Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИЗО-ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №41882

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
450
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические основы изученности лексического запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи 5
1.1. Развитие лексического запаса в онтогенезе 5
1.2. Особенности лексического запаса у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 12
Выводы по первой главе 20
Глава II. Эмпирическое исследование уровня лексического запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи 22
2.1. Организация констатирующего эксперимента 22
2.2. Анализ результатов исследования 24
Выводы по второй главе 29
Глава III. Формирования лексического запаса старших дошкольников с
общим недоразвитием речи средствами изо-технологий 31
3.1 Программа развития словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня средствами изо-технологий 31
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 44
Выводы по третей главе 49
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения 59


Актуальность исследования обусловлена тем, что тема обогащения лексического запаса у детей с ОНР, непосредственно связана с потребностью детей дошкольного возраста своевременно овладеть речью для полноценного общения, и обусловлена недостаточной изученностью применения изо - технологий при обогащении лексического запаса у детей с ОНР.
Вопросы методики развития лексического запаса у дошкольников описаны в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной и др.
Вопросы содержания и применения методов развития лексического запаса детей в детском саду раскрыты в трудах: А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.
Психолого-педагогические особенности и механизмы развития лексического запаса раскрываются Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и др. А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба указывают на необходимость специального речевого воспитания.
Вопросы связанные с «существенным отклонением от возрастных нормативов, ограниченностью лексического запаса, своеобразием его использования, неточностью употребления слов детьми дошкольного возраста с ОНР» раскрыта в работах Б. М. Гриншпуна, В.Н. Ереминой, И.Ю. Кондратенко, Р.Е. Левиной, В.А. Ковшиковой, Н.В. Серебряковой, С.Н. Шаховской и др.
Цель исследования: выявить эффективность использования изотехнологий в процессе формирования лексического запаса у детей дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования: процесс развития лексической стороны речи у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что методы использования изо-технологий являются эффективным средством обогащения лексического запаса у детей дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) Выявить особенности развития словаря детей дошкольного возраста с ОНР;
3) Выявить эффективность логопедической работы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами изо-технологий.
Методы исследования:
-метод анализа научной и методической литературы;
-метод эксперимента (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 114 комбинированного вида» Советского района г. Казани, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №177 комбинированного вида» Советского района г.Казани
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практической работе учителями-логопедами, дефектологами и воспитателями в решении задач по обогащению лексического запаса в специальных речевых группах детских садов.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечаются существенные отклонения лексического запаса от нормально развивающихся сверстников, как в количественном, так и в качественном плане. Это подтверждено исследованиями Н.С. Жуковой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Л.Ф. Спировой.
Теоретический анализ проблемы показал, что дети с общим недоразвитием речи III уровня используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Как правило, особенности лексики, проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из лексического запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц. Владея крайне ограниченным лексическим запасом, дети не понимают значения некоторых даже самых простых слов и поэтому искажают их, пропускают, заменяют и смешивают.
По мнению исследователей, обогащение лексического запаса является одной из основных задач коррекционно-педагогической работы с детьми данной категории.
Для определения особенностей лексического запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи нами было проведено обследование по методике Г.А. Волковой. В результате чего мы выяснили, что у детей преобладает резкое расхождение показателей исследования активного и пассивного лексического запаса (пассивный лексический запас шире активного).
Дошкольники старшей группы понимают значения многих слов, объем их пассивного лексического запаса близок к норме, однако, употребление слов в экспрессивной речи, актуализация лексического запаса вызывает большие трудности. Средний уровень пассивного лексического запаса имели 87% дошкольников экспериментальной группы с общим недоразвитием речи, а низкий уровень 13% детей. После исследования активного лексического запаса 37% имели средний уровень сформированности лексики, а у 63% детей низкий уровень.
После проведения обследований по методикам Г.А Волковой были выделены специфические особенности лексического запаса старших дошкольников с ОНР: бедность, неточность по значению, недостаточность развития процессов обобщения. У большинства детей с ОНР оказались несформированными в большей степени атрибутивный лексический запас, имеется большое количество лексических трудностей при подборе определений к словам и при подборе антонимов к прилагательным. Дошкольники с ОНР в речи используют лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. Недостаточно сформирован у детей с ОНР и номинативный лексический запас при подборе родственных однокоренных слов. У детей возникали трудности при подборе антонимов к глаголам. У некоторых детей наблюдалось незначительные ошибки при выполнении заданий обозначающие способы передвижения животных. Все это свидетельствует о недостаточном уровне сформированности активного атрибутивного лексического запаса детей с ОНР, что подтверждает необходимость проведения с ними коррекционной работы.
Для проведения занятий с детьми нами была разработана специальная программа с использованием средств изо-технологий. Работа по формированию лексического запаса детей с ОНР средствами изо -технологий проводилась на экспериментальных занятиях в рамках кружка «Ладошки» в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №177 комбинированного вида» Советского района г. Казани с февраля по апрель 2019 г. С целью реализации программы по развитию лексического запаса детей с ОНР средствами изо-технологий все дошкольники с общим недоразвитием речи (участвующие в констатирующем эксперименте) были поделены на две группы: экспериментальную группу составили 15 детей и контрольную группу составили 15 детей (определенные критерии отбора детей в данные группы отсутствовали, однако в каждую группу входили дети как со средним, так и с низким уровнем владения лексическим запасом - в равных пропорциях). Работа по формированию лексического запаса средствами изо -технологий проводилась с детьми экспериментальной группы.
Работа велась во вторую половину дня 2 раза в неделю, то есть 24 занятия 25 минут, общей длительностью программы кружка 10 часов.
Цель программы заключается в создании системы коррекционной работы по обогащению лексического запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием изо-технологий.
Итогом нашей исследовательской работы послужило контрольное исследование словарного запаса детей с ОНР III уровня.
Мы выяснили, что после проведенной работы с использованием средств изо-технологий таких как рисование ватными палочками, кляксография, монотипия, граттаж у детей экспериментальной группы объем пассивного словарного запаса стал стремиться к активному. Дошкольники научились подбирать и называть слова на различные темы. У них повысились уровни развития лексического словарного запаса: 37% детей стали обладать высоким уровнем развития, а 63% детей - средним уровнем. Словарь детей обогатился существительными, глаголами и прилагательными. Дети научились подбирать антонимы и родственные слова, подбирать подходящие определения, называть обобщающие понятия
Таким образом, проведенная лексическая работа по обогащению лексического запаса с помощью средств изо-технологий была эффективной. Словарный запас детей улучшился, гипотеза подтверждена.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста[Текст]: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е.Ф. Архипова - М.: АСТ: Астрель, 2017. - 224 с.
3. Белякова, Л.И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М. - Воронеж, - 2001. - С.7.
4. Борисенко, М.Г. Наши пальчики играют [Текст] / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - СПб.: Паритет, 2002.- 148 с.
5. Буре, Р.С. Готовим детей к школе [Текст]: Кн. Для воспитателя дет. Сада / Р.С. Буре. - М.: Просвещение,1987.-96 с.
6. Бутон, Ш. Развитие речи [Текст] / Ш. Бутон // Психолингвистика. - М.: Прогресс, - 2007- С.307-З24.
7. Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика. Основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых [Текст]: учеб.для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ. Ред. Н.В. Микляевой. - М.: Юрайт, 2012. - 510 с.
8. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 354 с.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь: собрание трудов [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2011. - 640 с.
10. Гаврина, С.Е. Развиваем руки - чтобы учиться и писать, и красиво рисовать [Текст] / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова. - Ярославль: Академия развития, 2007.-192 с.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Питер, 2009. - 458 с.
12. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст] / В.П. Глухов. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 234 с.
13. Гончарова, В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи [Текст] / В.А. Гончарова. - СПб.: Гном и Д. - 2012. - 98 с.
14. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 . - М . : .Издательство Скр ипторий 2003., 2007. -80 с.
15. Дементьева, Л.С. Бумажная пластика и оригами [Текст] / Л.С. Дементьева // Дошкольное воспитание - 2003. - №8. - С.40-43.
16. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи) [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М.: ВЛАДОС - 2017 — 112 с.
17. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 320с.
18. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи [Текст] / Н.С. Жукова. - Екатеринбург, 2006. - 316 с.
19. Захарова, А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи [Текст] / А.В. Захарова. - Новосибирск, 2007. - 135 с.
20. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова . - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 200 с.
21. Короткова, А.В. Особенности формирования лексико-грамматического стоя речи 3 уровня [Текст] / А.В. Короткова, Е.Н. Дроздова // Логопед. - 2004. - №1. - С. 27-34.
22. Красовская, Е.Ю. Изобразительная деятельность - средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Ю. Красовская // Проблемы современного педагогического образования. -
2016. - №52-6. - С. 118-126
23. Лаврентьева, А.Л. Формирование семантической стороны речи [Текст] / А.Л. Лаврентьева, О.С. Ушакова //Дошкольное воспитание. - 2006. - № 8. - с. 3-8.
24. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников: формирование лексики и грамматического строя [Текст] / Р.И. Лалаева. - СПб., 2001. - 121 с.
25. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. - СПб.: Издательство СОЮЗ, 2001. - 224 с.
26. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. -Москва: Просвещение, 1968. - 367 с.
27. Логопедия [Текст] / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 680 с.
28. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн.- М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: нарушения речи у детей с сенсорной и
интеллектуальной недостаточностью. - 480 с.
29. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст] / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - СПб., 2000. - 123 с.
30. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз-дидактика, 2008. - 208 с.
31. Ляховская, Ю. С. Особенности словаря старших дошкольников [Текст] / Ю.С. Ляховская // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М. - 1999. - 223 с.
32. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевич / под ред. Л.П. Федоренко. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 176 с.
33. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и
заинтересованных родителей [Текст] / А.В. Никитина. - СПб. : КАРО, 2016. - 96 с.
34. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) [Текст]. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. - 352 с.
35. Пичушкина, Т.М. Использование изобразительной деятельности на логопедических занятиях [Текст] / Т.М. Пичушкина, Т.П. Лебедева и др.// Современный детский сад. - 2010. - №2. - С.12-17
36. Ребенок учится говорить; Пальчиковый игротренинг [Текст] / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. - Екатеринбург: У-Фактория, 2015. - 224с.
37. Рузанова, Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. - СПб.: КАРО,
2009. -160 с.
38. Селиверстов, В. И. Понятийно - терминологический словарь логопеда /В. И. Селиверстов. - Москва: ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
39. Серебрякова, Н.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Серебрякова. - М.: КАРО. - 2011. - 112 с.
40. Серебрякова, Н.В. Формирование лексики у дошкольников со стертой дизартрией [Текст]: монография / Н.В. Серебрякова. - СПб: Наука-Питер, 2006. - 196 с.
41. Солдатова, С.В. Особенности развития лексики в онтогенезе [Текст] / С.В. Солдатова // материалы XVII международной научной конференции. - Издательство: ГГТУ (Орехово-Зуево). - 2017. - С. 63-64
42. Сохин, Ф. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.С. Сохина. - М.: Владос, 2014. - 189 с.
43. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина - М., 2014. - 278с.
44. Филичева Т.Б. Основы логопедии [Текст]. - М., 2011. - 225 с
45. Цейтлин, С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. - М.: Знак, 2009. - 592 с
46. Штерн, А. Перцептивный аспект речевой деятельности [Текст] / А. Штерн. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 1992. - 250 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ