Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ МАГИСТРАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ

Работа №41604

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
439
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Теоретические подходы к изучению самосознания и
профессионального самосознания 8
1.2. Особенности профессионального самосознания педагогов 21
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Экспериментальное исследование профессионального самосознания магистрантов, обучающихся на педагогических специальностях 36
2.1 Организация и проведение экспериментального исследования 36
2.2. Статистический анализ результатов экспериментального
исследования 43
2.2.1 Сравнительный анализ средних показателей 43
2.2.2 Корреляционный и качественный анализ показателей внутри
исследуемых групп 53
Выводы по второй главе 56
Заключение 57
Литература 59
Приложения

Важной задачей государства является образовательная подготовка высококвалифицированных работников, не только знающих, но также и умеющих применить свои знания на практике, успешно оперирующих компетенциями и обладающих профессиональной мобильностью. К профессионализму будущих педагогов предъявляют высокие требования, методологическая сторона их работы строго контролируется и оценивается. В таких жестких рамках парадоксально значима творческая активность педагогов, саморазвитие и их способность оценить собственную профессиональную деятельность. Высокая результативность работы учителя невозможна без развития определенных свойств личности, постоянного роста и развития в профессиональном плане. Регулирующим фактором данных качеств является профессиональное самосознание.
В настоящее время, благодаря современному прогрессу, доступности информации и, вместе с тем, ее разрозненности, возникла необходимость в появлении качественно нового взгляда на профессиональное самосознание молодых людей. Сформированность самосознания педагога является первоосновой развития субъектно-ориентированного гуманистического образования. Таким образом, существует потребность переосмысления тезисов образовательной подготовки будущих педагогов и создание такой концепции, которая поспособствовала бы расширению пределов профессионального самосознания студентов, как того требует настоящее время.
С давних времен исследованием самосознания личности занимались философы и психологи. В работах классиков философии, таких как Н.А. Бердяев, Г. Гегель, Р. Декарт, И. Кант, Дж. Локк, Лейбниц, Л.В. Скворцов, Л.В. Стародубцева, Л. Фейербах и других, понятие самосознания представлено как динамическая система, процесс осознания человеком самого себя. В настоящий момент, вследствие исследовательской работы отечественных ученых, таких как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, И.С. Кон, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин и других, сформировался определенный категориальный аппарат в сфере изучения самосознания. В их работах определены связи между понятиями самосознание, самоотношение и самооценка. Благодаря их исследованиям изучены проблемы соотношения сознания и самосознания, структуры самосознания и его генезиса. С общефилософской точки зрения явление самосознания рассматривается в близкой взаимосвязи с вопросами сознания (Р. Декарт, Дж. Локк, М.К. Мамардашвили, В.М. Розин, А.Г. Спиркин, М.Б. Туровский, Л. Фейербах, З. Фрейд, Ю. Шрейдер, и др.) и саморазвития личности (Н.А. Бердяев, А. Камю, Ж-П. Сартр, М. Хайдеггер и др.). Большой вклад в развитие теоретико-методологического объяснения профессионального развития внесли К.А. Альбуханова- Славская, B.C. Библер, Г.Г. Гадамер, И.С. Кон, А.И. Леонтьев, В.А. Сластенин, В.В. Столин и др.
Таким образом, анализ широкого круга общефилософской, психологической и педагогической литературы выявил, что в науке имеется обширная теоретическая база для исследования профессионального самосознания педагога, но несмотря на многообразие трудов на эту тему, она не перестает заинтересовывать исследователей, благодаря особой значимости осмысления и понимания самой себя личностью. Вопрос самосознания является одним из ключевых для фундаментальной науки, равно как и для практического направления в психологии.
Отсюда следует проблема исследования, заключающаяся в том, что профессиональное самосознание представляет собой важный феномен, который обуславливает результативность профессиональной деятельности.
Объектом исследования: профессиональное самосознание.
Предмет исследования: особенности профессионального самосознания магистрантов, обучающихся на педагогических специальностях.
Гипотеза исследования: существуют достоверные различия между группой магистрантов, собирающихся работать по специальности и магистрантами, которые не планируют работать в педагогической деятельности.
Цель исследования: изучить особенности профессионального самосознания магистрантов, обучающихся на педагогических специальностях.
В соответствии с целью исследования были подставлены следующие задачи:
1. Теоретический анализ подходов к изучению самосознания и профессионального самосознания.
2. Проанализировать особенности профессионального самосознания педагогов.
3. Экспериментальное подтверждение влияния уровня самоотношения, статусов профессиональной идентичности и осознанности жизни на сформированность профессионального самосознания.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• Понятие самосознания и профессионального самосознания мы рассмотрели с точки зрения представителей разных направлений в психологии - психоаналитического (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Г.С. Салливен, Э. Фромм и др.), гуманистического (К. Роджерс, Кохут) и когнитивного подходов, интеракционизма (Ч. Кули, Дж.Г. Мид, М. Кун, Л. Колберг и др), а также отечественных психологов (В.С. Мерлин, Л.Д. Олейник, И.И. Чеснокова, В.В. Столин);
• При рассмотрении вопроса единой структуры самосознания мы опирались на представления А.А. Деркач и О.В Москаленко, которые выделяли четыре компонента содержания профессионального самосознания - когнитивный, эмоциональный, поведенческий и мотивационный.
• В установлении сути и структуры педагогического самосознания в частности мы обратились к трудам Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской и Л.М. Митиной, а также к исследованиям на их основе, проведенных В.Н. Козиевым и В.И. Вачкова.
Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования; тестирование, анкетирование, статистические методы обработки эмпирического материала, включающие в себя подсчет коэффициентов линейной корреляции, статистическое сравнение по t-критерию Стьюдента.
В исследовании использованы следующие методики:
1. Тест смысложизненных ориентаций (Д.А.Леонтьев)
2. Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов)
3. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)
4. Тест - опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)
Эмпирическую базу исследования составили результаты диагностики магистрантов, обучающихся на педагогических специальностях разных направлений в Казанском (Приволжском) Федеральном университете. Из них 15 человек мужского и 35 женского пола. Общая выборка испытуемых была поделена на две группы в соответствии с их планами на дальнейшую профессиональную деятельность.
Теоретическая значимость исследования - полученные итоги исследования расширяют научные представления об особенностях профессионального самосознания учащихся.
Практическая значимость данной работы состоит также в том, что полученные данные можно использовать для повышения качества профессиональной подготовки педагогов, а также для формирования профессионально-важных качеств, развития личности студентов педагогического направления. Это является важной задачей для системы образования, поскольку улучшение уровня подготовки педагогов приведет к улучшению качества образования в целом, а значит может повлиять и на качество жизни в стране.
Структура дипломной работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, в которых содержатся материалы эмпирического исследования, рисунки и таблицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование было посвящено проблеме изучения профессионального самосознания у магистрантов, обучающихся на педагогических специальностях.
В 1 главе работы был произведен анализ теоретической литературы по проблемам определения понятий самосознания и профессионального самосознания, рассмотрены основные теоретические подходы к данному вопросу. Были изучены уже выявленные особенности профессионального самосознания педагогов. В результате анализа была выявлена структура профессионального самосознания, впоследствии на теоретической основе которой было проведено эмпирическое исследование.
2 глава была посвящена эмпирическому исследованию особенностей профессионального самосознания магистрантов, обучающихся на педагогических специальностях с выделением двух выборок, в зависимости от дальнейших планов профессионального пути.
В ходе проделанного исследования были достигнуты следующие результаты:
- на основе проведенного теоретического анализа понятия профессионального самосознания были определена его структура;
- был произведен анализ особенностей профессионального самосознания педагогов с учетом его структуры;
- в ходе эмпирического исследования были выявлены значимые различия между группой магистрантов, собирающихся работать по специальности и магистрантами, которые не планируют работать педагогом;
- так же в ходе эмпирического исследования были выявлены взаимосвязи между исследуемыми показателями.
В результате исследования выдвинутая нами гипотеза была подтверждена, цель достигнута, задачи решены.
Значимость исследования носит в большей степени практический характер. Полученные в ходе исследования результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены в ходе образовательной подготовки будущих педагогов-специалистов для адекватного формирования и развития необходимых личностных характеристик, которые станут основой профессионального самосознания.



1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М., 1989. - 159 с.
2. Афанасенко И.В. Стратегии построения карьеры как компонент профессиональной Я-КОНЦЕПЦИИ // Сборник материалов III всероссийского съезда психологов. - СПб., издво Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2005.
3. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с
4. Борозинец Н.М. Профессиональное самосознание: структура и содержание // Вестник Университета № 23, 2013 с. 228 - 232
5. Волков Б.С. Психология юности и молодости // Учебное пособие. - М.: Академический Проект: Трикса, 2006. - 256 с. - ("Gaudeamus").
6. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. 1998. С. 301
7. Деркач А.А. Акмеологические основы профессионального самосознания личности / А.А. Деркач, О.В. Москаленко. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. 169с
8. Дубовицкая Т. Д. Диагностика уровня профессиональной
направленности студентов // Психологическая наука и
37образование. 2004. № 2. С. 82-86
9. Елдышова О.А. Профессиональное самосознание как психологическая составляющая профессионального становления// Фундаментальные исследования. - 2006. - № 7. - С. 101-102;
10. Елисеева Е.Н. Факторы удовлетворённости потребителей образовательных услуг качеством обучения в вузе // Вестник ЧелГУ.2014. №2 (331).
11. Есенкова Н.Ю. Особенности мотивационных процессов и их влияние на удовлетворенность студентов медицинского вуза //
Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2009. - № 112. - С. 256-260. 21
12.Звонников В.И. Контроль качества обучения при аттестации (компетентностный подход) [Текст] / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. — М.: Университетская книга, 2009. — 272 с.
13. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002 — 512 с.
14. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: ИД «Питер», 2008. С. 428
15. Исследование формирования профессиональной компетентности студентов. // Коневалова Н.Ю., Кугач В.В., Городецкая И.В., С.А. Кабанова Вестник ВГМУ. 2015. №5. С. 121 - 127
16. Карелкин Е.Н. Социально-психологические особенности студенческой молодежи // Вестник Краснодарского Университета МВД России, 2014 №4(26), с. 155-157
17. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы
формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
18. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: 2008 - 583 с.
19. Маркова А.К. Психология профессионализма. М. : Знание, 1996. 308 с.
20. Меньшикова Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Вестник ТГПУ. 2008. №3. C. 16 - 20.
21. Митина Л. М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве //Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. С. 79-86;
22. Митина Л.М. (ред.) Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
23. Митина, Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л. М. Митина. - М.; СПб.: Нестор-История, 2014. 376 с
24. Мищенко Л.В. Методика диагностики удовлетворенности учебной деятельностью // Вестник ПГЛУ. - 2007. - № 1-2. - С. 105-111.
25. Моросанова В.И. "Индивидуальный стиль саморегуляции". М.: "Наука", 2001. 192 с
26. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. -
- Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.
27. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания / Ф. Перлз. - М.: Гиль- Эстель, 1993.
28. Полутин С. В., Маколов В. И. Мониторинг удовлетворенности студентов обучением в вузе в системе менеджмента качества университета // Интеграция образования. 2007. №1.
29. Пучкова И.М. Успешность начального этапа обучения в вузе: статистический анализ компонент // Образование и саморазвитие.
2014. № 4 (42). - Казань: "Центр инновационных технологий", 2014. - С. 17 - 21. (ВАК)
30. Пучкова И.М. Успешность обучения в вузе как условие формирования психологической готовности к профессиональной деятельности // Современное общество: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2014 г.: в 9 частях. Часть 8. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. - С. 98 - 100. (материалы конференции)
31. Разработка и апробация методологии социологического мониторинга качества образования Т.И. Монастырская, Е.Е. Горяченко, Н.Л. Микиденко 57 НМК сборник_2016 с. 23 - 30;
32. Реан А.А., Санникова М.Ю. Правовое воспитание
старшеклассников: психолого-педагогические аспекты // Вестник Московского университета МВД Рос- сии. 2015. № 11. - С. 260-263.
33. Рикель А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 1 [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 2(16)
34. Савин И. Управление университетом: социологическое измерение
качества образования [Текст] / И. Савин // Социально-экономические проблемы развития России и процессы
глобализации: потенциал возможного. — СПб., 2007. — С. 249-253.
35. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие. // Аспект Пресс: 2005 - 460 с.
36. Трофимов К.В. Образ жизни студента (содержание, структура, механизмы и этапы формирования) // ОНВ. 2010. №2 (86). C. 158 - 161
37. Тутушкина М. К..Практическая психология для менеджеров / - М. : Филинъ, 1996. - 368с. (с. 104-109)
38. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года
39. Федотова Л.А. Активные методы при изучении гуманитарных дисциплин в техническом вузе: личностные аспекты: учебное пособие / ВолгГТУ. - Волгоград, 2016 - 88 с.
40. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря.
41. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности / СПб.: Питер, 2003. - 608 с. 28
42.Чеснокова И.И. Е.В. Шорохова. Проблема самосознания в
психологии / Москва: Наука, 1977. - 144 с.
43.Чижкова М.Б. Удовлетворенность учебно-профессиональ- ной деятельностью студентов-первокурсников на начальном этапе обучения в медицинском вузе // Современные пробле- мы науки и образования. 2015. № 4. С. 261.
44. Швецова В.А. Особенности профессионального самосознания современных студентов // ИСОМ. 2012. №6. С. 194 - 199
45. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. - СПб.: Ювента, 1999.
46.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - №4. - С.6-20.
47.Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов.- М., 2001.
48. Frazer M. Assuring Quality in Higher Education: A. Blueprint for Future [Text] / M. Frazer // Higher Education Supplement Quality debate conference, 1993. — Р. 43.
49. Kane D., Williams J., Cappuccini-Ansfield G. Student satisfaction surveys : The value in taking an historical perspective // Quality in Higher Education. 2008. Vol. 14, iss. 2. P. 135-155.
50.Super D.E. Vocational adjustment: Implementing a self-concept // Occupations. 1951. N 30. P. 88 - 92.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ