ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ТУРИЗМЕ 6
1.1 Понятие историко-культурного наследия, его классификация и виды ... 6
1.2 Специфика развития музейного туризма 21
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАЗАНСКОГО КРЕМЛЯ В ТУРИЗМЕ 37
2.1 Опыт развития музея-заповедника «Казанский Кремль» 37
2.2 Музей-заповедник «Казанский кремль» в системе туризма 57
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В «КАЗАНСКОМ КРЕМЛЕ» 71
3.1 Основные формы туристической деятельности музея-заповедника
«Казанский кремль» 71
3.2 Рекомендации по увеличению туристического потока в музеезаповеднике «Казанский Кремль» 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения
Музеи, являющие собой многогранный символ культуры, сегодня становятся центром притяжения огромного количества туристов, приобретают особую роль в развитии и популяризации туризма. Как показывает мировая практика, творческое и продуманное включение музеев в систему туристической индустрии - это путь взаимовыгодного сотрудничества. Более того, возможности финансовой поддержки объектов культурного наследия все более зависят от включения их в туристические программы. Именно туризм позволяет ознакомиться с уникальными культурными ценностями все большему числу людей, приезжающих не только из разных мест нашей страны, но и из-за рубежа.
Объект исследования - музей-заповедник«Казанский Кремль»
Предмет исследования - историко-культурное наследие Казанского Кремля в туристской деятельности
Цель ВКР - изучить формы использования историко-культурного наследия Казанского Кремля в туристских практиках
Задачи:
1. Определить содержание понятий «историко-культурное
наследие» и «музейный туризм»
2. Выявить степень изученности проблемы
3. Изучить процесс становления и развития музея-заповедника «Казанский Кремль»
4. Исследовать формы туристической деятельности музеев Казанского Кремля
5. Выявить степень использования объектов историко-культурного наследия Казанского кремля в туризме
6. Разработать рекомендации по увеличению туристического потока в музее-заповеднике «Казанский Кремль»
Актуальность. Современные музеи выступают не только хранителями культурного наследия и трансляторами традиций, но всё чаще рассматривается как фактор укрепления стабильности и привлекательности территории (региона, города), поскольку, как правило, именно желание посетить тот или иной музей инициирует туристскую поездку. Музеи, обладающие высокими рейтингами, получают дополнительную известность и привлекательность в глазах туристов. И статус музея-заповедника, на территории которого расположен объект, внесенный в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, особенно высок. Участие объектов той или иной страны в разнообразных глобальных рейтингах и списках достопримечательностей является сегодня символом престижа, значимости для государства. Но немаловажное значение такие списки оказывают на туристскую мотивацию и, следовательно, на формирование туристских потоков. Понимание возможностей музея-заповедника в туризме особенно актуально.
Методы исследования: В ходе исследования использовались методы, широко применяемые в сфере социально-экономических наук. Это методы сравнительного анализа, синтеза, статистические методы. Широко использовался метод обобщения. Использовался метод интервьюирования.
Научная новизна исследования: Сегодня каждая страна мира в условиях жесткой конкуренции за туриста стремится к тому, чтобы сделать как можно более известными, узнаваемыми и популярными собственные дестинации. Для этого предпринимается множество усилий в самых различных направлениях, прежде всего - в брендировании страны и ее отдельных регионов, продвижении объектов культурного наследия, стремлении к организации и проведению общемировых и макрорегиональных событийных мероприятий и пр. Музеи-заповедники играют важную роль в этих процессах. Музейный туризм является пока малоизученным направлением в туристической деятельности. Накопление информации о формах и методах музейного туризма важно для того, чтобы затем перейти к серьезным обобщениям. Это определяет новизну Выпускной квалификационной работы
Теоретическую и эмпирическую базу исследования составляют:
1) Нормативно-правовые документы, регулирующие сферу туризма и охрану культурного наследия. Это Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 1972), Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и др.
2) Данные сайта TripAdvisor. Это мобильное приложение TripAdvisor для Android содержит большое количество полезной информации для тех, кто собирается посетить незнакомые города в разных странах мира. На сайте приведены 3420 отзывов, оставленных туристами, посетившими Казанский кремль.
3) Исследования специалистов в области туристологии, культурного наследия, музейного дела, проектной деятельности. Они позволили уяснить содержание базовых понятий, практические направления музейной деятельности в сфере туризма.
4) Интернет-ресурсы. Это официальный сайт музея-заповедника «Казанский кремль», публикации о развитии туризма в Казани, музеезаповеднике, отдельных объектах историко-культурного наследия в кремле.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых содержит два раздела, списка использованных источников и литературы.
Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать ряд выводов, как носящих теоретический характер, так и имеющих практическую значимость.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассматриваются теоретические вопросы использования историко-культурного наследия в туризме. Сохранение и популяризация историко-культурного наследия тесно связаны с развитием туризма. Особое значение имеет при этом музейный туризм. В работе были раскрыты понятия: «историко-культурное наследие» и «музейный туризм». Музейный туризм - это своего рода инструмент, с помощью которого объекты культурного наследия встраиваются в систему туристической деятельности.
Музеи в свою очередь, являясь источниками уникальной информации и культурного обогащения для туристов, занимают центральное место в процессе успешного развития культурного туризма. Музейный туризм - это составляющая культурно-познавательного туризма, путешествие, предусматривающее обязательное посещение музеев, исторических центров городов, осмотр культурных достопримечательностей, археологических раскопок. Музеи занимают определенное место среди социокультурных институтов сегодняшнего общества. В них фиксируются, сохраняются и представляются в своеобразной форме предметное и природное окружение человека, и они становятся важным для него каналом распространения информации.
Определены классификация и виды историко-культурного наследия, а также определена роль музеев в развитии туризма. Анализ научной литературы позволяет утверждать, что историко- культурное наследие выступает как важный фактор социального и экономического развития региона. В то же время историко-культурное наследие выступает в качестве
В настоящее время туризм в Татарстане является одной из динамично развивающихся отраслей экономики. Республика, имеющая огромный туристско-рекреационный потенциал, на сегодняшний день занимает лидирующие позиции на туристском рынке России. К числу важных объектов историко-культурного наследия относят и музей-заповедник «Казанский кремль». Музей-заповедник является одним из привлекательных объектов для посещения туристами в Республике Татарстан.
Во второй главе изучен процесс становления и развития музея- заповедника «Казанский кремль» в системе туризма. Музей-заповедник - это уникальный объект туризма, расположенный на территории древнейшего памятника и оснащенный современными музеями и выставочными залами, в которых можно познакомиться с историей, культурой, природой региона. В последние годы Казанский Кремль уверенно лидируют в рейтингах туристической привлекательности России. В музее-заповеднике создаются все необходимые условия для успешного осуществления туристической деятельности. Благодаря этому отмечается ежегодное увеличение туристского потока.
В третьей главе выделены основные формы туристической деятельности музеев Казанского кремля. На сегодняшний день музеи Казанского кремля ежедневно проводят разнообразные мероприятия. Музеи не ограничивается лишь традиционными формами туристской деятельности (экскурсии, лекции) но используют и интерактивные формы работы, среди которых можно выделить мастер-классы, квест-игры (игры-расследования), познавательные деловые игры, интерактивные инсценировки, театрализованные представления. Музеи Казанского кремля все чаще участвуют к организации всевозможных праздничных и развлекательных мероприятий, которые способствуют привлечению потенциальных посетителей.
В ходе работы было проанализированы предпочтения посетителей музея-заповедника и выявлены проблемы, которые препятствуют формированию благоприятного имиджа музея-заповедника. Среди них можно выделить:
1. Серьезного развития требует туристическая инфраструктура музея-заповедника. Это проявляется в отсутствии удобной туристической навигационной системы, как на территории музея-заповедника, так и в помещениях отдельных музеев. Вследствие этого многие объекты историко-культурного наследия остаются за пределами туристического интереса. Также следует отметить невысокий уровень комфортности пребывания туристов на территории музея-заповедника (туалеты, кафе, продажа сувениров)
2. Необходимо увеличить количество и формы информационных материалов, адресованных туристам. Это карты-схемы, информация о выставках и отдельных уникальных экспонатах, в том числе с возможностью скачать в телефон или распечатать такую карту с официального сайта;
3. Слабо развита рекламная деятельность, в том числе и незатратное продвижение музея-заповедника через социальные сети. Это можно исправить с помощью системы мер по продвижению туристского продукта в Интернете, в том силе и через социальные сети в виде различных промо - акций.
4. Неудовлетворительный уровень состояния официального сайта музея-заповедника, который не соответствует запросам современных пользователей. Навигация сайта сложна, многие разделы остаются незаполненными уже в течение долгого времени. Сайт не предоставляет информацию о своих фондах, коллекциях, экспозициях в виде виртуального продолжения музея, ограничивая тем самым возможности удаленного пользователя в доступе к уникальному историко-культурному наследию.
5. Необходимо повышать уровень квалификации отдельных сотрудников, осваивать новые методы в работе с посетителями.
6. Следует продолжать действия по проведению гибкой ценовой политики, способной привлечь в музей новые сегменты туристической аудитории. Положительный эффект может оказать разработка программы лояльности для постоянных клиентов музея-заповедника.
При условии реализации предложенных рекомендаций музей-заповедник сможет существенно расширить и повысить качество музейного сервиса в целом и сформировать новые социокультурные потребности в музейных услугах у населения. А это значительно повысит интерес туристов к музейным коллекциям и историко-культурным объектам, тем самым обеспечив приток, как новых, так и повторных посетителей.
В заключение следует отметить, что музей-заповедник «Казанский Кремль» обладает значительным потенциалом, который позволяет разрабатывать новые виды туристского продукта, обладающего привлекательностью для гостей города. Продвижение историко-культурного потенциала Казанского кремля обеспечит развитие не только регионального туризма, но внутреннего и въездного туризма в России в целом.
1. Конвенция о защите культурных ценностей в случае
вооруженного конфликта. Гаага, 14 мая 1954 года // КонсультантПлюс. Версия Проф. [Электронный ресурс].
2. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 1972) [Электронный ресурс]. URL: http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml
3. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и
предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 года N 8423-XI[Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900836
4. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399
5. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2004 г. N 381 «Об утверждении Устава государственного учреждения «Г осударственный историко-архитектурный и художественный музейзаповедник «Казанский Кремль»(с изменениями на 2 октября 2008 г., 29 декабря 2008 г., 29 января 2010 года).[Электронный ресурс]. URL: http: //docs.cntd.ru/document/917014917
6. Постановление кабинета министров Республики Татарстан от 29 декабря 2017 года N 1116об утверждении стратегии сохранения культурного наследия Республики Татарстан на 2017 - 2030 годы. [Электронный ресурс]. URL: http: //docs. cntd.ru/document/543538771
7. Концепция музеефикации и развития Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль». Утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.10.2006 г. № 504 [Электронный ресурс]. URL: http: //docs.cntd.ru/document/917022546
8. Интервью с начальником экскурсионного отдела музея- заповедника "Казанский кремль" Идрисовой Р.Р. Личный архив автора
2) Литература
9. Баллер Э. А. Социальный прогресс и культурное наследие.- М.: Наука, 1987 - 160 с.
10. Беликов Г. А. Дорога из минувшего. Занимательные страницы истории г.Ставрополя. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1991. - 270 с.
11. Веденин Ю.А. Культурное и природное наследие России (концепция и программа комплексного атласа)/ [Веденин Ю.А. и др.]- М.: Российский НИИ культурного и природного наследия,1995.- 120 с.
12. Именнова Л.С. Музейная дистанция в системе культурного туризма. - М: Логос, 2011. - 228 с.
13. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. - М.: Наука, 1987. - 118 с.
14. Здоров А. Б. Экономика туризма: Учебник - М.: изд. Финансы и статистика, 2010. - 305 с.
15. Зорин И.В. Туризм как вид деятельности./ И.В Зорин, Т.П. Каверина, В.А. Квартальнов - М.: Финансы и статистика,2005. - 156 с.
16. Зорин И.В. Энциклопедия туризма/ И.В. Зорин, В.А. Квартальнов - М.: Финансы и статистика, 2003.- 176 с.
17. Косторакова Г.Е. Музееведение. Курс лекций. - Ростов-на-Дону: РИС ЮРГУЭС, 2003.- 66 с.
18. Романчук А. В. Музейный туризм: Учебно-методическое пособие - С-Пб, 2010. 46 с.
19. Сотникова С.И. Музеология: пособие для вузов - М.: Дрофа, 2004. - 190 с.
20. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997 - 639 с.
21. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. - М.: Академический Проект, 2003.- 560 с.
22. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации - М.: Аспект Пресс, 2006. - С. 115-118
23. Бабаева С.Р. Опыт привлечения туристов в деятельности современных музеев (на примере Британского музея) // Вестн. Том.гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2018. №29. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-privlecheniya-turistov-v-deyatelnosti- sovremennyh-muzeev-na-primere-britanskogo-muzeya
24. Баева Л.В. Сохранение культурного наследия как воплощение
ценности традиции // Философия и общество. Вып. № 1 (65). - М., Философия и общество, 2012. [Электронный ресурс] URL:
http://www.socionauki.ru/ jornal/articles/141559
25. Баязитова Т. И. Социальные сети как инструмент рекламной и PR-деятельности в Интернете // Молодой ученый.-2016.-№30. С.357-358. — [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/ archive/134/37665/
26. Валеев Р.М. Выдающаяся универсальная ценность Казанского кремля как объекта всемирного наследия. //Вестник Казанского Государственного Университета культуры и искусств - Казань: КГУКиИ, 2013.- С.24-27.
27. Валеев Р.М. Концептуальные основы комплектования музейного фонда объекта всемирного наследия ЮНЕСКО музея-заповедника «Казанский Кремль»// Вестник Казанского Государственного Университета культуры и искусств/ Р.М. Валеев, О.Е. Шелковская - Казань: КГУКиИ, 2016. - С. 25-30
28. Валеев Р.М. Музей-заповедник «Казанский Кремль». Культурный туризм / Историко-культурное наследие как потенциал развития туристскорекреационной сферы. Материалы международной научно-практической конференции 17-18 апреля 2017 г. Выпуск 6- Казань, КГУКиИ , 2017- С.61- 67
29. Варламова, Т.Н. Культурное наследие как объект социальной защиты: автореф. дис. канд. филос. наук.- М: 2009.-С.43.
30. Длужневская, Г.В. Историко-археологическое наследие Азиатской России в фотодокументах второй половины XIX - первойполовины XX в. (по фондам Научного архива Института истории материальной культуры Российской Академии наук). Авт. дис. д р.наук. - Спб: 2008. - С. 34-37
31. Дукельский В.Ю. Музейный туризм: соблазн или панацея? // Музей и туризм. - Петрозаводск: Карел-пресс, 2002. - С 9-11.
32. Дукельский В.Ю. От музейной организации к музейной фирме // Музеи. Маркетинг. Менеджмент. Сборник статей. - М., Карел-пресс, 2002. -С.21-27
33. Земцова А.А. Роль волонтеров в туризме/ Тенденции развития науки и образования/ А.А. Земцова, Н.Е. Нехаева - Саранск: Издательство ИП Иванов Владислав Вячеславович,2017.- С.49-53
34. Идрисова Р. Р. Опыт аккредитации экскурсоводов в государственном историко-архитектурном и художественном МузееЗаповеднике «Казанский Кремль»// Материалы шестнадцатого Круглого стола 5-6 апреля 2018 года. Музей и проблемы культурного туризма. - Санкт- Петербург : Издательство Государственного Эрмитажа , 2018 - С.90-94
35. Латыпова Р. Т. Культура и туризм // Молодой ученый. -2016. -
№7. - С. 881-884. [Электронный ресурс]. URL:
https://moluch.ru/archive/111/27847
36. Левочкина Н.А. Эволюция музейного туризма в России. / Музеи
научных и учебных заведений: история, вклад в сферы знания и
образования - Омск:Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2015. - С. 147-153
37. Ляшко А.В. Музейный туризм в России. Эволюция формата// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Вып.3. — СПб.: Изд. Санкт-Петербургского университета, 2012. - С. 21 -27.
38. Манохина М. А.. Представление нематериального и
материального культурного наследия на выставке «путешествие Ибн Фадлана волжский путь от Багдада до Булгара» в центре «Эрмитаж-Казань»// Материалы пятнадцатого Круглого стола 6-7 апреля 2017 года. Музей и проблемы культурного туризма - Санкт-Петербург: Издательство
Государственного Эрмитажа, 2017 - С.134-139.
39. Нефедова О. В. Туризм и культурное наследие: проблемы
взаимодействия// Глобализация и туризм: проблемы взаимодействия:
Материалы международной научной конференции - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2009. - С 85-89.
40. Никифорова А.А. Памятники природно-культурного наследия в
регионах ресурсного типа: особенности охраны: // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы Материалы III Всероссийской научнопрактической конференции/ А.А. Никифорова, Г.А. Гумерова,
Ответственный редактор А.В. Коричко. Монография. - Нижневартовск: Изд- во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. - С.19-24.
41. Никифорова, А. А. Сувенирная продукция в музеях: современные кейс-практики / А. А. Никифорова, Л. Г. Скульмовская //Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 2 (54). - С. 80-88.
42. Пантелеева Л.Н., Феномен туризма в современном музее (на примере ГБУК «Астраханский музей-заповедник»)/ Л.Н Пантелеева, Я. А. Устинова, И. М. Колесниченко [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka. com/6_SWMN_2015/Istoria/1_187666.doc.htm
43. Петрова Д.А. Роль музея в современной туристской деятельности// Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук».- Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2012. - С.89-93.
44. Семичева М.В. Музей в контексте глобальной индустрии туризма // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. №2. [Электронный ресурс].ЦКК https://cyberleninka.ru/article/n/muzey-v-kontekste-globalnoy-industrii-turizma
45. Тихонова М. С. К вопросу «включенности» музеев Казани в культурный туризм // Материалы шестнадцатого Круглого стола 5-6 апреля 2018 года. Музей и проблемы культурного туризма - Санкт-Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа, 2018. - С. 207-211.
46. Тихонова М. С. Создание и реализация музейно-образовательных
программ на временных выставках. Опыт центра «Эрмитаж-Казань»// Материалы пятнадцатого Круглого стола 6-7 апреля 2017 года. Музей и проблемы культурного туризма. - Санкт-Петербург: Издательство
Государственного Эрмитажа,2017. - С.218-222.
47. Томпсон Ж. Окружающая среда как культурное наследие //
Гуманитарный экологический журнал. - Т. 4. Спецвыпуск. - 2002. - С. 108 - 118. - Опубликовано: Environmentalethics. - 2000. - Vol. 22. - P. 245 - 258 / сокращ. перевод А. Елагина [Электронный ресурс]. URL:
http: //ecoforum2 .narod.ru/hem4s/digest4 .htm
3) Интернет-ресурсы
48. Ассоциация туроператоров (АТОР). Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.atorus.ru
49. Балтусова О. В Казанском кремле для экскурсоводов ввели таксу. [Электронный ресурс]. URL: https://116.ru/text/gorod/122768.html
50. Башни Казанского кремля. [Электронный ресурс]. URL:
http: //kaztur.ru/sights/towers_kremlin/
51. Башни Казанского кремля. [Электронный ресурс]. URL:
http://kaztur.ru/sights/towers_kremlin/
52. Болельщики ЧМ-2018: Казанский Кремль посетить должен каждый. [Электронный ресурс]. URL: http://almetievsk-m.ru/news/tsentralnye- novosti/bolelshchiki-chm-2018-kazanskiy-kreml-posetit-dolzhen-kazhdyy
53. В Астрахани открылся новый выставочный комплекс «Цейхгауз».
[Электронный ресурс]. URL: http: //astrahan. bezformata.com/listnews/novij -
vistavochnij -kompleks-tcej hgauz/14450489/
54. Быстров С.А. Технология и организация ресторанного бизнеса и
питания туристов [Электронный ресурс]. URL:
https://studref.com/306329/turizm/tehnologiya_i_organizatsiya_restorannogo_bizn esa_i_pitaniya_turistov
55. Во время Кубка конфедераций Казанский Кремль ежедневно посещают 9-11 тысяч гостей[Электронный ресурс]. URL:http://protatarstan.ru/
во-время-кубка-конфедераций-казански/ 56. Всемирное наследие ЮНЕСКО Казанский
Кремль.[Электронный ресурс]. URL:
https: //www.liveinternet.ru/users/lyubara5 9/post263 503155/
57. Государственный историко-архитектурный и художественный
музей-заповедник Казанский кремль. Официальный сайт. URL: http://kazan-
kremlin.ru/
58. Губернаторский дворец Казанского кремля.[Электронный ресурс]. URL: https: //www.votpusk.ru/country/dostoprim_info .asp?ID=10078
59. Достопримечательности Казани. [Электронный ресурс]. URL: https://www. hobbysalon. ru/russia/respublika-tatarstan/kazan/kazanskij -kreml
60. Зиля Валеева: «Мы думали, это постуниверсиадский синдром, но народ идет в Кремль и зимой» «БИЗНЕС Online»: [Электронный ресурс]. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/97227
61. ИНФОТЕХ. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http: //www.infotec.ru/ticketnet
62. История и описание здания Юнкерского училища. [Электронный ресурс]. URL: http://lions-guides.ru/Tatarstan/interesting-places-of-Kazan/cadet- school
63. История Казанского Кремля. [Электронный ресурс]. URL: http://lions-guides.ru/Tatarstan/interesting-places-of-Kazan/Kremlin
64. Казанский Кремль заговорил [Электронный ресурс]. URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/kazanskiy-kreml-zagovoril.html
65. Казанский Кремль рассказал, сколько туристов привлек ЧМ в Казань«БИЗНЕСOnline»: [Электронный ресурс]. URL: https://www.business- gazeta.ru/news/388479
66. Казанский кремль: что посмотреть. Путеводитель по России.
[Электронный ресурс]. URL: http://msso-travel.ru/landmark/kazan/kazanskiy-
kreml/
67. Казань вчера, сегодня, завтра "История в лицах" ЖЗЛ - казанская
серия. [Электронный ресурс]. URL: http://history-kazan.ru/2-
uncategorised/3307-597
68. Классификация музеев [Электронный ресурс]. URL: https://poznayka.org/s51234t1.html
69. Комплекс оборонительных сооружений. [Электронный ресурс].
URL: http://nik-rech.narod.ru/album_kazan_dostoprim/kazan_kremlin/page01_
02.htm
70. Музей в поисках аудитории [Электронный ресурс]. URL: https: //iskusstvo-info.ru/muzej -v-poiskah-auditorii/
71. Музей государственности татарского народа.[Электронный
ресурс]. URL: http://lions-guides.ru/Tatarstan/interesting-places-of-
Kazan/Museum-of-statehood
72. Музей естественной истории Татарстана в Казани. [Электронный
ресурс]. URL:
https: //www. tourister. ru/world/europe/russia/city/kazan/museum/25341
73. Музей-заповедник «Казанский Кремль» запустил онлайн-
продажу билетов [Электронный ресурс]. URL: http://new.tatar-
inform.tatar/news/2016/10/27/525877/
74. Музей-мемориал Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс]. URL: http://lions-guides.ru/Tatarstan/interesting-places-of-Kazan/cadet- school
75. Музейный туризм как направление стратегического развития музеев и музейного менеджмента. [Электронный ресурс]. URL: http: //museums .karelia.ru/proj ect
76. Музеям поручили перестроиться под потребности турбизнеса
[Электронный ресурс]. URL: http://www.atorus.ru/news/press-
centre/new/44321 .html
77. «Начинается земля, как известно, от Кремля» [Электронный ресурс]. URL: https: //www.culture.ru/materials/38919/nachinaetsya-zemlya-kak- izvestno-ot-kremlya
78. Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры UNESCO. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http: //whc. unesco. org/en/list/stat#d1; http: //whc. unesco. org/ru/list/
79. Падающая башня Сююмбике в Казани: история, легенды, фото
[Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru/article/86204/dostoprimechatelnosti-
mira---bashnya-syuyumbike
80. Прейскурант на экскурсионное обслуживание, культурнообразовательные мероприятия Музея-заповедника «Казанский Кремль» URL: https://vk.com/go_to_kremlin
81. Самые популярные достопримечательности России [Электронный ресурс]. URL: http://turstat.com/topsitesrussia2018
82. Северо-Восточная башня Казанского Кремля. [Электронный
ресурс]. URL: http://www. samaragid.ru/architecture/urban/severo-vostochnaya-
bashnya.html
83. Спасская башня Казанского кремля. Путеводитель по России
[Электронный ресурс]. URL: http://msso-travel.ru/landmark/kazan/spasskaya-
bashnya/
84. Тайницкая башня Казанского кремля. [Электронный ресурс]. URL: https: //www.votpusk.ru/country/do stoprim_info .asp?ID=9988
85. Турпоток в Казанский Кремль упал в 2017 году на 20% [Электронный ресурс]. URL: http://www.kazan.aif.ru/money/finance/turpotok_ v_kazanskiy_kreml_upal_v_2017_godu_na_20
86. У изображения Казанского кремля появилась цена: 30 рублей в год. «БИЗНЕС Online»: [Электронный ресурс]. URL: https://www.business- gazeta.ru/article/27746
87. Цари и религия: Казанский кремль стал самым посещаемым местом на время Кубка конфедераций. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/sport/4353110
88. WEB-сервис для участников и экспертов премии. Национальная премия в области событийного туризма «RUSSIAN EVENT AWARDS» 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.2r.ru/rea/2017/marketplace/view/67379