Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию социальной идентичности 6
1.1. Основные подходы, которые повлияли на теоретическую и экспериментальную разработку проблемы идентичности 6
1.2. Исследование идентичности в традициях символического интеракционизма 9
1.3. Когнитивный подход. Теория социальной идентичности (ТСИ) 19
Глава 2. Основные методы исследования социальной идентичности 22
2.1. Качественные методы в исследовании социальной идентичности 22
2.2. Конструкционистская модель анализа идентичности 23
Заключение 26
Список используемой литературы 28
... Объект исследования - социально-психологические характеристики идентичности.
Предмет исследования – методологический комплекс, направленный на исследование особенностей социальной идентичности.
Целью курсовой работы является изучение методики исследования социальной идентичности.
Задачи работы:
раскрыть теоретические подходы к исследованию социально идентичности;
рассмотреть исследование идентичности в традициях символического интеракционизма;
изучить основные методы исследования социальной идентичности.
При разработке проблематики данного исследования использовались следующие концепции, теоретические положения или отдельные результаты исследований:
...
Проведенный анализ широкого круга вопросов, связанных с изучением методов исследования социальной идентичности позволил сформулировать следующие основные результаты.
В современных условиях понятие «социальная идентичность» становится одним из центральных в социальной психологии, поскольку оно связано с комплексом проблем социальной теории и практики.
По сути, социальная идентичность в этом смысле - это форма самоописания, самопрезентации, тот самый ярлычок, который человек навешивает на себя, оценивая свою отнесенность к внешнему миру.
Она выступает, наряду с «общечеловеческой» и «личностной» идентичностью, в качестве когнитивной структуры, в которой причудливо соединены те связи, отношения, оценки, которые структурируют место данного конкретного индивида в социуме. И среди видов социальной идентичности неизбежно представлены те социальные группы, принадлежность к которым имеет ту или иную ценность для социума - половая (гендерная) идентичность, этническая, профессиональная... для этих частных идентичностей в литературе подробно расписаны не только виды, но и уровни генерализации, этапы сформированности.
В зависимости от того, какая у человека идентичность, можно с той или иной степенью достоверности прогнозировать его поведение, принимаемые и отвергаемые ценности и нормы, интересы и принципы, стереотипы и установки. Поскольку социальная идентичность - это осознание своей принадлежности к социальной группе, то, следовательно - это и принятие значимых в данной группе ценностей, установок, стереотипов и норм.
Далее, можно предположить, что для конкретного индивида в каждый момент времени разные виды идентичности актуальны в разной степени, - то есть в данный конкретный момент наиболее выпуклой, главной, «ведущей» является одна какая-то идентичность.
Значит, в этот момент индивид актуализирует, вместе с осознанием своей принадлежности, всю систему норм, ценностей и т. п. То есть иерархия ценностей не является константной, она перестраивается во времени в зависимости от актуальной на данный момент идентичности, так же, как и реализуемые поведенческие модели.
При таком ракурсе рассмотрения актуальная социальная идентичность является одним из механизмов, генерализующим, переструктурирующим поведение и внутренние схемы, критерии оценки и категоризации, механизмом, тесно связанным с объективными социальными связями и отношениями.
Индивид, выбирая себе то или иное место в социальном ...