ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИА РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
|
Введение 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИА РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ 8
1.1 Общая характеристика медиа ресурсов и их функции при обучении
иностранным языкам 8
1.2 Характеристика письменной речи 15
1.3. Современные требования ФГОС к обучению иностранного языка... .27 1.4 Медиа ресурсы на уроках иностранного языка как средство повышения
мотивации учащихся на старшей ступени обучения 35
Выводы по Главе 1 39
Глава 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕДИА РЕСУРСОВ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ 40
2.1 Психологические особенности учащихся на старшей ступени
обучения 40
2.2 Особенности формирования навыков письменной речи обучающихся в
старшей школе 46
2.3 Анализ УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight") для 10 классов
общеобразовательных учреждений 57
Выводы по Главе 2 62
Глава 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В 10
«А» И «Б» КЛАССАХ МБОУ «РУССКО-ТАТАРСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №129» ПРИВОЛЖСКОГО РАЙОНА Г.
КАЗАНИ 64
3.1 Организация и проведение эмпирического
исследования 64
3.2. Описание и анализ результатов эмпирического исследования 67
Выводы по Главе 3 75
Заключение 77
Список литературы 79
Приложение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИА РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ 8
1.1 Общая характеристика медиа ресурсов и их функции при обучении
иностранным языкам 8
1.2 Характеристика письменной речи 15
1.3. Современные требования ФГОС к обучению иностранного языка... .27 1.4 Медиа ресурсы на уроках иностранного языка как средство повышения
мотивации учащихся на старшей ступени обучения 35
Выводы по Главе 1 39
Глава 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕДИА РЕСУРСОВ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ 40
2.1 Психологические особенности учащихся на старшей ступени
обучения 40
2.2 Особенности формирования навыков письменной речи обучающихся в
старшей школе 46
2.3 Анализ УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight") для 10 классов
общеобразовательных учреждений 57
Выводы по Главе 2 62
Глава 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В 10
«А» И «Б» КЛАССАХ МБОУ «РУССКО-ТАТАРСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №129» ПРИВОЛЖСКОГО РАЙОНА Г.
КАЗАНИ 64
3.1 Организация и проведение эмпирического
исследования 64
3.2. Описание и анализ результатов эмпирического исследования 67
Выводы по Главе 3 75
Заключение 77
Список литературы 79
Приложение
Актуальность исследования. Обучение иностранным языкам невозможно представить без использования медийных средств обучения. Возможность иллюстрирования реального процесса общения на иностранном языке и необходимость приближения образовательной среды к реальным условиям функционирования изучаемого языка и культуры, безусловно, являются актуальными задачами методики обучения иностранным языкам [12, с. 56].
Использование компьютерных и информационных технологий при обучении в наше время имеет огромное значение, благодаря новым возможностям. Внедрение новых информационных и коммуникативных технологий расширяет доступ к образованию, формирует систему открытого образования, изменяет представление квалифицированных характеристиках, которыми должен обладать современный дипломированный специалист.
Возникновение глобальной и интерактивной системы коммуникаций, развитие средств мультимедиа, широкое вовлечение школьников в процесс потребления массово-коммуникативной продукции, усиление роли видео в социализации личности учащегося, современная социокультурная ситуация свидетельствует об острой необходимости расширения содержания общего среднего образования, введения в него новых компонентов, связанных с медиа ресурсами [34, с. 78].
Современные школьники, особенно подросткового возраста, довольно много времени проводят, используя медиа ресурсы в качестве развлечения, также они обладают хорошими навыками обращения с информационными технологиями, поэтому обычный образовательный процесс с использованием только бумажных носителей вызывает снижение интереса и мотивации к обучению [3, с. 44]. Изучение иностранных языков требует задействование всех аспектов восприятия видео- и аудиоканалов восприятия.
Использование медиа ресурсов позволяет совместить интерес и мотивацию школьников к обучению с наиболее эффективными методами обучения иностранным языкам. В работе изучается влияние методов обучения
иностранным языкам с помощью медиа ресурсов на повышение качества обучения письменной речи обучающихся на старшей ступени обучения.
Проблему мы определили следующим образом: какова роль медиа ресурсов в обучении письменной речи на уроках иностранного языка?
Цель исследования: изучение эффективности использования медиа ресурсов на уроках иностранного языка на старшей ступени обучения с целью повышения качества обучения письменной речи.
Объект исследования: учебно-познавательная деятельность
обучающихся на старшей ступени обучения на уроках иностранного языка.
Предмет исследования: процесс влияния использования медиа ресурсов на учебно-познавательную деятельность обучающихся на уроках иностранного языка на старшем этапе обучения.
Гипотеза исследования: процесс использования медиа ресурсов при обучении позволяет:
-повысить учебно-познавательную мотивацию при обучении иностранному языку у школьников;
-повысить уровень качества обучения письменной речи на уроках иностранного языка на старшей ступени обучения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Произвести обзор современной научной литературы на предмет влияния использования медиа ресурсов в обучении иностранному языку.
2. Исследовать особенности обучения письменной речи на старшей ступени обучения.
3. Изучить психологические особенности учащихся в старших классах.
4. Дать рецензию УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight") для 10 классов общеобразовательных учреждений.
5. Провести опытно-экспериментальную работу в 10 «А» и «Б» классах МБОУ «Русско-татарской средней общеобразовательной школы №129».
6. Представить анализ результатов опытно-экспериментальной работы, сделать выводы.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретические (анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме); эмпирические (анкетирование, метод экспертной оценки, беседа, тестирование, изучение педагогической документации, продуктов деятельности студентов ); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента .
Теоретико-методологическую основу составили исследования: по
методике обучения иностранным языкам (И.Л. Бим), по проектной методике обучения иностранному языку (И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова), по проблемам применения медиа ресурсов на уроках иностранного языка (Н.Х. Фролова), по формированию мотивации обучения (А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов), исследования и статьи таких ученых, как Н.В. Клемешовой, И.Г. Захаровой, Г.А. Кручининой, П.Б Храмцовой, С.А. Брик, А.М. Русак, С.Н. Коржинского, А.Е. Войскунского Янг и другие.
Научная новизна исследования заключается в том, что на базе анализа работ по проблеме представлено теоретическое обоснование практической необходимости и педагогической целесообразности внедрения медиа ресурсов в процесс обучения иностранному языку.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении и обобщении особенностей использования медиа ресурсов при обучении письменной речи на старшей ступени обучения и в формулировке объективных требований по их использованию.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы проведенного исследования могут быть использованы для внедрения в образовательный процесс.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечены обоснованным выбором методологических основ исследования, опорой основных положений и научных выводов на достижения педагогики, психологии и методики преподавания языка; адекватностью использованных методов исследования его цели и задачам; практическим подтверждением основных положений исследования результатами опытно-экспериментальной работы; применением методов математической статистики при обработке экспериментальных данных.
Использование компьютерных и информационных технологий при обучении в наше время имеет огромное значение, благодаря новым возможностям. Внедрение новых информационных и коммуникативных технологий расширяет доступ к образованию, формирует систему открытого образования, изменяет представление квалифицированных характеристиках, которыми должен обладать современный дипломированный специалист.
Возникновение глобальной и интерактивной системы коммуникаций, развитие средств мультимедиа, широкое вовлечение школьников в процесс потребления массово-коммуникативной продукции, усиление роли видео в социализации личности учащегося, современная социокультурная ситуация свидетельствует об острой необходимости расширения содержания общего среднего образования, введения в него новых компонентов, связанных с медиа ресурсами [34, с. 78].
Современные школьники, особенно подросткового возраста, довольно много времени проводят, используя медиа ресурсы в качестве развлечения, также они обладают хорошими навыками обращения с информационными технологиями, поэтому обычный образовательный процесс с использованием только бумажных носителей вызывает снижение интереса и мотивации к обучению [3, с. 44]. Изучение иностранных языков требует задействование всех аспектов восприятия видео- и аудиоканалов восприятия.
Использование медиа ресурсов позволяет совместить интерес и мотивацию школьников к обучению с наиболее эффективными методами обучения иностранным языкам. В работе изучается влияние методов обучения
иностранным языкам с помощью медиа ресурсов на повышение качества обучения письменной речи обучающихся на старшей ступени обучения.
Проблему мы определили следующим образом: какова роль медиа ресурсов в обучении письменной речи на уроках иностранного языка?
Цель исследования: изучение эффективности использования медиа ресурсов на уроках иностранного языка на старшей ступени обучения с целью повышения качества обучения письменной речи.
Объект исследования: учебно-познавательная деятельность
обучающихся на старшей ступени обучения на уроках иностранного языка.
Предмет исследования: процесс влияния использования медиа ресурсов на учебно-познавательную деятельность обучающихся на уроках иностранного языка на старшем этапе обучения.
Гипотеза исследования: процесс использования медиа ресурсов при обучении позволяет:
-повысить учебно-познавательную мотивацию при обучении иностранному языку у школьников;
-повысить уровень качества обучения письменной речи на уроках иностранного языка на старшей ступени обучения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Произвести обзор современной научной литературы на предмет влияния использования медиа ресурсов в обучении иностранному языку.
2. Исследовать особенности обучения письменной речи на старшей ступени обучения.
3. Изучить психологические особенности учащихся в старших классах.
4. Дать рецензию УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight") для 10 классов общеобразовательных учреждений.
5. Провести опытно-экспериментальную работу в 10 «А» и «Б» классах МБОУ «Русско-татарской средней общеобразовательной школы №129».
6. Представить анализ результатов опытно-экспериментальной работы, сделать выводы.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретические (анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме); эмпирические (анкетирование, метод экспертной оценки, беседа, тестирование, изучение педагогической документации, продуктов деятельности студентов ); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента .
Теоретико-методологическую основу составили исследования: по
методике обучения иностранным языкам (И.Л. Бим), по проектной методике обучения иностранному языку (И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова), по проблемам применения медиа ресурсов на уроках иностранного языка (Н.Х. Фролова), по формированию мотивации обучения (А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов), исследования и статьи таких ученых, как Н.В. Клемешовой, И.Г. Захаровой, Г.А. Кручининой, П.Б Храмцовой, С.А. Брик, А.М. Русак, С.Н. Коржинского, А.Е. Войскунского Янг и другие.
Научная новизна исследования заключается в том, что на базе анализа работ по проблеме представлено теоретическое обоснование практической необходимости и педагогической целесообразности внедрения медиа ресурсов в процесс обучения иностранному языку.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении и обобщении особенностей использования медиа ресурсов при обучении письменной речи на старшей ступени обучения и в формулировке объективных требований по их использованию.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы проведенного исследования могут быть использованы для внедрения в образовательный процесс.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечены обоснованным выбором методологических основ исследования, опорой основных положений и научных выводов на достижения педагогики, психологии и методики преподавания языка; адекватностью использованных методов исследования его цели и задачам; практическим подтверждением основных положений исследования результатами опытно-экспериментальной работы; применением методов математической статистики при обработке экспериментальных данных.
Современная педагогика рассматривает технологии медиаобразования как одно из эффективных средств повышения качества обучения и воспитания . Разделяем мнение А . Онкович , что именно медиаобразовательные технологии, которые выделились в отдельную часта педагогики - медиадидактику , которая разрабатывает теорию медиаобразования и обучения , научно обосновывает содержание медиаобразования , изучает закономерности , принципы , методы и организационные формы обучения с использованием медиапродуктов и опорой на масс-медиа - воплощают принципы гуманизации образования , способствуют повышению интеллектуального , культурного , духовного , морального уровня обучающегося.
Проведя анализ научной литературы , мы пришли к выводу , что обучению письменной речи с использованием медиа ресурсов уделяется недостаточно внимания , что подтверждает важность и актуальность проведения нашего исследования.
Использование медиа ресурсов в процессе обучения позволяет решить сразу несколько задач:
• совершенствовать процесс экологичного сочетания традиционных форм и методов образования с инновационными;
• реализовывать функции обучающую, информационную, игровую , моделирующую, конструирующую и аналитическую;
• выполнять такие принципы как наглядность , доступность , посильная трудность , системность , переход от обучения к самообразованию, положительный эмоциональный фон обучения, связь теории с практикой.
Кроме того, мультимедийные ресурсы содержат энциклопедии, словари и специальные информационные образовательные среды, созданные для познания целостного окружающего мира в контексте его компьютерного проектирования , моделирования и конструирования М . едиа ресурсы выступают в качестве особых интеллектуальных средств деятельности и имеют ряд преимуществ по сравнению с другими информацио нными технологиями обучения.
Положительная динамика в изменении развития такого вида письменной речевой деятельности как эссе у экспериментальной группы позволяет сделать вывод, что использование медиа ресурсов способствует повышению мотивации и , как следствие, повышению качества обучения.
Условия проведения эмпирического исследования , представленные в нашей магистерской диссертации по использованию медиа ресурсов при обучении письменной речи на уроках иностранного языка на старшей ступени обучения могут быть использованы и применены в других предметных областях на основе преемственности развития письменной речи в учреждениях среднего общего образования как дополнительный компонент к основному УМК.
Проведя анализ научной литературы , мы пришли к выводу , что обучению письменной речи с использованием медиа ресурсов уделяется недостаточно внимания , что подтверждает важность и актуальность проведения нашего исследования.
Использование медиа ресурсов в процессе обучения позволяет решить сразу несколько задач:
• совершенствовать процесс экологичного сочетания традиционных форм и методов образования с инновационными;
• реализовывать функции обучающую, информационную, игровую , моделирующую, конструирующую и аналитическую;
• выполнять такие принципы как наглядность , доступность , посильная трудность , системность , переход от обучения к самообразованию, положительный эмоциональный фон обучения, связь теории с практикой.
Кроме того, мультимедийные ресурсы содержат энциклопедии, словари и специальные информационные образовательные среды, созданные для познания целостного окружающего мира в контексте его компьютерного проектирования , моделирования и конструирования М . едиа ресурсы выступают в качестве особых интеллектуальных средств деятельности и имеют ряд преимуществ по сравнению с другими информацио нными технологиями обучения.
Положительная динамика в изменении развития такого вида письменной речевой деятельности как эссе у экспериментальной группы позволяет сделать вывод, что использование медиа ресурсов способствует повышению мотивации и , как следствие, повышению качества обучения.
Условия проведения эмпирического исследования , представленные в нашей магистерской диссертации по использованию медиа ресурсов при обучении письменной речи на уроках иностранного языка на старшей ступени обучения могут быть использованы и применены в других предметных областях на основе преемственности развития письменной речи в учреждениях среднего общего образования как дополнительный компонент к основному УМК.



