ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1. Понятие, основные принципы и цели жилищной политики 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование реализации жилищной
политики 12
1.3. Методы оценки реализации жилищной политики 19
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОЙ
ПОЛИТИКИ 34
2.1. Система управления реализацией жилищной политики на
муниципальном уровне 34
2.2. Анализ реализации жилищной политики в городах Российской
Федерации 41
2.3. Оценка эффективности реализации жилищной политики в городах
Российской Федерации 56
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОРОДАХ РФ 62
3.1. Проблемы и пути совершенствования жилищной политики в городах РФ 62
3.2. Зарубежный опыт реализации государственной жилищной политики и
возможность его применения в городах России 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время в Российской Федерации разработка механизма реализации жилищной политики является одним из приоритетных направлений.
Сегодня проблемы реализации жилищной политики являются настолько актуальными, что вряд ли найдется в России хоть одна семья, которой бы они не коснулись. Целенаправленное развитие жилищной сферы объясняется ее высокой значимостью в жизни людей, так как потребность человека в жилье относится к одной из базовых категорий, от которых зависит качество его жизни.
Необходимость совершенствования жилищной политики подтверждается тем, что на сегодняшний день существует масса нормативных документов в этой области, принятых как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом нередки случаи, когда нормативно-правовые документы противоречат друг другу, не учитывают комплексности проблемы, зачастую им не хватает системности и преемственности. Отсутствие эффективной модели взаимодействия центральной и региональной власти тормозит реформирование жилищной сферы. Все эти факторы и обусловили выбор темы данного исследования.
Характерной чертой жилищной политики является и то, что она оказывает влияние на социальную обстановку и в стране в целом, и в отдельных регионах. Люди предпочитают жить в благополучных регионах, где экономические вопросы и проблемы жилищной политики решаются лучше. В такой ситуации ответственность государства за социальную защиту граждан, включая обеспечение их достойным жильем, возрастает, и возникает необходимость в консолидации работы органов исполнительной и законодательной власти. Успех реализации жилищной политики, обеспечение граждан доступным и комфортным жильем в большой степени зависит от способности государства решать жилищные проблемы, привлекая
региональные и центральные власти, а также бизнес-сообщество и институты гражданского общества.
Таким образом, актуальность темы исследования объясняется остротой решения жилищных проблем граждан как на федеральном, так и на региональном уровнях, и необходимостью разработки предложений по стабилизации ситуации на жилищном рынке и по совершенствованию жилищной политики в городах России.
Для исследования нами были выбраны города, которые по данным Департамента социологии Финансового университета, действующего при Правительстве РФ попали в топ-10 городов рейтинга лучших городов России по уровню жизни в 2017 году.
Для анализа были выбраны города с численностью населения более одного миллиона человек, однако данные по Москве и Санкт-Петербургу в связи с их особым статусом городов федерального значения, а также с особенностями их экономического развития не рассматривались.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает государственная жилищная политика таких городов РФ как: Казань,
Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск и Челябинск.
Предметом исследования являются результаты реализации государственной жилищной политики в выбранных для исследования городах.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ жилищной политики городов, а также разработка предложений по её совершенствованию.
Для достижения данной цели, были поставлены и решены следующие задачи:
• рассмотреть понятие, основные принципы и цели жилищной политики;
• изучить нормативно-правовое регулирование реализации жилищной политики;
• определить методы оценки реализации жилищной политики;
• изучить систему управления реализации жилищной политики на муниципальном уровне;
• провести анализ современного состояния жилищной политики в городах Российской Федерации;
• дать оценку эффективности жилищной политики в городах Российской Федерации;
• обозначить проблемы и определить пути совершенствования жилищной политики в городах РФ;
• изучить зарубежный опыт реализации государственной жилищной политики с целью возможности его применения в городах России. Нормативную основу исследования составили: Конституция РФ, кодексы
РФ, такие как: Земельный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и др., программы, указы, постановления, статистические данные, а также региональные законодательные акты и постановления субъектов Российской Федерации - Республики Татарстан, Красноярского края, Свердловской, Новосибирской и Челябинской областей. Наряду с изучением законодательной базы была изучена учебная литература, а также материалы периодической печати, следующих авторов: Андроновой И.В, Бердовой Ю.С., Пилипенко Л.М., Бондалетова В.В., Бузырева В.В., Васкевич Т.В., Денисовой Е.С., Дроздова Г.Д., Карицкой Т.Ю., Пимкина С.Н., Торгаян Е.Е., Ульяновой О. Ю., Хазиева Р. М. и многих других. Вышеуказанные авторы в своих работах рассматривают вопросы гражданского, жилищного, земельного и градостроительного права, а также проблемы реализации жилищной политики в России.
Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и специальных методов познания, таких как: метод системного анализа и обобщения, диалектический метод, метод правового сравнения. Структура выпускной квалификационной работы:
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические основы жилищной политики; вторая глава содержит анализ практических аспектов реализации жилищной политики в городах РФ; в третьей главе определены
направления совершенствования механизма реализации государственной жилищной политики в городах РФ.
Решение жилищного вопроса в Российской Федерации относится к одной из самых острых социальных и политических проблем. Осуществление более эффективной жилищной политики в настоящее время происходит в рамках трансформации общества и требует системного анализа и серьезных доработках. Ситуация в жилищной сфере нуждается в применении новых современных подходов и принципов управления, особенно в регионах.
Состояние жилищного фонда и наличие доступного и комфортного жилья для различных категорий граждан наглядно отражают степень социальноэкономического развития страны, уровень жизни населения и социальный климат в обществе.
Подводя итог еще раз отметим, что жилищная политика — это составная часть социально-экономической политики страны, которая включает в себя комплекс взаимосвязанных целей, принципов, программ, механизмов и инструментов как государственной, так и муниципальной и общественной деятельности, которые содействуют повышению комфорта жилищных условий народа и предпринимательству в этой сфере. В Конституции нашей страны одной из стратегически важных целей жилищной политики является реализация права на жилье всеми слоями населения, оно осуществляет меры поддержки государства в первую очередь тех категорий граждан, которые самостоятельно не в состоянии решить жилищную проблему.
Реализация жилищной политики осуществляется всеми уровнями государственной власти. Так в каждом субъекте Российской Федерации существует разветвленная система органов государственной власти, к ведению которых отнесены вопросы жилищной сферы. Все они образуют единую масштабную сеть, которая позволяет эффективно решать актуальные проблемы граждан.
Право на жилище со стороны Российского государства гарантируется Конституцией РФ, Жилищным Кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.2008 года №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», Постановлением Правительства РФ от 17
декабря 2010 г. N 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы», Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 323 Об утверждении государственной программы российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Помимо Федерального законодательства права граждан на жилье реализуются посредством разного рода региональных и муниципальных законов и программ.
Проведенный во второй главе дипломного исследования, с помощью метода ранжирования, сравнительный анализ современного состояния жилищной политики в выбраных нами городах-миллионниках позволил сделать ряд выводов, а именно: наилучшая обстановка в области жилищной политики наблюдается в Екатеринбурге (итоговый ранг 9), благодаря детальной разработанности муниципальных жилищных программ, эффективной управленческой деятельности, а также соответствию объема комфортного жилья потребностям населения.
Второе и третье места занимают Казань (12) и Новосибирск соответственно (17), где достаточно высоки показатели реализации жилищной политки, и различных муниципальных программ, направленных на улучшение жилищных условий граждан. Необходимо отметить, что Казань показывает отличный результат по жилищной политике.
Далее занимая 4 и 5 места соответственно следуют Красноярск (итоговый ранг 21) и Челябинск (итоговый ранг 34), имеющие неплохие показатели, однако по общей сумме они уступают городам-лидерам.
К сожалению, не смотря на разработанность и масштабность нормативноправовой базы городов, в них остаются не решенными некоторые проблемы, такие как:
1) высокий уровень технического износа жилищного фонда, инженерной, дорожной и социальной инфраструктуры, недостаточный уровень ее развития;
2) недостаточный уровень благоустройства жилищного фонда и застроенных территорий;
3) недоступность для многих семей улучшения жилищных условий;
4) низкие объемы жилищного фонда социального использования, предоставляемого по договорам социального найма;
5) недостаточный объем предложения жилья эконом-класса, прежде всего малоэтажного.
Все они требуют скорейшей разработки и осуществления мероприятий по их решению.
Таким образом, на основании выявленных проблем нами были предложены рекомендации по совершенствованию жилищной политики в выбранных городах РФ. Для этого определены направления, в рамках которых необходимо осуществление комплекса мер, позволяющих полностью или частично решить вышеперечисленные проблемы.
Во-первых, необходимо проведение в значительных объемах капитального ремонта и реконструкции многоквартирных домов с использованием средств собственников жилья, кредитных продуктов банков и различных механизмов государственной поддержки инициативных собственников жилья в энергоэффективной модернизации многоквартирных домов. Решение этой задачи позволит создать более комфортную среду обитания граждан, снизить расходы на оплату энергоресурсов за счет повышения энергоэффективности жилых зданий.
Во-вторых, требуется скорейшее техническое обновление коммунальной инфраструктуры. Это позволит повысить качество предоставляемых населению коммунальных услуг, обеспечить высокую надежность их предоставления, создать технические и организационные возможности потребителю регулировать объемы потребляемых услуг и оплату по факту их потребления. Решение этой задачи связано с принципиальным улучшением инвестиционного климата в коммунальном секторе. Для снижения инвестиционных рисков особое внимание должно быть уделено формированию долгосрочной тарифной политики.
В-третьих, формирование цивилизованного рынка коммерческой аренды, в том числе институциональной станет эффективной мерой совершенствования жилищной политики. Отсутствие данного вида аренды на сегодняшний день ограничивает территориальную мобильность населения, что существенно снижает гибкость рынка труда. Доступность коммерческой аренды жилья в крупнейших городах, в совокупности с полной юридической защищенностью арендатора и собственника от мошенничества, позволит ускорить механизмы экономического развития за счет привлечения лучших специалистов и удержания собственного человеческого капитала.
В-четвертых, необходимо осуществить корректировку порядка переселения граждан из аварийного жилищного фонда в целях повышения эффективности бюджетных расходов, направляемых на ликвидацию указанного жилищного фонда.
В-пятых, необходимо планомерно перенимать позитивную зарубежную модель реализации жилищной политики, такую как совместное владение жильем - кондоминимум, а также создание общероссийской модели льготного ипотечного кредитования со следующими основными принципами:
• установление коридора расценок на типовое жилье, ориентированное на семьи с низкими и средними доходами;
• установление градации доходов семей по трем уровням (низкий, средний, высокий доход);
• установление сниженных процентных ставок на ипотечные кредиты;
• снижение первоначального авансового взноса либо его 36 субсидирование на возмездной основе;
• система налоговых льгот при покупке дешевого жилья и при его строительстве.
Данные рекомендации будут способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию жилищной политики в выбранных городах-миллионниках.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от
30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ (дата обращения
20.12.2018)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30.11.1994 года № 51-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/ (дата обращения
17.12.2018)
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 25.12.2018) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 51040/ (дата обращения
17.12.2018)
4. Жилищный кодекс РФ от 01.03.2005 г. Статья 14. «Полномочия органов
местного самоуправления в области жилищных отношений» // Справочноправовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 51057/f7cf276b178652f1dc 8307fe08b512a0b53ab1ef/ (дата обращения 15.12.2018)
5. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 № 136-ФЗ: по сост. на 3 июля 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.
6. Федеральный закон от 24.07.2008 года №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 78700/ (дата обращения
17.12.2018)
7. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» // Информационно-правовой портал «Гарант.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://base.garant.ru/12160258/ (дата обращения
05.10.2018)
8. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 «О
федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы» // Информационно-правовой портал «Гарант.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://base.garant.ru/57410677/ (дата обращения
05.10.2018)
9. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 323 Об утверждении государственной программы российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 162177/ (дата обращения
13.10.2018)
10. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662- р: по сост. на 8 августа 2009 г. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82134/ (дата обращения
16.01.2019)
12. Постановление Правительства Свердловской области № 2163 от 31.10.2016 Об утверждении Муниципальной программы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования «город Екатеринбург» на 2017 — 2020 годы / [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: https://екатеринбvрг■рф/официально/докvменты/постановления/п 2016/1824 2 (дата обращения 01.03.2019)
13. Постановление Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года N 349-П О государственной программе Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Челябинской области" на 2014 - 2020 годы (с изменениями на 29 декабря 2018 года) / [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: http://docs.cntd.ru/document/422403473 (дата обращения 01.03.2019)
14. Распоряжение 62 администрации города Красноярска от 12.01.2012 N 4-Ж
(в ред. от 13.03.2017) Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) по категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц» / [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: http://admkrsk.ru (дата
обращения 05.03.2019)
15. Анализ социально - экономического развития Казани / [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: http: //www.kzn.ru/old/upload/wvsiwyg/Отчет- 2016 .pdf (дата обращения 09.10.2018)
16. Андронова И.В., Зимин В.А. Реализация государственной жилищной политики в регионе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 11-2. - С. 283-288.
17. Бердова Ю.С., Пилипенко Л.М. Реализация государственной жилищной политики: региональный аспект // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 150.
18. Бессонов В.Е. Методика оценки и формирования социальных жилищных программ. Финансы и кредит. - 2014. - № 5 (389). - С. 68-76.
19. Бондалетов В.В., Романенко К.Н. Государственная жилищная политика: сущность, содержание и принципы / В.В.Бондалетов, К.Н. Романенко // Материалы Ивановских чтений. - 2017. - № 1 (10). - С. 20.
20. Бугров О.Б. Жилищная политика и инновационное развитие жилищностроительной сферы / О.Б. Бугров // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 8 (35). - С. 20-23.
21. Бузырев В.В., Дубровская И.В. Реализация жилищной политики в России: перспективы и риски // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 3. - С. 239.
22. Васкевич Т.В. Инструменты оценки эффективности реализации региональной ипотечной политики / «Новые технологии». - 2013. - № 1. - С. 35-42.
23. Денисова Е.С. Особенности земельных отношений при предоставлении земельных участков под строительство жилья в РФ / Е.С. Денисова, И.А. Романюк, К.В. Николаева // Современные проблемы науки и образования. -
2015. - № 1-1. - С.221-227.
24. Дробышевская Л.Н. Государственная политика в жилищной сфере: современные подходы и принципы управления / Л.Н. Дробышевская, Т.В. Васкевич // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2015. - № 2 (160). - С. 186-195.
25. Дроздов Г.Д. Формы стратегического партнерства государства и бизнеса в региональной жилищной политике / Г.Д. Дроздов, Р.В. Василенко // Техникотехнологические проблемы сервиса. - 2015. - № 4 (34). - С. 99-101.
26. Жилищное право Российской Федерации : учебник / И. Л. Корнеева. 2014 - 457 с.
27. Карицкая Т.Ю. Особенности управления жилищной политикой на муниципальном уровне / Т.Ю. Карицкая // В сборнике: Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики Материалы IV международной научно- 62 практической конференции. - 2016. - С. 157-161.
28. Краснова Т.Г., Галазова С.С. Оценка эффективности региональной жилищной политики Журнал Экономические и гуманитарные науки. - 2015. - № 11 (286). - С. 56-60.
29. Кораблев М.М. Нормативно-правовые аспекты управления жилищной
политикой / М.М. Кораблев // В сборнике: Актуальные вопросы
образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции: в 11 частях. - 2014. - С. 77-80.
30. Корнеева И.Л. О понятии «жилищная политика» / И.Л. Корнеева // Вестник МИЭП. - 2016. - № 1 (22). - С. 52-65
31. Коростин С.А. Организационно-методическое обеспечение стимулирования малоэтажного домостроения в жилищной политике региона / С.А. Коростин // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 728.
32. Коростин С.А. Перспективы пригородного жилья в жилищной политике региона/ С.А. Коростин // В сборнике: Инновационные исследования: общество, экономика, техносфера Сборник научных трудов по материалам Международных научно-практических конференций научной сессии «Декабрьские Международные научные чтения». - 2016. - С. 57-59.
33. Ломовцева Н.Н., Мокеева Т.А. Законодательные основы регулирования государственной жилищной политики в Российской Федерации и их развитие / Н.Н.Ломовцева, Т.А. Мокеева // Актуальные вопросы экономики и современного менеджмента сборник научных трудов по итогам III международной научно-практической конференции. - 2016.- С. 221-225.
34. Лопаткин, Н. Т. - Жилищная реформа - состояние и перспективы развития / Н. Т. Лопаткин // Жилищное и коммунальное хозяйство. - 2014. - № 2. - 12 с.
35. Лубашев Е.А. Оценка уровня социально-экономического развития регионов,
полученная на основе сравнительного анализа данных различных источников. Инновационная деятельность в регионах / [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: https://cvberleninka.ru/article/v/otsenka-
urovnva-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiva-rossivskih-regionov- poluchennaya-na-osnove-sravnitelnogo-analiza-dannyh (дата обращения
09.04.2019)
36. Милоенко Е.В. К вопросу обеспеченности жилищной инфраструктурой сельских территорий Тюменской области / Е.В. Милоенко // Научное обозрение. - 2015. -№ 2. - С. 196-198.