Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы эмоционально-волевого развития детей старшего дошкольного возраста и культурной
конгруэнтности 9
1.1 Особенности эмоционально-волевого развития детей старшего
дошкольного возраста 9
1.2 Понятие культурной конгруэнтности в психологии 19
1.3 Представления о развития произвольной регуляции у детей старшего
дошкольного возраста в современной западной психологии 27
Глава 2 Методы и организация исследования 38
2.1 Описание выборки 38
2.2 Методы исследования 39
2.2.1 Методика определения соответствия поведения дошкольника
правилам нормативной ситуации 39
2.2.2 Методики исследования произвольности когнитивных процессов
(NEPSY) 42
2.2.3 Исследования проявления тревожности 44
Глава 3. Результаты и их обсуждение 46
3.1.1 Результаты исследования по методике определения соответствия
поведения дошкольника правилам нормативной ситуации 46
3.1.2 Результаты исследования произвольных когнитивных процессов
(NEPSY) 54
3.1.3 Результаты исследования тревожности у детей старшего
дошкольного возраста 59
3.2 Результаты проверки гипотез исследования 61
3.3 Обсуждение результатов 77
Заключение 80
Литература
Приложения
Актуальность. Дошкольный возраст, по мнению отечественного психолога А.Н.Леонтьева, - это фундаментальный период начала складывания личности [46]. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Сложно переоценить роль культурной среды в этот период. Она формирует интеллект, нравственные представления, паттерны поведения. Культура является основным источником средств регуляции поведения дошкольника. Ребёнок социализируется не в абстрактной ситуации, а в социальной ситуации развития, во взаимодействии со взрослым, транслирующим культурные правила. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, поддерживают социализацию ребёнка, регуляцию его поведения. Следовательно, культура оказывает глубокое влияние на поведение, определяя социализацию детей. По мнению Л.С.Выготского, чем больше в человеке представлено «культурное», тем значительнее личность [24].
Есть два основных контекста, в которых проявляется активность человека. Первый - натуральный и второй - культурный. Попадая в любой культурный контекст, человек вступает во взаимодействие с правилом. При этом он проявляет соответствие или несоответствие правилу. Привычные выражения «культурный человек» или «некультурный человек» коннотируют именно соответствие или несоответствие человека предъявляемым культурой правилам - его культурную конгруэнтность [10].
Согласно положениям культурно-исторической концепции существует единство эмоциональной, познавательной и личностной линий развития в онтогенезе [12]. Внешнее воздействие является одним из факторов развития эмоционально-волевой сферы личности. Между условиями социальной среды, в которых находится ребёнок, и факторами внутреннего воздействия возникает тесная связь. Таким образом, культурная среда в значительной мере
детерминирует развитие личности ребёнка, его высших психических функций, эмоционально-волевой сферы.
Состояние разработанности проблемы исследования. Влияние среды на развитие высших психических функций рассматривалось в рамках культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского и его школы (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А.В.Запорожец, Л,И.Божович и др.). Социальный аспект в развитии регуляторных функций в детском возрасте, а также личность и культуру в рамках структурно-диалектического подхода исследовал Н.Е. Веракса. Анализ психологии соответствия поведения ребенка правилам культуры - культурной конгруэнтности и развитие индивидуальных характеристик личности в рамках определенной культуры были рассмотрены Л.Ф. Баяновой [7, 8, 76], Е.О. Шишовой [11], Т.Р Мустафиным [49], Е.А. Цивильской [68] и др.
Для отечественной психологии, вхождение ребёнка в культуру заключается в основном в усвоении им способов действия со знаками. Подобный подход разрабатывался в исследованиях А.В. Запорожца, Л.А. Венгера [16, 38, 39], В.В. Давыдова [35, 36], Н.Н. Поддьякова [58], Н Г. Салминой [64] и других авторов. В центре данного подхода находится проблема генезиса собственно опосредствования.
Во втором подходе проблема культурного опосредствования рассматривается более широко. Анализируется сама культура, внутри которой находится ребёнок (Ж. Карпей, М. Коул, Б. ван Урс и другие). В исследованиях данного направления делается акцент на передаче взрослыми существующих в культуре способов поведения, на роли взаимодействия взрослых и детей в процессе детского развития [43, 45].
В психологии развития широкое распространение также получила сравнительно-культурная теория интеллектуального развития ребёнка Пиаже, теория морального развития Кольберга, «эпигенетическая концепция жизненного пути человека» Э. Эриксона.
Проблема исследования как источник формулирования научных задач заключается в том, что характер взаимосвязи соответствия поведения правилам нормативной ситуации и саморегуляции как маркера эмоционально-волевой сферы в дошкольном возрасте подробно не изучался. Остаётся не изученной роль культурной конгруэнтности в проявлении различных характеристик эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Целью нашей работы является изучение особенностей эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем культурной конгруэнтности.
Объект исследования - эмоционально-волевая сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников при разном уровне культурной конгруэнтности.
Гипотеза исследования: особенности эмоционально - волевой сферы дошкольников при разном уровне культурной конгруэнтности заключаются во взаимосвязях данных аспектов психики дошкольников и проявлениях их различий. Общая гипотеза конкретизируется в частных:
1. Существуют различия в эмоционально-волевой сфере ребёнка дошкольного возраста в зависимости от уровня культурной конгруэнтности;
2. Культурная конгруэнтность связана с регуляторными функциями детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Составить теоретический обзор по проблеме эмоционально-волевого развития детей старшего дошкольного возраста и культурной конгруэнтности в дошкольном возрасте;
2. Раскрыть особенности регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте;
3. Исследовать особенности эмоционально - волевой сферы в дошкольном возрасте;
4. Сформировать банк методик, которые позволят исследовать эмоционально - волевую сферу у детей дошкольного возраста и уровень конгруэнтности;
5. Выявить с помощью методик уровень культурной конгруэнтности и особенности развития эмоционально-волевой сферы;
б.Эмпирически исследовать влияние культурной конгруэнтности на регуляторные функции детей дошкольного возраста;
7. Выявить взаимосвязи исследуемых параметров, определить их характер, сформулировать выводы.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие научные методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблематике, обобщение, систематизация.
- эмпирические методы: анкетирование, тестирование.
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ: Н- критерий Крускала-Уоллиса, коэффициент корреляции Спирмена).
Для реализации цели исследования были использованы: методика исследования соответствия поведения дошкольника правилам нормативной ситуации [б]; русскоязычные версии NEPSY — нейропсихологическая оценка психического развития детей в возрасте 3-16 лет. Методики диагностики уровня произвольности когнитивных процессов:«1пЫЬШоп» («торможение»); DCCS task («сортировка карт по изменяемому параметру») [90]; тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен [53].
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений. Всего в исследовании приняло участие 125 детей частных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений возрасте 5-6 лет из сети ЧДОУ «Бала-сити» Республики Татарстан, г. Казань, ЧДОУ «Дар» г. Казань, ДОУ № 377 г. Казань и ДОУ № 34 г. Зеленодольск. Дети не имели психоневрологических, неврологических и психиатрических нарушений. Перед началом работы с детьми получено согласие родителей.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. В исследовании были использованы зарубежные субтесты, изучающие регуляторные функции дошкольников NEPSY-II. Они позволяют достигнуть высокой степени дифференциации представлений о состоянии регуляторных функций на ранних этапах их развития.
2. Апробация субтестов NEPSY-II как инструмент изучения регуляторных функций дошкольников в России.
3. Выявлены и раскрыты особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с разным уровнем культурной конгруэнтности
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут стать дополнительным источником в расширении понятия культурной конгруэнтности, выявить взаимосвязи произвольной регуляции с другими показателями высших психических функций, что позволит продолжить исследования в рамках культурноисторической теории Л. С Выготского.
Практическая значимость исследования заключается в адаптации субтестов NEPSY-II для их использования практическими психологами и диагностами в образовательных учреждениях, стать основой других исследований.
Началом сензитивного периода формирования личности является дошкольный период, где происходит формирование фундаментальных личностных механизмов, вследствие чего будет определяться дальнейшее развитие личности. Основным моментом формирования личности является культура, в рамках которой происходит процесс социализации дошкольника. Роль культуры в социализации дошкольника заключается в передаче тех паттернов, норм поведения, которые дают возможность благополучно усвоить правила, приписанные данному возрастному периоду. Поэтому культура выступает как один из факторов социальной ситуации развития и регуляции поведения, эмоциональной и личностной сфер ребёнка.
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме эмоционально - волевого развития и культурной конгруэнтности в старшем дошкольном возрасте было установлено, что эмоционально-волевая сфера начинает формироваться активно в старшем дошкольном возрасте, когда, с помощью взрослого, начинают активно усваиваться культурные нормы. Однако детям в этом возрасте сложно регулировать своё поведение, подавлять импульсивность, что, в свою очередь, создаёт проблему несоответствия поведения культурным нормам.
Для подтверждения поставленной гипотезы и реализации цели в ходе нашего исследования были получены следующие результаты:
-в зависимости от уровня соблюдения предписанных правил безопасности дошкольники могут не исправлять совершенные ошибки. Однако, дошкольники с высоким уровнем самоконтроля чаще исправляют ошибки, которые совершают в процессе выполнения задания.
-дети с низким уровнем культурной конгруэнтности быстро справляются с заданиями, при этом совершают множество ошибок в ходе выполнения предъявленных заданий на установления регуляторных функций. Дети с высоким уровнем также быстро справляются с предъявленными заданиями, однако, потраченное время на выполнение заданий несколько выше, чем у детей с низким уровнем культурной конгруэнтности.
- в зависимости от уровня культурной конгруэнтности, имеется тенденция к статистическому различию в количестве неисправленных ошибок в задании на торможение.
- в шкалах культурной конгруэнтности (послушность, безопасность, самоконтроль) имеются значимые различия по общему количеству ошибок в задании на называние фигур. Таким образом, большее количество ошибок допускают дети с низким уровнем конгруэнтности. Это может объясняться тем, что дети не выполняют инструкцию взрослого или нарушают её. Вследствие чего их общее количество ошибок превышает количество ошибок у детей с высоким уровнем конгруэнтности.
Также в ходе выявления различий были установлены следующие тенденции. Так, в зависимости от общей культурной конгруэнтности, прослеживается различие в задании на сортировку фигур на этапе после переключения. У детей с высоким уровнем по данной шкале наблюдаются сложности в выполнении задания раскладывания по фигуре. Также этот эффект наблюдается в шкале культурной конгруэнтности «Соответствие ожиданиям взрослого, послушность».
По шкале культурной конгруэнтности «Самообслуживание» не было найдено значимых различий в методиках на выявление регуляторных функций дошкольников. Это объясняется тем, что правила самообслуживания относятся к числу наиболее усвоенных, поэтому дифференциации детей по этому параметру мы не обнаружили на исследуемой выборке.
В процессе установления взаимосвязи эмоционально-волевой сферы с культурной конгруэнтностью у детей старшего дошкольного возраста были установлены отрицательные взаимосвязи детей старшего дошкольного возраста с низким и со средним уровнем культурной конгруэнтности. Это даёт нам возможность утверждать, что культурная конгруэнтность снижает уровень тревожности в социально-значимых ситуациях у дошкольников. Однако, у дошкольников с высоким уровнем культурной конгруэнтности установлено обратное.
Нами были установлены положительные взаимосвязи между показателем когнитивной гибкости и с низким уровнем культурной конгруэнтности, то есть мы можем предполагать, что низкая культурная конгруэнтность влияет на когнитивную гибкость и тревожность дошкольника. Однако, дошкольники с высоким уровнем культурной конгруэнтности имеют низкий уровень когнитивной гибкости. При этом эти взаимосвязи не установлены со средним уровнем культурной конгруэнтности.
Однако, субвыборки со средним и высоким уровнями культурной конгруэнтности имеют положительную взаимосвязь с процессами торможения, которые не были установлены с низким уровнем культурной конгруэнтности.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о различии подтверждается. Корреляция была обнаружена во всех шкалах.
Корреляция между эмоционально-волевой сферой и культурной конгруэнтностью нашла своё подтверждение. Таким образом, в ходе нашего исследования цель достигнута, гипотезы нашли статистические подтверждения.
Резюмируя полученные результаты мы пришли к следующим выводам:
1. Эмоционально-волевая сфера дошкольника проявляется в регуляторных функциях. Именно в регуляции поведения проявляются как произвольность, так и аффективная сфера дошкольника. В старшем дошкольном периоде повышается способность к решению задач, требующих волевых усилий, а также - произвольная регуляция своих эмоций, поведенческих реакций.
2. Нами был сформирован банк методик по исследованию эмоционально-волевой сферы и культурной конгруэнтности в старшем дошкольном возрасте. Выбранные методики соответствуют цели и задачам исследования, а также имеют высокие психометрические показатели. Была проведена апробация русскоязычной версии NEPSY - II, который включает исследование уровня произвольных когнитивных процессов и на гибкость мышления.
3. В соответствии с целью работой, её задачами и поставленной гипотезой мы исследовали особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников в контексте их поведения в нормативной ситуации.
4. Культурная конгруэнтность связана с регуляторными функциями.
5. При высоком уровне культурной конгруэнтности снижаются показатели регуляторных функций. Мы объясняем этот парадоксальный результат тем, что источником регуляции поведения ребёнка является не его субъектная позиция, а внешнее подражание задаваемым образцам. Отрицательное влияние культурной конгруэнтности на регуляторные функции детей старшего дошкольного возраста проявляется в подавлении (снижении) произвольных когнитивных процессов и гибкости мышления, т.е. на более высоких уровнях культурной конгруэнтности эти показатели уменьшаются.
6. Исходя из результатов исследования, мы можем утверждать, что, в зависимости от уровня культурной конгруэнтности, имеется тенденция к статистическому различию в количестве неисправленных ошибок в задании на торможение.
7. В шкалах культурной конгруэнтности послушность, безопасность, самоконтроль имеются значимые различия по общему количеству ошибок в задании на называние фигур. Таким образом, большее количество ошибок допускают дети с низким уровнем конгруэнтности. Вследствие чего их общее количество ошибок превышает количество ошибок у детей с высоким уровнем конгруэнтности.
8. В зависимости от общей культурной конгруэнтности, прослеживается различие в задании на сортировку фигур на этапе после переключения. У детей с высоким уровнем по данной шкале наблюдаются сложности в выполнении задания раскладывания по фигуре. Также этот эффект наблюдается в шкале культурной конгруэнтности «Соответствие ожиданиям взрослого, послушность».
9. По шкале культурной конгруэнтности «Самообслуживание» не было найдено значимых различий в методиках на выявление регуляторных функций дошкольников.
10. Нами была установлена взаимосвязь между показателями тревожности (которая является показателем эмоциональной сферы дошкольника) и культурной конгруэнтностью, то есть мы можем предполагать, что культурная конгруэнтность играет роль в формировании тревожности дошкольника. Дети с низким и средним уровнем культурной конгруэнтности имеют обратную взаимосвязь с показателями тревожности, а с высоким уровнем культурной конгруэнтности - прямую взаимосвязь.
В целом, выявленные особенности отмечают тенденции, при которых социализация и следование правилам производят такие трансформации в эмоционально-волевой сфере - в регуляторных функциях как маркерах воли и эмоций детей, снижают развитие регуляторных функций. Поэтому культурная конгруэнтность, фиксируемая воспитателем, является внешним выражением освоенных паттернов поведения, но не произвольности и эмоций, субъектной регуляции поведения. В процессе установления взаимосвязи эмоционально-волевой сферы с культурной конгруэнтностью у детей старшего дошкольного возраста были установлены положительные взаимосвязи. Это даёт нам возможность утверждать, что культурная конгруэнтность повышает уровень регуляторных функций у дошкольников.
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., «Аспект-Пресс», 2014.
- 416 с.
2. Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариантов образования в России // Вопросы психологии - 2003.- №4. - С.3-13
3. Бадамен Л.О., Миронов А. Эмоции и характер детей // Дошкольное воспитание. - 2012. - №1 - С.27-37.
4. Байрамян Р.М., Баянова Л.Ф. Теоретические подходы к пониманию термина «Культурная конгруэнтность» в отечественной и зарубежной психологии // В сборнике: World science: problems and innovations сборник статей победителей VI Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Издательство: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.) (Пенза), 2016. С. 310-312.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1997
6. Баянова Л. Ф., Мустафин Т. Р. Культурная конгруэнтность дошкольника в нормативной ситуации и возможности её исследования // Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2013. - №4. - С.70-
75.
7. Баянова Л.Ф. Лекции по истории психологии. - Изд-во: Москва- Бирск, 2005.
8. Баянова Л.Ф. Феномен культурной конгруэнтности и изменение нормативной ситуации в онтогенезе // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2017. - № 6. - С. 4-5.
9. Баянова Л.Ф. Феномен культуры в истории психологии. М.: Владос,
2007. - 200 с.
10. Баянова Л.Ф., Мустафин Т.Р. Культурная конгруэнтность дошкольника в нормативной ситуации и возможности ее исследования // Психолог в детском саду. - 2013. - №4. - С. 70.
11. Баянова Л.Ф., Шитова. Е.О., Резазадех З. Влияние интеллекта на культурную конгруэнтность // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 413-414.
12. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.М.: Изд-во «Институт Практической Психологии». 1997. - 352 с.
13. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл, Академия, 2013
14. Быков А.В. Шульга Т.И. Эмоционально-волевая регуляция как вид психологической готовности человека к обучению, М.: Изд-во МГОУ, 2012. - 142 с.
15. Бэддели А. Вата память. Эксмо-Пресс, 2001.
16. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М., Наука, 1969.
17. Веракса А. Н. Развитие регуляторных функций дошкольников в образовательном процессе. М: Вестник московского университета, серия 14. психология. - 2015. - №3 - С.65-73
18. Веракса А.Н Индивидуальная психологическая диагностика 5-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2017
19. Веракса А.Н. Социальный аспект в развитии регуляторных функций в детском возрасте: обзор современных зарубежных исследований // Вестник Моск. ун-та, 2014. - №4. - С.91-101.
20. Веракса А.Н., Васильева М.Д., Арчакова Т.О. Развитие произвольности регуляторных функций в дошкольном возрасте: обзор современных зарубежных исследований // Вопросы психологии, 2016. - № 6. - С.150-166.
21. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии, 1990. - №4. - С.5-14.
22. Веракса Н.Е. Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии, 1996. - №3. - С. 14-28.
23. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены, 2000. - №1. - С. 81-107.
24. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М. Г. Ярошевского. Вступительная статья М. Г. Ярошевского. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 512 с.
25. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Эксмо, 2011. - 398 с.
26. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2004.
27. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. - 504 с.
28. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. М.: Педагогика, 1983. - Т. 3. - 368 с.
29. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - 400 с.
30. Глоссарий психологических терминов / под ред. Н. Губина. - М.: Наука, 2012. - 156 с.
31. Горбачева В.А. К освоению правил поведения детьми дошкольного возраста. Известия АПН РСФСР. - Вып.1. - М., 1945. - С. 94-97.
32. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии, 2012 - №2. - С.23-45.
33. Гордиенко А.А. Человек и природа: становление коэволюционного взаимодействия. Автореф. дис. ...д-ра. филос.н. - Новосибирск, 2000. - 47 с.
34. Гусельцева М.С. Культурная психология и методология гуманитарных наук // Вопросы психологии. - 2005. - №5. - С.3-18.
35. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.
36. Давыдов В.В. Понятие деятельности как основание исследований научной школы Л.С. Выготского // Вопросы психологии. - 1996. - №5. - С.20-
29.
37. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. - 2-е изд. - М.: Академия, 2003. - 464 с.
38. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. -1965. - № 10. - С. 72-79.
39. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Избр. психол. тр.: В 2 т. Психическое развитие ребенка. М., 1986. - Т.1.
40. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть 1. Живое Знание. - 2-е изд. Самара: «Самарский Дом печати», 1998.
41. Ильин Е.П. Психология воли, СПб.: Питер, 2001. - 368 с.
42. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.
43. Карпей Ж., ван Урс Б. Дидактические модели и проблема развивающей дискуссии // Вопросы психологии .-1993. - № 4. - С. 20-26.
44. Кольцова В.А., Медведев А.М. Об изучении психологии в системе культуры // Психологический журнал. - 1992. - Т. 13. - №5. - С.3-12.
45. Коул М. Культурные механизмы развития // Вопросы психологии. -
1995. - № 3.- С. 5-20.
46. Кряжева Н. Л Развитие эмоционального мира у детей. Ярославль: У-Фактория, 2004. - 192 с.
47. Леонтьев А.А. Выготский. М.: Просвещение, 1990.
48. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2012. - 304 с.
49. Личность, креативность, искусство. - Пермь: Пермский
государственный институт искусства и культуры, Прикамский социальный институт, 2002.
50. Манеров В.Х. Исследование речевого сигнала для определения эмоционального состояния человека: Автореф. дис. ...канд. псих. наук. Л., 2011. - 24 с.
51. Мустафин Т. Р. Особенности мышления старших дошкольников при разном уровне соответствия правилам нормативной ситуации: автореферат дис. ... к. псих. н., Казань, 2016. - 25 с.
52. Мустафин Т.Р. Диалектические умственные действия при разном уровне культурной конгруэнтности детей старшего дошкольного возраста / Психолог в детском саду. - 2015, №7. - с.74-78.
53. Мустафин Т.Р. Контент-анализ нормативной ситуации дошкольника // Филология и культура. - 2013. - №1 (31) - С. 295-298.
54. Мухина В.С. Детская психология. М.: Академия, 2011.
55. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. - 4-е изд.,стер. - М.: Академия, 2008.
56. Ожиганова Г.В. История психологии: Концептуальные подходы и методы исследования. // Психологический журнал. - 2004.- №3. - С.5-16.
57. Орлов А. Б., Хазанова М. А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. - 1993 - № 4. - С. 68-73.
58. Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке. // Психологический журнал. - 2002. - №3.- С. 113-121.
59. Петровский А.В., Петровский В.А. Категориальная система психологии. // Вопросы психологии. - 2000.- №5.- С.3-18
60. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Наука, 1977.
61. Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. - СПб.: Питер,
2003.
62. Пушина Н. П. Развитие исполнительных функций в дошкольном возрасте // Современная зарубежная психология. - 2014. - № 1. - С. 26-42.
63. Равен Дж. К., Корт Дж. Х., Равен Дж. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам: Раздел 2: Стандартные цветные матрицы (включая параллельные версии теста). М.: Когито-Центр, 2009. - 77 с.
64. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 656 с.
65. Савина Е. А. Проблема развития произвольной регуляции у детей в современной западной психологии, Электронный журнал «Современная зарубежная психология». - 2015. - № 4. - С. 45—54.
66. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., Педагогика, 1988.
67. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 256 с.
68. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этика, права и общественных отношений. СПб.: «Питер», 2000.
69. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ.ред.сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. - М.: Поитиздат, 1992. - 543 с.
70. Цивильская Е.А. Индивидуально-психологические особенности младших школьников при разном уровне соответствия нормативной ситуации // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 54(4). - С. 233-241.
71. Щетинина А.И. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии. - 2011. -№3. - С.61-75.
72. Эльконин Б.Д. Л.С.Выготский - Д.Б.Эльконин: знаковое опосредствование и совокупное действие // Вопросы психологии - 1996. - №5. - С.57-63.
73. Эльконин Д.Б. Выдержки из научных дневников. (1960-1962) // Вопросы психологии - 2004. -№1. -С.9-22.