Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Работа №41961

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы118
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
430
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции агрессивности у подростков средствами игротерапии 9
1.1 Теоретический анализ понятий «агрессия», «агрессивность»,
«агрессивное поведение» 9
1.2 Возрастные особенности проявления агрессивного поведения у подростков 25
1.3 Потенциал игротерапии в психолого-педагогической коррекции
агрессивности у подростков 31
Выводы по главе 1 46
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по психолого-педагогической коррекции агрессивности у подростков средствами игротерапии 49
2.1 Организация и методики исследования 49
2.2 Изучение исходного показателя агрессивности у подростков (результаты
констатирующего эксперимента) 52
2.3 Программа психолого-педагогической коррекции агрессивности у
подростков средствами игротерапии 58
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по психолого-педагогической коррекции агрессивности у подростков 65
Выводы по главе 2 73
Заключение 74
Список литературы 78
Приложения

Актуальность проблемы исследования определяется насущными проблемами общественной жизни. Современный подросток входит в мир, предельно сложный по своему содержанию и тенденциям социализации, что связано с перенасыщенным характером информации, глубинно воздействующей на психику подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции и защитных механизмов; с темпом и ритмом научно-технических преобразований, предъявляющих новые требования к учащимся; с экологическим и экономическим кризисами, сложными политическими и идеологически-нравственными трудностями, поразившими наше общество; с нарушением преемственности между поколениями, усилением бездуховности и внедрения чуждых ценностей, традиций; с падением образовательного и культурного уровня значительной части подрастающего поколения и вызывающими у детей чувство безнадежности и раздражения.
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.
За последние десять лет преступность среди несовершеннолетних возросла в несколько раз, причем несовершеннолетние становятся наиболее криминально активной частью населения. Повышается агрессивность, дерзость подростков при совершении преступлений, возросло число фактов изъятия у несовершеннолетних наркотических средств, наблюдается устойчивая тенденция к омоложению преступности за счет роста криминальной активности подростков. Важной составляющей является изучение различных факторов, оказывающих влияние на развитие агрессии человека в подростковом возрасте.
Сложность проблемы состоит в том, что трудно бывает ответить на вопрос: является ли агрессивность подростка признаком психического заболевания, или это психологическая особенность переходного возраста или просто дефект воспитания.
Еще одна сложность проблемы в том, что она стоит на стыке многих наук: психиатрии, психологии, социологии, педагогики, философии, юриспруденции и каждая рассматривает эту проблему в своей терминологии и в своем понимании. Однако, в любом случае, проблема проявления агрессии имеет непосредственную связь с личностью, указывает на любые отклонения в ее формировании и затрудняет социальную адаптацию взрослеющего человека.
Профессиональный интерес психологов и педагогов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по психолого-педагогической коррекции и профилактике агрессии, агрессивности.
За последние годы психологами и педагогами было выполнено ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессии среди детей и подростков. Этому посвящены работы Г.С. Абрамовой [1], А. Бандуры [3], Р.Т. Байярда [2], Л.А. Венгера [9], Ю.Г. Волкова [10], Е.В. Змановской [14], В.Л. Леви [17; 18], А.А. Реана [30], Л.М.Семнюк [34], И.А. Фурманова [37] и др.
Классические и современные представления о природе и механизмах агрессии представлены в работах А. Бандуры [3], Л.А. Венгера [9], Ю.Г. Волкова [10], Е.В. Змановской [14], В.Л. Леви [17; 18], А.А. Реана [30] и др. Индивидуальные и типологические особенности агрессии, агрессивного поведения освещены такими учеными, как Г.С. Абрамовой [1], Е.В. Змановской [14], В.Л. Леви [17; 18],А.А. Реан [30], Л.М.Семнюк [34], И.А. Фурманова [37]и др.
Агрессивное поведение развивается преимущественно в процессе ранней социализации в подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для ее психолого-педагогической коррекции. Этим и объясняется актуальность темы нашей работы.
На наш взгляд, наиболее эффективным средством психолого-педагогической коррекции агрессивности является игротерапия. Изучение игротерапии рассматривается в работах К. Гросса [9], А.И. Захарова [16], А. М. Фонарев [19], Е.А.Покровский [21], В.Ф.Кудрявцева [24] и др. В то же время, как свидетельствует обзор состояния изученности избранной нами темы, несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, до сих пор нет исследования, посвященного психолого-педагогической коррекции агрессивности у подростков средствами игротерапии.
Таким образом, нами выявлено противоречие между необходимостью предотвращения проявлений агрессивности в подростковом возрасте и недостаточным использованием потенциала игротерапии в процессе психолого-педагогической коррекции агрессивности у подростков.
Это противоречие выражается в форме проблемы: каковы содержание, формы и методы игротерапии как средства психолого-педагогической коррекции агрессивности у подростков?
Цель исследования - выявить и экспериментально проверить содержание, формы и методы игротерапии как средства психолого-педагогической коррекции агрессивности у подростков.
Объект исследования - процесс психолого-педагогической коррекции агрессивности у подростков.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс психолого-педагогической коррекции агрессивности у подростков будет эффективным, если:
- опираться на характеристики понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение»;
- учитывать возрастные особенности проявления агрессивного поведения у подростков;
- на основе выявленных форм и методов игротерапии разработать и реализовывать программу психолого-педагогической коррекции агрессивности у подростков «Психолого-педагогическая коррекция агрессивности».
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, целей и объекта, предмета исследования были сформированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение».
2. Выявить возрастные особенности проявления агрессивного поведения подростков.
3. Выявить потенциал игротерапии в психолого-педагогической коррекции агрессивности у подростков.
4. Осуществить опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности программы психолого-педагогической коррекции агрессивности у подростков.
Методологической и теоретической основой исследования является важнейшие положения психологии и педагогики, труды зарубежных и отечественных ученых и их научные идеи, касающиеся вопросов изучения, профилактики и коррекции агрессии, агрессивности, агрессивных форм поведения в подростковом возрасте (Г.С. Абрамова [1], А. Бандура [3], Р.Т. Байярд [2], Л.А. Венгер [9], Ю.Г. Волков [10], Е.В. Змановская [14], В.Л. Леви [17; 18], А.А. Реан [30], Л.М.Семнюк [34], И.А. Фурманов [37] и др.).
Нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, классификация;
- эмпирические - наблюдение, формирующий эксперимент, тестирование, анкетирование, проективная методика;
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ), методы математической обработки данных (t-критерий Стьюдента).
Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы игротерапии как средства психолого-педагогической коррекции агрессивности у подростков.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эксперимент проводился на базе гимназии № 40 Приволжского района г.Казани, в исследовании приняли участие 26 детей подросткового возраста, учащиеся 7 «Б» класса.
Научная новизна: в исследовании разработана программа психолого-педагогической коррекции агрессии у подростков «Психолого-педагогическая коррекция агрессивности», доказана ее эффективность в работе с детьми подросткового возраста.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что выявлена эффективность программы «Психолого-педагогическая коррекция агрессивности», предполагающей применение разнообразных форм и методов игротерапии. Собранные и апробированные материалы могут использоваться в работе педагогов-психологов, социальных педагогов с целью психолого-педагогической коррекции агрессивности у детей подросткового возраста.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


За последние годы психологами и педагогами было выполнено ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессии среди детей и подростков. Этому посвящены работы Г.С. Абрамовой [1], А. Бандуры [3], Р.Т. Байярда [2], Л.А. Венгера [9], Ю.Г. Волкова [10], Е.В. Змановской [14], В.Л. Леви [17; 18], А.А. Реана [30], Л.М.Семнюк [34], И.А. Фурманова и др.
1. Многие авторы разводят понятие агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.
2. А.Басс и А.Дарки выделяют следующие 5 видов агрессии: физическая агрессия - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику; раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении; косвенная агрессия - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная; негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов; вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы); обида - зависть и ненависть к окружающим за действительное или выдуманное действие; подозрительность - отношение к людям в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред; чувство вины - убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло; а так же ощущаемые им угрызения совести.
3. В современной психологии принято различать понятия «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение». Первое обычно рассматривают как отдельные действия и поступки, второе как относительно устойчивое свойство личности, третье - форма реагирования на различные неблагоприятные ситуации. Рассматриваются эти понятия с точки зрения различных подходов (психоаналитический, этологический, ситуативная теория, теория социального научения), каждый из них имеет свое практическое применение.
4. Становление агрессии у детей подросткового возраста - сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Подростки учатся агрессии, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми, выражающееся в агрессии, агрессивном поведении.
5. В нашем исследовании мы придерживаемся следующего определения понятия игротерапии, представленного А.М. Фонаревым, игротерапия выступает как метод коррекции эмоционально-волевой, коммуникативной и интеллектуальной сфер детей средствами игры. В современной психокоррекции игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими.
6. Нами выделены следующие формы игротерапии - групповая, индивидуальная, направленная и ненаправленная. Нами выделены методы игротерапии - сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская, театрализованная игра, обучающие игры, ролевые игры, психогимнастика,
7. Констатирующий эксперимент показал, что агрессивность у подростков очень высокая, в основном преобладает физическая агрессия, дети имеют высокий индекс враждебности и агрессивности. Все это говорит о необходимости проведения целенаправленной работы по преодолению агрессии у детей подросткового возраста.
8. Формирующий этап нашего эксперимента заключался в проведении коррекционной программы «Психолого-педагогическая коррекция агрессивности», направленной на преодоление агрессивности у детей подросткового возраста, включающей в себя применение различных форм и методов игротерапии: групповая, индивидуальная, направленная и ненаправленная форма; методы игротерапии - сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская, театрализованная игра, обучающие игры, ролевые игры, психогимнастика, игры со структурированным игровым материалом и сюжетом и неструктурированные игры способствуют снижению агрессивности у подростков.
9. После эксперимента 25% испытуемых отмечают, что не могут справиться с желанием навредить кому-либо; 43% испытуемых говорят о том, что способны ударить другого человека; для 36% испытуемых этой группы характерно давать сдачи, если их кто-то ударит; 55% испытуемых говорят, что если они очень разозлятся, то могут ударить другого; 34% испытуемых отмечают, что для защиты своих прав они готовы драться. Уровень детей с низкой агрессией после эксперимента понизился на 18%.
Экспериментальная проверка эффективности коррекционной программы « Психолого-педагогическая коррекция агрессивности» показала, что ее использование способствует снижению агрессивных реакций подростков, способствует социализации детей, налаживаю контактов со сверстниками и взрослыми. На наш взгляд, введение подобных программ в воспитательную систему образовательных учреждений необходимо для того, чтобы дети чувствовали себя нужными и необходимыми, становились отзывчивыми, а не жестокими, проявляли любовь к ближним, а не ненависть.



1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С.Абрамова. - М.: Международная педагогическая академия, 2012. - 327 с.
2. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный ребенок / Пер. с анг. А.Б.Орлова. - М.: Просвещение, 2011. - 224 с.
3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия / А.Бандура, Р.Уолтерс. - М.: Прогресс, 2010. - 217 с.
4. Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению // Общение и деятельность. - Прага, 2011. - 248 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) / Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 2012. - 464 с.
6. Большакова В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры /
В.Ю.Большакова. - Спб.: Социально-психологический центр, 2010. - 380 с.
7. Букалов А.В., Бойко А.Г. Соционика: тайна человеческих отношений и биоэнергетика / А.В.Букалов, А.Г.Бойко. - Киев: Соборна Украина, 2012. - 80 с.
8. Васильков Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика / Ю.В.Васильков, Т.А.Василькова. - М.: Просвещение, 2010. - 329 с.
9. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология / Л.А.Вангер, В.С.Мухина. - М.: Гардарики, 2011. - 417 с.
10. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология молодежи / Ю.Г.Волков,
В.И.Добреньков. - Ростов нД.: Феникс, 2011. - 245 с.
11. Гинзбург М.Р. Путь к себе / М.Р.Гинзбкрг. - М.: Педагогика, 2011. - 160с.
12. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н.Емельянов. - СПб: Сфера, 2012. - 166 с.
13. Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга / В.П.Захаров. - СПб.: Сфера, 2010. - 179 с.
14.Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В.Змановская. - М.: Академия, 2013. - 234 с.
15. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А.Клейберг. - М.: Варгус, 2011. - 256 с.
16. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. - 2009. - № 2. - С. 108-112
17. Кон И.С. Какими они себя видят? / И.С. Кон. - М.: Педагогика, 2010. - 256 с.
18. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С.Кон. - М.: Педагогика, 2011. - 219 с.
19. Корниенко А.Ф. Психодиагностика / А.Ф. Корниенко. - Казань: Казанский пед. Ун-т., 2003. - 148 с.
20. Леви В.Л. Нестандартный ребенок / В.Л.Леви. - М.: Знание, 2011. - 256 с.
21. Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае» / Е.Маринина, Ю.Воронов // Воспитание школьников. - 2004. - № 6. - С. 42-43.
22. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм / Ю.Б.Можгинский. - СПб.: Питер, 2011. - 329 с.
23. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С.Немов. - М.: Владос, 2013.
24. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Ю.М.Орлов. - М.: Просвещение, 2011. - 287 с.
25.Отклоняющееся поведение подростков как психолого-педагогическая проблема // Учительская газета. - 2002. - №13. - С. 5-8
26. Паренс Г. Агрессия наших детей / Г.Паренс. - М.: Владос, 2011. - 218 с.
27. Прихожан А.М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе / А.М.Прихожан. - М.: Просвещение, 2012. - 191 с.
28. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе /
A. С.Прутченков. - М.: Эксмо-Пресс, 2011. - 640 с.
29. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе / А.С.Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 2011. - 140 с.
30. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А.Реан // Психологический журнал. - 2006. - № 5. - С. 3-18
31. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х.Ремшмидт. - М.: Прогресс, 2011. - 256 с.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - М.: Педагогика, 2012. - 478 с.
33. Савина О.О. Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте / О.О.Савина. - М.: Педагогика, 2011. - 148 с.
34. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М.Семенюк. - М.: Прогресс, 2010. - 275 с.
35. Соколов Я.В. Социально-психологический тренинг не насилия / Я.В.Соколов. - М.: Эксмо-Пресс, 2013. - 248 с.
36. Справочное пособие по социальной работе / Л.С. Алексеевна, Т 33 П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака и др.; Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2011. - 168 с.
37. Фурманов И.А. Детская агрессивность / И.А.Фурманов. - М.: Педагогика,
2011. - 192с.
38. Хрестоматия по общей психологии. Субъект деятельности // Под ред.
B. В.Петухова. - М.: Прогресс, 2010. - 367 с.
39. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития / Г.А.Цукерман, Б.М.Мастеров. - М.: Интерпракс, 2012. - 218 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ