НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (09.00.13)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 19
1.1. Картины мира в культуре современного общества 19
1.2. Культурообразующие функции современной научной картины мира 43
1.3. Антропологическое содержание научной картины мира в процессе ее формирования 67
ГЛАВА II. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 97
2.1. Интегративные особенности формирования постнеклассической картины мира в социокультурной динамике 97
2.2. Информационная картина мира как социокультурная реальность 122
2.3. Место и роль научной картины мира в трансформации информационной культуры современного человека 143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 172
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 179
2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 19
1.1. Картины мира в культуре современного общества 19
1.2. Культурообразующие функции современной научной картины мира 43
1.3. Антропологическое содержание научной картины мира в процессе ее формирования 67
ГЛАВА II. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 97
2.1. Интегративные особенности формирования постнеклассической картины мира в социокультурной динамике 97
2.2. Информационная картина мира как социокультурная реальность 122
2.3. Место и роль научной картины мира в трансформации информационной культуры современного человека 143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 172
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 179
2
Актуальность исследуемой темы определяется тем, что сегодня научная картина мира включает такие категории, функции и методы рефлексии, которые позволяют связать в единую систему данные различных дисциплин с категориальным аппаратом философии, что открывает новые возможности для формирования в современной культуре целостного общепринятого научного мировидения. Ведь научная картина мира, испытывая на себе воздействие всех форм современной культуры, аккумулирует в себе понятийные выводы различных наук и обладает способностью к их интеграции в иную образную форму выражения культуры современного общества. Исследование данной проблемы представляет собой по существу поиск эффективного научного мировоззрения «человека культуры» XXI века, затрагивая при этом вопросы реализации современных научных методов, подходов, ресурсов, достижений и технологий.
Сегодня крайне актуальной остается ситуация в современной философии культуры, где научная картина мира взаимодействует с такими разновидностями системного отношения человека к миру, как картина жизни и картина человека, что свидетельствует о непосредственной взаимосвязи научной картины мира не только с наукой, но с существованием современного человека.
Каждую эпоху можно охарактеризовать специфическими представления¬ми человека о мире, особенно в начале XXI века, когда имеет место переход от классического к неклассическому и, далее, к постнеклассическому этапу развития науки. Для последнего этапа характерен методологический плюрализм, когда происходит бурная трансформация научной картины мира в современной культуре под влиянием идей саморазвития, глобализации и информатизации общества. Современный мир представляет специфические условия и особые материалы для оформления современной научной картины мира как уникальной, поэтому особенно важным является исследование трансформации научной картины мира в связи с изменением информационного окружения человека и его информационной культуры. Ведь за трансформацией современной научной
3
картины мира скрывается закономерность смены общих представлений в ходе исторического развития человеческой культуры.
Сегодня научный образ мира соприкасается с другими, ненаучными и вненаучными, образами, оставляя следы дефиниций в понятийных конструкциях и по-вседневных представлениях, индивидуальном и общественном сознании. Одновременно с этим происходит и обратное влияние: обыденные образы включаются в научные предметы исследования. Поэтому исследование научной картины мира в культуре современного общества дает основания для философского анализа общественной значимости самой науки как явления культуры, а исследование динамичного социокультурного процесса приводит к изменению миропонимания, миро- отношения, мировоззрения человека.
Актуальность темы заключается еще и в том, что ее необходимо рассматривать не только на стыке традиционных и современных научных подходов, но и как важнейшее направление фундаментального философского исследования особенностей функционирования и развития культуры, как высшей ценности современной информационной цивилизации.
Степень разработанности проблемы. Современная научная картина мира является продуктом философско-мировоззренческих изысканий многих поколений ученых и мыслителей, формирующих знание во всем его многообразии представлений действительности. Проблема построения научной картины мира рассматривается со времен античных материалистов Левкиппа, Демокрита, Гераклита, Парменида1 как сугубо натурфилософская и онтологическая проблематика. В классической античности, в сфере гносеологии картина мира излагается в мире «идей» Платона и Аристотеля , которые осуществили интеллектуальный охват всех форм знания и культуры в целом, так как эпоха античности это процесс возникновения и дальнейшего формирования картин мира как таковых.
1 См.: Кессиди Ф.Х. Гераклит. - М., 1982; Платон, Федон, Пир, Федр, Парменид: Диалоги. - М., 2001; Тимошенко В.Е. Материализм Демокрита. - М., 1959.
2 См.: Платон. Соч.: в 3-х т. - М., 1990-1994. - Т.1; Аристотель. Метафизика. - Ростов-на-
Дону, 1999; Лосев А.Ф. Платон. Аристотель. - М., 2000.
4
Применительно к средневековой ментальности можно говорить только об одной подлинной ценности - Бог, так и для картины мира все другие ценности
- научные, нравственные, политические, экономические, да и сама картина ми¬ра являются лишь отражениями Божества, манифестации потустороннего мира. Например, Фома Аквинский1 стремился согласовать, интегрировать мировоззренческие знания античности (Платон и Аристотель) с Богом, то есть достигнуть исторического компромисса между теологией и наукой.
В эпоху Возрождения и начала Нового времени сложилось представление о земном характере миропонимания, а не мистической природе при условии, что все ценности не зависят от Бога. Место человека в картине мира приобретает антропоцентрический характер, возникают новые предпосылки к формированию научных картин мира. Геоцентрическая система мира К. Птолемея2 сменяется на противоположную гелиоцентрическую систему мира Дж. Бруно, Н. Коперника и И. Кеплера3. Г. Галилей и И. Ньютон4 начинают активно изучать свойства природы, созданной системы мира и создают первую научную картину мира - классическую механику.
Новая проблематика в отношении научной картины мира была сформулирована в Германии в конце XVIII века. Великий немецкий естествоиспытатель и философ И. Кант5 ввел понятие «мировоззрение» и пришел к выводу, что если и существует наука, нужная человеку, то это та, которая дает ему возможность знать, «как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким на¬до быть, чтобы быть человеком»6. Опираясь на диалектические идеи И. Канта,
1 См.: Боргош Юзеф. Фома Аквинский. - М., 1975.
См.: Бронштэн В.А. Клавдий Птолемей. - М., 1988.
См.: Баев К.Л. Создатели новой астрономии. Коперник. Бруно. Кеплер. Галилей. - М., 1955; Кузнецов Б.Г. Джордано Бруно и генезис классической науки. - М., 1970; Веселовский И.П., Белый Ю.А. Николай Коперник. 1473-1543. - М., 1974; Кеплер И. О шестиугольных снежинках. - М., 1982.
4 См.: Галилей Галилео. Избранные труды. В 2-х томах. - М., 1964. - Т.1.; Ньютон И. Математические начала натуральной философии. - М., 1989.
5 См.: Кант И. Метафизические начала естествознания. - М., 1999; Кант И. Соч. в 8 томах. - М., 1994. - Т.7.; Кант. И. Трактаты и письма. - М., 1980.
6 Кант И. Соч. в 6 томах. - М., 1964. - Т.2. - С. 204.
5
Г.В.Ф. Гегель1, развивая их, создал идеалистическую диалектику как философскую картину мира, в которой научная картина мира выступала как частная.
Исследование научной картины мира в новейшее время (конец XIX в. - начало XX в.) приобретает две тенденции: продолжение линии, связанной с ориентацией на классическую научную картину мира (неокантианство, гегельянство, теология) и разработка альтернативных путей (марксизма, позитивизма, иррационализма, феноменологии, экзистенциализма, философской антропологии), где происходит переосмысление классической научной картины мира и обоснование методологии социокультурных исследований. Особенности проблемы социогуманитарных наук были в центре внимания Баденской неокантианской школы Г. Риккерта,
2 3
В. Виндельбанда . Заслугой марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин ) является разработка новой форма материализма - диалектического материализма, который не только обосновывает научную картину мира с материалистической точки зрения, но и воплощает гуманистические принципы и идеи, то есть своеобразный синтез научных картин мира. Сторонники позитивизма (О. Конт, Э. Мах, Г. Спенсер4), утверждая единственный метод познания - естественнонаучный, абсолютизируют роль науки и научного прогресса в решении человеческих проблем, что ведет к дисбалансу человеческого и научного, а следовательно к несовершенной научной картине мира. Однако, уже в постпозитивизме (И. Лакатос, П. Фейрабенд, К. Поппер, Т. Кун5) выдвигается общенаучный метод познания и выделяется роль философии в познании мира и человека.
1 См.: Гегель Г.В.Ф. Соч. - М.-Л., 1935. - Т.1. - Т.2.
2 См.: Виндельбанд В. Дух и история: Избранное. - М., 1995; Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М., 1998.
3 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. в 30 томах. - М., 1954. - Т.1. - Т.2; Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О диалектическом и историческом материализме. - М., 1984; Марксистско- ленинская идеология общественных и естественных наук. - М., 1972.
4 См.: Мах Э. Механика. Историко-критический очерк ее развития. - Ижевск, 2000; Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. - Минск, 1998.
5 См.: Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. - М., 1995; Фейрабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986; Поппер К. Логика и рост научного знания: избранные работы. - М., 1983; Кун Т. Структура научных революций.
- М., 1975.
6
Антисциентизм философов-иррационалистов был плодотворным и способствовал развитию методологии социокультурных наук (Ф. Ницше, В. Дильтей1). Феноменология оказала и оказывает значительное влияние на развитие методологии социальных и гуманитарных наук XX века, особенно работа Э. Гуссерля «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» . Экзистенциализм, основываясь на феноменологии, оказал огромное влияние на культуру того времени; в частности, М. Хайдеггер , относя к сущностным явлениям Нового времени науку, фиксирует особый характер картины мира Нового времени, которая становится собственно миром для субъекта, что принципиально отсутствует в античной и средневековых картинах мира. Одним из влиятельных направлений исследования проблемы человека в научной картине мира является философская антропология (М. Шелер, К. Леви- Строс, П. Тейяр де Шарден, Х. Ортега-и-Гассет4), предметом которой становится чело¬век и человеческие способности, определяется способ постановки и решения касающихся его философских проблем.
В отечественной философии, начиная со второй половины XX века, одной из сторон выяснения сущности научной картины мира являлись работы о соотношении научной картины мира, мировоззрения и отдельных наук. Этой проблематике посвящены исследования П.С. Дышлевого, В.В. Казютинского, С.Т. Мелюхина,
1 См.: Ницше Ф. Соч. в 2-х томах. - М., 1996. - Т.1. - Т.2; Дильтей В. Сущность философии.
- М., 2001.
2 См.: Гуссерль Э. Собрание сочинений. - М., 1994; Гуссерль Э. Философия как строгая наука. - Новочеркасск, 1994; Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. - 1986. - № 2.
См.: Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. - Томск, 1998; Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. - М., 1993.
4 См.: Шелер М. Избранные произведения. - М., 1994; Леви-Строс К. Структурная антропология. - М., 1985; Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987; Ортега-и-Гассет Х. Из¬бранные труды. - М., 2000.
7
М.В. Мостепаненко, А.М. Мостепаненко, B.C. Степина, В.Ф. Черноволенко1 и вы-делены следующие формы картины мира: общенаучная картина мира, естественнонаучная картина мира, частнонаучная картина мира.
Научная картина мира являлась выделенным объектом научного интереса выдающихся ученых-физиков, таких как Н. Бор, Дж. Максвелл, В. Гейзенберг, П. Дирак, М. Планк, А. Эйнштейн и др. Свой вклад в формирование научной картины мира внесли отечественные космисты и ученые-естествоиспытатели. Так К.Э. Циолковский рассматривает космос как живое, одухотворенное целое, где мир и человек находятся в процессе восходящего развития . В.И. Вернадский помимо своих исследований в области био - и геохимии обобщил совокупности различных меж-дисциплинарных гуманитарных и естественнонаучных знаний в концепции развития ноосферы как определенной научной картины мира4.
Современная научная картина мира получила свое развитие в работах, посвященных самоорганизации в природе и обществе. К основным идеям этой области относятся работы И.Р. Пригожина, И. Стенгерса, Г. Хакена5. Активно в этом направлении работают и отечественные ученые и философы, такие как С.П. Капица,
1 См.: Дышлевый П.С. Материалистическая философия и развитие естествознания. - Киев, 1977; Казютинский В.В. Вселенная, астрономия, философия. - М., 1972; Казютинский В.В. Философские проблемы космологии. - М., 1970; Мелюхин С.Т. О диалектике развития неорганической природы. - М., 1960; Мостепаненко М.В. Философия и физическая теория. Физическая картина мира и проблема происхождения и развития физических теорий. - Л., 1969; Мостепаненко А.М. Проблема существования в физике и космологии: мировоззренческие и методологические аспекты. - Л., 1987; Степин В.С. Теоретическое знание. - М., 2000; Степин В. С. Становление научной теории: содержательные аспекты строения и генезиса теоретических знаний физики. - Минск, 1976; Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научные картины мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994; Черноволенко В.Ф. Мировоззрение и научное познание. - Киев, 1970.
2 См.: Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. - М., 1961; Максвелл и развитие физики XIX-XX веков. - М., 1985; Гейзенберг В. Физика и философия: часть и целое. - М., 1990; Поль Дирак и физика XX века. - М., 1990; Планк М. Единство физической картины мира. - М., 1966; Эйнштейн А. Собрание научных трудов: в 4-х томах. - М., 1965-1966. - Т.1.
- Т.2.
3 См.: Циолковский К.Э. Космическая философия. - М., 2001.
4 См.: Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М., 1989; Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988.
5 См.: Пригожин И. От существующего к возникающему: время и сложность в физических
науках. - М., 1985; Пригожен И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с
природой. - М., 1986; Хакен Г. Синергетика. - М., 1980.
8
Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, Ю.В. Сачков1, которые представили в различных областях науки свои исследования, основанные на моделях общей и социальной синергетики.
Другой стороной исследования научной картины мира явились работы, посвященные анализу процесса формирования и функционирования научной картины мира в культуре конкретной исторической эпохи. Так, в работах Л. А. Микешиной представлен антропологический подход, в котором в качестве посредника между картиной мира и социальными процессами рассматривается способ и стиль мышления. П.С. Дышлевый выдвинул положение о существовании картины мира именно в воображении действующего субъекта . Сходную позицию занимает А. Койре, считая, что в картине мира воплощена мысль «на уровне здравого смысла», описывающая мир «приблизительности» и построенная по «человеческой мере»4. «Видимость вечного объекта», обнаруживающая «все модальности человеческого вхождения в действительное явление», закреплена за картиной мира А.Н. Уайтхеда5. Поскольку картина мира соответствует некоторым сторонам самой реальности и мировой культуры в целом, как полагают Ж. Дюмезиль и Ш. Серрюс, постольку она является «гарантом по¬рядка»6. Ж.-П. Вернан рассматривает картину мира в культуре как «картину интеллектуальных движений», в которой имеется ответ на вопрос о началах и причинах существования мира1, а Ж. Деррида интерпретирует картину мира как продукт операции логически обработанного ума . На интеллектуально-символическом аспекте картины мира настаивает А. Спэйер . Статус «модели объяснения мира», описывающей «структуру жизненных отношений», картину жизни человека и общества и являющейся продуктом «практического рассуждения», приписывается картине мира М. Вебером, который классифицирует ее как «объективно значимую истину» в культуре общества4.
Одним из центральных направлений в современном исследовании научной картины мира является исследование взаимосвязи науки и культуры в целом. Г.С. Батищев считает, что человек склонен опрокидывать и онтологизировать удобные для себя картины бытия и подменять ими само по себе сущее бытие5. М.К.Петров представляет бытие мировоззренческих структур в рамках конкретной культуры с ее особенным знаково-символическим носителем - языком6. Э.В. Ильенков подчеркивает многообразие мировоззрений, как по своей форме, так и по содержанию . В то же время, Дж. Холтон8 фиксирует современное кризисное отношение науки и антинауки в проекции на действующую в культуре научную картину миру, что также подчеркивает В.Н. Князев9. В статьях В.В. Кизима картина мира представлена как культурно-историческая картина с включением научной картины мира как составной10, а А.В. Авксентьев, В.А.
1 См.: Vernant J.-P. L’individu, la morte, l’amour. Soi-meme et l’autre en Grece Ancienne. - Paris,
1989.
2 См.: Derrida J. La carte postale (de Socrate a Freude et au-dela). - Paris, 1980.
3 См.: Spaier A. La pensee concrete. Essai sur le symbolisme intellectuel. - Paris, 1927.
4 См.: Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.
5 См.: Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. - СПб., 1997.
6 См.: Петров М.К. Социально-культурные основания развития современной науки. - М., 1992; Петров М.К. Античная культура. - М., 1997.
7 См.: Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.
См.: Холтон Дж. Тематический анализ науки. - М., 1981.
9 См.: Князев В.Н. Физическая картина мира как ценностно-мировоззренческая форма знания // Личность. Познание. Культура. К 70-летию Л. А. Микешиной. - М., 2002.
10 См.: Кизима В.В. Культурно-исторический процесс и проблема рациональности. - Киев, 1985.
10
Авксентьев и Г. Д. Гачев1 обсуждают антропологическую обусловленность научных картин мира.
Первыми работами, в которых было представлено информационное представление мира, явились работы Н. Винера . В последние годы в нашей стране было издано несколько работ, в которых информационный образ мира явился основным предметом исследования. Предложенные в них модели демонстрируют различные методологические основания. Так Р.Ф. Абдеев приводит информационную картину миру, представляющую окружающий человека мир как схематически зафиксированную связанную совокупность различных по организации групп объектов3. По сути, эта модель-рисунок незначительно отличается от иерархии информационных систем указанного выше немецкого ученого, с добавлением закона отражения как всеобщего закона существования материи. Иначе рассматривает информационную картину мира Ю.Ф. Абрамов, определяя ее как картину особого вида движения материи - информационного4. Мо¬дель освоения окружения, его ресурсов информационными системами представлена в работах В.И. Корогодина, согласно этой модели живая информационная система дополнительно к способности самокопирования способна осуществлять самоотбор5. Наряду с такой информационной картиной мира существует и ряд других специальных картин мира, таким образом информационная картина мира представляется уже не как самый адекватный действительности взгляд в целом на мир, а как один из созданных средствами науки. Н.Н. Моисеев рассматривает информационный образ мира как в рамках идеи самоорганизации, совмещенной с идеями В. И. Вернадского в концепцию
1 См.: Авксентьев А.В., Авксентьев В. А. Северный Кавказ в этнической картине мира. - Ставрополь, 1998; Авксентьев В.А. Роль национально-культурной картины мира в мировоззрении современного человека // Лингводидактические и семантические проблемы изучения национально-культурной ценностной картины мира. - Ставрополь, 2002; Гачев Г. Д. Книга удивлений или естествознание глазами гуманитария или образы в науке. - М., 1991; Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космопсихо-логос. - М., 1995.
2 См.: Винер Н. Кибернетика и общество. Творец и робот. - М., 2003.
3 См.: Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М., 1994.
4 См.: Абрамов Ю.Ф. Картина мира и информация (философские очерки). - Иркутск, 1988.
5 См.: Корогодин В.И. Информация и феномен жизни. - Пущино, 1991; Корогодин В.И., Корогодина В.П. Основа жизни - информация // Природа. - 1993. - № 12.
11
глобального эволюционизма1, а также в концепцию планетарного сознания и картины жизни (Л.В. Скворцов, В.И. Каширин ). А.С. Щербаков, подчеркивая универсальную роль информационного механизма организации природных процессов, утверждает, что «современная научная картина мира дает основания для дополнения философского принципа всеобщей связи явлений положением об информационно-коммуникативной стороне этой связи» . Как мы видим, убежденность, мировоззренческая позиция ученых таковы, что картина мира как разворачивающаяся иерархия информационных систем является ядром общих замещений, принятых сегодня в естественной науке.
Сегодня крайне актуальной остается ситуация в современной философии культуры, где научная картина мира взаимодействует с такими разновидностями системного отношения человека к миру, как картина жизни и картина человека, что свидетельствует о непосредственной взаимосвязи научной картины мира не только с наукой, но с существованием современного человека.
Каждую эпоху можно охарактеризовать специфическими представления¬ми человека о мире, особенно в начале XXI века, когда имеет место переход от классического к неклассическому и, далее, к постнеклассическому этапу развития науки. Для последнего этапа характерен методологический плюрализм, когда происходит бурная трансформация научной картины мира в современной культуре под влиянием идей саморазвития, глобализации и информатизации общества. Современный мир представляет специфические условия и особые материалы для оформления современной научной картины мира как уникальной, поэтому особенно важным является исследование трансформации научной картины мира в связи с изменением информационного окружения человека и его информационной культуры. Ведь за трансформацией современной научной
3
картины мира скрывается закономерность смены общих представлений в ходе исторического развития человеческой культуры.
Сегодня научный образ мира соприкасается с другими, ненаучными и вненаучными, образами, оставляя следы дефиниций в понятийных конструкциях и по-вседневных представлениях, индивидуальном и общественном сознании. Одновременно с этим происходит и обратное влияние: обыденные образы включаются в научные предметы исследования. Поэтому исследование научной картины мира в культуре современного общества дает основания для философского анализа общественной значимости самой науки как явления культуры, а исследование динамичного социокультурного процесса приводит к изменению миропонимания, миро- отношения, мировоззрения человека.
Актуальность темы заключается еще и в том, что ее необходимо рассматривать не только на стыке традиционных и современных научных подходов, но и как важнейшее направление фундаментального философского исследования особенностей функционирования и развития культуры, как высшей ценности современной информационной цивилизации.
Степень разработанности проблемы. Современная научная картина мира является продуктом философско-мировоззренческих изысканий многих поколений ученых и мыслителей, формирующих знание во всем его многообразии представлений действительности. Проблема построения научной картины мира рассматривается со времен античных материалистов Левкиппа, Демокрита, Гераклита, Парменида1 как сугубо натурфилософская и онтологическая проблематика. В классической античности, в сфере гносеологии картина мира излагается в мире «идей» Платона и Аристотеля , которые осуществили интеллектуальный охват всех форм знания и культуры в целом, так как эпоха античности это процесс возникновения и дальнейшего формирования картин мира как таковых.
1 См.: Кессиди Ф.Х. Гераклит. - М., 1982; Платон, Федон, Пир, Федр, Парменид: Диалоги. - М., 2001; Тимошенко В.Е. Материализм Демокрита. - М., 1959.
2 См.: Платон. Соч.: в 3-х т. - М., 1990-1994. - Т.1; Аристотель. Метафизика. - Ростов-на-
Дону, 1999; Лосев А.Ф. Платон. Аристотель. - М., 2000.
4
Применительно к средневековой ментальности можно говорить только об одной подлинной ценности - Бог, так и для картины мира все другие ценности
- научные, нравственные, политические, экономические, да и сама картина ми¬ра являются лишь отражениями Божества, манифестации потустороннего мира. Например, Фома Аквинский1 стремился согласовать, интегрировать мировоззренческие знания античности (Платон и Аристотель) с Богом, то есть достигнуть исторического компромисса между теологией и наукой.
В эпоху Возрождения и начала Нового времени сложилось представление о земном характере миропонимания, а не мистической природе при условии, что все ценности не зависят от Бога. Место человека в картине мира приобретает антропоцентрический характер, возникают новые предпосылки к формированию научных картин мира. Геоцентрическая система мира К. Птолемея2 сменяется на противоположную гелиоцентрическую систему мира Дж. Бруно, Н. Коперника и И. Кеплера3. Г. Галилей и И. Ньютон4 начинают активно изучать свойства природы, созданной системы мира и создают первую научную картину мира - классическую механику.
Новая проблематика в отношении научной картины мира была сформулирована в Германии в конце XVIII века. Великий немецкий естествоиспытатель и философ И. Кант5 ввел понятие «мировоззрение» и пришел к выводу, что если и существует наука, нужная человеку, то это та, которая дает ему возможность знать, «как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким на¬до быть, чтобы быть человеком»6. Опираясь на диалектические идеи И. Канта,
1 См.: Боргош Юзеф. Фома Аквинский. - М., 1975.
См.: Бронштэн В.А. Клавдий Птолемей. - М., 1988.
См.: Баев К.Л. Создатели новой астрономии. Коперник. Бруно. Кеплер. Галилей. - М., 1955; Кузнецов Б.Г. Джордано Бруно и генезис классической науки. - М., 1970; Веселовский И.П., Белый Ю.А. Николай Коперник. 1473-1543. - М., 1974; Кеплер И. О шестиугольных снежинках. - М., 1982.
4 См.: Галилей Галилео. Избранные труды. В 2-х томах. - М., 1964. - Т.1.; Ньютон И. Математические начала натуральной философии. - М., 1989.
5 См.: Кант И. Метафизические начала естествознания. - М., 1999; Кант И. Соч. в 8 томах. - М., 1994. - Т.7.; Кант. И. Трактаты и письма. - М., 1980.
6 Кант И. Соч. в 6 томах. - М., 1964. - Т.2. - С. 204.
5
Г.В.Ф. Гегель1, развивая их, создал идеалистическую диалектику как философскую картину мира, в которой научная картина мира выступала как частная.
Исследование научной картины мира в новейшее время (конец XIX в. - начало XX в.) приобретает две тенденции: продолжение линии, связанной с ориентацией на классическую научную картину мира (неокантианство, гегельянство, теология) и разработка альтернативных путей (марксизма, позитивизма, иррационализма, феноменологии, экзистенциализма, философской антропологии), где происходит переосмысление классической научной картины мира и обоснование методологии социокультурных исследований. Особенности проблемы социогуманитарных наук были в центре внимания Баденской неокантианской школы Г. Риккерта,
2 3
В. Виндельбанда . Заслугой марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин ) является разработка новой форма материализма - диалектического материализма, который не только обосновывает научную картину мира с материалистической точки зрения, но и воплощает гуманистические принципы и идеи, то есть своеобразный синтез научных картин мира. Сторонники позитивизма (О. Конт, Э. Мах, Г. Спенсер4), утверждая единственный метод познания - естественнонаучный, абсолютизируют роль науки и научного прогресса в решении человеческих проблем, что ведет к дисбалансу человеческого и научного, а следовательно к несовершенной научной картине мира. Однако, уже в постпозитивизме (И. Лакатос, П. Фейрабенд, К. Поппер, Т. Кун5) выдвигается общенаучный метод познания и выделяется роль философии в познании мира и человека.
1 См.: Гегель Г.В.Ф. Соч. - М.-Л., 1935. - Т.1. - Т.2.
2 См.: Виндельбанд В. Дух и история: Избранное. - М., 1995; Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М., 1998.
3 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. в 30 томах. - М., 1954. - Т.1. - Т.2; Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О диалектическом и историческом материализме. - М., 1984; Марксистско- ленинская идеология общественных и естественных наук. - М., 1972.
4 См.: Мах Э. Механика. Историко-критический очерк ее развития. - Ижевск, 2000; Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. - Минск, 1998.
5 См.: Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. - М., 1995; Фейрабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986; Поппер К. Логика и рост научного знания: избранные работы. - М., 1983; Кун Т. Структура научных революций.
- М., 1975.
6
Антисциентизм философов-иррационалистов был плодотворным и способствовал развитию методологии социокультурных наук (Ф. Ницше, В. Дильтей1). Феноменология оказала и оказывает значительное влияние на развитие методологии социальных и гуманитарных наук XX века, особенно работа Э. Гуссерля «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» . Экзистенциализм, основываясь на феноменологии, оказал огромное влияние на культуру того времени; в частности, М. Хайдеггер , относя к сущностным явлениям Нового времени науку, фиксирует особый характер картины мира Нового времени, которая становится собственно миром для субъекта, что принципиально отсутствует в античной и средневековых картинах мира. Одним из влиятельных направлений исследования проблемы человека в научной картине мира является философская антропология (М. Шелер, К. Леви- Строс, П. Тейяр де Шарден, Х. Ортега-и-Гассет4), предметом которой становится чело¬век и человеческие способности, определяется способ постановки и решения касающихся его философских проблем.
В отечественной философии, начиная со второй половины XX века, одной из сторон выяснения сущности научной картины мира являлись работы о соотношении научной картины мира, мировоззрения и отдельных наук. Этой проблематике посвящены исследования П.С. Дышлевого, В.В. Казютинского, С.Т. Мелюхина,
1 См.: Ницше Ф. Соч. в 2-х томах. - М., 1996. - Т.1. - Т.2; Дильтей В. Сущность философии.
- М., 2001.
2 См.: Гуссерль Э. Собрание сочинений. - М., 1994; Гуссерль Э. Философия как строгая наука. - Новочеркасск, 1994; Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. - 1986. - № 2.
См.: Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. - Томск, 1998; Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. - М., 1993.
4 См.: Шелер М. Избранные произведения. - М., 1994; Леви-Строс К. Структурная антропология. - М., 1985; Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987; Ортега-и-Гассет Х. Из¬бранные труды. - М., 2000.
7
М.В. Мостепаненко, А.М. Мостепаненко, B.C. Степина, В.Ф. Черноволенко1 и вы-делены следующие формы картины мира: общенаучная картина мира, естественнонаучная картина мира, частнонаучная картина мира.
Научная картина мира являлась выделенным объектом научного интереса выдающихся ученых-физиков, таких как Н. Бор, Дж. Максвелл, В. Гейзенберг, П. Дирак, М. Планк, А. Эйнштейн и др. Свой вклад в формирование научной картины мира внесли отечественные космисты и ученые-естествоиспытатели. Так К.Э. Циолковский рассматривает космос как живое, одухотворенное целое, где мир и человек находятся в процессе восходящего развития . В.И. Вернадский помимо своих исследований в области био - и геохимии обобщил совокупности различных меж-дисциплинарных гуманитарных и естественнонаучных знаний в концепции развития ноосферы как определенной научной картины мира4.
Современная научная картина мира получила свое развитие в работах, посвященных самоорганизации в природе и обществе. К основным идеям этой области относятся работы И.Р. Пригожина, И. Стенгерса, Г. Хакена5. Активно в этом направлении работают и отечественные ученые и философы, такие как С.П. Капица,
1 См.: Дышлевый П.С. Материалистическая философия и развитие естествознания. - Киев, 1977; Казютинский В.В. Вселенная, астрономия, философия. - М., 1972; Казютинский В.В. Философские проблемы космологии. - М., 1970; Мелюхин С.Т. О диалектике развития неорганической природы. - М., 1960; Мостепаненко М.В. Философия и физическая теория. Физическая картина мира и проблема происхождения и развития физических теорий. - Л., 1969; Мостепаненко А.М. Проблема существования в физике и космологии: мировоззренческие и методологические аспекты. - Л., 1987; Степин В.С. Теоретическое знание. - М., 2000; Степин В. С. Становление научной теории: содержательные аспекты строения и генезиса теоретических знаний физики. - Минск, 1976; Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научные картины мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994; Черноволенко В.Ф. Мировоззрение и научное познание. - Киев, 1970.
2 См.: Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. - М., 1961; Максвелл и развитие физики XIX-XX веков. - М., 1985; Гейзенберг В. Физика и философия: часть и целое. - М., 1990; Поль Дирак и физика XX века. - М., 1990; Планк М. Единство физической картины мира. - М., 1966; Эйнштейн А. Собрание научных трудов: в 4-х томах. - М., 1965-1966. - Т.1.
- Т.2.
3 См.: Циолковский К.Э. Космическая философия. - М., 2001.
4 См.: Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М., 1989; Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988.
5 См.: Пригожин И. От существующего к возникающему: время и сложность в физических
науках. - М., 1985; Пригожен И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с
природой. - М., 1986; Хакен Г. Синергетика. - М., 1980.
8
Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, Ю.В. Сачков1, которые представили в различных областях науки свои исследования, основанные на моделях общей и социальной синергетики.
Другой стороной исследования научной картины мира явились работы, посвященные анализу процесса формирования и функционирования научной картины мира в культуре конкретной исторической эпохи. Так, в работах Л. А. Микешиной представлен антропологический подход, в котором в качестве посредника между картиной мира и социальными процессами рассматривается способ и стиль мышления. П.С. Дышлевый выдвинул положение о существовании картины мира именно в воображении действующего субъекта . Сходную позицию занимает А. Койре, считая, что в картине мира воплощена мысль «на уровне здравого смысла», описывающая мир «приблизительности» и построенная по «человеческой мере»4. «Видимость вечного объекта», обнаруживающая «все модальности человеческого вхождения в действительное явление», закреплена за картиной мира А.Н. Уайтхеда5. Поскольку картина мира соответствует некоторым сторонам самой реальности и мировой культуры в целом, как полагают Ж. Дюмезиль и Ш. Серрюс, постольку она является «гарантом по¬рядка»6. Ж.-П. Вернан рассматривает картину мира в культуре как «картину интеллектуальных движений», в которой имеется ответ на вопрос о началах и причинах существования мира1, а Ж. Деррида интерпретирует картину мира как продукт операции логически обработанного ума . На интеллектуально-символическом аспекте картины мира настаивает А. Спэйер . Статус «модели объяснения мира», описывающей «структуру жизненных отношений», картину жизни человека и общества и являющейся продуктом «практического рассуждения», приписывается картине мира М. Вебером, который классифицирует ее как «объективно значимую истину» в культуре общества4.
Одним из центральных направлений в современном исследовании научной картины мира является исследование взаимосвязи науки и культуры в целом. Г.С. Батищев считает, что человек склонен опрокидывать и онтологизировать удобные для себя картины бытия и подменять ими само по себе сущее бытие5. М.К.Петров представляет бытие мировоззренческих структур в рамках конкретной культуры с ее особенным знаково-символическим носителем - языком6. Э.В. Ильенков подчеркивает многообразие мировоззрений, как по своей форме, так и по содержанию . В то же время, Дж. Холтон8 фиксирует современное кризисное отношение науки и антинауки в проекции на действующую в культуре научную картину миру, что также подчеркивает В.Н. Князев9. В статьях В.В. Кизима картина мира представлена как культурно-историческая картина с включением научной картины мира как составной10, а А.В. Авксентьев, В.А.
1 См.: Vernant J.-P. L’individu, la morte, l’amour. Soi-meme et l’autre en Grece Ancienne. - Paris,
1989.
2 См.: Derrida J. La carte postale (de Socrate a Freude et au-dela). - Paris, 1980.
3 См.: Spaier A. La pensee concrete. Essai sur le symbolisme intellectuel. - Paris, 1927.
4 См.: Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.
5 См.: Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. - СПб., 1997.
6 См.: Петров М.К. Социально-культурные основания развития современной науки. - М., 1992; Петров М.К. Античная культура. - М., 1997.
7 См.: Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.
См.: Холтон Дж. Тематический анализ науки. - М., 1981.
9 См.: Князев В.Н. Физическая картина мира как ценностно-мировоззренческая форма знания // Личность. Познание. Культура. К 70-летию Л. А. Микешиной. - М., 2002.
10 См.: Кизима В.В. Культурно-исторический процесс и проблема рациональности. - Киев, 1985.
10
Авксентьев и Г. Д. Гачев1 обсуждают антропологическую обусловленность научных картин мира.
Первыми работами, в которых было представлено информационное представление мира, явились работы Н. Винера . В последние годы в нашей стране было издано несколько работ, в которых информационный образ мира явился основным предметом исследования. Предложенные в них модели демонстрируют различные методологические основания. Так Р.Ф. Абдеев приводит информационную картину миру, представляющую окружающий человека мир как схематически зафиксированную связанную совокупность различных по организации групп объектов3. По сути, эта модель-рисунок незначительно отличается от иерархии информационных систем указанного выше немецкого ученого, с добавлением закона отражения как всеобщего закона существования материи. Иначе рассматривает информационную картину мира Ю.Ф. Абрамов, определяя ее как картину особого вида движения материи - информационного4. Мо¬дель освоения окружения, его ресурсов информационными системами представлена в работах В.И. Корогодина, согласно этой модели живая информационная система дополнительно к способности самокопирования способна осуществлять самоотбор5. Наряду с такой информационной картиной мира существует и ряд других специальных картин мира, таким образом информационная картина мира представляется уже не как самый адекватный действительности взгляд в целом на мир, а как один из созданных средствами науки. Н.Н. Моисеев рассматривает информационный образ мира как в рамках идеи самоорганизации, совмещенной с идеями В. И. Вернадского в концепцию
1 См.: Авксентьев А.В., Авксентьев В. А. Северный Кавказ в этнической картине мира. - Ставрополь, 1998; Авксентьев В.А. Роль национально-культурной картины мира в мировоззрении современного человека // Лингводидактические и семантические проблемы изучения национально-культурной ценностной картины мира. - Ставрополь, 2002; Гачев Г. Д. Книга удивлений или естествознание глазами гуманитария или образы в науке. - М., 1991; Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космопсихо-логос. - М., 1995.
2 См.: Винер Н. Кибернетика и общество. Творец и робот. - М., 2003.
3 См.: Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М., 1994.
4 См.: Абрамов Ю.Ф. Картина мира и информация (философские очерки). - Иркутск, 1988.
5 См.: Корогодин В.И. Информация и феномен жизни. - Пущино, 1991; Корогодин В.И., Корогодина В.П. Основа жизни - информация // Природа. - 1993. - № 12.
11
глобального эволюционизма1, а также в концепцию планетарного сознания и картины жизни (Л.В. Скворцов, В.И. Каширин ). А.С. Щербаков, подчеркивая универсальную роль информационного механизма организации природных процессов, утверждает, что «современная научная картина мира дает основания для дополнения философского принципа всеобщей связи явлений положением об информационно-коммуникативной стороне этой связи» . Как мы видим, убежденность, мировоззренческая позиция ученых таковы, что картина мира как разворачивающаяся иерархия информационных систем является ядром общих замещений, принятых сегодня в естественной науке.
Специфика научной картины мира как формы знания в культуре современного общества связана с ее надтеоретическим характером. С тем, что научная картина мира выступает в качестве миропонимания, потому, что в ее основе лежит система общеметодологических принципов, определяющих особый угол зрения, способ видения мира, а значит, выходящих на характеристики субъекта познания и практики в широком смысле слова и выполняющих в связи с этим культурообразующие функции.
Научная картина мира выступает в качестве существенного и необходимого звена науки наряду с ее основным элементом - теорией. В то же время, по способу своего существования она сближается с социально-психологическими формами общественного сознания. В отличие от теории, которая систематизирует знание как бы, изнутри, связывая воедино эмпирические и теоретические элементы, научная картина мира интегрирует целостный образ действительности на уровне внешних связей, на предельном уровне теоретического, где она уже способна выступать основой определенной мировоззренческой системы, дополняясь при этом картиной жизни и картиной человека. Прогностическая культурообразующая функция научной картины мира связана как с аналитическим, так и с интегрированным видом предвидения, которое затрагивает основы миропонимания, фиксируемые в ее содержании, и задает в своих прогнозах далекие горизонты развитиям науки в целом или отдельных фундаментальных отраслей.
В стиле научного мировоззрения, которое выступает способом функционирования научной картины мира, наиболее явно реализуется нормативная природа данной формы знания. Другими словами, научное мировоззрение - это специфический способ образотворчества. В связи с этим научное мировоззрение представляет собой определенную систему эталонов (норм) описания, объяснения и предвидения, которые задаются соответственно содержанию научной картины мира (предметному и методологическому). Следовательно, мировоззренческие образы науки фиксируются в миропонимании. Это тот образ, который вырабатывается наукой по отношению ко всей реальности в целом (на уровне общенаучной картины мира) или по отношению к ее отдельным фрагментам (на уровне частнонаучных картин мира).
Функционирование научной картины мира во вненаучных сферах характеризуется как общекультурное, поскольку здесь она выступает условием формирования научного мировоззрения как основания культурных параметров со-временного человека. Если во внутринаучной сфере научная картина мира вы¬ступает определенным уровнем в иерархии научно-познавательных форм, то в иных культурных сферах она как бы представляет науку в целом, в свернутом виде и потому выступает в качестве нормы научности вообще.
При переходе из сферы науки во вненаучное, общекультурное поле трансформируется сама природа содержания научной картины мира и выполняемых ею культурообразующих функций. Методологическая направленность научной картины мира обретает специфическое содержание, которое связано с особенностями интегрирующей и нормативной функций, выполняемых ею в научном познании. Научная картина мира выступает основой систематизации научного материала в рамках определенной дисциплины, а также в смысле установления междисциплинарных связей, определяет проблемный стержень этой дисциплины. Детерминирует научная картина мира и основное направление развертывания научного материала и логику его изложения.
Проникновение научной картины мира как особой мировоззренческой концепции в массовое общественное сознание, в сознание отдельного человека выступает средством формирования современной картины человека. В этом смысле научная картина мира выходит в практику в самом широком смысле слова, и становиться там смыслообразующим элементом жизни и деятельности современного человека.
Сегодня важнейший канал внедрения научной картины мира в культуру современного общества является система образования. Образование это относительно самостоятельный институт, целевой функцией которого является интегрированное, гуманистическое и экологическое обучение и воспитание в со-временном обществе, ориентированное на овладение определенными знаниями, прежде всего научными ценностями и связанными с ними навыками, умениями, нормами поведения, содержание которых, определяется культурой современного общества. В России также активно разрабатывается и уже формируется новая система образования - метаобразование, то есть формирование понимания человеком своего места и, соответственно, своей подлинной роли в мире, в котором он живет с позиций цивилизационного и глабалистического подхода. С этой точки зрения метаобразование оказывается за пределами образования, формируя при этом не только картину мира современного человека, но и такие системные отношения к миру, как картина жизни и картина человека.
Сфера социального бытия в настоящее время характеризуется взаимодействием паритетных компонентов и факторов, глобализацией происходящих в обществе процессов и их воздействием на среду обитания человека, усиливающимся диалогом культур и их взаимопроникновением, становлением информационной сети, обеспечивающей более тесные коммуникативные связи. Эти и многие другие процессы свидетельствуют о том, что тенденции к процессу интеграции приобретают все большее значение при характеристике явлений и процессов современной социальной реальности. Во всех сферах общественных отношений (политической, экономической, культурной, научной и т.д.) в настоящее время отмечается множество явлений и процессов, относящихся исключительно к предметной области социальной интеграции.
Анализируя ситуацию информатизации современного общества, можно подчеркнуть, что это совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических и технологических факторов, которые обеспечивают свободный доступ всем самодеятельным членам общества к любым источникам информации и любому информационному продукту.
Ежегодно увеличивается объем перерабатываемой информации во всех существующих областях социальной жизни, и, следовательно, процесс информатизации по средствам комплекса сетевых и компьютерных технологий сегодня является общей чертой развития большинства, областей современного общества, неотъемлемой составляющей всех социальных процессов. На основе этих процессов формируется новое информационное общество, которое сего¬дня является социокультурной реальностью и которое является объектом многих фундаментальных исследований. И в первую очередь это Интернет, который в современном его виде есть продукт взрывной стадии, которую конфигурируют стратеги информационного бизнеса. Реально существует сложная социально-технологическая система, в которой выкладывают свои интенции огромное количество людей различных культур, различных интересов, преимущественно молодых людей (18-35 лет). Именно поэтому сейчас национальные политики государств в области освоения и оформления Интернета ориентированы на создание национально-культурных ареалов в этом пространстве.
Россия оказалась втянутой в глобальный процесс информатизации и первые шаги, осуществляемые в России по пути ускоренной информатизации, демонстрируют свернутый процесс смены форм документооборота и коммуникации, уже пройденных развитыми странами. Компьютерные средства, которые широко вводились государством в образовательные, медицинские, административные учреждения, сначала воспринимались как оборудование, существенно усложняющее процесс оформления документов, но способствующее более наглядному и аккуратному оформлению сведений. Такое видение современных информационных технологий постепенно начало сменяться новыми пользовательскими моделями, включающими образ распределенных информационных ресурсов - баз данных, библиотек, а также образ сетевых отношений. Однако, как замечают эксперты, в России существуют проблемы, препятствующие информатизации и развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры, в частности: отсталость технологического оборудования и отсутствие в не¬обходимом количестве современных коммуникационных технологий и средств информатизации, транспортная и коммуникационная разобщенность регионов
и фрагментарность рынка. Основой пути информатизации в России является:
175
- информатизация всей системы общего и специального образования - от детского сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов;
- формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, с минимальными капитальными вложениями со стороны государства;
- обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям.
Именно с информационной техникой связаны многие надежды относительно развития человеческих способностей. Человек действительно изменился и продолжает меняться, особенно заметны отличия между поколениями, вы¬росшими в окружении принципиально отличающейся информационной техники. Если ранее проживание нескольких информационных культур для одного человека было редкостью, то сегодня практически каждый получает возможность соотнести один и тот же вид деятельности, но в случаях использования разных информационных средств. В рамках одной культурной традиции это сделать сложнее, но современная информационная цивилизация имеет высокий темп смены устройств, обеспечивающих информационную деятельность, поэтому человек ставится перед выбором: быть ли частью такой системы с высоким темпом-ритмом изменений и, если быть, то в какой степени.
Научная картина мира выступает в качестве существенного и необходимого звена науки наряду с ее основным элементом - теорией. В то же время, по способу своего существования она сближается с социально-психологическими формами общественного сознания. В отличие от теории, которая систематизирует знание как бы, изнутри, связывая воедино эмпирические и теоретические элементы, научная картина мира интегрирует целостный образ действительности на уровне внешних связей, на предельном уровне теоретического, где она уже способна выступать основой определенной мировоззренческой системы, дополняясь при этом картиной жизни и картиной человека. Прогностическая культурообразующая функция научной картины мира связана как с аналитическим, так и с интегрированным видом предвидения, которое затрагивает основы миропонимания, фиксируемые в ее содержании, и задает в своих прогнозах далекие горизонты развитиям науки в целом или отдельных фундаментальных отраслей.
В стиле научного мировоззрения, которое выступает способом функционирования научной картины мира, наиболее явно реализуется нормативная природа данной формы знания. Другими словами, научное мировоззрение - это специфический способ образотворчества. В связи с этим научное мировоззрение представляет собой определенную систему эталонов (норм) описания, объяснения и предвидения, которые задаются соответственно содержанию научной картины мира (предметному и методологическому). Следовательно, мировоззренческие образы науки фиксируются в миропонимании. Это тот образ, который вырабатывается наукой по отношению ко всей реальности в целом (на уровне общенаучной картины мира) или по отношению к ее отдельным фрагментам (на уровне частнонаучных картин мира).
Функционирование научной картины мира во вненаучных сферах характеризуется как общекультурное, поскольку здесь она выступает условием формирования научного мировоззрения как основания культурных параметров со-временного человека. Если во внутринаучной сфере научная картина мира вы¬ступает определенным уровнем в иерархии научно-познавательных форм, то в иных культурных сферах она как бы представляет науку в целом, в свернутом виде и потому выступает в качестве нормы научности вообще.
При переходе из сферы науки во вненаучное, общекультурное поле трансформируется сама природа содержания научной картины мира и выполняемых ею культурообразующих функций. Методологическая направленность научной картины мира обретает специфическое содержание, которое связано с особенностями интегрирующей и нормативной функций, выполняемых ею в научном познании. Научная картина мира выступает основой систематизации научного материала в рамках определенной дисциплины, а также в смысле установления междисциплинарных связей, определяет проблемный стержень этой дисциплины. Детерминирует научная картина мира и основное направление развертывания научного материала и логику его изложения.
Проникновение научной картины мира как особой мировоззренческой концепции в массовое общественное сознание, в сознание отдельного человека выступает средством формирования современной картины человека. В этом смысле научная картина мира выходит в практику в самом широком смысле слова, и становиться там смыслообразующим элементом жизни и деятельности современного человека.
Сегодня важнейший канал внедрения научной картины мира в культуру современного общества является система образования. Образование это относительно самостоятельный институт, целевой функцией которого является интегрированное, гуманистическое и экологическое обучение и воспитание в со-временном обществе, ориентированное на овладение определенными знаниями, прежде всего научными ценностями и связанными с ними навыками, умениями, нормами поведения, содержание которых, определяется культурой современного общества. В России также активно разрабатывается и уже формируется новая система образования - метаобразование, то есть формирование понимания человеком своего места и, соответственно, своей подлинной роли в мире, в котором он живет с позиций цивилизационного и глабалистического подхода. С этой точки зрения метаобразование оказывается за пределами образования, формируя при этом не только картину мира современного человека, но и такие системные отношения к миру, как картина жизни и картина человека.
Сфера социального бытия в настоящее время характеризуется взаимодействием паритетных компонентов и факторов, глобализацией происходящих в обществе процессов и их воздействием на среду обитания человека, усиливающимся диалогом культур и их взаимопроникновением, становлением информационной сети, обеспечивающей более тесные коммуникативные связи. Эти и многие другие процессы свидетельствуют о том, что тенденции к процессу интеграции приобретают все большее значение при характеристике явлений и процессов современной социальной реальности. Во всех сферах общественных отношений (политической, экономической, культурной, научной и т.д.) в настоящее время отмечается множество явлений и процессов, относящихся исключительно к предметной области социальной интеграции.
Анализируя ситуацию информатизации современного общества, можно подчеркнуть, что это совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических и технологических факторов, которые обеспечивают свободный доступ всем самодеятельным членам общества к любым источникам информации и любому информационному продукту.
Ежегодно увеличивается объем перерабатываемой информации во всех существующих областях социальной жизни, и, следовательно, процесс информатизации по средствам комплекса сетевых и компьютерных технологий сегодня является общей чертой развития большинства, областей современного общества, неотъемлемой составляющей всех социальных процессов. На основе этих процессов формируется новое информационное общество, которое сего¬дня является социокультурной реальностью и которое является объектом многих фундаментальных исследований. И в первую очередь это Интернет, который в современном его виде есть продукт взрывной стадии, которую конфигурируют стратеги информационного бизнеса. Реально существует сложная социально-технологическая система, в которой выкладывают свои интенции огромное количество людей различных культур, различных интересов, преимущественно молодых людей (18-35 лет). Именно поэтому сейчас национальные политики государств в области освоения и оформления Интернета ориентированы на создание национально-культурных ареалов в этом пространстве.
Россия оказалась втянутой в глобальный процесс информатизации и первые шаги, осуществляемые в России по пути ускоренной информатизации, демонстрируют свернутый процесс смены форм документооборота и коммуникации, уже пройденных развитыми странами. Компьютерные средства, которые широко вводились государством в образовательные, медицинские, административные учреждения, сначала воспринимались как оборудование, существенно усложняющее процесс оформления документов, но способствующее более наглядному и аккуратному оформлению сведений. Такое видение современных информационных технологий постепенно начало сменяться новыми пользовательскими моделями, включающими образ распределенных информационных ресурсов - баз данных, библиотек, а также образ сетевых отношений. Однако, как замечают эксперты, в России существуют проблемы, препятствующие информатизации и развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры, в частности: отсталость технологического оборудования и отсутствие в не¬обходимом количестве современных коммуникационных технологий и средств информатизации, транспортная и коммуникационная разобщенность регионов
и фрагментарность рынка. Основой пути информатизации в России является:
175
- информатизация всей системы общего и специального образования - от детского сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов;
- формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, с минимальными капитальными вложениями со стороны государства;
- обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям.
Именно с информационной техникой связаны многие надежды относительно развития человеческих способностей. Человек действительно изменился и продолжает меняться, особенно заметны отличия между поколениями, вы¬росшими в окружении принципиально отличающейся информационной техники. Если ранее проживание нескольких информационных культур для одного человека было редкостью, то сегодня практически каждый получает возможность соотнести один и тот же вид деятельности, но в случаях использования разных информационных средств. В рамках одной культурной традиции это сделать сложнее, но современная информационная цивилизация имеет высокий темп смены устройств, обеспечивающих информационную деятельность, поэтому человек ставится перед выбором: быть ли частью такой системы с высоким темпом-ритмом изменений и, если быть, то в какой степени.
Подобные работы
- ТЕЛЕВИДЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА (09.00.13)
Диссертации (РГБ), религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Институт связей с общественностью как феномен культуры (09.00.13)
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Формирование целостной картины мира у младших школьников на уроках «Окружающий мир»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - Телевидение в культуре современного информационного общества
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Концептуальная картина мира в англоязычной женской прозе 2-ой половины XX века
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ТЕЛЕВИДЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ
СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ГЕНДЕРНАЯ МЕТАФОРА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ (09.00.13)
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - КонпептосФера современного американского кинодискурса (на материале заглавий американских художественных фильмов)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА В РОМАНЕ МО ЯНЬ «СТРАНА ВИНА»
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019



