Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СВЕТСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ МОЛОДЕЖИ О ТЕРРОРИСТАХ

Работа №42001

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

религиоведение

Объем работы52
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
349
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы экстремизма и терроризма
§1.1. Понятия «экстремизм» и «терроризм» в отечественной и зарубежной научной литературе 6
§1.2. Проявление экстремизма и терроризма в странах мира 11
§1.3 Религиозный экстремизм и терроризм в странах мира 14
§1.4. Терроризм и его проявления в СМИ 18
§1.5. Образ террориста в научной литературе 21
Глава 2. Эмпирическое исследование представлений о террористах у светской и религиозной молодежи
§2.1. Организация и методы исследования 25
§2.2. Эмпирическое описание специфики представлений светской и
религиозной молодежи о религиозном терроризме 26
Заключение 46
Список литературы 49

Актуальность исследования. Все большее число людей в мире сталкивается с проявлением экстремизма и терроризма в различных сферах жизни общества: политика, спорт, религия, образование, культура и экономика. К этим проявлениям относят радикально настроенные политические движения, группы футбольных фанатов, религиозные и террористические «группировки».
На сегодняшний день более остро обозначена проблема экстремизма и терроризма во многих странах мира, которая носит религиозный характер. Религиозный экстремизм и терроризм - это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства.
По данным СМИ и исследователей от 50-80% экстремистских и террористических организаций составляет молодежь в возрасте от 17 до 28 лет. Причиной этому служат социально-экономические проблемы, высокий уровень безработицы и низкий уровень жизни некоторых слоев населения. Лидеры террористических группировок обладают умением манипулировать сознанием других, подменять жизненные ценности. Идеология религиозного терроризма привлекает религиозно-ориентрованные слои общества. Исходя из этого, становится очевидным, что экстремизм и терроризм сегодня набирают обороты, втягивая в свою деятельность все больше и больше народа, что подрывает жизненные устои современного общества.
Исследователи выделяют различные типы личности террористов, раскрывающие их психологические особенности, религиозную направленность, социальную устроенность. Но при этом общество зачастую остается за пределами истинных представлений о террористах и терроризме в целом, люди трактуют образ террориста, исходя из сведений, предоставляемых СМИ. Искаженность их представлений о мотивах вступления в религиозные террористические группировки и мнимой значимости в них каждого представителя приводит к втягиванию все большего числа молодых людей в свои преступные структуры, чем и определяется актуальность выбранной тематики.
Цель исследования: выяснить специфику представлений светской и религиозной молодежи о террористах.
Объект исследования: экстремизм и терроризм как мировая проблема
Предмет исследования: образ террориста в представлении светской и религиозной молодежи
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие экстремизма и терроризма в отечественной и зарубежной научной литературе;
2. Проанализировать различные проявления и виды экстремизма и терроризма;
3. Раскрыть понятие «религиозный терроризм» и террорист;
4. Выявить специфику представлений светской и религиозной молодежи о террористах
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что представления о террористах у религиозной молодежи будут иметь содержательные отличия, связанные с религиозной направленностью.
Методы исследования:
Теоретический анализ литературы; анкетирование; сравнительный анализ; контент-анализ; статистический метод.
Научная новизна исследовательской работы заключается в попытке обобщить мнения о терроризме и террористах различных ученых и специалистов, занимающихся данной проблемой. А также результаты эмпирического исследования позволяют сделать акцент на специфике представлений молодежи, как светской, так и религиозной, о проблеме
терроризма и террористах, что обогащает имеющийся научный задел в данной сфере.
Структура работы состоит из содержания, введения, двух глав, включающие в себя семь параграфов, заключения, выводов и списка литературы.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования были отражены на студенческой итоговой конференции КФУ (2015г.), IX Международной зимней школы по психологии состояний (2015г.) и на Первой Международной научной школе «Психология девиантного поведения: междисциплинарные исследования и практика» (2016г.). Результаты были опубликованы в сборниках:
Артищев А.А. Проявление экстремизма в среде футбольных фанатов России // Психология психических состояний: сборник материалов по итогам IX Международной зимней школы по психологии состояний, 26-27 февраля - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2015.- Вып.5. - C. 33-35
Артищев А.А., Артищева Л.В. Образ террориста в сознании молодежи / А.А. Артищев, Л.В. Артищева // сборник научных трудов Первой международной научной школы «Психология девиантного поведения: междисциплинарные исследования и практика», 26-27 мая 2016г. / Под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2016. - С.12-17


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Экстремизм и терроризм - это неприятие имеющихся норм, правил, законов. Они выступают против существующих социальных институтов, структур, нарушая их стабильность, для достижения собственных целей, делая это преимущественно силовыми методами.
Терроризм опасен тем, что деятельность террористов провоцирует органы власти на дискриминацию по религиозным, национальным или расовым признакам, что способствует нарушению прав человека.
Основу экстремизма и терроризма составляют маргинальные слои общества, представители религиозно-националистических движений, и недовольная существующим порядком часть студенчества и интеллигенции, некоторые группы военных. Проблема экстремизма и терроризма вышла на глобальный уровень, охватывая экономически и политически ведущие страны, имеет молодой возраст.
Исламский экстремизм и терроризм представляют собой социально-политическое явление, которое характеризуется следующими особенностями: широта распространения, транснациональный характер, неоднородность и полицентризм, устойчивость.
Являясь второй по величине религией, ислам имеет огромное количество сторонников и последователей. Требования исламских учений - это неукоснительно следовать идеям Корана и хадисам. Поэтому конфликты на религиозной основе становятся очень опасными, т.к. приобретают ожесточенные формы противодействия. Лидеры экстремистских и террористических группировок, апеллирую к религиозным догмам и нормам, переводят конфликт в противостояние мировоззрений, добиваясь тем самым власти на политической арене.
Лидеры террористических группировок манипулируют сознанием обывателей, они используют психологическое воздействие на личность, умение подменять жизненные ценности. Под их влияние попадают в основном молодые люди, лидеры используют их слабые стороны такие, как интерес ко всему необычному, слабость, неустойчивость, материальную помощь в трудной ситуации.
Изучая проблему экстремизма и терроризма, мы исследовали образ террориста в представлении светской и религиозной молодежи. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Выявленные эмпирические индикаторы содержания ответов респондентов из числа светской и религиозной молодежи можно отнести к различным сферам жизнедеятельности человека (криминальный аспект, религиозно-идеологический аспект, семейный аспект, социально-политический аспект, оценка СМИ, национальный аспект, специализированные организации и др.), к категориям психического (эмоционально-оценочный аспект, личностные характеристики, отношение к другим, отношение к своей деятельности, деятельностный аспект и др.).
2. Выявлены количественные, качественные сходства и отличия в представлениях светской и религиозной молодежи о террористах. Ответы светской молодежи более содержательны, развернуты и включают в себя различные эмпирические индикаторы. В ответах религиозной молодежи выявлена следующая специфика - они часто ссылаются на волю Аллаха.
3. Выявлены характеристики, являющиеся ключевыми в описании террористов - это личностные характеристики, отражающие в основном отрицательные и разрушительные свойства террористов (агрессия, злость, нервозность, готовность к смерти и разрушению и пр.); религиозно-идеологический аспект, имеющий полярные эмпирические индикаторы от фанатичной веры в бога и идеи до полного безбожия; отношение к другим, выражающее моральный и физический вред другим, нетерпимость и неуважение, отсутствие жалости к другим.
4. Образ террориста в сознании светской молодежи ассоциируется с его внешними атрибутами, в частности, черная одежда у мужчин и женщин, борода, суровый взгляд. А у религиозной молодежи образ террориста представлен в большей степени через призму их деятельности и поведения.
5. Светская молодежь считает, что террористы относятся не только к традиционному исламу, но и к его радикальным формам, а также к идеям экстремизма и фанатизма. В то время как религиозная молодежь расходится во мнении принадлежности террористов к религии, считая их либо безбожниками, либо приверженцами радикальных форм ислама.
6. Причины вступления людей в террористические группировки и организации молодежь приписывает глобальным мировым проблемам, влиянию извне и личностным особенностям.



1. Заявление Комитета ООН по ликвидации всех форм расовой дискриминации (2002 г., март).
2. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 25 декабря 2012 г.): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 27 июня 2002 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 10 июля 2002 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации от 29 июля. - 2002 г. № 30. ст. 3031.
II. Научная литература
3. Абул Ала Маудиди. Понимающему Ислам / Абул Ала Маудиди, - М., 2002. -56 с.
4. Бахтеева А.Р. Политический терроризм как социальное явление
современности: дис. ... канд. социолог.наук /А.Р.Бахтеева - Москва, 2010. - 187 с.
5. Бокарев С.Н. Религиозный экстремизм в современной России:
социально-философский аспект / С.Н. Бокарев // Проблемы противодействия экстремизму в Российской Федерации: Сборник материалов «круглого стола» 28 апреля 2005 года. — М., 2005. — С. 9-13.
6. Бокарев С.Н. Экстремизм в современной России: социально
философский аспект / С. Н. Бокарев // Труды Академии МВД России. — М.: Академия МВД России, 2008. — № 2.
7. Граник В.В. Характеристика экстремистской среды националистическорасистской направленности / В.В. Граник // Российский следователь, 2013. - № 8. - С. 40-42.
8. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети. Модели информационного влияния, управления, противоборства // Д.А. Губанов Д.А. Новиков, А.Г.Чхартишвили. - Москва, 2010. - 228 с.
9. Дашкова С.В., Карчагин Е.В. Идея справедливости в терроризме/ С.В. Дашкова, Е.В. Корчагин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 8 (34): в 2-х ч. Ч. I. - C. 70-74.
10. Дзадзиев А. Нет ваххабизму / А.Дзадзиев // Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - 1998. - № 22. - С. 32-39.
11. Дринова Е.М. Религиозный терроризм как атрибут политической религии / Е.М. Дринова // Философия права, 2010. - №3 - С.98-102.
12. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века / Н.В. Жданов,
А.А. Игнатенко. - М.: Политиздат, 1989. - С. 4-8.
13. Журавлев Д. Международный терроризм и СМИ: эволюция
взаимодействия // Вестник РГГУ. - 2009. - № 14. (9). - С. 157-169.
14. Илларионов С.И. Террор и антитеррор в современном мироустройстве /
С.И. Илларионов. - М.: РИЦ «ПрофЭко», 2003. - 592 с.
15. История политических и правовых учений / под общ.ред. О.В. Мартышина. - М., 2007. - 912 с.
16. Коркмазов А.В. Изучение личности террориста как один из способов противодействия распространению террористической идеологии / А.В. Коркмазов // Вестник Сев. Кав. ГТИ, 2014. - № 17. - С. 85-88.
17. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах / А.В. Коровиков. - М., 1990. - 170 с.
18. Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока (идейный аспект) / З.И. Левин. - М.: Наука, 1988. -221 с.
19. Никитин А.В. Терроризм как форма девиантного поведения (криминологический аспект): дис. ... канд. юрид. наук / А.В. Никитин. - Санкт-Петербург, 2003. - 155 с.
20. Ольшанский Д.В. Психология терроризма / Д.В. Ольшанский. - СПб.: Издательство: Питер, 2002. - 358 с.
21. Политическая наука: Словарь-справочник. / сост. проф. пол. наук Санжаревский И.И., 2010. - 745с.
22. Пузанова Ж.В. Метод неоконченных предложений в исследовании социальных представлений (на примере образа террориста) / Ж.В. Пузанова // Теория и практика общественного развития, 2015. - № 4- С. 12-15.
23. Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. А.Малашенко и
С.Филатова.— 2-е изд.—М.: Российская политическая энциклопедия
(РОССПЭН); Моск. Центр Карнеги, 2009.— 341 с.— (Религия в Евразии).
24. Тараканов А.В. Терроризм и СМИ: проблемы взаимодействия / А.В. Тараканов // Вестник Кемеровского государственного университета. -2008. - №3,2008. - С.5 - 12.
25. Федорышин В.В. Террористы: основные детерминанты деятельности /
B. В. Федорышин // Омский научный вестник. Философские науки, 2010. - № 3 (88) - С. 115-121.
26. Шах И. Суфизм / И. Шах. - Москва, 1994. - 446 с.
27. Шестаков В. Террор - мировая война / В. Шестаков. - Москва, 2003. - 320 с.
28. Яковлев А. Ю. И вновь о терроризме: еще одна попытка найти его дефиницию / А.Ю. Яковлев // Социально-гуманитарные знания, 2012. - № 4. -
C. 118 - 119.
III. Электронные ресурсы
29. Винклер Б. - Директор Европейского центра по мониторингу расизма и ксенофобии: [Электронный ресурс].
Режим доступа: http: //base. ij c. ru/basesite/site. aspx? SECTIONID =10086&IID=239004#.
30. Информация Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 января 2012 г. «Учебно-методическое пособие «Профилактика экстремизма в области межэтнических и межконфессиональных отношений - одно из направлений обеспечения национальной безопасности»: [Электронный ресурс].
Режим доступа:
http://molodei.edu87.ru/index.php?option=com content&view=article&id=144:me todicheskie-rekomendaczii-po-profilaktike-i-protivodeistvivu-ekstremizmu-v- molodezhnoi-srede&catid=11:dokumenty.
31. Наматов Н. Религиозный экстремизм в центральной Азии // CA&CC Press AB: Издательский дом (Швеция): [Электронный ресурс].
Режим доступа: http: //www. ca-c. org/datarus/namatov. shtml.
32. Сакр А. шейх. Понимание джихада на современном этапе // Исламская
цивилизация: Исламский информационно-аналитический портал:
[Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.islamcivil.ru.
33. Экстремизм - это... Причины, проявления, виды и понятие экстремизма. Методы борьбы и профилактики экстремизма: [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://fb.ru/article/141968/ekstremizm—eto-prichinyi- provavleniya-vidvi-i-ponvatie-ekstremizma-metodvi-borbyi-i-profilaktiki- ekstremizma


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ