Содержание детских страхов современных дошкольников и средства их коррекции (Психология образования, Омский Государственный Педагогический Университет)
Выборка. Экспериментальная группа была сформирована в количестве 20 детей старшего дошкольного возраста от 5 лет 1 месяца до 6 лет 4 месяцев.
Есть приложения.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И СРЕДСТВ ИХ КОРРЕКЦИИ 6
1.1 Проблема страха у современных дошкольников как психологическое явление и подходы к его изучению 6
1.2 Социально-психологические факторы формирования страхов у дошкольников 10
1.3 Психолого-педагогические средства коррекции детских страхов 15
Выводы по Главе 1 20
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКИХ СТРАХОВ ДОШКОЛЬНИКОВ И СРЕДСТВ ИХ КОРРЕКЦИИ 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Характеристики страхов дошкольников 23
2.3 Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения 30
Выводы по Главе 2 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Актуальность исследования. Одна из важных проблем – это большое количество страхов и повышенный уровень тревожности у детей с дошкольного возраста. Испытывать страхи в детстве – это нормально, так как они обусловлены возрастными особенностями и со временем проходят. Но если неблагоприятные факторы продолжают влиять на ребенка, то вскоре страхи может закрепиться в качестве черты характера. В жизни ребёнка, которому присущи страхи, присутствует беспокойство, повышенная утомляемость, напряжённость, скованность, неуверенность, заниженная самооценка. Всё это ведёт к дальнейшему дисгармоничному развитию. Таким образом, одной из приоритетных задач работы психолога в дошкольном образовательном учреждении является помощь детям по преодолению страхов.
Страх поддается коррекции, поэтому важно как можно раньше заметить присутствуют ли они у ребенка и обратиться за психолого-педагогической помощью.
Степень изученности. Страхи как психологический феномен рассмотрен в научных трудах А.И. Захарова, И.М. Никольской, А.М. Прихожа и др. Причины и особенности проявления страхов у дошкольников представлены в отечественной психологии исследованиями, проведенными Л.М. Аболиным, Е.В. Козловой и др. Методы преодоления страхов у детей дошкольного возраста выявлены в научных трудах С.Н. Кайдаш, Е.В. Лизуновой, Л.В. Макшанцевой, М.А. Панфиловой.
Цель исследования: выявить содержание детских страхов дошкольников на ребёнка и определить эффективные средства их психолого-педагогической коррекции.
Объект исследования: детские страхи как психологическое явление.
Предмет исследования: содержание детских страхов современных дошкольников и эффективные психолого-педагогической средства их коррекции.
Задачи:
1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме детских страхов.
2. Изучить социально-психологические причины формирования детских страхов.
4. Выявить специфику содержания детских страхов современных дошкольников.
5. Определить эффективные средства коррекции страхов современных дошкольников.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста есть страхи, обусловленные социальным окружением и окружающей действительностью, которые поддаются коррекции.
Методы исследования: теоретические методы (анализ научной литературы, изучение документов, сравнение и обобщение научных данных); эмпирические методы (тестирование), методы количественного и качественного анализа.
В ходе работы были использованы методики такие как:
1. Методика для выявления детских страхов «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой,
2. Проективный рисуночный тест «Нарисуй свой страх» А.И. Захарова.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концепция определения причин возникновения страхов у детей дошкольного возраста – А.И. Захарова, А.М. Прихожан и др.;
- подходы к определению методов и форм преодоления страхов у детей дошкольного возраста – Е.В. Козловой, Е.Е. Малковой и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система работы может быть использована в психолого-педагогической практике воспитателями и психологами в ДОУ.
Структура работы: исследование работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений
Несмотря на то, что ученые выдвигают десятки разнообразных гипотез о происхождении фобических тревожных расстройств, формула образования патологического страха в детском возрасте практически всегда одинаковая. Иррациональная навязчивая боязнь формируется у ребенка дошкольного возраста при наличии следующих компонентов:
- врожденная слабость нервной системы;
- предрасположенность к тревожным реакциям, доставшаяся по наследству;
- специфический портрет личности и наличие доминирующих черт, таких как впечатлительность, ранимость, подозрительность, склонность к длительным переживаниям ситуации, развитые способности к фантазированию;
- особенности среды, где проходит взросление;
- действие провоцирующего фактора.
Фундаментом для зарождения патологических реакций страха, в первую очередь, является неблагоприятная атмосфера в семье. Враждебные отношения, частые конфликты, ссоры между близкими родственниками лишают ребенка чувства безопасности и защищенности. Взросление в асоциальной среде формируют у дошкольника чувство ненужности и собственной никчемности.
В ходе исследования было изучены особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста. Анализ данных по методике выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой показал, что из всей выборки более половины детей имеют повышенный уровень страхов – средний (8 детей – 60%) и высокий (8 детей – 40%) уровни. Анализ результатов по методике А.И. Захарова «Нарисуй свой страх» показывает, что 8 (40%) старших дошкольников также имеют повышенный уровень страхов. Данный факт свидетельствует, что для современных детей старшего дошкольного характерен повышенный уровень тревожности и страхов.
Результаты свидетельствуют, что для современных детей среднего дошкольного характерен повышенный уровень тревожности и страхов.
Очень важно, чтобы ребенок дошкольного возраста чувствовал себя уверенно и комфортно в детском коллективе. Воспитатели и учителя должны всячески поощрять старания таких детей. Задача педагогов – не допустить, чтобы страдающий от страхов малыш стал объектом насмешек и встретил неприязнь со стороны ровесников. Благоприятная обстановка дома, в детском садике или школе позволит юной личности беспроблемно и безвредно пережить естественные возрастные тревоги.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] / Л. М. Аболин. – Москва : Инфра-М, 2011. – 411 с.
2. Аракелов, Г. Г. Психофизиологический метод оценки детских страхов [Текст] / Г. Г. Аракелов // Психологический журнал. – 2016. – Т. 18. № 2. – С. 102-113.
3. Арефьева, Т. А. Преодоление страхов у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Арефьева. – Нижний Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2017. – 456 с.
4. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В Г. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2006. – 672 с.
5. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве : норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав // Психологические исследования. – 2016. – №2. – С. 63-69.
6. Васягина, Н. Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей [Текст] / Н. Н. Васягина // Педагогическое образование в России. – 2015. – №2. – С. 56-58.
7. Вачков, И. В. Арт-терапия в работе детского психолога [Текст] / И. В. Вачков // Современное дошкольное образование. – 2016. – № 4 – С. 12-17.
8. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 874 с.
9. Гаспарова, Е. Страх у дошкольников [Текст] / Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 4. – С. 17-24.
10. Захаров, А. И. Ночные и дневные страхи у детей [Текст] / А. И. Захаров. – Москва : АСТ, 2016. – 129 с.
11. Изард, К. Эмоции [Текст] / К. Изард. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2013. – 398 с.
12. Изотова, Б. И. Эмоциональная сфера ребенка : Теория и практика [Текст] / Б. И. Изотова, Е. В. Никифирова. – Москва : ТЦ Сфера. 2015. – 165 с.
13. Кайдаш, С. Н. Психокоррекция эмоциональных нарушений [Текст] / С. Н. Кайдаш // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 112-116.
14. Козлова, Е. В. Страх – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации [Текст] / /Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей / Е. В. Козлова. – Ставрополь, 2015. – С. 16 – 20.
15. Котова, Е. О. О профилактике детских страхов [Текст] / Е. О. Котова // Ребенок в детском саду. – 2014. – № 4. – С. 52-55.
16. Лизунова, Е. В. Стресс как фактор риска здоровья детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Лизунова // Юный ученый. – 2016. – № 1. – 1 (4). – С. 30 – 32.
17. Макшанцева, Л. В. Страхи дошкольников. Изучение и профилактика [Текст] / Л. В. Макшанцева // Прикладная психология. – 2015. – №4. – С. 78-85.
18. Малкова, Е. Е. Детские страхи и развитие личности [Текст] / Е. Е. Малкова. – Санкт-Петербург : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. – 268 с.
19. Миланич, Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста [Текст] / Ю. М. Миланич. – Москва : АСТ, 2015. – 274 с.
20. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – Москва : АСТ, 2013 – 471 с.
21. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей [Текст] / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 547 с.
22. Новиковская, О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников [Текст] / О. А. Новиковская. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – С. 3-5.
23. Пасечник, Л. Детские страхи [Текст] / Л. Пасечник // Вопросы психологии. – 2014. – № 9. – С. 89–95.
24. Прихожан, А. М. Страхи детей и подростков : психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 304 с.
25. Репина, Т. А. Развитие эмоций в дошкольном возрасте [Текст] / Т. А. Репина // Мир психологии. – 2015. – №4. – С. 41-46.
26. Федосеева, М. А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии [Текст] / М. А. Федосеева. – Волгоград : Учитель, 2016. – 174 с.
27. Харитонова, Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста [Текст] / Н. Харитонова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №6. – С. 3-12.
28. Чернявская, В. С. Страхи дошкольников и стили родительского воспитания [Текст] / В. С. Чернявская, И. И. Обидион // Мир науки, культуры и образования. – 2015. – № 3. – С. 272-274.
29. Юрчик, Р. О. Эмоциональная сфера дошкольников [Текст] / Р. О. Юрчик // Молодой ученый. – 2015. – №3. – С. 124-131.
30. Яковлева, Н Г. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / Н. Г. Яковлева // Мир психологии. – 2011. – №2. – С. 36-42.