Введение 3
1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности гостиничного
предприятия 6
1.1. Сущность, значение и содержание коммерческой деятельности
гостиничного предприятия 6
1.2. Основные методы управления коммерческой деятельностью гостиничного
предприятия и оценка эффективности 16
1.3. Современные тенденции в деятельности коммерческих служб гостиничных
предприятий 27
2. Исследование управления коммерческой деятельностью ООО «Манго» 35
2.1. Краткая характеристика ООО «Манго» 35
2.2. Анализ эффективности коммерческой деятельности ООО «Манго» 41
2.3. Оценка управления коммерческой деятельностью ООО «Манго» 46
3. Совершенствование управления коммерческой деятельностью
ООО «Манго» 53
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления
коммерческой деятельностью ООО «Манго» 53
3.2. Расчет затрат на реализацию предложенных рекомендаций 62
Заключение 67
Список использованных источников 70
Приложения
Термин «коммерция» происходит от латинского kommercium, что означает - торговля. Исходя из данного контекста, коммерческая деятельность представляет собой ряд взаимосвязанных операций, обслуживающих обмен материальными ценностями и услугами. Для того чтобы совершить такой обмен, необходимо: найти покупателя, поставщика; заключить с ним сделку- договор, в котором оговариваются все условия; исполнить договор.
Коммерческая деятельность является одним из важнейших факторов обеспечения эффективного функционирования экономической системы в рыночных условиях хозяйствования. Организация коммерческой деятельности в современных условиях строится на основе принципа полного равноправия торговых партнеров по поставкам товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств. Возросла роль коммерческих служб предприятий, на деятельность которых в настоящее время оказывают влияние различные факторы. Таким образом, целесообразно рассмотреть современные тенденции управления деятельностью коммерческих служб гостиничного предприятия.
Одним из факторов, определяющих успешное функционирование гостиничного предприятия в условиях постоянно меняющейся рыночной среды, выступает анализ коммерческой деятельности, систематическое проведение которого способствует осуществлению быстрой, качественной и профессиональной оценке результативности коммерческой работы компании; точному и своевременному выявлению и учету факторов, влияющих на получаемую прибыль по конкретным видам реализуемых продукции; выбору оптимальных путей решения коммерческих проблем отеля и получения достаточной прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.
Всем вышеизложенным и определяется актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Манго», г. Лаишево.
Предметом исследования является управление коммерческой деятельностью ООО «Манго».
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления коммерческой деятельностью ООО «Манго», г. Лаишево.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1) изучить теоретические аспекты управления коммерческой деятельностью предприятия;
2) дать краткую характеристику деятельности ООО «Манго»;
3) проанализировать организацию управления коммерческой
деятельностью ООО «Манго»;
4) разработать рекомендации, способствующие совершенствованию управления коммерческой деятельностью ООО «Манго» и оценить их эффективность.
Основными методами достижения цели работы являются: анализ документов (научной экономической литературы, статистических данных, данных хозяйственной деятельности гостиничного предприятия, документации мини-отеля); стандартные методы экономического анализа (сравнение, факторный анализ и пр.); наблюдение, в основе которого лежит фиксация мероприятий и их анализ в системе управления коммерческой деятельностью; опрос персонала и постояльцев и др. в рамках управления коммерческой деятельностью гостиничного предприятия.
В качестве исходной информации использовалась учебная, научная, методическая, справочная литература по вопросам коммерческой деятельности, инструктивный материал, документы бухгалтерско-финансовой отчетности ООО «Манго» за 2016-2018 гг. деятельности гостиничного предприятия.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введении обоснована актуальность темы выпускной квалификационной работы, изложены цели, задачи, объект, предмет, методы и структура исследования. В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические аспекты управления коммерческой деятельностью гостиничного предприятия. Во второй главе проведено исследование управления коммерческой деятельностью ООО «Манго», в частности проанализирована эффективность коммерческой деятельности ООО «Манго» и проведена оценка управления коммерческой деятельностью гостиничного предприятия. В третье главе разработаны практические рекомендации, способствующие совершенствованию управления коммерческой деятельностью данного гостиничного предприятия, а также проведена оценка их эффективности. В заключение работы сформулированы основные выводы.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что цель и задачи работы, поставленные во введении, достигнуты.
В теоретической части выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические аспекты управления коммерческой деятельностью предприятия сферы сервиса, а именно: сущность, значение, экономическое содержание коммерческой деятельности предприятия; современные тенденции в деятельности коммерческих служб предприятий; методика анализа коммерческой деятельности предприятия.
В практической части работы проведено исследование управления коммерческой деятельностью ООО «Манго», которое функционирует в сфере сервиса г. Лаишево с 2011 года. На сегодняшний день в структуру ООО «Манго» входят: мини-отель «Манго» категории 3* на 10 номеров, барресторан «Водолей» на 70 мест (находится в одном задании с гостиницей). В бар-ресторане «Водолее» проходят завтраки для постояльцев отеля «Манго», также имеется меню формата бизнес-ланч и услуга доставки на дом пиццы, суши и роллов. С июня 2018 года в г. Сочи открывается обособленное подразделение Общества - кафе «Чак-Чак».
В штате ООО «Манго» официально числится 5 человек, т.е. оформлены по трудовому договору и имеют трудовые книжки: директор, заместитель директора, заведующий производством, бухгалтер, креативный менеджер. Остальной персонал - 25 рядовых сотрудников (повара, официанты, бармены, пекари, пиццемейкеры, сушисты, администраторы и горничные мини-отеля, посудомойки) оформлены по гражданско-правовому договору о найме на работу по подряду на определенный срок без оформления трудовых книжек. Также в ООО «Манго» также имеется собственная анимационная команда (диджей и артисты различных жанров), работающая по фиксированным тарифам за проведенное мероприятие.
Темпы роста заработной платы в ООО «Манго» превышают темпы роста производительности труда за исследуемый период, что является отрицательным фактом. В динамике за исследуемый период наблюдается увеличение оборачиваемости оборотных средств. При этом ООО «Манго» имеет низкий уровень платежеспособности. Рассчитанные показатели хоть и имеют положительную динамику, но их значения намного ниже установленных нормативов. В целом за 2015-2017 гг. ООО «Манго» находилось в кризисном финансовом состоянии, когда денежные средства и дебиторская задолженность предприятия не покрывали кредиторскую задолженность и просроченные ссуды. Динамика рентабельности ООО «Манго» по всем показателям в 2017 г. снижалась, что является неблагоприятной тенденцией. И снижение одного из показателей доходности влияет на финансовое состояние предприятия в целом. По мнению руководства ООО «Манго» выявленные при исследовании финансово-экономических показателей негативные тенденции связаны с низкой покупательской способностью местного населения (средний уровень зарплат в городе 15000 руб.) и небольшого потока туристов в г. Лаишево.
Управление коммерческой деятельностью в ООО «Манго» входит в область ответственности директора и его заместителя.
Основными предпосылками ориентации деятельности ООО «Манго» на маркетинг в настоящее время является стремление предприятия к расширению рынков сбыта в г. Сочи и как следствие к прогнозируемому росту прибыли.
Основную долю в структуре продукции ООО «Манго» за 2015-2017 гг. занимает основной вид деятельности - реализация продукции бара-ресторана «Водолей», а наименьшую долю - мини-отеля «Манго».
Сопоставление целей коммерческой деятельности и выбранной стратегии коммерческого поведения ООО «Манго» обнаружило определенное логическое расхождение. Цели коммерческой деятельности - удержание и доли рынка и получение прибыли. Низкие цены, безусловно, важный фактор развития коммерческой деятельности. Но его нельзя рассматривать как единственный и достаточный фактор, тем более на долгосрочную перспективу.
ООО «Манго» использует прямой нулевой канал сбыта продукции, связанный с перемещением товаров и услуг без участия посреднических компаний. Из существующих каналов продвижения продукции ООО «Манго» активнее всего использует налаживание связей с общественностью и рекламу, последнюю не в полной мере. Так как исследуемое предприятие относится к сфере сервиса и с учетом данных, полученных в ходе исследования, можно сделать заключение, что ООО «Манго» необходимо совершенствовать управление коммерческой деятельностью.
На основании проведенного анализа управления коммерческой деятельностью в ООО «Манго» нами были предложены рекомендации отдельно для активизации продаж и повышения прибыли в мини-отеле «Манго», как то проводить регулярное анкетирование гостей, для выявления «портрета» гостя отеля, внедрить специализированные АСУ в отеле («Оптимотель», «Гость», «1С: Отель 8», «FIDELIO»), ряд мероприятий по
стимулированию продаж, как то скидки и бесплатные подарки гостям отеля (скидка 5%, если проживание будет дольше 10 дней, скидка 10% за ранее бронирование номера и т.д.).
Для повышения эффективности управления коммерческой деятельностью во всех структурных подразделениях ООО «Манго»: запустить собственный сайт веб-витрину, разработать и внедрить «Программу оповещения и поддержки» клиентов через современные коммуникационные средства, разработать и внедрить «Программу лояльности».
Общая сумма затрат на реализацию всех предложенных автором рекомендаций по повышению эффективности коммерческой деятельности в ООО «Манго» составит порядка 232000 руб. за год. Почти 50% от этой суммы составят разработка, продвижение и техподдержка собственного сайта вебвитрины ООО «Манго». Однако, данные затраты достаточно быстро окупятся, так как благодаря внедрению предложенных рекомендаций существенно повысится уровень узнаваемости и, как следствие, уровень прибыли от продаж продукции от всех структурных подразделений ООО «Манго».
1. Федеральный закон от 14.06.1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 02.02.2016)
2. Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 30.11.2014)
Книги, монографии
3. Алексеева М.Н. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 248 с.
4. Аниськова О.Г., Пигунова О.В. Стратегия коммерческой деятельности предприятия. - М.: Маркетинг, 2016. - 358 с.
5. Афитов Э.А. Планирование на предприятии : учеб. пособие. - М.: Выш. шк., 2018. - 285 с.
6. Баканов А.С. Годовая отчетность коммерческой организации. - М.: Бухгалтерский учет, 2015. - 200 с.
7. Берджес Д.Ф. Основы управления малым бизнесом. - М.: Инфра-М,
2018. - 451 с.
8. Бланк И.А. Торговый менеджмент. - Киев: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2016. - 408 с.
9. Блюм М.А. Основы использования средств рекламы в коммерческой деятельности: Учеб. пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2016. - 226 с.
10. Болт Г.Д. Практическое руководство по управлению сбытом. - М.: Экономика, 2018. - 216 с.
11. Буданова О.Г. Основы организации коммерческой деятельности: Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 325 с.
12. Васильев Г.А., Осипова Л.В. Коммерческая деятельность промышленных фирм. - М.: Экономическое образование, 2017. - 286 с.
13. Витт В. Управление сбытом. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 278 с.
14. Волков О.Е. Экономика предприятия: учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 601 с.
15. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для ВУЗов. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2016.- 375 с.
16. Гарнов А.П. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2015. -421 с.
17. Геращенко Л.Н. Планирование на предприятии: учебно-методическое пособие. - М.: Дело, 2016. - 320 с.
18. Гермогенова Л.Ю. Эффективный маркетинг в России. Практика и рекомендации. - М.: Финансы, 2015. - 368 с.
19. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. - М: Центр экономики и маркетинга, 2018. - 208 с.
20. Денисова А.Л. Организация коммерческой деятельности: управление запасами: Учеб. пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. у-та, 2017. - 344 с.
21. Дюженкова Н.В. Основы коммерческой деятельности: Учеб. пособие. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2016. - 230 с.
22. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. - М.: Международные отношения, 2016.- 305 с.
23. Киселева Е.Н. Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения: Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 192 с.
24. Козлова Е.П. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 256 с.
25. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. - М.: ИКЦ «Дис», 2018. - 224 с.
26. Кузьминская Т.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности и диагностика организаций. - М.: Дело, 2019. - 191 с.
27. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. - М.: БЕК, 2017. - 368 с.
28. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. - СПб. : ГМП ФОРМИКА, 2017. - 384 с.
29. Молоткова Н.В. Организация, технология и проектирование коммерческих предприятий: Учеб. пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2017. - 128 с.
30. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: учебник. - М.: Банки и биржи. - 2016. - 241 с.
31. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учеб. пособие / 13 -е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 500 с.
32. Солдатова Н.Ф. Коммерческая деятельность: Учеб. пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К°, 2018. - 344 с.
33. Соседов Г.А. Основы коммерческой деятельности: Учеб. пособие. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2018. - 423 с.
34. Терещенко Н.Н. Доходы и прибыль предприятия торговли: учебное пособие [Текст] / Н.Н. Терещенко, Ю.Ю. Суслова. - Красноярск: Краснояр. гос. торгово-экон. ин-т, 2017.- 270 с.
35. Третьяк С.Н. Коммерческая деятельность. Часть I. Основы теории и организации: Учеб. пособие. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2017. - 354 с.
36. Третьяк С.Н., Кузнецова О.В., Артеменко Т.В. Коммерческая деятельность. Часть II. Основы экономики и ценообразования. -Хабаровск: Изд- во ДВГУПС, 2019.
37. Тютюшкина Г.С. Организация коммерческой деятельности предприятия: Учеб. пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2016. - 350 с.
38. Шинкевич М.В. Предпринимательская деятельность на предприятии. - М.: Издательство МИУ, 2018. - 350 с.
39. Хисрик Р.Д., Джексон Р.В. Торговля и менеджмент продаж: Пер. с англ. - М.: Филинъ, 2016. - 368 с.
40. Хоскинг А. Курс предпринимательства. - М.: Инфра-М, 2017. - 286 с.
41. Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А.П. Градова. - М.: Дело, 2018. - 215 с.
Печатная периодика
42. Александров Ю.Л. Обзор методических подходов к оценке
конкурентоспособности организаций: сборник науч. трудов / Ю.Л.
Александров, А.В. Волошин // Финансы, учет и менеджмент: теоретические и практические разработки. - 2017. - № 4. - С. 401-419.
43. Алексеев А.А. Методика сегментирования потребителей // Маркетинг и маркетинговые исследования в России.- 2019 .- № 1.- С. 30-39.
44. Борбодоев М.М. Методологические аспекты организации коммерческой деятельности потребительских рынков // Молодой ученый. —
2016. - №25. - С. 248-251. - URL https://moluch.ru/archive/129/35530/ (дата обращения: 29.03.2019).
45. Графов Г.Ф. Анализ финансовых результатов предприятия в новых положениях по бухгалтерскому учету // Финансы. - 2016. - № 1. - С. 53-55.
46. Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - № 4. - С 46-49.
47. Подачина Л.И. Современные подходы к классификации и оценке услуг, влияющих на параметры качества жизни [Текст] / Л.И. Подачина, Ю.Ю. Суслова // Проблемы современной экономики.- 2017.- № 4.- С. 347-351.
48. Рабов Е.Н. Методология разработки коммерческой стратегии // Стратегический менеджмент. - 2017. - №4. - С. 12.
49. Томилова Н.А., Карпович А.И. Коммерческая деятельность торгового предприятия: сущность и основные направления // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. - № 9(31). - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 131-139.
50. Федорова М.А. Коммерческая деятельность торгового предприятия: сущность и основные направления // Социально-экономические явления процессы. - 2018. Т. 9. - № 10. С. 110-114.
Материалы с базы практики
51. Устав ООО «Манго».
52. Бухгалтерский баланс ООО «Манго» за 2016 год.
53. Бухгалтерский баланс ООО «Манго» за 2017 год.
54. Бухгалтерский баланс ООО «Манго» за 2018 год.
55. Отчет о финансовых результатах ООО «Манго» за 2016 год.
56. Отчет о финансовых результатах ООО «Манго» за 2017 год.
57. Отчет о финансовых результатах ООО «Манго» за 2018 год.