Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коммуникативный метод как эффективный метод формирования иноязычных речевых навыков в СОШ

Работа №41982

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
597
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования иноязычных речевых
навыков в средней школе 7
1.1. Сущность, преимущества и недостатки коммуникативного
метода в обучении иностранному языку 7
1.2. Методы и способы формирования иноязычных речевых
навыков 15
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Практическое использование коммуникативного метода в
обучении иностранным языкам 26
2.1. Особенности организации и проведения урока иностранного
языка с использованием коммуникативного подхода 26
2.2. Практическая разработка упражнений на развитие
коммуникативной компетентности учащихся старших классов на уроках английского языка 29
2.3. Пример план - конспекта урока английского языка с
использованием коммуникативного подхода в обучении 40
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Список используемой литературы


Современный темп жизни, развитие научно- технического прогресса, сфера деятельности человека предъявляют повышенные требования к качеству образования, результатом которого является воспитание гармонично развитой личности. Как правило, одним из условий гармоничного и всестороннего развития является знание иностранных языков.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта стало причиной пересмотра методики его преподавания, поиска новых методов и форм его обучения. Согласно основным требованиям, предъявляемым к модели современного выпускника, одной из ключевых компетенций обучения иностранному языку на всех ступенях обучения является формирование иноязычных речевых навыков.
Под иноязычными речевыми навыками принято понимать способность формировать мысли с помощью языка и способности пользоваться им в процессе речевого общения. Иными словами формирование иноязычных речевых навыков следует рассматривать как один из элементов коммуникативной компетенции учащихся, что в результате предполагает способность учащихся понимать и воспроизводить иностранный язык в соответствии с реальной жизненной ситуацией.
Все вышесказанное обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Коммуникативный метод как
эффективный путь формирования иноязычных речевых навыков в средней общеобразовательной школе ».
Актуальность темы исследования определяется тем, что на сегодняшний день одна из основных задач курса средней школы - научить учащихся живому речевому общению, для достижения которого используются различные методы и средства. Эффективным средством формирования речевых навыков является применение коммуникативного метода на уроках английского языка. Коммуникативный метод на уроках английского языка предполагает создание естественных речевых ситуаций, которые втягивают учащихся в живое иноязычное общение.
Объектом данного исследования является коммуникативный метод как средство формирования иноязычных речевых навыков на уроке английского языка в средней школе.
Предметом исследования являются особенности коммуникативного метода как средства формирования иноязычных речевых навыков на уроке английского языка в средней школе.
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование особенностей коммуникативного метода как средства формирования иноязычных речевых навыков.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. определить преимущества и недостатки коммуникативного метода;
2. изучить методы и способы формирования иноязычной коммуникативной компетенции;
3. исследовать особенности организации и применения коммуникативного метода на уроке английского языка;
4. разработать авторские упражнения для развития речевых навыков на основе коммуникативного метода для учащихся 11 класса.
Для достижения поставленных задач, в соответствии с объектом и предметом исследования, были использованы следующие методы исследования:
1) анализ литературных источников, поднимающих проблему формирования иноязычных речевых навыков;
2) изучение и обобщение педагогического опыта работы по теме использования ;
3) методический обзор наиболее приемлемых методов и средств формирования иноязычных речевых навыков.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что представленный в ней материал направлен на обоснованное использование коммуникативного метода для развития иноязычных речевых навыков.
Методическую основу для написания работы составили труды таких ученых как: А.А. Миролюбов, Н.Хомский, Е.Н. Соловова, М.И.Бурдина, И.Я.Кривобокова и других, а так же статьи из периодических изданий, интернет- ресурсы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материал работы посвящен изучению понятий и особенностей формирования иноязычных речевых навыков на основе коммуникативного подхода к обучению.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем предоставлена авторская разработка упражнений, направленных на формирование иноязычных речевых навыков, которая может быть использована как учителями английского языка на уроках, так и в качестве дополнительного материала во внеурочной деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы заключается в введении, двух главах, выводах по главам, заключении, списке использованной литературы.
В первой главе работы представлены теоретические основы формирования речевых навыков в средней школе. Исследованы преимущества и недостатки коммуникативного метода в обучении иностранным языкам, изучены методы и формы формирования речевых навыков.
Вторая глава исследования посвящена практическому исследованию применения коммуникативного метода как средства формирования речевых навыков. Изучены требования к организации урока на основе коммуникативного подхода, предложена авторская разработка практических упражнений для развития речевых навыков на уроке английского языка.
В заключении подведены итоги работы и сделаны обобщающие выводы в рамках исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день применение коммуникативного метода в обучении английскому языку является ведущим направлением деятельности учителя в школе, так как именно с его помощью возможно научить учащихся общаться на иностранном языке. Популярность коммуникативного метода определяется прежде всего необходимостью овладения учащимися навыками речевой деятельности, умения осуществлять общение на основе принятых норм и правил языка.
Коммуникативный метод обучения английскому языку представляет практическую деятельность людей , основанную на реальном взаимодействии и условиях реального общения. Благодаря этому, коммуникативный метод помогает реализовать главную задачу методики преподавания иностранного языка- овладение языком как средством коммуникации. Однако не смотря на большую популярность данного метода, на практике его применение может вызвать ряд трудностей. Трудности могут возникать как со стороны учителя, так и учащихся. Одна из основных проблем в применении коммуникативного метода на практике заключается в том, что перед его применением необходимо прежде всего изучить его содержание и направленность, постоянно учитывать в своей работе субъективные и объективные факторы успешности обучения коммуникативному методу. Кроме этого, учитель всегда должен быть готов к возможным трудностям, связанным с этим процессом и наметить пути их преодоления, определить для себя методы и формы дальнейшей работы.
Немаловажную роль в использовании коммуникативного метода в обучении иностранным языкам играют и знания учителя: его уровень владения языком, произношение, словарный запас. Данные факторы в совокупности оказывают влияние на успешное обучение учащихся с помощью коммуникативного метода.
Очень важным фактором в обучении является поддержание постоянного интереса учащихся. Коммуникативный метод не окажет эффективного влияния на формирование речевых навыков, если не будет развита мотивация учащихся, интерес к изучаемому предмету, использованные упражнения не будут соответствовать активизации мышления.
Теоретическое и практическое изучение проблемы исследования позволяет сделать следующие выводы:
1) На сегодняшний день большинство отечественных и зарубежных методистов полагают, что коммуникативный метод является самым гармоничным и в большинстве своем имеет больше преимуществ, чем недостатков. Известные в широких кругах преимущества перечеркивают имеющиеся недостатки, среди которых выделяют недостаточную подготовку учителей, трудности применения метода в начальной школе, отсутствие должного внимания к грамматике;
2) Формирование речевых навыков посредством коммуникативного метода предполагает использование различных методов и средств. Основным требованием к их отбору является то, что они должны стимулировать учащихся к иноязычному общению и нести сюжет реальной жизненной ситуации. Среди наиболее актуальных средств можно выделить: ситуативные упражнения, упражнения на разрешение определенной проблемы, диалоги, монологи и ролевые игры;
3) Организация урока с применением коммуникативного подхода отвечает требованиям, предъявляемым к современному уроку английского языка. Это объясняется тем, что сегодня основной целью обучения английскому языку является формирование коммуникативной компетентности учащихся. С целью получения объективной оценки использования коммуникативного метода на практике, был проведен опрос среди 60 учителей английского языка, который позволяет сделать следующий вывод: не смотря на то, что большая часть учителей считает коммуникативный метод эффективным средством развития речевых навыков, они видят невозможным его применение на каждом уроке. Кроме этого, 40 % опрошенных считают ролевые игры самым эффективным средством формирования коммуникативной компетенции, 30% полагают , что самое эффективное средство - это создание проблемной ситуации, 20 % видят в этой роли диалоги. На основе полученных результатов было принято решение о разработке практических упражнений, направленных на развитие речевых навыков на основе коммуникативного метода в обучении английскому языку;
4) Авторская разработка практических заданий может служить сборником для учебника 11 класса УМК « Английский в фокусе» авторов О.В. Афанасьева, Дж.Дули, И.В.Михеева и другие. Все разработанные упражнения направлены на развитие речевых навыков на основе коммуникативного подхода в обучении, а также формирование мотивации и интереса к изучению английского языка.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы.



1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2013. - 448 с.
2. Афанасьева О.В., Дули Дж., Михеева И.В., Оби Б., Эванс В.Учебно - методический комплекс « Английский в фокусе» ( Spotlight) для 11 классов общеобразовательных школ. - 2.-е изд., доп.и перераб. / О.В.Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б.Оби, В.Эванс. -М.: Express Publishing : Просвещение, 2009. - 244 с.: ил.
3. Баграмова Н.В. Коммуникативно-интерактивный подход как способ повышения овладения иностранным языком / Н.В. Баграмова. -М.: Просвещение, 2015. - 220 с.
4. Баграмова, Н.В. Коммуникативный метод. Учебное пособие/ Н.В Баграмова. - М.: Герус, 2008. - 67 с.
5. Барышников Н. В. Параметры обучения коммуникации в средней школе /Н.В.Барышников. - М.: Дрофа, 2002. - 134 с.
6. Байтукалов Т.А. Быстрое изучение иностранного языка от английского до японского / Т. А. Байтукалов. - М.: Наука,2018. - 157с.
7. Бенедиктов Б.А. Психология овладения иностранным языком / Б.А.Бенедиктов.- Минск: Сфера 2014. - 320 с.
8. Бим И.Л. Теория и практика обучения английскому языку в средней
школе / И.Л.Бим. - М.: Просвещение, 1988. - 227 с.
9. Борзова Е.В. Парная и групповая работа на уроках английского языка в старших классах / Е.В. Борзова. - М.: Язык,2010. - 150 с.
10. Бурмакина Л.В. Ролевые игры на уроке английского языка / Л.В. Бурмакина. - СПб.: Каро, 2014. - 244 с.
11. Вайсбург М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке / М.Л.Вайсбург. - Обнинск: Титул, 2011. - 259 с.
12. Витлин Ж.А. Современные проблемы обучения иностранному языку / Ж.А. Витлин // Иностранные языки в школе. - 2008. - с. 12.
13. Выбор методов обучения в средней школе / под.ред. Ю.К.Бабанского. - М.: Педагогика, 2000. - 211 с.
14. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - М. : АРКТИ, 2011.- 82 с.
15. Галиулина Т.Н. Применение коммуникативного метода на уроках иностранного языка. Учебное пособие / Т.Н. Галиуллина. - М.:Арибус, 2009. -50 с.
16. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. / Под ред. Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов - М.:Высшая школа,1982. - 202 с.
17. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках иностранного языка / Н.И. Дереклеева. - М.: Сфера, 2015.- 111 с.
18. Джон Д.К. Современное обучение. Учебное пособие / Д. Джон. - М.: Просвещение, 2017. - 51с.
19. Джонсон Д.Г. Коммуникативная компетенция. Учебное пособие / Д.Г. Джонсон. - М.: Просвещение, 2008. - 70с.
20. Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на
английском языке: 10-11 классы / Е.В. Дзюина.- М.: Вако,2007. - 176 с.
21. Зимняя, И.А. Применение коммуникативной компетенции. Учебное пособие / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2010. - 211с.
22. Иванова Е.В. Работа старшеклассников с коммуникативным методом. Учебное пособие / Е.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2010.- 63с.
23. Зубов А.В. Информационные технологии применения коммуникативного метода. Учебное пособие / А.В. Зубов. - М.: Просвещение, 2014. - 155с.
24. Контроль в обучении иностранному языку: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. -120 с.
25. Коновалова Л. В. Коммуникативная компетенция подростков / Л.В.Коновалова // Мир психологии. - 2009. - No4. - с. 13-14.
26. Коммуникативность обучения - в практику школы / Под редакцией Е.И. Пассова . - М.: Просвещение, 1985. - 198 с.
27. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам / К. Ливингстоун. - М.: Высшая школа, 2015. -178 с.
28. Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений школьников в сюжетно-ролевых играх / А.А. Максимова // Иностранные языки в школе. - 2015. - No1. - С.12 -13.
29. Малкина Н.А. Актуальные проблемы преподавания иностранных языков и подготовки учителя / Н.А. Малкина. - Мурманск.:
Печатный двор, 2015. - 98 с.
30. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова// Иностранные языки в школе. - 2002.- No5. - С. 12-16 .
31. Мильруд Р.П. Теоретические и практические проблемы обучения понимания коммуникативного смысла иноязычной речи / Р.П. Мильруд// Иностранные языки в школе. - 2005. - Nol- С.10- 11.
32. Миролюбов А.А. Коммуникативная компетенция как основа формирования общеобразовательного стандарта по иностранным языкам / А.А. Миролюбов // Стандарты и мониторинг в образовании.
- 2014. - No 2. - С. 17-18.
33. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. 2 - 11 классы. - М.: Астрель: ФСЕ, 2014. - 35 с.
34. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком : Изучение, обучение, оценка.- Департамент по языковой политике, Страсбург, 2001.Перевод под общ.ред.проф. Ирисхановой К.М. - М.: МГЛУ, 2005.- 200 с.
35. Оганджанян Н.Л. Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку / Н.Л. Оганджанян // Первое сентября. - 2006. - No6. - С.13-15.
36. Павлова Е.А. Коммуникативный подход в обучении грамматике /Е.А. Павлова // Первое сентября. - 2007. - No20 - С. 5 - 6.
37. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
38. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур : Пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования / Е. И. Пассов. - Мн.: Лексис, 2003. — 184с.
39. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И.Пассов. - М.: Просвещение, 1989. - 211 с.
40. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному
говорению / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с
41. Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Интенсивные методы обучения иностранным языкам и средняя школа / Ф.М.Рабинович, Т.Е.
Сахарова // Иностранные языки в школе. - 2016. - No 4. - С.6 -7.
42. Рахманов И.В. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX-XX вв / И.В.Рахманов. - М.:1972. -234 с.
43. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. - М.: Еврошкола, 2014. -199 с.
44. Соловова Е.Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2012. - 320 с.
45. Сысоева Е. Э. Формирование коммуникативной компетенции в средней школе / Сысоева Е.Э. // Педагогика. - 2017. -No5. - С.17.
46. Сухова Л.В. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку и языковая парасреда как его системообразующий фактор /Л.В.Сухова// Иностранные языки в школе. - 2014. - No8. - С. 14-17.
47. Трунова Н. В. Средства формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка / Н.В. Трунова // Иностранные языки в школе. - 2015. - No7. - С.31 -32.
48. Филатов В. М. Разработка технологий обучения коммуникативной грамматике иностранного языка в начальной школе / В.М.Филатова
// Иностранные языки в школе. - 2016. - No2. - С. 23-24
49. Щукин Н. А. Методика обучения речевому общению на иностранном языке / Н. А. Щукин. -М.: Икар, 2011. — 454 с.
50. Штарина А.Г. Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков / А.Г. Штарина. - Волгоград: Учитель, 2018. - 191с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ