Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИА РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

Работа №42020

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
834
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИА РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ 8
1.1 Общая характеристика медиа ресурсов и их функции при обучении
иностранным языкам 8
1.2 Характеристика письменной речи 15
1.3. Современные требования ФГОС к обучению иностранного языка... .27 1.4 Медиа ресурсы на уроках иностранного языка как средство повышения
мотивации учащихся на старшей ступени обучения 35
Выводы по Главе 1 39
Глава 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕДИА РЕСУРСОВ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ 40
2.1 Психологические особенности учащихся на старшей ступени
обучения 40
2.2 Особенности формирования навыков письменной речи обучающихся в
старшей школе 46
2.3 Анализ УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight") для 10 классов
общеобразовательных учреждений 57
Выводы по Главе 2 62
Глава 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В 10
«А» И «Б» КЛАССАХ МБОУ «РУССКО-ТАТАРСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №129» ПРИВОЛЖСКОГО РАЙОНА Г.
КАЗАНИ 64
3.1 Организация и проведение эмпирического
исследования 64
3.2. Описание и анализ результатов эмпирического исследования 67
Выводы по Главе 3 75
Заключение 77
Список литературы 79
Приложение


Актуальность исследования. Обучение иностранным языкам невозможно представить без использования медийных средств обучения. Возможность иллюстрирования реального процесса общения на иностранном языке и необходимость приближения образовательной среды к реальным условиям функционирования изучаемого языка и культуры, безусловно, являются актуальными задачами методики обучения иностранным языкам [12, с. 56].
Использование компьютерных и информационных технологий при обучении в наше время имеет огромное значение, благодаря новым возможностям. Внедрение новых информационных и коммуникативных технологий расширяет доступ к образованию, формирует систему открытого образования, изменяет представление квалифицированных характеристиках, которыми должен обладать современный дипломированный специалист.
Возникновение глобальной и интерактивной системы коммуникаций, развитие средств мультимедиа, широкое вовлечение школьников в процесс потребления массово-коммуникативной продукции, усиление роли видео в социализации личности учащегося, современная социокультурная ситуация свидетельствует об острой необходимости расширения содержания общего среднего образования, введения в него новых компонентов, связанных с медиа ресурсами [34, с. 78].
Современные школьники, особенно подросткового возраста, довольно много времени проводят, используя медиа ресурсы в качестве развлечения, также они обладают хорошими навыками обращения с информационными технологиями, поэтому обычный образовательный процесс с использованием только бумажных носителей вызывает снижение интереса и мотивации к обучению [3, с. 44]. Изучение иностранных языков требует задействование всех аспектов восприятия видео- и аудиоканалов восприятия.
Использование медиа ресурсов позволяет совместить интерес и мотивацию школьников к обучению с наиболее эффективными методами обучения иностранным языкам. В работе изучается влияние методов обучения
иностранным языкам с помощью медиа ресурсов на повышение качества обучения письменной речи обучающихся на старшей ступени обучения.
Проблему мы определили следующим образом: какова роль медиа ресурсов в обучении письменной речи на уроках иностранного языка?
Цель исследования: изучение эффективности использования медиа ресурсов на уроках иностранного языка на старшей ступени обучения с целью повышения качества обучения письменной речи.
Объект исследования: учебно-познавательная деятельность
обучающихся на старшей ступени обучения на уроках иностранного языка.
Предмет исследования: процесс влияния использования медиа ресурсов на учебно-познавательную деятельность обучающихся на уроках иностранного языка на старшем этапе обучения.
Гипотеза исследования: процесс использования медиа ресурсов при обучении позволяет:
-повысить учебно-познавательную мотивацию при обучении иностранному языку у школьников;
-повысить уровень качества обучения письменной речи на уроках иностранного языка на старшей ступени обучения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Произвести обзор современной научной литературы на предмет влияния использования медиа ресурсов в обучении иностранному языку.
2. Исследовать особенности обучения письменной речи на старшей ступени обучения.
3. Изучить психологические особенности учащихся в старших классах.
4. Дать рецензию УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight") для 10 классов общеобразовательных учреждений.
5. Провести опытно-экспериментальную работу в 10 «А» и «Б» классах МБОУ «Русско-татарской средней общеобразовательной школы №129».
6. Представить анализ результатов опытно-экспериментальной работы, сделать выводы.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретические (анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме); эмпирические (анкетирование, метод экспертной оценки, беседа, тестирование, изучение педагогической документации, продуктов деятельности студентов ); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента .
Теоретико-методологическую основу составили исследования: по
методике обучения иностранным языкам (И.Л. Бим), по проектной методике обучения иностранному языку (И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова), по проблемам применения медиа ресурсов на уроках иностранного языка (Н.Х. Фролова), по формированию мотивации обучения (А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов), исследования и статьи таких ученых, как Н.В. Клемешовой, И.Г. Захаровой, Г.А. Кручининой, П.Б Храмцовой, С.А. Брик, А.М. Русак, С.Н. Коржинского, А.Е. Войскунского Янг и другие.
Научная новизна исследования заключается в том, что на базе анализа работ по проблеме представлено теоретическое обоснование практической необходимости и педагогической целесообразности внедрения медиа ресурсов в процесс обучения иностранному языку.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении и обобщении особенностей использования медиа ресурсов при обучении письменной речи на старшей ступени обучения и в формулировке объективных требований по их использованию.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы проведенного исследования могут быть использованы для внедрения в образовательный процесс.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечены обоснованным выбором методологических основ исследования, опорой основных положений и научных выводов на достижения педагогики, психологии и методики преподавания языка; адекватностью использованных методов исследования его цели и задачам; практическим подтверждением основных положений исследования результатами опытно-экспериментальной работы; применением методов математической статистики при обработке экспериментальных данных.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современная педагогика рассматривает технологии медиаобразования как одно из эффективных средств повышения качества обучения и воспитания . Разделяем мнение А . Онкович , что именно медиаобразовательные технологии, которые выделились в отдельную часта педагогики - медиадидактику , которая разрабатывает теорию медиаобразования и обучения , научно обосновывает содержание медиаобразования , изучает закономерности , принципы , методы и организационные формы обучения с использованием медиапродуктов и опорой на масс-медиа - воплощают принципы гуманизации образования , способствуют повышению интеллектуального , культурного , духовного , морального уровня обучающегося.
Проведя анализ научной литературы , мы пришли к выводу , что обучению письменной речи с использованием медиа ресурсов уделяется недостаточно внимания , что подтверждает важность и актуальность проведения нашего исследования.
Использование медиа ресурсов в процессе обучения позволяет решить сразу несколько задач:
• совершенствовать процесс экологичного сочетания традиционных форм и методов образования с инновационными;
• реализовывать функции обучающую, информационную, игровую , моделирующую, конструирующую и аналитическую;
• выполнять такие принципы как наглядность , доступность , посильная трудность , системность , переход от обучения к самообразованию, положительный эмоциональный фон обучения, связь теории с практикой.
Кроме того, мультимедийные ресурсы содержат энциклопедии, словари и специальные информационные образовательные среды, созданные для познания целостного окружающего мира в контексте его компьютерного проектирования , моделирования и конструирования М . едиа ресурсы выступают в качестве особых интеллектуальных средств деятельности и имеют ряд преимуществ по сравнению с другими информацио нными технологиями обучения.
Положительная динамика в изменении развития такого вида письменной речевой деятельности как эссе у экспериментальной группы позволяет сделать вывод, что использование медиа ресурсов способствует повышению мотивации и , как следствие, повышению качества обучения.
Условия проведения эмпирического исследования , представленные в нашей магистерской диссертации по использованию медиа ресурсов при обучении письменной речи на уроках иностранного языка на старшей ступени обучения могут быть использованы и применены в других предметных областях на основе преемственности развития письменной речи в учреждениях среднего общего образования как дополнительный компонент к основному УМК.



1. Английский язык: тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ .
«Единый госэкзамен» / сост.: Л .Я. Воронова. - Ростов та Дону, «Феникс», 2003. - 137 с.
2. Андриенко Е .В . Социальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведении". / Е.В. Андриенко - М.: Высшая школа, 2000. - 326 с.
3. Антонова С . В . Формирование учебной мотивации через интерактивные технологии на занятиях иностранного языка / С .В . Антонова . - URL : http ://cyberleninka .ru/article/n/formirovanie-uchebnoy- motivatsii- 52cherez-interaktivnye-tehnologii-na-zanyatiyah-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 15.04.2019).
4. Бакулина Ю . В . Медиакультура в сфере образовательной рефлексии / Ю. В . Бакулина. - М.: Новосибирск, 2009. - 456 с.
5. Бим И.Л. Методика обучения второму иностранному языку / И.Л . Бим. - М.: Наука, 2001 - 139 с.
6. Бим И . Л . Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.
7. Болдова Т.А. Мультимедийные технологии как способ повышения эффективности процесса обучения иностранным языкам / Т.А. Болдова. - URL : http://cvberleninka.ru/article/n/multimedivnve-tehnolo gii-kak-sposob- powsheniva-effektivnosti-protsessa-obucheniva-inostrannvm-vazvkam (дата обращения: 16.04.2019).
8. Бондаренко Е.А. Медиаобразование в современной школе с точки зрения образовательных стандартов / Е.А. Бондаренко. - М.: Таганрог. гос . пед. и-та, 2009. - 229 с.
9. Бордовский Г .А . Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе / Г .А. Бордовский, И .Б . Готская, С.П. Ильина, В.И. Снегурова. - М.: Москва: РГПУ, 2007. - 484 с.
10. Будумов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде : «за» и «против» / Г.М. Будумов - М.:АРКТИ, 2006. - 13 с.
11. Вартанова Е .Л. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы , модели / Е .Л . Вартанова , Я . Н . Вартанова . - М .: Информационное общество. - 2003. - С. 7- 10.
12. Вебер В . Портфолио медиаграмотности / В . Вебер . - М .: Информатика и образование, 2002. - С. 46- 52.
13. Веряев А .А. Изменение роли медиаобразования в современных социокультурных условиях / А А. Веряев -М.: РУДН, 2009. - 230 с.
14. Воронова Е.Г. Готовимся к единому государственному экзамену. Английский язык / Е .Г . Воронова - М.: Дрофа, 2004. - 239 с.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1991. - 413 с.
16. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П .Я. Гальперин. - М.: Просвещение, 1985. - 192 с.
17. Гальскова Н .Д . Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д .Гальскова. - М.: ИЯШ , 2003. - 17 с .
18. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в школе / НИ . Без . - М .:Просвещение, 1982. - 114 с.
19. Гендина Н .И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результата российских исследовании' ) / Н. И. Гендина. - М.: Всемирная библиотека, 2005. - С. 18-24.
20. Грибанова Е .Е . Медиадидактические возможности образовательных сай тов / Е. Е . Г рибанова // Образовательные технологии XXI века / под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой . - М.: Высшая школа, 2007. - 96 с.
21. Григорова Д.Е. Медиаобразование как одно из условии' развития критического мышления / Д. Е. Григорова // Медиаобразование: от теории к практике / сост.: И.В. Жилавская. - М.:Томск, ин-та информационных технологий, 2007. - 118 с .
22. Гриднева Б .О . Формирование иноязычной профессиональной компетенции студентов как актуальная педагогическая проблема/ Б .О . Гриднева. - М.: Казанский педагогический журнал , 2011. - С . 44-45.
23. Грузинская И .А. Методика преподавания английского языка в средней школе / ИА. Грузинская. - М.:Просвещение, 1947. - 12 с.
24. Дебердеева Т .X . Новы ценности образования в условиях информационного общества / Т . X . Дебердеева . - М .:Инновации в образовании, 2005. - С. 5-12.
25. Джуманова Л.С., Тулегенова М.К. Применение мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам. Austrial Journal of Humanities and S ocial Sciences / Л .С . Джуманова , М .К . Тулегенова . - UR, : http ://cyberleninka .ru/article/n/primenenie-multimediynyh-tehnologiy-v-obuchenii- inostrannym-yazykam (дата обращения: 16.04.2019).
26. Джуринский А .Н. Развитие образования в современном мире : учеб. пособие для вузов / А. Н. Джуринский . 2-е изд., испр. и доп. - М.: Владос, 2004. - 240 с.
27. Елфимова Н. В. Пути исследования мотивации в когнитивной п сихологии : сравнительный анализ / Н .В . Елфимова . - М .: Вопросы психологии, 1985. - 15 с.
28. Ермолаев И .С . Особенности разработки видео презентаций электронных образовательных ресурсов вузов / И .С . Ермолаев . - М.: Институт социальных и гуманитарных знаний, 2015. - С. 198-201.
29. Есипович К .Б . Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранного языка в средней школе / К .Б . Есипович. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
30. Жилавская И.В. От медиапроектов к системе медиаобразования / И. В. Жилавская. М.: Медиаобразование, 2007. - С. 4-8.
31.Запевалина О.В. Медиаобразование как педагогический феномен / О . В . Запевалина . М .: Вестник Иркутского государственного лингвистического университета , 2007. - С .45- 50.
32. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III-VII классов . Язык. Речь. Творчество / Н.И. Жинкин. - М.: Лабиринт , 1998. - 112 с.
33. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник / ИА. Зимняя. - М.: Москва: Логос, 2004. - 384 с.
34. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя, М.: Уроки психологии, 1991. - С. 12-13.
35. Зимняя И.А., Проектам методика обучения иностранному языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахаром. - М.: Иностранные языки в школе, 1991. -
С. 9-15.
36. Зобов В.В. Экология животных для специалистов / В.В. Зобов - URL: http://kpfu.ru/dc?p_id= 49388 (дата обращения: 16.04.2019).
37. Иваном Л.А. Обучение иностранному языку и медиаобразование единый процесс / Л. А. Иванова // Непрерывное образование в Западной Сибири : современное состояние и перспективы : материалы четвертой региональной научно-практической конференции (12-16 июля 2010 г.). - М .: Горно- Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. - С. 90- 93.
38. Иванова Л .А . Технология медиаобразования и аудиовизуальные СМК на уроках французского языка/ Л . А . Иванова // Образовательные технологии XXI века. Материалы девятой городской научно-практической конференции / под ред . С . И . Гудилиной , К . М . Тихомировой , Д. Т . Рудаковой. - М., 2009. - С. 262-265.
39. Ильина Н .А . Переносим лекции в онлайн : разработка
видеоконтента для реализации учебного процесса в электронной среде / Н .А . Ильина - U^ :
http://portal.tpu.ru:7777/eL/img/Tab1/uchebnoe video 2.pdf (дата обращения
: 18.03.2019).
40. Искрин С .А . Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку / С .А. Искрин . - М.:Иностранные языки в школе, 2004. - 13 с.
41. Ительсон Е.И. Условия эффективности методических при ё мм / Е .И. Ительсон. - М.: ИЯШ, 2012. - С. 26-27.
42. К азарцева О .М ., Письменная речь / О .М . Казарцева , О .В . Вишнякова. - М. Флинта. Наука, 1998. - 134 с.
43. Казичева А .Е . Развитие умений метапредметного характера в процессе обучения английскому языку на переходном этапе го начальной школы в основную / А .Е. Казичева. - М.: ИЯШ, 2012г. - С. 65.
44. Кергина Н.К . Проектирование комплексов технологий обучения с
целью повышения мотивации учения школьников / Н.К. Кергина - URL: http ://cyberleninka .ru/article/n/proektirovanie- kompleksov-tehnologiy- obucheniya-s-tselyu-povysheniya-motivatsii-ucheniya (дата обращения :
13.04.19).
45. Кириллова Н.Б. Медиакультура как интегратор среды социальной модернизации / LIE. Кириллова // Медиаобразование : от теории к практике / сост .: И . В . Жилавская . - М .: Томск : Изд-во Томск , ин-та информационных технологий, 2007. - 198 с.
46. Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика : учеб. пособие / Н. Б. Кириллова. - М.: Академический проект Культура, 2008. - 496 с.
47. Князев Е.А., Таверньи К Л. Теория организации и современный университет / Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах / под ред . Е .А . Князева . - М .: Казань : Унипресс, 2001. - 528 с.
48. Коменский Я .А . Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / под ред. Я.А. Коменского. - М.: Педагогика, 1982. - 665 с.
49. Крук Б .И ., Роль студийных видео лекций в формировании мотивации обучения студентов / Б.И. Крук, О.В. Журавлева. - М.: Томск. 2012, - С. 44-48.
50. Кузовлева Н .Е . Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении / Н .Е. Кузовлева. - М .:Иностранные языки в школе, 1986. - С. 22-25.
51. Куликова Е .В . Практики повышения мотивации при изучении английского языка / Е .В. Куликова. - М.: Высшее образование в России,
2011. - С.160-163.
52. Лурия А .Р . Письмо и речь / А .Р . Лурия . - М.: Просвещение , 2002. - С.3-7.
53. Микельсон Р.М. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения . М.: Учпедгиз, 1940. 96 с.
54. Мильруд Р.П . Методика обучения иноязычной письменной речи / Р.П. Мильруд. - М.: Иностранные языки в школе, 2001. - С.15-16.
55. Муравьева Н.А. Эффективные вузовские медийные ресурсы / НА . Муравьева. - М.: Высшее образование, 2006. - 12 с.
56. Никонова Н.Г. Начинаем урок английского языка / Н.Г. Никонова . - М.:«Просвещение» «Иностранные языки», 2011. - С. 22.
57. Пассов Е .И . Коммуникативный метод обучения иноязычному общению. Пособие для учителей иностранных языков / Е.И. Пассов . - М .: Просвещение, 1985. - 133 с .
58. Разова Л.Н. Раздел «Медиатека Видеопрезентации» сайта Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ / Л.Н. Разова. - UR. : https://kai.ru/web/eto/videoprezentacii (дата обращения 20.04.2019).
59. Рогова Г .В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович. - М.:Просвещение, 1991. - 287 с.
60. Рогова Г .В . Обучение связному высказыванию / Г .В . Рогова, Рожкова Ф.М. -М.:«ИЯШ», 2012г. - С.31.
61. Российская Е .Н . Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей / Е.Н. Российская. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2005. - 321 с.
62. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.
- М.: Просвещение, 2000. - 129 с.
63. Соловом Е .Н. Методика преподавания иностранные языков / ЕЛ . Соловова. - М.:ИЯШ, 2002. - С. 13-14.
64. Соломатина А .Г . Развитие умений говорения и аудирования посредством учебных подкастов / А.Г. Соломатина. - М.: ИЯШ , 2012г. - С. 71.
65. Сысоев П.В., Евстигнеев МЛ. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий / П.В. Сысоев . - М.: Педагогика, 2010. - 12 с .
66. Сысоев П .В . Направления и перспективы информатизации языкового образования / П.В. Сысоев. - М.:Высшее образование в России , 2013. - С. 90-97.
67. Сысоев П .В . Дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий / П.В. Сысоев. - М.: Иностранные языки в школе, 2012. - С. 12-21.
68. Титова С .В . Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании / С .В. Титова. - М.: Педагогика, 2009. - 43 с.
69. Ушинский К.Д. Собрание сочинении': в 11 т. - М.: Изд-во АШ! РСФСР , 1948. - Т . 3. Педагогические статьи, 1870. - 117 с .
70. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 6 октября 2009 года / UR.: минобрнауки р.ф (дата обращения: 19.03.2019).
71. Федоров А.В. Медиаобразование вчера и сегодня / А.В. Федоров.
- М.: Издательство Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. - 220 с.
72. Федоров А .В . Словарь терминов по медиаобразованию , медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А. В . Федоров . - М.: Издательство Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. - 64 с.
73. Фролова Н .Х . Проблемы применения мультимедийных технологий в высшей школе . Высокие технологии в педагогическом процессе : тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции преподавателей вузов, учены; и специалистов / Н.Х. Фролова . - М.:Н. Новгород, ВГПИ, 2000. - 31 с.
74. Шамов А .Н . Учебная деятельность на уроках иностранного языка и е ё специфика / А.Н. Шамов. - М.: «ИЯШ», 2012. - С.9.
75. Щукин А.Н . Обучение иностранным языкам: теория и практика / А.Н. Щукин. - М.: «ИЯШ», 2004. - С .16.
76. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д .Б. Эльконин. - М.: ИНТОР, 1998. - 217 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ