Введение 2
Глава 1. Профилактика терроризма и экстремизма среди старшеклассников как педагогическая проблема 11
1.1 Характеристика профилактики терроризма и экстремизма среди
старшеклассников средствами внеурочной деятельности в педагогической литературе 11
1.2 Содержание внеурочной деятельности предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» по профилактике терроризма и экстремизма среди
старшеклассников 20
1.3 Общешкольная деятельность по профилактике терроризма и экстремизма
среди старшеклассников 29
Глава 2. Экспериментальное исследование по профилактике терроризма и экстремизма среди старшеклассников во внеурочной деятельности 37
2.1 Констатирующий эксперимент 37
2.2 Формирующий эксперимент 44
2.3 Контрольный эксперимент 53
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения
Актуальность исследования определяется необходимостью комплексного научного осмысления сущности, специфики и практических способов организации профилактики экстремизма в современной России.
К сожалению, в последние годы все более актуальной становится проблема участия молодёжи в экстремистской деятельности (в том числе известны факты участия в ИГИЛ - организации, запрещённой в Российской Федерации законом). Широкое распространение молодежного экстремизма- это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. При этом в обществе повсеместно растет понимание того, что только криминологический путь предупреждения этих опасных преступлений нельзя признать единственно верным, а значит и социально эффективным. Это предопределяет особую актуальность разработки педагогической концепции профилактики экстремизма и ее научного исследования.
Под экстремизмом (от лат. «крайний») принято понимать приверженность отдельных лиц, групп, организаций к крайним взглядам и мерам в общественной деятельности. Цель экстремизма - дестабилизация и разрушение сложившихся в обществе отношений и ценностей при помощи разных методов, одним из которых является терроризм.
Уже во времена Великой французской революции термин «террор» (от лат. «ужас») использовался как синоним преступления. В наши дни терроризмом называют тактику запугивания и систематического применения насилия, с помощью которой организованная группа людей стремится достичь определённых целей. Террористы используют для решения своих задач поджоги, захваты заложников, взрывы в местах массового скопления населения и другие преступления, классифицируемые Уголовным Кодексом Российской Федерации как тяжкие и особо тяжкие.
Жители разных субъектов Российской Федерации, к сожалению, встречались с проявлениями терроризма в реальной жизни: взрывы и захваты заложников в Москве, Беслане, Волгодонске, Волгограде, Санкт-Петербурге красноречивое тому подтверждение. Но проблема терроризма гораздо более широка и имеет международный масштаб. По подсчётам специалистов сегодня в мире насчитывается около сотни террористических организаций.
Эксперты выделяют три основных типа терроризма: религиозный, политический и националистический.
По психологическому складу среди террористов различают:
- религиозных фанатиков (считают себя и свои религиозные убеждения единственно правильными и чистыми, а остальных людей - «неверными»),
- политиков-экстремистов (устраивают теракты, обстрелы, агрессивные шествия из-за недовольства государственной политикой и/или властью),
- психопатические личности (из них делают смертников).
Одним из основных направлений борьбы с терроризмом и экстремизмом является их профилактика. Стоит отметить особую важность проведения такой работы в подростковой среде, так как именно подростки в силу ряда различных причин (социальная и материальная незащищенность, максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от мнения других и т.п.) являются наиболее уязвимыми в плане подверженности негативному влиянию, и именно в их среде идеи экстремизма и терроризма получают распространение. Безусловно, проводить профилактику терроризма и экстремизма целесообразнее, чем ликвидировать последствия подобных явлений.
Степень разработанности. Важным фактором в предупреждении экстремизма старших школьников является формирование на федеральном уровне стратегии государственной молодежной политики. В стране разработаны и внедрены в практику учреждений культуры, образования, охраны правопорядка многочисленные нормативно-правовые документы, регулирующие профилактику экстремизма в молодежной среде федерального и регионального уровней. В их числе: Кодекс РФ от 20.12.2001 г. № 195-ФЗ «Об административных правонарушениях»; Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 № 1760-р и многие другие документы.
Борьба с экстремизмом является важнейшей задачей государственной власти, что также отмечается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (Указ президента РФ от 12.05.2009 г. № 537).
Особо выделяются государственные целевые программы, в первое десятилетие XXI в. создавшие организационные предпосылки для развертывания масштабной профилактики экстремизма, проявлений ксенофобии и межнациональной нетерпимости. В ряду таких документов стоит Федеральная целевая программа Правительства РФ «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 гг.»; Национальная доктрина образования Российской Федерации (Постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751); Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации (от 5.12.2001 г. № 4); Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 г. № 122 «О государственной программе
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 -2005 годы» и др.
Вместе с тем, анализ существующих программ по противодействию идеологии экстремизма позволяет констатировать односторонность подходов к решению проблемы, недостаточную разработанность системы превентивных мер, объединяющих элементы государственно-правового регулирования, системы образования, функционирования СМИ, патриотического и социально-культурного воспитания.
Особо эти проблемы ощущаются на региональном и муниципальном уровнях, поскольку осуществление конкретных мер по противодействию идеологии и практике экстремизма возложено на органы местного самоуправления, государственные учреждения и общественные организации, действующие на конкретной территории.
Сегодня существует большое количество литературы, посвященной проблеме терроризма и экстремизма: причинам их возникновения,
классификации, анализу их деятельности и последствий, рекомендуемым формам профилактики. Среди авторов фундаментальных работ хотелось бы выделить М.П. Требина, исследовавшего понятие терроризма, его религиозное, геокультурно-политическое измерение, угрозы и вызовы этого феномена странам Европы, Азии, Северной и Южной Америки и Африки (Баски-Эускади Та Аскатасуна, ИРА - ШиннФейн)1; Е.П.Кожушко, А.В. Кулакова, М.Н. Шахова, изучивших основные направления терроризма (левый и правый, ультраправый, националистический, исламский), деятельность наиболее известных исламистских террористических организаций и движений («Хезболлах», «Хамас», «Аль-Каида», Талибы и
Л
ваххабиты и т.д.) ; С.У.Дикаева, изучавшего проблемы понятийного аспекта терроризма, формы терроризма, историческую взаимообусловленность
-5
террора и терроризма, психологические аспекты этого феномена и др.
Анализ научной литературы позволил выявить противоречия между желанием общества и государства видеть в выпускнике школы человека хорошо образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, обладающего чувством ответственности за судьбу страны и, в тоже время, отсутствием системной организации педагогической работы по формированию стойкого неприятия идей экстремизма и терроризма, недостаточным применением наиболее эффективных методов и форм патриотического и социокультурного воспитания.
Всё выше перечисленное позволило нам сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия, необходимые для
профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить педагогические условия профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников.
Объект исследования: педагогический процесс профилактики
терроризма и экстремизма среди старшеклассников.
Предмет исследования: педагогические условия профилактики
терроризма и экстремизма среди старшеклассников во внеурочной деятельности (на примере предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»).
В основу исследования положена гипотеза о том, что профилактика терроризма и экстремизма среди старшеклассников во внеурочной деятельности будет эффективной при соблюдении следующих педагогических условий:
- акцентировании внимания на патриотическом и социокультурном воспитании как на важных факторах профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников;
- использовании воспитательного потенциала школьной внеурочной деятельности в данном процессе;
- организации комплекса мер (изучение методической литературы, повышение квалификации педагогического коллектива, систематическое просвещение родителей, организация совместной работы родителей и педагогов, и т.д.), направленной на предотвращение негативного воздействия факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения у старшеклассников.
Задачи исследования:
- изучить педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- выявить педагогические условия профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников;
- экспериментально проверить педагогические условия профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников во внеурочной деятельности по предмету ОБЖ.
Методологическую основу исследования составили:
- системный подход, который позволяет исследовать российское общество как противоречивое единство, содержащее сложные отношения личностей, групп и общества во всех возможных их комбинациях и взаимосвязях, а также исследовать динамику экстремистского поведения и технологий его профилактики;
- личностно-ориентированный подход, позволивший исследовать педагогическую специфику взаимодействия сторон в процессе профилактики экстремизма и терроризма как целеориентированные действия его участников;
-деятельностный подход для исследования процессов патриотического и социокультурного воспитания, изучения консолидации субъектов воспитательного процесса и всестороннего развития личности.
Теоретическую основу исследования составили работы таких представителей деятельностного подхода, как Б.Г.Ананьев, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А. Лурия, A.B. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.; личностно-ориентированного подхода - М.М. Бахтин, B.C.Библер, Е.В. Бондаревская, Е.А. Климов; системного подхода к анализу личностной активности - К.А. Абульханова-
Славская, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, С.Л. Рубинштейн и др.
В процессе исследования мы также опирались на разработанные в отечественной науке теории взаимодействия личности, коллектива и среды (Б.З.Вульфов, И.В. Дубровина, Э.В. Ильенков, Л.И.Новикова,
A. B.Петровский, В.Д. Семенов), теории, посвященные межличностному
взаимодействию и общению (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева,
Я.М. Коломинский, Е.А. Леванова, A.A. Леонтьев, Б.Ф.Ломов, A.B. Мудрик,
B. K Мясищев, Б.Д. Парыгин и др.), педагогическому программированию и проектированию социальных, педагогических и социально-культурных технологий (Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, Ю.Д. Красильников, Г.К. Селевко, В.М. Чижиков, H.H. Ярошенко и др.).
Методы исследования. При проведении исследования для достижения поставленной цели применялись общетеоретические (анализ, синтез), эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент) и конкретнонаучные методы: анализ общих и специальных психолого-педагогических, научно-методических и нормативных документов по проблеме исследования; статистические методы обработки эмпирических данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ №89 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани.
Старшеклассниками традиционно принято считать учащихся 9-11-х классов. Мы непосредственно работали с учениками 9-го класса. Однако, полагаем, что методика нашего исследование в целом применима к учащимся 10-11-х классов.
Научная новизна исследования заключается в том, что нами предпринята попытка создания системы комплексной профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников во внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
-выявлены педагогические условия профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников;
-выявлены особенности традиционных и инновационных форм и методов профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников во внеурочной деятельности по ОБЖ;
- обоснован вывод о том, что воспитательный потенциал досуга распространяется на все сферы жизнедеятельности общества и личности, и должен быть использован для профилактики экстремизма и терроризма среди старшеклассников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами апробирован на практике комплекс мер по профилактике терроризма и экстремизма среди старшеклассников, способствующих эффективному решению проблемы исследования.
Материалы исследования могут быть использованы руководителями образовательных организаций и учителями основ безопасности жизнедеятельности в процессе профилактики терроризма и экстремизма в подростковой среде.
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью применяемых методов целям и задачам исследования, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В заключении работы, мы можем констатировать: цель достигнута, задачи выполнены.
Решая первую задачу, мы проанализировали педагогическую и методическую литературу, смогли выявить уровни и виды профилактической деятельности, основные проблемы в процессе профилактики экстремизма и патриотизма среди старшеклассников. Дали определение внеурочной деятельности и её специфике. Определили основные направления внеурочной деятельности предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» по профилактике терроризма и экстремизма среди старшеклассников, а также содержание общешкольной профилактической деятельности. Мы пришли к выводу, что профилактика терроризма и экстремизма у старшеклассников во внеурочной деятельности проводится не только на основе формирования знаний о терроризме и экстремизме, их видах и проявлениях, правилах поведения и мерах предосторожности, но и воспитании патриотических качеств.
Решая вторую задачу, мы убедились, что процесс профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников во внеурочной деятельности будет эффективен при соблюдении следующих педагогических условий:
1)акцентировании внимания на патриотическом и социокультурном воспитании как на важных факторах профилактики терроризма и экстремизма среди старшеклассников.
Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.
Патриотизм - это любовь к стране, а терроризм и экстремизм - это устрашение, насилие, приверженность крайним взглядам и ненависть к людям. Поэтому настоящий патриот, никогда не станет террористом или экстремистом.
2) использовании воспитательного потенциала школьной внеурочной деятельности в данном процессе;
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличающихся от урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является одним из инструментов достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Являясь важной составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, онасоздает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности учащихся, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Занятия проводятся в форме экскурсий, круглых столов, конференций, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально полно осуществлять профилактику терроризма и экстремизма.
3) организации комплекса мер (изучение методической литературы, повышение квалификации педагогического коллектива, систематическое просвещение родителей, организация совместной работы родителей и педагогов, и т.д.), направленной на предотвращение негативного воздействия факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения у старшеклассников.
Решая третью задачу, мы проанализировали результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента и выявили, что уровень знаний учащихся о терроризме и экстремизме был недостаточным.
На формирующем этапе эксперимента мы адаптировали и внедрили программу факультативных занятий по профилактике терроризма и экстремизма, которая направлена не только на повышение знаний по проблеме, но и на патриотическое воспитание учащихся.
После формирующего этапа эксперимента мы провели повторную диагностику уровня патриотического воспитания и знаний о терроризме и экстремизме у учащихся контрольной и экспериментальной группы. В результате этого мы пришли к выводу, что внедренная программа является эффективным для профилактики терроризма и экстремизма и патриотического воспитания учащихся.
Таким образом, полученные результаты теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы позволяют считать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, а поставленные в работе задачи решены.
В то же время, наше исследование не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. Не все аспекты данной проблемы изучены нами в полной мере и его следует продолжить, однако выявленный комплекс педагогических условий апробирован нами на практике и дал положительные результаты.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)/ СПС Консультант Плюс.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
4. Кодекс РФ от 20.12.2001 г. № 195-ФЗ «Об административных правонарушениях»;
5. Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации от 5.12.2001 г. № 4;
6. Постановлением правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751 «Национальная доктрина образования Российской Федерации»;
7. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 "О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»/ СПС Консультант Плюс;
8. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Утверждена Указом президента РФ от 12.05.2009 г. № 537;
9. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 № 1760-р;
10. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 г. № 629.
11. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2012. - 347 с.
12. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192 с.
13. Воробьёв В.В. Лингвокультурология (теория и методы) / В. В. Воробьев. М.: РУДН, 2011. - 331 с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Л.С. Выготский М.: Педагогика, 2014. - 533 с.
15. Галагузова М.А. Методика и технологии работы социального педагога / М.А.Галагузова, Л.В. Мардахаев. - М.: Педагогика, 2007. - 207 с
16. Дикаев С.У. Террор, терроризм и преступления террористического характера. - СПб.: Юридический центр-Пресс, 2006. - 464 с.
17. Здерева Г. В. Патриотизм и патриотическое воспитание / под ред. проф. В. И. Щеголя. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014. - 316 с.
18. Зинченко В.П. Психологическая теория деятельности («воспоминание о будущем») / В.П.Зинченко // Мир психологии. - 2011. - №
1. - С. 229-251.
19. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 176 с.
20. Кожушко Е.П. Современный терроризм: Анализ основных направ лений / Под общ.ред. А.Е. Тараса. - Минск: Харвест, 2000.
21. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб: Каро, 2012. - 145 с.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Формирование ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. / И.Ю. Кулагина - М.: Изд- во Ун-та Российской академии образования. 2015. - 120 с.
23. Кузнецова А. В., Кублицкая Е. А. Гражданский патриотизм - основа формирования новой российской идентичности. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2015.- 328 с.
24. Курвинен Е.Е. Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования учащихся (на примере деятельности военно-патриотического клуба Красная звезда)/ Е. Е. Курвинен // Молодой ученый. - 2015. - №6.4. - С. 91-95.
25. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью / Е.И. Машбиц. - Киев, 1987. - 233 с.
26. Мудрик А.В. Общение как фактор патриотического воспитания учащихся, М. Педагогика, 2011. - 135 с.
27. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М., 2013. - 45 с.
28. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М: Академия., 2013. - 82 с.
29. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Асаdemiа, 2015. - 134 с.
30. ОБЖ. 5 - 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.
31. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 2011. -
334 с.
32. Психология современного подростка под редакцией Д.И. Фельдштейна - М. Педагогика, 2011. - 172 с.
33. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2013. - 94 с.
34. «Профилактика экстремизма и терроризма в образовательных
учреждениях: Сборник методических рекомендаций. - Биробиджан:
ОблИПКПР, 2011. - 72 с.
35. Пономарева И.А., Костецкая Г.А. Патриотическое воспитание школьников как условие обеспечения этнической безопасности. / В сборнике: Реальность этноса. Образование и этническая безопасность. Сборник статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией И.Л. Набока, 2011. С. 255-260.
36. Роберт И.В. и др. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования //Информатика и образование. - 2012. - № 2. - с. 15 - 18.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х тт. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 145 с.
38. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе
информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. - 2016. - с. 54 - 112.
39. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М.: НИИ шк. технологий: Нар.образование, 2011. - 184 с.
40. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000. - 424 с
41. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности
жизнедеятельности. 8 кл. - М., Просвещение, 2011 г.
42. Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Основы безопасности
жизнедеятельности. Программа для 5-11 классов.- М., Просвещение, 2008 г.
43. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. - 2012. - №7. - С. 30 - 32.
44. Теньшова О.Н. Патриотическое воспитание учащихся в клубных учреждениях Дальневосточного региона: личностно-деятельностный подход: личностно-деятельностный подход: диссертация... кандидата социальнопсихологических наук: 13.00.05 Москва, 2007. - 211 с.
45. Титов Б.А. Социализация учащихся, учащихся и юношества в сфере патриотического воспитания. СПб, 2011. - 111 с.
46. Тихомиров, O.K. Психология компьютеризации. Методические рекомендации / О.К. Тихомиров. - Киев, 2013. - 15 с.
47. Требин М.П. Терроризм в XXI в. / М.П. Требин. - М.: Эксмо, 2003. - 816 с.
48. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность,
управление. СПб., 2013. - 234 с.
49. Ушинский К.Д. Патриотическое и социально-психологическое значение привычек. - М.: АПН РСФСР, 2011. - 346 с.
50. Хальбвакс М. Социальные рамки обобщения знаний/ М. Хальбвакс - М.: Новое издательство, 2013. - 348 с.
51. Херманн Д. Язык обобщения знаний. - М.: Эксмо-Пресс, 2012. -
256 с.
52. Чепиков В.Т. Педагогика. Краткий учебный курс/ В. Т. Чепиков - Минск: Белорусь, 2013. - 173 с.
53. Чепиков В.Т. Педагогическая практика/ В. Т. Чепиков - Минск: Новое знание, 2013. - 204 с.
54. Чижевская И.Н. Использование новых информационных технологий на уроках природоведения. //Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 9. - с. 14 - 18.
55. Чистяков С.Н. Содержание и организация военно
патриотической работы в муниципальных учреждениях дополнительного образования. Дисс. канд. пед. наук. - М., 2012. - 187 с.
56. Шахов М. Н. Теоретические проблемы современного терроризма. М.: ИБПИТ, 2003.
57. Шейкина А.Ю. Современное понимание патриотизма и проблемы его формирования как качества личности [Электронный ресурс] / - 2015. - Режим доступа: Ы1р:/^р1отЬа.га/(дата обращения: 20.05.17).
58. Шенцев М. В. Информационная модель обобщения знаний/ М. В. Шенцев - СПб: Питер, 2013 - 128 с.
59. Штейн В.С. Проблема простых норм патриотизма и справедливости. В сб. Актуальные проблемы марксистской этики. - Тбилиси: изд. Тбилисского ун-та, 2011. - 150 с.
60. Эльконин Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 360 с.