Технология проблемного обучения на уроках математики (Методика обучения математике)
|
Есть приложение.
Работа носит чисто теоретический характер. Хорошо подойдет в качестве первой главы диплома (теории).
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования технологии проблемного обучения на уроках математики 5
1.1 Сущность технологии проблемного обучения 5
1.2 Специфика использования технологии проблемного на уроках математики 10
Вывод по главе 1 15
Глава 2. Методические аспекты использования технологии проблемного обучения в процессе обучения математике 16
2.1 Анализ тем школьных учебников математики для создания проблемных ситуаций 16
2.2 Методические рекомендации по использования технологии проблемного обучения при обучении теме «Дроби» 21
Вывод по главе 2 28
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение 1 32
Работа носит чисто теоретический характер. Хорошо подойдет в качестве первой главы диплома (теории).
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования технологии проблемного обучения на уроках математики 5
1.1 Сущность технологии проблемного обучения 5
1.2 Специфика использования технологии проблемного на уроках математики 10
Вывод по главе 1 15
Глава 2. Методические аспекты использования технологии проблемного обучения в процессе обучения математике 16
2.1 Анализ тем школьных учебников математики для создания проблемных ситуаций 16
2.2 Методические рекомендации по использования технологии проблемного обучения при обучении теме «Дроби» 21
Вывод по главе 2 28
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение 1 32
Актуальность. В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и самообразованию, критичности мышления. В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения отмечено, что образование включает не только усвоение определенной суммы знаний, но и развитие качеств личности, при котором сам человек принимает активное участие в приобретении и усвоении знаний. Отсюда меняются задачи образования, как в целом, так и математического образования в том числе. Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики является использование учителем технологии проблемного обучения.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных операций. В основе проблемного обучения лежит создание проблемных (противоречивых) ситуаций и он позволяет активизировать учебную деятельность; столкнув ребенка с противоречием в ходе решения задач мы затрагиваем внутреннею мотивацию учащегося, побуждаем его к разрешению возникшего противоречия.
Объект исследования: технология проблемного обучения на уроках математики.
Предмет исследования: методические аспекты технологии проблемного обучения на уроках математики.
Цель исследования: технология проблемного обучения на уроках математики.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность технологии проблемного обучения;
- раскрыть специфику использования технологии проблемного на уроках математики;
- проанализировать темы школьных учебников математики для создания проблемных ситуаций;
- разработать методические рекомендации по использования технологии проблемного обучения при обучении теме «Дроби».
Теоретико-методологическая основа исследования. Технология проблемного обучения получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Возникновение дидактической системы проблемного обучения в советской педагогике связывают с исследованиями Л.В. Занкова (организация содержания и построение процесса обучения), М.А. Данилова (построение процесса обучения), М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера (содержание и методы обучения), Н.А. Менчинской и Е.Н. Кабановой-Меллер (построение системы приёмов познавательной деятельности), Т.В. Кудрявцева и А.М. Матюшкина (построение процесса научения), В. В. Давыдова и Д. Брунера (организация содержания) и М.И. Махмутова (построение процесса обучения).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы; интерпретация, обобщение, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); анализ педагогического опыта, учебников.
Структура работы сформирована согласно целям и задачам исследования и состоит из: введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка использованной литературы, приложения.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных операций. В основе проблемного обучения лежит создание проблемных (противоречивых) ситуаций и он позволяет активизировать учебную деятельность; столкнув ребенка с противоречием в ходе решения задач мы затрагиваем внутреннею мотивацию учащегося, побуждаем его к разрешению возникшего противоречия.
Объект исследования: технология проблемного обучения на уроках математики.
Предмет исследования: методические аспекты технологии проблемного обучения на уроках математики.
Цель исследования: технология проблемного обучения на уроках математики.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность технологии проблемного обучения;
- раскрыть специфику использования технологии проблемного на уроках математики;
- проанализировать темы школьных учебников математики для создания проблемных ситуаций;
- разработать методические рекомендации по использования технологии проблемного обучения при обучении теме «Дроби».
Теоретико-методологическая основа исследования. Технология проблемного обучения получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Возникновение дидактической системы проблемного обучения в советской педагогике связывают с исследованиями Л.В. Занкова (организация содержания и построение процесса обучения), М.А. Данилова (построение процесса обучения), М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера (содержание и методы обучения), Н.А. Менчинской и Е.Н. Кабановой-Меллер (построение системы приёмов познавательной деятельности), Т.В. Кудрявцева и А.М. Матюшкина (построение процесса научения), В. В. Давыдова и Д. Брунера (организация содержания) и М.И. Махмутова (построение процесса обучения).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы; интерпретация, обобщение, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); анализ педагогического опыта, учебников.
Структура работы сформирована согласно целям и задачам исследования и состоит из: введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка использованной литературы, приложения.
Таким образом, поставленные во введении задачи решены, следовательно, можно сделать следующие выводы.
Технология проблемного обучения - это вид поискового обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки и способов их получения, организованная на внутренней мотивации учения и развития мыслительных процессов. К основным понятиям проблемного обучения относятся: «проблемная ситуация», «проблемная задача», «проблема», «проблемность». Два понятия «учебная проблема» и проблемная ситуация сходны в том, что оба содержат неизвестную и противоречие. Учебная проблема характеризует содержание учебного материала наличием несоответствия, противоречия и вызывает проблемную ситуацию, а она в свою очередь, характеризует методику организации учебного процесса и является средством организации проблемного обучения. Это ситуация переживания учеником противоречия, начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Основными условиями использования технологии проблемного обучения на уроке математики являются: со стороны учащихся - новая тема (« открытие» новых знаний), умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию, умение определять область «незнания» в новой задаче, активная поисковая деятельность; со стороны учителя - умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом, формулировать возникшую проблемную ситуацию путём указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные про демонстративные факты. Технология проблемного обучения реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при доброжелательном отношении педагога к мыслительному процессу ученика. Технология проблемного обучения является одним из важных направлений в преподавании математике, т.к. создаёт благоприятные условия для индивидуального развития математических способностей учащихся, развивает логическое мышление.
Технология проблемного обучения является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся, это обучение, при котором педагог ставит перед учениками проблему и организует процесс её решения. Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Учебная проблема - это форма реализации принципа проблемности в обучении. Существует более десятка основных способов создания проблемных ситуаций, а также правила создания проблемных ситуаций.
Нами были выделены требования к организации проблемного обучения на уроках математики в 5-6 классах, которые проиллюстрированы на примере урока по теме: «Сложение дробей с разными знаменателями». Тем самым можно сделать вывод, что поставленные в работе задачи выполнены и цель достигнута.
Технология проблемного обучения - это вид поискового обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки и способов их получения, организованная на внутренней мотивации учения и развития мыслительных процессов. К основным понятиям проблемного обучения относятся: «проблемная ситуация», «проблемная задача», «проблема», «проблемность». Два понятия «учебная проблема» и проблемная ситуация сходны в том, что оба содержат неизвестную и противоречие. Учебная проблема характеризует содержание учебного материала наличием несоответствия, противоречия и вызывает проблемную ситуацию, а она в свою очередь, характеризует методику организации учебного процесса и является средством организации проблемного обучения. Это ситуация переживания учеником противоречия, начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Основными условиями использования технологии проблемного обучения на уроке математики являются: со стороны учащихся - новая тема (« открытие» новых знаний), умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию, умение определять область «незнания» в новой задаче, активная поисковая деятельность; со стороны учителя - умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом, формулировать возникшую проблемную ситуацию путём указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные про демонстративные факты. Технология проблемного обучения реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при доброжелательном отношении педагога к мыслительному процессу ученика. Технология проблемного обучения является одним из важных направлений в преподавании математике, т.к. создаёт благоприятные условия для индивидуального развития математических способностей учащихся, развивает логическое мышление.
Технология проблемного обучения является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся, это обучение, при котором педагог ставит перед учениками проблему и организует процесс её решения. Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Учебная проблема - это форма реализации принципа проблемности в обучении. Существует более десятка основных способов создания проблемных ситуаций, а также правила создания проблемных ситуаций.
Нами были выделены требования к организации проблемного обучения на уроках математики в 5-6 классах, которые проиллюстрированы на примере урока по теме: «Сложение дробей с разными знаменателями». Тем самым можно сделать вывод, что поставленные в работе задачи выполнены и цель достигнута.



