Введение 3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников
1.1 Понятие, задачи и сущность эстетического воспитания 8
1.2. Природа как эстетическая ценность 15
1.3. Природа как средство эстетического воспитания в младшем школьном
возрасте 23
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников
2.1. Диагностика уровня эстетической воспитанности младших
школьников 33
2.2. Содержание работы по развитию эстетического воспитания младших
школьников в рамках урока «Окружающий мир» 38
2.3. Выявление динамики эстетической воспитанности у учащихся младших
классов 44
Выводы по 2 главе 52
Заключение 55
Список используемых источников 59
Приложения
Роль эстетического воспитания в формировании личности, ее всестороннем развитии трудно переоценить. Уже в древности отмечали значение красоты в жизни и деятельности человека.
Одной из важных задач на сегодняшний день является подготовка детей к жизни, воспитание как личности. Ребенок не готовится жить, он живет, и каким он вырастет, во многом зависит от окружающей его эстетической среды. От природы каждому ребенку даны разносторонние интересы и очень важно их поддержать, сделать так, чтобы с годами огонек разгорался ярче и ярче.
Все чаще уделяется внимание развитию эстетических чувств у детей на различных уроках школьного цикла (в частности на уроках окружающего мира).
В настоящее время острой проблемой является низкий уровень эстетической культуры младших школьников. Актуальность поставленной проблемы, ярко выражена, так как учащиеся не умеют видеть красоту повседневной жизни, и окружающего их мира, слушая музыку, не слышат ее, смотря на великие произведения искусства, не видят особенность. Очень важно сформировать у учащихся чувство прекрасного. Развитие и формирование эстетических чувств детей, заинтересованного отношения учащихся к красоте окружающего мира, бережного отношения к родной природе дело не одного и не двух занятий. Легко и просто видеть и восхищаться красотой природных явлений, когда эта красота броска и очевидна. А видеть необычное в простом обычном явлении, полюбить ту природу, которая окружает детей, причем полюбить не только больших и
красивых представителей природы, но и маленьких, бережно относиться к природе, заботиться о ней это предполагает долгую и кропотливую работу.
Говоря об эстетическом воспитании следует отметить, что в гармоничном формировании личности эстетическое воспитание играет немаловажную роль. Человек, умеющий сам ценить прекрасное, способен не только создавать красивые предметы, но и может научить других видеть и ценить эту красоту. Невозможно воспитать любовь к природе и сформировать эстетическое чувство без бережного отношения к ней. Это неразрывно связано с экологическим воспитанием и с уроками окружающий мир. А для того, чтобы нашей планете не грозила экологическая катастрофа, чтобы вопросы экологии не звучали бы так остро, как они звучат сейчас, каждый маленький школьник должен понять, что «здоровье» родной земли и планеты в целом зависит не только от взрослых, а и от него самого тоже, от его действий и поступков. Не только на одном конкретном предмете (в данном случае - окружающем мире) осуществляется эстетическое воспитание школьников, и, естественно, не на одном только материале учебника.
Формирование эстетического сознания - важнейшая задача школьного учреждения в настоящее время. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе они, погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать эстетическое и нравственное воспитание надо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Большое влияние оказывают различные факторы на эстетическое воспитание младших школьников. Данное влияние исследовалось учеными в теории и практике эстетического воспитания в отечественной педагогике. Большой вклад в разработку теории эстетического воспитания внесли М. А. Верб, С. А. Герасимов, Д. Б. Кабалевский. Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. и В. Н. Шацкий и многие другие отечественные педагоги. Психологические аспекты эстетического воспитания рассмотрены в работах Н. Н. Волкова, Н. Лазарева и других. Теоретические основы эстетического воспитания представлены в работах Б. Т. Лихачева, Т. Н. Мальковской и других. Вопросами мотивации эстетической деятельности занимались Л. И. Божович, З. П. Морозова, П. М. Якобсон и другими учеными. Вопросами формирования и развития у школьников эстетического воспитания занимались Д. Н. Узнадзе и другие; эстетического интереса и вкуса Н. А. Дмитриева, А. П. Белик и другие.
Таким образом, эстетическое воспитание детей - это необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез нравственного, эстетического и исторического воспитания.
Объект исследования - процесс эстетического воспитания младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия эстетического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования - процесс эстетического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- своевременная диагностика уровней эстетической воспитанности младших школьников;
- учет особенностей эстетического воспитания младших школьников;
- отбор и структурирование содержания урока «Окружающий мир», направленного на эстетическое воспитание младших школьников.
Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия эстетического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть: понятие, задачи и сущность эстетического
воспитания, природу как эстетическую ценность и как средство эстетического воспитания.
3. Провести экспериментальное исследования по выявлению эффективности педагогических условий эстетического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира.
Опытно-экспериментальная база - 3 «В» класс школа №99 Московского района, г. Казани.
Методы исследования - изучение и анализ теоретических источников по рассматриваемой проблеме, тестирование, анкетирование, наблюдение деятельности детей.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем выявлены и обоснованы педагогические условия эстетического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира, включающие в себя: своевременную диагностику уровней эстетической воспитанности младших школьников; учет особенностей эстетического воспитания младших школьников; отбор и структурирование содержания урока «Окружающий мир», направленного на эстетическое воспитание младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и материалы исследования могут быть использованы студентами педагогических учебных заведений, учителями начальной школы для совершенствования учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, 2-х глав включающих в себя 3 параграфа, заключения и библиографического списка, состоящего из 55 источников.
В первой главе «Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников» раскрываются понятие, задачи, сущность эстетического воспитания, понятие природа как эстетическая ценность и средство воспитания младших школьников.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников» раскрывается и описывается экспериментальная работа, наблюдение, анализ и результат исследования.
Эстетическое восприятие - это целостный процесс переживания человеком эстетического объекта, его качеств и свойств. В основе такого восприятия лежит непосредственная эмоциональная реакция, в результате которой происходит формирование эстетического чувства.
Эстетическое чувство - это чувство, сформировавшееся под воздействием эстетического восприятия, которое концентрирует в себе все богатства природной сущности человека: в нем представлен весь его индивидуальный, социальный и духовный опыт.
Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека.
В пояснительной записке к программе по начальному образованию отмечается необходимость развивать у детей следующие умения:
• видеть красоту природы, уметь радоваться ей (голубое небо с белыми облаками, окраска бабочек разная, яркая, цветы хорошо пахнут);
• воспринимать красоту звуков в природе: журчание ручья, пение птиц, и т.д.;
• замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие краски цветов летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой и т.д.
Современная структура российской школы предполагает обязательное включение краеведческого компонента в содержание образования младших школьников, так как именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к окружающему миру, к фактам и явлениям действительности, создаются условия для развития творческого мышления, нравственных чувств, твёрдых убеждений.
Знания о природе - немаловажная основа для развития чувства родства с природой, формирования моральных качеств личности, способности мыслить масштабно и предвидеть возможные последствия деятельности человека для окружающей среды, здоровья, жизни самих людей. Они являются отправной точкой для развития способностей использовать экологические принципы во всех областях человеческой деятельности в интересах разумного развития общества, а также для воспитания эстетических ценностей, связанных с неизбежностью качественно нового взгляда на потребности и возможности дальнейшего развития цивилизации.
В результате опытно-экспериментальной работы можно следующие рекомендации:
- эстетическое воспитание младших школьников на уроках по ознакомлению с окружающим миром - приоритетное направление в работе начальной школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование нравственно-экологической культуры;
- теоретические основы эстетического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе;
- несмотря на оживление работы по эстетическому воспитанию в школах на уроках по ознакомлению с окружающим миром, ее уровень, как правило, остается достаточно низким;
- для систематизации работы необходима программа эстетического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала;
- формирование эстетического сознания - важнейшая задача школы. Делать это надо доходчиво и ненавязчиво. В этом помогают уроки по ознакомлению с окружающим миром нетрадиционной формы: например уроки-праздники, экскурсии;
- на уроках по ознакомлению с окружающим миром можно добиться того, чего невозможно добиться на других уроках: активного участия учеников в подготовке урока, заинтересованности в том, чтобы урок прошел хорошо. Нетрадиционные уроки по ознакомлению с окружающим миром, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы урока особенно важны для формирования эстетического сознания у младших школьников;
- при проведении нестандартных уроков у младших школьников повысился не только уровень нравственно - экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, эстетическое восприятие окружающего мира, а также эстетические интересы учащихся;
- целенаправленная систематическая работа по эстетическому воспитанию, способствуют значительному повышению нравственно - экологической культуры младших школьников.
Подготовка дипломной работы убедила в большой важности дальнейшей работы, направленной на повышение эстетической культуры учащихся в начальных классах. Целью исследования взаимодействия нравственного и эстетического воспитания является формирование человека с высоким уровнем экологической культуры, сочетающего в себе нравственно - экологические знания и убеждения, устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых нравственно - экологическими ценностями.
Нравственно - экологическое образование и воспитание учащихся осуществляется в урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа более интересна для учащихся своей свободной формой, а классная - несет больше информации. Для того чтобы заинтересовать учащихся уроки должны быть разнообразными, интересными и увлекательными. В своей педагогической практике нами используются различные формы и методы проведения урока. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в проведении урока.
Дидактическим стержнем многих уроков по ознакомлению с окружающим миром является деятельность самих учащихся, в ходе которой дети наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности, учатся готовить сообщения из дополнительной литературы и писать рефераты о растениях, животных, полезных ископаемых.
1. Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 с.
2. Алфёров А. Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. - Ростов н/Д., 2000.
3. Аптиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Школа. - 2007, №7. С. 2-5; №11. - с. 51-54.
4. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Школа. - 2008. - №5. - с. 80-82.
5. Беликова, Е.В. Теория и методика воспитания [Электронный ресурс] /
Е.В. Беликова. Режим доступа: http: //nashaucheba.ru
6. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2007. - с. 111-113
7. Бушко О.М. Эстетика для школьников. - М.: Материк - Альфа, 2006. - 128 с.
8. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - М, 2008. - с45.
9. Вересов, Д. Воспитание чувств. Кн.1. Ближний берег Нила / Д. Вересов. - СПб.: АСТ, Астрель-СПб, ВКТ, 2011. - 442 c.
10. Ветгулина Н.А. Методы эстетического воспитания // Новости школы -
2007. - №4. - с.63-72
11. Воспитание младших школьников. /Под ред. Грекова В.А. - М.: Академия, 2000. - 218с.
12. Водовозова, Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста / Е.Н. Водовозова. - М.: ЛИБРОКОМ, 2012. - 400 c.
13. Волынкин В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию - ВАКО, 2007 г. - 208 с.
14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.:СОЮЗ, 2010. - 96 с.
15. Герасимов С.А. Система эстетического воспитания школьников. - М.: Педагогика, 2008. - 264 с.
16. Дьяченко, М.И., Психология. Словарь-справочник. / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск, 2011.
17. Егорова, А.В. К.Д. Ушинский О воспитании [Электронный ресурс] /
А.В. Егорова. Режим доступа:
http: //www.pro shkolu.ru/club/ethnopedago gy/blog/96971
18. Егорова Т.С. О системе эстетического воспитания в начальной школе: Из опыта //Начальная школа. - 1995. - №2. - С.8-12.
19. Ефимова И.Н. Роль эстетического образования в воспитании гармоничной личности //Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - №1. -С.26-33.
20.Запорожец, Т.П. Система воспитания Сухомлинского [Электронный ресурс] / Т.П. Запорожец. Режим доступа: http://ped-
kopilka.ru/pedagogika/sistema-vospitaniia-suhomlinskogo.html
21. Зарецкая, И.И. Эстетическое воспитание как фактор социализации младших школьников: [Текст]/ И.И. Зарецкая// Начальная школа. - 2011. - № 1. - с. 54-58.
22.Зверев И. Д. Эстетическое образование школьников. -М.: Педагогика, 1984. - 140с.
23.Зебзеева В.О формах и методах эстетического образования младших школьников //Школа. - 2007.- №7. - с. 45-49.
24.Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Школа. - 2006. - №7. - с. 3134.
25.Зерщикова Т., Ярошевич Т. Эстетическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Школа. - 2005. - №7. - с. 3-9
26. Ильенков Э.В. К беседе об эстетическом воспитании // Школа должна учить мыслить. - М. - Воронеж, 2002. С. 91-94.
27. Ильченко, Л.П. Уроки эстетического цикла как средство воспитания младших школьников в духе толерантности: [Текст]/ Л.П. Ильченко// Начальная школа. - 2004. - № 5. - с.25-28.
28. Исупова Л.С. Как прекрасен этот мир, посмотри...: Эстетическое воспитание в младших классах //Начальная школа. - 1996.- №2. - С.4-9.
29. Каменский A.M., Смирнова З.Ю. Индивидуальное развитие личности ребенка в условиях общеобразовательной школы. //Школьные технологии. 2000. - № 3. - С.83-100.
30. Красный Ю. Азбука чувств: Программа комплексного эстетического развития дошкольников / Ю.Красный // Искусство в школе. -2003. - №6.- с.17-29.
31. Краткий словарь по эстетике. Кн. Для учителя // Под ред. М. Ф.Овсянникова. - М.: Просвещение, 1983. - 223с.
32. Кокорина, М.С. Семейно-правовые основы воспитания детей в современной России: Монография / М.С. Кокорина. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, Закон и право, 2011. - 115 с.
33. Коломина Н. В. Воспитание основ эстетической культуры в школе: Сценарии уроков. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 144 с.
34. Коляда, М.Г. Семейная энциклопедия воспитания ребенка: 3000 вопросов что делать, если... / М.Г. Коляда. - Рн/Д: Феникс, БАО, 2009. - 445 с.
35. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания - Мозаика-Синтез, 2002. - 352 с.
36. Кушаев Н.А. Основы эстетического воспитания. - М.: Просвещение. - 2007. - 240 с.
37. Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» - М.: Педагогика, 2002 - с. 183.
38. Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание. - 2008 № 4 - с. 16-22.
39. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе
дополнительного образования. Учебное пособие - М.: Центр
гуманитарной литературы. «РОН», 2002.
40. Мир природы и ребенок: Методика эстетического воспитания младших школьников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2008. - 319 с.
41. "Мы" - Программа эстетического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. - С-Пб: Детство-пресс, 2008. - 240 с.
42. Николаева С.Н. Теория и методика эстетического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2007. - 336 с.
43. Ожерельева О.К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. / О.К.Ожерельева // Начальная школа. - 2002. - №6. - с.58-63.
44. Раицкая Г.В. Размышления об эстетическом воспитании младших школьников //Начальная школа: плюс - минус. - 2001. - №3. - С. 17-1
45. Рукавицын М.М. «Эстетическое воспитание детей» - М.: Знание - 2002, с.432
46. Репринцева, Г.И. Семейные традиции воспитания детей в культуре и быту народов России: Учебно-методическое пособие / Г.И. Репринцева. - М.: Форум, 2013. - 304 с.
47. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования. М.: Педагогика, 2008. - 120 с.
48. Сметанкина И.П. Об эстетическом воспитании школьников //Начальная школа. - 2003. №9. с. 48 - 51.
49. Соломенникова О. Диагностика эстетических знаний младших школьников //Школа. - 2006. - №2 - с. 21 - 27.
50. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. - М.: 2012, т. 2.
51.. Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников. - М.: Педагогика, 2008. - 104 с.
52. Холостова, Е.И. Семейное воспитание и социальная работа: Учебное пособие / Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, Н.Н. Стрельникова. - М.: Дашков и К, 2013. - 292 с.
53.Черноусова, Ф.П. Духовно-нравственное воспитание - основа формирования потребности человека в человеке / Ф.П. Черноусова. - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 120 с.
54. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. - М., - 2005. - 168 с.
55. Шулева Е.И. К проблеме диагностики эстетической воспитанности ребенка //Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - 36. - С. 8-11.