Профилактика терроризма и экстремизма среди старшеклассников во внеурочной деятельности (на примере предмета «Основы безопасности жизнедеятельности")
|
Введение 2
Глава 1. Профилактика терроризма и экстремизма среди старшеклассников как педагогическая проблема 11
1.1 Характеристика профилактики терроризма и экстремизма среди
старшеклассников средствами внеурочной деятельности в педагогической литературе 11
1.2 Содержание внеурочной деятельности предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» по профилактике терроризма и экстремизма среди
старшеклассников 20
1.3 Общешкольная деятельность по профилактике терроризма и экстремизма
среди старшеклассников 29
Глава 2. Экспериментальное исследование по профилактике терроризма и экстремизма среди старшеклассников во внеурочной деятельности 37
2.1 Констатирующий эксперимент 37
2.2 Формирующий эксперимент 44
2.3 Контрольный эксперимент 53
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения
Глава 1. Профилактика терроризма и экстремизма среди старшеклассников как педагогическая проблема 11
1.1 Характеристика профилактики терроризма и экстремизма среди
старшеклассников средствами внеурочной деятельности в педагогической литературе 11
1.2 Содержание внеурочной деятельности предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» по профилактике терроризма и экстремизма среди
старшеклассников 20
1.3 Общешкольная деятельность по профилактике терроризма и экстремизма
среди старшеклассников 29
Глава 2. Экспериментальное исследование по профилактике терроризма и экстремизма среди старшеклассников во внеурочной деятельности 37
2.1 Констатирующий эксперимент 37
2.2 Формирующий эксперимент 44
2.3 Контрольный эксперимент 53
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения
Актуальность исследования определяется необходимостью комплексного научного осмысления сущности, специфики и практических способов организации профилактики экстремизма в современной России.
К сожалению, в последние годы все более актуальной становится проблема участия молодёжи в экстремистской деятельности (в том числе известны факты участия в ИГИЛ - организации, запрещённой в Российской Федерации законом). Широкое распространение молодежного экстремизма- это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. При этом в обществе повсеместно растет понимание того, что только криминологический путь предупреждения этих опасных преступлений нельзя признать единственно верным, а значит и социально эффективным. Это предопределяет особую актуальность разработки педагогической концепции профилактики экстремизма и ее научного исследования.
Под экстремизмом (от лат. «крайний») принято понимать приверженность отдельных лиц, групп, организаций к крайним взглядам и мерам в общественной деятельности. Цель экстремизма - дестабилизация и разрушение сложившихся в обществе отношений и ценностей при помощи разных методов, одним из которых является терроризм.
Уже во времена Великой французской революции термин «террор» (от лат. «ужас») использовался как синоним преступления. В наши дни терроризмом называют тактику запугивания и систематического применения насилия, с помощью которой организованная группа людей стремится достичь определённых целей. Террористы используют для решения своих задач поджоги, захваты заложников, взрывы в местах массового скопления населения и другие преступления, классифицируемые Уголовным Кодексом Российской Федерации как тяжкие и особо тяжкие.
Жители разных субъектов Российской Федерации, к сожалению, встречались с проявлениями терроризма в реальной жизни: взрывы и захваты заложников в Москве, Беслане, Волгодонске, Волгограде, Санкт-Петербурге красноречивое тому подтверждение. Но проблема терроризма гораздо более широка и имеет международный масштаб. По подсчётам специалистов сегодня в мире насчитывается около сотни террористических организаций.
Эксперты выделяют три основных типа терроризма: религиозный, политический и националистический.
По психологическому складу среди террористов различают:
- религиозных фанатиков (считают себя и свои религиозные убеждения единственно правильными и чистыми, а остальных людей - «неверными»),
- политиков-экстремистов (устраивают теракты, обстрелы, агрессивные шествия из-за недовольства государственной политикой и/или властью),
- психопатические личности (из них делают смертников).
Одним из основных направлений борьбы с терроризмом и экстремизмом является их профилактика. Стоит отметить особую важность проведения такой работы в подростковой среде, так как именно подростки в силу ряда различных причин (социальная и материальная незащищенность, максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от мнения других и т.п.) являются наиболее уязвимыми в плане подверженности негативному влиянию, и именно в их среде идеи экстремизма и терроризма получают распространение. Безусловно, проводить профилактику терроризма и экстремизма целесообразнее, чем ликвидировать последствия подобных явлений.
Степень разработанности. Важным фактором в предупреждении экстремизма старших школьников является формирование на федеральном уровне стратегии государственной молодежной политики. В стране разработаны и внедрены в практику учреждений культуры, образования, охраны правопорядка многочисленные нормативно-правовые документы, регулирующие профилактику экстремизма в молодежной среде федерального и регионального уровней. В их числе: Кодекс РФ от 20.12.2001 г. № 195-ФЗ «Об административных правонарушениях»; Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 № 1760-р и многие другие документы.
Борьба с экстремизмом является важнейшей задачей государственной власти, что также отмечается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (Указ президента РФ от 12.05.2009 г. № 537).
Особо выделяются государственные целевые программы, в первое десятилетие XXI в. создавшие организационные предпосылки для развертывания масштабной профилактики экстремизма, проявлений ксенофобии и межнациональной нетерпимости. В ряду таких документов стоит Федеральная целевая программа Правительства РФ «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 гг.»; Национальная доктрина образования Российской Федерации (Постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751); Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации (от 5.12.2001 г. № 4); Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 г. № 122 «О государственной программе
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 -2005 годы» и др.
Вместе с тем, анализ существующих программ по противодействию идеологии экстремизма позволяет констатировать односторонность подходов к решению проблемы, недостаточную разработанность системы превентивных мер, объединяющих элементы государственно-правового регулирования, системы образования, функционирования СМИ, патриотического и социально-культурного воспитания.
Особо эти проблемы ощущаются на региональном и муниципальном уровнях, поскольку осуществление конкретных мер по противодействию идеологии и практике экстремизма возложено на органы местного самоуправления, государственные учреждения и общественные организации, действующие на конкретной территории.
Сегодня существует большое количество литературы, посвященной проблеме терроризма и экстремизма: причинам их возникновения,
классификации, анализу их деятельности и последствий, рекомендуемым формам профилактики. Среди авторов фундаментальных работ хотелось бы выделить М.П. Требина, исследовавшего понятие терроризма, его религиозное, геокультурно-политическое измерение, угрозы и вызовы этого феномена странам Европы, Азии, Северной и Южной Америки и Африки (Баски-Эускади Та Аскатасуна, ИРА - ШиннФейн)1; Е.П.Кожушко, А.В. Кулакова, М.Н. Шахова, изучивших основные направления терроризма (левый и правый, ультраправый, националистический, исламский), деятельность наиболее известных исламистских террористических организаций и движений («Хезболлах», «Хамас», «Аль-Каида», Талибы и
Л
ваххабиты и т.д.) ; С.У.Дикаева, изучавшего проблемы понятийного аспекта терроризма, формы терроризма, историческую взаимообусловленность
-5
террора и терроризма, психологические аспекты этого феномена и др.
Анализ научной литературы позволил выявить противоречия между желанием общества и государства видеть в выпускнике школы человека хорошо образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, обладающего чувством ответственности за судьбу страны и, в тоже время, отсутствием системной организации педагогической работы по формированию стойкого неприятия идей экстремизма и терроризма, недостаточным применением наиболее эффективных методов и форм патриотического и социокультурного воспитания.
Всё выше перечисленное позволило нам сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия, необходимые для
профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить педагогические условия профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников.
Объект исследования: педагогический процесс профилактики
терроризма и экстремизма среди старшеклассников.
Предмет исследования: педагогические условия профилактики
терроризма и экстремизма среди старшеклассников во внеурочной деятельности (на примере предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»).
В основу исследования положена гипотеза о том, что профилактика терроризма и экстремизма среди старшеклассников во внеурочной деятельности будет эффективной при соблюдении следующих педагогических условий:
- акцентировании внимания на патриотическом и социокультурном воспитании как на важных факторах профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников;
- использовании воспитательного потенциала школьной внеурочной деятельности в данном процессе;
- организации комплекса мер (изучение методической литературы, повышение квалификации педагогического коллектива, систематическое просвещение родителей, организация совместной работы родителей и педагогов, и т.д.), направленной на предотвращение негативного воздействия факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения у старшеклассников.
Задачи исследования:
- изучить педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- выявить педагогические условия профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников;
- экспериментально проверить педагогические условия профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников во внеурочной деятельности по предмету ОБЖ.
Методологическую основу исследования составили:
- системный подход, который позволяет исследовать российское общество как противоречивое единство, содержащее сложные отношения личностей, групп и общества во всех возможных их комбинациях и взаимосвязях, а также исследовать динамику экстремистского поведения и технологий его профилактики;
- личностно-ориентированный подход, позволивший исследовать педагогическую специфику взаимодействия сторон в процессе профилактики экстремизма и терроризма как целеориентированные действия его участников;
-деятельностный подход для исследования процессов патриотического и социокультурного воспитания, изучения консолидации субъектов воспитательного процесса и всестороннего развития личности.
Теоретическую основу исследования составили работы таких представителей деятельностного подхода, как Б.Г.Ананьев, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А. Лурия, A.B. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.; личностно-ориентированного подхода - М.М. Бахтин, B.C.Библер, Е.В. Бондаревская, Е.А. Климов; системного подхода к анализу личностной активности - К.А. Абульханова-
Славская, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, С.Л. Рубинштейн и др.
В процессе исследования мы также опирались на разработанные в отечественной науке теории взаимодействия личности, коллектива и среды (Б.З.Вульфов, И.В. Дубровина, Э.В. Ильенков, Л.И.Новикова,
A. B.Петровский, В.Д. Семенов), теории, посвященные межличностному
взаимодействию и общению (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева,
Я.М. Коломинский, Е.А. Леванова, A.A. Леонтьев, Б.Ф.Ломов, A.B. Мудрик,
B. K Мясищев, Б.Д. Парыгин и др.), педагогическому программированию и проектированию социальных, педагогических и социально-культурных технологий (Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, Ю.Д. Красильников, Г.К. Селевко, В.М. Чижиков, H.H. Ярошенко и др.).
Методы исследования. При проведении исследования для достижения поставленной цели применялись общетеоретические (анализ, синтез), эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент) и конкретнонаучные методы: анализ общих и специальных психолого-педагогических, научно-методических и нормативных документов по проблеме исследования; статистические методы обработки эмпирических данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ №89 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани.
Старшеклассниками традиционно принято считать учащихся 9-11-х классов. Мы непосредственно работали с учениками 9-го класса. Однако, полагаем, что методика нашего исследование в целом применима к учащимся 10-11-х классов.
Научная новизна исследования заключается в том, что нами предпринята попытка создания системы комплексной профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников во внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
-выявлены педагогические условия профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников;
-выявлены особенности традиционных и инновационных форм и методов профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников во внеурочной деятельности по ОБЖ;
- обоснован вывод о том, что воспитательный потенциал досуга распространяется на все сферы жизнедеятельности общества и личности, и должен быть использован для профилактики экстремизма и терроризма среди старшеклассников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами апробирован на практике комплекс мер по профилактике терроризма и экстремизма среди старшеклассников, способствующих эффективному решению проблемы исследования.
Материалы исследования могут быть использованы руководителями образовательных организаций и учителями основ безопасности жизнедеятельности в процессе профилактики терроризма и экстремизма в подростковой среде.
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью применяемых методов целям и задачам исследования, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
К сожалению, в последние годы все более актуальной становится проблема участия молодёжи в экстремистской деятельности (в том числе известны факты участия в ИГИЛ - организации, запрещённой в Российской Федерации законом). Широкое распространение молодежного экстремизма- это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. При этом в обществе повсеместно растет понимание того, что только криминологический путь предупреждения этих опасных преступлений нельзя признать единственно верным, а значит и социально эффективным. Это предопределяет особую актуальность разработки педагогической концепции профилактики экстремизма и ее научного исследования.
Под экстремизмом (от лат. «крайний») принято понимать приверженность отдельных лиц, групп, организаций к крайним взглядам и мерам в общественной деятельности. Цель экстремизма - дестабилизация и разрушение сложившихся в обществе отношений и ценностей при помощи разных методов, одним из которых является терроризм.
Уже во времена Великой французской революции термин «террор» (от лат. «ужас») использовался как синоним преступления. В наши дни терроризмом называют тактику запугивания и систематического применения насилия, с помощью которой организованная группа людей стремится достичь определённых целей. Террористы используют для решения своих задач поджоги, захваты заложников, взрывы в местах массового скопления населения и другие преступления, классифицируемые Уголовным Кодексом Российской Федерации как тяжкие и особо тяжкие.
Жители разных субъектов Российской Федерации, к сожалению, встречались с проявлениями терроризма в реальной жизни: взрывы и захваты заложников в Москве, Беслане, Волгодонске, Волгограде, Санкт-Петербурге красноречивое тому подтверждение. Но проблема терроризма гораздо более широка и имеет международный масштаб. По подсчётам специалистов сегодня в мире насчитывается около сотни террористических организаций.
Эксперты выделяют три основных типа терроризма: религиозный, политический и националистический.
По психологическому складу среди террористов различают:
- религиозных фанатиков (считают себя и свои религиозные убеждения единственно правильными и чистыми, а остальных людей - «неверными»),
- политиков-экстремистов (устраивают теракты, обстрелы, агрессивные шествия из-за недовольства государственной политикой и/или властью),
- психопатические личности (из них делают смертников).
Одним из основных направлений борьбы с терроризмом и экстремизмом является их профилактика. Стоит отметить особую важность проведения такой работы в подростковой среде, так как именно подростки в силу ряда различных причин (социальная и материальная незащищенность, максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от мнения других и т.п.) являются наиболее уязвимыми в плане подверженности негативному влиянию, и именно в их среде идеи экстремизма и терроризма получают распространение. Безусловно, проводить профилактику терроризма и экстремизма целесообразнее, чем ликвидировать последствия подобных явлений.
Степень разработанности. Важным фактором в предупреждении экстремизма старших школьников является формирование на федеральном уровне стратегии государственной молодежной политики. В стране разработаны и внедрены в практику учреждений культуры, образования, охраны правопорядка многочисленные нормативно-правовые документы, регулирующие профилактику экстремизма в молодежной среде федерального и регионального уровней. В их числе: Кодекс РФ от 20.12.2001 г. № 195-ФЗ «Об административных правонарушениях»; Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 № 1760-р и многие другие документы.
Борьба с экстремизмом является важнейшей задачей государственной власти, что также отмечается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (Указ президента РФ от 12.05.2009 г. № 537).
Особо выделяются государственные целевые программы, в первое десятилетие XXI в. создавшие организационные предпосылки для развертывания масштабной профилактики экстремизма, проявлений ксенофобии и межнациональной нетерпимости. В ряду таких документов стоит Федеральная целевая программа Правительства РФ «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 гг.»; Национальная доктрина образования Российской Федерации (Постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751); Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации (от 5.12.2001 г. № 4); Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 г. № 122 «О государственной программе
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 -2005 годы» и др.
Вместе с тем, анализ существующих программ по противодействию идеологии экстремизма позволяет констатировать односторонность подходов к решению проблемы, недостаточную разработанность системы превентивных мер, объединяющих элементы государственно-правового регулирования, системы образования, функционирования СМИ, патриотического и социально-культурного воспитания.
Особо эти проблемы ощущаются на региональном и муниципальном уровнях, поскольку осуществление конкретных мер по противодействию идеологии и практике экстремизма возложено на органы местного самоуправления, государственные учреждения и общественные организации, действующие на конкретной территории.
Сегодня существует большое количество литературы, посвященной проблеме терроризма и экстремизма: причинам их возникновения,
классификации, анализу их деятельности и последствий, рекомендуемым формам профилактики. Среди авторов фундаментальных работ хотелось бы выделить М.П. Требина, исследовавшего понятие терроризма, его религиозное, геокультурно-политическое измерение, угрозы и вызовы этого феномена странам Европы, Азии, Северной и Южной Америки и Африки (Баски-Эускади Та Аскатасуна, ИРА - ШиннФейн)1; Е.П.Кожушко, А.В. Кулакова, М.Н. Шахова, изучивших основные направления терроризма (левый и правый, ультраправый, националистический, исламский), деятельность наиболее известных исламистских террористических организаций и движений («Хезболлах», «Хамас», «Аль-Каида», Талибы и
Л
ваххабиты и т.д.) ; С.У.Дикаева, изучавшего проблемы понятийного аспекта терроризма, формы терроризма, историческую взаимообусловленность
-5
террора и терроризма, психологические аспекты этого феномена и др.
Анализ научной литературы позволил выявить противоречия между желанием общества и государства видеть в выпускнике школы человека хорошо образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, обладающего чувством ответственности за судьбу страны и, в тоже время, отсутствием системной организации педагогической работы по формированию стойкого неприятия идей экстремизма и терроризма, недостаточным применением наиболее эффективных методов и форм патриотического и социокультурного воспитания.
Всё выше перечисленное позволило нам сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия, необходимые для
профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить педагогические условия профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников.
Объект исследования: педагогический процесс профилактики
терроризма и экстремизма среди старшеклассников.
Предмет исследования: педагогические условия профилактики
терроризма и экстремизма среди старшеклассников во внеурочной деятельности (на примере предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»).
В основу исследования положена гипотеза о том, что профилактика терроризма и экстремизма среди старшеклассников во внеурочной деятельности будет эффективной при соблюдении следующих педагогических условий:
- акцентировании внимания на патриотическом и социокультурном воспитании как на важных факторах профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников;
- использовании воспитательного потенциала школьной внеурочной деятельности в данном процессе;
- организации комплекса мер (изучение методической литературы, повышение квалификации педагогического коллектива, систематическое просвещение родителей, организация совместной работы родителей и педагогов, и т.д.), направленной на предотвращение негативного воздействия факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения у старшеклассников.
Задачи исследования:
- изучить педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- выявить педагогические условия профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников;
- экспериментально проверить педагогические условия профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников во внеурочной деятельности по предмету ОБЖ.
Методологическую основу исследования составили:
- системный подход, который позволяет исследовать российское общество как противоречивое единство, содержащее сложные отношения личностей, групп и общества во всех возможных их комбинациях и взаимосвязях, а также исследовать динамику экстремистского поведения и технологий его профилактики;
- личностно-ориентированный подход, позволивший исследовать педагогическую специфику взаимодействия сторон в процессе профилактики экстремизма и терроризма как целеориентированные действия его участников;
-деятельностный подход для исследования процессов патриотического и социокультурного воспитания, изучения консолидации субъектов воспитательного процесса и всестороннего развития личности.
Теоретическую основу исследования составили работы таких представителей деятельностного подхода, как Б.Г.Ананьев, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А. Лурия, A.B. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.; личностно-ориентированного подхода - М.М. Бахтин, B.C.Библер, Е.В. Бондаревская, Е.А. Климов; системного подхода к анализу личностной активности - К.А. Абульханова-
Славская, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, С.Л. Рубинштейн и др.
В процессе исследования мы также опирались на разработанные в отечественной науке теории взаимодействия личности, коллектива и среды (Б.З.Вульфов, И.В. Дубровина, Э.В. Ильенков, Л.И.Новикова,
A. B.Петровский, В.Д. Семенов), теории, посвященные межличностному
взаимодействию и общению (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева,
Я.М. Коломинский, Е.А. Леванова, A.A. Леонтьев, Б.Ф.Ломов, A.B. Мудрик,
B. K Мясищев, Б.Д. Парыгин и др.), педагогическому программированию и проектированию социальных, педагогических и социально-культурных технологий (Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, Ю.Д. Красильников, Г.К. Селевко, В.М. Чижиков, H.H. Ярошенко и др.).
Методы исследования. При проведении исследования для достижения поставленной цели применялись общетеоретические (анализ, синтез), эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент) и конкретнонаучные методы: анализ общих и специальных психолого-педагогических, научно-методических и нормативных документов по проблеме исследования; статистические методы обработки эмпирических данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ №89 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани.
Старшеклассниками традиционно принято считать учащихся 9-11-х классов. Мы непосредственно работали с учениками 9-го класса. Однако, полагаем, что методика нашего исследование в целом применима к учащимся 10-11-х классов.
Научная новизна исследования заключается в том, что нами предпринята попытка создания системы комплексной профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников во внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
-выявлены педагогические условия профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников;
-выявлены особенности традиционных и инновационных форм и методов профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников во внеурочной деятельности по ОБЖ;
- обоснован вывод о том, что воспитательный потенциал досуга распространяется на все сферы жизнедеятельности общества и личности, и должен быть использован для профилактики экстремизма и терроризма среди старшеклассников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами апробирован на практике комплекс мер по профилактике терроризма и экстремизма среди старшеклассников, способствующих эффективному решению проблемы исследования.
Материалы исследования могут быть использованы руководителями образовательных организаций и учителями основ безопасности жизнедеятельности в процессе профилактики терроризма и экстремизма в подростковой среде.
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью применяемых методов целям и задачам исследования, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В заключении работы, мы можем констатировать: цель достигнута, задачи выполнены.
Решая первую задачу, мы проанализировали педагогическую и методическую литературу, смогли выявить уровни и виды профилактической деятельности, основные проблемы в процессе профилактики экстремизма и патриотизма среди старшеклассников. Дали определение внеурочной деятельности и её специфике. Определили основные направления внеурочной деятельности предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» по профилактике терроризма и экстремизма среди старшеклассников, а также содержание общешкольной профилактической деятельности. Мы пришли к выводу, что профилактика терроризма и экстремизма у старшеклассников во внеурочной деятельности проводится не только на основе формирования знаний о терроризме и экстремизме, их видах и проявлениях, правилах поведения и мерах предосторожности, но и воспитании патриотических качеств.
Решая вторую задачу, мы убедились, что процесс профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников во внеурочной деятельности будет эффективен при соблюдении следующих педагогических условий:
1)акцентировании внимания на патриотическом и социокультурном воспитании как на важных факторах профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников.
Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.
Патриотизм - это любовь к стране, а терроризм и экстремизм - это устрашение, насилие, приверженность крайним взглядам и ненависть к людям. Поэтому настоящий патриот, никогда не станет террористом или экстремистом.
2) использовании воспитательного потенциала школьной внеурочной деятельности в данном процессе;
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличающихся от урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является одним из инструментов достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Являясь важной составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, онасоздает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности учащихся, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Занятия проводятся в форме экскурсий, круглых столов, конференций, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально полно осуществлять профилактику терроризма и экстремизма.
3) организации комплекса мер (изучение методической литературы, повышение квалификации педагогического коллектива, систематическое просвещение родителей, организация совместной работы родителей и педагогов, и т.д.), направленной на предотвращение негативного воздействия факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения у старшеклассников.
Решая третью задачу, мы проанализировали результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента и выявили, что уровень знаний учащихся о терроризме и экстремизме был недостаточным.
На формирующем этапе эксперимента мы адаптировали и внедрили программу факультативных занятий по профилактике терроризма и экстремизма, которая направлена не только на повышение знаний по проблеме, но и на патриотическое воспитание учащихся.
После формирующего этапа эксперимента мы провели повторную диагностику уровня патриотического воспитания и знаний о терроризме и экстремизме у учащихся контрольной и экспериментальной группы. В результате этого мы пришли к выводу, что внедренная программа является эффективным для профилактики терроризма и экстремизма и патриотического воспитания учащихся.
Таким образом, полученные результаты теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы позволяют считать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, а поставленные в работе задачи решены.
В то же время, наше исследование не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. Не все аспекты данной проблемы изучены нами в полной мере и его следует продолжить, однако выявленный комплекс педагогических условий апробирован нами на практике и дал положительные результаты.
Решая первую задачу, мы проанализировали педагогическую и методическую литературу, смогли выявить уровни и виды профилактической деятельности, основные проблемы в процессе профилактики экстремизма и патриотизма среди старшеклассников. Дали определение внеурочной деятельности и её специфике. Определили основные направления внеурочной деятельности предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» по профилактике терроризма и экстремизма среди старшеклассников, а также содержание общешкольной профилактической деятельности. Мы пришли к выводу, что профилактика терроризма и экстремизма у старшеклассников во внеурочной деятельности проводится не только на основе формирования знаний о терроризме и экстремизме, их видах и проявлениях, правилах поведения и мерах предосторожности, но и воспитании патриотических качеств.
Решая вторую задачу, мы убедились, что процесс профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников во внеурочной деятельности будет эффективен при соблюдении следующих педагогических условий:
1)акцентировании внимания на патриотическом и социокультурном воспитании как на важных факторах профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников.
Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.
Патриотизм - это любовь к стране, а терроризм и экстремизм - это устрашение, насилие, приверженность крайним взглядам и ненависть к людям. Поэтому настоящий патриот, никогда не станет террористом или экстремистом.
2) использовании воспитательного потенциала школьной внеурочной деятельности в данном процессе;
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличающихся от урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является одним из инструментов достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Являясь важной составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, онасоздает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности учащихся, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Занятия проводятся в форме экскурсий, круглых столов, конференций, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально полно осуществлять профилактику терроризма и экстремизма.
3) организации комплекса мер (изучение методической литературы, повышение квалификации педагогического коллектива, систематическое просвещение родителей, организация совместной работы родителей и педагогов, и т.д.), направленной на предотвращение негативного воздействия факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения у старшеклассников.
Решая третью задачу, мы проанализировали результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента и выявили, что уровень знаний учащихся о терроризме и экстремизме был недостаточным.
На формирующем этапе эксперимента мы адаптировали и внедрили программу факультативных занятий по профилактике терроризма и экстремизма, которая направлена не только на повышение знаний по проблеме, но и на патриотическое воспитание учащихся.
После формирующего этапа эксперимента мы провели повторную диагностику уровня патриотического воспитания и знаний о терроризме и экстремизме у учащихся контрольной и экспериментальной группы. В результате этого мы пришли к выводу, что внедренная программа является эффективным для профилактики терроризма и экстремизма и патриотического воспитания учащихся.
Таким образом, полученные результаты теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы позволяют считать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, а поставленные в работе задачи решены.
В то же время, наше исследование не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. Не все аспекты данной проблемы изучены нами в полной мере и его следует продолжить, однако выявленный комплекс педагогических условий апробирован нами на практике и дал положительные результаты.
Подобные работы
- Проектирование и реализация программы по профилактике терроризма и экстремизма среди старшеклассников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ В ОБЛАСТИ
БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



