ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИЗО-ТЕХНОЛОГИЙ
|
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы изученности лексического запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи 5
1.1. Развитие лексического запаса в онтогенезе 5
1.2. Особенности лексического запаса у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 12
Выводы по первой главе 20
Глава II. Эмпирическое исследование уровня лексического запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи 22
2.1. Организация констатирующего эксперимента 22
2.2. Анализ результатов исследования 24
Выводы по второй главе 29
Глава III. Формирования лексического запаса старших дошкольников с
общим недоразвитием речи средствами изо-технологий 31
3.1 Программа развития словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня средствами изо-технологий 31
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 44
Выводы по третей главе 49
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения 59
Глава 1.Теоретические основы изученности лексического запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи 5
1.1. Развитие лексического запаса в онтогенезе 5
1.2. Особенности лексического запаса у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 12
Выводы по первой главе 20
Глава II. Эмпирическое исследование уровня лексического запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи 22
2.1. Организация констатирующего эксперимента 22
2.2. Анализ результатов исследования 24
Выводы по второй главе 29
Глава III. Формирования лексического запаса старших дошкольников с
общим недоразвитием речи средствами изо-технологий 31
3.1 Программа развития словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня средствами изо-технологий 31
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 44
Выводы по третей главе 49
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения 59
Актуальность исследования обусловлена тем, что тема обогащения лексического запаса у детей с ОНР, непосредственно связана с потребностью детей дошкольного возраста своевременно овладеть речью для полноценного общения, и обусловлена недостаточной изученностью применения изо - технологий при обогащении лексического запаса у детей с ОНР.
Вопросы методики развития лексического запаса у дошкольников описаны в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной и др.
Вопросы содержания и применения методов развития лексического запаса детей в детском саду раскрыты в трудах: А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.
Психолого-педагогические особенности и механизмы развития лексического запаса раскрываются Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и др. А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба указывают на необходимость специального речевого воспитания.
Вопросы связанные с «существенным отклонением от возрастных нормативов, ограниченностью лексического запаса, своеобразием его использования, неточностью употребления слов детьми дошкольного возраста с ОНР» раскрыта в работах Б. М. Гриншпуна, В.Н. Ереминой, И.Ю. Кондратенко, Р.Е. Левиной, В.А. Ковшиковой, Н.В. Серебряковой, С.Н. Шаховской и др.
Цель исследования: выявить эффективность использования изотехнологий в процессе формирования лексического запаса у детей дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования: процесс развития лексической стороны речи у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что методы использования изо-технологий являются эффективным средством обогащения лексического запаса у детей дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) Выявить особенности развития словаря детей дошкольного возраста с ОНР;
3) Выявить эффективность логопедической работы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами изо-технологий.
Методы исследования:
-метод анализа научной и методической литературы;
-метод эксперимента (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 114 комбинированного вида» Советского района г. Казани, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №177 комбинированного вида» Советского района г.Казани
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практической работе учителями-логопедами, дефектологами и воспитателями в решении задач по обогащению лексического запаса в специальных речевых группах детских садов.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Вопросы методики развития лексического запаса у дошкольников описаны в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной и др.
Вопросы содержания и применения методов развития лексического запаса детей в детском саду раскрыты в трудах: А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.
Психолого-педагогические особенности и механизмы развития лексического запаса раскрываются Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и др. А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба указывают на необходимость специального речевого воспитания.
Вопросы связанные с «существенным отклонением от возрастных нормативов, ограниченностью лексического запаса, своеобразием его использования, неточностью употребления слов детьми дошкольного возраста с ОНР» раскрыта в работах Б. М. Гриншпуна, В.Н. Ереминой, И.Ю. Кондратенко, Р.Е. Левиной, В.А. Ковшиковой, Н.В. Серебряковой, С.Н. Шаховской и др.
Цель исследования: выявить эффективность использования изотехнологий в процессе формирования лексического запаса у детей дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования: процесс развития лексической стороны речи у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что методы использования изо-технологий являются эффективным средством обогащения лексического запаса у детей дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) Выявить особенности развития словаря детей дошкольного возраста с ОНР;
3) Выявить эффективность логопедической работы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами изо-технологий.
Методы исследования:
-метод анализа научной и методической литературы;
-метод эксперимента (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 114 комбинированного вида» Советского района г. Казани, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №177 комбинированного вида» Советского района г.Казани
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практической работе учителями-логопедами, дефектологами и воспитателями в решении задач по обогащению лексического запаса в специальных речевых группах детских садов.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечаются существенные отклонения лексического запаса от нормально развивающихся сверстников, как в количественном, так и в качественном плане. Это подтверждено исследованиями Н.С. Жуковой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Л.Ф. Спировой.
Теоретический анализ проблемы показал, что дети с общим недоразвитием речи III уровня используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Как правило, особенности лексики, проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из лексического запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц. Владея крайне ограниченным лексическим запасом, дети не понимают значения некоторых даже самых простых слов и поэтому искажают их, пропускают, заменяют и смешивают.
По мнению исследователей, обогащение лексического запаса является одной из основных задач коррекционно-педагогической работы с детьми данной категории.
Для определения особенностей лексического запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи нами было проведено обследование по методике Г.А. Волковой. В результате чего мы выяснили, что у детей преобладает резкое расхождение показателей исследования активного и пассивного лексического запаса (пассивный лексический запас шире активного).
Дошкольники старшей группы понимают значения многих слов, объем их пассивного лексического запаса близок к норме, однако, употребление слов в экспрессивной речи, актуализация лексического запаса вызывает большие трудности. Средний уровень пассивного лексического запаса имели 87% дошкольников экспериментальной группы с общим недоразвитием речи, а низкий уровень 13% детей. После исследования активного лексического запаса 37% имели средний уровень сформированности лексики, а у 63% детей низкий уровень.
После проведения обследований по методикам Г.А Волковой были выделены специфические особенности лексического запаса старших дошкольников с ОНР: бедность, неточность по значению, недостаточность развития процессов обобщения. У большинства детей с ОНР оказались несформированными в большей степени атрибутивный лексический запас, имеется большое количество лексических трудностей при подборе определений к словам и при подборе антонимов к прилагательным. Дошкольники с ОНР в речи используют лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. Недостаточно сформирован у детей с ОНР и номинативный лексический запас при подборе родственных однокоренных слов. У детей возникали трудности при подборе антонимов к глаголам. У некоторых детей наблюдалось незначительные ошибки при выполнении заданий обозначающие способы передвижения животных. Все это свидетельствует о недостаточном уровне сформированности активного атрибутивного лексического запаса детей с ОНР, что подтверждает необходимость проведения с ними коррекционной работы.
Для проведения занятий с детьми нами была разработана специальная программа с использованием средств изо-технологий. Работа по формированию лексического запаса детей с ОНР средствами изо -технологий проводилась на экспериментальных занятиях в рамках кружка «Ладошки» в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №177 комбинированного вида» Советского района г. Казани с февраля по апрель 2019 г. С целью реализации программы по развитию лексического запаса детей с ОНР средствами изо-технологий все дошкольники с общим недоразвитием речи (участвующие в констатирующем эксперименте) были поделены на две группы: экспериментальную группу составили 15 детей и контрольную группу составили 15 детей (определенные критерии отбора детей в данные группы отсутствовали, однако в каждую группу входили дети как со средним, так и с низким уровнем владения лексическим запасом - в равных пропорциях). Работа по формированию лексического запаса средствами изо -технологий проводилась с детьми экспериментальной группы.
Работа велась во вторую половину дня 2 раза в неделю, то есть 24 занятия 25 минут, общей длительностью программы кружка 10 часов.
Цель программы заключается в создании системы коррекционной работы по обогащению лексического запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием изо-технологий.
Итогом нашей исследовательской работы послужило контрольное исследование словарного запаса детей с ОНР III уровня.
Мы выяснили, что после проведенной работы с использованием средств изо-технологий таких как рисование ватными палочками, кляксография, монотипия, граттаж у детей экспериментальной группы объем пассивного словарного запаса стал стремиться к активному. Дошкольники научились подбирать и называть слова на различные темы. У них повысились уровни развития лексического словарного запаса: 37% детей стали обладать высоким уровнем развития, а 63% детей - средним уровнем. Словарь детей обогатился существительными, глаголами и прилагательными. Дети научились подбирать антонимы и родственные слова, подбирать подходящие определения, называть обобщающие понятия
Таким образом, проведенная лексическая работа по обогащению лексического запаса с помощью средств изо-технологий была эффективной. Словарный запас детей улучшился, гипотеза подтверждена.
Теоретический анализ проблемы показал, что дети с общим недоразвитием речи III уровня используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Как правило, особенности лексики, проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из лексического запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц. Владея крайне ограниченным лексическим запасом, дети не понимают значения некоторых даже самых простых слов и поэтому искажают их, пропускают, заменяют и смешивают.
По мнению исследователей, обогащение лексического запаса является одной из основных задач коррекционно-педагогической работы с детьми данной категории.
Для определения особенностей лексического запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи нами было проведено обследование по методике Г.А. Волковой. В результате чего мы выяснили, что у детей преобладает резкое расхождение показателей исследования активного и пассивного лексического запаса (пассивный лексический запас шире активного).
Дошкольники старшей группы понимают значения многих слов, объем их пассивного лексического запаса близок к норме, однако, употребление слов в экспрессивной речи, актуализация лексического запаса вызывает большие трудности. Средний уровень пассивного лексического запаса имели 87% дошкольников экспериментальной группы с общим недоразвитием речи, а низкий уровень 13% детей. После исследования активного лексического запаса 37% имели средний уровень сформированности лексики, а у 63% детей низкий уровень.
После проведения обследований по методикам Г.А Волковой были выделены специфические особенности лексического запаса старших дошкольников с ОНР: бедность, неточность по значению, недостаточность развития процессов обобщения. У большинства детей с ОНР оказались несформированными в большей степени атрибутивный лексический запас, имеется большое количество лексических трудностей при подборе определений к словам и при подборе антонимов к прилагательным. Дошкольники с ОНР в речи используют лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. Недостаточно сформирован у детей с ОНР и номинативный лексический запас при подборе родственных однокоренных слов. У детей возникали трудности при подборе антонимов к глаголам. У некоторых детей наблюдалось незначительные ошибки при выполнении заданий обозначающие способы передвижения животных. Все это свидетельствует о недостаточном уровне сформированности активного атрибутивного лексического запаса детей с ОНР, что подтверждает необходимость проведения с ними коррекционной работы.
Для проведения занятий с детьми нами была разработана специальная программа с использованием средств изо-технологий. Работа по формированию лексического запаса детей с ОНР средствами изо -технологий проводилась на экспериментальных занятиях в рамках кружка «Ладошки» в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №177 комбинированного вида» Советского района г. Казани с февраля по апрель 2019 г. С целью реализации программы по развитию лексического запаса детей с ОНР средствами изо-технологий все дошкольники с общим недоразвитием речи (участвующие в констатирующем эксперименте) были поделены на две группы: экспериментальную группу составили 15 детей и контрольную группу составили 15 детей (определенные критерии отбора детей в данные группы отсутствовали, однако в каждую группу входили дети как со средним, так и с низким уровнем владения лексическим запасом - в равных пропорциях). Работа по формированию лексического запаса средствами изо -технологий проводилась с детьми экспериментальной группы.
Работа велась во вторую половину дня 2 раза в неделю, то есть 24 занятия 25 минут, общей длительностью программы кружка 10 часов.
Цель программы заключается в создании системы коррекционной работы по обогащению лексического запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием изо-технологий.
Итогом нашей исследовательской работы послужило контрольное исследование словарного запаса детей с ОНР III уровня.
Мы выяснили, что после проведенной работы с использованием средств изо-технологий таких как рисование ватными палочками, кляксография, монотипия, граттаж у детей экспериментальной группы объем пассивного словарного запаса стал стремиться к активному. Дошкольники научились подбирать и называть слова на различные темы. У них повысились уровни развития лексического словарного запаса: 37% детей стали обладать высоким уровнем развития, а 63% детей - средним уровнем. Словарь детей обогатился существительными, глаголами и прилагательными. Дети научились подбирать антонимы и родственные слова, подбирать подходящие определения, называть обобщающие понятия
Таким образом, проведенная лексическая работа по обогащению лексического запаса с помощью средств изо-технологий была эффективной. Словарный запас детей улучшился, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИЗО - ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Обогащение лексического
запаса детей средствами ИЗО-технологий
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Формирование лексико-грамматических категорий средствами технологии «Лэпбук» у детей с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ОБОГАЩЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ В РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЯХ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2019 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СИНОНИМАМИ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017



