Эмоционально-волевая сфера дошкольников с разным уровнем культурной конгруэнтности
|
Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы эмоционально-волевого развития детей старшего дошкольного возраста и культурной
конгруэнтности 9
1.1 Особенности эмоционально-волевого развития детей старшего
дошкольного возраста 9
1.2 Понятие культурной конгруэнтности в психологии 19
1.3 Представления о развития произвольной регуляции у детей старшего
дошкольного возраста в современной западной психологии 27
Глава 2 Методы и организация исследования 38
2.1 Описание выборки 38
2.2 Методы исследования 39
2.2.1 Методика определения соответствия поведения дошкольника
правилам нормативной ситуации 39
2.2.2 Методики исследования произвольности когнитивных процессов
(NEPSY) 42
2.2.3 Исследования проявления тревожности 44
Глава 3. Результаты и их обсуждение 46
3.1.1 Результаты исследования по методике определения соответствия
поведения дошкольника правилам нормативной ситуации 46
3.1.2 Результаты исследования произвольных когнитивных процессов
(NEPSY) 54
3.1.3 Результаты исследования тревожности у детей старшего
дошкольного возраста 59
3.2 Результаты проверки гипотез исследования 61
3.3 Обсуждение результатов 77
Заключение 80
Литература
Приложения
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы эмоционально-волевого развития детей старшего дошкольного возраста и культурной
конгруэнтности 9
1.1 Особенности эмоционально-волевого развития детей старшего
дошкольного возраста 9
1.2 Понятие культурной конгруэнтности в психологии 19
1.3 Представления о развития произвольной регуляции у детей старшего
дошкольного возраста в современной западной психологии 27
Глава 2 Методы и организация исследования 38
2.1 Описание выборки 38
2.2 Методы исследования 39
2.2.1 Методика определения соответствия поведения дошкольника
правилам нормативной ситуации 39
2.2.2 Методики исследования произвольности когнитивных процессов
(NEPSY) 42
2.2.3 Исследования проявления тревожности 44
Глава 3. Результаты и их обсуждение 46
3.1.1 Результаты исследования по методике определения соответствия
поведения дошкольника правилам нормативной ситуации 46
3.1.2 Результаты исследования произвольных когнитивных процессов
(NEPSY) 54
3.1.3 Результаты исследования тревожности у детей старшего
дошкольного возраста 59
3.2 Результаты проверки гипотез исследования 61
3.3 Обсуждение результатов 77
Заключение 80
Литература
Приложения
Актуальность. Дошкольный возраст, по мнению отечественного психолога А.Н.Леонтьева, - это фундаментальный период начала складывания личности [46]. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Сложно переоценить роль культурной среды в этот период. Она формирует интеллект, нравственные представления, паттерны поведения. Культура является основным источником средств регуляции поведения дошкольника. Ребёнок социализируется не в абстрактной ситуации, а в социальной ситуации развития, во взаимодействии со взрослым, транслирующим культурные правила. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, поддерживают социализацию ребёнка, регуляцию его поведения. Следовательно, культура оказывает глубокое влияние на поведение, определяя социализацию детей. По мнению Л.С.Выготского, чем больше в человеке представлено «культурное», тем значительнее личность [24].
Есть два основных контекста, в которых проявляется активность человека. Первый - натуральный и второй - культурный. Попадая в любой культурный контекст, человек вступает во взаимодействие с правилом. При этом он проявляет соответствие или несоответствие правилу. Привычные выражения «культурный человек» или «некультурный человек» коннотируют именно соответствие или несоответствие человека предъявляемым культурой правилам - его культурную конгруэнтность [10].
Согласно положениям культурно-исторической концепции существует единство эмоциональной, познавательной и личностной линий развития в онтогенезе [12]. Внешнее воздействие является одним из факторов развития эмоционально-волевой сферы личности. Между условиями социальной среды, в которых находится ребёнок, и факторами внутреннего воздействия возникает тесная связь. Таким образом, культурная среда в значительной мере
детерминирует развитие личности ребёнка, его высших психических функций, эмоционально-волевой сферы.
Состояние разработанности проблемы исследования. Влияние среды на развитие высших психических функций рассматривалось в рамках культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского и его школы (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А.В.Запорожец, Л,И.Божович и др.). Социальный аспект в развитии регуляторных функций в детском возрасте, а также личность и культуру в рамках структурно-диалектического подхода исследовал Н.Е. Веракса. Анализ психологии соответствия поведения ребенка правилам культуры - культурной конгруэнтности и развитие индивидуальных характеристик личности в рамках определенной культуры были рассмотрены Л.Ф. Баяновой [7, 8, 76], Е.О. Шишовой [11], Т.Р Мустафиным [49], Е.А. Цивильской [68] и др.
Для отечественной психологии, вхождение ребёнка в культуру заключается в основном в усвоении им способов действия со знаками. Подобный подход разрабатывался в исследованиях А.В. Запорожца, Л.А. Венгера [16, 38, 39], В.В. Давыдова [35, 36], Н.Н. Поддьякова [58], Н Г. Салминой [64] и других авторов. В центре данного подхода находится проблема генезиса собственно опосредствования.
Во втором подходе проблема культурного опосредствования рассматривается более широко. Анализируется сама культура, внутри которой находится ребёнок (Ж. Карпей, М. Коул, Б. ван Урс и другие). В исследованиях данного направления делается акцент на передаче взрослыми существующих в культуре способов поведения, на роли взаимодействия взрослых и детей в процессе детского развития [43, 45].
В психологии развития широкое распространение также получила сравнительно-культурная теория интеллектуального развития ребёнка Пиаже, теория морального развития Кольберга, «эпигенетическая концепция жизненного пути человека» Э. Эриксона.
Проблема исследования как источник формулирования научных задач заключается в том, что характер взаимосвязи соответствия поведения правилам нормативной ситуации и саморегуляции как маркера эмоционально-волевой сферы в дошкольном возрасте подробно не изучался. Остаётся не изученной роль культурной конгруэнтности в проявлении различных характеристик эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Целью нашей работы является изучение особенностей эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем культурной конгруэнтности.
Объект исследования - эмоционально-волевая сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников при разном уровне культурной конгруэнтности.
Гипотеза исследования: особенности эмоционально - волевой сферы дошкольников при разном уровне культурной конгруэнтности заключаются во взаимосвязях данных аспектов психики дошкольников и проявлениях их различий. Общая гипотеза конкретизируется в частных:
1. Существуют различия в эмоционально-волевой сфере ребёнка дошкольного возраста в зависимости от уровня культурной конгруэнтности;
2. Культурная конгруэнтность связана с регуляторными функциями детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Составить теоретический обзор по проблеме эмоционально-волевого развития детей старшего дошкольного возраста и культурной конгруэнтности в дошкольном возрасте;
2. Раскрыть особенности регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте;
3. Исследовать особенности эмоционально - волевой сферы в дошкольном возрасте;
4. Сформировать банк методик, которые позволят исследовать эмоционально - волевую сферу у детей дошкольного возраста и уровень конгруэнтности;
5. Выявить с помощью методик уровень культурной конгруэнтности и особенности развития эмоционально-волевой сферы;
б.Эмпирически исследовать влияние культурной конгруэнтности на регуляторные функции детей дошкольного возраста;
7. Выявить взаимосвязи исследуемых параметров, определить их характер, сформулировать выводы.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие научные методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблематике, обобщение, систематизация.
- эмпирические методы: анкетирование, тестирование.
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ: Н- критерий Крускала-Уоллиса, коэффициент корреляции Спирмена).
Для реализации цели исследования были использованы: методика исследования соответствия поведения дошкольника правилам нормативной ситуации [б]; русскоязычные версии NEPSY — нейропсихологическая оценка психического развития детей в возрасте 3-16 лет. Методики диагностики уровня произвольности когнитивных процессов:«1пЫЬШоп» («торможение»); DCCS task («сортировка карт по изменяемому параметру») [90]; тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен [53].
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений. Всего в исследовании приняло участие 125 детей частных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений возрасте 5-6 лет из сети ЧДОУ «Бала-сити» Республики Татарстан, г. Казань, ЧДОУ «Дар» г. Казань, ДОУ № 377 г. Казань и ДОУ № 34 г. Зеленодольск. Дети не имели психоневрологических, неврологических и психиатрических нарушений. Перед началом работы с детьми получено согласие родителей.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. В исследовании были использованы зарубежные субтесты, изучающие регуляторные функции дошкольников NEPSY-II. Они позволяют достигнуть высокой степени дифференциации представлений о состоянии регуляторных функций на ранних этапах их развития.
2. Апробация субтестов NEPSY-II как инструмент изучения регуляторных функций дошкольников в России.
3. Выявлены и раскрыты особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с разным уровнем культурной конгруэнтности
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут стать дополнительным источником в расширении понятия культурной конгруэнтности, выявить взаимосвязи произвольной регуляции с другими показателями высших психических функций, что позволит продолжить исследования в рамках культурноисторической теории Л. С Выготского.
Практическая значимость исследования заключается в адаптации субтестов NEPSY-II для их использования практическими психологами и диагностами в образовательных учреждениях, стать основой других исследований.
Есть два основных контекста, в которых проявляется активность человека. Первый - натуральный и второй - культурный. Попадая в любой культурный контекст, человек вступает во взаимодействие с правилом. При этом он проявляет соответствие или несоответствие правилу. Привычные выражения «культурный человек» или «некультурный человек» коннотируют именно соответствие или несоответствие человека предъявляемым культурой правилам - его культурную конгруэнтность [10].
Согласно положениям культурно-исторической концепции существует единство эмоциональной, познавательной и личностной линий развития в онтогенезе [12]. Внешнее воздействие является одним из факторов развития эмоционально-волевой сферы личности. Между условиями социальной среды, в которых находится ребёнок, и факторами внутреннего воздействия возникает тесная связь. Таким образом, культурная среда в значительной мере
детерминирует развитие личности ребёнка, его высших психических функций, эмоционально-волевой сферы.
Состояние разработанности проблемы исследования. Влияние среды на развитие высших психических функций рассматривалось в рамках культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского и его школы (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А.В.Запорожец, Л,И.Божович и др.). Социальный аспект в развитии регуляторных функций в детском возрасте, а также личность и культуру в рамках структурно-диалектического подхода исследовал Н.Е. Веракса. Анализ психологии соответствия поведения ребенка правилам культуры - культурной конгруэнтности и развитие индивидуальных характеристик личности в рамках определенной культуры были рассмотрены Л.Ф. Баяновой [7, 8, 76], Е.О. Шишовой [11], Т.Р Мустафиным [49], Е.А. Цивильской [68] и др.
Для отечественной психологии, вхождение ребёнка в культуру заключается в основном в усвоении им способов действия со знаками. Подобный подход разрабатывался в исследованиях А.В. Запорожца, Л.А. Венгера [16, 38, 39], В.В. Давыдова [35, 36], Н.Н. Поддьякова [58], Н Г. Салминой [64] и других авторов. В центре данного подхода находится проблема генезиса собственно опосредствования.
Во втором подходе проблема культурного опосредствования рассматривается более широко. Анализируется сама культура, внутри которой находится ребёнок (Ж. Карпей, М. Коул, Б. ван Урс и другие). В исследованиях данного направления делается акцент на передаче взрослыми существующих в культуре способов поведения, на роли взаимодействия взрослых и детей в процессе детского развития [43, 45].
В психологии развития широкое распространение также получила сравнительно-культурная теория интеллектуального развития ребёнка Пиаже, теория морального развития Кольберга, «эпигенетическая концепция жизненного пути человека» Э. Эриксона.
Проблема исследования как источник формулирования научных задач заключается в том, что характер взаимосвязи соответствия поведения правилам нормативной ситуации и саморегуляции как маркера эмоционально-волевой сферы в дошкольном возрасте подробно не изучался. Остаётся не изученной роль культурной конгруэнтности в проявлении различных характеристик эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Целью нашей работы является изучение особенностей эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем культурной конгруэнтности.
Объект исследования - эмоционально-волевая сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников при разном уровне культурной конгруэнтности.
Гипотеза исследования: особенности эмоционально - волевой сферы дошкольников при разном уровне культурной конгруэнтности заключаются во взаимосвязях данных аспектов психики дошкольников и проявлениях их различий. Общая гипотеза конкретизируется в частных:
1. Существуют различия в эмоционально-волевой сфере ребёнка дошкольного возраста в зависимости от уровня культурной конгруэнтности;
2. Культурная конгруэнтность связана с регуляторными функциями детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Составить теоретический обзор по проблеме эмоционально-волевого развития детей старшего дошкольного возраста и культурной конгруэнтности в дошкольном возрасте;
2. Раскрыть особенности регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте;
3. Исследовать особенности эмоционально - волевой сферы в дошкольном возрасте;
4. Сформировать банк методик, которые позволят исследовать эмоционально - волевую сферу у детей дошкольного возраста и уровень конгруэнтности;
5. Выявить с помощью методик уровень культурной конгруэнтности и особенности развития эмоционально-волевой сферы;
б.Эмпирически исследовать влияние культурной конгруэнтности на регуляторные функции детей дошкольного возраста;
7. Выявить взаимосвязи исследуемых параметров, определить их характер, сформулировать выводы.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие научные методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблематике, обобщение, систематизация.
- эмпирические методы: анкетирование, тестирование.
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ: Н- критерий Крускала-Уоллиса, коэффициент корреляции Спирмена).
Для реализации цели исследования были использованы: методика исследования соответствия поведения дошкольника правилам нормативной ситуации [б]; русскоязычные версии NEPSY — нейропсихологическая оценка психического развития детей в возрасте 3-16 лет. Методики диагностики уровня произвольности когнитивных процессов:«1пЫЬШоп» («торможение»); DCCS task («сортировка карт по изменяемому параметру») [90]; тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен [53].
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений. Всего в исследовании приняло участие 125 детей частных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений возрасте 5-6 лет из сети ЧДОУ «Бала-сити» Республики Татарстан, г. Казань, ЧДОУ «Дар» г. Казань, ДОУ № 377 г. Казань и ДОУ № 34 г. Зеленодольск. Дети не имели психоневрологических, неврологических и психиатрических нарушений. Перед началом работы с детьми получено согласие родителей.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. В исследовании были использованы зарубежные субтесты, изучающие регуляторные функции дошкольников NEPSY-II. Они позволяют достигнуть высокой степени дифференциации представлений о состоянии регуляторных функций на ранних этапах их развития.
2. Апробация субтестов NEPSY-II как инструмент изучения регуляторных функций дошкольников в России.
3. Выявлены и раскрыты особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с разным уровнем культурной конгруэнтности
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут стать дополнительным источником в расширении понятия культурной конгруэнтности, выявить взаимосвязи произвольной регуляции с другими показателями высших психических функций, что позволит продолжить исследования в рамках культурноисторической теории Л. С Выготского.
Практическая значимость исследования заключается в адаптации субтестов NEPSY-II для их использования практическими психологами и диагностами в образовательных учреждениях, стать основой других исследований.
Началом сензитивного периода формирования личности является дошкольный период, где происходит формирование фундаментальных личностных механизмов, вследствие чего будет определяться дальнейшее развитие личности. Основным моментом формирования личности является культура, в рамках которой происходит процесс социализации дошкольника. Роль культуры в социализации дошкольника заключается в передаче тех паттернов, норм поведения, которые дают возможность благополучно усвоить правила, приписанные данному возрастному периоду. Поэтому культура выступает как один из факторов социальной ситуации развития и регуляции поведения, эмоциональной и личностной сфер ребёнка.
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме эмоционально - волевого развития и культурной конгруэнтности в старшем дошкольном возрасте было установлено, что эмоционально-волевая сфера начинает формироваться активно в старшем дошкольном возрасте, когда, с помощью взрослого, начинают активно усваиваться культурные нормы. Однако детям в этом возрасте сложно регулировать своё поведение, подавлять импульсивность, что, в свою очередь, создаёт проблему несоответствия поведения культурным нормам.
Для подтверждения поставленной гипотезы и реализации цели в ходе нашего исследования были получены следующие результаты:
-в зависимости от уровня соблюдения предписанных правил безопасности дошкольники могут не исправлять совершенные ошибки. Однако, дошкольники с высоким уровнем самоконтроля чаще исправляют ошибки, которые совершают в процессе выполнения задания.
-дети с низким уровнем культурной конгруэнтности быстро справляются с заданиями, при этом совершают множество ошибок в ходе выполнения предъявленных заданий на установления регуляторных функций. Дети с высоким уровнем также быстро справляются с предъявленными заданиями, однако, потраченное время на выполнение заданий несколько выше, чем у детей с низким уровнем культурной конгруэнтности.
- в зависимости от уровня культурной конгруэнтности, имеется тенденция к статистическому различию в количестве неисправленных ошибок в задании на торможение.
- в шкалах культурной конгруэнтности (послушность, безопасность, самоконтроль) имеются значимые различия по общему количеству ошибок в задании на называние фигур. Таким образом, большее количество ошибок допускают дети с низким уровнем конгруэнтности. Это может объясняться тем, что дети не выполняют инструкцию взрослого или нарушают её. Вследствие чего их общее количество ошибок превышает количество ошибок у детей с высоким уровнем конгруэнтности.
Также в ходе выявления различий были установлены следующие тенденции. Так, в зависимости от общей культурной конгруэнтности, прослеживается различие в задании на сортировку фигур на этапе после переключения. У детей с высоким уровнем по данной шкале наблюдаются сложности в выполнении задания раскладывания по фигуре. Также этот эффект наблюдается в шкале культурной конгруэнтности «Соответствие ожиданиям взрослого, послушность».
По шкале культурной конгруэнтности «Самообслуживание» не было найдено значимых различий в методиках на выявление регуляторных функций дошкольников. Это объясняется тем, что правила самообслуживания относятся к числу наиболее усвоенных, поэтому дифференциации детей по этому параметру мы не обнаружили на исследуемой выборке.
В процессе установления взаимосвязи эмоционально-волевой сферы с культурной конгруэнтностью у детей старшего дошкольного возраста были установлены отрицательные взаимосвязи детей старшего дошкольного возраста с низким и со средним уровнем культурной конгруэнтности. Это даёт нам возможность утверждать, что культурная конгруэнтность снижает уровень тревожности в социально-значимых ситуациях у дошкольников. Однако, у дошкольников с высоким уровнем культурной конгруэнтности установлено обратное.
Нами были установлены положительные взаимосвязи между показателем когнитивной гибкости и с низким уровнем культурной конгруэнтности, то есть мы можем предполагать, что низкая культурная конгруэнтность влияет на когнитивную гибкость и тревожность дошкольника. Однако, дошкольники с высоким уровнем культурной конгруэнтности имеют низкий уровень когнитивной гибкости. При этом эти взаимосвязи не установлены со средним уровнем культурной конгруэнтности.
Однако, субвыборки со средним и высоким уровнями культурной конгруэнтности имеют положительную взаимосвязь с процессами торможения, которые не были установлены с низким уровнем культурной конгруэнтности.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о различии подтверждается. Корреляция была обнаружена во всех шкалах.
Корреляция между эмоционально-волевой сферой и культурной конгруэнтностью нашла своё подтверждение. Таким образом, в ходе нашего исследования цель достигнута, гипотезы нашли статистические подтверждения.
Резюмируя полученные результаты мы пришли к следующим выводам:
1. Эмоционально-волевая сфера дошкольника проявляется в регуляторных функциях. Именно в регуляции поведения проявляются как произвольность, так и аффективная сфера дошкольника. В старшем дошкольном периоде повышается способность к решению задач, требующих волевых усилий, а также - произвольная регуляция своих эмоций, поведенческих реакций.
2. Нами был сформирован банк методик по исследованию эмоционально-волевой сферы и культурной конгруэнтности в старшем дошкольном возрасте. Выбранные методики соответствуют цели и задачам исследования, а также имеют высокие психометрические показатели. Была проведена апробация русскоязычной версии NEPSY - II, который включает исследование уровня произвольных когнитивных процессов и на гибкость мышления.
3. В соответствии с целью работой, её задачами и поставленной гипотезой мы исследовали особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников в контексте их поведения в нормативной ситуации.
4. Культурная конгруэнтность связана с регуляторными функциями.
5. При высоком уровне культурной конгруэнтности снижаются показатели регуляторных функций. Мы объясняем этот парадоксальный результат тем, что источником регуляции поведения ребёнка является не его субъектная позиция, а внешнее подражание задаваемым образцам. Отрицательное влияние культурной конгруэнтности на регуляторные функции детей старшего дошкольного возраста проявляется в подавлении (снижении) произвольных когнитивных процессов и гибкости мышления, т.е. на более высоких уровнях культурной конгруэнтности эти показатели уменьшаются.
6. Исходя из результатов исследования, мы можем утверждать, что, в зависимости от уровня культурной конгруэнтности, имеется тенденция к статистическому различию в количестве неисправленных ошибок в задании на торможение.
7. В шкалах культурной конгруэнтности послушность, безопасность, самоконтроль имеются значимые различия по общему количеству ошибок в задании на называние фигур. Таким образом, большее количество ошибок допускают дети с низким уровнем конгруэнтности. Вследствие чего их общее количество ошибок превышает количество ошибок у детей с высоким уровнем конгруэнтности.
8. В зависимости от общей культурной конгруэнтности, прослеживается различие в задании на сортировку фигур на этапе после переключения. У детей с высоким уровнем по данной шкале наблюдаются сложности в выполнении задания раскладывания по фигуре. Также этот эффект наблюдается в шкале культурной конгруэнтности «Соответствие ожиданиям взрослого, послушность».
9. По шкале культурной конгруэнтности «Самообслуживание» не было найдено значимых различий в методиках на выявление регуляторных функций дошкольников.
10. Нами была установлена взаимосвязь между показателями тревожности (которая является показателем эмоциональной сферы дошкольника) и культурной конгруэнтностью, то есть мы можем предполагать, что культурная конгруэнтность играет роль в формировании тревожности дошкольника. Дети с низким и средним уровнем культурной конгруэнтности имеют обратную взаимосвязь с показателями тревожности, а с высоким уровнем культурной конгруэнтности - прямую взаимосвязь.
В целом, выявленные особенности отмечают тенденции, при которых социализация и следование правилам производят такие трансформации в эмоционально-волевой сфере - в регуляторных функциях как маркерах воли и эмоций детей, снижают развитие регуляторных функций. Поэтому культурная конгруэнтность, фиксируемая воспитателем, является внешним выражением освоенных паттернов поведения, но не произвольности и эмоций, субъектной регуляции поведения. В процессе установления взаимосвязи эмоционально-волевой сферы с культурной конгруэнтностью у детей старшего дошкольного возраста были установлены положительные взаимосвязи. Это даёт нам возможность утверждать, что культурная конгруэнтность повышает уровень регуляторных функций у дошкольников.
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме эмоционально - волевого развития и культурной конгруэнтности в старшем дошкольном возрасте было установлено, что эмоционально-волевая сфера начинает формироваться активно в старшем дошкольном возрасте, когда, с помощью взрослого, начинают активно усваиваться культурные нормы. Однако детям в этом возрасте сложно регулировать своё поведение, подавлять импульсивность, что, в свою очередь, создаёт проблему несоответствия поведения культурным нормам.
Для подтверждения поставленной гипотезы и реализации цели в ходе нашего исследования были получены следующие результаты:
-в зависимости от уровня соблюдения предписанных правил безопасности дошкольники могут не исправлять совершенные ошибки. Однако, дошкольники с высоким уровнем самоконтроля чаще исправляют ошибки, которые совершают в процессе выполнения задания.
-дети с низким уровнем культурной конгруэнтности быстро справляются с заданиями, при этом совершают множество ошибок в ходе выполнения предъявленных заданий на установления регуляторных функций. Дети с высоким уровнем также быстро справляются с предъявленными заданиями, однако, потраченное время на выполнение заданий несколько выше, чем у детей с низким уровнем культурной конгруэнтности.
- в зависимости от уровня культурной конгруэнтности, имеется тенденция к статистическому различию в количестве неисправленных ошибок в задании на торможение.
- в шкалах культурной конгруэнтности (послушность, безопасность, самоконтроль) имеются значимые различия по общему количеству ошибок в задании на называние фигур. Таким образом, большее количество ошибок допускают дети с низким уровнем конгруэнтности. Это может объясняться тем, что дети не выполняют инструкцию взрослого или нарушают её. Вследствие чего их общее количество ошибок превышает количество ошибок у детей с высоким уровнем конгруэнтности.
Также в ходе выявления различий были установлены следующие тенденции. Так, в зависимости от общей культурной конгруэнтности, прослеживается различие в задании на сортировку фигур на этапе после переключения. У детей с высоким уровнем по данной шкале наблюдаются сложности в выполнении задания раскладывания по фигуре. Также этот эффект наблюдается в шкале культурной конгруэнтности «Соответствие ожиданиям взрослого, послушность».
По шкале культурной конгруэнтности «Самообслуживание» не было найдено значимых различий в методиках на выявление регуляторных функций дошкольников. Это объясняется тем, что правила самообслуживания относятся к числу наиболее усвоенных, поэтому дифференциации детей по этому параметру мы не обнаружили на исследуемой выборке.
В процессе установления взаимосвязи эмоционально-волевой сферы с культурной конгруэнтностью у детей старшего дошкольного возраста были установлены отрицательные взаимосвязи детей старшего дошкольного возраста с низким и со средним уровнем культурной конгруэнтности. Это даёт нам возможность утверждать, что культурная конгруэнтность снижает уровень тревожности в социально-значимых ситуациях у дошкольников. Однако, у дошкольников с высоким уровнем культурной конгруэнтности установлено обратное.
Нами были установлены положительные взаимосвязи между показателем когнитивной гибкости и с низким уровнем культурной конгруэнтности, то есть мы можем предполагать, что низкая культурная конгруэнтность влияет на когнитивную гибкость и тревожность дошкольника. Однако, дошкольники с высоким уровнем культурной конгруэнтности имеют низкий уровень когнитивной гибкости. При этом эти взаимосвязи не установлены со средним уровнем культурной конгруэнтности.
Однако, субвыборки со средним и высоким уровнями культурной конгруэнтности имеют положительную взаимосвязь с процессами торможения, которые не были установлены с низким уровнем культурной конгруэнтности.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о различии подтверждается. Корреляция была обнаружена во всех шкалах.
Корреляция между эмоционально-волевой сферой и культурной конгруэнтностью нашла своё подтверждение. Таким образом, в ходе нашего исследования цель достигнута, гипотезы нашли статистические подтверждения.
Резюмируя полученные результаты мы пришли к следующим выводам:
1. Эмоционально-волевая сфера дошкольника проявляется в регуляторных функциях. Именно в регуляции поведения проявляются как произвольность, так и аффективная сфера дошкольника. В старшем дошкольном периоде повышается способность к решению задач, требующих волевых усилий, а также - произвольная регуляция своих эмоций, поведенческих реакций.
2. Нами был сформирован банк методик по исследованию эмоционально-волевой сферы и культурной конгруэнтности в старшем дошкольном возрасте. Выбранные методики соответствуют цели и задачам исследования, а также имеют высокие психометрические показатели. Была проведена апробация русскоязычной версии NEPSY - II, который включает исследование уровня произвольных когнитивных процессов и на гибкость мышления.
3. В соответствии с целью работой, её задачами и поставленной гипотезой мы исследовали особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников в контексте их поведения в нормативной ситуации.
4. Культурная конгруэнтность связана с регуляторными функциями.
5. При высоком уровне культурной конгруэнтности снижаются показатели регуляторных функций. Мы объясняем этот парадоксальный результат тем, что источником регуляции поведения ребёнка является не его субъектная позиция, а внешнее подражание задаваемым образцам. Отрицательное влияние культурной конгруэнтности на регуляторные функции детей старшего дошкольного возраста проявляется в подавлении (снижении) произвольных когнитивных процессов и гибкости мышления, т.е. на более высоких уровнях культурной конгруэнтности эти показатели уменьшаются.
6. Исходя из результатов исследования, мы можем утверждать, что, в зависимости от уровня культурной конгруэнтности, имеется тенденция к статистическому различию в количестве неисправленных ошибок в задании на торможение.
7. В шкалах культурной конгруэнтности послушность, безопасность, самоконтроль имеются значимые различия по общему количеству ошибок в задании на называние фигур. Таким образом, большее количество ошибок допускают дети с низким уровнем конгруэнтности. Вследствие чего их общее количество ошибок превышает количество ошибок у детей с высоким уровнем конгруэнтности.
8. В зависимости от общей культурной конгруэнтности, прослеживается различие в задании на сортировку фигур на этапе после переключения. У детей с высоким уровнем по данной шкале наблюдаются сложности в выполнении задания раскладывания по фигуре. Также этот эффект наблюдается в шкале культурной конгруэнтности «Соответствие ожиданиям взрослого, послушность».
9. По шкале культурной конгруэнтности «Самообслуживание» не было найдено значимых различий в методиках на выявление регуляторных функций дошкольников.
10. Нами была установлена взаимосвязь между показателями тревожности (которая является показателем эмоциональной сферы дошкольника) и культурной конгруэнтностью, то есть мы можем предполагать, что культурная конгруэнтность играет роль в формировании тревожности дошкольника. Дети с низким и средним уровнем культурной конгруэнтности имеют обратную взаимосвязь с показателями тревожности, а с высоким уровнем культурной конгруэнтности - прямую взаимосвязь.
В целом, выявленные особенности отмечают тенденции, при которых социализация и следование правилам производят такие трансформации в эмоционально-волевой сфере - в регуляторных функциях как маркерах воли и эмоций детей, снижают развитие регуляторных функций. Поэтому культурная конгруэнтность, фиксируемая воспитателем, является внешним выражением освоенных паттернов поведения, но не произвольности и эмоций, субъектной регуляции поведения. В процессе установления взаимосвязи эмоционально-волевой сферы с культурной конгруэнтностью у детей старшего дошкольного возраста были установлены положительные взаимосвязи. Это даёт нам возможность утверждать, что культурная конгруэнтность повышает уровень регуляторных функций у дошкольников.
Подобные работы
- Организация воспитательной работы по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ИЗУЧЕНИЕ НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
АППАРАТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Развитие эмпатийного потенциала личности (19.00.01)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003



