Введение 4
Глава 1. Теоретические основы организации проектной деятельности учащихся в курсе геометрии основной школы 6
1.1. Метод проектов и его значение в процессе обучения. Классификация
математических проектов учащихся 6
1.2. Методика организации проектной деятельности 13
1.3. Оценивание результатов проектной деятельности учащихся 24
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Реализация проектной деятельности при изучении темы «Замечательные линии и точки треугольника» в курсе геометрии основной школы 28
2.1. Содержание темы в учебнике Л.С. Атанасяна и И.Ф.Шарыгина 28
2.2. Методические рекомендации по изучению темы «Замечательные линии и
точки треугольника» 31
2.3. Разработка уроков по теме «Замечательные линии и точки
треугольника», отражающие применение метода проектов 35
Выводы по второй главе 65
Глава 3. Экспериментальная проверка эффективности использования метода проектов на уроке геометрии по теме «Замечательные линии и точки треугольника» 66
3.1. Диагностика уровня знаний учащихся 66
3.2. Задачи экспериментальной проверки 71
3.3. Результаты экспериментального исследования 75
Выводы по третьей главе 79
Заключение 80
Список литературы 82
Приложение 85
Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Для этого современному учителю необходимо постоянно задумываться над новыми методами обучения, использовать новые технологии преподавания, которые развивают мотивацию школьников к учебно - познавательной деятельности, повышают интеллектуальный уровень, раскрывают творческие способности. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся. Данные положения указывают на актуальность рассматриваемой темы.
При изучении психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между необходимостью обучать учащихся специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в проектной деятельности и малым количеством разработок по организации проектной деятельности школьников. Данное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявление особенностей использования проектной деятельности при изучении геометрии.
Проблема исследования позволила сформулировать тему исследования: «Технология проектной деятельности в обучении геометрии».
Цель исследования - выявить методические особенности организации проектной деятельности учащихся при изучении темы «Замечательные линии и точки треугольника» в курсе геометрии основной школы.
Объект исследования - процесс обучения геометрии учащихся 8-9 классов.
Предмет исследования - технология проектной деятельности в обучении геометрии.
С учетом цели, предмета исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по теме: «Метод проектов в образовательной деятельности»;
2. Представить анализ школьных учебников по теме «Замечательные точки и линии треугольника»;
3. Сконструировать и провести уроки, отражающие применение метода проектов;
4. Экспериментально проверить эффективность использования метода проектов на уроке геометрии по теме «Замечательные линии и точки треугольника» в 8 классах.
Структура данной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены цель, объект, предмет и задачи исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы организации проектной деятельности учащихся в курсе геометрии основной школы.
Во второй главе приведены принципы реализации проектной деятельности при изучении темы «Замечательные линии и точки треугольника» в курсе геометрии основной школы.
В третьей главе экспериментально проверена эффективность использования метода проектов на уроке геометрии по теме «Замечательные линии и точки треугольника».
В заключении изложены основные выводы исследования.
В приложении закреплены материалы самостоятельных и тестовых работ.
При выполнении данной работы использовались программы:
- GeoGebra - программа, которая даёт возможность создавать чертежи в планиметрии, в частности, для построений с помощью циркуля и линейки;
- MyTestXPro - это система программ для создания и проведения компьютерного тестирования знаний, сбора и анализа результатов.
Геометрия треугольника, наравне с другими разделами эле ментарной мате матики, дает возможность почувствовать красоту математики вообще и может стать для кого-то началом пути в «большую науку».
Геометрия - удивительная наука. Ее история насчитывает не одно тысячелетие, но каждая встреча с ней способна одарить и обогатить (как ученика, так и учителя) волнующей новизной маленького открытия, изумляющей радостью творчества. Действительно, любая задача элементарной геометрии является, по существу, теоремой, а ее решение - скромной (а иногда и огромной) математической победой. [8]
Исторически геометрия начиналась с треугольника, поэтому вот уже два с половиной тысячелетия треугольник является символом геометрии. Школьная геометрия только тогда может стать интересной и содержательной, только тогда может стать собственно геометрией, когда в ней появляется глубокое и всестороннее изучение треугольника. Удивительно, но треугольник, несмотря на свою кажущуюся простоту, является неисчерпаемым объектом изучения - никто даже в наше время не осмелится сказать, что изучил и знает все свойства треугольника. [9]
В данной работе были рассмотрены свойства биссектрис, медиан, серединных перпендикуляров и высот треугольника, расширено число замечательных точек и линий треугольника, сформулированы и доказаны теоремы. Решен ряд задач на применение этих теорем.
Представленный материал может быть использован как на основных уроках, так и на факультативных занятиях, также при подготовке к централизованному тестированию и олимпиадам по математике.
Подводя итог выпускной квалификационной работе, можно сделать вывод о том, что геометрия является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в свое й жизни. Именно
поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке, предмету.
При решении задач по темам следует, прежде всего, опираться на наглядные представления учащихся. Необходимо сделать школьный курс геометрии современным, интересным, учитывающим склонности и способности каждого ученика.
1. Атанасян, Л.С. Геометрия. 7-9 классы: учебник для
общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2015. - 93 с.
2. Березина, Л. Ю., Никольская, И. Л. Методические рекомендации к заключительному повторению курса геометрии VI - VIII классов по учебному пособию А. В. Погорелова/ Л.Ю. Березина, И.Л. Никольская. - М.: Математика в школе, 1985. - 15-20 с.
3. Голуб, Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся/ Г.Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2003.- 45 с.
4. Григорьева, Т. П., Перевощикова, Е. Н. К урокам тематического повторения в VII классе/ Т.П. Григорьева, Е.Н.Перевощикова. - М.: Математика в школе, 1986. - 25-29 с.
5. Гусев, В.А. Методика обучения геометрии: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.А. Гусев, В.В. Орлов, В.А. Панчищина и др.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.
6. Дудницын, Ю.П., Кронгауз, В.Л. Карточки по геометрии. 7 класс/ Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. - М.: НПО Образование, 1998. - 50 с.
7. Замов, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении/ Л.В. Замов. - М.: Просвещение, 1960 - 77-93 с.
8. Карпушина, Н.М. Развивающие задачи по геометрии. 7 класс/ Н.М. Карпушина. - М.: Школьная Пресса, 2004. - 80 с.
9. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики./ В.Г. Коваленко. - М.: ООО «Издательство Оникс»,1990. - 49 с.
10. Кордемский, Б.А. Математические завлекалки./ Б.А. Кордемский.- М.: ООО «Издательство Оникс», 2005. - 200 с.
11. Кордемский, Б.А. Математическая смекалка./ Б.А. Кордемский.- М.:Физматгиз., 1958 - 149 с.
12. Левитас, Г.Г. Геометрия без доказательств: Книга для учащихся/ Г.Г. Левитас. - М.: Просвещение, 1995. - 80 с.
13. Макаров, Ю.А. Геометрия 7 класс: Учебное пособие для учащихся/ Ю.А. Макаров. - Пермь, 1999. - 83 с.
14. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов/ Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
15. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 259-283 с.
16. Погорелов, А.В. Геометрия. Учебник для 7-11 классов общеобразовательных учреждений. - 5-е изд./ А.В. Погорелов. - М.: Просвещение,1996. - 3-80 с.
17. Полат, Е.С. Метод проектов: история и теория вопросов/ Е.С. Полат. - М.:изд.центр «Академия», 2010г.- 193-200 с.
18. Саранцев, Г.И. Сборник упражнений по методике преподавания математики в средней школе: Учеб. пособие для студентов/ Г.И. Саранцев. - М.: Просвещение, 1983. - 80 с.
19. Саранцев, Г.И. Упражнения в обучении математике/ Г.И. Саранцев. - М.: Просвещение, 1995. - 135-148 с.
20. Смолкин, А.М. Активные методы обучения/ А.М. Смолкин. - М.: Просвещение,1991. - 84-107 с.
21. Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект?/ М.А. Ступницкая. - М.: Первое сентября, 2010. - 40 с.
22. Харитонов, Б. Ф. Методика повторения приемов и методов решения геометрических задач/ Б.Ф. Харитонов. - М.: Математика в школе, 1990. - 11-17 с.
23. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников/ Т.И. Шамова. - М.: Просвещение, 1982. - 42-67 с.
24. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе/ Г.И. Щукина. - М.: Просвещение,1982. - 28-53 с.
25. Янушевский, В.Н. Учебное и социальное проектирование в основной и старшей школе/ В.Н.Янушевский, 2017. - 120-200 с.