Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования социальной активности учащихся 8
1.1. Сущность понятия социальной активности, ее содержание и структура .. 8
1.2. Возрастные особенности формирования социальной активности у
учащихся 7-х классов 30
1.3. Специфика формирования социальной активности во внеурочной
деятельности по географии средствами экологических проектов 33
Глава 2. Экспериментальное исследование сформированности социальной активности 39
2.1. Диагностика уровня социальной активности учеников 7-х классов во
внеурочной деятельности по географии 39
2.2. Комплекс мероприятий по формированию социальной активности
учеников 7-х классов во внеурочной деятельности географии средствами экологических проектов 49
2.3. Оценка эффективности мероприятий по формированию социальной
активности учеников 7 классов во внеурочной деятельности по географии средствами экологических проектов 53
Заключение 62
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность исследования. На современном этапе развития перед системой воспитания и образования стоят важные задачи, связанные с процессом гуманизации воспитания, с острой необходимостью реальных перемен в обучении детей и молодежи с учетом изменений, происходящих в обществе и в окружающей природной среде.
Одним из важнейших направлений деятельности в этой области является социальная активность и образование населения страны, в первую очередь - учащейся молодежи.
Проблема социального воспитания учащейся молодежи и включение ее в число актуальнейших направлений развития современной педагогической мысли является результатом осознания кризисных явлений в российском обществе, которые обострили важные социально-воспитательные проблемы: адаптации во всех сферах жизни, активизации ответственной социальной позиции, готовности молодежи к преобразованию общественных процессов. Все это требует новых подходов к решению проблем социализации подрастающего поколения, обновления теоретических взглядов и практических действий по его социальному воспитанию.
В условиях социальной нестабильности трудно переоценить необходимость раскрытия источников обновления общества, где молодое поколение и его социальное развитие представляется едва ли не ключевым фактором, способным привести к изменениям, направленным на прогрессивное обновление общества. Важнейшим из таких источников является социальное воспитание подростков, формирование их социальной активности.
Ведущей целью социализации вообще и социального воспитания в частности является формирование социально активной личности, действия которой регулируются социальными нормами и общественными интересами. Вместе с тем проблема формирования социальной активности личности как аспект социального воспитания не нашла должного отражения в социально-педагогической науке и решения в социально-педагогической деятельности. Также немного времени уделяется в работе школы во внеурочной деятельности по географии. Следует признаться, что одной из причин этого является отсутствие среди ученых, так или иначе исследующих названную проблему, единства в определении сущности понятия «социальная активность личности». Раскроем в работе собственный взгляд на содержание данной категории.
Все мы знаем, что воздействия человека на окружающую среду усиливаются не в лучшую сторону, а изменения, происходящие в биосфере, вполне могут привести к экологической катастрофе. В связи нынешней ситуацией крайне важную роль также приобретаю экологические знания и применение их на практике в проектах.
Экологическое образование ставит новые проблемы перед человеком, так как требуется новый подход к оценке эффективности обучения, формированию личности, способной в дальнейшем адаптироваться к условиям жизни и применять экологические знания на деле с помощью проектов.
Степень разработанности проблемы исследования. При
теоретической разработке исследования мы использовали анализ педагогической литературы по формированию социальной активности у подростков. Этой проблемой занимался отечественный педагог К.Д. Ушинский (формирование качеств социальной активности личности). Разработке проблем повышения общественной активности молодежи в процессе трудовой и общественно-политической деятельности посвящены работы выдающихся советских педагогов и государственных деятелей П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Среди зарубежных педагогов над проблемой социальной активности подростков работали А. Дистервег (социализация как расширение влияния совокупности условий, в которых
живет и развивается человек, сферы деятельности и общения индивида; как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию), продолжателем его идей был И. Кон. В качестве составляющей процесса становления личности, в ходе которого формируются основные личностные качества, проявляющиеся в
жизнедеятельности, социальная активность рассматривалась учеными: И.Гоффман, Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, Дж. Г. Мид, Р. Тернер.
Однако, не смотря на то, что проблема формирования социальной активности во внеурочной деятельности по географии осознается современными педагогами, вопросы активности во внеурочной деятельности по географии не проработаны в достаточной мере.
Таким образом, целью данного исследования является формирование социальной активности учащихся 7-х классов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить уровень социальной активности у обучающихся;
- подготовить экологические проекты совместно с учащимися 7-х классов;
- оценить эффективность проведенной работы.
Проблема исследования заключается в том, что не всеми учителями используется внеурочная деятельность по направлению «География» для формирования социальной активности школьников.
Предметом исследования является развитие социальной активности во внеурочной деятельности по географии.
Объектом исследования является социальная активность учащихся 7х классов.
Гипотеза исследования: состоит в том, что социальная активность учащихся во внеурочной деятельности географии будет более эффективной, если будут:
- уточнены цели экологического обучения и воспитания школьников;
- определены ведущие принципы экологического обучения и воспитания школьников в рамках географического образования;
- разработаны интересные экологические проекты. Теоретико-методологической основой исследования послужили
труды современных отечественных и зарубежных авторов по вопросам формирования социальной активности в современной общеобразовательной школе, а также вне уроков с помощью экологических проектов.
Методы и методики исследования. В качестве методов исследования использованы анализ литературы, обобщение, систематизация,
педагогический эксперимент.
В педагогическом эксперименте использованы следующие методики:
Проектирование
Тестирование
Анкетирование
Беседа
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №155 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района г. Казани
Научная новизна исследования: заключается в рассмотрении повышение уровня социальной активности с помощью экологических проектов, а также разработке программы по формированию социальной активности учащихся 7-х классов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем собраны теоретические основы формирования социальной активности, определены критерии и показатели, охарактеризованы уровни сформированности социальной активности у обучающихся. Полученные данные расширяют имеющиеся теоретические представления о возможности формирования социальной активности у обучающихся в процессе внеурочной деятельности по географии с помощью экологических проектов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного проекта по формированию социальной активности во внеурочной деятельности по географии в общеобразовательных школах и гимназиях.
Достоверность исследования подтверждена при участии ученых и учителей, 13 апреля 2018 года в Международной научно-практической конференции «Формирование эколого-географической культуры в обучении естественно-научных предметов» на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназия №155 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района г. Казани.
Апробация результатов исследования проведена в 7 «Б» и 7 «Г» классах муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №155 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района г.Казани.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы и приложения.
На основе проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
1. В широком философском и социологическом плане социальная активность трактуется как любая интенсивная рациональная деятельность, направленная на организацию, поддержание существующих социальных структур и порядков или разрушающих их. Социальная активность - это сложное, интегративное образование личности, ведущими атрибутами которого являются самодеятельность, продуктивность, творчество, внутренняя детерминация, интенсивность, ориентированные на осуществление и удовлетворение личностных потребностей. Социальная активность должна сочетаться с ответственностью субъектов социальная активность выступает как побудитель к деятельности (актуальная потребность), как свойство личности на определенном этапе ее развития (в данном случае - в подростковый период), как результат социально ценной деятельности.
2. На каждом возрастном этапе активность имеет тенденцию к возрастанию в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, который приобретает учащийся. Социальная активность школьника- подростка выступает интегративным качеством его личности, проявляющимся в деятельности и соединяющим в себе: знания, умения, способности, социальные нормы, осознанное, целенаправленное участие в преобразовании действительности и самого себя, применение социальных умений в общении с музыкальным искусством, с явлениями духовнотворческой практики человека. Именно через активность реализуется творческое начало в человеке, которое ведет его к познанию мира, себя и других, к совершению открытий, к предвидению будущего. Основными структурными компонентами социальной активности школьников являются: инициатива, ответственность и рефлексия.
Э.Основополагаюшую роль в формировании социальной активности подростков наряду с дидактическими принципами и
принципами педагогики призваны сыграть специальные принципы формирования социальной активности: принцип возможности использования метода проекта для повышения уровня социальной активности и улучшения взаимодействия в формате диалога учитель-ученик, а также улучшения микроклимата в группе.
К числу ведущих методов, обеспечивающих эффективное формирование исследуемого качества личности школьников-подростков, выступает: метод проектов.
Опытно-экспериментальным путем выполнены задачи исследования о том, что эффективность формирования социальной активности подростков обеспечивается путем:
- определен уровень социальной активности у обучающихся;
- подготовлены экологические проекты совместно с учащимися 7-х классов;
- оцененена эффективность проведенной работы.
- выполнение задачи формирования социальной активности личности подростков в число приоритетных в содержание современного обучения и воспитания;
- использования дидактического и воспитательного потенциала внеурочной деятельности в рамках школы по географии, а также принципы и методы, образующие в своей совокупности продуктивную и целесообразную для экологической образовательной практики основу формирования социальной активности обучающихся.
1. Активность // Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985. С. 10.
2. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. М., 1976.
3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М., 1990.
4. Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972. С. 61.
5. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973.
6. Никифоров А.Л. Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990. С. 59.
7. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 2006.
8. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., 1985. С. 5.
9. Красиков В.И. Философский анализ соотношения деятельности и поведения в человеческой активности: автореф. дис. ... канд. фи-лос. наук. Томск, 1989. С. 14.
10. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000. С. 3435.
11. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М., 1978.
12. Бехтерев В.П. Воспитание общественной активности учащихся. Красноярск, 1985. С. 12.
13. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности I под ред. В.А. Ядова. Л., 1979.
14. Беличева С.А. Интериоризация субъектом внешних социальных групповых регуляторов в процессе социализации II Основы превентивной психологии. М., 1994. С. 35-45.
15. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж, 1998.
16. Щербакова Н.В. Правовая установка и социальная активность личности. М., 1986. С. 11.
17. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979. С. 7.
1S. Иванов М.Г. Системно-ролевой подход к социальному воспитанию студентов II Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 10 (66). С. 212-21б.
References
1. Aktivnost' II Kratkij psihologicheskij slovar' I pod obsch. red. A.V. Petrovskogo, M.G. Yaroshevs-kogo. M., 19S5. S. 10.
2. Davydova G.A. Tvorchestvo i dialektika. M., 197б.
3. Bernshtejn N.A. Fiziologiya dvizhenij i aktivnost'. M., 1990.
4. Sokolov 'E.V. Kul'tura i lichnost'. L., 1972. S. б1.
5. Markaryan 'E.S. O genezise chelovecheskoj deyatel'nosti i kul'tury. Erevan, 1973.
7. Gal'perin P.Ya. Vvedenie v psihologiyu. M., 2006.
S. Anisimov S.F. Moral' i povedenie. M., 19S5. S. 5.
9. Krasikov V.I. Filosofskij analiz sootnosheniya deyatel'nosti i povedeniya v chelovecheskoj ak-tivnosti: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. Tomsk, 19S9. S. 14.
10. Kuli Ch.H. Chelovecheskaya priroda i social'nyj poryadok. M., 2000. S. 34-35.
11. Mal'kovskaya T.N. Social'naya aktivnost' star-sheklassnikov. M., 1978.
12. Behterev V.P. Vospitanie obschestvennoj aktiv-nosti uchaschihsya. Krasnoyarsk, 1985. S. 12.
13. Samoregulyaciya i prognozirovanie social'nogo povedeniya lichnosti / pod red.
V. A. Yadova. L., 1979.
19. Иванов А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: , 2013. — 329 с. ISBN 5-4444-1849-9 2.
20. Социальная педагогика. Словарь (А-О) / Автор составитель Мардахаев Л.В. — М: УЦ Перспектива, 2011. — 244с. 3.
21. Тожибоева Х. . Педагогические основы развития социально-активной личности / Х. Тожибоева // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 26-28.
22. Демидова С. А., Сорокина И. Р. Развитие социальной активности
подростков в школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 194-196. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6751/ (дата обращения: 20.06.2018).