Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Спортивные игры как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

Работа №42003

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
936
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Основы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Развивающий потенциал спортивных игр как средства развития
физических качеств детей дошкольного возраста 11
1.3. Методика проведения спортивных игр в детском саду 13
Выводы по главе 32
Глава 2. Развитие физических качеств у дошкольников в процессе организации спортивных игр
2.1. Особенности развития физических качеств у детей седьмого года жизни 33
2.2. Организационно-педагогические условия развития физических
качеств детей 7 лет посредством спортивных игр 36
2.3. Динамика развития физических качеств у детей 7 лет 49
Заключение 52
Библиографический список 55
Приложение


Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека [8, с.96].
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.
О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития.
Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье.
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин этому много: это социальные, экологические, политические факторы и пр. В связи с этим, ныне принимаются меры для изменения ситуации: развивается сеть оздоровительных центров и спортивных клубов, разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления [24, с. 28].
Дошкольный возраст особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольников определяет высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.
По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка.
Как отмечает Голубева Л.Г., причин для этого много. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.
В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьезную опасность для здоровья ребенка [4, с.10].
Главная задача родителей и персонала дошкольных образовательных учреждений — выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особый интерес вызывают у них спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон и т.д.).
Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально- волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка [1, с. 3].
К сожалению, в практике воспитатели часто недооценивают значение спортивных игр и упражнений в развитии физических качеств у дошкольников, поэтому данная работа посвящена проблеме использования спортивных игр и их роли в развитии физических качеств у детей седьмого года жизни.
Цель исследования: определение особенностей развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством спортивных игр, позволяющих более эффективно развивать ловкость, быстроту и выносливость.
Объект исследования: развитие физических качеств.
Предмет исследования: спортивные игры и упражнения, способствующие развитию быстроты, выносливости и ловкости у детей седьмого года жизни.
Задачи исследования:
1. Уточнить понятие «физические качества».
2. Определить развивающий потенциал спортивных игр и упражнений в физическом развитии дошкольников.
3. Выявить организационно-педагогические условия развития физических качеств: быстроты, выносливости и ловкости движений у детей 7 лет.
4. Разработать методические рекомендации по созданию организационно-педагогические условия развития физических качеств: быстроты, выносливости и ловкости движений у детей 7 лет.
Гипотеза исследования: систематическое использование спортивных игр на занятиях и вне их позволит более успешно развивать физические качества - ловкость, быстроту и выносливость у детей седьмого года жизни.
Методы исследования - эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, анализ, синтез.
Практическая значимость работы: составлен перспективный план использования спортивных игр в подготовительной к школе группе, разработаны конспекты занятий, игр с детьми.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья народонаселения.
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей. Здоровье детей богатство нации. Здоровье необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять.
Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность. Организация спортивных игр в дошкольном учреждении позволяет увеличивать двигательную активность дошкольников, что в свою очередь способствует развитию физических качеств детей: выносливости, быстроте, ловкости.
Наше исследование посвящено спортивным играм как средству развития физических качеств детей седьмого года жизни.
На первом этапе исследования была изучена педагогическая литература по проблеме использования спортивных игр в дошкольных учреждениях, развития физических качеств у детей дошкольного возраста. Проанализированы работы Э.И. Адашкявичене, Е.Н. Вавиловой, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой и др. и подобран диагностический материал по выявлению уровня сформированности физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
Анализ результатов диагностики по выявлению уровня сформированности физических качеств на этапе констатирующего эксперимента показал, что целенаправленная система физического воспитания в обеих группах отсутствует, спортивные игры в физкультурно-оздоровительной работе не используются. Поэтому перед нами встала задача повышения физических качеств (быстрота, выносливость, ловкость) средствами спортивных игр, которые были внедрены в экспериментальной группе на этапе формирующего эксперимента.
На этапе формирующего эксперимента перед нами стояла задача обучения детей спортивным играм.
На протяжении учебного года мы обучали детей спортивным играм: настольный теннис, бадминтон, футбол.
На этапе контрольного эксперимента были получены следующие результаты:
в экспериментальной группе темп отличного прироста быстроты выявлен у 7 детей (35%), хорошего у 9 (45%) детей, удовлетворительного - у 3 (15 %) детей, неудовлетворительного - у 1 (5%) ребенка.
В контрольной группе соответственно у 2 (10%) детей выявлен отличный темп прироста быстроты, у 8 (40%) детей - хороший, у 7 (35%) детей - удовлетворительный и 3 (15%) детей - неудовлетворительный.
Отличный темп прироста выносливости в экспериментальной группе выявлен 6 (30%) детей, хороший у 9 (45%) детей, удовлетворительный у 3 (15%) детей, неудовлетворительный у 2 (10%) детей.
В контрольной группе отличный темп прироста выносливости выявлен у 2 (10%) детей, хороший - у 7 (35%) детей, удовлетворительный - у 7 (35%) детей, неудовлетворительный - у 4 (20 %) детей.
Отличный темп прироста ловкости в экспериментальной группе выявлен у 8 (40%) детей, хороший у 10 (50%) детей, удовлетворительный у 2 (10%) детей. Неудовлетворительный темп прироста отсутствовал.
В контрольной группе отличный темп прироста ловкости выявлен у 2 (10%) детей, хороший - у 9 (45%) детей, удовлетворительный у 6 (30%) детей, неудовлетворительный - у 2 (10%) детей.
Темп прироста физических качеств детей экспериментальной группы значительно выше, что позволяет нам сделать вывод о том, что спортивные игры (в нашем исследовании бадминтон, теннис, футбол) влияют на уровень развития быстроты, выносливости и ловкости. Хочется отметить, что наилучшие результаты достигнуты в развитии ловкости детей.
В контрольной группе работа по использованию спортивных игр на занятиях и вне занятий не проводилась, поэтому темп прироста физических качеств значительно ниже.
В экспериментальной группе темп прироста физических качеств достигнут в первую очередь за счет целенаправленного использования спортивных игр, увеличения двигательной активности, за счет использования естественных сил природы и естественного роста.
Таким образом, гипотеза, что систематическое использование спортивных игр на занятиях и вне их позволит более успешно развивать физические качества - ловкость, быстроту и выносливость у детей седьмого года жизни, полностью подтвердилась.
На следующем этапе предстоит работать над совершенствованием некоторых двигательных навыков, которые сложнее всего давались детям.
Из выше сказанного следует, что предложенный нами комплекс подвижных игр с элементами спортивных игр (футбол, бадминтон, настольный теннис) эффективно влияют на комплексное развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста, так как педагогическое исследование показало положительную динамику уровня развития физических качеств детей.
В заключении педагогического исследования, у детей повысился интерес к спортивным играм, это наблюдалось во время самостоятельной двигательной деятельности, как в детском саду, так и в повседневной жизни.



1. Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 1992.
2. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М.: Просвещение, 1981.
3. Волошина Л., Тиунова Г. Играем в футбол / Дошкольное воспитание. - 2005. - № 6.
4. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий. - М., 2005.
5. Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников: 4-7 лет. - М.: ВАКО, 2007.
6. Детские подвижные игры / под ред. Е.В. Коневой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
7. Доскин В.А. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка. / В.А.Доскин, Л.Г.Голубева. - М.: Просвещение, 2006.
8. История педагогики / Под ред. М.Ф. Шабаевой. - М.: Просвещение,
1981.
9. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1985.
10. Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. Под ред. Козловой С.А. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
11. Кожухова Н.Н., Рыжкова JI.A., Борисова М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схема и таблицы. - М.: Туманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.
12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
13. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. - М.: Линка- Пресс, 2000.
14. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. - М.: Айрис- пресс, 2008.
15. Кучина М. Обучение дошкольников игре в бадминтон // Дошкольное воспитание.- 1991.-№ 5.
16. Кучина М. Обучение старших дошкольников играм в бадминтон и теннис // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 11.
17. Маханева. М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2000.
18. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И. Бойнович Н.Н. Оценка физического развития детей раннего и дошкольного возраста в кн. Готовимся к аттестации. - СПб.: «Детство-Пресс», 2000.
19. Кучма В.Р., Степанова М.И. Здоровьесберегающие компоненты организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях / Материалы Всероссийского совещания. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
20. Прищепа Э.Я., Попкова Н., Коняхина Т. Диагностика физического развития детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2004.-№ 1.
21. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М.,
2000.
22. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Издат. Центр «Академия», 2001.
23. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. - М.: «Мозаика-Синтез», 2008.
24. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков.- М.: Медицина, 1991.
25. Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе: (из опыта работы) /Под ред. А.В.Кенеман и др.- М., 1980.
26. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2002. - 61 с.
27. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. С.О.Филипповой. - М.: Академия, 2007.
28. Филиппова О.С. Физическое воспитание и развитие дошкольников, - М.: Издательский центр Академия, 2007.
29. Фомин Н.А., Фолин В.Е. Возрастные основы физического воспитания - М.: Физиология и спорт.-2008.
30. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. (Пособие для воспитателя подготовит. к школе группы). 2-е изд. дораб. М.: Просвещение, 1984.
31. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение. 1983 -
32. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. училищ. - М.: Просвещение, 1984.
33. Шарманова, С.Б.Физическое воспитание детей дошкольного возраста: теория и практика / С.Б.Шарманова. - Челябинск, 2001.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ