Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ КРУПНОМАСШТАБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Федеральные основы государственной политики в отношении
проведения крупномасштабных мероприятий в регионах 6
1.2 Экономический и финансовый потенциал регионов РФ 11
1.3 Опыт организации масштабных мероприятий за рубежом 27
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ: РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, СЕВЕРНО-ЗАПАДНОГО РЕГИОНА (ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ) 34
2.1 Подробная характеристика экономики рассматриваемых регионов 34
2.2 Примеры крупномасштабных мероприятий, проводимых в данных
регионах за последние 5 лет 51
2.3 Анализ экономической и государственной эффективности проведения крупных мероприятий в Республике Татарстан, Краснодарском крае, Северно-западном регионе 62
3. РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДЛАГАЕМЫХ МЕР ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАНИ, СОЧИ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 69
3.1 Проблемы и риски организации масштабных мероприятий в регионах 69
3.2 Выбор государственного и экономически выгодного проекта для проведения крупномасштабных мероприятий, а так же прогноз улучшения позиций рассматриваемых регионов на политической арене, социального и экономического улучшения ситуации в регионах, после проведения предложенных мероприятий 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
Проведение международных и мировых мероприятий, таких как Чемпионат мира, Евровидение, Олимпийских игр оказывает огромное влияние не только на престиж страны - хозяйки мероприятия, но и на экономическое процветание и развитие того региона, в котором оно было проведено.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что в настоящее время Российская Федерация становится все более интересной площадкой для проведения крупных международных спортивных соревнований, таких как Зимние Олимпийские игры 2014 года, Всемирная летняя универсиада 2013 года, Кубок конфедераций ФИФА 2017 года и чемпионат мира ФИФА по футболу 2018 года. Результатом для регионов и страны в целом становится повышение качества жизни населения в целом, увеличение рабочих мест, то есть рост экономического и социального аспектов.
Проблема исследования - оценка влияния крупномасштабных мероприятий на развитие регионов Российской Федерации.
Объектом исследования выступают регионы Российской Федерации, послужившие площадкой для проведения крупномасштабных мероприятий.
Предмет исследования - влияние крупномасштабных мероприятий на развитие регионов Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ и исследование проведения крупномасштабных мероприятий и их влияние на регионы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в ходе работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические представления о сущности и роли проведения крупномасштабных мероприятий на территории Российской Федерации.
- провести анализ нормативной правовой базы стимулирования проведения крупномасштабных мероприятий в регионах Российской Федерации.
- исследовать историю проведения мероприятий на территории СНГ.
- определить причины проведения подобного рода мероприятий на территории Российской Федерации.
- проанализировать сложности, возникающие при подготовке и проведении крупномасштабных мероприятий в России.
- определить перспективы развития регионов Российской Федерации, после проведения на их территории масштабных мероприятий.
Основой методологии исследования является системный подход, который характеризуется наиболее эффективным изучением элементов предмета исследования и их взаимосвязи.
Комплекс методов включает в себя следующее:
- теоретические: анализ правовых документов, нормативной и методологической литературы, которые относятся к объекту исследования.
- практические: наблюдение опыта деятельности в плане
исследуемого вопроса, сопоставление предметов и явлений по значимым характеристикам.
- формирующие: формирование системы и порядка организации масштабных мероприятий в регионах Российской Федерации.
Теоретической основой исследования явились труды ученых в области административного и государственного права, а так же в организации массовых культурных и спортивных мероприятий: Соколов, А.С., Шмырев М.А., Морозова Т.Г.,Матушанский Г.У., Золотов М.И., Бандман М.К.,Гуревич П.С. и др.
Основную нормативно-правовую базу исследования составили:Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 “О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2015 г. №1789-р «Об одобрении "Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2016-2018 гг. "».
Структура работы построена по системному принципу. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три основные главы, заключение и список использованной литературы.
Общий объем ВКР составил 90 страниц машинописного текста, в том числе 11 рисунков и 7 таблиц.
Список использованной литературы включает 45 наименований.
Крупномасштабные мероприятия являются важной составляющей социальной и государственной сфер жизни человечества, что подтверждают "Всеобщая декларация прав человека", а так же “Конституции Российской Федерации”. Поэтому тема Влияния подобных мероприятий на развитие регионов Российской Федерации является актуальной.
Важно отчетливо представлять себе, в чем состоит суть подобных мероприятий и государственную политику относительно их проведения.
Так как крупномасштабные мероприятия являются массовыми, то справедливо полагать, что при их проведении должны соблюдаться определенные меры по обеспечению общественного порядка и безопасности (Федеральный Закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
Для определения площадки проведения массового, в том числе международного, мероприятия необходимо провести анализ каждого региона и найти наиболее подходящее место. Для этого проводятся исследования экономического и финансового потенциалов. Последние, в свою очередь, состоят из ряда компонентов (экономического, ресурсного и потенциального). Анализ ряда компонентов позволил подвести следующие итоги:
В целом Россия является экономически подходящим государством для проведения на своей территории массовых мероприятий. Экономический потенциал регионов РФ был выявлен с помощью соотношения Валового Регионального Продукта к Паритету Покупательной Способности в каждом из регионов. Оказалось, что наиболее высокие показатели (соотношение ВРП к НИР более 70%) показали: г. Санкт Петербург, г. Москва, Республика Татарстан, Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий АО, Ханты- Мансийский АО, Сахалинская область, Чукотский АО.
Наиболее низкие показатели с результатами ВРП к ППР менее 30% у Республики Тыва, Кемеровской области, Ивановской области.
Данные говорят о том, что в целом экономический потенциал у страны и ее регионов довольно высок.
Ресурсный потенциал регионов Российской Федерации определяли: бюджетный, налоговый, банковский, инвестиционно-интеграционный и потребительский компоненты.
Результаты исследования показали сильные стороны государства, такие как высокий инвестиционно-интергационный потенциал регионов, так и слабые стороны, а именно - низкий уровень жизни населения. Более половины регионов имеют недостаточную финансовую обеспеченность, что неизменно влияет на налоговый, банковский и потребительский потенциалы. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что ресурсный потенциал государства довольно невысок, следовательно необходимо изначально справится с данной проблемой, для того, чтобы проведения массового мероприятия не стало катастрофой для населения регионов.
Социальный компонент, который так же входит в рассмотрение финансово-инвестиционного потенциала регионов РФ, показал следующие результаты:
Демографические показатели по стране довольно низкие, так как в последние годы наблюдается тенденция к снижению рождаемости и повышению смертности населения. Как последствие: Псковская,
Калининградская, Ленинградская области, а так же во Владимирская, Тульская и Тамбовская находятся в лидерах по смертности, а такие регионы, как Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий АО, Ханты- Мансийский АО, Свердловская область, Ненецкий АО, Республика Бурятия и Чеченская республика показали высокие результаты по рождаемости.
Научно-инновационный потенциал в стране и в регионах в частности находится на высоком уровне, поэтому можно не сомневаться в том, что государство преуспевает и находится на достойном уровне и может конкурировать с другими странами.
Институционально-политический потенциал находится на стадии развития, так как в настоящий момент власть можно охарактеризовать, как вертикальную, то есть регионы исполняют волю правительства, однако предпосылки к увеличению региональных полномочий имеются.
Экологический потенциал довольно умеренный, так как большинство территорий так или иначе обладают экологически благоприятным ландшафтом, но не стоит забывать о том, что вероятность ухудшения данного положения очень высока.
В целом социальный потенциал показал неплохие результаты, поэтому можно сделать вывод о том, что в целом по данному признаку страна готова к проведению мероприятий на своей территории.
Однако чтобы понять, как осуществить цель и правильно организовать мероприятие, необходимо было проанализировать опыт других стран и проанализировать их ошибки, а так же учесть преимущества.
В качестве исследуемых стран были выбраны Китай, Англия и Бразилия, которые проводили на своей территории Олимпийские игры в 2008,2012 и 2016 годах соответственно. Как результат, были проанализированы экономические показатели, а именно затраты на проведение мероприятия, и прибыль или убыток после Олимпиады.
Китай в 2008 году удивил всех невероятным шоу и очень большими расходами, по сравнению с прошедшими годами, около 42 млрд. д., а доходы от проведения составили 146 млн. д.
Лондон по официальным данным потратил на мероприятие в 2012 году 13 млрд. д., однако в целом бюджет повысился до 25 млрд. д., а доходы составили рекордные 15 млрд. долларов. Данный пример отчетливо показал доходность мероприятия при правильном распределении финансов и привлечении туристов.
Был рассмотрен и негативный пример влияния массовых мероприятий на экономику страны, в частности Олимпийские игры 2016, проведенные в Рио-де-Жанейро. Расходы на олимпиаду в размере 13,2 млрд. долларов сильно повлиял на внутреннюю ситуацию в стране, поэтому, несмотря на прибыль после праздника - 70 млн. д., многие объекты пришли в негодность, а стране так и не удалось восстановить свою внутриэкономическую ситуацию.
Из всего вышеизложенного следует сделать вывод о том, что для проведения культурного массового мероприятия, необходимо иметь внутреннюю стабильную экономику, достаточную финансовую обеспеченность, а так же соблюдать все государственные меры, для обеспечения правопорядка и безопасности мероприятия.
В России уже есть примеры успешного проведения крупномасштабных мероприятий. Был проведен полный анализ экономической и государственной эффективности Республики Татарстан, Красноярского края и Северо-Западного региона. Выявлены их сильные стороны, например Республика Татарстан является одним из лидеров в стране по добыче и поставке нефти и газа, Красноярский край богат добычей полезных ископаемых, в частности является крупнейшим поставщиком никеля в стране (20% от мирового производства и 80% общероссийского объема). Ленинградский край или Северо-Западный регион имеет титул главного экспортера России, имея уникальное географическое положение, тем самым привлекая иностранных инвесторов и улучшая свое экономическое положение.
Было выявлено, что все 3 субъекта РФ обладают довольно стабильной экономикой, а успешное проведение на их территории мероприятий массового и всемирного масштаба (Зимняя Универсиада в Красноярске, Летняя Универсиада в Казани и ежегодный праздник Алые паруса в Санкт-Петербурге) говорит о том, что главы регионов с умом распорядились временем и средствами при подготовке, а так же сумели при помощи проведения мероприятий улучшить ситуацию своего района и улучшить состояние региона в целом.
Поэтому стоит отметить, что подобные мероприятия на данный момент времени только положительно влияют на состояние России, поэтому стоит развиваться в подобном направлении и подготавливать и другие регионы обширного государства для проведения массовых мероприятий на территории РФ в дальнейшем.
Не смотря на удачное проведение массовых мероприятий необходимо было выявить возможные проблемы, которые могут возникнуть в России в будущем, чтобы понимать свои слабые стороны и принять своевременные меры по их предотвращению.
Основная трудность и возможная непопулярность посещения Российских мероприятий это визовый режим въезда в страну, который существенно усложняет для иностранцев посещение мероприятий мирового уровня, поэтому было предложено решение рассмотреть данный вопрос на законодательном уровне и предпринять попытку ослабления визового режима. Так же у страны на протяжении долгого времени была неважная репутация за границей, поэтому, не смотря на то, что универсиады и недавний чемпионат мира по футболу показали гостеприимство России по отношению к другим странам, стоит большое внимание уделить внешнему маркетингу и активнее продвигать государство на международной арене. Конечно, внутри страны проблемы так же есть, поэтому стоит уделить внимание регионам с низким уровнем экономического развития, для усиления страны в целом.
Так же были рассмотрены возможные мероприятия, которые смогут усилить развитие рассматриваемых регионов и вывести их на новый уровень.
В Казани выгоднее всего развивать сферу технологий , поэтому стоит уделить особое внимание проведению всемирных научных выставок в данной сфере.
Красноярску стоит продолжить устраивать на своей территории международные спортивные мероприятия, которые благотворно повлияют на развитие данного региона.
Санкт Петербург очень многосторонний город и носит наименование культурного центра столицы, поэтому стоит рассмотреть проведение международных мероприятий по спортивно-бальным танцам, которые помогут объединить в одном месте любителей искусства и спорта, что увеличит количество туристов.
Подводя общий итог данного дипломного проекта стоит отметить, что Россия представляет собой обширное и перспективное место для проведения масштабных мероприятий всероссийского и международного уровней.
Прошедшие летняя и зимняя универсиады показали, что проведение подобных мероприятий положительно влияет на развитие регионов России, а значит цель выпускной квалификационной работы достигнута.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
3. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 “О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года”
4. Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2015 г. №1789-р «Об одобрении "Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2016-2018 гг. "».
5. Постановление Правительства РФ № 588 от 02.08.2010 г. «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» (в ред. От 17.07.2015)
6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ
7. Федеральный закон от 09.02.2009 №8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // СЗ РФ, 20.07.2009, N 29, ст. 3609.
8. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
9. Бандман М.К. Анализ социально-экономических и финансовых проблем Красноярского края .,Красноярск.,2016г. - 216 с.
10. Белов. А.Теория и практика связей с общественностью: Учеб. пособие. - СПб.: “Северо-запад”; Ростов н/Д: Феникс, 2015. 178с.
11. Белоусов Я.П. Праздники старые и новые. - Алма-Ата, 2017. - 41 с.
12. Бенифанд А.В. Праздники: сущность, история, современность. - Красноярск, 2017. - 20 с.
13. Бореев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. - М.: 2016. - 65 с.
14. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение России. М., 2018.
15. Горшков, В.Е. Управление физической культурой и спортом в современных условиях: учебное пособие / В.Е. Горшков, В.А. Какузин, А.В. Починкин. - Малаховка.: МОГИФК, 2017. - 68 с.
16. Гуревич П.С. Культурология. - М., 2016.
17. Жигалова Екатерина. Порты XIX и XXI века // Санкт- Петербургские ведомости. № 094 от 26.05.2018
18. Золотов, М. И. Менеджмент в сфере физической культуры, спорта и рекреации / М.И. Золотов, Е.В. Кузьмичева //. - 2015. - №12. - С. 57-59.
19. Исаев, А.А. Спортивная политика России / А.А. Исаев. - М.: Советский спорт, 2017. - 512 с.
20. Кадыров А.Р. «Экономический и социальный эффекты проведения крупных спортивных мероприятий» // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 9-2. - С. 342-347;
21. Кравченко, О. Н. Реклама в информационном обществе: социально-экономический потенциал/инвестиционный потенциал / - 2015. - №5. - С.30-35.
22. Леонов, В. А. Характеристика влияния крупного спортивного мероприятия международного уровня на социально-экономическое развитие принимающего региона / В. А. Леонов //- 2014. - № 2. - С. 70-75.
23. Мастепанов А.М. Саенко В.В . Экономика и энергетика регионов Российской федерации. — М.: Экономика, 2017.
24. Матушанский, Г.У. Универсиада 2013 года в Казани - российский национальный проект международного уровня / Г. У. Матушанский // 2018г. - № 2. - С. 162-166.
25. Орлов, В. А. Национальная стратегия в спорте / В.А. Орлов // Вестник спортивной науки. - 2016. - № 1. - С. 53-57.
26. Очерки феодальной России. Выпуск 8 Сергей Баричев -2016 г.
27. Пасмуров, А. Г. Влияние наследия универсиад на развитие студенческого спорта канд. пед. наук : 13.00.04 / Кузнецова Зинаида Михайловна. - Набережные Челны, 2017. - 21с.
28. Петербург в XXI веке вернул себе столичную судьбу // Итар- Тасс, 16.07.2016
29. Политика доходов и качество жизни населения/Под ред. Н.А. Горелова. - Спб.: Питер, 2018 г.
30. Починкин, А.В. Коммерческий спорт в Российской Федерации: тенденции развития и взгляд в будущее / А.В. Починкин // Физическая культура и спорт в Российской Федерации. - М.: Импульс-Принт, 2017. - 157 с.
31. Региональная экономика: Учебник для студентов экономических специальностей/ Под редакцией профессора Т.Г. Морозовой. Москва. - ЮНИТИ, 2015 г.
32. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза /под ред. Гранберга А.Г. - М., 2017.
33. Сабитова Н.М. Бюджет и бюджетная политика субъекта Российской Федерации (на примере Республики Татарстан). - Казань: Изд- во Казанского ун-та, 2015 г.
34. Санкт-Петербург, столица России/Промышленность и торговля // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
35. Томенко, О. А. Реализация программ по Олимпийскому образованию в КНР накануне Олимпийских игр в Пекине / О. А. Томенко // Физическое воспитание студентов. - 2018. - №3. - С. 124-132.
36. Шмырев М. Публичные мероприятия, как форма политической деятельности. Власть., 2018 г. - 163 с.
37. Экономическая география России, Ю. Н. Гладкий, В. А. Доброскок, С. П. Семенов: «Юрист - Гардарика» Москва.2017 г.
38. Официальный интернет-сайт специалистов сервиса
Автор24[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://
https://spravochnick.ru/ekonomika/potencial_ispolzovaniya_ekonomicheskih_re sursov/ekonomicheskiy_potencial_regiona/
39. Официальный интернет-сайт специалистов сервиса Автор24 [Электронный ресурс] - Теоретические основы организации и проведения мероприятий: https: //studbooks .net/961558/marketing/teoreticheskie_osnovy_o rganizatsii_provedeniya_meropriyatiya
40. Официальный интернет-сайт специалистов сервиса Автор24 [Электронный ресурс] - Экономический и социальный эффекты проведения крупных спортивных мероприятий: http://www.fundamental- research.ru/ru/article/view?id=39103 (дата обращения: 12.04.2019).
41. Официальный интернет-сайт-«Красноярский край» - [Электронный ресурс] официальный портал: www.krskstate.ru
42. Официальный интернет-сайт «История проведения праздника «Алые Паруса» в городе Санкт Петербург» Электронный ресурс] - Режим доступа: : https://excurspb.ru/guide/holidays/alyie-parusa/
43. Официальный интернет-сайт «Основные итоги социальноэкономического развития Санкт-Петербурга в 2018 году» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gov.spb.ru/economics
44. Официальный интернет-сайт«ХХ1Х Всемирной зимней Универсиады 2019 года в г. Красноярске»[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://krsk2019.ru.
45. Официальный интернет-сайт«Соколов, А.С. О муниципальной спортивной политике» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.infosport.ru