Введение 3
1. Теоретические основы изучения особенностей эмоционального интеллекта и стратегий выхода из конфликта в юношеском возрасте
1.1. Сущность понятия «эмоциональный интеллект» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности формирования эмоционального интеллекта в
юношеском возрасте 16
1.3. Влияние развития эмоционального интеллекта на стратегии выхода
из конфликта в юношеском возрасте 20
2. Методы и организация исследования особенностей эмоционального
интеллекта и стратегий выхода из конфликта в юношеском возрасте
2.1. Описание выборки исследования 32
2.2. Методы исследования 33
2.3. Процедура исследования 38
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 39
3. Исследование уровня эмоционального интеллекта и особенностей
стратегий выхода из конфликта в юношеском возрасте
3.1. Изучение эмоционального интеллекта в юношеском возрасте 41
3.2. Изучение стратегий выхода из конфликтных ситуаций 45
3.3. Выявление характера и степени взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта с особенностями стратегий выхода из конфликтных ситуаций в юношеском возрасте 55
Заключение 63
Литература 69
Приложения 74
Актуальность темы исследования. В современном обществе проблема развития личности, как являлась, так и является ключевой в гуманистической психологии. Интеграция человека в общество происходит за счет полученных знаний, ценностей, социальных навыков и социальной чувствительности приобретенных в течение жизни. Одним из важных навыков для успешной интеграции индивида является эмоциональный интеллект, так как является фундаментальным свойством психики и включаются во все образования личности, участвуя в регуляции ее деятельности.
В настоящее время особенности эмоциональности студенчества, как специфической возрастной и социальной группы, могут быть отнесены к малоизученной области психологического знания. В процессе обучения возрастает депрессивность студентов и падает уровень их эмоциональной зрелости. Этот результат определенно несколько парадоксален, хотя его можно объяснить тем, что параллельно с обучением человек входит во взрослую жизнь, сталкивается с ее трудностями, часто дезадаптируется [12].
Данные процессы обусловлены возрастными особенностями и социальным положением, которое занимает студент. Так, для юношеского возраста характерно изменение положения в системе общественных отношений, которое обусловлено изменением характера выполняемой деятельности, выходящее за пределы школы и требующее выполнения от юношества различных общественных функций. Изменение касается и выполняемой роли в семье, неформальной группе, в ближайшем окружении знакомых и близких им людей, поскольку в этом возрасте он приобретает статус взрослого. Однако, возникает противоречие: считаясь взрослым, фактически продолжает находиться в материально зависимости от своих родителей, что может вызвать состояние внутреннего дискомфорта, которое выражается в упрямстве, реакциях протеста и др.
Изменения в социальном статусе личности в юношеском возрасте обусловлено этапом окончания обучения в средней школе, поступлением в высшее или среднее профессиональное учреждение, на работу, требующее адаптации к новому социальному окружению и выбранному виду деятельности.
Возникновение трудностей в период юношеского возраста порой могут служить причиной проявления различных форм неадекватного поведения, и, как следствие таких трудностей - обострение конфликтных ситуаций.
Конфликты являются трудными и значимыми ситуациями межличностного взаимодействия, поэтому выбор стратегий и тактик взаимодействия в конфликте, определение - конструктивного или деструктивного его разрешения во многом будет влиять на успешность деятельности и развития межличностных отношений. В выборе деструктивных стратегий взаимодействия в конфликте одной из существенных причин являются переживание участниками конфликта интенсивных негативных эмоций.
В отечественных и зарубежных исследованиях таких авторов, как А. Я. Анцупов[5], С. В. Баклановский[7], Д. Гоулман[15] , Н. В. Гришина[10], М. С. Мириманова[28], Ю. П. Платонов[41], С. Л. Рубинштейн[43] и другие выявлено, что интенсивные эмоции, которые переживают участники конфликта, влияют на особенности восприятия конфликтной ситуации в целом, самих партнеров по взаимодействию, а также на предпочтение стратегий и способов взаимодействия в конфликте.
Эмоции в повседневной жизни порой играют решающую роль в характере межличностных отношений, принятии важных решений: способность понимать, воспринимать и регулировать эмоции как свои, так и окружающих людей в межличностных взаимоотношениях является ключевым моментом.
Неконтролируемые эмоциональное состояние участников конфликта зачастую становится причиной принятия импульсивных решений, расширения масштаба конфликта, формирования негативной оценки личности партнеров по конфликту и других негативных последствий.
Эмоциональный интеллект является умением понимать свои эмоции и эмоции партнера, управлять ими, поэтому он может рассматриваться как значимый, но на сегодня малоизученный фактор конструктивного взаимодействия в конфликте [15]. Исследование данной проблемы в условиях проявления выхода из конфликтной ситуации не рассматривалось, что и составляет теоретическую значимость исследования.
Социальная значимость данного исследования определяется тем, что исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и механизмов выбора стратегии поведения в конфликте в юношеском возрасте позволит применению конструктивного метода регуляции эмоционального напряжения, поскольку когнитивная переоценка ситуации способствует выбору конструктивных стратегий урегулирования конфликта. Позволит решению проблем современной психологии в поиске снижения конфликтности в обществе, в частности, в студенческой среде.
Практическая значимость исследования эмоционального интеллекта и стратегии выхода из конфликтной ситуации в юношеском возрасте заключается в возможности применения полученных результатов в психологической и педагогической практике: консультировании, психологическом сопровождении студентов.
Объект исследования: эмоциональный интеллект в юношеском возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта со стратегиями выхода из конфликтной ситуации в юношеском возрасте.
Цель исследования: исследовать особенности эмоционального интеллекта во взаимосвязи со стратегиями выхода из конфликтной ситуации в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта и выбором стратегий выхода из конфликтных ситуаций в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме влияния уровня эмоционального интеллекта на стратегии выхода из конфликтной ситуации в юношеском возрасте.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить характер влияния уровня эмоционального интеллекта на особенности стратегии выхода из конфликтной ситуации в юношеском возрасте.
Методы и методики исследования: метод опроса с использованием методик:
1) опросники уровня эмоционального интеллекта Д. Люсина [31];
2) опросник описания поведения в конфликте К. Томаса [35].
3) Копинг-тест Лазаруса [29].
Математические методы обработки данных - корреляционный анализ Пирсона.
Выборка: студенты базе Казанского (Приволжского) Федерального Университета факультета психологии и образования. Общее количество опрошенных - 50 человек: 10 юношей и 40 девушек. Средний возраст 20 лет.
Область применения: Данное исследование носит прикладной характер и позволяет определить взаимосвязь уровня развития эмоционального интеллекта и ведущую стратегию в поведении студентов при возникновении конфликтной ситуации.
Результаты исследования могут быть полезны в психологическом сопровождении высшего профессионального образования, помочь кураторам групп проводить прогноз возможных конфликтных ситуаций, определять характер их течения и поиск вариантов их профилактики или разрешения.
Эмоциональный интеллект - это способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способности человека распознать эмоцию, идентифицировать эмоцию, понимать причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт, способность к управлению эмоциями , контролировать внешнее выражение эмоций и необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
Способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей, то есть внутриличностный эмоциональный интеллект и межличностный эмоциональный интеллект.
Юношеский возраст определяется в рамках 17-23 лет. В данный период можно выделить следующие особенности, это:
1) приобретает новое развитие механизм идентификация-обособление,
обостряется способность к эмпатии, к сопереживанию другим людям и различным произведениям искусства: литературным, музыкальным,изобразительным;
2) происходит идентификация не только с людьми, но и с природой, искусством. В результате сфера чувствований молодого человека становится тоньше, богаче, и на этом фоне интенсивно идет развитие рефлексивных процессов;
3) расширяется круг факторов, способных вызвать эмоциональный отклик; способы выражения эмоций становятся более гибкими и разнообразными; увеличивается продолжительность эмоциональных реакций и т.д.
Копинг-стратегии - это актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессом. Относительно стабильные личностные и социальные характеристики людей, обеспечивающие психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-стратегий, рассматриваются в качестве копинг-ресурсов
Для юношеского возраста характерно следующее:
1) эмоционально-ориентированные поведенческие стратегии служат непосредственному эмоциональному решению снятия негативных ощущений;
2) стратегии, ориентированные на проблему, направлены на изменение реальной ситуации;
3) высокий уровень тревожности приводит к использованию эмоциональных копинг - стратегий, которые связаны со снижением самооценки, ухудшением адаптации к заболеваниям;
4) высокий уровень психологической зрелости юношей, ощущение собственной значимости, высокая самооценка обуславливают использование когнитивных копинг - стратегий.
Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и стратегии выхода из конфликтной ситуации в юношеском возрасте проводилось среди студентов 18-23 лет кафедры психологии образования на базе Казанского (Поволжского) федерального университета на кафедре психологии образования.
Для решения поставленной цели была разработана программа исследования, подобраны методики, соответствующие возрасту исследуемых, осуществлен сбор и обработка эмпирических данных.
На первом этапе после обработки первичных протоколов была составлена матрица первичных данных тестирования.
На втором этапе обработки результатов с целью выявления взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта и предпочитаемыми копинг- стратегиями в юношеском возрасте был проведен корреляционный анализ, посредством коэффициента Пирсона. Выборка испытуемых составляет 50 человек.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
Высокий уровень эмоционального интеллекта способствует на подсознательном уровне выбирать адаптивные формы стратегий выхода из конфликтной ситуации.
Умения идентифицировать эмоции, управлять ими и проявлять внутриличностный и межличностный интеллект приводит к осознанному выбору продуктивных и когнитивных стратегий выхода из конфликтной ситуации.
Эмоциональный интеллект оказывает большое влияние на психологическое состояние человека. Так, студенты с высоким уровнем эмоционального интеллекта получают дополнительную информацию, тем самым повышают качество принимаемых решений, и могут претворить эти решения в жизнь за счет планирования решения проблем, положительной переоценки. Эмоциональный интеллект способствует принятию наиболее эффективных решений за счет возможности личности контролю собственных эмоций, а также и управлению эмоциями других.
Таким образом, эмоциональный интеллект является фактором устойчивости личности к различным стрессовым ситуациям, определяющим выбор и эффективность использования продуктивных копинг-стратегий.
Учитывая содержание понятия «эмоциональный интеллект», мы можем предположить следующее:
1) отрицательная корреляционная связь, выявленная в ходе эмпирического исследования, выражается в следующем: чем выше уровень развития эмоционального интеллекта, тем меньше вероятность выбора неадаптивных стратегий поведения в конфликте, как «избегание», «соперничество», «социальная поддержка».
2) эмоциональный интеллект положительно коррелирует с моделью поведения «сотрудничество», что направлено на глобальное решение конфликтной ситуации, в основе которой заложено:
- понимание эмоции, потребностей и проблем оппонентов;
- большой эмоциональный опыт в понимании развития и поддержания хороших отношений;
- умение контролировать импульсивные чувства, управлять своими эмоциями в отношениях.
Таким образом, гипотеза нашла эмпирическое подтверждение: в ходе данного исследования в результате интерпретации были обнаружены статистически значимые:
- отрицательная корреляционная связь показателей уровня эмоционального интеллекта и неосознанного выбора дезадаптивных механизмов защиты;
- прямая корреляционная связь показателей уровня эмоционального интеллекта и осознанного выбора продуктивных копинг-стратегий у студентов Казанского федерального университета кафедры психологии образования.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: ИЦ «Академия», 2007.704с.
2. Алферова М.А. Эмоциональный интеллект и стратегии поведения в конфликте студентов ДВФУ // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. 1V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(55).
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.1. - М.: Просвещение, 2000. 395с.
4. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. - СПб.: БХВ- Петербург, 2012. 288с.
5. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2006. 288с.
6. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Мысль, 2006. 159с.
7. Басова А. Г. Сравнительный анализ стратегий поведения в конфликте школьников подросткового и юношеского возраста // Молодой ученый. 2013. №5. С. 627-631.
8. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2004. 224 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. 298с.
10. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПБ.: Прайм-Еврознак, 2006. 672с.
11. Бхарвани Г. Важнее, чем IQ! EQ: эмоциональный интеллект. Тренинг «секретного интеллекта», который дает эффективность в любом деле. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2009. 218с.
12. Выготский Л. С. Педагогическая психология [под ред. В. В.
Давыдова]. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536с.
13. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. 668с.
14. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А. Исаевой. - М.: АСТ, 2009. 233с.
15. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 301с.
16. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. ВУЗа. - М.: Изд-во Владос-Пресс. 2013. 263с.
17. Деревянко С.П. Ситуативные аспекты актуализации эмоционального интеллекта // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под редакцией Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд- во ИП РАН, 2009. 313с.
18. Евдокимова А. С. Социально-психологические факторы
экономической социализации личности: дис. ... канд. психол. наук. - Иркутск,
2014. 186с.
19. Ерохина Е.В. Стратегии преодолевающего поведения и социальной адаптации при различных профилях эмоционального интеллекта. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Краснодар, 2011. 26 с.
20. Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С.45-52.
21. Казанцева О.А. Индивидуально-типические особенности ответственности личности студентов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Новосибирск, 2008. 22с
22. Камышникова Л. Д. Структура эмоционального интеллекта в контексте социальных ситуаций: автореф. дис. . канд. психол. наук. - М., 2012. 22с.
23. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. 416с.
24. Карпов А.В. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма // Вестник интегративной психологии. 2006. №4. С. 26-31.
25. Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - М., 2014. 223с.
26. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. - М.: АСТ, 2010. 446с.
27. Комарова А.И. Культурно-психологические особенности
взаимосвязи ценностей и эмоционального интеллекта. Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Саратов, 2011. 25с.
28. Крюкова Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. - М.: 2007. № 3. С. 93-112.
29. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Педагогика, 1999.340с.
30. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Изд-во Питер, 2009. 123с.
31. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые
психометрические данные // Социальный интеллект: теория, измерения,
исследования. - М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 2009. С.264 - 278.
32. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерения, исследования. - М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 2004. С. 29-36.
33. Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты / под. ред. Г.А. Емельянова. - М.: Смысл, 2000. 241с.
34. Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин. - СПб.: Питер, 2010. 582с.
35. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 2001. 478с.
36. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: ИЦ «Академия», 2000.432с.
37. Нго Конг Хоан Эмоции в структуре мыслительного процесса: дис. ... канд. псих. наук. - Ленинград, 1984. 158с.
38. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов / А.Г. Шмелева. - М.: «Феникс», 2006. 544с.
39. Панкова Т. А. Эмоциональный интеллект как фактор социально-психологической адаптации молодых специалистов: автореф. дис. . канд. психол. наук. - М., 2011
40. Пантелеева Т. А. Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального интеллекта в отечественной психологии // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III международной научной конференции. - Челябинск, 2015. С. 19-25.
41. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб, Питер, 2010. 816с.
42. Рубин Дж. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 352с.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. т.2. - М., 2009. 475с.
44. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология: [учеб. пособие для вузов]. - Изд. 6-е; стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. 541с.
45. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - М.: Наука, 2006.256с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - М., 2011. 42с.
47. Хорни К. Наши внутренние конфликты. - М.: Академический проект, 2007. 224с.
48. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Просвещение, 1993. 297с.
49. Четвериков А.А. Аффективная оценка результата решения когнитивных задач. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - СПб, 2014. 212с.
50. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2007. - 397с.
51. Экман П. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2011. 334с.
52. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. N 4. С. 38-50.
53. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / под ред. Л.В. Толстых. - М.: Просвещение, 1996. 419с.
54. Яничева Т. Г., Доценко Е.В. Восприятие человеком социальных ситуаций через призму индивидуальных ценностей // Семья в современном мире / составитель и науч. редактор Куницына В.Н. - СПб.: Изд-во СПбГУ,
2010. С. 191-199