Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности использования игровых технологий на эмоционально-личностную сферу дошкольников

Работа №41914

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения игровой технологии в процессе образовательной деятельности 6
1.1. Психолого-педагогические аспекты развития детей дошкольного возраста 6
1.2. Значение игрового метода, его функции и особенности 18
1.3. Влияние игры на эмоционально-личностную сферу дошкольника 22
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Организация исследование применения игровой технологии в процессе образовательной деятельности 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Разработка модели применения игровой технологии в процессе образовательной деятельности 37
2.3. Результаты исследования и их обработка 39
Выводы по 2 главе: 48
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра - это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра - это и школа общения для ребенка.
Игры бывают разные: и ролевые, и подвижные, и дидактические. Игровой дух может охватывать всю жизнь семьи, сплотить родителей и детей. Это позволяет родителям превращать любое дело в веселое времяпрепровождение, привнести в свои педагогические цели увлекательный характер, и тогда позиция педагога сразу же становится кровным делом детей, а воспитание - творчеством.
Развивающие игры представляют собой наборы задач постепенно возрастающей сложности очень широкого диапазона, от элементарных, доступных малышу, до таких, с которыми даже взрослые справляются с трудом. Эти игры обращены на развитие творческих мыслительных способностей ребенка. Их, конечно, нельзя называть играми в полном смысле этого слова. Это скорее обучение с использованием игровых моментов.
Объект исследования - игровая технология при обучении дошкольников.
Предмет исследования - эмоционально-личностная сфера дошкольников
Цель исследования - изучить особенности использования игровых технологий на эмоционально-личностную сферу дошкольников.
Гипотеза исследования - игровые технологии связаны с развитием эмоционально-личностной сферы дошкольников в процессе образовательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Исследовать психологические особенности детей дошкольного возраста.
2. Провести теоретический анализ влияния игровых технологий на эмоционально-личностную сферу у дошкольников
3. Проанализировать результаты исследования использования игровых технологий для развития эмоционально-личностной сферы дошкольников.
4. Разработать программу занятий, направленных на оптимизацию эмоционально-личностной сферы дошкольников.
Теоретическая значимость исследования, психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста в психологических исследованиях разработана недостаточно. Данная проблема требует особого внимания со стороны психологов, педагогов, воспитателей, родителей. Теоретическая значимость работы обусловлена ее относительной новизной и заключается в более детальном изучении эмоционально-личностной сферы у детей дошкольного возраста - психолого-педагогической коррекции нарушений эмоционально-личностной сферы.
Практическая значимость исследования заключается в получение новых эмпирических данных для развития таких научных направлений как социальная психология, детская и педагогическая. Полученные результаты могут быть использованы для разработки рекомендаций и системы профилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих успешное формирование эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста.
Методологическую базу исследования составляют современные научные представления о ведущей роли деятельности в становлении индивида как личности (Б. Г. Ананьев, М.В.Чумакова); положение о тесной связи эмоциональной и волевой регуляции (Е.О. Смирнова); теоретические и методологические принципы использования игровой технологии как одного из методов коррекции (Л. Д. Лебедева, М.В. Киселева); положения
В.А. Горбачёвой, Ю. М. Миланич о нарушениях эмоциональной сферы дошкольников.
Методы и методики исследования, теоретический анализ объекта и предмета исследования, методы математической статистики для обработки результатов (корреляционный анализ).
Эмпирическая база исследования: В качестве испытуемых в нашем исследовании выступили 40 дошкольников - воспитанников МБДОУ №7 комбинированного вида Советского района г.Казани, что составило 2 выборки по 20 человек в каждой. Выборка 1 (В 1) - экспериментальная группа - дошкольники, посещающие занятия, направленные на оптимизацию эмоционально-личностной сферы дошкольников. Выборка 2 (В 2) - контрольная группа - дошкольники, в ходе исследования не посещающие занятия, направленные на оптимизацию эмоционально-личностной сферы дошкольников.
В исследовании были использованы следующие методы диагностики: -Методика «Веселый - грустный» Р. Тэммл (1998 год)
-Опросник Баса-Дарки в модификации Г. Резапкиной (1957 год) -Графическая методика «Кактус» М.А.Панфиловой (1993 год) Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дошкольное детство - это становление личности, в период которого познается мир человеческих отношений. Во время игр ребенок получает опыт общения со сверстниками, осваивает речь, у него появляется творческое воображение, возникает эмоциональное предвосхищение последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами.
Развитие эмоционально-личностной сферы - важнейший аспект развития личности в целом. Развитие эмоционально-личностной сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия - наследственность, особенности его физического развития.
Формирование представлений об окружающем мире, понимания особенностей человеческих взаимоотношений - все это начинает происходить в периоде дошкольного детства благодаря игре. Именно этот вид деятельности занимает центральное место в социальной ситуации этого возраста.
Важная роль игровой деятельности в дошкольном возрасте объясняется целым рядом значимых факторов.
1. Игра позволяет ребенку включаться в различные формы активной общественно-полезной деятельности. Он усваивает наиболее типичные формы отношений между людьми и учиться ориентироваться в их сфере.
2. При помощи игровых действий ребенок начинает видеть первые результаты, приносимые его деятельностью.
3. Игра позволяет сделать ранее неконтролируемую деятельность ребенка более целенаправленной и организованной. Дети учатся более рационально распоряжаться своими ресурсами.
Игра представляет собой наиболее мягкую форму соблюдения первых дисциплинарных и режимных моментов.
Было проведено исследование влияния игровых технологий на эмоционально-личностную сферу дошкольников. В качестве испытуемых в исследовании выступили 40 дошкольников - воспитанников МБДОУ №7 комбинированного вида Советского района г.Казани, что составило 2 выборки по 20 человек в каждой. Выборка 1 (В 1) - экспериментальная группа - дошкольники, посещающие занятия, направленные на оптимизацию эмоционально-личностной сферы дошкольников. Выборка 2 (В 2) - контрольная группа - дошкольники, в ходе исследования не посещающие занятия, направленные на оптимизацию эмоционально-личностной сферы дошкольников.
В данном исследовании была разработана и апробирована программа, направленная на оптимизацию эмоционально-личностной сферы дошкольников в процессе образовательной деятельности с применением игровых технологий.
В ходе исследования были сделаны следующие выводы - игровые технологии оказывают влияние на эмоционально-личностную сферу дошкольников. У дошкольников, с которыми проводились занятия наблюдается более низкий уровень тревожности. У данных ребят преобладает демонстративность, открытость, оптимизм.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза о том, что игровые технологии связаны с развитием эмоционально-личностной сферы дошкольников в процессе образовательной деятельности, нашла свое подтверждение. Возможные перспективы дальнейшей разработки проблематики: изучение воздействия игровых технологий на коммуникативную сферу дошкольника, изучения воздействия игровых технологий на младшего школьника.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: 2010. - 624 с.
2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 2014 № 1 61-63 с.
3. Аракелов Г. Г. Психофизиологический метод оценки детской тревожности // Психологический журнал. — 2015. — Т. 18. № 2. — С. 102113.
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности. - М.: Воронеж, 1995. - 138 с.
5. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. Г. Зинченко. — 3-е изд., доп. и перераб. — СПб: Прайм — Еврознак, 2016. — 672 с.
6. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада / А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 2013. - 192 с.
7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 2015. - 425 с.
8. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоции // Психология эмоций. 2015- С. 9.
9. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 2009.- 311с.
10. Возрастные особенности психологии детей / Под ред. Дубровина
- М.: Просвещение, 2015. - 182 с.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии//Собрание сочинений: В 6-ти т. Том 4. Детская психология / Под ред. Эльконина Д.Б. - М.: Педагогика, 1984.
12. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте - М.: Просвещение, 2006. - 186 с.
13. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2012. - 154 с.
14. Горшкова, Л.И. Центр игры и игрушки в детском саду. Методическое пособие для воспитателей и старших воспитателей ДОУ / Л.И. Горшкова, Е.И. Касаткина, О.В. Лисенкова, Н.А. Реуцкая, А.В. Цивилева. - Вологда, 2013. - 72 с.
15. Григорьев С.И., Демина Л.Д. Психолого-социологические основы социальной педагогики. - Барнаул, 2016.
16. Г ришина Г. Н. Любимые детские игры. М.: Просвещение.2010.
17. Дендина И.А. Коррекционная технология снятия школьной тревожности детей-сирот младшего школьного возраста // Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья. - Казань: «Глобус», 2016. - С. 109-110.
18. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2010. — 255 с.
19. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько - Мн.: Университетское, 2015. - 399 с.
20. Джиннотт X. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. - М.: Апрель-пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2011. - 272 с.
21. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. - М.: Академия, 2013. - 273 с.
22. Ефимкина Р.П. Детская психология. Новосибирск. 2015.
23. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., 2014.
24. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 2011 - с. 250257
25. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 2015.
26. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребёнка». - СПб., 2010.
27. Изард К.И. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
28. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2011. - 752 с.
29. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. - М.: МГУ, 2016.
30. Коломинский Я.Л. Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
31. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. — СПб.: Питер, 2014. — 992 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
32. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов-на-Дону, 2015.
33. Лангмейер Й., Матейчек З. Психические состояния в детском возрасте. - Прага: Авицениум. Медицинское издательство: 2015. - 334 с.
34. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Смысл, 2010.
35. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2016. - 583 с.
36. Макшанцева Л. В. Тревожность у дошкольников. Изучение и профилактика // Прикладная психология. — 1998. — №4. — С. 78-85.
37. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 2013.
38. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры: Дошкольное воспитание.№4.2011.
39. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд. М., 2012.
40. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2016. - 688 с.
41. Панфилова М. А. Тревожность и ее коррекция у детей // Школа здоровья. — 2016. — № 1. — С. 17-28.
42. Пасечник Л. Тревожный ребёнок // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 9. — С. 89-95.
43. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2010. - 184 с.
44. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А.О. Прохорова. - СПб: Речь, 2004. - 480 с.
45. Психические состояния. / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. - СПб.: Издательство Питер, 2014. - 512 с. (Серия "Хрестоматия по психологии").
46. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Полит-издат, 1997. - 494 с.
47. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2013. - 350 с.
48. Скоролупова, О.А. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста / О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. - М.: «Издательство Скрипторий», 2015.
49. Смирнова Е.О., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития, М. 2013.
50. Таран Л. Н., Петрунек В. П. Радости и тревоги: Родителям о нервно-психическом здоровье ребёнка. — М.: Педагогика, 1978. — 160 с.
51. Титаренко, Е. Детский сад - начало познания мира // Дошкольное воспитание, 2015.- №5.- С. 34-36.
52. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей: Дошкольное воспитание. №7, 2011. с.322.
53. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М., 1978. - 475 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ