Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности.
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования
8
1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста 18
1.3. Анализ передового педагогического опыта по развитию познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной
деятельности 28
Выводы по главе 1 38
Глава 2. Экспериментальное исследование развития познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности.
2.1. Исследования уровня развития познавательных способностей старших дошкольников в ЭГ и КГ 41
2.1. Описание формирующего этапа эксперимента направленного на развитие познавательных способностей старших дошкольников в экспериментальной группе 56
2.3. Анализ результатов опытно - экспериментальной работы по апробации
разработанного комплекса заданий в изобразительной деятельности 67
Выводы по главе 2 80
Заключение 82
Список использованной литературы 86
Приложения 91
Актуальность исследования. Изучая развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, можно реализовать основную задачу педагогической психологии, которая заключается в исследовании условий, факторов и средств совершенствования познавательных психических функций в процессе развивающего воздействия, учитывая возрастные особенности.
У старших дошкольников познавательные способности развиваются посредством овладения операционными механизмами. Зачастую педагоги не имеют представлений, связанных с механизмами формирования
интеллектуальных операций, а также практических навыков развития познавательных способностей в качестве многоуровневого образования. В связи с этим одно из актуальных направлений изучения способностей детей дошкольного возраста - это исследование процесса развития способностей в виде субъекта деятельности, куда постепенно, по мере развития, происходит включение регулирующих механизмов личности. Старших дошкольников ещё не включают в учебную деятельность, в которой происходит начало интенсивного развития операционных механизмов познавательных
способностей, активного участия детей в изобразительной деятельности. Это ставит специальную задачу, направленную на развитие способностей как субъекта деятельности (интеллектуальные операции) и как личности (мотивационные предпочтения, социальные эмоции).
В настоящее время имеется огромное количество экспериментальных работ, которые исследуют развитие познавательных способностей детей. Мнемические и перцептивные способности старших дошкольников изучали в своих работах такие ученые, как Л.С Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г.Ананьев, Л.А. Венгер, A.B. Запорожец, З.И. Истомина и другие. Исследование процессов развития познавательных способностей детей, а также с учётом особенностей личностной регуляции как мотивы, эмоциональные процессы, направленности личности осуществлялось в
работах O.E. Виноградов, И.А. Васильев, O.K. Тихомирова, Д.Б.Богоявленской, М.И. Кошеновой и других. Однако более детальную характеристику проблемы развития способностей давал в своих исследованиях В.Д. Шадриков. Согласно его системе теоретических положений развитие способностей является развитием системы функциональных, операционных и регулирующих (мотивационных) механизмов.
Одно из средств развития способностей, с помощью которого можно решить приоритетную задачу дошкольного образования, а именно познавательное развития детей - это изобразительная деятельность. Преимуществом изобразительной деятельности в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста является, во-первых, то, что изобразительная деятельность близка по структуре к игре, нежели учебная деятельность, во-вторых, с помощью изобразительной деятельности можно развивать в совокупности способности к субъекту деятельности и способности личности. То есть, с одной стороны изобразительная деятельность оплачивает операционные механизмы способностей, а с другой стороны, она способствует активизации регулирующих механизмов личности.
В настоящее время в педагогике и психологии имеется уже большой экспериментальный и теоретический материал по вопросам, связанных с развитием познавательных способностей дошкольников. Тем не менее, данная проблема все еще недостаточно разработанная, а в имеющихся работах затрагиваются лишь отдельные частные вопросы. Даже ведущие ученые в области дошкольной педагогики и психологии в своих трудах рассматривают вопросы развития познавательных способностей детей в ДОУ по ходу изложения других проблем как развитие речи, организация занятий и т.д.
дошкольников и степенью изученности возможностей изобразительной деятельности в формировании умственных качеств детей, их самостоятельности и инициативности. Это противоречие и определило проблему исследования.
На основании выявленных противоречий и исследовательской установки дипломной работы и способ применения изобразительной деятельности в развитии познавательных способностей старших дошкольников выбрана следующая тема исследования: «Развитие
познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности».
Объект исследования - процесс развития познавательных способностей старших дошкольников.
Предмет исследования - комплекс заданий для старших дошкольников, направленный на развитие познавательных способностей детей в процессе изобразительной деятельности.
Цель исследования - научно обосновать и экспериментально проверить комплекс заданий по изобразительной деятельности для старших дошкольников в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования: составляет предположение о том, что процесс развития познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности может быть более успешным и эффективным, если использовать разработанный комплекс заданий.
Цель, объект, предмет, гипотеза, а также общий замысел исследования позволили сформировать следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы развития познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности.
2. Проанализировать возрастные особенности детей дошкольного возраста.
3. Изучить передовой педагогический опыт, направленный на развитие познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности
4. Обобщить и описать результаты эксперимента влияния изобразительной деятельности на развитие познавательных способностей старших дошкольников.
Теоретическую основу исследования составляют труды таких исследователей, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Д.Н.Завалишин, и других, обращенные к проблемам дошкольного возраста А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец. Концепция Т.Ф.Прокофьевой в области разработки методики развития познавательной активности на занятиях изобразительной деятельностью, исследования в области обогащения знаний дошкольников в процессе обучения изобразительной деятельности Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.К.Казакова, Н.Я.Шибанова
Методы исследования: Изучение и анализ научной и педагогической литературы, опрос, наблюдение, беседа, анализ проведенной работы и результатов исследования.
Методики исследования: 1. Методика «Экспресс» - диагностика познавательных способностей дошкольников В.Е. Клочко. 2. Методика «Эталоны» О.М. Дьяченко. 3. Тест «10 слов» 4. Методика «Перцептивное моделирование» Л.А. Венгера.
Научная новизна и теоретическая значимость. В дипломной работе уточнена сущность развития познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности, делается обоснование и описание литературных источников, которые могут быть использованы для развития познавательных способностей старших дошкольников с использованием изобразительной деятельности.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут использоваться родителями, педагогами, методистами и воспитателями ДОО. Также расширены теоретические и практические представления об особенностях формирования познавательных способностей старших дошкольников, средствами изобразительной деятельности.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ № 9
«Олимпионик» г. Казань. В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 5 - 6 лет. Из них 20 человек (12 мальчиков и 8 девочек) вошли в контрольную группу и 20 человек (9 мальчиков и 11 девочек) вошли в экспериментальную. Исследование было проведено в 2017-2018 гг.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической части), выводов и предложений, заключения и списка литературы. Работа изложена на 90 страницах. Во введение представлен основной методологический аппарат (актуальность, цель, предмет, объект, задачи и т.д.) В первой главе - теоретической - раскрыты основные содержательные характеристики познавательных способностей в психолого - педагогической литературе, возрастных особенностей старших дошкольников, проведен анализ передового педагогического опыта по развитию познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности. В итоге работы представлены выводы и предложения, заключения и список литературы, состоящий из 56 источников.
В заключение данного исследования можно сказать, что исследование развития познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности, является весьма актуальной темой.
Анализ литературы показал, что развитие познавательных способностей осуществляется под влиянием таких ведущих факторов, как употребление орудий, овладение знаками, включение в социальное взаимодействие с другими людьми. Недоразвитие высших психических функций происходит из-за недостаточности средовых взаимоотношений.
Познавательная деятельность дошкольника - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся: в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи; намечать план действий; отбирать способы решения поставленной задачи; добиваться результата и анализировать его. В процессе познавательной деятельности развитие его познавательной сферы - наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения.
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников - один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка раннего возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше - что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Среди возможных средств развития такой активности у дошкольников особого внимания заслуживает, изобразительна деятельность.
Изобразительная деятельность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе, а в совокупности с формированием математических представлений является еще и мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Поэтому, организация воспитательно - образовательного процесса должна осуществляться через изобразительную деятельность.
Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно.
Для изучения особенностей познавательной деятельности дошкольников мы подобрали следующие диагностические методики: 1. Методика «Эталоны» Л.А. Венгера.2. Тест «10 слов» 3. Методика «Перцептивное моделирование» Л.А.Венгера.
Исследование проводилось на базе МБДОУ № 9 «Олимпионик» г.Казань. В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 5 - 6 лет. Из них 20 человек (12 мальчиков и 8 девочек) вошли в контрольную группу и 20 человек (9 мальчиков и 11 девочек) вошли в экспериментальную. Исследование было проведено в 2017-2018 гг.
В эмпирической части исследования было изучено развитие познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности. В процессе работы были сформированы две группы (контрольная и экспериментальная), при этом контрольная посещала детский сад и занималась по рабочей программе, дошкольники экспериментальной группы посещали детский сад и занимались по рабочей программе садика, а также посещали дополнительные занятия по изобразительной деятельности. Такое разделение на группы обеспечивает частоту эксперимента, и позволят наиболее точно выявить влияние изобразительной деятельности на развитие познавательных способностей.
Подводя итоги проведенному эмпирическому исследованию можно сделать вывод о развитии познавательных способностей у дошкольников экспериментальной группы более значительно, чем в контрольной. Это говорит о том, что дополнительная программа по изобразительной деятельности дополняет и обогащает программу детского сада и в совокупности более существенно влияет на познавательную способность детей.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования о том, что процесс развития познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности может быть более успешным и эффективным, если:
- целенаправленности и системности работы педагога по развитию познавательных способностей старших дошкольников;
- активном использовании изобразительной деятельности в развитии познавательных способностей старших дошкольников;
- подборе подходящих занятий по изобразительной деятельности с учетом их возможностей в развитии познавательных способностей старших дошкольников, была доказана.
Для оптимизации и развития познавательных способностей дошкольников старшего возраста, необходимо активизировать работу по применению изобразительной деятельности. Главное достоинство такой деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам, и ребенок в этом процессе выступает как полноценная личность, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения.
Изобразительная деятельность способствует формированию интегративных личностных качеств: любознательный, активный;
эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи; имеющий первичные представления о себе, мире и природе; способный управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Экспериментирование развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности.
Список использованной литерат
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. -М. : Московский психологосоциальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2015.-416с.
2. Бодалев А. А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. 2015. № 1.
3. Богоявленская Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии, 2016. № 1. С. 144-146.
4. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. М.: Пед. Общество России, 2013. 147с.
5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.: учебник/ Л. А. Венгер, В.С. Мухина - М.: Просвешение, 2013.- 266с.
6. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2013-144с.
7. Валеева Л.Р. Формирование познавательных способностей у
детей дошкольного возраста. Режим доступа
https: //kopilkaurokov.ru/do shkolnoeObrazovanie/prochee/formirovaniie - poznavatiel-nykh-sposobnostiei-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta
8. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии познавательных способностей дошкольников старшего возраста// Дошкольное воспитание. 2014. №4. С. 41-43.
9. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М., 2014-118c.
10. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения и игр. - М.: Учпедгиз, 2015-432с.
11. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2015. 193 с.
12. Гриник Н.В. Развитие познавательных способностей старших
дошкольников средствами изобразительной деятельности: [Электронный ресурс. Электронный научно-педагогический журнал
http://1.emissia.peterhost.ru/offline/2008/1271.htm]
13. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. 2015. №12. С. 73-75.
14. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии детей дошкольного возраста: книга для учителя и родителей. - М. : Просвещение, 2015- 320с.
15. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности.// Ребенок в детском саду. - 2015. - № 1.
16. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 2014.-128с.
17. Дружинин В.Н., Психология общих способностей. 3-е изд.- СПб.: Питер, 2013-176с.
18. Завалишина Д. Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 2015-154с.
19. Изобразительная деятельность в детском саду - под ред. Н.П. Сакулиной и Т.С. Комаровой. М: Просвещение, 2015-42с.
20. Игнатьев Е.И. Формирование способностей к рисованию.// Способности ваших детей./ Сост. Н.П. Линькова и Е.А. Шумилин. - М.: Просвещение, 2015-113с.
21. Казакова Т.Г. Изодеятельность дошкольников. - М.: Педагогика, 2014-165с.
22. Кулагиана И.Ю. Развитие у дошкольников познавательных способностей. Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 2014-116с.
23. Капустина Р. И. Познавательная активность детей на занятиях по рисованию // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 10.
24. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: Сфера, 2015. 188 с.
25. Комарова П.Р. Способности. Режим доступа http: //www.firsteducation.ru/neopols-1244-1 .html
26. Комарова Т.С. Детское изотворчество: что под этим следует понимать?// дошкольное воспитание. - 2015, № 2.
27. Комарова Т.С. Изодеятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Педагогика, 2015-114с.
28. Комарова Т.С. Детское художественное творчество:
Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М., 2015-118с.
29. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев, 2015 -112 с.
30. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)». - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2014-153с.
31. Клопотова Е. Е. Влияние образовательной ситуации детского сада на познавательную активность дошкольников: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2015-201с.
32. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М., 2014-187с.
33. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2015. - 192 с.
34. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 2014-98с.
35. Лищенко А. С. Особенности развития познавательной активности старших дошкольников через изобразительную деятельность Режим доступа http://ext.spb.ru/images/files/13_Petr/LishenkoAS_poznanie.pdf
36. Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. М., 2016. 144 с.
37. Лукашевич В.В., Е.Н. Пронина Психология личности: учебное пособие, М: МГУП, 2016-187с.
38. Люц И.Ф. Взаимосвязь познавательной и изобразительной деятельности младших дошкольников: Автореф. Дисс. Канд. Псих. наук. - М., 2015-121с.
39. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. — М.: ЛИНКА—ПРЕСС, 2014 - 176 с
40. Мосин И.Г. Рисование: Учеб. пособие для педагогов,
воспитателей и родителей. - Екатеринбург: У-Фактория, 2014-74с.
41. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 112с
42. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. В.И. Васильевой. - М.: Академия, 2015-85с.
43. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / Под ред. Запорожца А. В. и Эльконина Д. Б. - М.: Просвещение, 2014.-350с.
44. Прокофьева Т.В. Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста на интегрированных занятиях по развитию изобразительного творчества. - М., 2015-132с.
45. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.,
2015- 147с.
46. Румянцева Е.А. Необычное рисование: Рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста. Изд-во «Дрофа», 2015 - 32с.
47. Ращикулина Е. Н. Концептуальные основы развития познавательных способностей детей. Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-razvitiya-poznavatelnyh- sposobnostey-detey
48. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным искусством. 2-е издание исп. и доп. М: Мозаика - Синтез. 2015- 210 с.
49. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 2011110с.
50. Теплов Б.М. «Способности и одаренность», хрестоматия по возрастной психологии, - М: 2014 г-225а
51. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: Изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2015-127с.
52. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2016-119с.
53. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2012-155с.
54. Шадриков В. Д. Способности, одаренность, талант //Развитие и диагностика способностей. Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков М.: Наука, 2013-111с.
55. Шукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике: Учебное пособие. М., 2015.-172 с.
56. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способность» и