Муниципальное управление развитием физической культуры и спорта в муниципальном образовании (Управление государственной и муниципальной собственностью,Кемеровский государственный университет)
Объект исследования - Гурьевский муниципальный район Кемеровской области .
Рассмотрены результаты деятельности за 2014-2018 годы.
Введение 4
1 Теоретические и нормативные основы управления развитием физической культуры и спорта 6
2 Практические основы муниципального управления развитием физической культуры и спорта 16
3 Совершенствование муниципального управления развитием физической культуры и спорта 26
Заключение 31
Список использованных источников 33
Настоящее исследование посвящено анализу теории и практики муниципального управления развитием физической культуры и спорта на примере Гурьевского муниципального района Кемеровской области - Кузбасса. Здоровье населения выступает важнейшим фактором, обеспечивающим стабильное развитие общества. Очевидно, что только здоровый человек может выступать действительно социально-активной личностью, участвующей в поступательном общественном развитии. И именно занятия физической культурой и спортом являются одними из наиболее значимых механизмов, призванных оздоровить нацию. Речь в данном случае идет, безусловно, не о профессиональном спорте, а о спорте массовом, о спортивно-оздоровительных мероприятиях, к которым привлекается максимально возможное число граждан. Проблематику муниципального управления развитием физической культуры и спорта, как и любой другой сферы общественной жизни муниципального образования, обуславливает отсутствие у органов местного самоуправления необходимых финансовых ресурсов. С финансовой точки зрения российское государство до предела централизовано, и муниципалитеты, как правило, не могут самостоятельно, без субсидий и субвенций из государственных бюджетов (федерального и субъекта федерации) решать стоящие перед ними задачи. Соответственно, возрастает роль механизмов, позволяющих органам местного самоуправления самостоятельно изыскивать финансовые ресурсы для решения стоящих перед ними задач. Наиболее оптимальным в данном случае представляется использование ресурсов муниципально-частного партнерства. Актуальность темы настоящего исследования обусловлена важностью и значимостью физической культуры и спорта как залога формирования здорового общества, а так же необходимостью отыскания новых методов и механизмов совершенствования системы муниципального управления развитием физической культуры и спорта.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере развития физической культуры и спорта на муниципальном уровне. Предмет исследования – доктрина науки государственного и муниципального управления, нормы законодательства, практика развития физической культуры и спорта в Гурьевском муниципальном районе.
Цель исследования заключается в уяснении основных проблемных моментов муниципального управления развитием физической культуры и спорта, в отыскании путей совершенствования муниципального регулирования изучаемой сферы.
теоретические и нормативные основы управления развитием физической культуры и спорта;
практические основы муниципального управления развитием физической культуры и спорта;
совершенствование муниципального управления развитием физической культуры и спорта.
Методологию работы составляют общенаучные (анализ литературы и нормативно-правовой базы исследования, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование, синтез), так и частные методы (статистический метод, метод контент-анализа, метод моделирования и иные методы).
Теоретическая база исследования включает в себя научные работы в сфере государственного и муниципального управления.
Эмпирическая база исследования – практика развития физической культуры и спорта в Гурьевском муниципальном районе.
Нормативная база исследования – федеральное, региональное и местное законодательство, регулирующее вопросы развития физической культуры и спорта.
Структурно исследование состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.
1) Управление развитием физической культуры и спорта осуществляется на трех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. При этом именно на муниципальном уровне могут быть наиболее оптимально учтены местные условия, связанные с развитием физической культуры и спорта. Основной проблемой в данном случае является то, что организационные и финансовые ресурсы органов местного самоуправления как правило ограничены, и для решения стоящих перед ними задач необходимы или финансовые вливания из государственного бюджета, или же отыскание дополнительных, «сторонних» источников финансирования.
Нормативно-правовое регулирование вопросов развития физической культуры и спорта осуществляется посредством системы нормативных правовых актов, в число которых входят федеральное, региональное и местное законодательство.
2) Социально-экономическое развитие Гурьевского муниципального района сложно назвать стабильным и устойчивым. В течение последних пяти лет наблюдается депопуляция населения района, снижение объемов производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. Соответственно, администрация района действует в достаточно сложных социально-экономических условиях, что негативно сказывается в том числе и на развитии физической культуры и спорта.
При этом, несмотря на достаточно сложное социально-экономическое положение в Гурьевском муниципальном районе физкультурно-спортивная сфера развивается достаточно динамично – растет, пусть и незначительно, число граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, увеличивается количество проводимых спортивных мероприятий и т.д. Вместе с тем, для оптимизации физкультурно-спортивной сферы муниципальным образованиям целесообразно использовать ресурсы муниципально-частного партнерства.
3) Муниципально-частное партнерство выступает важнейшим институтом, позволяющим муниципалитетам решать стоящие перед ними задачи посредством привлечения субъектов предпринимательства.
В целях привлечения предпринимательского сообщества к решению проблем развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании, органы муниципальной власти должны создавать условия, при которых предпринимательскому сообществу было бы выгодно спонсирование массовых спортивных мероприятий, участие в создании «социальных» спортивных объектов, т.е. стадионов и иных сооружений для лиц с ограниченными возможностями, и т.д.
1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 18.04.2019).
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 18.04.2019).
3. Закон Кемеровской области от 25 апреля 2008 года № 30-ОЗ «О физической культуре и спорте» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 18.04.2019).
4. Устав Гурьевского муниципального района Кемеровской области, принят Решением Гурьевского районного Совета народных депутатов от 02 июля 2010 года № 743 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 18.04.2019).
5. Постановление Администрации Гурьевского муниципального района от 23 сентября 2016 года № 1168 «Об утверждении муниципальной программы Гурьевского муниципального района «Развитие физической культуры, спорта, туризма, молодежной политики в Гурьевском муниципальном районе» на 2017-2019 годы [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 18.04.2019).
6. Информация о социально-экономическом развитии Гурьевского района в 2014-2018 годах // Официальный Интернет-сайт Администрации Гурьевского муниципального района. URl: http://www.admgur.ru/– (Дата обращения 18.04.2019).
7. Отчеты о деятельности Комитета по физической культуре, спорту, туризму, молодежной политике администрации Гурьевского муниципального района за 2014-2018-й годы // Официальный Интернет-сайт Администрации Гурьевского муниципального района. URl: http://www.admgur.ru/– (Дата обращения 18.04.2019).
8. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление / И.А. Василенко – М.: Городец, 2016. – 514 с.
9. Власов А.Н. Социальная сфера муниципального образования: проблемы и пути решения / А.Н. Власов. – М.: Городец, 2014. – 382 с.
10. Государственное и муниципальное управление. Учебник. Под ред. Н.И. Захарова. – М.: Волтерс-Клувер, 2014. – 482 с.
11. Горохов В.Н. Государственное и муниципальное управление социальной сферой / В.Н. Горохов. – М.: КноРус, 2016. – 330 с.
12. Грязева Е.Д. Государственное управление развитием физической культуры и спорта / Е.Д. Грязева. – Известия Тульского государственного университета. – 2017. - № 3. – С. 77-79.
13. Лачин А.А. Государственное и муниципальное управление / А.А. Лачин. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 573 с.
14. Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и К, 2016. – 540 с.
15. Сазонов В.Е. Публично-частное партнерство: гражданско-правовые, административно-правовые и финансово- правовые аспекты / В.Е. Сазонов. . – М.: изд-во РУДН, 2014 - 415 с.
16. Сморчков А.И. К вопросу о проблематике развития физической культуры и спорта в муниципальных образованиях / А.И. Сморчков // Вестник Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. – 2014. - № 2. – С. 201-209.