Введение 3
1. Экономико-правовые основы бюджетного финансирования
инвестиционных расходов 6
1.1. Бюджетные средства как источник финансирования инвестиций, их
роль 6
1.2. Организационно-правовые основы предоставления бюджетных
инвестиций 12
1.3. Бюджетные инвестиции в структуре расходов бюджетов субъектов
Российской Федерации: современная оценка 20
2. Региональный инвестиционный процесс и роль бюджета субъекта
Российской Федерации в его финансовом обеспечении 25
2.1. Инвестиционное развитие Республики Татарстан: основные
направления инвестиций и источники их финансирования 25
2.2. Анализ расходов бюджета Республики Татарстан инвестиционного
характера: динамика, структура, источники финансирования 33
2.3. Порядок предоставления бюджетных инвестиций за счет средств
бюджета Республики Татарстан 40
3. Эффективность бюджетных инвестиций субъекта Российской Федерации 46
3.1. Методические и прикладные аспекты оценки эффективности
бюджетных инвестиций субъекта Российской Федерации 46
3.2. Направления повышения эффективности бюджетных инвестиций
субъекта Российской Федерации 58
Заключение 64
Список использованных источников 71
Приложения
Инвестиции играют немаловажную роль в социально-экономическом развитии как всей страны, так и отдельных ее регионов. Они обеспечивают приток капитала в экономику, повышая экономическую активность, открывая возможности для расширенного воспроизводства и в конечном итоге стимулируя повышение уровня жизни населения. Среди общего объема инвестиций в рамках отдельно взятой территории особое место занимают бюджетные инвестиции.
Бюджетным инвестициям принадлежит значимая роль в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Во-первых, данный тип инвестиций предназначен для увеличения стоимости активов, находящихся в государственной или муниципальной собственности - а наличие активов является обязательным условием реализации соответствующим публично-правовым образованием возложенных на него функций, в том числе с точки зрения возможности увеличения доходов бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности. Возрастание доходных поступлений в бюджет в результате осуществления бюджетных инвестиций отражает бюджетную эффективность бюджетных инвестиций, однако они имеют также и социальную значимость: например, в тех случаях, когда бюджетные инвестиции необходимы для создания объектов общественной инфраструктуры или обеспечивают достижение определенных целевых показателей социально-экономического развития в рамках государственных или муниципальных программ.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена именно тем, что бюджетные инвестиции имеют особое значение для общественного развития, выполняя двойственную функцию по достижению как бюджетного, так и социального эффекта.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование практики предоставления бюджетных инвестиций за счет средств бюджета субъекта РФ на примере Республики Татарстан и оценка их эффективности.
Исследование включает в себя следующие задачи:
- охарактеризовать роль бюджетных средств как источника финансирования инвестиций в Российской Федерации;
- изучить организационно-правовые основы предоставления бюджетных инвестиций в Российской Федерации;
- оценить роль, структуру и динамику бюджетных инвестиций в расходах бюджетов субъектов Российской Федерации;
- охарактеризовать инвестиционное развитие Республики Татарстан;
- проанализировать динамику, структуру и источники финансирования расходов бюджета Республики Татарстан инвестиционного характера;
- изучить порядок предоставления бюджетных инвестиций за счет средств бюджета Республики Татарстан;
- изучить методические аспекты оценки эффективности бюджетных инвестиций субъектов Российской Федерации;
- оценить эффективность бюджетных инвестиций Республики Татарстан;
- определить основные направления повышения эффективности бюджетных инвестиций субъекта Российской Федерации.
Объектом исследования выступают бюджетные инвестиции Республики Татарстан.
Предметом исследования являются порядок предоставления бюджетных инвестиций Республики Татарстан и их эффективность.
В ходе исследования использовались материалы производственной (преддипломной) практики в Министерстве финансов Республики Татарстан.
Информационная база исследования включает статистические сборники, международные нормативные правовые акты, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Республики Татарстан, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации,
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, годовые отчеты Федерального казначейства, отчеты Министерства земельных и
имущественных отношений РТ и Министерства экономики РТ, отчеты о научно-исследовательской работе, научные работы Веретенниковой О.В., Ёлоховой И.В., Дубровской Ю.В. и других.
Методы исследования, применяемые в работе, включают анализ, синтез, метод обобщения, метод сравнения, исторический метод, метод
классификации, экономико-математические методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
На данный момент в Бюджетном кодексе РФ используется понятие “бюджетные инвестиции”, которое определяется как бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, бюджетные инвестиции подразделяются на два вида:
- бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности;
- бюджетные инвестиции, предоставляемые юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями.
Первый вид бюджетных инвестиций предполагает либо создание объекта капитального строительства, либо приобретение объекта недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.
Второй вид бюджетных инвестиций предоставляется юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями. Предоставление этого вида бюджетных инвестиций влечет возникновение государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов соответствующих юридических лиц. Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам могут предоставляться в целях создания такими юридическими лицами объектов капитального строительства и (или) приобретения ими объектов недвижимого имущества, а также в целях предоставления такими юридическими лицами взноса в уставные (складочные) капиталы их дочерних обществ и (или) приобретения такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества.
В соответствии с данными Федерального казначейства об исполнении бюджетов субъектов РФ, бюджетные инвестиции составили в 2017 году 7 % от совокупного объема расходов региональных бюджетов. Из них чуть более 6 % приходится на бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности и менее 1 % на бюджетные инвестиции иным юридическим лицам, что свидетельствует о преобладающем значении первого вида бюджетных инвестиций.
Республика Татарстан занимает одно из лидирующих положений в своем федеральном округе по показателям объема инвестиций в основной капитал (в том числе на душу населения) и объема поступивших иностранных инвестиций. При этом немаловажную роль в финансировании инвестиций в регионе играют средства бюджета РТ, чья доля в общем объеме инвестиций в основной капитал в регионе к 2017 году составила 7,5 %.
На бюджетные инвестиции ежегодно приходится разная доля в общем объеме расходов бюджета РТ (например, чуть более 6 % в 2017 г. и более 17 % в 2018 г.). При этом бюджетные инвестиции стабильно занимают значимое место в общем объеме расходов бюджета РТ инвестиционного характера (от 58 % в 2015 году до 66 % в 2018 году от общего объема расходов бюджета РТ инвестиционного характера, включающих в себя помимо бюджетных инвестиций субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности и закупки товаров, работ, услуг в целях проведения капитального ремонта государственного имущества). В 2015-2017 гг. объем бюджетных инвестиций республики имел тенденцию к снижению (за рассматриваемый период произошло снижение с 24510,3 млн. руб. до 14596,4 млн.руб., то есть на 40%), однако в 2018 году данный показатель вырос на 50% в сравнении с 2017 годом, составив 36387,6 млн.руб.
Наибольший объем бюджетных инвестиций РТ приходится на бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности (около 90 % общего объема бюджетных инвестиций РТ в 2018 году). При этом наибольшая доля бюджетных инвестиций РТ осуществляется в рамках разделов классификации расходов «Национальная экономика» (более 50 % в 2016 году, чуть менее 20 % в 2018 году) и «Образование» (менее 17 % в 2016 году и более 50 % в 2018 году), что характерно также и для расходов бюджета РТ инвестиционного характера в целом.
Финансирование бюджетных инвестиций РТ происходит преимущественно за счет собственных налоговых и неналоговых доходов бюджета РТ. За счет средств федерального бюджета в 2015-2018 гг. финансировалось не более 3 % общего объема расходов бюджета РТ инвестиционного характера и менее 5 % общего объема бюджетных инвестиций РТ.
Существуют различные подходы к оценке бюджетной и социальной эффективности бюджетных инвестиций. В соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов, применяемыми в Республике Татарстан, прямая годовая бюджетная эффективность представляет собой отношение ежегодных дополнительных поступлений в бюджет Республики Татарстан к величине выделенных бюджетных средств. Социальная же эффективность сложнее поддается оценке, так как зачастую социальный эффект затруднительно выразить в финансовых показателях. В некоторых подходах предусматривается осуществление стоимостной оценки нефинансовых показателей социального эффекта или его выражение через денежные потоки. В других методиках оценка социальной эффективности бюджетных инвестиций производится путем сопоставления целей таких инвестиций с приоритетами социально-экономического развития или политики органов власти соответствующего публично-правового образования. В иных случаях социальная эффективность может оцениваться посредством сравнения фактических и плановых показателей проекта, предусматривающего осуществление бюджетных инвестиций. Также существуют различные способы балльной оценки на основе соответствия различных характеристик проекта установленным в методике критериям эффективности.
Эффективность общего объема бюджетных инвестиций региона в целом трудно поддается оценке. На практике чаще возникает необходимость в оценке эффективности бюджетных инвестиций в рамках отдельной государственной программы. В качестве примера можно рассмотреть государственную программы РТ «Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014-2022 годы».
Бюджетные инвестиции в рамках государственной программы “Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014-2022 годы” за период 2014-2018 гг. продемонстрировали удовлетворительную бюджетную
эффективность, рассчитанную в соответствии с Методическими
рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов, применяемыми в Республике Татарстан. Уровень бюджетной эффективности даже превышает запланированные в государственной программе значения. Основной причиной этого является превышение плановых значений объема налоговых поступлений от реализации программы при отсутствии соответствующего роста бюджетных инвестиций.
Рассчитанный посредством сравнения фактических и плановых значений целевых показателей уровень социальной эффективности бюджетных инвестиций, осуществленных в рамках государственной программы, является невысоким в среднем за период 2014-2018 гг. (чуть более 80% согласно используемой методике). Наименее социально эффективными являются бюджетные инвестиции в рамках подпрограмм «Развитие железнодорожной инфраструктуры на 2014-2022 гг.» и «Развитие автомобильного, городского электрического транспорта, в том числе метро, на 2014-2022 гг.», «Развитие речного транспорта, внутренних водных путей и речных портов на 2014-2022 гг.». Это связано с тем, что по ряду целевых индикаторов в течение рассматриваемого периода наблюдается систематическое недостижение плановых показателей. Для повышения эффективности бюджетных инвестиций в рамках государственной программы можно рекомендовать уделить основное внимание повышению качества планирования бюджетных инвестиций и предполагаемой отдачи от них (в виде как налоговых поступлений, так и достижения целевых показателей государственной программы). Особенно же важно выявить причины недостаточной степени достижения целевых индикаторов по наименее социально эффективным подпрограммам.
В сфере осуществления бюджетных инвестиций субъектами РФ наблюдается ряд общих проблем.
Во-первых, при реализации проектов, на которые выделяются бюджетные инвестиции, возникают трудности с соблюдением запланированных сроков и объемов затрат, что в первую очередь связано с несовершенством законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Действующая система государственного заказа является сложной и недостаточно гибкой. Особенно актуальной эта проблема становится при выделении бюджетных инвестиций на создание объектов капитального строительства - сложность процедур отбора подрядчиков и заключения с ними контрактов обуславливает удлинение сроков завершения капитального строительства и в некоторых случаях - его удорожания. Для решения данной проблемы представляется необходимым упрощение процедур отбора подрядчиков и разработчиков проектно-сметной документации, а также заключения с ними государственных контрактов.
Во-вторых, проблемным является вопрос о приоритетности того или иного вида эффективности бюджетных инвестиций. Проблема в том, что не всегда ясно, на какой именно эффект прежде всего нацелена та или иная бюджетная инвестиция, при том что именно приоритеты инвестиционного проекта позволяют принимать решение о его обоснованности и эффективности. В связи с этим прослеживается необходимость в четком определении приоритетности того или иного вида эффекта от реализации инвестиционного проекта при принятии решения об осуществлении соответствующих бюджетных инвестиций.
В-третьих, для субъектов РФ не существует единой методики оценки эффективности бюджетных инвестиций, что не позволяет сравнивать инвестиционные проекты разных публично-правовых образований. Для решения данной проблемы требуется унификация методик оценки эффективности бюджетных инвестиций во всех публично-правовых образованиях.
В-четвертых, в рамках проектов, предусматривающих бюджетные инвестиции, зачастую все риски ложатся на бюджет субъекта РФ. Для того, чтобы распределить риск между несколькими участниками, может использоваться институт государственно-частного партнерства. Указанная форма взаимодействия позволяет не только увеличить объем привлекаемых на реализацию мероприятий финансовых ресурсов, но и разделить связанные с ними риски между государственным и частным партнерами. Кроме того, привлечение частного сектора к реализации общественно значимых проектов может обеспечить повышение их эффективности.
Принятие мер по решению проблем в сфере осуществления бюджетных инвестиций субъектов РФ позволит создать условия, при которых будут достигаться более высокие уровни бюджетных и социальных эффектов от реализации инвестиционных проектов и программ, предусматривающих осуществление бюджетных инвестиций за счет средств региональных бюджетов.
1. Конвенция Содружества независимых государств о защите прав
инвесторов от 28.03.1997 г. (редакция от 23.12.1998 г.) // СПС
КонсультантПлюс;
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 145- ФЗ (редакция от 15.04.2019 г.) // СПС КонсультантПлюс;
3. Федеральный закон от 26.11.1998 года N 181-ФЗ «О Бюджете развития Российской Федерации» (редакция от 23.12.2003 г.) // СПС КонсультантПлюс;
4. Федеральный закон от 25.02.1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (редакция от 25.12.2018 г.) // СПС КонсультантПлюс;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 г. N 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения» (редакция от 30.12.2018 г.) // СПС КонсультантПлюс;
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 г. N 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы» (редакция от 26.03.2019 г.) // СПС КонсультантПлюс;
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 г. N 117-р “Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах» (редакция от 31.01.2019 г.) // СПС КонсультантПлюс;
8. Методические рекомендации по оценке эффективности
инвестиционных проектов - утв. Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству 21.06.1999 г. N ВК 477 (редакция от 21.06.1999 г.) // СПС КонсультантПлюс;
9. Бюджетный кодекс Республики Татарстан от 28.04.2004 г. N 35-ЗРТ (редакция от 01.03.2019 г.) // СПС КонсультантПлюс;
10. Постановление Администрации Тамбовской области от 29.06.2007 г. N 738 “Об утверждении порядка оценки эффективности инвестиционных проектов, планируемых к реализации за счет средств областного бюджета, и порядка включения в областную адресную инвестиционную программу расходов на осуществление новых инвестиционных проектов” (редакция от
03.05.2011 г.) // СПС КонсультантПлюс;
11. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
29.12.2007 г. N 805 “Об утверждении порядка формирования и реализации программ, предусматривающих бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений в основные средства государственных учреждений и государственных унитарных предприятий за счет средств бюджета Республики Татарстан и субсидии муниципальным образованиям Республики Татарстан на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности и об установлении переходных положений по осуществлению бюджетных инвестиций” (редакция от 01.06.2015 г.) // СПС КонсультантПлюс;
12. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
31.12.2012 г. N 1199 “Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и ведомственных целевых программ и перечня государственных программ Республики Татарстан” (редакция от 26.04.2019 г.) // СПС КонсультантПлюс;
13. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
24.05.2013 г. N 347 “Об утверждении Правил проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств бюджета Республики Татарстан, направляемых на капитальные вложения” (редакция от 15.08.2018 г.) // СПС КонсультантПлюс;
14. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
20.12.2013 г. N 1012 “Об утверждении Государственной программы “Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014 - 2022 годы” (редакция от 08.04.2019 г.) // СПС КонсультантПлюс;
15. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
21.11.2015 г. N 885 “Об утверждении Правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Республики Татарстан за счет средств бюджета Республики Татарстан” (редакция от 14.12.2016 г.) // СПС КонсультантПлюс;
16. Постановление Правительства Сахалинской области от 19.04.2011 г. N 136 “Об утверждении Порядка оценки эффективности использования бюджетных инвестиций, направляемых в форме капитальных вложений” (редакция от 05.04.2018 г.) // СПС КонсультантПлюс;
17. Приказ Комитета государственного финансового контроля Санкт- Петербурга от 19.01.2018 г. N 3-н “Об утверждении Методических рекомендаций по определению показателей результативности использования юридическими лицами бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга и оценке их достижения” (редакция от
19.01.2018 г.) // СПС КонсультантПлюс;
18. Приказ Министерства финансов Республики Бурятия, Министерства экономики Республики Бурятия от 13.08.2009 г. N 155/48 “Об утверждении Методики оценки бюджетной, социальной и экологической эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов» (редакция от 13.08.2009 г.) // СПС КонсультантПлюс;
Статистические материалы
19. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы,
тенденции. 2018 - стат. сб. / Росстат. - М., 2018. - 58 с.;
20. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018 - стат. сб. / Росстат. - М., 2018. - 1162 с. ;
21. Республика Татарстан: стат. сборник 2017 г. - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан - г. Казань, 2018. - 317 с.;
22. Республика Татарстан, 2018, статистический справочник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан - г. Казань, 2018. - 47 с.;
Отчеты о научно-исследовательской работе
23. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по оценке эффективности планируемых и реализуемых бюджетных инвестиций: Итоговый отчет о НИР / Дмитришина Е.В. - АНО “Институт реформирования общественных финансов”. - М., 2007 - 128 с.;
Печатная периодика
24. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / под общей ред. Д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. - 448 с.
25. Веретенникова О.В. Методические подходы к оценке эффективности использования инвестиций для воспроизводства регионального социума / О.В. Веретенникова // Региональная экономика: теория и практика. - № 24 (399). - М., 2015. - с. 23-34;
26. Ёлохова И.В. Особенности оценки эффективности бюджетных инвестиций в России / И.В. Ёлохова, Ю.В. Дубровская // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - № 17 (43). - Пермь, 2012. - с. 97-115;
Электронные ресурсы
27. 44-ФЗ: идеальных законов не бывает - интернет-журнал
“Бюджет.т” [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://buiet.ru/article/375090.php ;
28. Государственная программа «Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014 - 2022 годы» - официальный сайт Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mindortrans.tatarstan.ru/rus/gosudarstvennava- pro gramma-razvitie-transportnoy.htm ;
29. Консолидированные бюджеты регионов: рекордные профициты, дотации и сдержанные инвестиции. - информационный портал «Бюджет.ru» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bujet.ru/article/369993.php ;
30. Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - Исполнение бюджета - официальный сайт Федерального казначейства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ispolnenie- bvudzhetov/konsolidirovannve-bvudzhetv-subektov/ ;
31. Консолидированный отчет о кассовых поступлениях и кассовых
выбытиях (ф. 0503152) - Годовой отчет об исполнении бюджета - Бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты - официальный сайт Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tatarstan.roskazna.ru/ispolneme-bvudzhetov/bvudzhetv-
subektov-rf-i-mestnve-bvudzhetv/godovov-otchvet-ob-ispolnenii-bvudzheta/ ;
32. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (бюджетная эффективность) - Официальный сайт Центра экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cesi.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub 24440.doc ;
33. Об итогах работы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в 2013 году - Коллегии министерства - официальный сайт Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mzio.tatarstan.ru/rus/ob-itogah-raboti-ministerstva-zemelnih-i-620126.htm ;
34. Об итогах работы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в 2014 году - Коллегии министерства - официальный сайт Министерства земельных и имущественных отношений
Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://mzio.tatarstan.ru/rus/ob-itogah-raboti-ministerstva-zemelnih-i.htm ;
35. Об итогах работы Министерства земельных и имущественных
отношений Республики Татарстан в 2015 году - Коллегии министерства - официальный сайт Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://mzio.tatarstan.ru/rus/ob-itogah-raboti-ministerstva-zemelnih-i-818737.htm