Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование речевого дыхания дошкольников с ринолалией

Работа №41513

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы70
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1094
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ринолалией 7
1.1. Значение дыхания в речеобразовании 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с
ринолалией 11
1.3. Сравнительный анализ развития речевого дыхания у детей без речевой
патологии и с ринолалией 16
1.4. Методы коррекции речевого дыхания в логопедической практике 20
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Организация и методы исследования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ринолалией 28
2.1. Экспериментальное исследование дыхательной функции у детей
старшего дошкольного возраста с ринолалией 28
2.2. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 29
2.3. Результаты констатирующего эксперимента 31
Выводы по 2 главе 35
Глава 3. Коррекционная работа по развитию речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ринолалией 37
3.1. Содержание логопедической работы по развитию речевого дыхания у
детей старшего дошкольного возраста с ринолалией 37
3.2. Результаты работы по развитию речевого дыхания у детей старшего
дошкольного возраста с ринолалией 48
Выводы по 3 главе 52
Заключение 54
Список литературы 58
Приложения 62


Актуальность исследования заключается в том, что речевое дыхание является основой звучащей речи, оно является источником образования звуков, а также голоса. Благодаря ему ребенок может правильно соблюдать паузы, а его речь сохраняет плавность.
Нарушения речевого дыхания у детей могут проявляться при различных нарушениях речи, но самое выраженное нарушение у детей с ринолалией. Такие проблемы могут выражаться в недостаточном объеме вдыхаемого воздуха непосредственно перед началом речи, в укороченном речевом выдохе либо в несформированности координаторных механизмов между дыханием и фонацией.
Изучением ринолалии занимались врачи, психологи, дефектологи. Первые работы по ринолалии были написаны врачами (Н.И. Пирогов, Н.В. Воронцовский, П. Субботин, М.И. Пайкин). В своих исследованиях они изучали: в какой степени размеры неба могут видоизмениться под влиянием оперативных вмешательств; какие показатели размеров неба благоприятствуют наиболее успешной логотерапии при гнусавости.
Физиологическое дыхание изучали Н. И. Жинкин, Ф. М. Фомичева, Э. Н. Малютин И.И. Левидов Ф.Ф. Заседателев, Л. Б. Дмитриев, Л. Д. Работнов,
В.Г. Ермолаев. Они рассмотрели типы дыхания, а также важность дыхательной системы для правильной вокализации.
Советские авторы (Ф.А. Рау, З. Г. Нелюбова, А. Г. Ипполитова) также занимались изучением ринолалии и в своих работах они указывали на необходимость логопедической помощи при формировании речевого дыхания при ринолалии как до, так и после операции.
Однако, в практике еще недостаточно изучено влияние игровых упражнений и дыхательной гимнастики на формирование речевого дыхания дошкольников с ринолалией.
Цель исследования - выявить особенности речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ринолалией, разработать комплекс игр и упражнений дыхательной гимнастики для формирования речевого дыхания и проверить его эффективность в процессе логопедической работы с дошкольниками с ринолалией.
Объект исследования - физиологическое и речевое дыхание дошкольников с ринолалией.
Предмет исследования - игры и упражнения для формирования речевого дыхания дошкольников с ринолалией.
Г ипотеза исследования - предполагается, что систематические использование игровых упражнений и дыхательной гимнастики сможет способствовать более быстрому и качественному формированию речевого дыхания дошкольников с ринолалией.
Задачи исследования:
1. Провести анализ медико-педагогической литературы по данной проблеме.
2. Выявить особенности речевого дыхания дошкольников с ринолалией.
3. Систематизировать игровые упражнения и дыхательную гимнастику для формирования речевого дыхания дошкольников с ринолалией,
4. Определить эффективность использования игровых упражнений и дыхательной гимнастики в формировании речевого дыхания дошкольников с ринолалией.
Методологической основой исследования являются теория о словесной регуляции деятельности (В. В. Лубовский); принципы анализа речевых нарушений (Р. Е. Левина); принципы коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и описание особенностей формирования речевого дыхания дошкольников с ринолалией на основе научных исследований,
- практические: анализ передового опыта по коррекции речевого дыхания у дошкольников с ринолалией, наблюдение, эксперимент,
- методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что разработанные игры и дыхательная гимнастика может быть использована в работе логопеда, воспитателей, а так же при занятиях с детьми с домашних условиях не только с детьми с ринолалией, а так же с детьми, имеющих другие нарушения речи.
Базой исследования выступил МБДОУ «Детский сад №14 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением - ринолалия.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве сорока источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дыхание в процессе речи называют речевым дыханием. По сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии оно имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями,
предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.
Ринолалия - это расстройство, при котором человек искажает звуки при их произношении. Оно возникает вследствие анатомических дефектов органов носоглотки и проявляется в виде нарушенной артикуляции и звукопроизношения разной степени выраженности. Ринолалию в просторечье также называют «гнусавость», так как человек с таким нарушением разговаривает в нос. Зачастую патология сопровождается лексическими и грамматическими нарушениями речи, расстройствами психологического характера и сложностями социализации.
Речевое дыхание дошкольников с ринолалией характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. У дошкольников преобладает верхнегрудное дыхание, которое сопровождается поднятием плеч, у многих детей наблюдается отсутствие умения экономного расходования речевого выдоха, а добор воздуха в процессе речи осуществляется перед каждым словом. У детей со стертой формой дизартрией речевой выдох ухудшается недостаточностью иннервации мышц диафрагмы. Недостатками речевого дыхания являются аритмичность вдоха - выдоха, слабость речевого и внеречевого выдоха, дискоординация выдоха, артикуляции и голосообразования (фонации).
Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки, а также артикуляционная гимнастика.
Нами было проведено исследование особенностей речевого дыхания у детей старшего возраста с ринолалией на базе на базе МБДОУ «Детский сад
№14 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани.
В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста с диагнозом - ринолалия (3 человека) и дети, не имеющие речевых нарушений (3 человека).
В результате констатирующего этапа исследования были выявлены следующие нарушения речевого дыхания у детей с ринолалией:
- Физиологическое дыхание у обследуемых детей характеризуется спастичностью дыхательной мускулатуры в процессе дыхания и связанную с этим судорожностью вдоха и выдоха. У детей наблюдается слабая дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха.
- У детей отмечается форсированное начало фазы выдоха, судорожность вдоха и выдоха, ослабленный речевой выдох. У детей наблюдается слабая целенаправленность воздушной струи.
- Фонационный (озвученный) выдох у этих детей обладает неравномерностью на протяжении фразы, а также уменьшенной длительностью.
- У детей выражены расстройства координации между дыханием, артикуляцией и фонацией, чрезмерный забор воздуха на фазе вдоха.
При произнесении фраз и текста речь у детей осуществляется на выдохе. Речевой выдох ослабленный.
У детей без речевых нарушений были обнаружены:
1. Диафрагмальный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха. Выдыхаемая воздушная струя сильная и целенаправленная.
2. Речь осуществляется на выдохе, объем речевого дыхания хороший.
Логопедическая работа по формированию речевого дыхания у детей
проводилась по пяти направлениям:
1 направление - улучшение функции внешнего дыхания ребенка.
2 направление - выработка у детей более глубокого вдоха и более
длительного выдоха.
3 направление - развитие фонационного (озвученного) выдоха.
4 направление - развитие речевого дыхания.
5 направление - тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста.
В процессе коррекционной работы были предложены игровые упражнения и дыхательная гимнастика для каждых этапов формирования речевого дыхания дошкольников с ринолалией.
После проведения логопедической работы с детьми был проведен контрольный эксперимент.
В целом у детей отмечается значительное улучшение характеристик речевого дыхания.
В результате проведения контрольного эксперимента были выявлены следующие улучшения характеристик речевого дыхания у обследуемых детей:
- У всех детей преобладает наиболее физиологичный тип дыхания диафрагмальный. Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха более четкая.
- У детей отмечается более глубокий вдох и более длительный выдох (увеличился на 4-5 секунд). Целенаправленность и сила воздушной струи увеличилась на 2-5 см
- Фонационный (озвученный) выдох у этих детей приобрел большую равномерность на протяжении фразы.
- Забор воздуха на фазе вдоха оптимальный.
Улучшение объема речевого дыхания при произнесении фраз и текста. Речь осуществляется на выдохе.
Выдвинутая гипотеза была подтверждена. В процессе работы над речевым дыханием, мы учитывали ведущую деятельность детей.
Полученные результаты доказали, что целенаправленная и систематическая коррекционно-развивающая работа по развитию речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ринолалией приводит к повышению уровня сформированности данной функции.



1. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ : Астрель, 2017. - 224 с.
2. Аюпова Е.Е., Степанова А.Г. Логоритмика в детском саду: Программа логоритмических занятий для детей дошкольного возраста. [Текст] / Е.Е. Аюпова, А.Г. Степанова. - Пермь, 2013. - 36 с.
3. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедический ритм // Методы работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. [Текст] / под ред. Г. В. Волкова. - СПб .: Питер, 2015 - 340 с.
4. Большакова, С.Е. Работа логопеда с дошкольниками, играми и упражнениями. [Текст] / / С.Е. Большаков. - М .: АПО, 2014. - 417 с.
5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детских садах. [Текст] / А.К. Бондаренко. - М .: Образование, 2014. - 160 с.
6. Веселова, Е. И. Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР: Часть 2 [Текст] / Е. И. Веселова, Е. М. Скрябин. - М .: Сфера,
2015. - 64 с.
7. Волкова Г.А. Логопедический ритм. [Текст] / Г.А. Волкова - М .: Образование, 2015. - 210с.
8. Волосовец Т.В., Агаева В.Е. Логопедическая работа при ринолалии (предоперационный период) // Логопедия: методические традиции и инновации [Текст] / Под ред. S.N. Шаховской, Т.В. Волосовец. М. - Воронеж, 2013, -С. 93-102
9. Гадасина, Л.Я., Ивановская О.Г. Логопедические занятия для детей 6-7 лет [Текст] / Л.Я., Гадасина .- СПб.: КАРО, 2014 - 176 с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] / А.Н. Гвоздев - М .: ГЕОДАР, 2014. - 213 с.
11. Глухов, В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., Корр. и добавить. [Текст] / В.П. Глухой. - М .: АРКТИ, 2014. - 168 с.
12. Горбунова, Е. Взаимосвязь тонких двигательных расстройств с нарушениями речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Горбунова, В. Юсупов, А. Артамонов // Дошкольное образование. - 2016. - №8. - п. 62-67.
13. Гришпун Б.М. Классификация нарушений речи [Текст] / Б.М. Гритттун // Логопедия. / Под ред. Волкова Л.С. - М .: ВЛАДОС, 2015. - С 4455.
14. Дедюхина, Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике: метод, учебное пособие [Текст] / Г.В. Дедюхин. - М .: Ирис-пресс, 2016. - 430 с.
15. Зайцева, Л.А., Азорина, А.Г. Ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми с врожденными расщелинами губ и неба [Текст] / Л.А. Зайцева, А.Г. Азорина. // Дефектология. - 2015. - № 1.
16. Ипполитова, А. Г. Открытая ринолалия: Учебник. пособие для студентов. факт пед. ин-т [Текст] / Под ред. ОН. Усанова. - М .: Образование, 2013. - 95 с.
17. Картушина, М.Ю. Логоритмика для детей. [Текст] / М.Ю. Картушин. - М .: ТЦ Сфера, 2015. - 332 с.
18. Кирсанова, Н. А. Краткий обзор совместных занятий по логитрике с детьми среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Н. А. Кирсанова, Ю. А. Козанова. Н. Суханова // Дошкольная педагогика. -
2016. - №5. - п. 36-38.
19. Логопедия. Методическое наследие: в 5 кн. [Текст] - М .: Владос, 2016 - 480 с.
20. Логопедия: учебник для студентов. факт пед. вузы [Текст] // Под ред. Л.С. Волкова С.Н. Шаховской. - М .: Гуманитарий. редактор Центр ВЛАДОС, 2016. - 680 с.
21. Логоритмика: Учеб. для шпильки. высшее образование. учреждения [Текст] / Г.А. Волков. - М .: Гуманитарий. Издательский центр ВЛАДОС,
2017. - 272 с.
22. Музыкальное воспитание детей с проблемами развития и коррекционным ритмом. [Текст] / Под ред. Е. А. Медведевой. - М .: Академия, 2014.
23. Оглоблина, И. Ю. Логопедический массаж: игры и упражнения для детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / И.Ю. Оглоблина, С.Ю. Танцюра. - М .: Сфера, 2015. - 64 с.
24. Основы логопедической работы с детьми: Учебник для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, учащихся педагогических школ [Текст] / Под общ. редактор Д.т.н., проф. G.V. Чиркина. - 2-е изд., Корр. - М .: АРКТИ, 2013. - 240 с.
25. Правдина О.В. Логопедия: учеб. пособие для студентов-
дефектологов. факт пед. ин-тов [Текст] / О.В. Правдина. - Ред. 2-й, доп. и перерабатывать. - М .: Просвещение, 2013. - 272 с.
26. Речевой моторный ритм. [Текст] / Составлено: А.Я. Мухина, Н.Ю. Михайлов. - М .: Редакционно-издательский центр МГГУ им. М.А. Шолохов, 2017. - 239с.
27. Соломатина, Г.Н. Стимуляция развития речи у детей с врожденной расщелиной губы и неба [Текст] / Г.Н. Соломатина // Логопед. - 2014. - № 2.
С. 15 - 21.
28. Ткаченко, Т.А. Логопедия [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М .: Эксмо, 2015 - 224 с
29. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика: технология развития двигательных и речевых ритмов у детей с нарушениями речи: Учебное пособие [Текст] / под ред. Л.И. Белякова. - М .: Национальный книжный центр, 2017. - 208 с.
30. Шабалина, Т.И. Индивидуальные логопедические занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с ринолалией [Текст] /
Т.И. Шабалина // Дефектология. - 2014. - № 2. - С. 83.
31. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие на завод. выше пед. исследования. учреждения [Текст] / Г. Р. Шашкин, Л. П. Зернов, И. А. Зимин. - М .: Издательский центр «Академия»,
2013. - 240 с.
32. Шашкина Г.Р. Логопедический ритм для дошкольников с нарушениями речи. [Текст] / Г.Р. Шашкина. - М .: Академия, 2015. - 210с.
33. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: читатель. Учебное пособие [Текст] / Составление К.Ф. Седов. — М .: Лабиринт, 2014. - 330 с.
34. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методы развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. L.I. Белякова - М .: Любитель книг, 2014. - 56 с.
35. Волкова Л.С., Туманова Т.В. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов. Фак. Университеты Педа / Под ред. Л.С. Волкова: в 5 кн. - М .: Владосский издательский гуманитарный центр, 2007. - Т. 5: Фонетическое, фонематическое и общее недоразвитие речи: нарушение речи у детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями. - 479 с.
36. Выготский Л. С. Проблемы детской психологии. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 224 с.
37. Лалаева Р. И. Логопедия в таблицах и схемах: учебное пособие / Лалаева Р. И., Парамонова Л. Г., Шаховская С. Н. - М .: ПАРАДИГМА,
2014. - 216 с.
38. Селиверстов В.И. Концептуальный и терминологический словарь логопеда: учеб. Пособие / М .: Учебный проект, 2014 - 408
39. Соболев Е.А. Ринолалия - М .: АСТ: Астрель, 2006. - 126 с.
40. Соломатина Г.И. Развитие фонемного приема у детей с врожденной расщелиной неба // Логопед.-2015.-№3.-С 40-48


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ