Введение 3
1. Теоретико-методические основы мотивации персонала предприятия 6 туризма
1.1. «Мотивация персонала»: содержание понятия, цель, задачи, функции 6
1.2. Основы теории мотивации 13
1.3. Методы мотивации персонала предприятия туризма 28
2. Исследование мотивации персонала туристического агентства 33
«Travel Market»
2.1. Общая характеристика турагентства «Travel Market» 33
2.2. Анализ методов мотивации персонала турфирмы «Travel Market» 42
2.3. Оценка методов мотивации персонала предприятия «Travel Market» 47
3. Повышение эффективности мотивации персонала «Travel Market» 52
3.1. Разработка мероприятий по повышению эффективности 52
мотивации персонала
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 59
Заключение 64
Список использованных источников 66
Приложения
Выявление и процесс мотивации на сегодняшний день считается одним из ключевых навыков в жизни каждого человека. Система мотивации всегда имеет целостную структуру.
Огромное значение в современном бизнесе получают мотивационные аспекты. Мотивация персонала - это ведущий инструмент обеспечения наилучшего использования ресурсов, привлечение имеющегося кадрового потенциала. Основной целью процесса мотивации является получение максимальной отдачи от пользования содержащихся трудовых запасов, которая позволяет сделать выше общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Возрастающая роль личности работника является отличительной чертой управления персоналом в условиях рынка. Соответственно и меняется связь стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования. Компании используют как материальные, так и не материальные методы вознаграждения для мотивации своих сотрудников. Между тем, чёткой картины о соотношении определённых аспектов мотивационной сферы сотрудников сегодня и преимущественно эффективных методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает.
В научной и публицистической литературе достаточно широко рассматривается проблема мотивации персонала. И шансы приспособить классические теории мотивации к действительности во многом не систематизированы, что затрудняет практическое применение технологий и методов мотивации. Проблема практической организации мотивации персонала определяется так же слабой изученностью особенностей мотивации работников. Определенную пользу в изучении системы мотивов и стимулов персонала руководителям могут продемонстрировать проводимые
общественные исследования по особенностям и тенденциям развития мотивационной сферы трудовой деятельности на сегодняшний день.
Целью данной выпускной квалификационной работы является выявление методов мотивации в туристическом агентстве «Travel Market» и разработка мероприятий по повышению эффективности мотивации в современных условиях, а также, введение улучшенных инсайтов.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретико-методические основы мотивации персонала;
2. провести исследование мотивации персонала турфирмы «Travel Market», составить общую характеристику турагентства;
3. произвести анализ способов мотивации персонала туристического агентства «Travel Market»;
4. разработать мероприятия по повышению эффективности персонала и определить их оценку.
Объектом изучения выпускной квалификационной работы является туристическое агентство «Travel Market».
Предмет изучения - мотивация персонала туристического агентства «Travel Market».
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Во введении рассматривается актуальность темы, цель и задачи текущего исследования, указан объект и предмет исследования.
В первой главе рассматриваются основные теории и методы мотивации в современных условиях. Во второй главе проводится краткая информация о туристическом агентстве «Travel Market», анализ и оценка существующих методов мотивации в турфирме. Выявлены недостатки и проблемные моменты в мотивации персонала туристического агентства «Travel Market». Третья глава включается в себя разработку мероприятий для повышения эффективности мотивации персонала и оценку продуктивности предложенных мероприятий. Краткие выводы по проведенному исследованию изображены в заключении.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы научные и учебные издания по менеджменту и управлению персоналом, материалы периодических изданий, посвященные вопросам мотивации персонала, формирования систем оплаты труда и управления карьерой.
Для раскрытия темы выпускной квалификационной работы применялись такие методы как анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование, беседа, описательный и графический методы исследования.
На сегодняшний день можно сделать выводы, что при разработке системы мотивации на предприятии необходимо учесть все основы и понятия мотивации, изучить её цели и задачи, разнообразие мотивирующих факторов, разобрать какие методы существуют и как влияют на эффективность сотрудников. Только после изучения теоретических данных и рассмотрения существующих методов мотивации, можно разработать новые методы стимулирования персонала, которые будут закрывать все потребности сотрудников, и мотивировать сотрудников на продуктивную рабочую деятельность.
Возрастающая роль личности работника является отличительной чертой управления персоналом в условиях рынка. Постоянно меняется связь стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования. Компании используют как материальные, так и не материальные методы вознаграждения для мотивации своих сотрудников. Ориентация сотрудников на повышение эффективности деятельности организации является одной из главных задач руководства персоналом. Это говорит о том, что мотивация и стимулирование являются неотъемлемой составляющей управленческой деятельности. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к персоналу и реализовывать личностный потенциал, как руководителя организации, так и всех остальных сотрудников для достижения текущих и стратегических целей компании.
В первой главе были описаны известные содержательные и процессуальные теории мотивации, взаимосвязь мотивации и стимулирования труда персонала. Среди них можно выделить Теорию потребностей А. Маслоу, Теорию ожиданий В. Врума, Теорию двух факторов Ф. Герцберга и другие.
Во второй главе было рассмотрено туристическое агентство «Travel Market» и его мотивационная система. Было выявлено, что в турфирме работают высококвалифицированные и хорошо обученные сотрудники.
Руководство, турфирмы уделяет внимание мотивации персонала, применяя различные методы и мероприятия. За 3 года существования на туристическом рынке в «Travel Market» не происходила текучесть кадров, только расширение штата. Оценка существующей мотивации в турагентстве хорошая, однако руководство не всегда обращает во внимание все замечания и пожелания сотрудников. Также было проведено анкетирование среди сотрудников «Travel Market». Проанализировав ответы сотрудников, нами были разработаны рекомендации по усовершенствованию мотивационной среды компании «Travel Market»:
- использование рекламных туров в качестве вознаграждения своих сотрудников.
- благодарственные письма сотрудникам за положительные отзывы от туристов, а также за профессионально проделанную работу;
- создание игры вместо рейтинговой системы, на видном месте в главном офисе компании, где еженедельно будут отмечать лучших работников, которые проявили свои профессиональные качества и неординарность в решении сложных задач;
- возможность накапливать бонусы в качестве отлично проделанной работы;
- непрерывное обучение персонала за счёт компании;
- проведение собраний в нерабочей обстановке;
- выдача денежных премий отличившимся сотрудникам за профессионально проделанную работу и выполнению плана.
Таким образом, цель и задачи выпускной бакалаврской работы можно считать успешно достигнутыми в виде итогов работы и предлагаемых рекомендаций.
1. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (ред. От 30.07.2016) «О защите прав потребителей».
2. Федеральный закон «ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ» №132ФЗ от 24.11.1996г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 15ФЗ).
Книги, монографии
3. Абрамова, В.В. Проблемы мотивации персонала предприятий [Текст] / В.В. Абрамова, О.В. Пацук // Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2016. - №30. - 104-109 с.
4. Акифьев, И.В. Мотивация как один из основных факторов управления персоналом [Текст] / И.В. Акифьев, И.К. Пономарева // Образование и наука в современном мире. Инновации. - 2017. - №1. - 107 с.
5. Александрова, А.В. Мотивация как ключевая функция эффективного управления персоналом [Текст] / А.В. Александрова, Т.Б. Бахтина // Новая наука: Современное состояние и пути развития. -2016. - №12-1. - 12-18 с.
6. Афонченко, Д.А. Мотивация труда, как составляющая управления персоналом и ее роль в системе менеджмента качества организации [Текст] / Д.А. Афонченко // Социальные науки. - 2016. - №4-1. - 21-28 с.
7. Боковня, А.Е. Мотивация - основа управления человеческими ресурсами [Текст] / А.Е. Боковня. - М.: Инфра-М, 2016. - 144с.
8. Ветлужских, Е.Н. Мотивация и оплата труда. Инструменты. Методики. Практика [Текст] / Е.Н. Ветлужских. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 150 с.
9. Гуляева И.Н. Как повысить харизму руководителя? Как заставить
сотрудников хотеть работать // Персонал компании: управление,
развитие, мотивация. - 2016. - №4. - 44 - 49 с.
10. Демененко, И.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом [Текст] / И.А. Демененко, А.И. Фалько // NovaInfo.Ru. - 2016. - №56. - 440-450 с.
11. Иванова, Е.В. Способы мотивации персонала [Текст] / Е.В. Иванова // European Research. - 2016. - №2. - 134 с..
12. Иванова, С. В. Мотивация на 100%. А где же у него кнопка [Текст] / С.В. Иванова. - М.: -А. - №1. - АльпинаПаблишер, 2017. - 285 с.
13. Иванова С. 50 советов по нематериальной стимуляции. - СПб.: Дело,
2015. - 142 с.
14. Карпович, А.П. Мотивационный потенциал как объект управления в организациях [Текст] / А.П. Карпович // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - №10. -11-17 с.
15. Кибанов, А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебно-практическое пособие [Текст] / А.Я. Кибанов. - М.: Проспект, 2015. - 64 с.
16. Кравченко А.И. История менеджмента. 5-е изд. - М.: Академ. Проект: Трикса, 2015. - 98 с.
17. Лобанова, Т.Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник и практикум - М.: Юрайт, 2015. - 43 с.
18. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - 3-е изд. - СПб. Питер, 2017. - 400 с.
19. Мессмер, М. Мотивация персонала для чайников [Текст] / М. 2017. - 109-125 с.
20. Новиков В.С. Менеджмент в туризме: учебное пособие/ Новиков В.С. М.: Книгодел, МАТГР, 2017 — 166 c.
21. Одегов, Ю.Г. Экономика труда: Учебник и практикум [Текст] / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2016. - 432 с.
22. Осинцева, М.А. Управление персоналом на коммерческом предприятии: характеристика трудовых ресурсов, оплата труда и мотивация [Текст] / М.А. Осинцева // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №1-2. - 544 с.
23. Плавинская, Ю.Б. Мотивация как важнейший фактор повышения эффективности системы управления персоналом организации [Текст] / Ю.Б. Плавинская // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. -2016. - №7-8. - 132 с.
24. Поротова, Т.В. Мотивация трудовой деятельности работников как функция и элемент системы управления персоналом [Текст] / Т.В. Поротова // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №1-2. - 615 с.
25. Разумкина, А.А. Мотивация как инструмент эффективного управления персоналом организации [Текст] / А.А. Разумкина // Экономика и социум. - 2016. - №10. - 521 с.
26. Раздорожный А.А. Управление организацией. - М.: Экзамен, 2019. - 637 с.
27. Репкина, О.Б. Управленческие решения: Учебное пособие [Текст] / О.Б. Репкина. - М.: Российская академия предпринимательства, 2015. - 115 с.
28. Рофе, А.И. Экономика труда: Учебное пособие [Текст] / А.И. Рофе. - М.: КноРус, 2017. - 240 с.
29. Семененко, Д.А. Как мотивировать сотрудников [Текст] / Д.А. Семененко. - М.: Авторская книга, 2016. - 182 с.
30. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов - М: ЮНИТИ- ДАНА, 2016. - 297 с.
31. Соломанидина, Т.О., Соломанидин В.Г. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник и практикум [Текст] / Т.О. Соломанидина, В.Г. Соломанидин. - 3-е изд. - М.: Юрайт, 2016. - 182 с.
32. Социология труда: Учебник и практикум [Текст] / под ред. Карапетян Р.В. - М.: Юрайт, 2016. - 325 с.
33.50. Сурков С.А. Мотивация персонала // Управление персоналом. - 2018.- №7. - 31- 39 с.
34. Сухова, А.Р. О системе мотивации персонала предприятия [Текст] / А.Р. Сухова // European Science. - 2016. - №2. - 52 с.
35. Федорова, Н.В. Экономика труда: Учебник [Текст] / Н.В. Федорова,
О.Ю. Минченкова. - М. - №2. - С.: КноРус, 2016. - 232 с.
36. Халикова, Г.Г. Мотивация в контуре современных технологий управления персоналом [Текст] / Г.Г. Халикова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2016. - №6-1. - 263 с.
37. Цевелев, В.В. Мотивация как фактор управления персоналом [Текст] /
B. В. Цевелев, М.С. Шенцев, Р.Р. Давлетбаев // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2016. - №28-1. - 167 с.
38. Чеховских И.А. Управление персоналом. - М.: Эксмо, 2018. - 208 с.
39. Шапиро, С.А. Основы трудовой мотивации: Учебное пособие [Текст] /
C. А. Шапиро. - М.: КноРус, 2015. - 268 с.
40. Щипанова, Д.Г. Экономика труда: Учебник [Текст] / Д.Г. Щипанова, И.В. Мелкумова. - М.: РИОР, 2015. - 336с.
41. Экономика и социология труда: Теория и практика [Текст] / под ред. В.М. Масловой. - М.: юрайт, 2015. - 540 с.
42. Экономика, организация и управление на предприятии [Текст] / под ред. Тимофеевой Е.В. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2015. - 480 с.
43. Янкин, Д.В. Методика определения компетентности персонала компании при выполнении бизнес-процессов [Текст] / Д.В. Янкин, Г.В. Росс // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - №5. - 21 с.
Электронные ресурсы
44. Официальный сайт «Travel Market» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: vk.com/tmarketnk.
45. Регламент «Travel Market».
46. Трудовой договор «Travel Market».
47. Система анкетирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ermak.cs.nstu.ru/.
48. Степень удовлетворения. Мотивация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://economy-ru.info/info/41212/.
49. Туристическая библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tourlib.net/
50. Центр дистанционного образования «Элитариум» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elitarium./
51. Центральная библиотека «Литриус» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. litrius./