Технология проектной деятельности в обучении геометрии
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы организации проектной деятельности учащихся в курсе геометрии основной школы 6
1.1. Метод проектов и его значение в процессе обучения. Классификация
математических проектов учащихся 6
1.2. Методика организации проектной деятельности 13
1.3. Оценивание результатов проектной деятельности учащихся 24
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Реализация проектной деятельности при изучении темы «Замечательные линии и точки треугольника» в курсе геометрии основной школы 28
2.1. Содержание темы в учебнике Л.С. Атанасяна и И.Ф.Шарыгина 28
2.2. Методические рекомендации по изучению темы «Замечательные линии и
точки треугольника» 31
2.3. Разработка уроков по теме «Замечательные линии и точки
треугольника», отражающие применение метода проектов 35
Выводы по второй главе 65
Глава 3. Экспериментальная проверка эффективности использования метода проектов на уроке геометрии по теме «Замечательные линии и точки треугольника» 66
3.1. Диагностика уровня знаний учащихся 66
3.2. Задачи экспериментальной проверки 71
3.3. Результаты экспериментального исследования 75
Выводы по третьей главе 79
Заключение 80
Список литературы 82
Приложение 85
Глава 1. Теоретические основы организации проектной деятельности учащихся в курсе геометрии основной школы 6
1.1. Метод проектов и его значение в процессе обучения. Классификация
математических проектов учащихся 6
1.2. Методика организации проектной деятельности 13
1.3. Оценивание результатов проектной деятельности учащихся 24
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Реализация проектной деятельности при изучении темы «Замечательные линии и точки треугольника» в курсе геометрии основной школы 28
2.1. Содержание темы в учебнике Л.С. Атанасяна и И.Ф.Шарыгина 28
2.2. Методические рекомендации по изучению темы «Замечательные линии и
точки треугольника» 31
2.3. Разработка уроков по теме «Замечательные линии и точки
треугольника», отражающие применение метода проектов 35
Выводы по второй главе 65
Глава 3. Экспериментальная проверка эффективности использования метода проектов на уроке геометрии по теме «Замечательные линии и точки треугольника» 66
3.1. Диагностика уровня знаний учащихся 66
3.2. Задачи экспериментальной проверки 71
3.3. Результаты экспериментального исследования 75
Выводы по третьей главе 79
Заключение 80
Список литературы 82
Приложение 85
Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Для этого современному учителю необходимо постоянно задумываться над новыми методами обучения, использовать новые технологии преподавания, которые развивают мотивацию школьников к учебно - познавательной деятельности, повышают интеллектуальный уровень, раскрывают творческие способности. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся. Данные положения указывают на актуальность рассматриваемой темы.
При изучении психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между необходимостью обучать учащихся специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в проектной деятельности и малым количеством разработок по организации проектной деятельности школьников. Данное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявление особенностей использования проектной деятельности при изучении геометрии.
Проблема исследования позволила сформулировать тему исследования: «Технология проектной деятельности в обучении геометрии».
Цель исследования - выявить методические особенности организации проектной деятельности учащихся при изучении темы «Замечательные линии и точки треугольника» в курсе геометрии основной школы.
Объект исследования - процесс обучения геометрии учащихся 8-9 классов.
Предмет исследования - технология проектной деятельности в обучении геометрии.
С учетом цели, предмета исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по теме: «Метод проектов в образовательной деятельности»;
2. Представить анализ школьных учебников по теме «Замечательные точки и линии треугольника»;
3. Сконструировать и провести уроки, отражающие применение метода проектов;
4. Экспериментально проверить эффективность использования метода проектов на уроке геометрии по теме «Замечательные линии и точки треугольника» в 8 классах.
Структура данной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены цель, объект, предмет и задачи исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы организации проектной деятельности учащихся в курсе геометрии основной школы.
Во второй главе приведены принципы реализации проектной деятельности при изучении темы «Замечательные линии и точки треугольника» в курсе геометрии основной школы.
В третьей главе экспериментально проверена эффективность использования метода проектов на уроке геометрии по теме «Замечательные линии и точки треугольника».
В заключении изложены основные выводы исследования.
В приложении закреплены материалы самостоятельных и тестовых работ.
При выполнении данной работы использовались программы:
- GeoGebra - программа, которая даёт возможность создавать чертежи в планиметрии, в частности, для построений с помощью циркуля и линейки;
- MyTestXPro - это система программ для создания и проведения компьютерного тестирования знаний, сбора и анализа результатов.
Для этого современному учителю необходимо постоянно задумываться над новыми методами обучения, использовать новые технологии преподавания, которые развивают мотивацию школьников к учебно - познавательной деятельности, повышают интеллектуальный уровень, раскрывают творческие способности. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся. Данные положения указывают на актуальность рассматриваемой темы.
При изучении психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между необходимостью обучать учащихся специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в проектной деятельности и малым количеством разработок по организации проектной деятельности школьников. Данное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявление особенностей использования проектной деятельности при изучении геометрии.
Проблема исследования позволила сформулировать тему исследования: «Технология проектной деятельности в обучении геометрии».
Цель исследования - выявить методические особенности организации проектной деятельности учащихся при изучении темы «Замечательные линии и точки треугольника» в курсе геометрии основной школы.
Объект исследования - процесс обучения геометрии учащихся 8-9 классов.
Предмет исследования - технология проектной деятельности в обучении геометрии.
С учетом цели, предмета исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по теме: «Метод проектов в образовательной деятельности»;
2. Представить анализ школьных учебников по теме «Замечательные точки и линии треугольника»;
3. Сконструировать и провести уроки, отражающие применение метода проектов;
4. Экспериментально проверить эффективность использования метода проектов на уроке геометрии по теме «Замечательные линии и точки треугольника» в 8 классах.
Структура данной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены цель, объект, предмет и задачи исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы организации проектной деятельности учащихся в курсе геометрии основной школы.
Во второй главе приведены принципы реализации проектной деятельности при изучении темы «Замечательные линии и точки треугольника» в курсе геометрии основной школы.
В третьей главе экспериментально проверена эффективность использования метода проектов на уроке геометрии по теме «Замечательные линии и точки треугольника».
В заключении изложены основные выводы исследования.
В приложении закреплены материалы самостоятельных и тестовых работ.
При выполнении данной работы использовались программы:
- GeoGebra - программа, которая даёт возможность создавать чертежи в планиметрии, в частности, для построений с помощью циркуля и линейки;
- MyTestXPro - это система программ для создания и проведения компьютерного тестирования знаний, сбора и анализа результатов.
Геометрия треугольника, наравне с другими разделами эле ментарной мате матики, дает возможность почувствовать красоту математики вообще и может стать для кого-то началом пути в «большую науку».
Геометрия - удивительная наука. Ее история насчитывает не одно тысячелетие, но каждая встреча с ней способна одарить и обогатить (как ученика, так и учителя) волнующей новизной маленького открытия, изумляющей радостью творчества. Действительно, любая задача элементарной геометрии является, по существу, теоремой, а ее решение - скромной (а иногда и огромной) математической победой. [8]
Исторически геометрия начиналась с треугольника, поэтому вот уже два с половиной тысячелетия треугольник является символом геометрии. Школьная геометрия только тогда может стать интересной и содержательной, только тогда может стать собственно геометрией, когда в ней появляется глубокое и всестороннее изучение треугольника. Удивительно, но треугольник, несмотря на свою кажущуюся простоту, является неисчерпаемым объектом изучения - никто даже в наше время не осмелится сказать, что изучил и знает все свойства треугольника. [9]
В данной работе были рассмотрены свойства биссектрис, медиан, серединных перпендикуляров и высот треугольника, расширено число замечательных точек и линий треугольника, сформулированы и доказаны теоремы. Решен ряд задач на применение этих теорем.
Представленный материал может быть использован как на основных уроках, так и на факультативных занятиях, также при подготовке к централизованному тестированию и олимпиадам по математике.
Подводя итог выпускной квалификационной работе, можно сделать вывод о том, что геометрия является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в свое й жизни. Именно
поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке, предмету.
При решении задач по темам следует, прежде всего, опираться на наглядные представления учащихся. Необходимо сделать школьный курс геометрии современным, интересным, учитывающим склонности и способности каждого ученика.
Геометрия - удивительная наука. Ее история насчитывает не одно тысячелетие, но каждая встреча с ней способна одарить и обогатить (как ученика, так и учителя) волнующей новизной маленького открытия, изумляющей радостью творчества. Действительно, любая задача элементарной геометрии является, по существу, теоремой, а ее решение - скромной (а иногда и огромной) математической победой. [8]
Исторически геометрия начиналась с треугольника, поэтому вот уже два с половиной тысячелетия треугольник является символом геометрии. Школьная геометрия только тогда может стать интересной и содержательной, только тогда может стать собственно геометрией, когда в ней появляется глубокое и всестороннее изучение треугольника. Удивительно, но треугольник, несмотря на свою кажущуюся простоту, является неисчерпаемым объектом изучения - никто даже в наше время не осмелится сказать, что изучил и знает все свойства треугольника. [9]
В данной работе были рассмотрены свойства биссектрис, медиан, серединных перпендикуляров и высот треугольника, расширено число замечательных точек и линий треугольника, сформулированы и доказаны теоремы. Решен ряд задач на применение этих теорем.
Представленный материал может быть использован как на основных уроках, так и на факультативных занятиях, также при подготовке к централизованному тестированию и олимпиадам по математике.
Подводя итог выпускной квалификационной работе, можно сделать вывод о том, что геометрия является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в свое й жизни. Именно
поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке, предмету.
При решении задач по темам следует, прежде всего, опираться на наглядные представления учащихся. Необходимо сделать школьный курс геометрии современным, интересным, учитывающим склонности и способности каждого ученика.
Подобные работы
- Технология проектной деятельности в обучении геометрии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Использование технологии проектного обучения при изучении правильных
звездчатых многогранников.
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2020 - Формирование мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ОБЩЕЙ ТОПОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В АСТРОНОМИИ»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В АСТРОНОМИИ»
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «МАТЕМАТИКА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



