Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Связи с общественностью как технология президентской власти в США (23.00.02)

Работа №4177

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

политология

Объем работы248 стр.
Год сдачи2002
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1636
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы и особенности паблик рилейшнз в сфере
политики и государственного управления 21
1.1. Теоретические основы паблик рилейшнз в сфере политики и государственного управления 21
1.2. Особенности государственного пиара 31
Глава II. Технологии, принципы и приемы президентского пиара в США . 38
2.1. Технологии президентского пиара в США 38
2.2. Принципы и приемы политического пиара и основы пиар-кампании ... 67
Глава III. История связей с общественностью в США на государственном уровне. Становление президентского пиара
3.1. «Американское начало» паблик рилейшнз
3.2. Эпоха паблисити и первых пресс-агентов (1810 - 1900 гг.)
3.3. Становление паблик рилейшнз как профессии и научной дисциплины (начало XX в. - середина 40-х гг. XX в.)
3.4. «Послевоенная эпоха» и начало «эры телевидения»
(конец 40-х - конец 60-х гг. XX в.)
3.5. История Службы связи (начало 70-х - начало 90-х гг. XX в.)
3.6. Правление Клинтона - эпоха перманентной кампании
3.7. Системно-институциональные причины развития паблик рилейшнз как политической технологии
3.8. Президентский пиар и американское законодательство
3.9. Сравнительно-социологический анализ паблик рилейшнз на государственном уровне
Глава IV. Паблик рилейшнз, политическая борьба и имидж президентства
(на примере ряда кампаний администрации Клинтона) 153
4.1. Кампания-1992: персональные и идеологические черты имиджа Клинтона 153
4.2. Первые месяцы президентства и борьба за принятие экономического
плана Клинтона 157
4.3. Пиар-кампания по продвижению НАФТА 166
4.4. Роль пиар-технологий в политической борьбе вокруг реформы системы здравоохранения 1993-1994 гг 173
4.5. Стратегия «третьего угла» и «бюджетная война» 1995 г 204
4.6. Реформы и предвыборная кампания 1996 г 212
4.7. Президентский пиар в США и проблема политического манипулирования 225
Заключение 232
Список литературы 244
76




Термин паблик рилейшнз наравне с такими американизмами как менеджмент и маркетинг получил широкое распространение в XX веке во всем мире. Распространение нового термина (также как и в случае с менеджментом и маркетингом), было связано с развитием рынка и большого бизнеса, ростом конкурентности общественных отношений и становлением гражданского плюралистического общества в западных демократиях. Своим бурным ростом в США в XX веке, в первую очередь, пиар был обязан именно развитию конкуренции, присоединившей к традиционным средствам борьбы такие нематериальные субстанции как репутация, позитивное общественное мнение, престиж и привлекательный имидж. Параллельно с развитием рынка и экономической конкуренции, усложнением отношений между бизнесом и обществом значительные изменения происходили и в политической системе США. Введение всеобщего избирательного права, развитие партий и формирование системы институтов гражданского общества (независимых от государства СМИ, профсоюзов, а также других, насчитывающих десятки тысяч объединений) создали новую ситуацию во взаимоотношениях граждан с государством. Не только граждане, их объединения теперь зависели от государства, но и сами институты государственной власти оказались зависимыми от граждан и их ассоциаций. Поддержка общественного мнения стала важным инструментом политического успеха. Согласование интересов власти и различных общественных групп, внимание к обратной связи в отличие от диктата и волюнтаризма обеспечивало долгосрочную электоральную выгоду и делало положение политиков более устойчивым. Новые отношения между государством и обществом способствовали постепенному развитию и совершенствованию паблик рилейшнз как технологии власти.
Актуальность темы. Проблема власти в политологии исследована достаточно широко, однако технологический аспект проблемы, то, как государственная власть распространяет свое влияние на широкие группы людей и использует завоеванную поддержку в конкуренции с другими субъектами политики в условиях современного политического процесса в демократических странах, требующего от власти максимальной открытости и публичности, исследован довольно мало. Это объясняется динамикой развития общества, средств и каналов влияния на него, расширением роли общественного мнения и возможностей его использования в политической борьбе. Основным механизмом, регулирующим отношения между властью и обществом, служит комплекс пиар-технологий, которые в российской политологии обобщают понятием «связи с общественностью». Они направлены на формирование привлекательного имиджа власти, легитимацию и популяризацию ее политики. Реальная деятельность власти в сфере паблик рилейшнз значительно опережает развитие теоретических исследований в этой области, что обуславливает теоретическую значимость предпринимаемого исследования. Актуальность темы связана, во-первых, с ростом роли пиар-технологий в политическом управлении в

современных США (что особенно проявилось в период администрации Клинтона) и необходимостью рефлексии этой новой роли. Во-вторых, с тем, что американский опыт государственного пиара оказывает значительное влияние на развитие связей власти с общественностью во всем мире. Не случайно, в европейской политологии в последние годы появилось такое понятие как «клинтонизация политического процесса». В-третьих, американский опыт легитимации и популяризации политики средствами паблик рилейшнз может быть интересен и в России, вступившей в эпоху новых информационных технологий и информационных войн.
Объектом исследования служит практика связей с общественностью (пиар) президентской власти в США.
Предметом исследования являются связи с общественностью как технология президентской власти в период администрации Клинтона.
Политический пиар в современном плюралистическом обществе представляет собой специализированную деятельность субъектов политики, направленную на эффективное управление их публичной коммуникацией и повышение политической конкурентоспособности за счет привлечения общественной поддержки. Субъектами политического пиара могут выступать любые субъекты политики - политические партии, властные структуры, политические деятели и т.п. Когда мероприятия паблик рилейшнз проводятся государственной властью и ориентированы на государственные интересы, следует говорить о государственном пиаре. При этом под «государственными интересами» в демократических странах понимается «концептуальное выражение государством совокупных потребностей общества на данном этапе его развития»1. Государственная власть делится на исполнительную, законодательную и судебную. Исполнительную власть в США возглавляет президент. Именно президентский пиар подробно исследуется в работе. Президентский пиар включает в себя два направления: 1 Персонифицированный пиар президента, имеющий целью повышение его личного рейтинга, и 2)институциональный президентский пиар, то есть пиар президента как главы исполнительной власти, пиар- обеспечение политических инициатив Белого дома. Президентский пиар представляет собой одну из составляющих государственного пиара в США. Однако в фокусе исследования окажется пиар-деятельность Белого дома, а не государственный пиар в широком смысле слова, под которым понимается деятельность государственных институтов по популяризации государственной политики, то есть политики, утвержденной законодательной властью. И хотя диапазон полномочий президента США предполагает, что в определенных ситуациях границы понятий «государственный пиар» и «президентский пиар» совпадают (некоторые решения президента являются самостоятельным источником государственной политики, не требующим одобрения в Конгрессе), автора будет прежде всего интересовать пиар как технология президентской власти, в том числе в ее противоборстве с Конгрессом на этапе принятия государственных решений.
1 Политическая энциклопедия. М., 1999. Т.1. С.453.

5
Цели и задачи исследования. Основная цель предлагаемой работы заключается в том, чтобы изучить опыт применения президентской властью в США пиар- технологий и определить их роль в современной американской политике, используя в качестве модели администрацию Клинтона.
В рамках достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1) проследить историю развития пиар-деятельности президентской власти в США и ее институционализацию в рамках Белого дома;
2) выявить причины развития связей с общественностью как технологии президентской власти в США;
3) проанализировать основные пиар-кампании Белого дома в период администрации Клинтона и определить роль пиар-технологий в политическом процессе;
4) классифицировать пиар-технологии, выявить основные принципы и приемы, использующиеся в рамках пиар-кампаний президентской власти, исследовать феномен политического манипулирования в практике президентского пиара в современных США;
5) проследить трансформацию имиджа президента Клинтона и института президентства за время его администрации;
6) выяснить, какие особенности политической системы США и американской культуры политической коммуникации определяют роль и формируют стиль президентского пиара;
7) выявить особенности пиар-политики Белого дома при Клинтоне и охарактеризовать модель взаимодействия президентской власти с общественностью в период его правления, опираясь на эволюционно-историческую классификацию моделей пиар-деятельности.
Степень научной разработанности проблемы. В зарубежной научной литературе, посвященной паблик рилейшнз, доминирующее место занимают работы, исследующие роль связей с общественностью в сфере бизнеса (Hunt Т., Grunig J. Public Relations Techniques. New York, 1994; Doty D. Publicity and Public Relations. New York, 1992, etc.). Именно с изучения этой сферы на американском материале начались исследования связей с общественностью и в нашей стране еще в 1970-е годы (Зяблюк
Н.Г. Индустрия управляемой информации. «Паблик рилейшнз» - система пропаганды большого бизнеса США. М., 1971). В 1990-е годы - с началом эпохи российского капитализма - в России появилось множество переводных и оригинальных работ, посвященных коммерческому пиару (Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М., 1997; Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. М., 1998; Викентьев И.Л. Приемы рекламы и паблик рилейшнз. Спб., 1998 и т.д.). Значительное внимание как в зарубежной, так и в отечественной литературе в настоящее время уделяется также изучению пиара в широком социальном контексте и определению его феноменологических черт (Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. Спб., 1999; Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М., 2000; Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990;

Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз: теория и практика. М., 2000). Можно выделить несколько основных подходов к трактовке этого социального феномена.
Первый так называемый альтруистический подход2 делает акцент на интерпретации паблик рилейшнз как некой деятельности по организации сотрудничества во всех сферах социального взаимодействия во имя служения интересам общественности. Этот подход характерен для западных исследователей. Наиболее яркое выражение он нашел в хрестоматийном определении известного английского теоретика и практика пиара Сэма Блэка: «Паблик рилейшнз - это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности»3. Однако эта дефиниция оставляет много вопросов в связи с абстрактностью и субъективностью задействованных категорий.
Множество определений связей с общественностью можно объединить в рамках компромиссного подхода, несколько иначе расставляющего акценты: имеется в виду уже не абстрактная гармония, а удовлетворение конкретных интересов. Организация- пиар-субъект для того стремится учитывать интересы общественности, чтобы и ее интересы были восприняты с пониманием. Авторитетный форум представителей более чем 30 национальных и региональных ассоциаций паблик рилейшнз, собравшихся в 1978 году в Мехико на первую Всемирную ассамблею пиар- ассоциаций, предложил именно такую трактовку: «Практика паблик рилейшнз - это искусство и социальная наука, позволяющие анализировать тенденции, предсказывать их последствия, консультировать руководство организаций и претворять в жизнь планируемые заранее программы действий, которые служат интересам как организаций, так и общественности»4. К этой группе относится и определение одного из первых практиков пиара в России ЛНевзлина: «Паблик рилейшнз - управленческая деятельность, направленная на установление взаимовыгодных, гармоничных отношений между организацией и общественностью, от которой зависит успех функционирования этой организации»5.
Стоит особо подчеркнуть и сугубо прагматический подход, лишенный какого бы то ни было идеалистического налета. Так, еще Джон Рокфеллер говорил, что умение общаться с людьми - товар, который можно купить точно так же, как мы покупаем сахар или кофе. И, подчеркивал, что готов заплатить за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете. Очевидно, что под словом “общаться” американский миллионер имел в виду управление с помощью общения. Управленческую ценность паблик рилейшнз выделили и ученые из Российской академии государственной службы: «Пиар - это специализированная профессионально организованная деятельность управления, но управления особого рода. Это адресное управление состоянием общественного мнения в определенной сфере, корпоративными
2 Классификация подходов приводится в соответствии с работой Чумикова А.Н.: Связи с общественностью. М., 2000.
3 Блэк С. Паблик рилейшнз: Что это такое? М., 1990. С.8.
4 Чумиков А.Н. Ук.соч. С. 12.
5 Невзлин Л.Б. Паблик рилейшнз. Кому это нужно? М., 1993, С. 13

7
отношениями, осуществляемое ненасильственными (а не административно- командными) средствами»6. К прагматическому подходу склоняется и известный российский теоретик и практик связей с общественностью А.Чумиков. В его трактовке, «пиар - это система информационно-аналитических и процедурно¬технологических действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта»7.
Что касается такой разновидности пиар-деятельности как политический пиар, то при небольшом количестве специальных исследований, посвященных непосредственно этой проблеме, существует множество определений, которые авторы общих работ по теории и философии связей с общественностью считают необходимым в них давать. Однако эти определения страдают абстрактностью и носят, скорее, нормативный, чем описательный характер. Политический пиар как объект специального исследования и в отечественной и в зарубежной литературе изучается в основном в аспекте предвыборных задач. Эта проблема широко и достойно представлена в таких работах, как: Политическое консультирование. М., 1999/Под ред. Е.Егоровой-Гантман и И.Минтусова; Справочник по политическому консультированию. М., 2002/Под ред.Д.Перлматтера; Friedenberg R. Communication Consultants in Political Campaigns. Westport, Connecticut, 1997. Работ, посвященных пиару действующей власти, до последнего времени в России не было вообще. Вводным в эту область стало учебное пособие «Связи с общественностью в политике и государственном управлении» под общей редакцией B.C. Комаровского, выпущенное в 2001 г. Российской академией государственной службы. Однако эта книга основывалась на российском материале и интересующий соискателя американский опыт последних лет не нашел в ней отражения.
Некоторые интересные сведения о практике президентского пиара в США можно почерпнуть в исследованиях американских авторов: Kemell S. Going Public. New Strategies of Presidential Leadership. Washington, D.C., 1997; Maltese J.A. The White House Office of Communications and the Management of Presidential News, Chapel Hill, 1994. Эти работы дают представление об истории становления системы связей с общественностью в Белом доме, доводя ее до начала президентства Клинтона. В первой из них делается акцент на взаимосвязи между эволюцией политической системы в США и ростом публичной активности президентов, во второй подробно анализируется институциональное оформление функции управления коммуникацией в Белом доме, начиная с создания Службы связи в 1969г.
Такая важная составляющая президентского пиара в США, как взаимоотношения Белого дома со средствами массовой информации, получила освещение в следующих работах: Иванян Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый дом и пресса. М., 1991; Nelson W.D. Who Speaks for the President? The White House Press Secretary from Cleveland to Clinton. Syracuse, 1998.
6 Связи с общественностью в политике и государственном управлении. М., 2001. С.47.
7 Чумиков А.Н. Ук.соч. С. 13.

8
Из работ, помогающих понять некоторые аспекты выбранной темы, заслуживают внимание также исследования, посвященные проблеме политических имиджей. Среди них стоит отметить, прежде всего, следующие: Феофанов О.А. США: реклама и общество. М., 1974; Боулдинг К. Имидж. М., 1994; Имидж лидера/Под ред. Е.Егоровой-Гантман. М., 1994. В этих работах рассматриваются вопросы природы имиджа, его социальной роли, эффективности, а также способы и приемы его формирования.
Подводя итог обзору научной литературы, можно сказать, что в настоящее время пиар-деятельность государственной власти не получила соответствующего теоретического осмысления в научных исследованиях, но несмотря на это активно развивается в практике властных структур во всем мире. Своего пика на родине понятия «паблик рилейшнз» в США пиар-технологии президентской власти достигли в последнее десятилетие XX века во времена правления Клинтона, и этот опыт еще не нашел освещения в специальных исследованиях.
Источники исследования. Диссертационное исследование опирается на широкий круг источников, среди которых следует перечислить:
-опубликованные меморандумы ответственных за коммуникацию сотрудников Белого дома;
-мемуарную литературу пиар-специалистов, работавших в Белом доме (например, Д.Гергена, который возглавлял Службу связи в администрациях Форда и Рейгана и был советником по коммуникации президента Клинтона, а также главного спичрайтера Клинтона М.Уолдмена) и аккредитованных там журналистов (книги Б.Вудворда и Г.Курца);
- интервью с пресс-секретарями президентов США и другими сотрудниками Белого дома;
-статистические исследования, характеризующие степень и динамику публичной активности президентов США (пресс-конференций, больших и малых обращений,' политических путешествий, символических появлений на публике);
-результаты многочисленных социологических исследований;
-эмпирические данные сравнительных исследований, связанных с опытом государственного пиар в США и в других странах;
-материалы Национальной ассоциации правительственных коммуникаторов США (NAGC), объединяющей специалистов, занятых в сфере паблик рилейшнз в структурах власти;
-интернет-сайты Белого дома и федеральных структур и т.д.
Теоретическая база исследования. Теоретическую основу исследования составила деятельностная концепция связей с общественностью, наиболее убедительно представленная в работах Шишкиной М.А., Чумикова А.Н., Комаровского B.C. Существенную помощь в понимании функций, механизмов и условий президентского пиара в современных США автору оказали теория плюралистической демократии, разработанная Р.Далем, Д.Труманом и Г.Ласки, и теория политической легитимности, основанная на наследии М.Вебера. Важную роль

9
в теоретическом осмыслении предмета исследования сыграли теория политического управления (Сартори Дж., Шабров О.Ф. и др.) и концепция коммуникативной природы современной власти, развиваемая в работах Ю.Хабермаса, Х.Арендт и др. Большое значение имели также теории коммуникации (Лассуэлл Г., Лазарсфельд П., Мертон Р., Шиллер Г.) и общественного мнения (Грушин Б.А., Липпман У., Ноэль- Нойман Э.), а также теоретические наработки в сфере информационно¬психологических воздействий (Войтасик Л., Грачев Г.В., Мельник И.К., Джоуэтт Г., О’Доннел В.).
Одно из первых академических определений понятия «паблик рилейшнз», появившееся в 1944 году в американском Словаре социологии, звучало как «теории и методы, применяемые для урегулирования отношений субъекта со своей общественностью» и содержало важное уточнение: «Эти теории и методы предполагают использование социологии, экономики, социальной психологии и политических наук, а также специальных навыков журналиста, артиста, организатора, специалиста по рекламе и т.п. для решения специфических проблем в этой области деятельности»8. Проблема, обозначенная этим уточнением, вытекала из сложной комплексной природы пиара, связанного с самыми разными видами человеческой деятельности и отраслями научного знания и черпающего оттуда элементы своего понятийного аппарата. Связи с общественностью представляют собой комплексное образование, сформировавшееся и функционирующее в рамках самых разных видов деятельности (менеджмента, маркетинга, журналистики, политических технологий и т.д.) и основывающееся на теоретико-методологической базе многих научных дисциплин (социологии, социальной психологии, теории управления, политической науки и т.д.). Соответственно не могут не различаться взгляды на пиар из мира менеджмента, журналистики или политических технологий, опирающихся на понятийный аппарат одной из перечисленных выше наук. Автору представляется наиболее универсальным деятельностный подход к пиару, а именно интерпретация, предложенная М.Шишкиной в ее работе “Паблик Рилейшнз в системе социального управления”: «Паблик рилейшнз - это управленческая коммуникативная рыночная деятельность (совокупность социальных практик), направленная на формирование эффективной системы публичных коммуникаций социального субъекта, обеспечивающей оптимизацию его взаимодействий со значимыми сегментами социальной среды (с его общественностью)”9.
Словарь социологии дает такое определение категории социальной деятельности: «способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Деятельность обладает такими чертами, как сознательность (целеполагание), продуктивность, общественный характер»10. У пиара присутствуют
* Цит. по: Векслер А. История public relations: Попытка хронологии // Советник. 1998. №10 (34). С. 33.
9 Шишкина М. Ук.соч. С. 104.
10 Краткий словарь по социологии. М., 1989. С.60-61.

10
все атрибуты деятельности: цель, субъект, предмет, средства, результат и сам процесс деятельности. Характер и содержание феномена паблик рилейшнз определяются следующими параметрами:
Во-первых, пиар - это управленческая деятельность, существо которой составляет управление (менеджмент) всей совокупностью коммуникативных процессов организации в отношениях с ее общественностью.
Во-вторых, паблик рилейшнз является социально-практической деятельностью. Это деятельность, направленная на практическое преобразование социальной реальности, на формирование новых и изменение существующих социальных практик. Как отмечает МА.Шишкина, связи с общественностью невозможны исключительно как процесс теоретизирования или рефлексии, отсутствие практического содержания выхолащивает сущность пиара11.
В-третьих, паблик рилейшнз - это коммуникативная деятельность. Вне и помимо коммуникации связи с общественностью функционировать не могут. Когда пиар характеризуется как управленческая деятельность, в роли объекта управления выступает коммуникация. Не случайно большинство исследователей определяют пиар как коммуникативный менеджмент или менеджмент коммуникации12.
В-четвертых, пиар - это рыночная деятельность. Прежде всего, речь идет о рынке информации. Вне отношений рыночного обмена в коммуникационной сфере связи с общественностью в своем современном естественном виде существовать не могут. В тоталитарном государстве, где информационный рынок ограничен или закрыт, пиар превращается в пропаганду и индоктринацию. Своим бурным развитием в XX в. пиар обязан такому рыночному механизму, как конкуренция, в рамках которой наряду с традиционными (производственными) средствами борьбы залогом успеха стали также репутация, престиж, позитивное общественное мнение и привлекательный имидж. В современном мире деятельность в сфере паблик рилейшнз осуществляется на реальном национальном, транснациональном или международном рынке, это особый вид бизнеса и деловой активности, целью которого является получение прибыли. «Пиар - это вид информационного бизнеса»13.
В-пятых, паблик рилейшнз - это деятельность, в которой присутствуют наука и искусство. Опираясь на собственный научный базис и базис смежных наук (теории коммуникации, социологии, психологии, политологии, теории управления), она имеет все предпосылки к тому, чтобы носить научный характер. Работа пиармена - это в существенной мере исследовательская, научная деятельность, в которую входит изучение коммуникационного рынка, анализ факторов, влияющих на его состояние и динамику, построение системной модели пиар-кампании и т.д. С другой стороны, паблик рилейшнз - это и искусство, так как во многом опирается на творческое
" Там же. С.93.
12 См., например: Векслер А., Советник 1999, № 1(37).С.40; Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. СПб. 1995, С.80; Алешина И.А: Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М. 1997. С.8
13 Чумиков А. Выбор “бывалых” - тот же // Советник. 1997, №11. С.35

11
отражение, переживание и преобразование действительности, на интуицию, на производство художественных образов. Пиар задействует не только когнитивную, но и эмоциональную сферу общественного сознания и тесно связан с креативной деятельностью. У паблик рилейшнз всегда есть своя художественная сторона, своя эстетика. Не являясь исключительно наукой и искусством, связи с общественностью, тем не менее, включают в себя элементы, присущие искусству и науке.
Существует множество дефиниций государственного пиара. После десятилетий его активного применения в практике органов власти, единого непротиворечивого определения еще не найдено. Непростую дилемму, каждый раз возникающую при попытке “кристаллизовать” суть пиара в этой сфере, выявляют следующие две позиции, к которым автор с определенной долей условности сводит все многообразие трактовок:
■ государственный пиар - это такая разновидность коммуникативного менеджмента, в рамках которого на основе информации, полученной в результате анализа тенденций политического, социального, экономического развития страны и общественных потребностей планомерно и непрерывно осуществляется комплекс мероприятий по достижению доверия, взаимопонимания и сотрудничества между властью и обществом в целях обеспечения государственных интересов;
■ государственный пиар - это основанная на особенностях массового сознания коммуникативная деятельность властных структур, направленная на формирование «нужной» общественной реакции, благоприятного для власти восприятия определенных идей (лидера, курса). 5:
Первое определение акцентирует внимание на согласовании интересов, обратной связи и социальной ответственности власти как атрибутах паблик рилейшнз, подчеркивая, что связи с общественностью - процесс двусторонний, в котором власть, как субъект управления, и гражданское общество, как объект управления, вступают в равноправные, партнерские отношения, взаимодействуют и влияют друг на друга. Второе определение отдает приоритет не диалоговой, а манипулятивно- воздействующей функции пиара в качестве определяющей. В реальной практике обе эти концепции находят свое применение, хотя некоторые исследователи14 полагают, что вторая модель закономерно устаревает и исчерпывает свою эффективность в политической системе, в которой функционируют имеющие свободный доступ к информации зрелые гражданские структуры.
Автор считает, что обе эти модели используются властью в наше время, и их выбор ■ зависит от особенностей политической конъюнктуры, а главное от характеристик того политического объекта, который надлежит популяризовать посредством пиар- технологий. Более того, полноценная реализация обоих типов паблик рилейшнз как доступной не только власти, но и всем субъектам политики политической технологии, стала возможной только в условиях современного открытого и конкурентного плюралистического общества, в котором нет монополии государства на публичную
14 См., например: Блэк С. Указ.соч.; Савинова О.Н. Власть и общество: деятельность служб по связям с общественностью в российских региональных органах управления. М., 1998.

12
интерпретацию политики. В связи с этим первой теоретической предпосылкой, необходимой, по мнению соискателя, для понимания механизмов и функций деятельности власти в сфере паблик рилейшнз, служит концепция плюралистической демократии, разработанная Г.Ласки, Д.Труманом и Р.Далем 15.
Современная плюралистическое общество базируется на не существовавшем ранее многообразии общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, групповых, территориальных и др.) и форм их выражения (политических партий, ассоциаций и объединений, общественных движений, гражданских инициатив и т.д.) Признаком политического плюрализма как системы является соперничество и конкуренция в борьбе за голоса избирателей, депутатов, за влияние конституционными средствами на администрацию. Демократия в таком обществе - это не власть стабильного большинства, поскольку само оно изменчиво и не монолитно, обычно складывается на основе компромиссов из разнообразных индивидов, групп и объединений. Плюралистическая демократия представляет собой форму правления, позволяющую многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения. Для нее характерна диффузия, распыление власти между разнообразными центрами политического влияния: государственными институтами, партиями, группами интересов и т.д. Сохраняющееся в современных демократиях социальное неравенство, которое проявляется в неодинаковой способности различных групп к артикуляции своих интересов и к их отстаиванию в конкурентной борьбе, препятствует гармоничному эффекту баланса интересов, но не опровергает теорию плюралистической демократии в целом. К концу XX в. западные государства значительно продвинулись вперед по пути уравнивания жизненных шансов. Сегодня не только высшие слои, но и группы, относящиеся к среднему классу, имеют достаточный образовательный уровень, социальную обеспеченность и защищенность, свободное время и другие условия для оказания организованного влияния на центры власти с целью учета в политических решениях своих интересов. Тем социальным группам, которые менее способны к организованной политической борьбе и не обладают достаточными ресурсами влияния, помогает представить свои интересы механизм выборов.
Введение всеобщего избирательного права, развитие СМИ, формирование системы институтов гражданского общества привели к тому, что функции принуждения и диктата в деятельности государства начали уступать позиции функциям согласования интересов и координации усилий различных групп населения и организаций в подготовке политических решений. Необходимость более эффективной диалоговой модели взаимоотношений с обществом усложнило систему политического управления, в которой закономерно появилась функция паблик рилейшнз. Поэтому следующими теоретическими построениями, облегчающими понимание пиар-
15 Даль Р. Введение в теорию демократии. М., 1991; Он же. Полиархия, плюрализм и пространство/УВопросы философии. 1994. №3.

13
деятельности современной власти, служат концепция гражданского консенсуса16, восходящая к философской доктрине эволюционизма, и теория политического управления 17. В отечественной политологии принято различать консенсус в узком смысле слова - как способ политического разрешения конкретных споров и конфликтов, и консенсус в широком, общеполитическом смысле - как гражданское согласие18. Политологи рассматривают консенсус не как отказ от своих интересов и целей, не как смену взглядов, а как объективно обусловленную необходимость признания и учета точки зрения другой стороны, законности ее интересов, взглядов, позиций и целей, без чего трудно представить существование, функционирование целого. “Основа и суть всех демократий - управление через дискуссию”19. Это “управление через дискуссию”, через согласование интересов, солидарное разрешение конфликтов и другие формы ненасильственного воздействия управляющих на управляемых призваны выполнять службы по связям с общественностью. Поскольку политическое управление предстает “как особый вид межгрупповых отношений с использованием большими группами людей институтов публичной власти для реализации их жизненно важных интересов”20, постольку паблик рилейшнз оказывается органичным компонентом политического управления, включенным в процесс разработки, принятия и реализации политических решений, обеспечивающим непрерывность “прямых” и “обратных” связей в ходе управления. Управление в системном комплексе “общество-государство” не допускает истолкования общества лишь как управляемой подсистемы, так как общество “входит” в государственно¬политическую деятельность через различные социально-политические институты. Система, будучи субъектом управления по отношению к определенному объекту управления, сама является объектом управляемого субъекта, т.е. определенное состояние государства есть следствие воздействия на него общества через деятельность социально-политических сил. В то же время, определенное состояние общества - следствие и результат государственно-политической деятельности. В таком случае общество выступает не только объектом государственно-политического воздействия, но и субъектом политического общения и взаимодействия, а субъект управления - государство, носитель властных полномочий, является в то же время и объектом, которому общество делегирует властно-управленческие функции и которого контролирует через деятельность социально-политических сил.
16 Теоретическим исследованиям феномена консенсуса посвящена обширная отечественная и зарубежная литература. См., например, работы К.Гаджиева, В.Казимирчука, Н. Медведева,
В.Согрина, М.Вебера, М.Дюверже, Р.Дарендорфа и др.
17 Сартори Дж. Управляемая демократия и управляющая демократия // Политология вчера и сегодня. М., 1990. Вып. II; Шабров О.Ф. Политическое управление. Проблема стабильности и развития. М., 1997.
18 Казимирчук В.П., Медведев И.П. Общественный и национальный консенсус.../Теория права: новые идеи. М., 1993. С.90.
19 Сартори Дж. Указ.соч. С. 172.
20 Шабров О.Ф. Политическое управление. Проблема стабильности и развития. М. 1997. С.9.

14
В рамках политического управления проявляется “наличие у субъектов политики различных противоречивых и даже конфликтных интересов, которые в той или иной степени осознаются и выражаются, что приводит к соперничеству в борьбе за принятие тех или иных решений или курса внутренней или внешней политики. Иначе говоря, возникает ситуация политико-властных отношений, участники которых, как правило, обладают не только не совпадающими интересами, целями, но и различными ресурсами”21. В связи с этим следующей теоретической предпосылкой, необходимой, на взгляд автора, для понимания механизмов и функций паблик рилейшнз в сфере политики и государственного управления является теория конфликта. Конфликт, в понимании современных ученых (Р.Дарендорф, Дж.Бертон и др.), отражает глубинную суть общества в целом и политической жизни в частности. Наличие конфликтов не рассматривается как угроза политическому развитию общества, ибо конкуренция по поводу ресурсов власти, социального дефицита или позиций престижа является источником самодвижения и эволюции политических организмов. Признание неизбежности конфликта сочетается с признанием его позитивности, которая, прежде всего, заключается в вынесении на поверхность тех скрытых причин напряженности, которые изнутри способны разрушить политически организованное сообщество. Более того, ситуация спора между отдельными сторонами, определение сторонников и противников тех или иных сил, идеологий и позиций на деле структурирует политическое пространство, давая возможность совершенствовать механизмы представительства социальных интересов. В свою очередь, неискоренимость конфликтов предполагает их непрерывное выявление и урегулирование, что приучает людей к сотрудничеству, к артикуляции интересов, переводу конфликтного напряжения в публично-коммуникативную сферу.
Пиар-службы органов власти действуют в условиях, когда аналогичные структуры существуют у политической оппозиции, в партиях, профсоюзах, корпорациях и т.д. Они призваны обеспечивать не только сотрудничество и согласование интересов с группами общественности, но и конкурентные преимущества субъектов власти в условиях политической борьбы. Разумеется, речь в этом случае идет о конвенциональной политической борьбе, ведущейся в рамках утвердившихся в данной политической системе правовых и этических норм. Дихотомия «конфликт- консенсус», определяющая современный политический процесс, обуславливает функциональность специализированной пиар-деятельности в сфере политики и государственного управления.
Еще двумя теоретическими разработками в общественных науках, которые, по мнению автора, стоит применять в описании феномена государственного пиара, являются концепция информационного обмена между взаимодействующими системами и подсистемами американского социолога Т.Парсонса22 и структурно¬
21 Комаровский B.C., Смирнов В.П. Политика и политическое управление/Политическое управление. Курс лекций. М., 1996. с. 15.
22 Парсонс Т. Система современного общества. М., 1997.

15
функциональный подход к политической системе Г.Алмонда23. Ключевая идея теории систем Т.Парсонса состоит в том, что наиболее важным социальным процессом выступает процесс коммуникации значений, символов, т.е. движение информации. Процесс передачи информации непосредственно определяет характер социального развития общества и его устойчивость. Отношения между системами и подсистемами общества и внутри них представляют собой обмен ин

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Представленные в работе теоретические и эмпирические материалы позволяют сделать следующие выводы:
Зарождение пиар-деятельности в США было связано со сферой политики, затем произошел всплеск интереса к ней со стороны сформировавшегося Большого бизнеса, постепенно пиар проник в коммерческие организации всех уровней, в социальную сферу, культуру, образование. Соединенные Штаты Америки не случайно считаются колыбелью современного пиара. Именно в США зародился не только сам термин «паблик рилейшнз», но и обозначаемая этим термином специализированная деятельность с определенным кругом профессиональных задач, которая была быстро поставлена на коммерческую основу, став бизнесом в сфере информации. Своим бурным развитием в США в XX в. пиар-деятельность в первую очередь была обязана развитию конкуренции, присоединившей к традиционным средствам борьбы такие нематериальные субстанции как репутация, позитивное общественное мнение, престиж и привлекательный имидж.
Начиная со второй половины XX века с развитием телевидения и новых информационных технологий, на фоне снижения роли партий и усиления гражданского общества пиар в США постепенно становится популярным средством политической борьбы и неотъемлемой частью политического процесса. Изучение практики американского политического пиара позволяет автору дать ему следующее определение: политический пиар в современном плюралистическом обществе США представляет собой специализированную деятельность субъектов политики, направленную на эффективное управление их публичной коммуникацией и повышение политической конкурентоспособности за счет привлечения общественной поддержки. Когда в качестве субъекта политики выступает президентская власть, можно говорить о президентском пиаре. Президентский пиар включает в себя два направления: 1 Персонифицированный пиар президента, имеющий целью повышение его личного рейтинга, и 2)институциональный президентский пиар, то есть усилия Белого дома по пиар-обеспечению политических инициатив президента. Оба направления в случае их успешной реализации работают на усиление президентской власти, увеличение ее политического веса и влияния на общественное мнение, элиты и другие ветви власти.
Обращение Белого дома к технологиям паблик рилейшнз было обусловлено определенными изменениями в политической системе США, а именно тенденцией к трансформации системы институционального плюрализма в индивидуализированный плюрализм. Отношения взаимозависисимости, обмена и следования договоренностям внутри элиты постепенно утратили приоритетную значимость в глазах политиков. В основе этих изменений лежало множество причин.
Во-первых, становление «государства благосостояния» и развитие гражданского общества привело к укреплению групп интересов, различных движений и организаций по всей стране и «разомкнуло» замкнутое политическое сообщество

233
Вашингтона. Общество усилилось и стало активнее претендовать на влияние на власть.
Во-вторых, революция в коммуникациях в широком смысле слова, то есть развитие средств связи (телевидения, компьютерной и спутниковой связи) и транспорта сделало политическую жизнь столицы более подконтрольной рядовым избирателям и обеспечило политикам недостающую мобильность в поисках общественной поддержки. Развитие телевидения сделало власть менее зависимой от посредничества журналистов и более зависимой от мнения общественности. Телевидение стало средством прямого обращения к массам.
Третьей и, возможно, главной причиной формирования индивидуализированного плюрализма стало падение роли партий в политическом процессе, как в Вашингтоне, так и на местах. Ослабление партий привело к размыванию солидарных корпоративных норм в политической элите, как внутри, так и между политическими институтами, и способствовало переориентации политиков на публичную политику как условие успешной карьеры. Влияние партийных обязательств на законодателей существенно снизилось. Реформы в сфере финансирования избирательных кампаний и системы номинаций кандидатов в президенты усилили влияние общественного мнения и роль публичной политики. В формировании политических позиций конгрессменов все большее значение приобретали интересы избирательного округа, давление групп интересов и поддержка комитетов политического действия.
Пиар-кампании Белого дома, приводившие к росту рейтинга президента и общественной поддержки его курса, оказались эффективным инструментом воздействия на законодателей, потеснив технологию политического торга. Закономерно, что со временем связи с общественностью в Белом доме были институализированы, то есть обрели статус функциональных управленческих структур. Наиболее законченный вид эти структуры получили с созданием в 1969 г. Службы связи. Разумеется, развитие принципов индивидуализированного плюрализма не исключило политический торг из арсенала средств взаимодействия президента и Конгресса, равно как и не положило конец партийной ответственности (влияние этого фактора ослабло, но наиболее различимой разделительной линией в Конгрессе осталась все-таки партийная принадлежность). Однако возросшая чувствительность парламентариев к общественному мнению и ожидаемой реакции своих избирателей привела к тому, что репутация президента как хорошего коммуникатора, легко завоевывающего телерадиоаудиторию, стала подталкивать их идти ему навстречу.
К наиболее распространенным пиар-технологиям, используемым президентской властью в США, можно отнести: 1) различные виды исследований общественного мнения; 2) технологию работы со СМИ; 3) политическую рекламу; 4) теледебаты; 5) технологию создания персонального имиджа президента; 6)организацию непосредственных контактов и прямых обращений президента к народу (они делятся на обращения к широкой общественности - так называемые «большие речи», и выступления, ориентированные на общение с малыми аудиториями и целевыми

234
группами - «малые речи»); 7) политические поездки по стране и политические путешествия за рубеж; 8) массовое лоббирование; 9) пиар в Интернете и некоторые другие. Родовым объединяющим признаком для пиар-технологий в сфере политики является апеллирование к общественности, стремление мобилизовать ее поддержку и использовать ее в политической борьбе. Согласно этой логике такие политические технологии как переговоры, лоббизм (за исключением массового лоббирования), разрешение политических конфликтов при помощи арбитражных и судебных структур, политическое прогнозирование, не являются технологиями паблик рилейшнз.
Анализ практики президентского пиара в США позволяет выделить несколько общих принципов, облегчающих использование конкретных технологий и приемов. Это: 1)принцип фрейминга (необходимого словесного обрамления информации);
2) принцип стереотипизации или создания образов с заданной семантикой; 3)принцип повторения; 4)принцип коммуникативного резонанса. Что касается приемов политического пиара, то наиболее популярными из них, широко распространенными в пиар-кампаниях Белого дома, являются «сияющая абстракция», «вакцинация», «свои ребята», «общая платформа», «свидетельство», «ссылка на авторитеты», «мнимый выбор» и т.д.
Продуктом каждой пиар-технологии, применяемой Белым домом, является создание или корректировка определенного политического имиджа (самого президента, его администрации, законопроектов, программ, планов реформирования). В результате воздействия всей совокупности пиар-технологий формируется комплексный имидж президентской властщ который служит основным регулятором ее взаимоотношений с общественностью. Обобщая, можно сказать, что власть обращается к гражданам посредством своего имиджа. Понятие «имидж» не тождественно «образу». Имидж формируется вследствие преднамеренных усилий специалистов и самих представителей власти для достижения определенных целей, в то время как образ - это спонтанно складывающееся субъективное отражение объективной политической реальности. Однако имидж не является исключительно продуктом субъект-объектного взаимодействия. Чтобы быть понятным и вызывать планируемую реакцию, он должен в максимально возможной форме отражать ожидания и соответствовать запросам общественности. Это достигается только в случае адекватной репрезентации ее интересов и мнений, на основе которой происходит корректировка политических имиджей, зачастую невозможная без соответствующей корректировки самой политики (если предвыборный пиар имеет дело с обещаниями, то пиар-маневр действующей власти ограничен реальными достижениями). Способность к динамичной коррекции имиджей в зависимости от общественных ожиданий повышает политическую конкурентоспособность правительственных проектов, а складывание общего благоприятного имиджа президентства создает электоральные преимущества для президента-инкумбента и его партии.

235
Национальные особенности политической коммуникации, частью которой является пиар власти, обуславливаются двумя факторами: 1)структурой политической системы и 2)спецификой системы СМИ. Форма сочетания этих двух факторов, сложившаяся в том или ином виде в каждой стране, определяет тип культуры политической коммуникации, который в свою очередь формирует стиль паблик рилейшнз на самом высшем уровне. В пользу этой гипотезы свидетельствуют данные приведенного в работе сравнительно-социологического исследования, полученные в результате серии полуформализованных интервью (1992-1994 гг.) со специалистами по коммуникации из Белого дома (США) и федерального правительства в Бонне (ФРГ), а также с журналистами, аккредитованными освещать деятельность главных политических институтов своих стран. Анализ выявленных норм взаимодействия журналистов и представителей Белого дома, их коммуникативных ролей и суждений о целях и методах пиара власти позволяют характеризовать культуру политической коммуникации в США как «медиа-центрированную». Медиа-центрированная культура политической коммуникации способствует формированию маркетингового стиля президентского пиара, подчиненного целям продвижения политического товара посредством СМИ к массовому потребителю-избирателю. Этот стиль обуславливают следующие системно-институциональные факторы:
ч гО'удяйс-гйенилц гг
1) президентская политическая система: президент и Конгресс, как относительно независимые друг от друга, но зависимые от избирателей политические силы, вынуждены конкурировать на информационном поле в борьбе за общественное мнение, поддержка которого становится решающим аргументом в политической борьбе;
2) коммерческие законы системы СМИ: правительственные коммуникаторы стараются приспособиться к журналистским правилам игры, которые, в свою очередь, диктуются коммерческими законами системы СМИ. Высокая степень экономической конкуренции между различными изданиями и телеканалами приводит к тому, что цена на получение информации снижается. В результате любая новость, полученная впервые или на правах эксклюзива, становится событием. Это, с одной стороны, заставляет журналистов охотиться за новостями, исходящими из Белого дома, с другой стороны, стимулирует пиар-специалистов администрации облекать свои сообщения в удобный для прессы, перспективный с точки зрения эффектной подачи и дальнейшего маркетинга новостной формат;
3) относительная слабость американских партий, роль которых сводится в основном к помощи в организации предвыборных кампаний своих кандидатов. Они не способны обеспечить широкую общественную опору президенту и его администрации в период между выборами или оперативно мобилизовать общественное мнение в поддержку конкретной законодательной инициативы президента, чтобы облегчить ей прохождение в Конгрессе;
4) тенденция развития индивидуализированного плюрализма в Конгрессе, позволяющая президенту, завоевывая поддержку в избирательных округах, расширять опору среди конгрессменов накануне решающего голосования;

5) давление на Белый дом лоббистов и мощных групп интересов, противопоставить которому можно только массовую поддержку, привлеченную посредством СМИ и прямых контактов с населением.
Нужным образом организованное внимание СМИ к политике президента является залогом ее политического успеха. Однако отношения между Белым домом и вашингтонским журналистским истеблишментом носят сложный, часто конфликтный, а порой враждебный характер: споуксмены власти пытаются дать «нужную» версию событий и расставить «правильные» акценты, а журналисты, стремясь сделать себе имя и выгодно «продать историю», придирчиво следят за каждым словом, стараясь поймать выступающих на противоречиях и сокрытии информации. В силу этого пиар-стратеги Белого дома все чаще и чаще обращаются к использованию различных приемов общения с народом в обход пристрастных фильтров столичной прессы. Как показывают приведенные в работе статистические исследования, объем не опосредованных СМИ контактов президентов с общественностью значительно вырос в последнюю треть XX века, что особенно проявилось в период администрации Клинтона.
Правление Клинтона можно считать наиболее адекватным примером понятия «перманентная кампания», под которым в американской политологии понимается адаптация тактики предвыборной кампании для повседневной деятельности президента. «Перманентная кампания» Клинтона базировалась на трех традиционных элементах предвыборной кампании. Первым из них было широкое применение социологических исследований, достигшее в эпоху Клинтона беспрецедентного масштаба. Вторым - создание оперативных штабов (War rooms) для управления кампаниями по завоеванию общественной поддержки и своевременного реагирования на выпады оппонентов и журналистов. Третьим - политические поездки президента по стране и многочисленные «малые речи», подразумевавшие непосредственные контакты с народом, по количеству которых он перекрыл даже «великого коммуникатора» Р.Рейгана. Обобщая, можно сказать, что все правление Клинтона представляло собой последовательность сменявших друг друга пиар-кампаний, призванных обеспечивать основные политические решения администрации и способствовать успеху реформ. Иными словами, апеллирование к общественному мнению, использование его поддержки в качестве рычага давления на оппонентов стало в эпоху Клинтона доминирующей политической технологией.
Социологические исследования. Только за первый год своего президентства Клинтон потратил на опросы и фокус-группы около 2 млн. долл. - в 10 раз больше, чем его предшественник Дж.Буш за два первых года правления. Столь пристальное внимание Белого дома к различным видам исследования общественного мнения объяснялось следующими причинами:
во-первых, результаты исследований позволяли подбирать символические обозначения и риторические приемы, призванные способствовать эффективности президентской риторики, совершенствовать его речи и выступления;

во-вторых, тиражирование благоприятных для власти результатов позволяло рассчитывать на умножающий эффект приема «общая платформа»;
в-третьих, на эти данные можно было авторитетно ссылаться в борьбе за голоса колеблющихся конгрессменов;
в-четвертых, данные опросов использовались для определения состояния общественного мтгения на данный момент времени, и в зависимости от этого, - для корректировки тактики воздействия;
и, наконец, иногда мнения и приоритеты общественности приводили к коррекции президентского курса, к выстраиванию новых приоритетов администрации, то есть оказывали влияние на формирование политической стратегии.
Политические поездки по стране позволяли решить сразу три задачи связей с общественностью: во-первых, напрямую пообщаться с народом (будь то местная общественность какого-либо городка или целевая аудитория вроде служащих военной базы, которую правительство собирается закрыть); во-вторых, получить благоприятное освещение в местной прессе, польщенной визитом высокого гостя; в- третьих, попасть и в новостной эфир ведущих телесетей, избежав при этом острых вопросов искушенных в политике обозревателей. «Малые речи» (целевые обращения) помогали воздействовать на определенные адресные группы и позиционировать важные политические заявления в нужном месте и в нужное время. Первые три года своего президентства Клинтон выступал с малыми обращениями почти через день.
Значительный рост количества политических поездок, «малых речей» и «публичных появлений» Клинтона за пределами Вашингтона помимо того, что он хорошо владел искусством паблик рилейшнз и получал удовольствие от непосредственного общения с народом, объяснялся следующими конъюнктурно¬политическими и системно-институциональными причинами:
Устремлением устранить приоритет вашингтонского пресс-корпуса на интерпретацию президентской информации и проконтролировать расстановку «нужных» акцентов;
2. расчетом президента компенсировать слабый электоральный мандат 1992 г. и завоевать избирателей под выборы 1996 г. (Во время первого срока он посещал Калифорнию - штат с 54 голосами выборщиков - в среднем каждые полтора месяца).
3. невашингтонским происхождением, аутсайдерским статусом Клинтона и ситуацией «разделенного правления»;
4. тенденцией развития индивидуализированного плюрализма в Конгрессе: президент мог сам создавать коалиции законодателей под то или иное решение, укрепляя свой общественный престиж среди их избирателей. Адресная пиар-кампания президента в определенных округах или целевая «обработка» поддерживающих конгрессменов групп интересов цементировала коалицию поддержки президента в Конгрессе накануне важного голосования.
Технология работы со СМИ. Работа со СМИ в администрации Клинтона ориентировалась на следующие приоритеты: 1)акцент на контактах с региональной

и местной прессой; 2)активное использование телерадиостудии Белого дома для создания собственного информационного продукта (например, нужных саунд- байтов), предназначенного для бесплатной рассылки местным студиям;
3) культивирование неформальных контактов с влиятельными журналистами;
4) усиление новостной значимости политических решений за счет практики эксклюзивных интервью; 5) использование интерактивных возможностей «новых
4 СМИ»; 6) создание информационных поводов при помощи «специальных событий» и «псевдособытий». На основе проанализированного материала, автору представляется корректным разделить традиционно отождествляемые в американской политологической литературе понятия «псевдособытие» и «специальное событие». Применительно к президентскому пиару «псевдособытием» следует считать организованное событие с участием президента, не несущее никакого политического мессиджа, а нацеленное только на привлечение внимания прессы, актуализацию его имиджа, повышение упавшего рейтинга. «Специальным событием» можно назвать также специально спланированное, определенным образом подготовленное событие, рассчитанное, однако, на содержательно-политическое звучание и, действительно, заслуживающее общественного внимания. В качестве примеров «специальных событий» можно привести посещение президентом местного праздника негритянской общины одного из южных штатов, сопровождающееся важным заявлением по поводу расовой проблемы, или выступление перед выпускниками провинциального колледжа, подготавливающее почву для программной речи о реформе высшего образования.
Пиар в Интернете. Эпоху правления Клинтона можно выделить в отдельный - современный - этап развития президентского пиара, так как в этот период благодаря техническому прогрессу в информационных технологиях и воле политического руководства произошла революция в политической коммуникации: Белый дом и государственные структуры в целом стали активными участниками Интернета. Взаимодействие власти с общественностью посредством интернет-технологий, основанных на принципе интерактивности и отсутствии временных ограничений, создавали условия для реализации наиболее продуктивной двусторонне¬симметричной модели паблик рилейшнз. Справедливости ради надо заметить, что наряду с широким использованием диалоговых возможностей паблик рилейшнз для создания благоприятного имиджа президентской власти и коммуникационного обеспечения реформ, еще одной особенностью правления Клинтона, стала активная практика кризис-менеджмента, обусловленная беспрецедентным количеством скандалов, отвлекавших коммуникаторов президента от позитивного продвижения политики.
Отрицательное голосование сената и благополучное для Клинтона завершение дела об импичменте не в последнюю очередь объяснялось вектором общественного мнения. На фоне раскручивания масштабного политического скандала с января 1998 г. уровень одобрения деятельности Клинтона на посту президента не только не опустился, но значительно поднялся. История президентского импичмента показала,

239
что, хотя американцы по-прежнему довольно консервативны в вопросах супружеской неверности, сегодня они уже предпочитают отделять суждения о частной жизни своих лидеров от оценки их политической эффективности. Во многом разделяя консервативные морально-этические ценности, нынешние американцы в своем большинстве не приемлют нетерпимости консерваторов и не одобряют копание в частной жизни в целях политической борьбы. Эту дихотомию общественного сознания недоучли правые республиканцы, разворачивая грандиозную пиар- кампанию против Клинтона. Пафос контр-кампании защитников Клинтона, заключавшийся в том, что Клинтон — эффективный президент, обеспечивший рост экономики и бездефицитный бюджет, и обычный человек, не лишенный своих слабостей и недостатков способствовал кристаллизации общественного мнения в поддержку президента.
Но было бы упрощением считать отказ американцев от роли арбитров частной жизни президента лишь следствием социокультурной либерализации американского общества на фоне сохранения традиционных семейных ценностей. Можно говорить об обозначившейся в этот период тенденции к изменениям в политической культуре США, а именно в ориентациях большинства американцев на политическую систему
и, прежде всего, на такой ее ключевой элемент как институт президентства. Эта тенденция определялась как трансформацией внешних, объективных условий президентства (окончанием холодной войны, выдвижением на первый план экономических проблем), так и субъективными личностными особенностями президентства Клинтона и соответствующим идеологическим и пиар-обеспечением его правления, способствовавшим снижению планки общественных ожиданий от высшего должностного лица государства. Клинтон стал первым послевоенным президентом, «нанятым на должность» главного государственного управляющего, а не призванным служить неким моральным эталоном нации1. Открыто снижающий имидж кризисный пиар Клинтона во время «Моникагейта» был не только реактивно¬вынужденным, но и мотивировался реальными изменениями в политической и символической значимости института президентства, тенденцией к формированию технократического, инструментального президентства. Он отталкивался от данных социологических опросов, фиксировавших удовлетворенность американцев успехами главы Белого дома в сфере экономики, и стилистически соответствовал новому социальному контракту, очертания которого были сформированы в ходе предшествующих скандалу лет правления Клинтона. Взамен социального контракта «Нового курса - Великого общества» был предложен новый контракт - предоставления возможностей в обмен на личную ответственность, основанный на более ограниченных ожиданиях в отношении федерального правительства. Трансформация американского либерализма, ставшая сутью политического процесса эпохи Клинтона и вылившаяся в концепцию «третьего пути», была своевременным ответом на реальные вызовы времени и «побочные эффекты» леволиберальных рецептов. И в этом плане новые акценты в президентском пиаре, сделавшим упор на
1 Политическая система США. Указ.соч. С.20.

240
инструментальную легитимацию (легитимацию по факту достигнутых успехов, а не по соответствию харизматического величия величию институциональному), органично соответствовали реальным изменениям взаимоотношений государства и общества. (Политические последствия и общественный подъем, связанные с трагическими событиями 11 сентября 2001 г., свидетельствуют, однако, что возрождение «имперского президентства» вполне возможно).
Что касается организационного оформления функции связей с общественностью в Белом доме при Клинтоне, то за время его президентства Служба связи неоднократно преобразовывалась, то превращаясь в централизованное Управление, включающее несколько подразделений (как при Д.Гергене), то становясь, скорее, расширительным обозначением для ряда относительно самостоятельных отделов. Служба связи (1993- 1995) и унаследовавшие ее функции структуры позволяли решать следующие задачи:
1. осуществлять долговременное планирование публичной коммуникации, координировать всю информацию о деятельности президента и администрации, добиваясь того, чтобы от президентской власти исходила выверенная и непротиворечивая информация;
2. воздействовать на освещение деятельности президентской власти в СМИ и участвовать в формировании общественной «повестки дня», т.е. в выстраивании иерархии тем, имеющих для общественного мнения приоритетное значение;
3. повышать шансы Белого дома в политической борьбе с другими субъектами политики посредством привлечения общественной поддержки.
Таким образом, службы, занимавшиеся пиар-деятельностью в Белом доме, не только обеспечивали связь президента с широкой общественностью, но и укрепляли его влияние на министерства и агентства, СМИ и политические элиты, способствовали прохождению в Конгрессе его политических инициатив.
Если анализировать практику президентского пиара при Клинтоне с точки зрения четырехступенчатой классификации моделей паблик рилейшнз, принятой в общей теории связей с общественностью, то можно сказать, что наиболее распространенной формой пиар-кампаний Белого дома была двусторонне-асимметричная модель (модель изучения общества с целью воздействия). Но в целом интерес Клинтона к общественному мнению и обратной связи не измерялся только необходимостью шлифовки чисто коммуникативных, формальных аспектов политики. Иногда пиар- деятельность Белого дома выходила за рамки двусторонней асимметричной модели и приобретала черты двусторонней симметричной модели (модели изучения с целью сотрудничества и коррекции политического курса). Стратегия «триангуляции», выработанная Д.Моррисом как ответ на консервативную революцию Н.Гингрича, стала возможной благодаря чуткости Клинтона к общественному мнению: многие положения его предвыборной программы, касающиеся ключевых реформ (социального вспомоществования, бюджетного строительства), были скорректированы на основе социологических исследований. Оформление той или иной модели связей с общественностью зависит не только от установок и

241
целеполагания самой власти, но и от особенностей политической конъюнктуры, от специфики конкретных пиар-технологий, а главное, от характеристик того политического объекта, который при помощи этих технологий надлежит продвигать, и функциональности общественного мнения в отношении этого объекта. Доминирование в политике двусторонне-асимметричной модели обуславливается не столько недостаточным желанием президентской власти руководствоваться общественным мнением, сколько объективной спецификой предметного содержания паблик рилейшнз в данной области: по многим вопросам, связанным, например, с планированием макроэкономических показателей, общественное мнение нерелевантно или вообще отсутствует. В принятии политических решений, в отношении которых мнение общества функционально, а также в вопросах, связанных с удовлетворением базовых потребностей населения (безопасность, экология) и затрагивающих преобладающие социокультурные ценности, президентская власть в США склонна опираться на двусторонне-симметричную модель связей с общественностью.
В некоторых случаях восприимчивость президента к общественному мнению определяется тактическими причинами. Уступки давлению общественного мнения возможны в случае дистанцирования, сознательного неучастия лидера США в пиар- обеспечении той или иной политической темы, обусловленного или электоральными соображениями или непринципиальностью данной темы для его политического кредо. Иногда отказ от определенной позиции или компромисс со стороны президента может объясняться выходом из-под контроля механизмов пиар- управления проблемой, например, из-за преждевременной утечки информации и неподготовленности коммуникативной команды президента.
В то же время «неотзывчивость» президента к мнению широких масс в определенных ситуациях обеспечивает прогресс. Результатом невосприимчивости Клинтона к общественному мнению в случае НАФТА стали быстрые темпы роста торговли США с Канадой и Мексикой и появление новых рабочих мест. Успех НАФТА показал, что в случае приверженности президента политической инициативе и его активного участия в кампании по завоеванию общественного мнения, отрицательный настрой последнего можно преодолеть. В подобных случаях стоит говорить о трансформационном лидерстве, когда президент посредством влияния своей личности через имидж трансформирует активность общества в желаемую для него сторону. Если вначале основой его поддержки становится успешный пиар, позволяющий переломить неблагоприятное общественное мнение, то, в конце концов, благодаря правильно избранному курсу, он укрепляет свой авторитет по факту достижений. Для тактики политической борьбы это означает следующее: когда президент уверен в эффективности своего предложения и связанных с ним долгосрочных политических выигрышах, хорошая пиар-кампания и имидж принципиального лидера могут компенсировать первоначальный разрыв с общественным мнением, в то время как ставка только на политический торг в Конгрессе лишает его мощного рычага давления на законодателей и вынуждает

242
играть по правилам вашингтонской элиты (как это было в ситуации с экономическим планом Клинтона в 1993 г.).
Что касается проблемы политического манипулирования, традиционно возникающей в связи с обсуждением технологий паблик рилейшнз как в России, так и в США, то изучение пиар-кампаний Белого дома позволяет сделать следующие выводы. В условиях открытого гражданского общества США с его конкурирующими центрами политического влияния, такими как партии, общественные организации, группы специальных интересов и мощная система СМИ, административный ресурс не является инструментом монополизации политики и тотального политического манипулирования. Власть сражается за поддержку общественного мнения наряду с другими влиятельными субъектами политики и не всегда выигрывает. Здесь можно вспомнить поражение администрации Клинтона в борьбе за реформу системы здравоохранения в 1994 г., отказ президента от пересмотра политики в отношении службы гомосексуалистов в армии в 1993 г., победоносную пиар-кампанию, развернутую табачной промышленностью в 1998 г. в ответ на попытки государства чуть-чуть откорректировать «правила игры» в пользу бюджетов штатов и т.д.
Пиар в современных США стал доступной и популярной технологией политической борьбы как для политических институтов, так и для различных общественных групп. Эволюция плюралистической системы в США во второй половине XX века привела к росту удельного веса и влияния организаций, отстаивающих интересы среднего класса, а также общегражданских объединений. Появились также организации, специализирующиеся на функции общественного контроля власти.
На фоне законодательных гарантий открытости и подотчетности властных структур и отсутствия манипулирования с их стороны в его старом тоталитарно¬пропагандистском понимании, элементы манипулирования, тем не менее, присущи современным пиар-кампаниям президентской власти в США, являясь закономерностью функционирования системы массовой политической коммуникации и органичным компонентом целедостижения в рамках пиар-деятельности. Как шутливо выразился один из исследователей паблик рилейшнз: «Общество за всю свою историю выработало всего лишь три основных способа воздействия на человека: принуждение, манипулирование и сотрудничество. Два последних - это и есть пиар»2. Избавляясь от термина «манипулирование», имеющего устойчивую негативную коннотацию, вполне корректно заключить, что нормой современного президентского пиара в США является сознательная интерпретация социально- политической информации, управление ее потоком и снижение нежелательных для Белого дома искажений в условиях произвольного и непроизвольного интерпретирования, характерного для системы массовой коммуникации. Подбирая более универсальное определение для феномена политического манипулирования, можно обозначить его нейтральным термином «информационно-психологическое воздействие», под которым понимается преднамеренное, целенаправленное влияние,
2 Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент PR. Спб., 1997. С. 88.

243
осуществляемое субъектом воздействия посредством управления информацией с учетом психологических особенностей объектов воздействия с целью формирования у них нужной реакции. Однако все приведенные выше соображения, не исключают возможности и обоснованности негативной оценки конкретных примеров политического манипулирования.
Определяя роль президентского пиара и пиар-технологий в целом в современном политическом процессе США, представляется возможным сделать следующие выводы:
1. Президентский пиар в США выполняет функции, связанные с:
а) информационным обеспечением политики Белого дома; б) легитимацией президентской власти; в) созданием ее позитивного имиджа; г) популяризацией ее политики; д) влиянием на формирование общественного мнения; е) достижением успеха в политической борьбе и т.д.
2. Успешная пиар-кампания служит эффективной технологией политической борьбы не только для президента, но и для законодателей, групп интересов и других политических акторов.
3. Ее роль в этой борьбе в зависимости от политической конъюнктуры может быть как необходимой и достаточной, так и вспомогательной, вносящей в ход политического торга веский аргумент общественной поддержки, мнения электората.
4. Когда президент уверен в отложенном положительном эффекте своего предложения и связанной с ним стратегической выгоде, продуманная пиар-кампания и имидж принципиального лидера могут компенсировать первоначальный разрыв с общественным мнением. Ставка только на политический торг в Конгрессе лишает его мощного рычага давления на законодателей и вынуждает идти на уступки вашингтонской элите.
5. Тем не менее, в ситуациях, не затрагивающих значимых общественных интересов и требующих, скорее, технического решения, политический торг остается наиболее быстрой и экономичной технологией достижения политических целей.
6. У сильного общества, поддержки которого ищут все субъекты политики, всегда есть доступ к информации и свобода выбора, институализированные формы предъявления претензий к власти и выражения солидарности с ней. Демократические механизмы политического участия, активность и информированность других политических акторов и гражданских структур, открытость и публичность политических баталий, развитие «новых» СМИ и реальная зависимость власти от общественного мнения компенсируют применение пиар-технологий, функционально¬неизбежное для успеха любого общественно-значимого политического проекта в современных США.



1. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М., 1997.
2. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии// Полис.
1992. №4.
3. Американские президенты/Отв. ред. Юрген Хайдекинг. Ростов-на-Дону, 1997.
4. Андреев А. Политическая психология. М., 2002.
5. Антонова Л.А. Первые сто дней президента Клинтона// США: экономика, политика, идеология. 1993. №6.
6. Аронсон Э. Общественное животное: Пер. с англ. М., 1998.
7. Аронсон Э., Пратканис Э. Эпоха пропаганды: Пер. с англ. М., 2001.
8. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. М.,
1990.
9. Бернейз Э. Паблик рилейшнз: Пер. с англ. М., 1994.
10. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990.
11. Болл Т. Власть// Полис. 1993. №5.
12. Борецкий Р. В бермудском треугольнике ТВ. М., 1998.
13. Боулдинг К. Имидж: Пер. с англ. М., 1994.
14. Вебер М. Типы легитимного порядка: условность и право/ Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
15. Векслер А. История public relations: попытка хронологии// Советник. 1998. №№ 9- 12.
16. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб.,
2001.
17. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и паблик рилейшнз. СПб., 1998.
18. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М., 1981.
19. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт. СПб., 1995.
20. Гаджиев К.С. Американская нация. М., 1990.
21. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996.
22. Грачев Г.В. Психология манипуляций в условиях политического кризиса// Общественные науки и современность. 1997. №4.
23. Гринстайн Ф. Личность и институт современного американского президентства// Социально-политический журнал. 1995. №2.
24. Гринстайн Ф. Личность и политика// Социально-политические науки. 1991. № 10.
25. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М., 1987.
26. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1967.
27. Дай Т.Р., Зиглер Л.Х. Демократия для элиты: Пер. с англ. М., 1984.
28. Даль Р. Введение в теорию демократии: Пер. с англ. М., 1991.
29. ДжоуэттГ., О’Доннел В. Пропаганда и внушение: Пер. с англ. М., 1988.
30. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1996.
31. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 2000.

245
32. Загладин Н.В. США: общество, власть, политика. М., 2001.
33. Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент PR. СПб., 1995.
34. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. М., 1999.
35. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативтистика. М., 1995.
36. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние: Пер. с англ. СПб., 2000.
37. Зяблюк Н.Г. Индустрия управляемой информации. «Паблик рилейшнз» - система пропаганды большого бизнеса США. М., 1971.
38. Зяблюк Н.Г. Проблемы финансирования избирательных кампаний в США// США: экономика, политика, идеология. 1996. №№ 3,4.
39. Иванян Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый дом и пресса. М.,
1991.
40. Имидж лидера/Под ред. Е.Егоровой-Гантман и И.Минтусова. М., 1995.
41. Инаугурационные речи президентов США/Отв. ред. Э.А.Иванян. М., 2001.
42. Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз: теория и практика: Пер. с англ. М., 2000.
43. Кин Дж. Средства массовой информации и демократия: Пер. с англ. М., 1994.
44. КоролькоВ.Г. Основы паблик рилейшнз. Киев, 2000.
45. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. М., 1996.
46. Кудинов О.П. Основы организации и проведения избирательных кампаний. Калининград, 2000.
47. Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие/ Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 2000.
48. Лассуэл Г. Структура и функции коммуникации в обществе/Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 2000.
49. Лебедева Т.Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура. Модели, системы ценностей, каналы СМК. М., 1999.
50. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.
51. Лисовский С.Ф. Политическая реклама. М., 2000.
52. Майроф Б. Лики демократии. Американские лидеры: герои, аристократы, диссиденты, демократы. М., 2000.
53. Макаревич Э. Общественные связи. М., 1998.
54. Макаренко В.П. Власть и легитимность/Россия и США. Опыт политического развития. Ростов-на-Дону, 1993.
55. Мельник Г.С. Mass-Media: Психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.
56. Мерфин Р. Технология избирательных кампаний в США// Полис. 1991. №3.
57. Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. М., 1998.
58. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. М., 2001.
59. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 2000.
60. Невзлин Л.Б. Паблик рилейшнз. Кому это нужно? М., 1993.
61. Нойштадт Р. Президентская власть и нынешние президенты: Пер. с англ. М., 1997.

62. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем. М., 1996.
63. Ньюсом Д., Тёрк Дж., Крукеберг Д. Все о PR: теория и практика паблик рилейшнз: Пер. с англ. М., 2001.
64. Одайник В. Психология политики. М., 1996.
65. Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике. М., 1995.
66. Парсонс Т. Система современного общества: Пер. с англ. М., 1997.
67. Петровская М.М. Общественное мнение США: опросы и политика. М., 1977.
68. Петровская М.М. Президент и общественное мнение// США: экономика, политика, идеология. 1991. №10.
69. Плешаков К., Егорова-Гантман Е. Концепция образа и стереотипа в международных отношениях// Мировая экономика и международные отношения.
1993. №12.
70. Политическая система США. Актуальные измерения/Под ред. С.Червонной и
С.Васильева. М., 2000.
71. Политические институты США: история и современность. М., 1988.
72. Политическое консультирование/Под ред. Е.Егоровой-Гантман и И.Минтусова. М.,1999.
73. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. М., 1998.
74. Проблемы медиапсихологии/Отв. ред. Е.Е.Пронина. М., 2002.
75. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. М., 2001.
76. PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика/Отв. ред. В.А.Лисов. М., 2002.
77. Разворотнева С.В. Язык власти, власть языка. Анализ исследований политической коммуникации в Америке// США: экономика, политика, идеология. 1993. №3.
78. Разделенная демократия. Сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом: Пер. с англ./Отв. ред. Тарбер Дж. М., 1994.
79. Раскин А.В. Американская политическая реклама как способ разрешения общественных конфликтов//Вестник МГУ. СерияЮ. 1995. №5.
80. Рыскова Т.М. Политический портрет лидера: вопросы типологии//Вестник МГУ. Серия 12. 1997. №3.
81. Самые успешные PR-кампании в мировой практике: Пер.с англ. М., 2002.
82. Сахаров Н.А. Институт президентства. М., 1994.
83. Связи с общественностью в политике и государственном управлении/Отв. ред. В.С.Комаровский. М., 2001.
84. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.
85. Скидмор Макс Дж., Трипп Маршалл К. Американская система государственного управления: Пер. с англ. М., 1993.
86. Современная политическая мифология/Сост. Логунов А.П., Евгеньева Т.В. М.,
1996.
87. Согрин В.В. Политическая история США. М., 2001.

247
88. Соколов И. Технология популярности, или паблик рилейшнз. Минск, 1999.
89. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Роль государства/Отв. ред. В.И.Марцинкевич. М., 1999.
90. Справочник по политическому консультированию/Отв. ред. Д.Перлматтер. М.,
2002.
91. Тард Г. Личность и толпа/ История политических учений. М., 2000. Т.З.
92. Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М., 2000.
93. Уилсон Дж. Американское правительство: Пер. с англ. М., 1995.
94. Уткин А.И. Американская стратегия для XXI века. М., 2000.
95. Федоркин Н.С. Паблик рилейшнз как наука и искусство: методологические проблемы становления// Вестник МГУ. Серия 18. 2000. №1.
96. Федотова Л.Н. Социология рекламы. М., 1999.
97. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. СПб., 2000.
98. Феофанов О.А. США: реклама и общество. М., 1974.
99. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия/ Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992.
100. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций: Пер. с англ. М., 2001.
101. Цуладзе А.. Большая манипулятивная игра. М., 2000.
102. Цуладзе А.. Политические манипуляции или покорение толпы. М., 1999.
103. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999.
104. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М., 2000.
105. Шабров О.Ф. Политическое управление. Проблема стабильности и развития. М.,
1997.
106. Шерковин Ю.А.. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.
107. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.
108. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.,1999.
109. Шлезингер Артур-мл. Циклы американской истории. М., 1992.
110. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995.
111. Blumler J., Gurevitch М. The Crisis of Public Communication. London/New York: Routledge, 1995.
112. Boorstin D.Y. The Image. A Guide to Pseudo-Events in America. New York, 1992.
113. Catler L.White House Damage Control/ZU.S.News&World Report. February 23, 1998.
114. Cohen J.E. Presidential Responsiveness and Public Policy-Making. Michigan, 1999.
115. Cutlip S.M., Center A.H. Effective Public Relations. New York, 1994.
116. Denton R.E., Woodward G.C. Political Communication in America. New York, 1985.
117. Doty D. Publicity and Public Relations. New York, 1992.
118. Friedenberg R. Communication Consultants in Political Campaigns. Westport, Connecticut, 1997.
119. Gergen D. Eyewitness to Power. New York, 2000.
120. Grunig J. Public Relations Theory. Hillsdale (N.J.), 1989.
121. Hunt Т., Grunig J. Public Relations Techniques. New York, 1994.

248
122. Jacobs L.R, Shapiro R.Y. Politicians Don’t Pander. Political Manipulation and the Loss of Democratic Responsiveness. Chicago, 2000.
123. Jamieson K. Everything You Think You Know About Politics. New York, 2000.
124. Johnson H. Broder D. The System: The American Way of Politics at the Breaking Point. Boston, 1996.
125. Kernell S. Going Public. New Strategies of Presidential Leadership. Washington, D.C., 1997.
126. Kurtz H. Spin Cycle. How the White House and the Media Manipulate the News. New York, 1998.
127. Lammers W.W. Presidential Attention-Focusing Activities/ The President and the American Public, ed. Graber D.A. Philadelphia, 1982.
128. Lippmann W. Public Opinion. New York, 1960.
129. Maltese J.A. Spin Control. The White House Office of Communications and the Management of Presidential News. Chapel Hill, 1994.
130. McCurry M. The Background on Background//The Harvard International Journal of Press/Politics. 1996. №4.
131. Nelson W.D. Who Speaks for the President? The White House Press Secretary from Cleveland to Clinton. Syracuse University Press, 1998.
132. Nevins A. The Constitution Makers and the Public: 1785 — 1790// Public Relations Review. Fall, 1976. V.2. P.5-12.
133. Perloff R.M. Political Communication: Politics, Press and Public in America. Mahwah, New Jersey, 1998.
134. Pfetsch B. Government News Management. Berlin, 1999.
135. Pfetsch B. Journalistic Professionalism versus Personal Trust - Political Communication Culture in the United States and Germany//The Harvard International Journal of Press/Politics. Fall, 2000.
136. Political Psychology// Annual Review of Psychology. 1987. Vol. 30.
137. Ragsdale L. Vital Statistics on the Presidency: Washington to Clinton. Washington,
D. C., Congressional Quarterly, 1996.
138. Seitel F.P. The Practice of Public Relations. New York, 1992.
139. Shoop T. Getting the Word Out// Government Executive. September. 1999.
140. Taylor P.M. War and the Media. Propaganda and Persuasion in the Gulf War. Manchester etc., 1992.
141. Turell D. Government by Political Spin. New York, 2000.
142. Waldman M. POTUS Speaks. Finding the Words That Defined the Clinton Presidency. New York, 2000.
143. Waterman R., Wright R., St.Clair G. The Image-Is-Eveiything Presidency. Westview Press. Boulder, 1999.
144. Woodward B. The Agenda: Inside the Clinton White House. New York, 1994.
145. Woodward B. The Choice. How Clinton Won. New York, 1997.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ