Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ

Работа №41659

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
312
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕННЫХ
ПЕРСПЕКТИВ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ
1.1. Понятие «жизненные перспективы личности» 7
1.2. Основные психологические характеристики периода взрослости..18
1.3. Характеристика жизненных перспектив в период взрослости 26
1.4. Краткие выводы по первой главе 35
II. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ
2.1. Обоснование выбора методов исследования 36
2.2. Описание процедуры исследования 39
III. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ
3.1. Анализ полученных результатов исследования периодов
взрослости 42
3.2. Краткие выводы по второй главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ

Эпоха социальных перемен и кризисов, сложные условия общественной жизни требуют от человека выбора правильной жизненной линии, способствующей сохранению целостности внутреннего мира и достижению самореализации в будущем. В связи с этим в современных психологических исследованиях на первый план выходит так называемая «жизненная» проблематика - анализ развития личности во времени жизни, - обозначенная как «психология жизненного пути». Особое значение при разработке психологии жизненного пути приобретает феномен «жизненных перспектив личности». Исследование представлений о жизненных перспективах приобретает особую важность при обращении к ситуации восприятия будущего, предвидения предстоящих событий, выдвижения целей и выбора путей их достижения, детерминирующее влияние жизненных планов на организацию деятельности и поведение человека в настоящем. Актуальность данного исследования заключается в его важности для разработки теоретической проблемы жизненных перспектив в период взрослости в связи с тем, что проблема жизненных перспектив широко изучена в отношении подросткового и юношеского возраста и практически неизведанной остается для периода взрослости. Этот возраст является очень интересным с точки зрения его изучения. Период взрослости как бы зажат между юностью и старостью, и носит отпечатки и того и другого возраста. Но и не похож на них, в этот период человек переживает кризис середины жизни и достигает своего расцвета (акме), в этом возрасте личность становится зрелой. В психологии, говоря о личности, выделяют одним из важных его качеств - развитие. Реализовав себя в профессиональном, личном, общественном, личность не останавливается на достигнутом. Поэтому не стоит останавливать исследование жизненных перспектив личности на этапе юношества. Существующие в науке исследования по данной проблематике не отражают качественной его стороны, в основном это исследования, касающиеся его временной характеристики. Есть исследования, в которых приводится сравнение представлений о перспективах жизни между различными возрастными периодами. В нашем исследовании мы рассмотрим качественные характеристики жизненных перспектив и их динамику в периоде взрослости, т.е. сочетаем структурный и динамический подходы.
В практической сфере данная проблема также остается актуальной. Мы знаем, кто является основным клиентом психолога, кто обращается к нему с запросами о помощи, чтобы решить проблему с детьми, мужем, женой, родителями. Это именно взрослый человек. Период взрослости наполнен как великими достижениями, так и серьезными переживаниями и проблемами. Если юношеский возраст питает нас надеждами и ожиданиями, то период взрослости грозит нам потерей смысла жизни. Для работы с этого рода проблемами психологу необходимо нацелить человека на будущее, работать с его ресурсами. Чтобы уметь разбираться в этих проблемах, нужно знать психологические особенности жизненных перспектив личности во взрослом возрасте.
Таким образом, можно предположить, что существует противоречие между потребностями науки и практики и недостатком имеющихся знаний. Из этого вытекает проблема, заключающаяся в необходимости изучения жизненных перспектив в период взрослости.
Объектом исследования выступают жизненные перспективы личности в период взрослости.
Предметом изучения являются психологические особенности жизненных перспектив личности в период взрослости.
Цель исследования - изучить психологические особенности жизненных перспектив людей в период взрослости.
Нами была выдвинута следующая гипотеза исследования: при переходе из одной возрастной группы взрослости в другую жизненные перспективы изменяются, а именно в раннем периоде взрослости на первом месте перспективы обучения, профессионального самоопределения; в среднем - перспективы карьеры, семейной жизни; в поздней взрослости - перспективы социального статуса; в предпенсионном возрасте - перспективы духовного благосостояния.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Обосновать теоретико-методологическую базу изучения
особенностей представлений о жизненных перспективах личности.
2. Проанализировать психологические особенности людей в период взрослости.
3. Исследовать психологические особенности жизненных перспектив личности в период взрослости.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
методология системного подхода (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, В.П. Кузьмин и др.), теория жизненного пути и психологического времени личности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, С.Л. Рубинштейн и др.), интегральная периодизация общего психического развития (В.И. Слободчиков и др.).
Методы исследования: в качестве основных методов исследования выступают метод эксперимента, психодиагностики и математический метод однофакторного дисперсионного анализа.
В работе используются следующие психодиагностические методики: Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина); Диагностика самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина); Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова); Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман). В качестве математического метода обработки результатов применяется однофакторный дисперсионный анализ для несвязанных выборок. Этот метод позволяет нам оценить влияние фактора возраста на независимую переменную (жизненные перспективы).
Достоверность и надежность полученных результатов обусловлены теоретической и практической обоснованностью исходных методологических позиций; применением комплекса методов, адекватных цели, предмету, задачам и логике исследования; репрезентативностью объема выборки; корректным использованием методов математической статистики; содержательным анализом выявленных фактов.
Научная новизна исследования заключается в том, что нами были проанализированы жизненные перспективы в каждом периоде взрослости и выделены особенности жизненных перспектив в каждом возрастном периоде взрослости.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования могут быть использованы психологами, психиатрами, психотерапевтами, социальными работниками, педагогами для организации и оказания психологической помощи взрослым людям.
Структура работы:
Дипломная работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена теоретическому анализу проблемы жизненных перспектив в периоде взрослости. В первой части этой главы мы рассмотрим проблему жизненных перспектив личности в отечественной и зарубежной психологии. Затем охарактеризуем основные психологические характеристики периода взрослости, а в третьей части рассмотрим особенности жизненных перспектив взрослых людей. Во второй главе мы представляем эмпирическое изучение жизненных перспектив во взрослом возрасте, где мы приводим обоснование выборов методов исследования. В третьей главе следует описание процедуры исследования и анализ полученных результатов. По итогам каждой из глав приводятся краткие выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нами была рассмотрена проблема жизненных перспектив личности в период взрослости и были решены поставленные задачи. Мы обосновали теоретико-методологическую базу изучения особенностей представлений о жизненных перспективах личности, в результате чего мы определили жизненную перспективу как целостную картину будущего, находящегося во взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, от которых зависит социальная ценность и смысл жизни личности. Мы проанализировали психологические особенности людей в период взрослости и исследовали психологические особенности жизненных перспектив личности в период взрослости. Так, жизненные перспективы личности, их четкое осознание, их дальность, надежность и т.д. определяются профессиональным, семейным и возрастным самоопределением в жизни, которое зависит от личности, от ее жизненной позиции, от ее социально-психологической и социальной зрелости и активности. Также нами было проведено эмпирическое исследование по данной проблеме. В итоге была достигнута цель нашего исследования - мы изучили психологические особенности жизненных перспектив людей в период взрослости.
На основании проведенного эмпирического исследования мы делаем вывод о том, что возраст во многом определяет значимость жизненных ценностей, жизненных сфер для человека, уровень реализации ценностных ориентаций, уровень мотивации и уровень самоактуализации личности взрослого человека. Данные по всем методикам определены на однопроцентном уровне значимости, что говорит о том, что возраст является основным фактором в определении жизненных перспектив личности.
В результате исследования мы выяснили, что при переходе из одной возрастной группы взрослости в другую жизненные перспективы изменяются, а именно в раннем периоде взрослости на первом месте перспективы обучения, профессионального самоопределения; в среднем - перспективы карьеры, семейной жизни; в поздней взрослости - перспективы социального статуса; в предпенсионном возрасте - перспективы духовного благосостояния. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования подтвердилась.
Итак, каждый новый этап периода взрослости открывает свои перспективы жизни. Общая картина жизненных перспектив в период взрослости выглядит следующим образом: с раннего взрослого возраста перспективность жизни растет и к периоду средней взрослости достигает максимума своих возможностей, в период поздней взрослости остается достаточно высокой, а для предпенсионного этапа взрослости перспективность жизни ослабевает. Это свидетельствует о том, что в период ранней взрослости жизненная перспектива четко не определена. У людей в период средней и поздней взрослости жизненные перспективы когнитивно структурированы, определенны. В предпенсионном возрасте жизненная перспектива блокируется, представления о будущем становятся более неопределенными.



1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. -299 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности
// Психология личности и образ жизни. Под ред. Шороховой Е.В. М., 1987 - 259 с.
3. Альбуханова-Славская К.А. Проблема личности в психологии
// Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. - М.: ИП РАН, 2001. - 270 - 373 с.
4. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. Методол. проблемы психологии. М., Наука, 1992. - 288 с.
5. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / Отв. ред. Е.А. Будилова; АН СССР, ин-т психологии, - М.: Наука, 1989. - 243 с.
6. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., Изд-во ленинградского ун-та, 1985. - 135 с.
7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Б.Г. Ананьев; АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1977. - 380 с.
8. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита // Психологический журнал. - 1998. - Т.15, № 1. - 3 - 18 с.
9. Анцыферова Л.И. Психология повседневности, жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. - 1996. - Т.14, № 2. - 8-17 с.
10. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., «Мысль», 1976. - 158 с.
11. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
12. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., Изд-во МГУ, 1998. -328 с.
13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., Воронеж: МОДЭК, 1995. - 352 с.
14. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. - М.: Наука, 1980. - С. 159-177.
15. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие / М.В. Гамезо и др. - М.: Ноосфера, 1999. - 272 с.
16. Выготский Л.С. Собрание сочинений: 6-ти т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика. Т.3 Проблема развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. 1983. - 367 с.
17. Галкин С.А. Воспитание. Личность. Общество. - Дубна: Феникс, 2006. - 112 с.
18. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 199 с.
19. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. - Киев: Наукова думка, 1984. - 208 с.
20. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / АН УССР / , Ин-т философии. - Киев: Наук. Думка, 1988. - 142 с.
21. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. -2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 508 с.
22. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: уч. пособие / Ермолаева Марина Валерьевна. М.: Ось - 89, 2003. - 414 с.
23. Ермолаева М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: учеб. пособие / Ермолаева Марина Валерьевна; РАО; Моск. психолого-соц. ин-т. - М.; Воронеж: НПО «Модэк», 2004. - 279 с.
24. Зейгарник Б.В. К вопросу о механизмах развития личности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1983. - № 1. - 15-32 с.
25. Исхакова А.М. О самоопределении личности в современном обществе // Психология и жизнь: Сб. науч.тр. Вып.1. - М.: МОСУ, РПО, 2000. - 19-22 с.
26. Карандашев В.Н. Жить без страха смерти. 2-е изд, испр. И доп. - М.: Смысл, 1999. - 335 с.
27. Клюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение, 1985. - 127 с.
28. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / отв. Ред. А.А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1988. - 191 с.
29. Козлова И.Н. Личность как система конструктов // Системные исследования: Ежегодник. - М., 1976. - С.128-146.
30. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
31. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. - 1987. - Т.8, №4. - 126-137 с.
32. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека / Коржова, Елена Юрьевна; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. РХГА, 2006. - 382 с.
33. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - 16-31 с.
34. Леонтьев А.А. Деятельность, сознание, личность / Леонтьев Алексей Алексеевич, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. - М.: Смысл, 2005. - 431с.
35. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни: развитие личности между детством и старостью. - Калуга, 1994. - 245 с.
36. Ломов Б. Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. - 1981. - Т.2, №1. - 21-39 с.
37. Макаев В.В., Гребенюк Н.И. Развитие, воспитание и формирование личности. - Ставрополь, СГПИ, 1993. - 235 с.
38. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер.с англ. А.М. Татлыбаева; Вступ.ст. Н.Н. Акулиной. - СПб.: Евразия, 1999. - 479 с.
39. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 1985. - 320 с.
40. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - 28-38 с.
41. Никиреев Е.М. Направленность личности и методы ее исследования: учеб. пособие / Никиреев Евгений Михайлович. - М. - Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. - 191 с.
42. Первин Л.А., Джон О.П. Психология личности: Теория и
исследования / Пер.с англ. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 606 с.
43. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. (Учеб. пособие для пед. институтов). Под ред. Проф. А.В. Петровского. М., «Просвещение», 1973. - 288 с.
44. Петровский А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода // Вопросы психологии. - 1981. - №1. - 8-19 с.
45. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.
46. Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. - 1984. - №4. - 15-30 с.
47. Пиняева С.Е., Андреев И.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. - 1998. - №2. - 3-10 с.
48. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.
49. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. Пособие для вузов. - М.: Академия, 2000. -181 с.
50. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития /
Под ред. А.А. Реана. 3-е изд. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак; Олма-Пресс, 2005. -411с.
51. Райх В. Анализ личности / Пер. С.Ю. Романюк, Т.В. Русина, Я.Л. Шапиро. - М.; СПб.: КСП+; Ювента, 1999. - 332 с.
52. Растигеев А.П. Социальная адаптация и ответственность личности. - Томск, 1985. - 196 с.
53. Романова Е. С. Психология профессионального становления личности. Автореферат. дис. докт. психол. наук. - М.: МГПУ, 1992.
54. Рогов Е.И. Психологические проблемы формирования индивидуальности личности профессионала // Системное исследование индивидуальности: Тез. докл. Всесоюз. конф. / Под ред. Вяткина Б.А. - Пермь, 1991. - 84-85 с.
55. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн: учеб. пособие. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения / Рогов, Евгений Иванович. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 477 с.
56. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Рубинштейн Сергей Леонидович. - СПб.: Питер, 2007. - 720 с.
57. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия / Ред.-сост.: Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2000. - 655 с.
58. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно
содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. труды / Д.И. Фельдштейн. - 2-е изд. - М.: МПСИ; Флинта, 2004. - 670 с.
59. Фонарев А.Р. Психология личностного становления профессионала. -М., Политиздат, 1998. - 347 с.
60. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. - 1997. - №2. - 88-93 с.
61. Франкл В. Человек в поисках смысла: (Сборник): Пер. с англ. и нем. / общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 366 с.
62. Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Ин-т психологии РАН; отв. ред. В.В. Знаков, Г.В. Залевский. - М.: РАН, 2008. - 343 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ