Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА: ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД (09. 00.13)

Работа №4159

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы161стр.
Год сдачи2004
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1233
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Понимание судьбы человека в философской антропологии ХХ века
1.1. Специфика философско-антропологического подхода к исследованию судьбы человека 17
1.2. Диалектика судьбы человека: логика природы и логика истории 35
1.3. Судьба человека: логика самоорганизации 63
Глава 2. Современное гуманитарное самосознание и место в нем пробле-
мы судьбы человека
2.1. Специфика современного гуманитарного самосознания 84
2.2. Осознание времяцелостности как постижение Судьбы 103
2.3. Поиск Духовной Истины: решение проблемы Судьбы человека
в гуманитарном самосознании 122
Заключение 139
Библиографический список литературы 146


Актуальность темы исследования. Процессы глобализации на планете, связанные с неконтролируемым развитием техногенной цивилизации, с триумфом информационных технологий, с невероятным динамизмом в сфере телекоммуникаций, носят объективный характер и оказывают все более доминирующее влияние на человека. Террористические акты, уносящие тысячи жизней, ощущение постоянной угрозы и незащищенности, страх перед будушим, которого может и не быть, - все это неизбежно вызывает изменения в массовом и индивидуальном самосознании, в социальной ориентации. По¬этому в эпоху глобализации резко возрастает актуальность философско- антропологического подхода к проблеме судьбы человека, сущность которого состоит в вычленении метавнешнего аспекта анализа наряду с анализом внешних и внутренних факторов развития человека и человечества.
Сегодня имеет место не радикальная переоценка тех ценностей, которые привели к глобальному кризису, а попытка их универсализации. Приоритет становящегося над ставшим приводит к инфляции базовых ценностей и традиций, к формированию культуры, к которой плохо применимы термины «истинность», «объективность», «реальность». Отсюда зараженность массового сознания иллюзиями, широкое распространение эзотеризма и мистики. Вытеснение истины из культуры происходит на основе онтологизации «кажимости». Самое опасное - что может наступит эра симулякра, в которой нет ни истины Бога, ни истины Человека. Открытия в области генной инженерии, опыты клонирования поставили вопрос о ценности смерти как смыслополагающего начала жизни. Человек стал претендовать «на место Бога», так как научился контролировать не только процесс рождения, но и учится «контролировать смерть».
Бурный прогресс науки, казалось, сделал открытым сознание для научных тайн. Парадокс ситуации, однако, состоит в том, что с ускорением роста научного знания начинает расти и его собственная эзотерическая тень. Разрушение преграды между эзотерическим и профанным представлением о

сущности мира привело к глубокому слому традиционной социальной психологии, которая служила мостом между поколениями. Проблема судьбы человека, которая решалась в социальной психологии при помощи передачи способности к сохранению социального целого, взаимодополнению и взаимодействию в системе общего организма, потеряла свою теоретическую опору. Возникла острая необходимость философско-антропологического анализа и устранения «бездны неопределенности» в жизни.
Человек создал сверхсложную техногенную и социальную мегамашину, которая вышла из-под рационального контроля самого человека и задает, навязывает систему потребностей и интересов, мотиваций, стимулов, смыслов и ценностей его бытия в мире. Как никогда, главной потребностью для человека является автономное и самостоятельное действие в мире, реализация свободы выбора и личной ответственности, развитие творческой сущности. Актуализируются личностные потенции, касающиеся способов мышления и действия, творческого отношения к бытию. Все эти качества личности стали востребованными в решении глобальных проблем. Но девитализация человеческого существования, технизация человека в субстратном и функциональном аспектах, нарастающий дефицит непосредственных чувственно-эмоциональных способностей, поиск качественно новой системы ценностей вырастают в проблему адекватного восприятия реальности, самореализации и самотворчества, в проблему принятия ответственных решений при условии необратимости исторических событий. Все это делает актуальным философско-антропологический подход к проблеме человека, сущность которого со¬стоит в синтезном соединении теоцентризма, логоцентризма, природоцентризма, социоцентризма и фокусировании их в основополагающей категории философской антропологии «судьба человека». В связи с этим возникает необходимость рассмотрения проблемы взаимодействия внутренних, внешних, метавнешних факторов развития человека, их смысловой перегруппировки в процессе самоопределения индивида в локальной и глобальной социальной сущности. Потребность в систематизации имеющегося знания о судьбе человека и рассмотрении ее в глобальном эволюционном контексте, в глубоком понимании перспектив развития человека, в раскрытии специфики со¬временного гуманитарного самосознания обосновано необходимостью осуществления дальнейшей рефлексии судьбы человека на основе новых научных представлений о взаимодействии в системе «мир-человек». Эта проблема в философской антропологии осмысливается и вырастает в проблему судьбы человека и человечества.
Степень научной разработанности проблемы. Концепт судьбы присутствует в мифологических, религиозных, философских и этических системах, представлен в истории культур мифами, персонификациями, притчами, аллегориями, астрологической и иной символикой, профетическими и ритуальными действиями, гаданиями, народными приметами, знаками, богатыми семантическими полями.
С темой судьбы связан широчайший круг проблем - это, во-первых, содержание понятия «судьба» и его место в философских и религиозных системах. Отечественная религиозная философия сделала значительный шаг в исследовании проблемы судьбы человека как сущности «исторического», что нашло отражение в персонализме, экзистенциализме Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, А.Ф. Лосева, всеединстве В.С. Соловьева, космоцентризме П. А. Флоренского, Н.Ф. Федорова, интуитивизме С.Л. Франка. В русском космизме человек в поле своей судьбы мыслится не статично, но в своем непрерывном развитии. Так, в трудах Э.К. Циолковского и А.Л. Чижевского человек является «фактором эволюции Космоса», от которого зависит судьба Мира. По мнению В.И. Вернадского, человек, с одной стороны, - апогей бессознательной, никем не направляемой эволюции, «авангард живого вещества», с другой, он есть начало нового этапа в развитии Вселенной, связанного с употреблением Разума в качестве орудия, направляющего эту эволюцию. Неразрывное единство, взаимозависимость судьбы человека и биосферы, цивилизации отражается в трудах Н.Н. Моисеева.1
Во-вторых, в свете философии науки и космологии, где ставится вопрос о взаимном проектировании человека и Вселенной, можно выделить работы Б. А. Астафьева, А.М. Мостепаненко, В.В. Казютинского, Л.В. Лескова, С. Лема, К. Прибрама и Д. Бома. Невозможно не отметить идею Х. Ортегии- Гассета о том, что «вся Вселенная представляет собой бесконечную экстра¬
1. Бердяев Н. А. Самосознание. - М.: ДЭМ, 1990; Бердяев Н. А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1995; Бердяев Н.А. Столкновение Рока и Разума // Человек. -
1999. - № 5; Бердяев Н. А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993; Бердяев Н. А. Макрокосм и микрокосм. //Феномен человека. - М.: Высшая школа, 1993; Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н. А. Царст¬во духа и царство кесаря. - М.: Республика, 1995; Лосский Н.О. Бог и мировое зло. - М., 1994; Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. - М.: Республика, 1995; Лосев А.Ф. В поисках смысла (Из бесед и воспоминаний) // Страсть к диалектике. - М. 1990; Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Собр. соч. - СПб., 1913.-Т.8; Соловьев B.C. Смысл любви // Соч. в 2-х т. - М., 1990; Соловьев В.С. Спор о справедливости: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд- во «Фолио», 1999; Соловьев В.С. Философские начала цельного знания // Соч. в 2-х т. - М., 1990; Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи // П. А. Флоренский. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003; Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. - М., 1990. - № 6; Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992; Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. - М.: Республика, 1994; Шестов Л. Апофез беспочвенности. - Л. 1991; Шестов Л. Власть ключей // Соч. в
2. т. - М., 1993; Циолковский К.Э. Монизм Вселенной. Космическая философия // Русский космизм. - М. 1993; Чижевский А. Л. Космический пульс жизни. - М.: Мысль, 1995; Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса. - Калуга: Калуга-Марс, 1992; Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. - М., 1973; Вернадский В.И. Размышления натуралиста. В 2-х кн. - М.: Мысль, 1977; Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Наука, 1989; Вернадский В.И. Биосфера. /Избранные труды по биогеохимиии/ - М.: Мысль, 1967; Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера.- М., 1994; Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление.- М., 1991; Вернадский Автотрофность человечества: несколько слов о ноосфере // Русский космизм. - М., 1993. Моисеев Н. Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. - М.,1990. - № 6; Моисеев Н. Н. Русский космизм и восстановление гуманистических традиций в науке и обществе. - Общее дело. Сборник докладов, представленных на I Всесоюзные Федоровские чтения. - М., 1990; Моисеев Н. Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. - М., 1998. - № 8; Моисеев Н. Н. Универсальный эволюционизм. (Позиция и следствиям) // Вопросы философии. - М., 1994. - № 3; Моисеев Н.Н. Новая планета. Размышление о судьбе цивилизации // Нева. 1995. №10; Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. - М.: Языки русской культуры, 2000.

поляцию человека», а так же П. Тейяр де Шардена2 по мнению которого, «человек является осью и вершиной эволюции».
В-третьих, тема судьбы занимает привилегированное место в контексте традиции иррационализма и в неклассической философии: поздний романтизм, учение о судьбе «как видимой преднамеренности» у А. Шопенгау¬эра, «любовь к року» Ф. Ницше. В воззрениях Ф.В. Шеллинга судьба прохо¬дит три этапа - от «слепой» к «провидению». В рамках философии жизни следует отметить представления о судьбе Г. Зиммеля как «целостном смыслополагании», а также О. Шпенглера, по мнению которого «причинность есть... ставшая, умершая, застывшая в формах рассудка судьба». Проблема судьбы, исходя из своеобразного «положения человека космосе», исследовалась М. Шелером.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основной вывод диссертационного исследования заключается в том, что центральной проблемой философской антропологии является проблема судьбы человека, которая в условиях глобализации тесно связана с проблемой судьбы локальной цивилизации и человечества в целом. Логика природы и логика истории, диалектически развиваясь в противоречивом единстве, вырабатывают социальное Абсолютное. Индивидуальное Абсолютное создается триалектической перегруппировкой внутренних, внешних и метавнешних факторов.
Мы приходим к выводу, что философско-антропологический подход, сущность которого состоит в синтезном соединении теоцентризма, логоцентризма, природоцентризма, социоцентризма, избегая крайностей как слепого фатализма, так и волюнтаризма, раскрывает судьбу человека как фундаментальную категорию гуманитарного знания, отражающую ценностносмысловую структуру индивидуального и социального бытия. Отражает главную цель развития цивилизационного целого - новый гомеостаз природы и истории (стратегию), а также соотношение преемственности, целостности, целесообразности, то есть времяцелостность (тактику) в эволюции человека на Земле. Судьба человека как категория, показывает сущность стратегического и ситуационного мышления. Только их сочетание дает личности возможность превращаться в субъект истории и оказывать влияние на свою собственную судьбу, создавать свою судьбу, «быть хозяином своей судьбы».
Используемый нами философско-антропологический подход к проблеме судьбы позволяет рассмотреть судьбу человека как феноменальное образование, имеющую свою логику существования и развития, определить тенденцию диалектического взаимодействия природного и исторического в субъект-объектной реальности и выделить два направления в поле исследования: судьба человека как космопланетарная реальность и как реализация потенциала социоприродного и социокультурного бытия. Реализация диалектичного потенциала (социоприродного и социокультурного бытия) в сфере космопланетарной реальности, то есть создание социального Абсолютного, - стратегия судьбы человека - незамкнута, незавершенна. Рассматривая космпланетарную составляющую судьбы человека, мы основываемся на холотропном понимании сознания, которое подчеркивает, что поле сознания лишь опосредуется индивидуальной деятельностью мозга и включает в себя многообразный опыт эволюции Вселенной. Космопланетарная составляющая характеризуется эволюционностью, процессом накопления информации и образования Памяти, имеет биосоциальную природу. В силу субъективности восприятия, Память как основа общечеловеческого Разума проявляется в творческой активности личности, в специфике мировоззрения, миропонимания. Анализируя судьбу человека как реализацию потенциала социоприродного и социокультурного бытия, выделяются ее составляющие: а) элементы общечеловеческого «коллективного опыта», ставшие в той или иной форме достоянием генотипа; б) «родовая наследственность», в определенной степе¬ни влияющая на поведение человека. Связь природы и сущности человека в своей основе имеет социокультурные механизмы включения природно¬биологических и духовных качеств в процессе человеческой жизнедеятельности, поскольку жизнедеятельность рассматривается как основа, в рамках которой существует и проявляется единство, целостность природного и духовного бытия человека. Только в своей активной, творческой деятельности, не лишенной направленности на самопреобразование внутреннего мира, на устремление его к высшему, проявляются человеческие потенциальные возможности, обеспечивая этим процветание человеческого в человеке, поэтому судьба, рассматриваемая в антропологическом ракурсе как процесс реализации потенциала социокультурного и социоприродного бытия человека - это то высшее начало, в ответ которому человек растет, постигая самого себя не как случайную данность, а как задачу, отторгая от себя свою данность и одновременно превращая ее в предназначение, в нечто высшее, чем он сам. Воля к самоопределению, самотворчеству, судьботворчеству превращает все происходящее с человеком в судьбу.
Основные принципы синергетики и парадигма нелинейности открывают новые перспективы осмысления судьбы. Человек как диссипативная система, имеющая множество путей и целей развития, на определенных стадиях эволюции оказывается в кризисных ситуациях, в состоянии неустойчивости, выбора или точках бифуркации. В такие переломные моменты малое случайное воздействие - флуктуация - может привести к существенным изменениям, повлиять на выбор поведения системы, на ее дальнейшую судьбу. Для нахождения относительно устойчивого состояния (аттрактора) необхо¬димо привлечь весь прошлый опыт и не только собственный. Аттрактор характеризуется тем, что система, способная преодолевать накопившуюся «социальную энтропию» и вести созидательную деятельность, может эволюционировать к новой форме самоорганизации. В процессе самоорганизации судьбу человека правомерно рассматривать как структуру-состояние, структуру - процесс, информацию, ценность. С позиций синергизма тактика есть направленность на возникающее целое в процессе самострессирования системы, на выбор ценностных ориентаций, на создание смысложизненных идеалов, образов, которые регулируют поведение в судьбоносной ситуации. Смысл скрытых установок селективный, то есть в зависимости от уровня развития (как интеллектуального, так и нравственного) человека, происходит отбор, выбор главного, что бы организовать целое. Согласно синергетической модели, перед неопределенностью будущего, перед спектром «возможностей», активность, проявляющаяся в творческом мышлении, представляет собой самовырастание целого из частей (самотворчество, судьботворчество) в результате самоусложнения этих частей (раскрытие и реализация потенциала социокультурного и социоприродного бытия человека), поэтому человек и его судьба имеют гомеостатичный характер.



1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб., 2001. - 150 с.
2. Аверинцев С.С. София - Логос. Словарь.- К.: Дух I Лггера, 2001. - 406 с.
3. Агацци Э. Человек как предмет философии // Феномен человека. - М.: Высшая школа, 1991.- С. 142-155.
4. Айер А. Человек как предмет научного исследования // Феномен чело¬века. - М.: Высшая школа, 1991.-С. 123-141.
5. Акименко А.Д. Об элементах методологии целостного понимания че- ловека//Философские науки. - М., 1991. - № 7. - С. 121-128.
6. Акифьев А.П. Генетика и судьбы. - М.: ЗАО Изд-во Центр полиграф, 2001. - 340 с.
7. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачева¬ние от древности до наших дней. - М.: Прогресс, 1995. - 604 с.
8. Альтшулер Б.Л. Из воспоминаний об А.Д. Сахарове // Октябрь, 1933, №12.
9. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Изд-во ЛГУ, 1977.- 380 с.
10. Андреева И. С. Странствие души по философской ниве. (Душа как фи-лософская категориям) / Человек: образ и сущность. О душе. -М.: ИНИОНРАН, 1996.- С. 12-41.
11. Анохин А. П. Генетика, мозг и психика человека: тенденции и перспек¬тивы исследований. - М.: Наука, 1988. - 320 с.
12. Архангельская Р.В. «Эволюционное видение человека в философии русского космизма» // Рационализм и культура на пороге третьего тысячеле¬тия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сен¬тября) - Ростов -на- Дону: Изд-во СКНЦ, 2002. - 493с.

13. Аршинов В.И., Войцехович В.Э. Синергетическое знание // Синергети¬ческая парадигма: многообразие поисков и подходов/ Отв. ред. В.И. Арши¬нов, В.Г. Буданов, В.Э. Войцехович. - М., 2000. - 536 с.
14. Аршинов В.И., Свирский Я.И. Синергетическое движение в языке. Сб. "Самоорганизация в науке. Опыт философского осмысления". Ин-т филосо¬фии РАН, 1999. - С. 33-47.
15. Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. - М.,1966.
16. Астафьев Б.А. Теория Единой Живой Вселенной (законы, гипотезы). - М.: «Информациология», 1997. - 150 с.
17. Бабушкин В. У. Философия духа. - М.: Агат, 1995. - 102 с.
18. Барулин В. С. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии. - М.: Онега, 1994. - 256 с.
19. Барышков В.П. Личность как пространство переживания // Современ¬ная философия: возможности обоснования. - Саратов, 2000. - С. 11-118.
20. Батищев Г. С. Человечность или антропоцентризм? Антитеза между ценностной посвященностью и гордым самодавлением: Из философского на¬следия // Философские науки. - М., 1993. - № 1. - С. 85-97.
21. Батищев Г.С. Найти и обрести себя // Вопросы философии. - М., 1995.- №3.- С. 103-108.
22. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. - М., 1986.
23. Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. К столетию рож¬дения М.М. Бахтина. (Сост, ред. К.Г. Исупов) - СПб.: Изд-во «Алетейя», 1995. - 350 с.
24. Бекрнюкевич Т.В. Культ предков, или будущее как актуализация про¬шлого // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября) - Ростов-на- Дону: Изд-во СКНЦ, 2002. - 493 с.

25. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Собрание со¬чинений в 4-х томах. Том 1. - М.: «Московский Клуб», 2001. - 336 с.
26. Бердяев Н.А. Макрокосм и микрокосм //Феномен человека. - М.: Выс¬шая школа, 1993. - С. 28-58.
27. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. - 382 с.
28. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии / Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. - М.: Республика, 1995. - С. 4-163.
29. Бердяев Н.А. Самосознание. - М.: ДЭМ, 1990. - 336 с.
30. Бердяев Н.А. Философия свободного духа.- М.: Республика, 1995. -479 с.
31. Бердяев Н.А. Столкновение Рока и Разума // Человек. - 1999. - № 5.
32. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаи-моотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - М..: Прогресс, 1988. - 399 с.
33. Блаватская Е.П. Тайная доктрина (В 4 кн. Кн. 1). Пробуждение Космоса / Е.П. Блаватская. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: Сталкер, 2003. - 395.
34. Бом Д. Наука и духовность: необходимость изменений в культуре // Человек. - М., 1992. №1.
35. Бондаренко И.А. «Внутренний человек», или кое-что о личностной структуре//становление личности на современном этапе: Материалы Всерос. науч-практ. конф. (21 сент. 2000г.) - Бийск, 2000.- С. 73-77
36. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. - М., 2000. - №4. - С. 112-127.
37. Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика, 1995. - 464 с.
38. Бубер М. Проблема человека. - М.: Республика, 1992. - 390 с.
39. Бубер М. Я и Ты: Пер. с нем. - М.: Высш. школа, 1993.- 175 с.

40. Буданов В.Г. Концепция естественнонаучного образования гуманита¬риев: эволюционно синергетический подход. Высшее образование в России,
1994. - №4.
41. Буданов В.Г. Синергетическая алгебра гармонии// Синергетическая па-радигма Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов/ Отв. ред. В.И. Аршинов, В.Г. Буданов, В.Э. Войцехович. - М., 2000. - 536 с.
42. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измере¬нии: традиции и современность. - М., 1993. - 179 с.
43. Вазина К.Я., Романова К. А. Модели построения отношений человека с собой и миром // Образование и наука. - Екатеринбург, 2001. - № 1 (7). - С. 125-132.
44. Васильева Т.В., Панченко А.И. Космическое сознание, или душа Все¬ленной // Человек: образ и сущность. - М.: ИНИОН РАН, 1996. - С.42-64.
45. Введенский А.И. Условие позволительности веры в смысл жизни // Смысл жизни в русской философии. Конец XIX - начало XX века.- СПб.,
1995. - С.40-74.
46. Велик А.А. Человек: раб генов или хозяин своей судьбы? - М.: Наука,
1990. - 141с.
47. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. В 2-х кн. - М.: Мысль,
1977.
48. Вернадский В.И. Биосфера. /Избранные труды по биогеохимии / - М.: Мысль, 1967. - 376 с.
49. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. - М.: Наука, 1978.- 358 с.
50. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука,
1991. - 271 с.
51. Витгенштейн Л. Философские исследования // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI: лингвистическая прагматика. - М., 1985.- 225 с.
52. Власть. Судьба. Интерпретация культурных кодов // Под. ред. В.Ю. Михалина. - Саратов: Изд-во Сарат. ин-та, 2003. - 300с.

53. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек как космопланетарный фено¬мен. - Ростов н/Д., 1993. - 189 с.
54. Волков Ю.Г. Поликарпов В.С. Многомерный мир современного чело¬века. - М., 1998.- 285 с.
55. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека. - Рос¬тов н/Д., 1994. - 288 с.
56. Воронков С. Трактат о жизни и смерти. - М.: Грааль, 1998. - 207 с.
57. Воронцов В.В. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечествен¬ных и зарубежных авт. - М.: Молодая гвардия, 1977.- 623 с.
58. Гайденко В.П. Тема судьбы и представления о времени в древнегрече¬ском мировоззрении. // Вопросы философии. - М., 1969. - №9 - С. 88-99.
59. Гайденко В. П. Человек и человечество в учении В. С. Соловьева // Во¬просы философии. - М., 1994. - № 6 - С. 47-54.
60. Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум в ин-терпретации Эдмунда Гуссерля // Вопросы философии. - М., 1992. -№7.
61. Гак В.Г. Пространство времени // Логический анализ языка. Язык и время. М., 1997.
62. Гак В.Г. Судьба и мудрость // Судьба и воля: психология свободы: Хре-стоматия / Сост. К.В. Альченок. - Мн.: Харвест; М.: ООО «Изд-во АСТ», 2000. - 576 с.
63. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 2- х т. - М.: Мысль, 1974.
64. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. - М., 1975. - Т1.
65. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. - С. 152-201.
66. Гингольд Л.В. В поединке с судьбой.- М., 1989.- 225 с.
67. Гленсдорф П., Пригожин И. Термодинамическая теория структуры, ус-тойчивости и флуктуаций. - М.: Мир, 1973. -280 с.
68. Голубев В. С. Антропоцентризм и биоцентризм: попытка сопоставле¬ния // Человек. - М., 1996. - № 3. - С. 187-189.

69. Г ордон Л. А., Клопов Э.В. Современные общественные преобразования в масштабе социального времени // Социол. исслед. - 1998.- №1.- С. 6-20.
70. Григорьева Т.П. Идея судьбы на востоке // Судьба и воля: психология свободы: Хрестоматия / Сост. К.В. Альченок. - Мн.: Харвест; М.: ООО «Изд- во АСТ», 2000. - 576 с.
71. Григорьева Т.П. Синергетика и восток // Синергетическая парадигма Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов/ отв. ред.
В.И. Аршинов, В.Г. Буданов, В.Э. Войцехович. - М., 2000. - 536 с.
72. Гроф С. За пределами мозга. - М.: Центр "Соцветие", 1992. - 335 с.
73. Гроф С. Путешествие в поисках себя. - М., 1994.- 150 с.
74. Гроф С. Холотропное сознание. - М., 1996. - 100 с.
75. Гумбольдт В. Фон. Избранные труды по языкознанию. - М., 1984.
76. Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии // Арь- ес Ф. Человек перед лицом смерти.- М., 1992.
77. Гуревич П.С. Философская антропология: опыт систематики //Вопросы философии. - М., 1995 - № 8.
78. Гуревич П.С. Философская антропология.- М.: Вестник, 1997.- 448 с.
79. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Во¬просы философии. - М., 2000.- № 10. - С. 37-41.
80. Гуревич П.С. Человек и его судьба // Личность. Культура. Общество = Culture. Personality. Soc/ - М., 2001.-Т. 3. - № 7. - С. 31-43.
81. Гуревич П.С. Человек: венец или ошибка природы // Наука в России.
1993. - №2.
82. Девис П. Пространство и время в современной картине Вселенной. - М., 1979. - 215 с.
83. Денисов С.Ф., Денисова Л. В. Человеческое и животное в человеке.- Омск: ОмГПУ, 1995. - 183 с.
84. Денисов С.Ф. Экзистенциальный смысл правды и неправды // Вестн. Омс. Акад. гуманит. наук. - Омск, 2000. - № 4. - С. 40-46.

85. Дильтей В. Категории жизни: Пер. с нем. // Вопросы философии. - М., 1995.- №
10. - С. 129-143.
86. Дильтей В. Переписка с 3. Гуссерлем // Вопр. философии. - 1995. - №10.-С. 144¬
150.
87. Дубинин Н.П. Социальное и биологическое в современной проблеме человека // Вопросы философии. - М.,1972. - № 10. - С. 50-56; № 11.- С.21-29.
88. Дубинин Н.П. Что такое человек. - М.: Мысль, 1983. - 334 с.
89. Дубинин Н.П., Шевченко Ю.Г. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека. - М.: Наука, 1976. - 235 с.
90. Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М., 1983. - 228 с.
91. Егоров В.Ф., Звездкина Э.Ф. Типы самосознания в «разорванной» со-циальной среде // Проблемы человека в современной науке. - Н. Новгород,
1999. - С. 86-97.
92. Згорж А. Один против судьбы.- М., 1987.
93. Зиммель Г. Индивидуальный закон. Гл. IV Созерцание жизни // Из¬бранное. - М., 1996. - Т.2
94. Зиммель Г. К вопросу о метафизике смерти // Избр. соч. - М., 1998.
95. Иванов А. В. Сознание и мышление. - М.: изд-во МГУ, 1994. - 130 с.
96. Иванов Е.М. Физическое и субъективное: поиски аналогии. -Саратов.: изд-во СГУ, 1997. - 56 с.
97. Ильенков Э. В. Что же такое личность? // Ильенков Э. В. Философия и культура. - М., 1990.
98. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. - Л.:Изд-во ЛГУ, 1991.-383 с.
99. Каган М.С. О понятии «гуманитарная культура» и роли гуманитарно- сти на современном этапе истории человечества // День науки в Санкт- Петербургском гуманитарном университете профсоюзов: Материалы конфе¬ренции. - СПб, 1996.
100. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996.- 401 с.

101. Казютинский В.В. Концепция глобального эволюционизма в научной картине мира // О современном статусе идеи глобального эволюционизма. - М., 1996.
102. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Соч. В 6-ти т. - М., 1966. - Т. 6. - С. 349-588.
103. Капра Ф. Дао физики. - СПб. 1994.- 200 с.
104. Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: ко- эволюционная стратегия. - М.: Фирма "Интерпракс", 1995. - 350 с.
105. Карсавин Л.П. Религиозно -философские сочинения. Т.1 - М.: «Ренес¬санс», 1992. - LXXIII. - 325 с.
106. Кассирер Э. Естественнонаучные понятия и понятия культуры // Во¬просы философии. - М., 1995. - №8.- С.158-173.
107. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры / Проблема человека в западной философии.- М.: Прогресс, 1988.-
С.3-30.
108. Каширин В.И. Глобалистика и философия планетарного самосознания.
- Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. - 125с.
109. Каширин В.И. Очерки философии планетарного самосознания. - Став¬рополь: Изд-во СГУ. 1996. -250с.
110. Каширин В.И. Метарефлексия и метаобразование // Метаобразование как философская и педагогическая проблема: сборник научных статей. - Ставрополь, 2001. - С .10-51.
111. Каширин В.И. Метаобразование: синтез философии и науки в воспита¬тельно-образовательном процессе // Метаобразование как философская и пе¬дагогическая проблема: сборник научных статей. - Ставрополь, 2001. -
С.137-147.
112. Келасьев В. Н. Интегративная концепция человека.- СПб.: Изд-во ЛГУ, 1992.- 180 с.
113. Кениг К. О человеческой душе: Пер. с нем. - Калуга: Духовное позна¬ние, 1999. - 175 с.

114. Киселева М.С. Мера и вера (знание о жизни и смерти у древних славян и книжников Киевской Руси) // Вопросы философии.- М., 1995.- №8.- С.103- 122.
115. Ключарев Г.А. Эволюция понятий в едином человековедении.- М., 1992.-196 с.
116. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Во¬просы философии. - М., 1997. - № 3. - С.62-79.
117. Князева Е.Н. Курдюмов С.Н. Синергетика как новое мировидение: диа¬лог с И. Пригожиным. // Вопросы философии. - М., 1992.- №2
118. Князева Е.Н. Синергетический вызов культуре // Синергетическая па¬радигма: многообразие поисков и подходов/ отв. ред. В.И. Аршинов, В.Г. Буданов, В.Э. Войцехович. - М., 2000. - 536 с.
119. Князева Е.Н. Случайность, которая творит мир // В поисках нового ми-ропонимания. - М., 1991.
120. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. - М.: Наука, 1994.
121. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика в контексте диалога восток- запад // Россия и современный мир. - М., 1995 - N3. - С.57-78.
122. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика и восток. Близость далекого // Альманах "Духовные истоки Японии".- М.: Толк., 1995. - С.273-312.
123. Ковалев А.М. Целостность и многообразие мира. - М., 1996. - 363с.
124. Коган Л.А. Жизнь и бессмертие// Вопросы философии. - М., 1994. - №12.-
С.39-49
125. Козлова М.С. Эволюционная судьба Homo sapiens // Человек..- М., 2000.-Вып. 1.- С. 46-56
126. Кон И.С. В поисках себя. - М.: Политиздат, 1984. - 339 с.
127. Конкин М.И. Биологические предпосылки мыслящего духа. - М.: Выс¬шая школа, 1998. - 124 с.
128. Коновалов Л.В. Счастье как классическая проблема философии// Во¬просы философии, 1982.- №8.- С. 142-146.

129. Красиков В.И. Этюды самосознания. - Кемерово: Кузбассвузиздат,
2000. - 404 с.
130. Крымский С.Б. Культурные архетипы, или Знание до познания. // При¬рода.- М.,1991. - №11.
131. Крюковский И.Н. Homo pulcher Человек прекрасный: Очерки теретиче- ской эстетики человека.- Мн.: Изд-во БПУ, 1983. - 303 с.
132. Кувакин В. А. Твой рай и ад. Человечность и бесчеловечность челове¬ка. - М., Алетейя, 1998. - 360 с.
133. Кузин А. М. Духовное начало во Вселенной //Вопросы философии. -М., 1998. - №8.- С.167-170.
134. Кузьмин В. П. Гносеологические проблемы системного знания. - М.: Знание, 1983. - 63 с.
135. Кузьмин М.В. Экстатическое время // Вопросы философии. - М, 1996. №2.
136. Кульбак С. Теория информации и статистика.- М.: Наука, 1967.- 408 с.
137. Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1976. - 288 с.
138. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей.
- СПб.: Б.С.К., 1998. - 115 с.
139. Кутырев В. А. Человек в мире: типы смысложизненных ориентации// Обществ, науки.- 1990.- №2.- С.119-133.
140. Кутырев В.А. Апология человеческого (предпосылки и контуры кон-сервативного философствования) // Вопросы философии. - М., 2003. - № 1. - 63-75.
141. Кучарьянц В. Песчинка человеческого «Я» во Вселенском мироздании // Альянс. 1998. № 8.
142. Кушнер Г. Дж. Стохастическая устойчивость и управление.- М.: Мир, 1969. -200 с.
143. Лейбниц Г.В. Соч. - М., 1982. Т.1.
144. Лем С. Сумма технологии. - М., 1968. - 665с.

145. Лесков Л.В. Семантическая Вселенная: МБК - концепция // Вестник Москв. ун-та. Сер. 7. Философия. - 1994. - № 4. - С. 12-26.
146. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001. - 412 с.
147. Лосев А.Ф. Дух //Философская энциклопедия. В 5-ти т. - М.,1970. - т. 2.
148. Мамардашвили М.К. О пространственно-временной феноменологии событий знания // Вопросы философии . - М., 1994.- №1.- С. 73-84.
149. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема. // Вопросы философии. - М.,1990. - №10.
150. Меннигер К. Война с самим собой: Пер. с англ. - М.: ЭКСМО-Пресс,
2000. - 479 с.
151. Меркин Д.Р. Введение в теорию устойчивости движения. - М.: Наука, 1976.- 320 с.
152. Мерло-Понти М. Око и дух. - М.: Искусство, 1992. - 63 с.
153. Моисеев Н. Н. Еще раз о проблеме коэволюции //Вопросы философии.
- М., 1998. - № 8. - С. 26-32.
154. Моисеев Н. Н. Современный рационализм. - М.: МНЭПУ, 1996. -376с.
155. Моисеев Н. Н. Универсальный эволюционизм. (Позиция и следствия) / Вопросы философии. - М., 1994. - № 3. - С. 3-28.
156. Моисеев Н. Н. Человек во Вселенной и на Земле //Вопросы философии.
- М.,1990. - №6. - С. 32-45.
157. Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству? - М., 1999.
158. Моисеев Н.Н. Идеи естествознания в гуманитарной науке // Человек. 1992. - №2
159. Моисеев Н.Н. Русский космизм и восстановление гуманистических традиций в науке и обществе // Общее дело: Сб. докладов, предст. на I Все- срюзные Федоровские чтения. - М. 1990.
160. Моисеев Н.Н. Современный антропоцентризм и цивилизационные раз¬ломы // Вопросы философии.- М., 1995. - №1.

161. Моисеев Н.Н. Стратегия переходного периода // Вестник РАН., 1995. Т65.- №4.
162. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 224 с.
163. Мостепаненко А.М. Проблема «возможных миров» в современной космологии // Вселенная, астрономия, философия. - М., 1988.-С. 54-77.
164. Мысливченко А. Г. Идея создания целостной концепции человека / Че¬ловек в системе наук. - М.: Наука, 1989. - С. 43-48.
165. Мысливченко А. Г. Человек как предмет философского познания. -М.: Мысль, 1975.- 190с.
166. Назаретян А. П. Интеллект во Вселенной: истоки, становление, пер¬спективы. Очерки междисциплинарной теории прогресса. -М.: Недра, 1991.¬
218 с.
167. Налимов В. В. Спонтанность сознания. - М.: Мысль, 1989. - 260 с.
168. Налимов В. В., Дрогалина Ж. А. Вероятностная модель бессознатель¬ного // Психологический журнал. - М., 1984 - Т. 6.
169. Налимов В.В. Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. - М.: Прометей, 1989.- 287 с.
170. Никитин Е. П. Духовный мир: органичный космос или разбегающаяся Вселенная? // Вопросы философии. - М., 1991. - № 8 - С. 3-12.
171. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Соч. В 2-х т. - М.: Мысль, 1990.
172. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М.: Мысль, 1990. - 237 с.
173. Носов Н.А Реальные нереальности // Человек. -1993. -№1.
174. Овчаренко В.И. Осознание бессознательного // Вопросы философии. - М., 2000. - № 10. - С. 33-36.
175. Орлова Н.А. Встреча с иным как встреча с самим собой: (Анализ поня¬тия энантиодромии в работах К.Г. Юнга) // Вопросы психологии. - М., 2000. -№ 3. - С. 82-93.
176. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? // Собр. соч. - М., 1991.

177. Пайтген Х.-О., Рихтер П.Х. Красота фракталов. - М., 1993.-250 с.
178. Панасенко О.А. Тождество самосознания как принцип рефлексии // Гуманитарные науки на современном этапе: проблемы научного поиска. - Воронеж, 1999.-С.21-27.
179. Панарин А. Внешняя среда и внутренний человек // Подъем. - Воро¬неж, 2000. - № 2. -С. 250-254.
180. Питирим, Митрополит Волоколамский и Юрьевский. Тело, душа и со¬весть // О человеческом в человеке. - М.: Политиздат, 1991. - С.343-357.
181. Плеснер X. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. - С. 96-151.
182. Поликарпов В.С. Наука и мистицизм в ХХ веке. - М., 1990. -202с.
183. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983. - 605с.
184. Постмодернизм. Энциклопедия. - М.: Интерпрессервис; Книжный Дом,
2001. - 1030с.
185. Постон Т., Стюарт И. Теория катастроф и ее приложения. - М.: Мир, 1980.- 608 с.
186. Прайс Д. де Солла. Малая наука, большая наука. В кн.: Наука о науке.
- М.: Прогресс, 1966, - С. 281-384.
187. Прибрам К. Языки мозга: Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии. - М.:Прогресс, 1975. - 312 с..
188. Пригожин И. Время, структура и флуктуации: Нобелевская лекция по химии 1977 года.- 1980.- 207 с.
189. Пригожин И. Природа, наука и новая рациональность // В поисках но¬вого миропонимания. - М., 1991.
190. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М., 1994.- 335 с.
191. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. - М.: Прогресс, 1991. - 431 с.
192. Психология судьбы. - Екатеринбург, 1994.-280 с.
193. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы: пер с англ.. - К.: Ника - Центр, 2001. - 560 с.

194. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. Изд-во 2-е, стерео¬типное. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 250с.
195. Ридьер Д. Астрология личности // Урания, 1991.- № 1.
196. Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. - М.: Высшая школа, 1977. - 263с.
197. Роот Н.И. Свобода как проблема саморефлексии // «Новые» и «вечные» проблемы философии. - Новосибирск, 1999. - С. 4-12.
198. Росциус Ю.В. Последняя книга Сивиллы? // Знак вопроса. - М., 1991. №2.
199. Рубинштейн М.М. О смысле жизни: В 2ч.- М., 1927.
200. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.: АН СССР, 1957. - 328 с.
201. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - М. 1973.
202. Рузавин Г. И. Синергетика и системный подход //Философские науки. - М., 1985. - № 5.
203. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. (Извлечения) // Науч. докл. высш. школы. Философ, науки. - 1989.-№2.- С.89-100.
204. Сартр Ж.-П. Избранные произведения: Пер. с фр. - М.: Республика,
1994. -496 с.
205. Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.-360 с.
206. Синай Я. Г. Случайность неслучайного.- Природа, 1981.- № 3.- С. 72¬
80.
207. Скворцов Л. В. Культура самосознания: Человек в поисках истины сво¬его бытия. - М.: Политиздат, 1989.- 53 с.
208. Скворцов Л.В. Культура самосознания как философская пробле- ма//Человек: образ и сущность. - М., 1990. № 1.- С.9-35
209. Скворцов Л.В. Гипотетический эзотеризм и гуманитарное самосозна¬ние: Избр. тр. / РАН ИНИОН. - М., 2000. - 298 с.
210. Скворцов Л.В. Что значит жить по истине? // Культурология: Дайджест №2 (21) / РАН ИНИОН. - М., 2002. - С. 110-183.

211. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX- начало XX века.- СПб.: Наука, 1995.-383 с.
212. Смысл жизни. Антология.- М.: Прогресс; Культура, 1994.- Вып.2.- 592 с.
213. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия// Собр. соч.- СПб., 1913. -Т.8.- 520 с.
214. Соловьев B.C. Смысл любви // Соч.: В 2т. - М., 1990.- Т.2. - С.493-547.
215. Соловьев В.С. Спор о справедливости: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс Харьков. Изд-во «Фолио», 1994. - 864с.
216. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. -543с.
217. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М.:Политиздат, 1972. -208с.
218. Спиркин А. Происхождение сознания. Гос. Изд-во политической лите-ратуры. - М. 1960.- 470 с.
219. Страх. Страсти человеческие. - М.: Алетейя, 1998. - 408 с.
220. Тейяр -де- Шарден Г. Божественная среда. - М., 1987.- 270 с.
221. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987. - 240 с.
222. Топоров Н.Н. Судьба и случай // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука 1994. -320с.
223. Тоффлер А. Футурошок. - СПб.: Лань, 1997. - 464 с.
224. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни.- М.: Республика, 1994.- 432 с.
225. Трубников Н.Н. Проблема времени в свете философского мировоззре¬ния // Вопросы философии. - М., 1978. - №2.
226. Уилер Дж. Выступление и дискуссии // Космология: теория и наблюде¬ния. - М., 1978.
227. Файдыш Е.А. Природа времени. Связь между настоящим и будущим // Сознание и физическая реальность. - М., 1998.- №4.
228. Федоров Н.Ф. Философия общего дела // Соч. - М., 1982.
229. Фейербах Л. Основные положения философии будущего// Избранные филос. про¬изв.: В. 2т.- М., 1955.- Т.1.- С. 134-204

230. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи / П.А. Флоренский. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. -640 с.
231. Флоренский П.А. Философия, наука, техника. - Л., 1989.- 450 с.
232. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художест¬венно-литературных произведениях. - М.: Прогресс, 1993.- 325 с.
233. Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. - М.: Изд-во «Республика», 1994.- 470 с.
234. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии.- М., 1990.- №6.-
С.69-131.
235. Франк С.Л. Человек и Бог (Из философского наследия) // Человек. -
1992. - № 1. - С.103-119.
236. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ, и нем.- М: Прогресс, 1990.-367 с.
237. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1996. - 256 с.
238. Фромм Э. Духовная сущность человека /Философские науки -М.,1990.- №№8, 9.
239. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992. - 430 с.
240. Фромм Э., Хирау Р. Предисловие к антологии "Природа человека"// Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990-С. 146-168.
241. Фуко М. // Постмодернизм. Энциклопедия. - М.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001.
242. Фуко М. Археология знания. - Киев, 1996.
243. Фуко М. Жизнь: опыт и наука. // Философские науки. - 1993. -№ 5.-
С.48-53.
244. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности// О человеческом в человеке.
— М.: Политиздат, 1991. - С. 195-206.
245. Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Республика,. 1993. - 447 с.
246. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме/Проблема человека в западной фи-лософии. - М.: Прогресс, 1988. - С. 314-356.
247. Хакен Г. Синергетика. - М.: Мир, 1980. - 404 с.

248. Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии// Вопросы философии. - М., 1996.- №9.- С.46-58.
249. Хлебников В. Доски судьбы. - М., 2000. - 300с.
250. Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии. - М., 1997. - №6.
251. Хоружий С.С. К антропологической модели третьего тысячелетия. // Вестн. Рос. гуманит. науч. фонда. - 2000. -№ 3. - С.18-36.
252. Хоружий С.С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта. // Вопросы философии. - М., 2003. -№ 1. С. 63-75.
253. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной. Космическая философия // Рус¬ский космизм. - М., 1993.
254. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. - М.: Республика, 1995. - 528 с.
255. Человек: образ и сущность. О душе. - М.: ИНИОН РАН, 1997. - 247 с.
256. Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса. - Калуга: Ассоц. "Калуга-Марс", 1992..
257. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. - М., 1973.
258. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотарания. - М., 1995.
259. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба человека// Обществ, науки и современность.- 1998.- № 1.- С. 175-183.
260. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. - Изд-во «Ось-89». 1998. - 205с.
261. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992.- 508 с.
262. Швырев В.С. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» (попытка современной оценки) // Вопросы философии. - М., 2001.
- № 2. - С.107-115.
263. Шелер М. Положение человека в Космосе /Проблема человека в запад¬ной философии. - М.: Прогресс, 1988. - с. 31-95.
264. Шеллер М. Ordo amoris (1914) // Избранные произведения - М. 1994.

265. Шестов Л. Апофез беспочвенности. - Л. 1991.
266. Шеллинг Ф.В. Соч.: В 2 т. - М., 1987.
267. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. - М., 1973.
268. Шкловский И.С. О возможности уникальности разумной Вселенной // Вопросы философии. - М., 1976- №9.
269. Шопенгауэр А. Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего су¬щества // Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992.
270. Шпеманн Р. Являются ли «естественно» и «неестественно» моралью ревалентные понятия?// Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. -
1993. - №4
271. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1979
272. Штайнер Р. Очерки тайноведения. - Ереван, 1992.
273. Щербаков А.С. Самоорганизация материи в живой и неживой природе: философские аспекты сиинергетики. - М.: МГУ, 1990.
274. Эпштейн М. Поступок и происшествие. К теории судьбы.// Вопросы философии. - М., 2000. - №9. - С.65-77.
275. Эпштейн М. Философия возможного.- СПб.: «Алетейя», 2001. - 334с.
276. Эшби У. Р. Введение в кибернетику. - М.: Изд-во иностр. лит. 1959.¬432 с.
277. Юдин Б. Г., Ясная Л. В. Когда надежды нет // Человек. - М., 1994. - №4.-С. 148-152.
278. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. - М.: Наука,
1978. -381 с.
279. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. - Мн.: ООО «Харвест», 2003. - 496 с.
280. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. - М., 1998.- № 1.- С. 138-150.
281. Юнг К.Г. Проблема души современного человека/Юнг К. Г. Архе¬тип и символ. - М., 1991. -С. 42-61.
282. Юнг К. Г. Психология бессознательного. - М.: Канон, 1994. - 320 с.

283. Юнг К.Г. Ответ Иову. - М.: ООО «Издательство АСТ», «Канон+»,
2001. - 395 с.
284. Ярцев В.В. Мир души. - Омск, 1999.- 301 с.
285. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории.
- М.: Республика, 1991. - С. 288-419.
286. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994.-527 с.
287. Grof S. The adventure of self-discovery.- Albany: State University of New York Press, 1988. - 240 с.
288. Hubscher A. Denker unserer Zeit. Munchen. 1958. T.1.
289. Jaspers K. Philosophie. Heidelberg. 1973.
290. Sartre J.-P.L’etre et neant. Essai d’ontologie phenomenologique. Ed. Galli- mard. P., 1968.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ