет собой процентное финансирование, не может служить оптимальным инструментом для развития экономики и решения задач бизнеса и рынка. Кроме того, такая практика сталкивается с проблемами финансовых кризисов, где в итоге наибольшие потери несет наименее защищенные слои населения. Слаборазвитые или отсталые государства становятся еще более слабыми и увязают ещё больше в долговую кабалу на долгие годы.
Последние мировые финансовые кризисы, а особенно кризис 2008 года, который еще некоторые аналитики и специалисты называли «ипотечным» кризисом, побудили финансистов в мировом масштабе думать о реформах устаревшей системы кредитно-денежных отношений. Анализ последствий мирового кризиса показал, что страны исламского мира, особенно тех из них, которые реализовывали исламские инструменты финансирования и банкинга, менее всего подверглись негативному исходу этого кризиса. Данное обстоятельство заставило многих обратить свои взоры в сторону исламского финансирования и его инструментов.
В последние годы понятие "исламское финансирование" вошло в мировой обиход благодаря появлению и активному развитию исламских банков и финансовых организаций во многих странах мира, которые сформировали вокруг себя целую финансовую инфраструктуру - международные организации по разработке стандартов деятельности, управлению ликвидностью, рейтинговые агентства, банк развития, компании, специализирующие на программном обеспечении, финансовые инструменты, системы разрешения споров, образовательные программы и др.
Все активнее в последние годы развиваются сделки исламского финансирования, в том числе, в странах СНГ, где уже действует несколько исламских банков и исламских финансовых компаний.
В основе деятельности всех таких финансовых учреждений лежит строгая система принципов, которая заключается далеко не только в запрете на ростовщичество (риба). В первую очередь она представляет собой социально ориентированную модель, направленную на защиту интересов всех участников рынка и справедливое распределение результатов экономической деятельности.
В то же время, существует целый спектр мнений касательно того, насколько подробными и детальными являются принципы исламского финансирования. Одни утверждают, что эти правила и принципы настолько многочисленны и подробны, с таким количеством нюансов, что разобраться в них полностью может лишь человек, имеющий специальное шариатское образование по данному профилю и немалый опыт работы в этой сфере. Другая же точка зрения состоит в том, что существует набор правил, которые можно сосчитать на пальцах обеих рук, и знать их достаточно для того, чтобы уверенно заниматься вопросами исламского финансирования. На самом деле, правильное мнение - срединное мнение.
Однако, отсутствие даже минимального уровня понимания сути исламского финансирования и правил, предъявляемых к денежным сделкам, к сожалению, ведет к негативным последствиям. Как правило, в таких случаях стороны сделки не закрепляют в договоре конкретных пропорций распределения прибылей и убытков, не оговаривают, каким образом осуществляется вознаграждение управляющего, а также целый ряд других важных вопросов. Часто без внимания даже остается сам вид бизнеса, в который стороны инвестируют средства. Точнее, может быть понятной общая канва, но детали того, что подразумевал каждый партнер под сделкой могут отличаться. По сути, такого рода практика характеризуется исламом как договора с высокой долей неопределенности, когда значимые параметры сделки не конкретизированы или отсутствуют.
Такое невнимательное отношение к договорам ведет к спорам и часто заканчивается в суде. Именно на предотвращение споров и разбирательств нацелен принцип исламского финансирования, запрещающий излишнюю неопределенность.
Безусловно, полноценную и правильную трактовку экономическим и финансовым сделкам с точки зрения их соответствия духу шариата может дать человек, обладающий специальным шариатским образованием, имеющий добрую репутацию, и, безусловно, разбирающийся в сути финансовых транзакций, без чего невозможно должное рассмотрение сделок и их истинной сути и цели. Ведь сегодня документация многих финансовых сделок настолько сложна и подробна, что разобраться в них детально и истолковать суть каждого предложения могут только те, кто составляли эти документы. Именно поэтому в практике исламского финансирования в крупных сделках, особенно международного масштаба, шариатские ученые всегда опираются, в том числе на опыт профессиональных юристов.
Принципы исламского финансирования - это не писаный кодекс, который можно найти и прочитать в виде закона или нормативного акта. Их необходимо извлекать из многочисленных трудов богословов, специалистов по исламскому праву.
Нормы исламского финансирования берут свое начало из исламского права (науки фикх). Термин фикх (дословно - "понимание"), в правовой терминологии - это наука о религиозных законоположениях, связанных с поступками человека, извлеченных с подробных доводов из религиозных первоисточников.
Среди основных инструментов исламского финансирования, видное и значимое место занимают партнёрские взаимоотношения. Часто можно услышать такие новые для русскоязычных читателей термины, как мудараба, мушарака и т.д. Однако, к сожалению, информация по многим вопросам по исламскому праву, в общем, и по партнёрским взаимоотношениям, в частности, очень скудная. Поэтому в связи с актуальностью данной тематики, возникла необходимость написания магистерской работы в рамках магистерской программы «Исламские финансы» по теме: «Особенности развития партнерских отношений в исламе и их роль в традиционных финансовых отношениях».
Актуальность магистерской диссертации заключается в том, что после последних мировых кризисов, финансисты многих стран, в том числе и немусульманских, обратили свои взоры и вплотную начали изучать и внедрять исламские инструменты финансирования. Однако, существует проблема скудной информации по исламским схемам финансирования. Особенно она скудна на русском языке в систематизированной форме. Имеет место малоизученность данного вопроса. Что касается научных трудов на арабском языке, то их много, однако, тем не менее, тема современных имущественных отношений, продолжает оставаться актуальной, так, как люди во все времена и где бы они не находились нуждаются в торговых сделках и денежных отношениях. Тем более, необходимо учесть то, что данная тема вбирает в себя многовековое наследие исламского права и современную практическую реализацию его законоположений. При чем, многие из его практических аспектов рассматриваются в свете современных вопросов, решение по которым выносят современные правоведы-специалисты. В настоящее время идея исламских финансов не только обсуждается экспертами, на различных международных и региональных научно-практических конференциях, но и активно реализуется на практике.
Кроме того, актуальность данной магистерской работы заключается в неоднозначной роли партнёрских отношений в финансовой деятельности исламских банков. Если теоретические представления предполагали предоставить партнёрским схемам финансирования доминирующую роль среди финансовых инструментов, то реальное положение вещей свидетельствует об обратном. Поэтому актуальность данной проблематики подразумевает выявление причин снижения роли партнёрских отношений в финансовой деятельности исламских банков.
И, наверное, наибольшую актуальность имеет в данном труде пути решения проблемы, с которой столкнулись исламские финансовые учреждения. Основной такой проблемой является снижение роли партнёрства. Поэтому необходимо будет рассмотреть предложения и методы для выхода из сложившейся ситуации, не нарушая принципов ислама. Ведь именно партнёрские отношения считаются основной отличительной чертой исламского банкинга, имеющие неплохие перспективы при правильной реализации на практике.
Среди зарубежных ученых наиболее существенный вклад в развитие идеи исламских финансов, их практической реализации внесли Мухаммад Таки Усмани, Абдулла аль-Маниг, Абдус-Саттар Абу Гудда, Абдулла аль-Мутлак, Юсуф аш-Шубайли, Вахба аз-Зухайли, Абдуррахман аль-Атрам, Али Мухиддин аль-Карадаги и другие. Были созданы международные организации, целью которых были развитие идеи бухгалтерского учёта и аудита исламских финансовых учреждений, а также распространение и практическое применение этой идеи посредством образовательных мероприятий, выпуска периодических изданий и подготовки исследований. Среди ярких примеров можно назвать Организацию бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (AAOIFI), Генеральный совет исламских банков и финансовых учреждений (CIBAFI), Исламский банк развития (IDB) и многие другие специализированные организации. Что касается исследования темы партнёрства в целом, то, например, в 2016 году Нобелевскую премию по экономике получили Бенгт Холмстрём и Оливер Харт «за их вклад в теорию контрактов». Однако, в них отсутствуют упоминания религиозно-этических норм регулирования взаимоотношений. Кроме того, принцип подхода к рассматриваемому вопросу по исламским финансовым инструментам имеет кардинальные отличия от традиционного подхода.
Что касается изученности рассматриваемой темы в России и странах СНГ, то на сегодняшний день есть труды, переведенные на русский язык по исламскому праву в соответствии с ханафитской правовой школой, как, например, «Ханафитский фикх», Абдульхамид Тахмаза и другие труды. Однако, они имеют обобщенный характер. В них рассматриваются все главы исламского права: вопросы поклонения, взаимоотношений, семейного и уголовного права. Во многих их них не упоминаются современные вопросы. Есть книги по современным вопросам имущественных отношений, как, например, «Фикх имущественных отношений», Рафик аль-Мисри, однако, они подробно не раскрывают рассматриваемые вопросы и не предлагают практических решений для ряда имеющихся проблем. Есть работы, раскрывающие суть партнерских взаимоотношений в рамках общего рассмотрения экономической деятельности человека. В 2017 году прошла презентация перевода книги «Шариатские стандарты» (AAOIFI), в котором есть стандарты, посвященные партнерским отношениям: стандарт № 12 «Партнёрство (мушарака) и современные компании» и стандарт № 13 «Доверительное управление (мудараба)».
Научная новизна выбранной темы определяется достаточно низкой степенью изученности и исследований по данному вопросу. Данная магистерская работа впервые раскроет для русскоязычного читателя подробное исследование вопроса партнёрских отношений в свете исламского права. Новизна темы в теоретическом аспекте позволит автору в ходе исследования предложить более предпочтительное мнение в определении партнёрства, как одной из форм финансирования, дать классификацию видов партнёрских отношений, обозначить основные составляющие элементы данного финансового инструмента.
Что касается практической новизны, то автором будут приведены основные особенности партнёрских отношений, как финансового инструмента и их прикладная значимость, особенно в реалиях финансово-денежных отношений в России. Будут предложены методы и средства уменьшения рисков финансирования по схеме партнёрства, с целью доказательства их конкурентоспособности перед имеющимися традиционными инструментами на финансовом рынке России.
Для понимания сути партнёрских взаимоотношений в соответствии с принципами исламского права, которые отличаются по многим аспектам от представлений о партнёрстве согласно кодексам гражданского права, необходимо ознакомиться с рассматриваемой темой с первоисточников, со слов богословов, специалистов по исламскому праву. Поэтому целью магистерской работы является предложение эффективных путей и средств решения проблемы, которая заключается в практической реализации финансовых инструментов мушарака и мудараба на финансовом рынке России, на основе имеющейся теоретической базы, согласно основным принципам исламского права, с учетом экономической эффективности предлагаемых финансовых инструментов.
Задачи данной магистерской работы это:
- Дать определение партнёрству и изложить суть данного вида договора, привести классификацию партнёрских взаимоотношений и ознакомить с основными принципами и их условиями. И все эти вопросы необходимо будет исследовать через призму исламского права. Беккин упомянул в своей книге следующую мысль: «Следует признать, что исламская экономика как наука все ещё находится в тесной взаимосвязи с мусульманским правом. Многие известные авторы сочинений по исламской экономике или её отдельным аспектам - авторитетные мусульманские правоведы (Йусуф аль-Кардави, Таки ‘Усмани и другие)» .
- Выявить основные особенности партнёрства и показать роль партнёрских отношений в финансовой деятельности исламских банков.
- Указать на причины проблематики в данном вопросе, на основе понимания которых предложить методы и пути решения.
Объектом исследования являются исламские финансовые инструменты партнёрство и доверительное управление и их практическая реализация в банках и других финансовых учреждениях, ведущие свою деятельность по принципам исламского права.
Предметом исследования данной магистерской работы является внедрение и адаптация исламских финансовых инструментов мушарака и мудараба к российским условиям финансово-кредитной деятельности.
Методологической основой исследования в данной магистерской работе послужили как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне изучения вопроса такие методы, как анализ, сравнение, синтез, индукция и дедукция.
Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Структура исследования будет заключаться в следующем: во-первых, будет дано определение партнёрским отношениям, приведены виды и классификация, основные принципы и условия в свете исламского права. Во-вторых, будет раскрыты особенности и роль партнёрских отношений в деятельности исламских банков, с выявлением основных причин рассматриваемой проблематики. И в-третьих, будут предложены методы и средства решения рассматриваемой проблемы. Также в работе представлены таблицы и образцы договоров.
Таким образом, после детального исследования по определению партнёрских взаимоотношений, стало очевидным, что для обозначения финансовых инструментов, основанных на партнёрстве в тематических изданиях используется слово «мушарака», «шарика» или «ширка». Мушарака - это современный термин, часто упоминаемый в контексте исламских методов финансирования. В книгах по исламскому праву чаще используется термин «ширка» или «шарика».
Кроме того, богословы не дали общего определения партнёрству из-за множества его видов, имеющие различные и отличающиеся положения и условия. В то же время, другие специалисты в области Исламского права (фикха) попытались дать обобщенное определение партнёрству, как, например, правообладание двух и более лиц одним объектом. Также в определение некоторых указано, что это объединение в отношении правообладания или распоряжения.
Другие же исследователи по исламскому праву, рассматривают каждый вид партнёрства по отдельности. Так они обычно, в своих трудах делят партнёрство на два либо три вида, относя общественное партнёрство к общему определению. Исследователи, которые не рассматривают общественное партнёрство в рамках общего определения, подразделили шарика на два вида. Партнерство совместного владения имуществом, при котором двое или более лиц владеют каким-либо капиталом или имеют одну общую задолженность. Договорное партнёрство - это соглашение между двумя и более сторонами о деятельности для извлечения дохода посредством активов, трудовых ресурсов или обязательств (ответственностей), подразумевающая распределение прибыли согласно договору и убытка пропорционально вкладам каждой из сторон.
Богословы и исследователи в области исламского права при рассмотрении главы о партнёрских взаимоотношениях, имеют в виду именно договорное партнёрство.
При этом, договорное партнёрство делится на три вида: имущественное, трудовое и долговое на основе репутации.
В свою очередь, имущественное партнёрство бывает либо равноправным (муфавада), либо неравноправным (инан). При этом шарика аль-инан, также может рассматриваться, как совместное партнёрство.
Таким образом, богословы практически сошлись на следующих видах партнёрства: совместное партнёрство, партнёрство с предоставлением полномочий, партнёрство работников и долговое партнёрство на основе репутации.
Кроме того, доверительное управление (мудараба), некоторыми богословами также рассматривается среди видов партнёрства, что является более предпочтительным мнением по причине соучастия партнёров в распределении прибыли.
Договорное партнёрство со всеми его видами: имущественное, трудовое и долговое на основе репутации имеет свои принципы и условия, без выполнения которого суть договора будет считаться не состоявшимся.
Большинство богословов выделяют три основных принципиальных составляющих договора партнёрства:
- во-первых, это участие двух и более сторон договора;
- во-вторых, это предмет договора;
- формулировка (оферта и акцепт).
У каждого из этих основных принципов есть свои условия и положения.
Что касается разногласия между исламскими правоведами в отношении видов партнёрства, то основной причиной этому служит базовый критерий, на основе которого была приведена классификация. Правоведы шафиитской правовой школы считали таким базовым критерием имущество. Поэтому если присутствует в партнёрстве имущество, то оно является действительным, а если отсутствует, то оно недействительное. Что же касается правоведов остальных правовых школ, то она считают, что такими базовыми критериями классификации видов партнёрства являются: имущество, работа и ответственность.
Перед тем, как исламские банки начали появляться и развиваться, бытовало теоретическое представление о том, что финансовая деятельность этих учреждений будет основываться на таких инвестиционных институтах, как мушарака и мудараба, и затем уже остальные инструменты, основанные, в первую очередь, на долговых обязательствах. Это представление основывалось на общепринятом мнении, что мушарака и мудараба это два финансовых инструмента, которые являются характерным знаком, основной особенностью деятельности исламских банков, отличающих от традиционных кредитных учреждений.
Формы финансирования по схеме мушарака и мудараба представляют собой финансовые инструменты наиболее соответствующие исламским канонам и больше всего имеющие гибкость со стороны установлений исламского права.
Несмотря на все преимущества финансовых инструментов мушарака и мудараба, господствующая во всем мире банковская система оказала своё влияние. Поэтому, в результате мы можем наблюдать, как их роль главного финансового инструмента упала и стала составлять 3-4 % от всей экономической деятельности исламских финансовых учреждений.
Данная тенденция снижения роли финансовых инструментов мушарака и мудараба связана с правовыми и техническими факторами. В ходе исследования стало ясным наличие большой доли риска по сравнению с другими финансовыми инструментами, что в основном связано с сутью исламского пониманию партнёрства и совместного извлечения прибыли.
С целью защиты инвестиций от рисков, которым они подвергаются, допускается применение дозволенных шариатом инструментов и процедур, дозволенных с точки зрения шариата, независимо от того, связаны ли эти риски с гибелью инвестируемых средств, уменьшением их стоимости, инфляцией, колебаниями обменных курсов валют, или с чем-то иным.
В ходе исследования были предложены следующие методы снижения рисков и защиты от них: гарантирование третьей стороны, в первую очередь государства. Поэтапное предоставление капитала, четкое распределение ответственностей, оговоренных в договоре, такафуль-страхование активов, формирование резервов, диверсификация инвестиционных активов, использование нескольких различных финансовых инструментов в отношении одного актива.
Говоря о технических методах решения проблемы возрастания рисков, в ходе исследовательской работы были предложены следующие методы: качественный отбор клиентов на основе сложившейся репутации, основанной на собранной информации о них, создание надзорных контролирующих органов, распределение имеющихся финансовых активов по различным сферам, применение современных форм партнёрства для финансирования коммерческих проектов, заимствованных с практики неисламских форм партнёрства, приведенных в соответствии с нормами шариата, как, например, партнёрство посредством венчурного капитала, убывающее партнёрство с финансовой арендой или мушарака в производстве.
Таким образом, несмотря на малую долю применения таких финансовых инструментов, как мушарака и мудараба исламскими банками, связанную с высокой долей риска по сравнению с долговыми инструментами, тем не менее, существуют практические средства для уменьшения доли риска и дальнейшего увеличения доли реализации этих инструментов на практике. Данные методы и средства как правовые, так и технические могут решить эту проблему, сложившуюся на рынке исламских финансов, и как следствие становиться возможным внедрение и адаптация данных финансовых инструментов на российский рынок, в качестве конкурентоспособного и эффективного продукта, менее подверженного отрицательным последствиям мировых финансовых кризисов.
1. Толкование Священного Корана, перевод Кулиева Э.Р, издательский дом «Умма», 2006.
2. Сборник хадисов «Сунан Абу Дауд», «Мактаба аль-маариф», Эр-Рияд,2007.
3. Сборник хадисов «Сунан ат-Тирмизи», «Мактаба аль-маариф», Эр- Рияд, 2008.
4. Шариатские стандарты, Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений, издательство «Исламская книга», 2017 г.
5. Гайсина Я. Маркетинг в исламских традициях //Рос. торговля. - 2005.
- № 11. - С. 14-17.
6. Гатауллин Р.О. О возможности создания свободной экономической зоны стандарта «халяль» // Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском сообществе. - М., 2004. - С. 31-33.
7. Мясникова Л. «Перезагрузка» исламской матрицы // Вопр. экономики.
- 2007. - № 10. - С. 132-146.
8. Никонов А. Исламские банки завоевывают мир // Россия и мусульманский мир. - 2007. - № 1. - С. 161-163.
9. Разумнова Л.Л. Исламская экономическая доктрина // Экономика Африки: повторение пройденного или смена ориентиров? - М., 2002. - С. 44-51.
10. Рашковский Е. Ислам в динамике глобальной истории // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2004. - N6. - С. 21-28.
11. Рыжкова Е.А. Влияние норм шариата на финансовое право мусульманских стран // Финансовое право зарубежных стран. - М., 2001. - Вып. 2. - С. 4-22.
12. Семенова Е.В. Особенности и перспективы развития исламской банковской деятельности // БИКИ. - 2007. - №13 (1 февр.). - С. 3-5, 16.
13. Серебряков И.П. Альтернативное регулирование банковских сделок - исламский подход // Юрид. мир. - 2002.- № 2.- С. 32-36.
14. Скороходов А. Исламский прорыв: Финансовые институты,
функционирующие по законам шариата, интегрируются в современный банковский сектор // Банк. практика за рубежом. - Киев, 2008. - № 2. - С. 2027.
15. Степанцева О. «Исламский бренд» в эпоху перемен: Альтернативная финансовая система // Справочник экономиста. - 2009. - № 8. - С. 128-136.
16. Трунин П., Каменских М., Муфтяхетдинов М. Исламская финансовая система: Современное состояние и перспективы развития. - М.: ИЭПП, 2009. - 86 с.
17. Филоник А. Исламские банки - новое на финансовых рынках // Фин. бизнес. - 1997. - № 3. - С. 14-18.
18. ФИЛОНИК А.О. Исламские банки и возможности становления исламской экономики // Ближ. Восток и современность. - 1997. - № 4. - С. 7691.
19. Филоник А.О., Исаев В.А., Федорченко А.В. Финансовые структуры Ближнего Востока / Ин-т изучения Израиля и Ближ. Востока. - М.: Б. и., 1996. - 163 с.
20. Химо Б. Исламская альтернатива ссудному проценту // Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском сообществе. - М., 2004. - С. 109-114.
21. Христианство и Ислам об экономике / Под ред. М.А. Румянцева, Д.Е. Раскова. - СПб.: РОСТ, 2008. - 432 с. - (Б-ка Евразийского междунар. науч.- аналит. журн. «Проблемы современной экономики», Сер. «Философия экономических ценностей»).
22. Черниенко А.-К. Исламская банковская система // Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском сообществе. - М., 2004. - С. 115-119.
23. Чумакова А.М. Дискуссия о влиянии исламских институтов на экономический рост // Проблемы соврем. экономики. - СПб., 2008. - № 3. - С. 516-519.
24. Шейх М.А., Кэхилл Д.А. Основные принципы организации беспроцентного банковского дела // Проблемы теории и практики упр. - 1999. - № 6. - С. 24-30.
Диссертации
25. Абдус-Саттар Абу Гудда. Финансирование с помощью мушарака, практические способы его совершенствования. Третье заседание исламского банка Абу Даби, 2011 г.
26. аль-Касани Абу Бакр ибн Масуд. Бадаи’ ас-санаи’. «Дар аль-хадис», Каир. 2005 г.
27. Али Наджм. «Опасения в отношении инструмента Мушарака. Реальность и перспективы».
28. Ахмад Мухийддин Ахмад. Практическое применение мудараба, твердой и убавляющейся мушарака в банковских финансовых операциях, Исследовательская работа, представленная на четвёртой конференции, посвященной шариатским надзорным комитетам при исламских финансовых учреждениях. Бахрейн, 2004 г.
29. Беккин Р. И. Исламская экономическая модель и современность. Издательский дом Марджани, 2010 г.
30. Беккин Р.И., Исламская экономическая модель: перспективы
реализации в мусульманском и немусульманском сообществах, некоммерческое партнёрство «Ватаным». Москва, 2004 г.
31. Вахба аз-Зухейли. Исламское право (фикх) и его доводы, «Дар аль- фикр», Дамаск, 2004 г.
32. Ибн Рутттд. Бидаят аль-муджтахид ва нихаят аль-муктасид. Издательский дом «аль-Хадис», Каир, 2004 г.
33. Ибн Кудама, «аль-Мугни», издательский дом «Алям аль-Кутуб», 1999г.
34. Кувейтская энциклопедия по фикху. Министерство по вакфам и Исламским делам, аль-Кувейт, 2010 г.
35. Рафик аль-Мисри. Фикх имущественных отношений, «Исламская книга», Москва, 2015.
36. Мухаммад аль-Муса, «Объединения личностей: между исламским и гражданским правом», издательский дом «ат-Тадмурия», эр-Рияд, 2011 г.
37. Мухаммад Абдуль-Мунгим Абу Зейд. Гарантии в исламском праве и их практическое применение в деятельности исламских банков, Международный институт исламского мышления, Каир, 1996 г.
38. Мухаммад Махмуд аль-Мукауи. Управление рисками в исламских банках, Издательство «аль-Мактаба аль-асрийя», Каир, 2012 г.
39. Юсуф аш-Шубейли. Исследовательская работа на тему «Финансирование по схеме мушарака». Третье заседание исламского банка Абу Даби, 2011г.
Электронные ресурсы
40. Экономический словарь, режим доступа:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/18915, свободный (дата обращения
12.10.2018) .
41. Экономика и управление. Формы сотрудничества в сфере
финансовых отношений, режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/biznes-
41/50.htm, свободный (дата обращения 11.10.2018).
42. Формы сотрудничества в сфере финансовых отношений, режим
доступа: https://lektsia.com/3x327c.html, свободный (дата обращения 11.10.2018) .
43. Экономический словарь, режим доступа:
https://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B
D%D 1 %81 %D 1 %84%D0%B5%D 1 %80%D 1 %82&from=xx&to=ru&did=econ_dict &stype=, свободный (дата обращения 11.10.2018).
44. Кодексы и законы, Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1
"О банках и банковской деятельности", режим доступа: https://www.zakonrf.info/zakon-o-bankah/, свободный (дата обращения 11.10.2018) .
45. Международная академия по исламскому фикху, Резолюция
международной исламской академии по фикху, постановление номер 5, принятое в своём четвёртом заседании, пункт 9. Официальный сайт. Режим доступа: http://www.iifa-aifi.org/1713.html, свободный, (дата обращения 15.10.2018) .