Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Основы нравственного воспитания 7
1.2 Формирование нравственного воспитания младших школьников. ... 14
1.3 Формирование нравственного воспитания младших школьников на уроках в начальной школе. Характеристика учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики» 21
Вывод по первой главе 32
Глава 2. ОПЫТНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1 Выявление исходного уровня нравственного воспитания у детей
младшего школьного возраста 33
2.2 Анализ урока по дисциплине «Основы религиозных культур и
светской этики» и результатов повторной диагностики 45
2.3 Рекомендации по оптимизации процесса нравственного воспитания
младших школьников 54
Вывод по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
В последние несколько десятилетий проблема нравственного воспитания младших школьников в отечественной психолого - педагогической науке претерпела ряд качественных и количественных изменений, связанных с глубокими изменениями в социально-экономической и политической сферах.
Проблемы нравственного развития, воспитания и совершенствования человека волновали общество. Особенно сейчас, когда жестокость и насилие все чаще встречаются, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и неправильные суждения нравственного воспитания обусловлены усилением противоречий в жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к нравственному развитию и воспитанию. Если упустить данный момент, то недостатки этого воспитания уже будет трудно восполнить в последующие годы. Некоторые из школьников социально наивны, со скептицизмом относятся ко всему новому, не желают активно участвовать в общественных делах, полагаются лишь на эмоциональное влияние со стороны взрослых. Именно педагог, который имеет возможность влиять на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме главную роль в своей деятельности. Вот почему школа, особенно учителя, решая задачи воспитания, должны полагаться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому ученику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, которое включено в учебно-воспитательный процесс и составляет его неотъемлемую часть.
Актуальность исследования проблемы заключается в том, что с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - курс ОРКСЭ). Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Сейчас общество уходит в виртуальный мир, избегая реальность. Именно поэтому нужно сделать так, чтобы школа стала центром формирования нравственных качеств у младших школьников.
В соответствии с этим, целью исследования является выявить возможности осуществления нравственного воспитания в процессе обучения в начальной школе (на примере курса «Основы религиозных культур и светской этики»).
Объект исследования - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - процесс нравственного воспитания младших школьников в процессе обучения.
Гипотеза исследования состоит в том, что введение курса по дисциплине «Основы религиозных культур и светской этике» позволит акцентировать внимание на нравственных качествах и повысит уровень их сформированности.
Задачи исследования:
1. анализ психолого-педагогической литературы и определение содержания нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;
2. выявление возможностей для осуществления нравственного воспитания в курсе «Основы религиозных культур и светской этики»;
3. диагностика уровня сформированности нравственных категорий у младших школьников;
4. разработка рекомендаций по использованию интерактивных методов на уроках «ОРКСЭ».
Методологической основой исследования нашла отражение в фундаментальных работах Н.В.Архангельского [3], Н.М.Болдырева [8], В.А. Сухомлинского [43], И.Ф.Харламова [49] и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания.
В процессе исследования использованы следующие методы: изучение научно-методической литературы по исследуемой проблематике; анализ и обобщение теоретического материала по проблеме; наблюдение за образовательно-воспитательным процессом в школе; диагностические методики; методы обработки данных исследования.
Базой опытно-экспериментальной работы стала МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №16 г. Альметьевска» (Школа - центр компетенции в электронном образовании) республики Татарстан.
В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста - ученики 4 «Б» и 4 «Г» класса МАОУ «СОШ № 16» г. Альметьевск. Ученики 4 «Б» класса посещали уроки по дисциплине «Основы религиозных культур и светской этики», так как курс предусмотрен в данном классе.
Теоретическая значимость состоит в том, что выявлен потенциал нравственного воспитания, заложенный в содержание учебных предметов 4 класса через личностные УУД и способы оценивания качеств образовательных результатов при изучении дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики».
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные в его ходе исследования результаты могут эффективно использоваться в школах, а особенно могут быть полезными для учителей при подготовке к групповым, индивидуальным занятиям. Разработанные рекомендации по использованию интерактивного обучения могут помочь эффективно и интересно преподавать курс «Основы религиозных культур светской этики».
Материалы исследования данной работы были апробированы в ходе публикации статей в электронном научном журнале Novalnfo.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической части и описания исследования), заключения, списка использованной литературы, приложений.
Педагоги, психологи, философы - ученые изучали проблему нравственного воспитания и сейчас данная проблема актуальна. Проанализировав психолого - педагогическую литературу по этому вопросу, мы рассмотрели сущность, содержание нравственного воспитания младших школьников. Нравственное воспитание характеризуется, как двухсторонний процесс, когда формируется моральное сознание, происходит развитие нравственных чувств и выработка привычки нравственного поведения. И именно курс «Основы религиозных культур и светской этики» помогает осознанию четвероклассником нравственных категорий.
В соответствии с поставленной нашей цели исследования мы выявили возможности осуществления нравственного воспитания в процессе обучения в начальной школе (на примере курса «Основы религиозных культур и светской этики»).
Экспериментальную часть нашей работы мы начали с первичной диагностики по трем методикам, на которой мы выявили уровни сформированности нравственных качеств, проведя исследование с учениками 4 «Б» и 4 «Г» класса МАОУ «СОШ №16» г. Альметьевск, в количестве 50 человека. По полученным в исследовании данным по тест - опросу «Добрый ли я», мы определи, что в 4 «Б» классе показали высокий уровень сформированности 32%, средний уровень - 64%, низкий уровень - 4%, в 4 «Г» показали высокий уровень - 24%, средний уровень - 68%, низкий уровень - 8%. По полученным в исследовании данным по методике решения воображаемых экспериментальных ситуаций «10 воображаемых ситуаций» в 4 «Б» классе интернальную направленность показали - 32 %, экстернальную направленность - 68%, в 4 «Г» интернальную
направленность показали - 40%, экстернальную - 60%. По полученным данным по анкете «Оцени поступок» в 4 «Б» классе 1 степень показали 0%, 2 степень - 100% учащихся, 3 степень соответственно тоже 0%, в 4 «Г» 1 степень показали - 8%, 2 степень показали 92%, 3 степень соответсвенно 0% учащихся.
Следующим этапом работы было посещение уроков наблюдение за детьми. Также был проведен подробный анализ одного из уроков.
Последним этапом было проведение повторной диагностики после курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 «Б» классе, а также в 4 «Г» классе, где не был предусмотрен курс.
По полученным в исследовании данных при повторной диагностики по первой методики значительно увеличился уровень сформированности нравственного качества «доброжелательность». В 4 «Б» высокий уровень стал 52%, средний уровень показал 48 %, низкий уровень не показал никто. В 4 «Г» - 24 % высокий уровень, средний уровень - 72 % а низкий уровень - 4. При повторной диагностики по второй методики в 4 «Б» классе интернальную направленность показали - 44 %, экстернальную направленность - 56 %, в 4 «Г» интернальную направленность показали - 40%, экстернальную - 60%, в данном классе показатели не изменились. При повторной диагностики по третьей методики в 4 «Б» классе 1 степень показали 8%, 2 степень - 84% учащихся, 3 степень - 8%, в 4 «Г» 1 степень показали - 8%, 2 степень показали 92%, 3 степень соответственно 0% учащихся. В 4 «Г» также показатели не изменились в сравнение с первичной диагностикой.
Мы видим, что есть различия между первым и вторым замером диагностики, присутствует положительная динамика и повешения уровня сформированности нравственных качеств.
Задачи был достигнуты: рассмотрено и проанализировано
содержание нравственного воспитания в процессе обучения младших школьников; выявили все основные возможности нравственного воспитания; провели экспериментальное исследование с целью выявления уровня сформированности нравственных качеств; разработали рекомендации по использованию интегративных методов для эффективного изучения и закрепления материала.
Таким образом, проанализировав все полученные результаты исследования, мы пришли к выводу, что введение курса «Основы религиозных знаний и светской этики» позволяет акцентировать внимание на нравственных качествах и повышает уровень их сформированности. Гипотеза нашего исследования подтвердилась.
1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для высшей школы / Г.С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2009. - 127 с.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011
3. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание. — М.: Просвещение, 1979. — 534 с.
4. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды - М.: Педагогика, 2003.
5. Барабанов В.В., Григоренко А.Ю. К вопросу о преподавании «Основы религиозных культур и светской этики» в школах // universum: вестник Герценовского университета. - 2013. - №2. - С. 92-102.
6. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное
формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000 г.
7. Бондаревская, Е. В. Педагогика: Личность в
гуманистических теориях и системах воспитания. — Ростов-на- Дону, 1999. — 350 с.
8. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников - М.: Педагогика, 1989 с. 82
9. Волков Б.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Б.С. Волков. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2016. —348 с. — (Бакалавриат).
10. Воронцова О.М. Базисные составляющие нравственного
воспитания [Электронный ресурс] / О.М. Воронцова - Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/bazisnve-sostavlvavuschie-
nravstvennogo-vospitaniva (дата обращения 10.10.18)
11. Г алузинский В.М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. - Киев.: Радянська школа, 1982. - 269 с.
12. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004. -
104 с.
13. Груздев М.В., Сапегин К.В. Духовно-нравственное воспитание в светской школе // Основы религиозных культур: Образовательная газета (Кирово -Чепецк). - 2012. - № 1. - С. 1-2.
14. Гусейнов А.А. Этическая мысль: современные исследования. Вопросы философии. - М.: Прогресс-Традиция, 2016. - № 3. - С. 19-56.
15. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Титттков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Титттков. - М.: Просвещение - 2014.
16. Золотухина-Аболина Е. В. Курс лекций по этике, издательство / Е. В Золотухина - Аболина. - М.: 2000.
17. Капустина Н.В., Александрова А.Г. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М.Неменского / Н.В. Капустина, А.Г. Александрова. - Волгоград: Учитель, 2009.
18. Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания - М.: Просвещение, 1996
19. Калинина Л.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников через нравственно - этическое оценивание [Электронный ресурс] / Л.В. Калинина - Режим доступа: https://cvber1eninka.m/artic1e/n/formirova.nie-nra.vstvennvlT-tsennostnvh- orientatsiv-mladshih-shkolnikov-cherez-nravstvenno-eticheskoe- otsenivanie (дата обращения: 20.12.18)
20. Концепция комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на ступенях начального, основного, среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pravobraz.ru/koncepciva-komp1eksnogo- uchebnogo-kursa-osnovy-religioznyx-kultur-i-svetskoj-etiki-na- stupenvax-nachalno go-osnovno go-sredne go-polno go-obshhe go- obrazovaniva/ (дата обращения: 15.01.19)
21. Ковалева Г. С., Логинова О. Б. Планируемые результаты начального общего образования /- М.: Просвещение, 2013
22. Коваленко А. И. Обзор основных идей когнитивной теории морального развития Лоренса Кольберга [Электронный ресурс] / А.И. Коваленко - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-osnovnyh-idey-kognitivnoy-teorii- moralnogo-razvitiya-lorensa-kolberga (дата обращения: 29.09.18)
23. Кузнецова Л.В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1998
24. Кузнецов Н.Т Словарь философских терминов. М., ИНФРА-М, 2007. - с. 366-367.
25. Лазуткина Л.Н Развитие речевой культуры как условие формирования личности обучающегося [Электронный ресурс] / Л.Н. Лазуткина - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie- rechevoi-kvltvru-kak-uslovie-formirovaniva-lichnosti-obvchaushixsva (дата обращения: 25.10.18)
26. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в
образовании человека. Стандарты и мониторинг в образовании / В.С. Леднев . М.: Юрайт, 2010.
27. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, Юрайт, 2009.
28. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / под ред. В.А. Сластенина. — М .: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 647 с.
29. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2004. - 450 с.
30. Минаева Е. И. Формирование духовно нравственной культуры обучающихся на учебных занятиях курса «Основы религиозных культур и светской этики» в условиях полиэтнической образовательной среды [Электронный ресурс] / Е.И. Минаева -
Режим доступа: http://aeterna-ufa.ru/sbornik/NK128-3.pdf#page=141
(дата обращения 11.11.18)
31. Мухина Е.А. Духовно - нравственные проблемы
развития личности в современном российском обществе.
[Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno- nravstvennye-problemy-razvitiya-lichnosti-v-sovremennom-rossiyskom- obschestve
32. Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология
образования. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. 5-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2014. - 496 с.
33. Подласый И.П. Педагогика. Книга 3: Теория и технологии воспитания: Учебник для вузов. 3 - е изд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2015.
34. Письмо Минобрнауки России от 22.08.2012 г. № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mosmetod.ru/metodicheskoe- prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/normativno- pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-22-08-2012-g- 08-250.html (дата обращения 15.11.18)
35. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация
воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - с. 28
36. Секачёва И.Н. Нравственное воспитание младших школьников [Электронный ресурс] / И.Н. Секачёва - Режим доступа: http:// school2100. com/upload/ iblock/7a5/7 a587dc8d8e355ddd4a740b321 bcd428.pdf (дата обращения 12.11.18)
37. Симакова Т.П. Средства воспитания (методический подход) [Электронный ресурс] / Т. П. Симакова - Режим доступа: http://www.ppoisk.com/Gurnal-soderganie/soderganie-Kl-2017.htm (дата обращения 12.01.19)
38. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. - М.: Школа- пресс, 2002. - с. 59
39. Смолонский С. И. Духовно - нравственное воспитание в педагогическом наследие Сухомлинского В.А. [Электронный ресурс] / С.И. Смолонский - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-v- pedagogicheskom-nasledii-v-a-suhomlinskogo (дата обращения 22.03.19)
40. Соловьев В.С. Оправдание добра: Нравственная философия. / В.С. Соловьев. - М.: Республика, 1996. - 479 с.
41. Соколова И.М. Оценка достижения планируемых
результатов в начальной школе [Электронный ресурс] / И.М. Соколова - Режим доступа:
http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/crii/2018/SBORNIK Konferencija de kabr 2017.pdf#page=158 (дата обращения 27.01.19)
42. Судьина С.Б. Сетевая поддержка становления нравственных ценностей младшего школьника [Электронный ресурс] / С.Б. Судьина - Режим доступа:
https://cvberleninka.ru/article/n/setevava-podderzhka-stanovleniva- nravstvennyh-tsennostey-mladshego-shkolnika (дата обращения: 17.12.18)
43. Сухомлинский В. А. О воспитании: науч. изд. / сост. С. Соловейчик. М.: Политиздат, 1975. - 270 с.
44. Ушаков Д.Н Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. - М.: ВЛАДОС, 2015.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://school-teacherspb.ru/fgos/fgos-noo.html (дата обращения 24.10.18)
46. Фёдорова О.Е. Использование интерактивных образовательных технологий в начальной школе [Электронный ресурс] / О.Е. Фёдорова - Режим доступа: httpV/прогимназия - интеллект.рф/images/documents/innovation/ (дата обращения 14.03.19)
47. Ханова Т.Г., Курбатова А.С. Влияние экологического воспитания на духовно - нравственное развитие младших школьников [Электронный ресурс] / Т.Г. Ханова, А.С. Курбатова. - Режим доступа: https ://www. science-education.ru/pdf/2016/6/25796.pdf (дата обращения 14.12.18)
48. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. - М.: Просвещение, 1993. с. 30
49. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие /. - Издание 6-е, переработанное и дополненное. - Москва: Гардарики, 2013.
50. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск. 2014.