Содержание детских страхов современных дошкольников и средства их коррекции (Психология образования, Омский Государственный Педагогический Университет)
|
Выборка. Экспериментальная группа была сформирована в количестве 20 детей старшего дошкольного возраста от 5 лет 1 месяца до 6 лет 4 месяцев.
Есть приложения.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И СРЕДСТВ ИХ КОРРЕКЦИИ 6
1.1 Проблема страха у современных дошкольников как психологическое явление и подходы к его изучению 6
1.2 Социально-психологические факторы формирования страхов у дошкольников 10
1.3 Психолого-педагогические средства коррекции детских страхов 15
Выводы по Главе 1 20
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКИХ СТРАХОВ ДОШКОЛЬНИКОВ И СРЕДСТВ ИХ КОРРЕКЦИИ 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Характеристики страхов дошкольников 23
2.3 Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения 30
Выводы по Главе 2 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Есть приложения.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И СРЕДСТВ ИХ КОРРЕКЦИИ 6
1.1 Проблема страха у современных дошкольников как психологическое явление и подходы к его изучению 6
1.2 Социально-психологические факторы формирования страхов у дошкольников 10
1.3 Психолого-педагогические средства коррекции детских страхов 15
Выводы по Главе 1 20
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКИХ СТРАХОВ ДОШКОЛЬНИКОВ И СРЕДСТВ ИХ КОРРЕКЦИИ 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Характеристики страхов дошкольников 23
2.3 Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения 30
Выводы по Главе 2 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Актуальность исследования. Одна из важных проблем – это большое количество страхов и повышенный уровень тревожности у детей с дошкольного возраста. Испытывать страхи в детстве – это нормально, так как они обусловлены возрастными особенностями и со временем проходят. Но если неблагоприятные факторы продолжают влиять на ребенка, то вскоре страхи может закрепиться в качестве черты характера. В жизни ребёнка, которому присущи страхи, присутствует беспокойство, повышенная утомляемость, напряжённость, скованность, неуверенность, заниженная самооценка. Всё это ведёт к дальнейшему дисгармоничному развитию. Таким образом, одной из приоритетных задач работы психолога в дошкольном образовательном учреждении является помощь детям по преодолению страхов.
Страх поддается коррекции, поэтому важно как можно раньше заметить присутствуют ли они у ребенка и обратиться за психолого-педагогической помощью.
Степень изученности. Страхи как психологический феномен рассмотрен в научных трудах А.И. Захарова, И.М. Никольской, А.М. Прихожа и др. Причины и особенности проявления страхов у дошкольников представлены в отечественной психологии исследованиями, проведенными Л.М. Аболиным, Е.В. Козловой и др. Методы преодоления страхов у детей дошкольного возраста выявлены в научных трудах С.Н. Кайдаш, Е.В. Лизуновой, Л.В. Макшанцевой, М.А. Панфиловой.
Цель исследования: выявить содержание детских страхов дошкольников на ребёнка и определить эффективные средства их психолого-педагогической коррекции.
Объект исследования: детские страхи как психологическое явление.
Предмет исследования: содержание детских страхов современных дошкольников и эффективные психолого-педагогической средства их коррекции.
Задачи:
1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме детских страхов.
2. Изучить социально-психологические причины формирования детских страхов.
4. Выявить специфику содержания детских страхов современных дошкольников.
5. Определить эффективные средства коррекции страхов современных дошкольников.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста есть страхи, обусловленные социальным окружением и окружающей действительностью, которые поддаются коррекции.
Методы исследования: теоретические методы (анализ научной литературы, изучение документов, сравнение и обобщение научных данных); эмпирические методы (тестирование), методы количественного и качественного анализа.
В ходе работы были использованы методики такие как:
1. Методика для выявления детских страхов «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой,
2. Проективный рисуночный тест «Нарисуй свой страх» А.И. Захарова.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концепция определения причин возникновения страхов у детей дошкольного возраста – А.И. Захарова, А.М. Прихожан и др.;
- подходы к определению методов и форм преодоления страхов у детей дошкольного возраста – Е.В. Козловой, Е.Е. Малковой и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система работы может быть использована в психолого-педагогической практике воспитателями и психологами в ДОУ.
Структура работы: исследование работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений
Страх поддается коррекции, поэтому важно как можно раньше заметить присутствуют ли они у ребенка и обратиться за психолого-педагогической помощью.
Степень изученности. Страхи как психологический феномен рассмотрен в научных трудах А.И. Захарова, И.М. Никольской, А.М. Прихожа и др. Причины и особенности проявления страхов у дошкольников представлены в отечественной психологии исследованиями, проведенными Л.М. Аболиным, Е.В. Козловой и др. Методы преодоления страхов у детей дошкольного возраста выявлены в научных трудах С.Н. Кайдаш, Е.В. Лизуновой, Л.В. Макшанцевой, М.А. Панфиловой.
Цель исследования: выявить содержание детских страхов дошкольников на ребёнка и определить эффективные средства их психолого-педагогической коррекции.
Объект исследования: детские страхи как психологическое явление.
Предмет исследования: содержание детских страхов современных дошкольников и эффективные психолого-педагогической средства их коррекции.
Задачи:
1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме детских страхов.
2. Изучить социально-психологические причины формирования детских страхов.
4. Выявить специфику содержания детских страхов современных дошкольников.
5. Определить эффективные средства коррекции страхов современных дошкольников.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста есть страхи, обусловленные социальным окружением и окружающей действительностью, которые поддаются коррекции.
Методы исследования: теоретические методы (анализ научной литературы, изучение документов, сравнение и обобщение научных данных); эмпирические методы (тестирование), методы количественного и качественного анализа.
В ходе работы были использованы методики такие как:
1. Методика для выявления детских страхов «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой,
2. Проективный рисуночный тест «Нарисуй свой страх» А.И. Захарова.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концепция определения причин возникновения страхов у детей дошкольного возраста – А.И. Захарова, А.М. Прихожан и др.;
- подходы к определению методов и форм преодоления страхов у детей дошкольного возраста – Е.В. Козловой, Е.Е. Малковой и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система работы может быть использована в психолого-педагогической практике воспитателями и психологами в ДОУ.
Структура работы: исследование работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений
Несмотря на то, что ученые выдвигают десятки разнообразных гипотез о происхождении фобических тревожных расстройств, формула образования патологического страха в детском возрасте практически всегда одинаковая. Иррациональная навязчивая боязнь формируется у ребенка дошкольного возраста при наличии следующих компонентов:
- врожденная слабость нервной системы;
- предрасположенность к тревожным реакциям, доставшаяся по наследству;
- специфический портрет личности и наличие доминирующих черт, таких как впечатлительность, ранимость, подозрительность, склонность к длительным переживаниям ситуации, развитые способности к фантазированию;
- особенности среды, где проходит взросление;
- действие провоцирующего фактора.
Фундаментом для зарождения патологических реакций страха, в первую очередь, является неблагоприятная атмосфера в семье. Враждебные отношения, частые конфликты, ссоры между близкими родственниками лишают ребенка чувства безопасности и защищенности. Взросление в асоциальной среде формируют у дошкольника чувство ненужности и собственной никчемности.
В ходе исследования было изучены особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста. Анализ данных по методике выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой показал, что из всей выборки более половины детей имеют повышенный уровень страхов – средний (8 детей – 60%) и высокий (8 детей – 40%) уровни. Анализ результатов по методике А.И. Захарова «Нарисуй свой страх» показывает, что 8 (40%) старших дошкольников также имеют повышенный уровень страхов. Данный факт свидетельствует, что для современных детей старшего дошкольного характерен повышенный уровень тревожности и страхов.
Результаты свидетельствуют, что для современных детей среднего дошкольного характерен повышенный уровень тревожности и страхов.
Очень важно, чтобы ребенок дошкольного возраста чувствовал себя уверенно и комфортно в детском коллективе. Воспитатели и учителя должны всячески поощрять старания таких детей. Задача педагогов – не допустить, чтобы страдающий от страхов малыш стал объектом насмешек и встретил неприязнь со стороны ровесников. Благоприятная обстановка дома, в детском садике или школе позволит юной личности беспроблемно и безвредно пережить естественные возрастные тревоги.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
- врожденная слабость нервной системы;
- предрасположенность к тревожным реакциям, доставшаяся по наследству;
- специфический портрет личности и наличие доминирующих черт, таких как впечатлительность, ранимость, подозрительность, склонность к длительным переживаниям ситуации, развитые способности к фантазированию;
- особенности среды, где проходит взросление;
- действие провоцирующего фактора.
Фундаментом для зарождения патологических реакций страха, в первую очередь, является неблагоприятная атмосфера в семье. Враждебные отношения, частые конфликты, ссоры между близкими родственниками лишают ребенка чувства безопасности и защищенности. Взросление в асоциальной среде формируют у дошкольника чувство ненужности и собственной никчемности.
В ходе исследования было изучены особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста. Анализ данных по методике выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой показал, что из всей выборки более половины детей имеют повышенный уровень страхов – средний (8 детей – 60%) и высокий (8 детей – 40%) уровни. Анализ результатов по методике А.И. Захарова «Нарисуй свой страх» показывает, что 8 (40%) старших дошкольников также имеют повышенный уровень страхов. Данный факт свидетельствует, что для современных детей старшего дошкольного характерен повышенный уровень тревожности и страхов.
Результаты свидетельствуют, что для современных детей среднего дошкольного характерен повышенный уровень тревожности и страхов.
Очень важно, чтобы ребенок дошкольного возраста чувствовал себя уверенно и комфортно в детском коллективе. Воспитатели и учителя должны всячески поощрять старания таких детей. Задача педагогов – не допустить, чтобы страдающий от страхов малыш стал объектом насмешек и встретил неприязнь со стороны ровесников. Благоприятная обстановка дома, в детском садике или школе позволит юной личности беспроблемно и безвредно пережить естественные возрастные тревоги.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Роль привязанности в особенностях проявления страхов у дошкольников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ИГРОТЕРАПИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - СКАЗКОТЕРАПИЯ, КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2021 - Восприятие родителями стиля воспитания подростков в полных и не полных семьях (Московский Институт Психоанализа)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2022 - Методологический аспект влияние подвижных игр на развитие внимания у детей младшего школьного возраста (Теория и методика физической культуры и спорта, Пермский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет)
Курсовые работы, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - Групповое консультирование как средство психологической помощи младшим школьникам, испытывающим одиночество
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2021 - Деятельность педагога по подготовке детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, к обучению в школе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Игровые технологии в развитии двигательных способностей у детей с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2021



