Введение 3
ГЛАВА 1. Язык и риторика Корана 6
1.1. Основные положения риторики 6
1.2. Риторические обороты и средства выразительности в Коране 10
1.3. Кораническая структура 25
ГЛАВА 2. Основные формулы мусульманской риторики в быту и в молитвенных практиках 31
2.1. Происхождение формул мусульманской риторики 31
2.2. Особенности мусульманской риторики 37
2.3. Риторические формулы в быту мусульман 41
2.4. Формулы мусульманской риторики в молитвенной практике 45
Заключение 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Перевод и исследование трудов, которые претендуют на звание основополагающих произведений для постижения исламской цивилизации, являются первостепенными задачами для востоковедов, которые специализируются на проблематике Ближнего Востока. Культурно-исторический феномен популяризации ислама по-прежнему остается загадкой для многих исследователей; в связи с чем, потребность в изучении и проведении работ, неразрывно связанных с этой религией, лишь увеличивается в геометрической прогрессии. Особое место в постижении исламской культуры и религии занимает арабская филология и арабский язык. Арабский является языком Корана, а также универсальным средством общения среди большинства мусульман и языком молитвенных практик. Данное исследование посвящено арабо-мусульманскому дискурсу с точки зрения двух подходов: когнитивного и риторического. В качестве первоисточника, на базе которого проводится исследование, выступает Коран (на арабском языке, а также в переводах Н. Зейналова, И. Крачковского, Абу Аделя), а также «Мусульманская молитвенная практика» Ш. Аляутдинова, в которой отражены основные мусульманские риторические формулы.
В контексте изучения арабского языка как религиозного звена и средства для коммуникации верующих, следует обратить особое внимание на анализ мусульманской риторики, ее основные формулы, которые, несмотря на единство в языке, порой отличны в различных мусульманских течениях.
Цель данной дипломной работы - детально проанализировать формулы мусульманской риторики в арабском языке, изучить степень использования риторических формул в повседневной жизни и в молитвенной практике. В связи с данными целями, нами были выделены следующие практические задачи:
1. Изучить основы риторики и рассмотреть специфику мусульманской риторики; детально проанализировать арабо-мусульманский дискурс;
2. Исследовать этимологическое происхождение коранической лексики, относящейся к риторическим формулам;
3. Рассмотреть кораническую структуру текста;
4. Изучить расхождения в использовании формул религиозной риторики среди мусульманских конфессиональных течений.
Объектами данного исследования являются выбранные образцы мусульманских формул риторики, категоризированных по принципу использования в быту и в молитве. В основе этого исследования лежит следующее определение формул риторики: это «особые приемы речи, повышающие убедительность, красочность и силу коммуникативного воздействия на слушателя».
Предмет исследования заключается в особенностях арабомусульманского дискурса с точки зрения его когнитивных и риторических особенностей.
Данная дипломная работа позволяет расширить понимание понятийной картины мира, отраженной в арабской коранической лексике. Полученный в ходе проведения исследования материал позволит широкому кругу студентов - арабистов ориентироваться в изучении анализе религиозной риторики, а также расширить рамки кругозора в аналитике арабских текстов, улучшит понимание мусульманского общественного дискурса.
Методология исследования. В данной работе были применены такие методы исследования, как семантико-стилистический, текстологический, контекстологический и герменевтический методы.
Степень разработанности проблемы. Большая часть работ, посвященная проблемам мусульманской риторики, издана на английском и русском языках. Основной материал был почерпнут из таких научных работ, как Е.А. Резван «Коран и его мир», «Введение в коранистику», «Коран как историко-этнографический источник и литературный памятник», Toshihiko Izutsu «God and Man in Qur'an», О.Г. Большаков «История Халифата. Т. I. Ислам в Аравии», Христоф Люксенберг, «Сиро-арамейское прочтение Корана. Вклад в расшифровку языка Корана», «Основы риторики» А.А. Волкова.
Практическая значимость. Полученный в ходе проведения исследования материал позволит широкому кругу студентов-арабистов ориентироваться в изучении мусульманской цивилизации, особенностях исламских течений, анализе религиозной риторики, а также расширить рамки кругозора в аналитике арабских текстов, улучшит понимание мусульманского общественного дискурса.
Структура исследования: данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и использованной литературы.
Введение раскрывает актуальность и определяет степень научной разработки темы, цель исследования раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
Первая и вторая глава посвящены теоретической части исследования.
В первой главе даются общие сведения о науке лингвокультурологии. Во второй главе идет ознакомление с понятием символ. А в третьей главе данная теория применяется на практике на примере арабской сказки.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В последнее десятилетие можно наблюдать непрекращающийся рост интереса к религиозному дискурсу. В первую очередь, это связано с положительной динамикой увеличения числа верующих людей, спустя столетие, отмеченное жесткими секулярными рамками. Также религия по - прежнему определяет и объясняет те или иные явления или события мировой значимости. Соответственно, филологический подход к изучению религиозного дискурса может выявить механизм, воздействующий на общественное влияние. Ведь как писал известный современный мыслитель Ноам Хомский, слова мы используем для того, чтобы осуществлять действия. Коммуникационный компонент, к которому относятся формулы мусульманской риторики, безусловно, крайне важен, он определяет поведение людей и формирует социальную матрицу, создающую горизонт ожиданий. Язык - это самостоятельная реальность, возникающая в процессе деятельности.
На первом этапе работы были очерчены границы понятия «риторика»; изучена специфика арабо-мусульманского дискурса; проанализированы особенности коранической риторики и структуры Корана; выделены прагматические теории происхождения тех или иных средств выразительности в Коране, что играют роль в коммуникационном аспекте и ныне.
Второй этап включил в себя применение методов когнитивного и герменевтического анализа материала, а именно была проанализирована кораническая лексика, нашедшая выражение в современной мусульманской риторике. Были сформулированы особенности мусульманской риторики и прослежены закономерности выбора тех или иных выражений в зависимости от жизненной ситуации.
Данное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Мусульманская риторика на примере Корана предполагает учет особенностей культурно-исторического плана. Для данных риторических формул характерно использование особых средств выразительности (чаще всего - метафору) для усиления идеи.
2. Анализ частоты употребления той или иной лексики позволяет определить те слова, которые обладают смысловой нагрузкой в высшей мере, и, соответственно, воздействующие на адресата в высокой степени позволяет выделить слова, обладающие наибольшей смысловой нагрузкой и, следовательно, производящие особое воздействие на адресата. Основным словом, ставшим производным для большинства формул, стало упоминание Бога - Аллаха.
3. Использование выразительного языка Корана в риторических
формулах соответствует коммуникационной стратегии: так как люди, использующие формулы, прибегают
к разнообразным риторическим приемам, совмещая их с боговдохновенностью изложения. Благодаря этому мусульманская риторика является в значительной степени запоминающейся и мотивирующей.
1. Коран. - Стамбул.: Nesil, 2015. - 604 с. (на арабском языке)
2. Аляутдинов Ш. Мусульманская молитвенная практика. /Ш. Аляутдинов. - Казань., ИД Медина, 122 с.
ЛИТЕРАТУРА
3. Абу Адель. Коран. Перевод смысла аятов и их краткое толкование / Абу Адель. - Казань.: Идель-пресс, 2008.-1100 с.Авеличев, А.К. Возвращение риторики / А.К.
4. Авеличев // Общая риторика: Пер. с фр. / Ж.Дюбуа, Ф.Пир, А.Тринон и др.; (общ.ред. и вступ.ст. А.К.Авеличева). - М.: Прогресс, 1986. - 392 с.
5. Аристотель. Риторика. // Аристотель - Москва.: АСТ, 2017. 27 с.
6. Ас-Суйути, Джалал ад-Дин. Совершенство в коранических науках. Вып. 5: Учение о неподражаемости и достоинствах Корана / Под общ. ред. Д. В. Фролова. М.: Муравей, 2006
7. Большаков, О.Г. «История Халифата. Т. I. Ислам в Аравии». // О.Г. Большаков - Москва.: АСТ, 2003. 322 с.
8. Волков, А.А. Основы риторики: Учебное пособие для вузов. / А.А. Волков - Москва: Академический проект, 2017. - 336 с.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Монография/ Л.С. Выготский— 5-е изд., испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
10. Ивин, А.А. Основы теории аргументации: учебник / А.А. Ивин. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 352 с
11. Игнатьев, А.С. Обучение использованию фигур стилистического синтаксиса в
публичных выступлениях на арабском языке: Учебно-методические
рекомендации по использованию фонограмм публичных выступлений на арабском языке / А.С. Игнатьев. - М.: ВКИ, 1982. - 25 с.
12. Люксенберг Х. «Сиро-арамейское прочтение Корана. Вклад в расшифровку языка Корана» // Христоф Люксенберг. - М.: Наука, 1996. - 37 с.
13. Кибрик, А.А. Анализ дискурса в когнитивной перспективе: дис. в виде доклада. докт. филол. наук: 10.02.19 / Андрей Александрович Кибрик. - М., 2003. — 90 с
14. Коран / Пер. с араб. акад. И.Ю. Крачковского; предисл. к изд. 1963 г. В. Беляева, П. Грязневича. - М.: МНПП «Буква», 1991. - 528 с.
15. Платон. Диалоги. М., 1986. С.13.
16. Резван Е. А. Коран и доисламская культура (проблема методики изучения) / Ислам. Религия, общество, государство. М., 1984. С. 44-58
17. Резван Е. А. Коран и его мир. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001
18. Священный Коран. Перевод и комментарии / пер. с араб. Н. А. Зейналов - Санкт-Петербург: Петербургское востоковедение, 2016. - 640 с.
19.Izutsu, Toshihiko. Ethico-Religious Concepts in the Quran. Montreal: McGill-Queens University Press, 2002
20. Jeffery, Arthur. Materials for the History of the Text of the Qur‘an (Ibn Abi Dawud, Kitab al-masahif). Leiden, 1937 .
21. Muir, William. The Coran. Its composition and teaching; and the testimony it bears to the Holy Scriptures. London: Society for promoting Christian knowledge, 1896
22. Foss, S.K. Rhetorical Criticism: Exploration and Practice / S.K. Foss. - Waveland Press, 2008. - 444 p.
СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
23. Баранов, Х.К. Арабско-русский словарь [текст] / Х.К. Баранов. - М.: Костин, 2007. - 944 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
24. Метонимические средства выражения эмоций в речи арабов [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metonimicheskie- sredstva-vyrazheniya-emotsiy-v-rechi-arabov
25. Религиозный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: falaq.ru (15.04.18)
26. Словарь терминов риторики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: smolsoc.ru/index.php/rhet