ВВЕДЕНИЕ 5
1 Особенности использования механизмов экономического стимулирования в качестве методов воздействия государства на субъекты хозяйственной деятельности в системе государственного регулирования природопользования 12
1.1 «Экологизация» экономики страны: суть и механизмы экономического
стимулирования ответственного природопользования 12
1.2 Механизмы государственного регулирования природопользования 18
1.3 Рыночные механизмы регулирования экологической сферы 29
1.4 Классификация ГЧП. Современные формы и типы партнерских отношений
государства и бизнеса 46
2. Реализация механизма «Г осударственно-частного партнерства» для осуществления деятельности по сбору отходов с применением элементов залогово-депозитарной системы 54
2.1 Суть муниципально-частного проекта «Фандомат» 54
2.2 Экономические характеристики муниципально-частного проекта
«Фандомат» 65
2.3 Эффективность предлагаемого муниципально-частного проекта
«Фандомат» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Актуальность темы исследования. Проблема охраны окружающей среды, в качестве фактора, определяющего качество жизни человека, становится все более острой. Рост промышленного производства, все возрастающие масштабы потребления с учетом демографического роста катастрофически сказываются на экологическом состоянии окружающей среды. При этом в настоящее время очевидно не только влияние развития экономики на уровень загрязнения и деградации среды, но и обратная связь, выражающаяся в значительных экономических убытках от последствий нарушение баланса биосферы и изменение климата, ухудшения компонентов природной среды. В таких условиях переход к политике устойчивого развития, учитывающего в равной степени экономические, экологические и социальные интересы является наиболее оптимальным вариантом решения природоохранных проблем. Однако достижение высокой результативности здесь возможно при условии применения данной концепции не только на уровне государственных программ, но, в первую очередь, на уровне промышленных и инфраструктурных объектов. Решение этой задачи требует соответствующего государственного регулирования, выражающегося в применении механизмов экономического стимулирования экологоориентированной деятельности. Соответственно природопользователи сами должны быть заинтересованы в снижении негативного воздействия на окружающую среду. Целесообразность применения указанного подхода вызвана также следующим фактором: расходы на восстановления нарушенного природного равновесия требуют значительно больших затрат нежели деятельность по предотвращению загрязнения, в то время как незначительное воздействие на экосистему в большинстве случаев не требует осуществления дополнительных мероприятий в виду способности природной среды к самовосстановлению.
Руководство нашей страны также осознает необходимость перехода к более эффективной системе регулирования природопользования. В последнее
5
десятилетие ведется активный поиск наиболее оптимальных инструментов охраны окружающей среды. Но, к сожалению, регулярные изменения в законодательной сфере негативно сказываются на инвестиционной привлекательности России для иностранного капитала и тормозят ее экономическое развитие, а приверженность властных структур к механизмам регулирования компенсационного типа, имеющих цель скорее пополнения бюджета за счет штрафов и возмещения вреда за нарушения природоохранных требований, нежели недопущения негативного воздействия на окружающую среду, не позволяют добиться необходимых результатов по улучшению экологической ситуации. Законодательная работа при этом в основном сводится к определению наиболее результативных фискальных инструментов, а значительные финансовые затраты расходуются природопользователями не на осуществление мероприятий природоохранного характера, а на деятельность по расчету, обоснованию и другой сопроводительной документации, регламентирующей оплату экологических платежей. Мерам государственной поддержки экологоориентированной деятельности не уделяется должного внимания, они сформулированы в виде общих положений о налоговых и иных льготах, отсутствует четкий регламент их реализации, кроме того они практически не подтверждены действующим налоговым, бюджетным, таможенным и иным законодательством и поэтому не являются мотивацией для соответствующей инвестиционной деятельности.
В этой связи для корректировки системы эколого-экономического регулирования хозяйственной и другой деятельности в РФ особое значение имеет детальное изучение экономических механизмов стимулирования эффективного природопользования, хорошо зарекомендовавших себя в европейских странах, анализ особенностей их практического применения и возможности их адаптация под российские реалии.
Степень разработанности проблемы. Изучению экономических инструментов стимулирования природоохранной деятельности посвящено множество научных трудов. В первую очередь необходимо отметить работы
профессора Новосибирского государственного университета Тагаевой Т.О., а также Котельникова А.А., Тютюкиной Е.Б., Данилова А.И., Колотырина К.П.
Детальный анализ зарубежного опыта применения механизмов мотивации к экологоориентированной деятельности представлен в трудах Седаш Т.Н. Вопросам использования налоговых льгот в регулировании состояния окружающей среды, в том числе с учетом особенностей зарубежной практики в этой сфере и возможностям ее использования в российской системе экологического управления посвящены работы А.П. Киреенко, О. В. Батурина,
С. А. Г оловань.
Правовое обеспечение экономического стимулирования в области охраны окружающей среды рассмотрено Хлуденевой Н.И., Петровой Т.В. Проблемные аспекты правового регулирования экологического страхования в РФ описаны Н.В. Гулак, А.В. Малышенко, практический опыт страхования экологических рисков в США - Абалкиной И.Л.
Среди отечественных ученых, описывающих характерные особенности государственно-частного партнерства в природоохранной сфере можно выделить работы Г.Ю. Пахальчак и Е.М. Масловой.
В целом накопленный научный потенциал исследований указанных авторов обеспечил высокий теоретико-методологический уровень исследования тенденций и перспектив развития механизмов экономических стимулирования экологоориентированной деятельности. Тем не менее, анализ данной предметной области свидетельствует о недостаточной разработанности предлагаемых инструментов в части адаптации к российским условиям и практического внедрения в существующую систему государственного регулирования сфере охраны окружающей среды.
Недостаточная проработанность прикладных аспектов реализации конкретных механизмов мотивации природоохранной деятельности определило выбор темы и направление исследования.
Цель диссертационной работы заключается в комплексном научнотеоретическом анализе механизмов экономического стимулирования
природоохранной деятельности и определение основных направлений их совершенствования.
Для достижения указанной цели в диссертационном исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы экономического стимулирования экологоориентированной деятельности.
2. Проанализировать законодательную базу реализации механизмов мотивации к природоохранной деятельности.
3. Проанализировать противоречия и проблемы существующей системы регулирования природопользования.
4. Изучить практику применения механизмов экономического стимулирования экологоориентированной деятельности в зарубежных странах и рассмотреть возможность использования их опыта в нашей стране.
5. Разработать рекомендации по совершенствованию существующей
системы регулирования природопользования, путем внедрения наиболее эффективных механизмов экономического стимулирования
экологоориентированной деятельности, с учетом их адаптации к российским условиям.
Объектом исследования является система регулирования природопользования Российской Федерации, а также методы воздействия государства на субъекты хозяйственной деятельности с целью соблюдения ими норм природоохранного законодательства.
Предметом исследования являются механизмы экономического стимулирования экологоориентированной деятельности, зарубежная практика их применения и возможность их реализации в российских условиях.
Методологические и теоретические основы исследования. Теоретикометодологической основой диссертационного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, публикации в периодической печати, материалы научно-практических конференций, посвященных как принципам применения механизмов экономического стимулирования экологоориентированной деятельности в целом, так отдельным аспектам реализации данного направления. Решение поставленных задач было реализовано с использованием общенаучных (диалектики, анализа и синтеза, индукции и дедукции, научного абстрагирования, гипотезы, сопоставления, обобщения) методов.
Информационно-эмпирической базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, и ее субъектов, информационные материалы Министерства природных ресурсов и экологии России, Федеральной службы государственной статистики, публикации официального портала «Центр развития государственно-частного партнерства», интернет-ресурсы, собственные исследования и расчеты автора.
Основные пункты научной новизны диссертации.
1. Предложена модель государственно-частного партнерства в качестве механизма экономического стимулирования эффективного природопользования в системе государственного регулирования, включающая в себя принципы залогово-депозитарной системы сбора отходов. Такой подход, позволяет учесть интересы как публичного, так и частного партнера, минимизировать их экономические риски.
Предложенная модель характеризуется привлечением третьего субъекта - населения, формируя высокую экологическую эффективность проекта, мотивируя непосредственно «загрязнителя», которым в данном случае выступает население, корректировать свое поведение с учетом природоохранных принципов.
2. Предложен вариант классификации форм государственно-частного партнерства, основанный на степени оказания воздействия проекта на окружающую среду.
Теоретическая значимость исследования обусловлена возможностью использования материалов диссертации в преподавании в высших учебных заведениях.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения рекомендаций совершенствования системы государственного регулирования природопользования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены, обсуждены и получили одобрение на III Республиканской молодежной экологической научной конференции в 2018 г. По теме диссертационного исследования опубликовано 3 научные печатные работы.
1. Сергеева З.Х., Закирова Л.А. Экологическая модернизация производства на пути устойчивого развития экономики Российской Федерации // Управление устойчивым развитием. 2017. № 4 (11). С. 59-64.
2. Закирова Л.А. Инструменты экономического стимулирования обеспечения охраны окружающей среды // Сборник научных трудов молодых ученых (по материалам III Республиканской молодежной экологической научной конференции, г. Казань, 5-6 апреля 2018 г.). 2018. С.251-260.
3. Закирова Л.А. Реформа в системе обращения с отходами в России // Наука Красноярья. 2018. Том.7. №4-2. С. 104-111 (ВАК).
Структура диссертационной работы. Общий объем работы составляет 102 страницы, работа содержит 15 рисунков, 13 таблиц, 6 приложений. Список использованной литературы включает 66 источников.
Во введении были рассмотрены актуальность работы, степень разработанности проблемы, цель и задачи исследования, методы исследования, основные пункты научной новизны, практическая и теоретическая значимость и апробация результатов исследования.
В первой главе «Особенности использования механизмов экономического стимулирования в качестве методов воздействия государства на субъекты хозяйственной деятельности в системе государственного регулирования природопользования» рассмотрены основные виды механизмов экономического стимулирования экологоориентированной деятельности, законодательная база правоприменения данных механизмов, выявлены слабые места при их реализации в российской государственной системе управления охраной окружающей среды. Представлены успешные примеры использования механизмов экономического стимулирования в практике зарубежных стран.
Вторая глава «Реализация механизма «Г осударственно-частного партнерства» для осуществления деятельности по сбору отходов с применением элементов залогово-депозитарной системы» посвящена разработке проекта ГЧП на муниципальном уровне. Представлены данные экологической эффективности, расчеты экономической рентабельности и социальной значимости проекта.
В заключении изложены выводы, основные результаты исследования.
Высокие темпы экономического роста привели к беспрецедентному истощению окружающей природной среды. В таких условиях поиск новой модели развития общества, обеспечивающей экологический сценарий ведения экономической деятельности, стал актуальной проблемой для всего мирового сообщества. Поскольку основная цель экологического законодательства России — создание эффективной правовой модели регулирования общественных отношений, в области охраны окружающей среды, в последнее время идет активный процесс закoнoтвoрчеcтва в этой cфере. Но решения o разработке того или итого акта чаще всего принимаются парламентом, президентом или правительcтвoм вoлевым порядком, без вcеcтoрoннегo yчета экoлoгичеcкoй cитyации в Рoccии, тотребтоетей oбщеcтва и возможностей реализации принятых концепций в существующих условиях. Как результат - срывы сроков государственных программ, растрата значительных финансовых средств на восстановление ситуации, социальная напряженность и подрыв доверия граждан к государственной власти. Наиболее наглядно эта ситуация прослеживается на фоне реализуемой в настоящее время реформы в системе обращения с отходами, призванной внедрить систему утилизации отходов, в отсутствии необходимых подготовительных этапов, производственных мощностей по селективному сбору и переработке отходов, навыков раздельного сбора мусора у населения, в течение одного десятилетия. В то время как у западных стран данный процесс потребовал более двадцати лет.
К наиболее существенным недостаткам действующей системы правового регулирования природоохранного нормирования следует отнести отсутствие закрепленных в российском законодательстве эффективных методов экономического стимулирования субъектов хозяйственной и иной деятельности к снижению негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Поощрение природоохранной деятельности на данный момент не является приоритетной государственной задачей и в законодательстве
75
последовательно реализуется фискальный подход к экономическому регулированию в области охраны окружающей среды.
Указанная ситуация, ввиду целенаправленной работы правительства РФ по экономическому развитию страны, продвижению иностранных инвестиций и производств на территории России крайне негативно сказывается на экологической обстановке страны. А улучшение качества природной среды требует применения превентивных методов по предотвращению загрязнения и возможно лишь в случае снижения антропогенного воздействия. С этой целью более эффективно применение экономического механизма, оказывающего стимулирующее влияние на поведение загрязнителей и способствующего рациональному природопользованию. Соответственно формирование адекватного механизма стимулирования в рамках государственно-рыночного хозяйствования позволит осуществить реформирование экономики России с учетом экологического фактора.
Разумеется, такая работа требует комплексного подхода, пересмотра государственных приоритетов в сторону экологизации экономики.
В качестве одного из методов стимулирования экологоориентированной деятельности могут использоваться неценовые критерии экологической эффективности при отборе претендентов на заключение государственных контрактов. С этой целью возможно внесение в ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», изменений об обязательном учете критериев экологической эффективности обеспечив предприятия, осуществляющие мероприятия по снижению воздействия на окружающую среду, рынком сбыта, и определив их продукцию как предпочтительную при формировании госзаказа [13]. Такая мера может быть достаточно эффективной, учитывая, что объем товаров и услуг, закупаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях для социальной сферы (образование и здравоохранение), армии и всей оборонной сферы, инфраструктуры (в частности, энергетической и транспортной), составляет 10-20% ВВП [48, с. 122].
Применение механизмов государственно-частного партнерства, даже в отношении проектов, не относящихся природоохранным, также имеет широкие возможности по улучшению экологической обстановки, поскольку уже на уровне конкурса документация может включать повышенные экологические требования к объекту. Но в данном случае необходимо законодательно предусмотреть регламент формирования природоохранных критериев, обязательный для исполнения.
Для промышленных регионов, отличающихся повышенным загрязнением атмосферного воздуха, водных ресурсов, почвенного покрова оптимальным вариантом оздоровления окружающей среды является использование принципа «пузыря», позволяющего добиться заданного суммарного уровня воздействия на окружающую среду при минимальных затратах.
Для территорий отличающихся небольшой численностью населения, при большой удаленности от региональных центров использование введенного экологического сбора совершенно не эффективно, поскольку как строительство перерабатывающих предприятий, так и транспортировка отходов для последующей утилизации не рентабельна. В данном случае более эффективной станет применение залогово-депозитарной системы, с обеспечением унификации стеклянной упаковки и функционирования системы многоразового использования стеклянной тары. В отношении пластиковой продукции, не являющейся биоразлагаемой, следует ввести запрет на ввоз на определенные территории. Такой подход позволяет не только снизить общее количество образующихся отходов, но и стимулировать граждан к селективному сбору ТКО.
Высокая доля износа основных фондов, а также наличие большого количества экологически опасных производств на территории России определяет необходимость внедрения еще одного механизма экономического стимулирования природоохранной деятельности - экологического страхования. Являясь оптимальным финансовым инструментом аккумуляции средств и позволяя направлять крупные суммы на ликвидацию последствий экологических катастроф, данный вид страхования исполняет также превентивную функцию, обязуя организации снижать экологические риски, в целях уменьшения размеров страховых взносов.
В некоторых случаях, комплексное применение нескольких механизмов позволяет достичь большей результативности, действуя одновременно в нескольких направлениях. Примером совместного применения принципов государственно-частного партнерства и элементов залогово-депозитарной системы является проект, описанный во второй главе данной работы. Указанный проект направлен на снижение негативного воздействия отходов на природную среду и позволяет решать сразу несколько задач:
- создание удобной, современной системы селективного сбора отходов шаговой доступности;
- обеспечение высокого процента извлечения и переработки вторсырья;
- ресурсосбережение;
- снижение негативного воздействия от размещения отходов на полигоне или в процессе термической утилизации;
- формирование экологически ответственного поведения и навыков селективного сбора отходов у граждан;
- привлечение частного бизнеса в природоохранную сферу.
В российской системе регулирования природопользования превалируют административные рычаги воздействия, тем не менее, опыт развитых стран показывает, что именно экономическая заинтересованность, в отличие от карательных мер, позволяет достичь значимых результатов в охране окружающей среды. Реализация перечисленных предложений будет способствовать устойчивому развитию России, обеспечивая стабильный рост экономики и сохраняя при этом благоприятную окружающую среду для будущих поколений.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145 (ред. от 27.12.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31. ст. 3823.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117 (ред. от 25.12.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136 (ред. от 25.12.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 44. Ст. 4147.
4. Водный кодекс РФ: Федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 74 (ред. от 03.08.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 23. Ст. 2381.
5. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200 (ред. от 03.08.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 50. Ст. 5278.
6. О недрах: федер. закон Рос. Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395- 1 (ред. от 03.08.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 10. Ст. 823.
7. О животном мире: федер. закон Рос. Федерации от 24 апреля 1995 г. № 52 (ред. от 03.08.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 17. ст.1462.
8. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: федер. закон Рос. Федерации от 21 июля 1997 г. № 116 (ред. от 29.07.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 30. ст. 3588.
9. Об отходах производства и потребления: федер. закон Рос. Федерации от 24 июня 1998 № 89 (ред. от 29.07.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 26. ст. 3009.
10. Об охране окружающей среды: федер. закон Рос. Федерации от 10 января 2002 г. № 7 (ред. от 29.07.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 2. ст. 133.
11. О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 21 июля 2005 г. № 104-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 30 (часть I). ст. 3115.
12. О концессионных соглашениях: федер. закон Рос. Федерации от 21 июля 2005 г. № 115 (ред. от 27.12.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 30 (часть II). ст. 3126.
13. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон РФ от 05 апреля 2013 № 44 (ред. от 27.12.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14. ст. 1652.
14. О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон РФ от 21 июля 2014 г. № 219 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 30 (часть I). ст. 4220.
15. О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2014 г. № 458 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 1 (часть I). ст. 11.
16. Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641: Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 47. ст. 6640.
17. Перечень видов отходов производства и потребления, захоронение которых запрещается, утвержденного распоряжением Правительства
Российской Федерации от 25 июля 2017 года № 1589-р. // - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71635154/
II. Монографии и научные статьи
18. Бурматова О.П., Сумская Т.В. Финансовые аспекты обеспечения эколого-ориентированного развития // Вестник НГУ. Серия: Социальноэкономические науки. 2016, Т 16. №2. С. 44-56.
19. Васильева Ю.А., Родина Л.А. Международный опыт построения системы налогового регулирования экологического равновесия // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2012. №3. С. 10-14.
20. Вахитова Л. В. Некоторые вопросы развития механизма управления природопользованием // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2010. № 5, С. 30-32.
21. Гаркуша А. И. ТКО: Вверх по лестнице, ведущей вниз. // Твердые бытовые отходы. 2018. № 11. С. 24-25.
22. Г ерасимчук И. Экология и экономический рост в России // Мировая энергетика. 2013. № 11.
23. Гималетдинов С.Х. Модели государственно-частного партнерства и возможности их использования в региональной экономике // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. междунар. науч.-практ. конф. № 6(50)., Новосибирск: СибАК, 2015.
24. Гончаренко А. П. Экономика России в цикличности мирового экономического развития и пути выхода из кризиса // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 4 (98).
25. Грошев А.Р. Анализ методических подходов к оценке ВВП с учетом экологического фактора // Известия Томского политехнического университета.
2006. Т. 309, № 4.
26. Гулак Н.В., Малышенко А.В. Проблемные аспекты правового регулирования экологического страхования в РФ. Проблемы современных
правоотношений // Сборник научных трудов. Под ред. Ворониной И.А. 2003. С. 188-192.
27. Егорова М.С. Экологические инвестиции как путь восстановления экономики // Вестник науки Сибири. 2011. № 1 (1). С. 474-480.
28. Кабашкин В.А., Потеряев А.М. Основные преимущества концессии в современной хозяйственной жизни России// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. №35. С. 29-39.
29. Качкин Д., Митина И. Досрочное прекращение концессионного соглашения: ловушка для инвестора? // Рынок ценных бумаг: Г осударственно- частное партнерство. 2016. №4. С. 25-28.
30. Каштанова И.И. Зарубежный опыт реализации энергоэффективных и природоохранных проектов // Записки Горного института. 2012. Т. 196. С. 181183.
31. Киреенко А.П., Батурина О. В., Головань С. А. Использование налоговых льгот в регулировании состояния окружающей среды: зарубежный опыт и перспективы в России // Известия Байкальского государственного университета. 2014. №1 (93). С. 25-34.
32. Козырева Н. Н. , Грузинов О. С. Зарубежный опыт использования депозитно-возвратной (залоговой) системы управления отходами и его применение в Республике Беларусь // Потребительская кооперация. 2018. № 1. С. 64-68.
33. Колодина М. В. Налогообложение природопользования в Российской Федерации // Вестник Оренбургского Государственного Университета. 2006. 4S (54). С. 60-63.
34. Котельников А.А. Методы позитивной мотивации охраны окружающей среды // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. №4 (108). С. 70-76.
35. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Сушко Е.Д. Регулирование промышленных выбросов на основе агент-ориентированного подхода //Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т.10. № 6. С. 42-58.
36. Рзаев К. Переработка отходов: подбор сырья // Пластикс: индустрия переработки пластмасс. 2017. №12. С. 14-20.
37. Седаш Т.Н. Анализ использования механизма государственночастного партнерства для реализации природоохранных и энергосберегающих проектов в России // Финансы и кредит. 2015. № 18(642). С 34-43.
38. Седаш Т.Н. Экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности: анализ зарубежного опыта // Финансы и кредит. 2015. № 7(631). С 54-64.
39. Сидоренко В.Н. Оценка основных макроэкономических показателей природопользования для Российской Федерации и регионов // Бюллетень Центра экологической политики России «На пути к устойчивому развитию». 2000. № 5. С. 16-24.
40. Тагаева Т. О., Гильмундинов В.М., Казанцева Л. К. Экономические методы регулирования качества окружающей среды в России // Мир новой экономики. 2015. №4. С. 48-61.
41. Ферару Г. С. Проблемы, тенденции, способы регулирования деятельности по обращению с отходами // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2011. № 7 (102). Выпуск 18/1. С. 24-33.
42. Хлуденева Н. И. Правовое обеспечение экономического стимулирования в области охраны окружающей среды // Журнал российского права. 2013. №2. С. 2-13.