Использования объектов нематериольного культурного наследия в развитии туризма
|
Введение 3
1 Теоретико-методологические и практические аспекты изучения объектов нематериального культурного наследия 6
1.1 Культурное наследие территории как туристский ресурс 6
1.2 Типология нематериального культурного наследия как объекта туризма 14
1.3 Опыт вовлечения нематериального культурного наследия Республики Татарстан в сферу туризма 19
2 Анализ нематериального культурного наследия Республики Узбекистан в контексте туристической деятельности 28
2.1 Характеристика объектов нематериального культурного наследия в Республике Узбекистан 28
2.2 Мониторинг привлечения туристских потоков на объекты нематериального культурного наследия Республики Узбекистан 41
3 Проект разработки тура «Культурное наследие Республики Узбекистан» в рамках концептуальной модели региональной комплексной программы использования объектов нематериального культурного наследия в развитии туризма 52
3.1 Объекты нематериального культурного наследия в региональных
программах и муниципальных проектах Республики Узбекистан в сфере туризма 52
3.2 Программа тура «Культурное наследие Республики Узбекистан» 59
Заключение 73
Список использованной литературы 77
1 Теоретико-методологические и практические аспекты изучения объектов нематериального культурного наследия 6
1.1 Культурное наследие территории как туристский ресурс 6
1.2 Типология нематериального культурного наследия как объекта туризма 14
1.3 Опыт вовлечения нематериального культурного наследия Республики Татарстан в сферу туризма 19
2 Анализ нематериального культурного наследия Республики Узбекистан в контексте туристической деятельности 28
2.1 Характеристика объектов нематериального культурного наследия в Республике Узбекистан 28
2.2 Мониторинг привлечения туристских потоков на объекты нематериального культурного наследия Республики Узбекистан 41
3 Проект разработки тура «Культурное наследие Республики Узбекистан» в рамках концептуальной модели региональной комплексной программы использования объектов нематериального культурного наследия в развитии туризма 52
3.1 Объекты нематериального культурного наследия в региональных
программах и муниципальных проектах Республики Узбекистан в сфере туризма 52
3.2 Программа тура «Культурное наследие Республики Узбекистан» 59
Заключение 73
Список использованной литературы 77
На сегодняшний день туризм является одним из наиболее активно развивающихся сфер экономики. Процесс развития туристской индустрии благоприятствует изменению источников прибыли регионального бюджета, что в совокупности с остальными его источниками способен стать фактором усиливающегося эффекта развития той или иной дестинации. Следовательно, сфера туризма может обеспечить значительный вклад в рост внутреннего валового продукта, предоставление народу новых рабочих мест и улучшение качества жизни населения без исчерпания природных ресурсов. Событие, другими словами «ивент» является основным мотивирующим фактором в туризме. События и мероприятия значительно влияют на маркетинговые стратегии и развития большинства туристских регионов. Роль и воздействие заблаговременно распланированных событий в сфере туризма засвидетельствованы документально, наиболее сильное влияние события оказывают на конкурентоспособность туристского региона. Большое экономическое значение имеют мероприятия регионального туризма. Во время их проведения оживляется деятельность абсолютно всех объектов индустрии туризма. Потребительский спрос в значительной степени превышает предложение. Следует отметить, что наблюдается воссоздание местных культурных обычаев, традиций и развитие всенародного творчества. Главным достоинством регионального туризма считается тот факт, что для прогресса этого вида туризма не требуется наличие обильных туристско-рекреационных ресурсов. Так, региональный туризм является альтернативной формой туризма для регионов, которые не обладают выдающимся объектами историко-культурного наследия.
На самом деле, региональный туризм является относительно новым направлением, требующим подробное и внимательное научное исследование. Вследствие этого, для детального рассмотрения темы исследования были
проанализированы и изучены работы важнейших зарубежных и отечественных ученых.
Основные задачи сферы туризма и стабильного развития изложены в трудах А. И. Балабанова, А. Ю. Александровой, А. JI. Беседина, В. Г. Гуляева, А. О. Блинова, Г. А. Карповой, H. А. Восколович, Г. П. Долженко, А. Д. Урсула, М. В. Ефремовой, И. В. Зорина, В. А. Квартальнова, И. А. Селиванова, B. М. Козырева, Ф. Котлера, B. С. Новикова, Ю. В. Темного и многих других.
Подходы к определению термина «туристская дестинация» были исследованы на базе работ М. Труаси, Л. Ф. Ходорков, М. Э. Немоляев, М. Г. Воронцова, П. Г. Дефер, Н. П. Крачило, А. П. Трунева, М. М. Амирханова и другие.
Немаловажный вклад в изучение существенных проблем, имеющих связь с реализацией и формированием региональных программ, внесли такие ученые как И. П. Даниленко, И. В. Арженовский, А. П. Егатов, Ф. Н. Клоцвог и другие.
В настоящее время, оценка воздействия региональных мероприятий на развитие России не производится. По этой причине появляется разногласие: с одной стороны, из года в год проводится большое количество региональных мероприятий, среди которых мероприятия и мирового уровня, однако не проводится оценка эффективности этих мероприятий ввиду отсутствия методологической базы.
Таким образом, основной целью данной работы является изучить использование объектов нематериального культурного наследия в развитии регионального туризма на примере Республики Узбекистан.
Объект исследования - объекты нематериального культурного наследия.
Предмет исследования - развитие регионального туризма посредством использования объектов нематериального культурного наследия.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1 Изучить теоретико-методологические и практические аспекты изучения объектов нематериального культурного наследия.
2 Изучить опыт вовлечения нематериального культурного наследия Республики Татарстан в сферу туризма.
3 Дать характеристику объектам нематериального культурного наследия Республики Узбекистан в контексте туристической деятельности.
4 Провести мониторинг привлечения туристских потоков на объекты нематериального культурного наследия.
5 Разработать проект тура «Культурное наследие Узбекистана» с использованием объектов нематериального культурного наследия в развитии туризма.
6 Разработать проект модели тура.
Практическая значимость исследования заключается в разработке нового туристического продукта - культурно-познавательного тура по Республике Узбекистан, что поможет активизировать туристический поток в данную область.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
На самом деле, региональный туризм является относительно новым направлением, требующим подробное и внимательное научное исследование. Вследствие этого, для детального рассмотрения темы исследования были
проанализированы и изучены работы важнейших зарубежных и отечественных ученых.
Основные задачи сферы туризма и стабильного развития изложены в трудах А. И. Балабанова, А. Ю. Александровой, А. JI. Беседина, В. Г. Гуляева, А. О. Блинова, Г. А. Карповой, H. А. Восколович, Г. П. Долженко, А. Д. Урсула, М. В. Ефремовой, И. В. Зорина, В. А. Квартальнова, И. А. Селиванова, B. М. Козырева, Ф. Котлера, B. С. Новикова, Ю. В. Темного и многих других.
Подходы к определению термина «туристская дестинация» были исследованы на базе работ М. Труаси, Л. Ф. Ходорков, М. Э. Немоляев, М. Г. Воронцова, П. Г. Дефер, Н. П. Крачило, А. П. Трунева, М. М. Амирханова и другие.
Немаловажный вклад в изучение существенных проблем, имеющих связь с реализацией и формированием региональных программ, внесли такие ученые как И. П. Даниленко, И. В. Арженовский, А. П. Егатов, Ф. Н. Клоцвог и другие.
В настоящее время, оценка воздействия региональных мероприятий на развитие России не производится. По этой причине появляется разногласие: с одной стороны, из года в год проводится большое количество региональных мероприятий, среди которых мероприятия и мирового уровня, однако не проводится оценка эффективности этих мероприятий ввиду отсутствия методологической базы.
Таким образом, основной целью данной работы является изучить использование объектов нематериального культурного наследия в развитии регионального туризма на примере Республики Узбекистан.
Объект исследования - объекты нематериального культурного наследия.
Предмет исследования - развитие регионального туризма посредством использования объектов нематериального культурного наследия.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1 Изучить теоретико-методологические и практические аспекты изучения объектов нематериального культурного наследия.
2 Изучить опыт вовлечения нематериального культурного наследия Республики Татарстан в сферу туризма.
3 Дать характеристику объектам нематериального культурного наследия Республики Узбекистан в контексте туристической деятельности.
4 Провести мониторинг привлечения туристских потоков на объекты нематериального культурного наследия.
5 Разработать проект тура «Культурное наследие Узбекистана» с использованием объектов нематериального культурного наследия в развитии туризма.
6 Разработать проект модели тура.
Практическая значимость исследования заключается в разработке нового туристического продукта - культурно-познавательного тура по Республике Узбекистан, что поможет активизировать туристический поток в данную область.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Международный туризм прошел в своем развитии долгий путь и сегодня является одной из наиболее успешно развивающихся отраслей мирового хозяйства.
Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом.
Если раньше туризм служил для познавания новых стран и расширения кругозора туриста, то сегодня эта отрасль многолика, появились всевозможные новые, зачастую неожиданные виды туризма. Сегодня многие иностранные туристы желают также окунуться в национальную атмосферу, непосредственно почувствовать быт и культуру народа через участие в жизни семьи или деревни. Так возник региональный туризм, основанный на интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой. Этот вид туризма интересен уже сегодня и будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью, так как в настоящее время этническое разнообразие сокращается со скоростью, соизмеримой с темпами утраты биологического разнообразия.
Региональный туризм может рассматриваться как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства. Развитие регионального туризма должно способствовать сохранению культурного наследия и являться фактором устойчивого развития территорий проживания.
Пока ещё новый для Узбекистана региональный туризм постепенно завоёвывает свою популярность. Предпосылки для этого - богатый историко-культурный потенциал страны, устойчивые народные традиции, передающиеся из поколения в поколение, наличие разнообразных поселков (таджикские, казахские, узбекские, кыргызские и смешанные), в которых сохранился национальный дух, обычаи предков и образ жизни, которые могут привлечь в регион иностранных визитеров.
Проекты, разработанные туристическими кампаниями в рамках регионального туризма, предлагают гостям страны в любое время года интересную программу отдыха с уникальной возможностью знакомства с нерастраченной культурой, традициями и бытом коренных народов, включая посещение национальных домов, проживание в семьях различных национальностей, участие в народных праздниках и гуляниях, ознакомление с местными народными промыслами, прикладным искусством и т.д.
Регональный туризм способствует улучшению жизни и самих семей, принимающих у себя туристов. Включение местного населения в прием туристов вызывает у него заинтересованность в сохранении собственных традиций и охране природы родного края, а производство и реализация визитерам изделий ремесел и кустарного производства - это, кроме того, надежный источник материального благополучия местного населения.
К сожалению, существует тенденция, при которой из-за неожиданно быстрого и глобального скачка в развитии современного туризма зачастую наблюдается дефицит профессионалов, способных удовлетворить запросы этого успешно развивающегося направления, в том числе и в области этнографического туризма. В селах, где уже есть гостевые дома или планируются, люди нуждаются в профессиональной поддержке с организацией ответственного туризма, не приносящего ущерба окружающей среде, содействующего экономическому и культурному развитию села, в тренингах для персонала гостевых домов по процедуре визовой поддержки и регистрации иностранных гостей и туристов, обучению навыкам эффективной рекламы и продвижению своего туристического продукта на международный рынок.
Для более успешного развития регионального туризма в стране должны быть решены следующие задачи:
1. Разработка специальных законов и их правового механизма для формирования индустрии этнотуризма;
2. Разработка теоретических основ науки, образования и практики в сфере этнотуризма;
3. Повышение культуры населения посредством регионального туризма;
4. Решение вопросов социальной защиты местного населения с помощью регионального туризма;
5. Подготовка и переподготовка специалистов по региональному туризму;
6. Всесторонняя оценка региональных объектов и ведение их кадастра;
7. Налаживание мониторинга и перспектив регионального туризма;
8. Изучение тактических планов, стратегических программ и мероприятий в сфере регионального туризма других стран и мирового сообщества;
Перспективно объединение регионального и экологического туризма в один пакет, ибо невозможно путешествовать по заповедным уголкам страны, не соприкасаясь с народами, их культурой, традициями, бытом. Это даст возможность турфирмам разрабатывать все новые и новые туры по Узбекистану, делая акцент на комбинации "Человек-Природа", но для этого необходимо готовить специалистов или кадры, хорошо ориентирующихся в обоих направлениях, а также умеющих грамотно обслуживать туристов. Турфирмам необходимо помнить, что, формируя пакет и готовя базу для приема туристов, важно начинать работу с образовательно-информационного компонента как для гидов и сотрудников охраняемых природных территорий, так и для сельских жителей. Он должен быть основой для всех проектов по развитию регионального туризма.
При условии создания условий и базы для развития регионального туризма в стране (профессиональные кадры, обучающие программы в селе и заповедниках, разнообразие ориентированных на этот вид туризма турфирм) и государственной поддержки, туризм мог бы реально стать тем альтернативным источником дохода для Узбекистана, который уже не один десяток лет является основным источником для многих стран, ориентированных на туризм.
Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом.
Если раньше туризм служил для познавания новых стран и расширения кругозора туриста, то сегодня эта отрасль многолика, появились всевозможные новые, зачастую неожиданные виды туризма. Сегодня многие иностранные туристы желают также окунуться в национальную атмосферу, непосредственно почувствовать быт и культуру народа через участие в жизни семьи или деревни. Так возник региональный туризм, основанный на интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой. Этот вид туризма интересен уже сегодня и будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью, так как в настоящее время этническое разнообразие сокращается со скоростью, соизмеримой с темпами утраты биологического разнообразия.
Региональный туризм может рассматриваться как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства. Развитие регионального туризма должно способствовать сохранению культурного наследия и являться фактором устойчивого развития территорий проживания.
Пока ещё новый для Узбекистана региональный туризм постепенно завоёвывает свою популярность. Предпосылки для этого - богатый историко-культурный потенциал страны, устойчивые народные традиции, передающиеся из поколения в поколение, наличие разнообразных поселков (таджикские, казахские, узбекские, кыргызские и смешанные), в которых сохранился национальный дух, обычаи предков и образ жизни, которые могут привлечь в регион иностранных визитеров.
Проекты, разработанные туристическими кампаниями в рамках регионального туризма, предлагают гостям страны в любое время года интересную программу отдыха с уникальной возможностью знакомства с нерастраченной культурой, традициями и бытом коренных народов, включая посещение национальных домов, проживание в семьях различных национальностей, участие в народных праздниках и гуляниях, ознакомление с местными народными промыслами, прикладным искусством и т.д.
Регональный туризм способствует улучшению жизни и самих семей, принимающих у себя туристов. Включение местного населения в прием туристов вызывает у него заинтересованность в сохранении собственных традиций и охране природы родного края, а производство и реализация визитерам изделий ремесел и кустарного производства - это, кроме того, надежный источник материального благополучия местного населения.
К сожалению, существует тенденция, при которой из-за неожиданно быстрого и глобального скачка в развитии современного туризма зачастую наблюдается дефицит профессионалов, способных удовлетворить запросы этого успешно развивающегося направления, в том числе и в области этнографического туризма. В селах, где уже есть гостевые дома или планируются, люди нуждаются в профессиональной поддержке с организацией ответственного туризма, не приносящего ущерба окружающей среде, содействующего экономическому и культурному развитию села, в тренингах для персонала гостевых домов по процедуре визовой поддержки и регистрации иностранных гостей и туристов, обучению навыкам эффективной рекламы и продвижению своего туристического продукта на международный рынок.
Для более успешного развития регионального туризма в стране должны быть решены следующие задачи:
1. Разработка специальных законов и их правового механизма для формирования индустрии этнотуризма;
2. Разработка теоретических основ науки, образования и практики в сфере этнотуризма;
3. Повышение культуры населения посредством регионального туризма;
4. Решение вопросов социальной защиты местного населения с помощью регионального туризма;
5. Подготовка и переподготовка специалистов по региональному туризму;
6. Всесторонняя оценка региональных объектов и ведение их кадастра;
7. Налаживание мониторинга и перспектив регионального туризма;
8. Изучение тактических планов, стратегических программ и мероприятий в сфере регионального туризма других стран и мирового сообщества;
Перспективно объединение регионального и экологического туризма в один пакет, ибо невозможно путешествовать по заповедным уголкам страны, не соприкасаясь с народами, их культурой, традициями, бытом. Это даст возможность турфирмам разрабатывать все новые и новые туры по Узбекистану, делая акцент на комбинации "Человек-Природа", но для этого необходимо готовить специалистов или кадры, хорошо ориентирующихся в обоих направлениях, а также умеющих грамотно обслуживать туристов. Турфирмам необходимо помнить, что, формируя пакет и готовя базу для приема туристов, важно начинать работу с образовательно-информационного компонента как для гидов и сотрудников охраняемых природных территорий, так и для сельских жителей. Он должен быть основой для всех проектов по развитию регионального туризма.
При условии создания условий и базы для развития регионального туризма в стране (профессиональные кадры, обучающие программы в селе и заповедниках, разнообразие ориентированных на этот вид туризма турфирм) и государственной поддержки, туризм мог бы реально стать тем альтернативным источником дохода для Узбекистана, который уже не один десяток лет является основным источником для многих стран, ориентированных на туризм.



