Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психология принятия решений в ситуации неопределенности(Алтайский Государственный Университет)

Работа №42135

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы43
Год сдачи2019
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
392
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


В эмпирическом исследовании приняли участие 40 психологов 3 курса АФ РАНХиГС (г. Барнаул) в возрасте от 20 до 22 лет. Из них 30 девушек и 10 юношей.
Есть приложения с результатами исследования.
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения категории неопределенности в психологии 5
1.1 Сущность понятия «принятие решений» 5
1.2 Категория неопределенности как психологический феномен. Виды неопределенности 8
1.3 Особенности принятия решений студентами в ситуации
неопределенности 16
Глава 2. Программа эмпирического исследования 25
2.1.Организация эмпирического исследования 25
2.2.Интерпритация результатов исследования 32
Заключение 37
Библиографический список 39
Приложение 42

Актуальность исследования. Осознанные действия, поведение человека осуществляются на основе продуманных и принятых решений. Решение о характере, направлении, интенсивности действий зависит от понимания и учета ситуации. Это, в свою очередь, зависит от уровня интеллектуального развития, социального опыта человека. В стандартных ситуациях человек с определенным сформировавшимся мировоззрением ведет себя определенным образом в соответствии с принципами взаимодействия с окружающими людьми, которые не противоречат его мировоззрению. Однако жизнь полна неопределенных ситуаций. В таких условиях принятие решений становится сложной психологической проблемой.
Исследовательский интерес к процессам принятия решения является характерной тенденцией современной науки. Принятие решения – это психологически опосредованный выбор из заданных или формируемых субъектом альтернатив (предметов, отношений или операций), осуществляемый им в ситуации неопределенности и обеспечивающий выход из нее посредством конкретных исполнительских действий. Актуальность темы связана с серьезностью последствий принятия тех или иных решений для конкретной личности.
Объект исследования – процесс принятия решений.
Предмет исследования – психологические особенности принятия решений в ситуации неопределенности.
Цель исследования – выделить особенности принятия решений в ситуации неопределенности.
Гипотеза: в процессе принятия решений в ситуации неопределенности задействуются личностные ресурсы, в процессе которых личность выбирает такие е копинг-стратегии, как проблемный анализ и отвлечение.
Задачи исследования:
1. Раскрыть категорию неопределенности как психологический феномен.
2. Охарактеризовать основные виды категории неопределенности.
3. Определить сущность понятия «принятие решений».
4. Разработать программу эмпирического исследования по определению особенностей принятия решений в ситуации неопределенности.
5.Подобрать диагностические методики, направленные на определение особенностей принятия решений в ситуации неопределенности.
6.Выявить психологические особенности принятия решений в ситуации неопределенности.
Методы исследования: научно-теоретический анализ, применение которого позволило определить методологическую основу исследования, конкретизировать цель и задачи исследования. Основными методами явились такие, как метод структурного анализа, синтез и обобщение, эмпирический метод.
Методологическая основа исследования. Категория неопределенности как психологическая проблема раскрыта в научных трудах А.И. Анцыферовой, А.В. Карпова, Т.В. Корниловой, Н.С. Курек и др. Виды неопределенности выделены в работах В.И. Моросановой, А.Ю. Попова и др. Проблема принятия решений проанализирована в исследованиях А.Л. Журавлева. А.И. Санникова и др. Психологические особенности принятия решений в ситуации неопределенности определены в работах М.И. Дьяченко, В.В. Знакова и др.
Выборка. В эмпирическом исследовании приняли участие 40 психологов 3 курса АФ РАНХиГС (г. Барнаул) в возрасте от 20 до 22 лет. Из них 30 девушек и 10 юношей.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Психика человека является не просто суммой неких элементарных и четко определенных свойств. Подавляющее большинство процессов и состояний, свойственных человеку, является следствием их взаимодействия, является их непредсказуемой и пластичной комбинацией. Теория неопределенности возникает как попытка исследования явлений, которые на первый взгляд представляются парадоксальными и нелогичными.
Проведенный теоретический обзор позволяет заключить, что личностные ресурсы, обеспечивающие сохранение психического благополучия в ситуации принятия решений в условиях неопределенности, – это психологические качества, способствующие эффективному и продуктивному преодолению стрессовой или кризисной ситуации, а также ее психологических последствий. Личностные ресурсы принятия решений в условиях неопределенности представляют собой многокомпонентные образования, структурными составляющими которых выступают: когнитивный, аффективный, когнитивный и смысловой компоненты.
Толерантность к неопределенности – это способность принимать конфликт и напряжение, которые возникают в ситуации двойственности, противостоять несвязанности и противоречивости информации, принимать неизвестное, не чувствовать себя неуютно перед неопределенностью.
В ходе исследования была разработана программа эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей принятия решений личностью в ситуации неопределенности. Дана характеристика выборке, сделана операционализация основных понятий эмпирического исследования. Определены методы исследования, отобраны диагностические методики.
В результате эмпирического исследования, статистически достоверно доказано, что принятие решений в ситуации неопределенности зависит от следующих особенностей личности: уровня экстраверсии, обособленности, самоконтроля, эмоциональной устойчивости, конфронтационного копинга, особенностей принятия ответственности.
Таким образом, пришли к следующим выводам:
-у студентов-психологов возникает ситуация, когда нужно применять решение в условиях неопределенности;
-студентам характерно принятие решений в ситуации неопределенности.
-студенты в процессе принятия решений в ситуации неопределенности применяют такие стратегии, как стратегия конфронтации, которая предполагает попытки разрешения проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий, направленных либо на изменение ситуации, либо на отреагирование негативных эмоций в связи с возникшими трудностями.
-при высоких значениях толерантности к неопределенности, проявляются такие личностные ресурсы, как осознание и принятие неоднозначности и непредсказуемости окружающего мира, умение учитывать это в своих действиях; подходить к проблемам творчески и т.д.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены частично, так как предполагались другие варианты копинг-стратегии.



1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. – М.: Инфра-М, 2011. – 411 с.
2. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 2014. Т. 15. – №1. – С. 3-16.
3. Брушлинский, А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский. – М.: Алетейя, 2013. – 272 с.
4. Брюхова, Н.Г. Влияние самопонимания на принятие решений юношами и девушками: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Н.Г. Брюхова; Астраханский гос. ун-т. – Астрахань, 2007. – 61 с.
5. Величковский, Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания: в 2 т. Т. 2. / Б.М. Величковский. – М.: Смысл, 2016. – 432 с.
6. Волочков, А.А. Активность субъекта сферы жизни: теоретическая модель и эмпирика / А.А. Волочков // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2016. – Т.7. – №1. – С. 19–54.
7. Гудлэд, Дж. Вот что называется школой / Дж. Гудлэд. – М.: Просвещение, 2008. – 475 с.
8. Гусев, А.И. Толерантноcть к неопределенности как составляющая личностного потенциала / А.И. Гусев // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011. – С. 300-329
9. Дерманова, И.Б. Совладающее поведение как механизм развития личности в период взрослости / И.Б. Дерманова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12 «Психология. Социология. Педагогика». – 2015. – Выпуск 3. Сентябрь. – С. 85–96.
10. Дьяченко, М.И. О подходах к изучению психологической устойчивости личности / М.И. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 52-55.
11. Еременко, В.В. Использование личностных ресурсов в профилактике аддиктивного поведения / В.В. Еремеенко // Вестник Омского филиала Российского Государственного социального университета. Юбилейный выпуск. – 2012. – № 2. – С. 142–145.
12. Журавлев, А.Л. Социально-психологическое пространство самоопределяющегося субъекта: понимание, характеристики, виды / А.Л. Журавлев // Вестник Практической Психологии Образования. – 2017. – №2 (11) апрель-июнь. – С. 7–13.
13. Знаков, В.В. Ценностное осмысление человеческого бытия: тезаурусное и нарративное понимание событий / В.В. Знаков // Сибирский психологический журнал. – 2016. – №40. – С. 118–128.
14. Иванова, Т.Ю. Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стресса / Т.Ю. Иванова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10. – №3. – С. 119–135.
15. Карпов, А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности: учебное пособие / А.В. Карпов. – Ярославль: ЯрГУ, 2014 г. – 109 с.
16. Корнилова, Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску / Т.В. Корнилова. М.: Прогресс, 2007. – 232 с.
17. Корнилова, Т.В. Динамическое функционирование интеллектуально-личностного потенциала человека в психологической регуляции решений и выборов / Т.В. Корнилова // Вестник Московского университета. – Серия 14: Психология. – 2011. – С. 66-79
18. Корнилова, Т.В. Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности / Т.В. Корнилова // Психологический журнал. – 2010. – Т. 31. – № 1. – С. 74-86
19. Корнилова, Т.В. Психология риска и принятия решений / Т.В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 286 с.
20. Красило, А.И. Психологическое консультирование посттравматических состояний / А.И. Красило. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2015. – 471 с.
21. Курек, Н.С. Нарушения психической активности / Н.С. Курек. – М.: Инфра-М, 2014. – 241 с.
22. Мозг. Познание. Разум. Введение в когнитивные нейронауки. В 2 тт. / Под ред. Б. Баарса, Н. Гейдж. – М.: Бином, 2014. – 1008 с.
23. Моросанова, В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека / В.И. Моросанова. – М.: Наука, 2012. – 519 с.
24. Переверзева, И.А. Проявление индивидуальных различий по эмоциональности в функции контроля за эмоциональной экспрессией / И.А. Переверзева // Вопросы психологии. – 2015. – №1. – С. 113-117.
25. Попов, А.Ю. Когнитивные искажения в процессе принятия решений: научная проблема и гуманитарная технология / А.Ю. Попов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – Выпуск № 1. – 2014. – С. 8-10.
26. Психология труда / Под ред. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2015. – 350 с.
27. Ромек, В.Г. Психологическая по¬мощь в кризисных ситуациях / В.Г. Ромек. – СПб.: Речь, 2015. – 452 с.
28. Румянцева, А.В. Особенности принятия решений старшеклассниками в ситуациях риска: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / А.В. Румянцева. – Петрозаводск, 2008. – 29 с.
29. Санников, А.И. Рефлексивность личности, принимающей решения / А.И. Санников // Universum: психология и образование. – Выпуск №11 (10). – 2014. – С. 112-115.
30. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии: практическое руководство / Е.В. Сидоренко. – Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 350 с.
31. Холодная, М.А. Психология интеллекта / М.А. Холодная. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ